Дочь не слушается что с ней делать
«Дочь все время мной командует». Почему дети перестают нас слушаться и что с этим делать
Почему ребенок стал главным
Некоторые дети ведут себя так, будто сами отвечают за своих взрослых. Это не свойство характера, а результат эмоций и инстинктов, которые подпитывают поведение ребенка. Из-за них его воспитание становится трудным и утомительным.
За последние 30 лет число детей-доминантов неуклонно росло, нарушая естественные отношения взрослого и ребенка, существовавшие веками. Если не понимать корней проблемы, то невозможно сделать вывод, почему сын или дочь вдруг начали командовать вами.
Как это происходит? Ребенок стремится вытеснить своего родителя из роли лидера. Он ведет себя и говорит так, будто он главный. Вместо того, чтобы слушаться взрослых, настаивает на «справедливости» и требует, чтобы вы подчинялись его правилам. Он оставляет за собой последнее слово в любом разговоре. Пока такой ребенок привязан к родителям, он стремится к лидирующей позиции, а не к зависимой.
Но дети не могут полноценно развиваться, если за ними ведущая роль в семье.
Есть много причин, по которым родители теряют роль лидера в семье. Четыре самых распространенных:
Растим детей независимыми
Все мы хотим воспитать наших детей самостоятельными и целеустремленными. Проблема в том, как мы этого добиваемся.
Ребенок должен зависеть от взрослых, потому что он еще незрелый, это заложено природой. Мать и отец должны направлять его, делиться с ним ценностями, заботиться о нем, помогать ему развиваться и защищать, когда это необходимо.
Дети не должны взрослеть раньше времени. Но мы ведь сами подталкиваем их к этому. Настаиваем, чтобы дошкольники ходили на кружки и развивающие занятия, вместо того, чтобы играть. Детей постарше учим контролировать свои эмоции и ругаем, если они не справляются с этим. И постоянно транслируем, что самостоятельность и независимость — это хорошо. Поэтому дети хотят сами заботиться о себе.
Наше стремление к независимости мешает нашим детям зависеть от нас. Ведь именно мы, благодаря доверительным отношениям с ребенком, помогаем ему расти, познавать мир и себя в нем.
Заставляем выбирать
Стремление сделать детей независимыми порождает родительскую практику. Мы часто просим детей самих сделать выбор. Что они будут есть? Во сколько они лягут спать? Поедут ли к друзьям с ночевкой? Есть множество ситуаций, в которых мы теряем позицию лидера. Одна из них — когда консультируемся с детьми, пытаясь понять, что им нужно.
Но есть подходящие ребенку по возрасту области, где он может проявить здоровое лидерство. Например, позаботиться о младшем брате или сестре, самостоятельно ухаживать за домашним животным. Выбрать, во что они хотят поиграть или сколько они готовы съесть за обедом.
Проблема в том, что мы не должны задавать детям вопросы, которые подтолкнут их к мысли: родители не знают, как их воспитывать, и не готовы брать на себя инициативу.
Не уделяем достаточно внимания
Родители сталкиваются со стрессом, у них масса проблем: от рабочих обязанностей и финансовых обязательств до развода и проблем со здоровьем. Но дети должны всегда рассчитывать на поддержку своих взрослых, чтобы в их жизни была стабильность и покой.
Если ребенок не может получить поддержку, тепло и внимание от родителей, это опасная ситуация. Он теряет безопасные и зависимые отношения, которые необходимы ему для развития.
Чем больше трудностей отвлекают родителей от воспитания, тем больше вероятность, что дети будут от них отдаляться.
Тем более, что работа и школа и без того сокращают время общения взрослых с ребенком.
Не верим в себя
Воспитание — занятие не для слабонервных. Люди веками заботились о детях. Но современные родители слышат все более противоречивые советы, что делает их труд еще сложнее.
Страх и неуверенность в родительских обязанностях возникают, когда нам кажется, что мы не в силах справиться с детскими истериками, не способны развивать ребенка и привить ему дисциплину. Из-за этих страхов ребенка чрезмерно опекают, не говорят ему «нет», ведут с ним переговоры на равных.
Но такое воспитание лишает ребенка опоры, которая понадобится ему во взрослой жизни в случае невзгод.
