Доходы источники поступления средств расходы кому на что остаток таблица
Как сделать таблицу для ведения семейного бюджета
Опыт читателя Т—Ж
Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.
В 2018 году я начал вести бюджет.
Все траты в тот период были беспорядочными, и было трудно уследить за течением денег. Табличка помогла навести порядок в финансах.
С чего все начиналось
Мне 26 лет. Работаю контент-менеджером в интернет-магазине и получаю около 45 тысяч рублей, в зависимости от оборота.
Пока учился в университете, деньги присылали родители. Я старался их растягивать, чтобы лишний раз не просить прислать еще. После учебы мы с девушкой решили самостоятельно снимать квартиру, поэтому я устроился на первую попавшуюся работу — кладовщиком в магазине электроники. Получал 30 тысяч рублей, но этого хватало на еду и оплату комнаты в квартире, которую мы делили с друзьями.
В какой-то момент начались проблемы с квартирой: хозяин продал ее без нашего ведома. Мы узнали об этом, когда на почту пришли документы на имя нового владельца. Нам позволили пожить еще какое-то время, но попросили сильно не расслабляться. В тот момент я понял, что пора откладывать деньги на переезд.
Тогда мы особо не следили за тратами и никак их не фиксировали. Я держал все в уме и при необходимости сверялся с приложением банка. Решил сделать таблицу, чтобы все было наглядно и за деньгами мог следить не только я, но и моя девушка. Сейчас продолжаем вести бюджет, потому что это удобно, да и мы привыкли.
Зачем нужна таблица и как ею правильно пользоваться
У таблицы была одна функция — навести финансовый порядок и все структурировать. Хотелось понимать, на что уходят деньги, где получится сэкономить, а в каких случаях можно расслабиться и потратить больше привычного. После этого мы начали чаще ходить в кино и заказывать себе что-нибудь вкусное с доставкой. Это помогало держаться на плаву и радоваться происходящему.
Чтобы все работало, нужно регулярно заполнять приход и уход. Неважно, чем вы пользуетесь, главное — соблюдать режим. Таблицу мы ведем вместе с женой: я вношу траты по своим картам, она — по своим. Обычно заполняем ее, как только приходим домой. Чтобы оформить расходы, в среднем нужно потратить 5 минут: формулы так настроены, что не приходится много считать самому. Если что-то не сходится, то на поиски проблемы может уйти и час.
Из-за обстоятельств или лени не всегда удается вовремя внести расходы, даже если телефон с таблицей под рукой. В таких случаях приходится тратить время в выходные, чтобы свести итоги по таблице и карте. Если бы мне удавалось соблюдать принцип регулярности, то это помогло бы избежать путаницы и потери времени.
Если не получается найти ошибку в расчетах, можно воспользоваться «Великим уравнителем» — специальным инструментом, который есть в таблицах. Чтобы прибавить недостающую сумму, нужно записать число с минусом, чтобы убавить — с плюсом. Небольшой костыль помогает вести все аккуратно и без лишних знаков.
Какие изменения я внес в таблицу
Я выбрал старомодную таблицу, а не готовые приложения для компьютера или смартфона, потому что они не сильно отличаются от того, что я сделал. Вносить доходы и расходы все равно приходится руками, а минимальную автоматизацию я и так настроил через формулы. Тем более многие из функций можно вставить одной кнопкой, для этого не нужны дополнительные знания. Если вы готовы потратить время на доработку таблицы и анализ, то у вас может получиться гибкая система с индивидуальными настройками.
Изначально в таблице были три графы расходов — «План», «Факт» и «Остаток». В первой графе мы записывали, сколько денег можно потратить, во второй — сколько реально получилось, а в третьей я фиксировал разницу между первыми двумя пунктами, чтобы потом скорректировать суммы по категориям.
Адаптация категорий трат. Первое, что я сделал, когда приступил к формированию таблицы, — выделил группы трат, на которые уходило больше всего денег. Полезно некоторое время последить за потоком ваших финансов, не внося в таблицу никаких изменений. Если продержитесь пару месяцев без серьезных доработок, то получится собрать индивидуальную базу данных, вокруг которой можно выстраивать ваш бюджет.
После месяца использования таблицы у меня был соблазн начать переставлять категории, усложнять ее формулами и избавляться от бесполезных пунктов. Думаю, если бы начал это делать, жена забросила бы попытки понять происходящее и перестала использовать таблицу. Лучше начать с простого, привыкнуть и после нескольких месяцев придумать, как исправить изъяны и неудобства того или иного подхода.