Не нужно беспокоиться о том, что мы не знаем всего. Родители сами становятся ответом на вопросы и нужды ребенка.
Знаки лидера
Остаться лидером — значит предложить ребенку-доминанту зависеть от вас. Мы не можем заставить его стать послушным. Но в наших силах создать условия, в которых ему комфортно будет следовать за нами, так мы вновь возьмем заботу о наших отношениях на себя. Для этого нужно следить за тем, что чувствуют дети, доверяют ли они вам.
Быть главным в жизни ребенка — значит помогать ему осмыслить окружающий мир. Мы не просто заботимся о детях, но и предвосхищаем их потребности. Воспитываем и утешаем, когда они сталкиваются с трудностями — еще одной частью нашей жизни. Дети должны чувствовать, что мы ответственны и можем справиться со всем, что встретится на нашем пути — истериками, непослушанием, эмоциональными всплесками.
Про альфа-детей часто говорят, что им нужна «твердая рука» или «урок». Но если родители будут злоупотреблять зависимостью ребенка от них, сурово его наказывать и лишать любимых вещей, это не вызовет к ним доверия. Но это не значит, что нужно следовать всем его необоснованным требованиям.
Мы должны предложить такому ребенку заботливую опеку, когда за него отвечает родитель, но при этом он находится в комфорте и безопасности.
Только благодаря доброте, щедрости и умело установленным ограничениям можно показать, что родитель — это их опора.
Как вернуть лидерство
Есть три шага, с помощью которых вы сможете предложить вашим детям отношения, от которых они не смогут отказаться.
Показать заботу
Одна из наиболее важных стратегий воспитания альфа-ребенка — проявлять собственную лидерскую позицию: заботу и твердость. Вы должны сообщать ребенку при каждом удобном случае, что можете заботиться о нем. Чувствовать самим, что в вас достаточно сил для этого.
Если ребенок с проблемой доминирования поймет, что он может бросить вызов своим родителям и сбить их с толку, он не будет доверять им. Не дайте ему такой возможности. Хотя будут моменты, когда он будет расстроен из-за того, что вы не подчиняетесь его требованиям.
Укрепить доверие
Дети должны почувствовать, что на родителей можно положиться. Когда они используют свой авторитет для контроля над ребенком, отбирая любимые вещи или отказывая в развлечениях, это только усугубит его альфа-позицию. Если отец или мать не разговаривают с ним, когда обижены, это убеждает его — отношения в их семье условны и опираются только на хорошее поведение.
Вам нужно выдержать перепады настроения, не принуждая и не демонстрируя силу. Лучше прекратить конфликт и поговорить о чувствах и переживаниях ребенка, когда все закончится. Это поможет вам сохранить достоинство и найти общий язык.
Возглавить общее дело
Эффективная стратегия общения с альфа-ребенком заключается в том, чтобы найти ситуации, в которых он будет зависеть от вас. Отправляйтесь вместе на прогулку. Многие дети отказываются от этого. Не только потому, что это предлагают родители. Дело в том, что дом становится их королевством.
Несмотря на протесты, приведите ребенка в новое место, которое вы знаете лучше. Это временно сместит его с лидерской позиции. И вы сможете показать, что готовы сделать все возможное, чтобы он был в безопасности.
Дочь-подросток (12,5 лет) резко стала неуправляемой, начала курить, совершенно не слушает меня
Наталья, очень приятно!
Как мне с ней говорить, чтобы она меня услышала?
Расскажите, пожалуйста, что именно вы хотите до нее донести? Что именно она должна услышать?
Наталья, спасибо за ответ. Поняла.
В подростковом возрасте дети перестают воспринимать разговоры в виде поучений. Им сейчас нужен диалог. Поэтому она и говорит:
Все разговоры воспринимает как мораль, которая не интересна.
Ведь это действительно мораль. И это и правда не интересно.
Пробовали ли вы говорить с ней в форме диалога, задавая вопросы?
Например:
Кем тебе хотелось бы работать в будущем? Какая профессия тебе нравится? А как ты думаешь, сможешь поступить в вуз, чтобы получить эту профессию? Ты знаешь, какие предметы надо сейчас изучать усиленно, чтобы поступить в такой вуз?
И т. п. Понимаете? Она должна сама в себе породить все эти ответы. В этом возрасте они уже перестают воспринимать готовые ответы от родителей, они хотят быть самостоятельными, взрослыми, хотят сами принимать решения относительно своей жизни.
Сегодня заявила мне, что домой ночевать не придёт. И не пришла.
Уже конечно хамство. Хамство в свой адрес допускать нельзя.
Наталья, вы одна воспитываете дочь или ее отец тоже участвует в воспитании?
Что вы имели в виду, когда писали это:
Я помогала ей пройти переходный возраст. И к психологу ходили,
? Как вы помогли ей пройти переходный возраст? Какой возраст имеется в виду? По какому поводу обращались к психологу?
Поэтому вам сейчас важно разобраться с вопросами коммуникации с подростками, разобраться с реакциями вашей дочери с вашими реакциями на нее. Учиться выстраивать и удерживать личные границы.
Необходимо буквально выстроить грамотно диалоги с дочкой. Этот возраст довольно сложный и опасный. Важно сейчас не упустить этот момент.
недавно заявила мне, что » ну и буду дворником, как ты мне и говорила». Понимаю, что это опять эпатаж.
Но у меня нет пока в этой ситуации как с откровенным хамством бороться.
Я ей сказала, что не готова при таком её поведении её понимать и поддерживать.
Вот это зря. Ей сейчас нужна ваша поддержка. Здесь лучше учиться говорить о своих чувствах. Например: Дочь, я тебя люблю и всегда буду любить и поддерживать тебя, но такое поведение по отношению ко мне, мне не нравится. Мне не приятно и обидно, когда ты так поступаешь. То есть, говорить о своих чувствах, не отталкивая ее.
Она вернулась домой после отсутствия ночью, и ничего не сказала. Ни прости, ничего. Как так и надо. Я не стала читать мораль, не стала вообще на неё как-то реагировать. Пришла и пришла. Не знаю что сказать офигевшему ребенку. Да и не хотелось говорить.
Я понимаю вашу реакцию. Но вот здесь как раз важно не игнорировать эти события, а учиться реагировать на них правильно.
Ругаемся с дочерью (8 лет). Она не реагирует на мои просьбы. Как решить эту проблему?
дочь не реагирует на просьбы, бывает что-либо делает просто на зло, делает вид, что не слышит.
Проблема эта началась год назад где-то (могу ошибаться).
Дочь отличников, в школе все хорошо, я сама работаю в этой школе учителем, вместе с ней ездим, прибегает на каждой перемене обнимает, все просто отлично!
А как приходим домой. Начинается. Доча, переоденься, и прошу много раз, помой руки и тд. Т. Е. Всё нужно ГОВОРИТЬ, и по 100 раз.
Обратилась сейчас, тк у меня уже истерики начались, и разговаривала с ней, спрашивала, почему ты не делаешь ничего делать, на что она сказала мне лень.
Говорила ей, давай решим нашу проблему, либо придется обратиться за помощью. Она испугалась и попросила, что не надо.
Когда поменьше была, помогала всё (как и все дети, любимая фраза; я сама»)
Доброе утро! Отношения у нас (вне
Конфликта) замечательные, мы разговариваем, играем, можем подурачиться, дочь очень ласковая, говорит приятные слова. Я всегда ей говорю, что мама это твоя подруга, если что-то тебя беспокоит, можешь поделиться, спросить как быть. Мы любим друг друга.
Что касается, учебы, конечно, мы занимаемся, она старается, ходит в художественную школу с удовольствием! Творческая личность. Любит рисовать, делать поделки.
Конечно, я боюсь, если сейчас не слушает, то, что будет дальше’! Надеюсь, постепенно, обстановка наладиться. Иначе, это разрыв в моей душе!
Для нее учитель ее авторитет, она ее слушает, все выполняет.
Безумно любит бабушку. Отдыхала у нее в деревне, так за неделю, мама говорит, тоже нервишки помотала, дело в том, что просто ни чего не убирала после своих творческих работ. И как только мама ее не просила.
Вот, в чем, проблема? Вроде с детства приучала ее к чистоте.