Поначалу я пытался учитывать все расходы, которые приходили в голову. Постепенно я отсеял несколько пунктов, например «игры», потому что на это тратятся личные средства и записывать их в таблицу с семейным бюджетом нет смысла. Пункты «разовые траты», «бытовые траты» и «аптека» объединил в один, так как это очень редкие покупки. Мы выделяем на них деньги раз в два месяца или просто берем из копилки при необходимости, если покупка непредвиденная.
Новый подход к внесению расходов. Система «план/факт» не очень хорошо себя показала и не была достаточно наглядной, поэтому я решил изменить подход к внесению трат. Всю зарплату, кэшбэки, подработки и помощь от родителей я стал записывать в отдельной мини-таблице: чтобы использовать эти деньги, сначала их нужно расписать по ячейкам. Выделенная сумма автоматически вычитается из доступных средств и резервируется. Все равно видно, сколько всего денег на карте, меняется только количество средств, которые осталось распределить.
Теперь, получив условные 20 тысяч рублей, мы раскладываем их по категориям, как по шкатулкам: 10 тысяч на квартиру, 5 тысяч на еду, 2 тысячи на транспорт, оставшиеся 3 тысячи раскидываем на оплату телефона и прочие мелкие расходы.
Лимиты по категориям. Каждый выделяет из полученных денег определенную сумму. При этом есть лимит, выше которого заходить не следует, а также категории, показывающие, сколько потратили и сколько еще осталось. Эти деньги лежат на карте, но их нельзя трогать, иначе система не будет работать. Как вклад в банке: положили деньги — и достать можно лишь по истечении срока. Только в нашем случае срок — это покупка товаров из выбранной категории.
Раньше мы просто фиксировали определенную сумму на день, из которой беспорядочно брали деньги. Сейчас такого не происходит: если одна категория выходит за пределы лимита, берем средства взаймы из другой. То, что ушло в минус, приходится закрывать, вычитая эту сумму из зарплаты.
Я просчитал лимиты таким образом, чтобы у нас оставались свободные деньги, которые можно отложить в копилку или на оплату квартиры в следующем месяце, но чтобы при этом мы не были голодными и грустными.
Мы часто можем выйти за пределы лимита по фастфуду: любим себя побаловать вредной едой. Но когда видим, что превысили ограничение, останавливаемся, понимая, что мы больше не можем потратить условные 1,5 тысячи на еще один заказ. Иначе их не будет хватать в другой категории.
Это оказалось удобнее, чем каждый день держать конкретную сумму на руках: больше нет соблазна совершить необдуманную покупку. Когда видишь остаток в красном прямоугольнике рядом с тратами, то немного успокаиваешь внутреннего шопоголика.
Иногда печально наблюдать за тем, как свободные деньги исчезают и становятся недоступными, но если откинуть грусть, то этот способ помогает неплохо экономить. Например, за 5 месяцев нам удалось собрать 180 тысяч рублей, чтобы оплатить свадьбу. Раньше получалось накопить максимум 80 тысяч. Не уверен, что нам бы это удалось, если бы не было наглядной карты со всеми тратами и нормальным распределением по категориям. На что-то бы точно не хватило.
Детализация трат. В последнем обновлении я добавил детализацию трат. На деле дополнение оказалось не самым полезным, но оно помогло собрать еще немного информации для анализа: когда и сколько мы тратим, какой средний чек, в какие дни недели покупаем еду, оплачиваем подписки и как часто едим вне дома.
Получилось так, что я собираю информацию, а как ее использовать — пока не придумал. Может быть, благодаря этим данным в будущем получится сделать таблицу более гибкой и менее строгой.
Выводы
Чтобы таблица работала, нужно придерживаться простых правил:
Надеюсь, что мой подход окажется кому-нибудь полезен. Скачать копию таблицы можно по ссылке: вы получите пустую форму с уже прописанными формулами.
Эксельки. Здесь хвалятся своими наработками в «Гугл-таблицах»
В течение полутора лет вел таблицу учёта доходов/расходов. Записывал в нее абсолютно все траты, разбитые по категориям. Была вкладка с кучей аналитики за разные временные промежутки. Отдельная страница для бюджета (где я прописывал предполагаемый доход и заранее распределял его).