Ожидаю я больше всего, это понимания! Дочь знает, что я перенесла тяжелую операцию, что нельзя нервничать, но когда дело до ходит до просьб с моей стороны, она забывает обо всем. Я ей объясняю, что должны быть определенные обязанности, убрать в комнате, складывать вещи на место. Я не прошу ее, мыть посуду, полы. Самое элементарное можно сделать.
Ожидаю я больше всего, это понимания! Дочь знает, что я перенесла тяжелую операцию, что нельзя нервничать, но когда дело до ходит до просьб с моей стороны, она забывает обо всем.
Здравствуйте. Конечно, я считаю важным, чтобы ребенок слушался родителей, прислушивался к ним! Тем более в таком возрасте! А когда будет подростком- качество самостоятельности будет развито больше, и не придется ходить по пятам и повторять»помой руки, помой руки».
Что касается, выделенного места, у нее есть своя комната, и там на столе всегда бардак! Она там делает что хочет, но потом не убирает! Тут моя, наверно, вина (раньше чтоб избежать ссор, мне было проще самой все убрать за ней молча, и так она привыкла, что мама всегда и все уберет). Мне, кажется, она просто знает, если она не уберет, то мама сделает сама. Вот, сейчас, ей и тяжело перестраиваться «на новый лад».
Вчера вечером рисовали с ней негативные эмоции, по Вашему совету!
Я рисовали свои, дочь свои.
Когда началось обсуждение. Тут мне стало стыдно. На одном из рисунке, дочь изобразила меня, кричащую на нее! И добавила, мама когда ты кричит в тебя кто-то вселяется, и становишься такая злая.
Поговорили, что мама такой больше не будет, но и попросила дочь прислушиваться к просьбам.
Я б хотела еще какие-либо психологические тесты.
Я б хотела еще какие-либо психологические тесты.
Дочь (10 лет) грубит нам с отцом, говорит гадости. Как вырастить её нормальным человеком?
Наталья, добрый вечер! Давайте вместе разбираться, как быть)
У вашей дочери началось такое поведение год назад, все правильно?
Добрый вечер, Ольга! Год- совсем тяжело, до этого начались стычки в школе, грубости и хамство, но дома сожалела, обещала исправиться, только не на долго хватало. Уже год назад мы были у психолога.
2 года как изменилась до неузнаваемости. Понимаем, что переходной и гормоны, но хамство и наглость, грубости, это же не нормально (
Наталья, у вашей дочери уже в 9 лет пришли месячные?
Да, в 9 с половиной лет начались и сейчас уже цикл стабильный
Ваша дочка физиологически уже стала взрослой. Её женская природа проснулась очень рано. Теоретически она сейчас уже сама может стать мамой. И, естественно, это проявляется в её поведении. Представьте, если кто-нибудь вам, взрослой женщине, стал бы указывать как себя вести, что делать и т.д. Её поведение агрессивно. Это свойственно для подростков. Отстаивание своих границ, своего видения мира, своей «взрослости».
Подростки хотят убежать от родительского контроля, так они становятся взрослыми. В этот период родителям нужно пересмотреть свои отношения с детьми. Постепенно снижать уровень контроля, давать возможность своим детям быть самостоятельными. Очень часто родителям тяжело даётся «самостоятельность» детей. Тяжело принять факт, что ребенок стал взрослым).
Наталья, в какой сфере вы могли бы дать дочери самостоятельности?
И еще важный момент, как у дочки строятся отношения со сверстниками?
Дружит со всеми, легко заводит друзей, но легко поддается влиянию, сразу же перенимает мнение, вкусы. Ездила 4 раза в лагерь, домой не просилась, очень понравилось. К самостоятельности стараемся привести, но сложно- ленится, не хочет. Одна часто одна дома, я ей доверяю и научила пользоваться плитой, блендером, но интерес очень быстро пропадает, хотя с удовольствием все пробовали ее оладушки и яичницу. Уборка в комнате- кричит я сама и все так и лежит горой. Обязанность кормить шиншиллу- не напомнишь- не вспоминает. Раньше с удовольствием ходила в магазин, аптеку, сейчас нытье- а точно надо? Ну ты же шла с работы, почему сама не зашла.
Ездила 4 раза в лагерь, домой не просилась, очень понравилось.
Там она была без надзора родителей, она была самостоятельной.