Сначала это была просто Гугл Таблица, потом я к ней прикрутил Гугл Форму для автоматизации. Однажды этого стало мало, и я написал для нее веб-интерфейс, чтобы максимально подстроить его под свои потребности.
В итоге бросил это все. Сейчас только бюджетирую инвестиционные и крупные траты. Бросил, потому что ни к чему это не привело. От того, что я видел, сколько денег уходит каждый месяц на фастфуд, я не перестал на работе кушать. Аналогично, например, с такси. Если утром хочется спать, то я не думаю, что у меня превышен лимит по такси. Я просто дальше сплю. Я пришел к тому, что надо не сокращать расходы (зачастую это сложно), а работать над увеличением доходов.
Егор, а можете поделиться? Сейчас ищу удобные таблицы, интересен опыт других людей, ваш подход понравился.
да сколько можно уже!
не успеешь в одной таблице разобраться, тут другую подвозят
С супругой ведём бюджет расходов/доходов 4 года, прошли много этапов.
Вот несколько замечаний/советов или то к чему в последствии можете прийти со временем (если посчитаете конечно это целесообразным)
1) Разделение страниц Отчёта и Учёта. Сейчас у вас Отчёт сразу по центру, а учёт не помещается на открытом листе и приходится листать вправо.
К чему приведёт: К упрощению внесения и анализа данных в разы.
4) Корректные категории расходов. Для начало по моему мнению необходимо определиться с группами расходов: Обязательные/не обязательные/Сезонные или же периодические
Опять количество символов ограничили, как будто я флудом тут занимаюсь) Прожолжаю.
III) Сезонные или же периодические, к ним относим те что по сути являются большей частью необходимостью, но при этом нет необходимости покупать их ежемесячно, по ним лучше вести отдельные вклады и обращаться к деньгам когда понадобится произвести покупку по одной из категорий, в остальных случаях они копятся)
— Одежда
— Техника
— Медицина
— Отпуск
— Финансовая подушка
— Крупная цель
— Подарки родственникам и друзьям
— Инвестиции и другое
Принцип 3-ей группы расходов следующий. Откладывается процент с ЗП (Желательно в автоматическом режиме на вклад при поступлении средств) расходуется при необходимости.
Пример 1: (Подходит Зима, а у меня нет обуви к этой зиме, а у моей супруги есть (Ничего страшного с прошлой сезонной покупки прошло 3 месяца и мы откладывали % от ЗП, можем не напрягаясь выбрать подходящую обувь к Зиме, то что останется послужит для обновления гардероба в будущем во время или перед отпуском.)
Пример 3: Медицина. в течении года никто не болел даже насморком, а теперь у супруги заболел зуб, ничего страшного отложенных денег хватит пойти и выполнить все необходимые манипуляции с зубом в плоть до хорошей коронки или замены на искуственный.
Пример 4: Отпуск. В этом году короновирус, из отпускных денег мы потратили меньше, т.к. решили не кататься отдыхать на море, зато в следующем году отложенных средств хватит слетать в боле удачное место.
Павел, спасибо за советы, но я так и не понял, почему моя таблица — ужас) Я согласен, что некоторые моменты можно сделать иначе, но в таком варианте все работает, потому что помогает следить за деньгами и экономить.
На самом деле, я бы с удовольствием почитал вашу статью на эту тему. Видно, что у вас есть отлаженная система и вы можете о ней рассказать.
Илья, да, но статья от Павла вряд ли поместится в интернет 😔
Как итог, могу только представить какие действительно манипуляции происходят при сверке бюджета в конце месяца, пока не вижу предпосылок называть их «удобными»
6) ««И не стоит тут писать, что супруг может вас кинуть» — не понимаю, почему вы решили, что так может кто-то написать). У нас крепкие отношения и я полностью доверяю девушке, с которой решил строить семью.»
Таблица доходов и расходов: как правильно планировать и распределять семейный бюджет
Вот какие оправдания слышатся часто от людей в ответ на вопрос, почему они не ведут учет личных финансов: “Это пустая трата времени, потому что сколько получили, столько и израсходовали”, “Это скучно и отнимает много времени” и тому подобное. А самое главное, большинство считает, что эта информация им ничего не даст.
Но кто уже попробовал систематизировать свой бюджет, думает по-другому. Простая таблица доходов и расходов, которую мы сегодня рассмотрим, не только поможет увидеть реальную картину ваших финансов, но также найти скрытые резервы и открыть новые возможности.
В статье мы постараемся развеять миф о том, что планирование и учет – это бесполезный и долгий процесс. Ежедневно такая работа занимает 1 – 2 минуты. Чуть больше в конце месяца, когда надо проанализировать итоги и наметить план на следующий период. Многолетний опыт показывает, что пользы от таблицы несоизмеримо больше, чем затраченного на ее составление времени.
Что это за таблица, и для чего ее надо вести
Таблицу доходов и расходов мы рассматриваем как обязательный элемент ведения семейного бюджета. Это документ, в котором отражена вся финансовая жизнь семьи. Когда у вас есть четкая картина перед глазами, что вы заработали и куда потратили, то не остается вопросов про утекающие сквозь пальцы деньги, дыру в кармане и невозможность отвести детей на море.
Как бы вы ни относились к деньгам, они есть в вашей жизни и, надеемся, всегда будут. Если вы ими не управляете, то они управляют вами. Устраивает такая ситуация?
Благодаря финансовому контролю многие семьи могут позволить себе больше, чем семьи с таким же достатком, но хаосом в кошельке и голове. У них нет эмоциональных и спонтанных покупок, нет долгов. Зато есть капитал на “черный день”, долгосрочные инвестиции, деньги на развлечения, отпуск и образование детей.
Естественно, если сидеть на попе ровно и просто каждый день заполнять табличку, то ничего с неба не свалится. Цифры помогают увидеть, есть ли “черные” дыры в вашем кошельке, куда исчезают все деньги, варианты экономии. А самое главное, на наш взгляд, они меняют мышление, когда появляется желание изменить текущее положение дел: повысить доходы и оптимизировать расходы.
В семьях по-разному относятся к деньгам и их учету. В каких-то все контролирует один человек (как правило, тот, кто больше зарабатывает) и выдает нужные суммы на расходы. В этом случае и таблицу удобнее составлять ему, потому что часто вторая половинка не знает реального финансового положения.
В других – бюджет совместный, когда все доходы поступают в общую “казну”, а ежемесячные расходы обсуждаются на семейном совете. Ни в коем случае речь не идет о текущих обязательных тратах. Например, оплата коммунальных услуг или проезда в общественном транспорте, покупка продуктов или бензина для семейной машины. Мы говорим здесь о крупных затратах, которые могут существенно повлиять на финансовое положение семьи в этом месяце или году.
Например, в некоторых семьях всегда обсуждается покупка бытовой техники, мобильных гаджетов, предстоящий отпуск или расходы на образование детей и развлечения, ремонт в доме и пр.
При таком раскладе учет финансов может вести любой член семьи. Но к сожалению, без взаимного доверия и согласия процесс будет затруднен. Знаю случаи, когда муж категорически отказывался сообщать жене свои траты, потому что считал, что это ущемляет его независимость и, вообще, ниже его достоинства. Понятно, что объективного семейного бюджета получить при таком раскладе вряд ли удастся.
И знаtv ситуацию, когда жене приходилось правдой и неправдой все-таки получать нужную информацию от мужа. В конце месяца она показала ему результаты. Он был шокирован, что около 50 тыс. рублей ушли на покупки, которые были совсем не обязательны семье. И на следующий месяц он вместе с женой определил основные статьи расходов и необходимые на них суммы, самостоятельно заносил все траты в таблицу, стараясь не выходить за план. Только это позволило сэкономить те же 50 тыс. рублей и отложить их на предстоящий ремонт кухни.
Принципы ведения таблицы
Есть несколько способов ведения таблицы по учету доходов и расходов:
Выбирайте любой, но соблюдайте главные принципы. Тогда вы получите реальный домашний бюджет, который позволит правильно планировать и правильно распределять деньги. А это уже путь к составлению полноценного личного финансового плана, в котором есть место для реализации краткосрочных и долгосрочных целей.
Принципы составления и ведения таблицы:
Этапы составления таблицы
Из принципов вытекают и основные этапы составления таблицы. Мы будем показывать на примере своей электронной версии домашней бухгалтерии, которая ведется в Google Таблицах. Но то же самое можно сделать вручную на бумаге, перечертив в тетрадь наш образец, или в Excel, создав аналогичную таблицу.
Простая схема ведения семейного бюджета выглядит так.