Спасибо, будем работать с собой. Как посоветуете реагировать на грубые высказывания? Я стараюсь игнорировать, муж бывает вступает в перепалку. Как себя вести, чтоб не сделать хуже, чтоб не получилось, что потом будет упущено время
Раздражает дочь – не слушается, хамит. Что делать?
Как перестать ссориться с дочерью: три рецепта
Часто подруги рассказывают о своих проблемах с девочками, которые либо не слушаются, либо хамят мамам, либо просто игнорируют все их требования. Это всё мне очень знакомо.
У меня растёт дочка. Скоро ей будет 13 лет. Несколько лет назад я часто ссорилась с ней.
Дочь меня тогда раздражала: то одним, то другим. Своей медлительностью. Несамостоятельностью. Непослушанием. Неуверенностью. Многим. И это было ужасно!
Тогда мне казалось, что этому не будет конца. Раздражение. Ссора. Слёзы. Мир. Потом — всё сначала. А после скандала — слёзы, муки, терзания из-за того, что я плохая мать. И снова — мнимый мир: контроль, опека, слияние. И так по кругу.
К счастью, мне суждено было узнать, как выйти из этого круга. И ситуация изменилась. Изменились отношения с дочерью.
Нет, дочка моя не стала другой. Она по-прежнему не быстрая, не самая умная, не самая уверенная. Просто я вижу это по-другому. Потому, что изменилась сама я. Сейчас я могу сказать — мне повезло, что у меня такая классная дочь! Люблю. Уважаю. Принимаю.
Я прошла путь от бесконечных ссор и придирок до взрослых, уважительных отношений со своей дочерью. Теперь мне хочется помочь мамам разобраться, почему их дочери не слушаются. В чём здесь проблема? В мамах, в дочках или во всех сразу?
Дочь не слушается. Где взять авторитет?
На мой взгляд, дочь не слушается мать главным образом потому, что у матери нет авторитета. А это связано с тем, что в семье нарушена иерархия, и дочь чувствует себя главнее матери.
Многие мамы на вопрос: «Кто главный у вас в семье?», смеясь, отвечают: «Конечно дочка!». А потом удивляются и переживают, когда девочка «качает» права и буквально заставляет маму делать так, как хочется ей, дочке. Хотя эти же девочки совершенно спокойно принимают авторитет другого взрослого, подчиняясь требованиям. И удовлетворяются простым ответом: «Будет так потому, что я так сказала. Я тут главная».
Но установление авторитета матери и границ, которые нарушать нельзя ни в коем случае, — это не про поединок воли. И это не значит, что нужно драться за власть. И совсем не значит, что нужно кричать и ругаться.
Это просто данность, закон жизни. Просто маме необходимо осознать, что именно она — старшая женщина. И её надо уважать. И слушаться.
Что здесь поможет маме? Твердость, спокойствие и терпение.
Сначала дочь, не признающая авторитета, может бунтовать, скандалить, капризничать. Это надо выдержать. Это пройдет. Еще раз — твердость, спокойствие и терпение.
Представьте себе, что вы утес в море. Море спокойно — утёс стоит. Море бушует — утёс тоже стоит. Ему всё нипочем. Так же поступаем и мы. Море побушует и успокоится.
Также советую воспользоваться сказкотерапией — это психологическая, воспитательная, исцеляющая система, основанная на сказках. Так, для укрепления авторитета взрослого полезно читать и обсуждать сказки, в которых четко видна иерархия, подчиненность младшего старшему. Например, всем известная русская народная сказка «Репка». Она отлично простраивает иерархию, учит умению подчиняться, уважать авторитет, быть на «своём месте».
Честно скажу, что с авторитетом у меня проблем не было. Он был всегда. И моя дочка всегда знала, кто главный. Но с другим у меня проблемы были.
Как научиться доверять дочери, отпускать ее
Раньше для меня было просто подвигом отпустить дочь. Разрешить ей самой ездить в школу, самой решать, что надевать на улицу, самой учиться без контроля с моей стороны.
Отпускание — очень важный момент в жизни девочки. В определённое время маме нужно разрешить дочке быть самостоятельной. Нужно уменьшить контроль, связанный с учебой, с одеждой с друзьями. Можно давать советы, сопровождать. Но не контролировать. В противном случае у дочери не будет возможности взрослеть.
Правильно взрослеть. Взрослеть, проходя свои жизненные уроки, набивая свои шишку, набираясь своего опыта. Для того чтобы повзрослеть в положенный срок, а не в 35 лет.
Для этого маме нужно научиться доверять своей дочери, доверять миру. Но как же это сделать? Здесь на помощь приходят женские сказки. В них описаны базовые женские ценности, показаны возможные сюжеты развития женской судьбы, раскрыты основные ловушки и опасности. Проживая сказки вместе с дочерью, можно научить её «уму-разуму», предостеречь, показать последствия поступков. Но главное — объяснить, что в жизни, как и в сказке, конец всегда закономерен. Прекрасные сказки для девичьего воспитания — «Золушка», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Принцесса на горошине» и многие другие.
На каком языке говорить с дочерью
К сожалению, очень часто мать и дочь не принимают друг друга, не слышат друг друга и говорят на языке осуждения. Эта проблема была и у меня.
Разбирая прошлый опыт, я пришла к выводу: причины непослушания дочерей кроются, как это ни обидно, в поведении матери. Недаром мудрецы говорят: «Если ты недоволен ребенком — посмотри на себя в зеркало». Ребенок, особенно девочка, копирует поведение матери. Поэтому в поведении дочери каждая мама легко узнает себя, если присмотрится.
Как же избежать ссор, скандалов и непонимания, даже когда дочь находится в пресловутом подростковом возрасте? Эта задача вполне выполнима. Но нужно знать один секрет. Вот он.
Самое важное воспитание дочери — не что мама говорит, а как она это говорит. Девочка не запоминает, что говорит мама. Она запоминает то, как мама относится к тому о чём говорит. Поэтому самое важное в воспитании девочки — это язык любви.
Очень часто мы говорим с девочками на языке осуждения. На этом языке любые, даже самые правильные требования ощущаются девочкой как осуждение себя со стороны матери.
Например, такие слова: «Прибери комнату! Неужели ты хочешь вырасти грязнулей? Сколько тебе можно говорить об этом? Неужели я опять должна за тобой прибирать?» будут восприняты девочкой совсем не с тем посылом, который вкладывала в него мать. Мама хотела привить дочке привычку к порядку и аккуратности. А девочка услышала и почувствовала себя источником проблем.
Потому что язык осуждения всегда меняет информацию и порождает ответное осуждение. Мама осуждает поведение девочки, а дочка внутри себя поняла, что маме нравится осуждать. И в следующий раз дочь сделает что-то достойное осуждение просто для того, чтобы дать маме возможность сделать то, что ей нравится — осудить.
Язык любви, наоборот, усиливает добрые послания. Самое простое, что можно сделать, это как можно чаще использовать ласковые слова, ласковые обращения: «милая», «дорогая», «доченька», «радость моя». Те слова, которые вы, будучи дочерью, хотели бы слышать (или слышали) от своих матерей.
Вы не поверите, как это меняет взаимоотношения! Тут же вы увидите ласковый взгляд своей доченьки, смотрящей на вас с любовью.
Обращайтесь к ней на языке любви, выражайте свою просьбу так, чтобы сама интонация говорила вашей девочке о том, как сильно вы ее любите.
Как можно было бы передать то послание про грязнулю: «Милая доченька! Сейчас ты приберешься, наведешь чистоту. Когда кругом порядок, то и внутри у нас чисто и хорошо. Ты, как волшебница, можешь изменить мир и сделать его красивым! Позови меня, чтобы я вместе с тобой порадовалась тому, как ты хорошо прибралась!».
Язык любви доступен всем. Чем чаще мы говорим на этом языке, тем меньше ссор происходит. Этот язык можно освоить, его можно тренировать.
Для тренировки нужно выделить время. Взять тетрадку и записать послание, которое вы делаете своей дочери на языке осуждения. А потом перевести его на язык любви. Прочитать его потом вслух три раза. И так в течение месяца.
Дорогие мамы, помните: ваша девочка — это уникальный дар. Ведь у девочки есть великое предназначение: жить в радости и нести её в мир. И пусть язык любви поможет вам в раскрытии этого дара в себе и в ваших дочках!