Этап 1. Подготовка.
Если вы впервые занялись бюджетированием, то первые 1 – 2 месяца (многим хватает и одного) доходы и расходы лучше разбить на каждый день. Можно уже на этом этапе сразу сформировать категории или сделать это на следующий месяц. Они у каждой семьи будут разные.
Например, в чьём-то варианте расходы делятся на:
Обязательно добавьте графу “На начало месяца”. Это то, что осталось в кошельке или на банковских картах. Эти деньги будут тратиться в первых числах месяца до получения очередных доходов.
Не забудьте про строки “Итого доходов” и “Итого расходов”. В самом конце считаете эти пункты. У кого-то получится “Экономия”, у кого-то “Перерасход”.
Посмотрите фрагмент таблицы на каждый день месяца. Полный вариант можно скачать по ссылке. Чтобы она у вас не пропала, скачайте таблицу себе на Google Диск. Для этого в меню выберите “Файл” – “Создать копию”.
Меняйте статьи, убирайте ненужные и добавляйте свои категории. Обратите внимание на 0 в строках. Там заведены формулы.
Вносите цифры в ячейки доходов – в строке “Итого доходы” автоматически подсчитываются суммы.
То же самое и по расходам. Внизу дана отчетная таблица за месяц, где выводится итоговое сальдо.
Этап 2. Анализ после 1 – 2 месяцев ведения бюджета.
На этом этапе таблица меняется. Вы уже знаете свои основные статьи доходов и расходов, примерные суммы по каждой из них. Пришло время проанализировать результаты. Если в конце месяца получили экономию, с бюджетом все в порядке. Если идет перерасход, надо срочно искать причину и разрабатывать план по устранению дыр. Каждый сам решает, от каких трат можно отказаться совсем, что делать реже, где и как покупать дешевле и пр. Ваша задача при распределении денег не просто выйти в 0, когда Доходы = Расходы, но и получить заветную Экономию.
Этап 3. Корректировка.
Таблицу на этом этапе мы сделали по-другому. Появились графы “План”, “Факт” и “Отклонение”.
Порядок заполнения такой:
Например, по статье “Основная зар. плата” сначала мы получили аванс 6 000 руб., а потом основную сумму 18 000 руб.
Тогда запись в ячейке D6 будет выглядеть так: = (6 000 + 18 000). Но в самой ячейке у вас сразу отобразится сумма 24 000.
Если вы получаете зарплату не 2 раза в месяц, а чаще, вы просто наводите мышкой на ячейку и в появившейся формуле в скобках продолжаете добавлять цифры. Сумма считается автоматически.
Можно продолжать вести таблицу, расчерченную на каждый день, добавив колонки “План”, “Факт” и “Отклонение”. Мы дадим ссылки на оба варианта. Первый удобен тем, что к каждой цифре можно писать комментарий, нажав на соответствующую кнопку в меню.
Этап 4. Продолжение ведения семейного бюджета.
На каждый месяц можно добавлять новый лист в таблицу. Нажмите на “+” в левом нижнем углу. В конце года можно подвести итоги и заполнить отчетную годовую таблицу.
Продвинутые пользователи составляют диаграммы, рассчитывают в процентах долю каждой статьи в семейном бюджете.
Мы отдельно хотим остановиться на статье “Накопления”. Считаем, что каждая семья обязана ее иметь. Деньги на нее можно перечислять не в конце месяца, когда уже все истрачено, а с самого первого дохода в текущем периоде. Вы сами должны определить, сколько вы будете переводить в накопления. Финансовые консультанты рекомендуют не менее 10 % от ежемесячных доходов. Главное, что это надо делать регулярно и до текущих трат.
Многие часто уверяют, что у них просто нет суммы, чтобы откладывать ее в накопления. А мы уверены, что есть. Представьте ситуацию, что в следующем месяце вам повысили плату за коммунальные услуги на 10 %. Вы не станете ее вносить? Станете и найдете где сэкономить, чтобы заплатить за квартиру. Так почему государству вы находите 10 %, а себе нет?
Если вам не понравились наши таблицы, то можете скачать готовые шаблоны из Excel или Google Документов. Мы воспользовались Google.
Выбрали вкладку “Файл” – “Создать” – “Создать документ по шаблону”. Нашли, например, “Месячный бюджет” и “Годовой семейный бюджет”.
Для домашнего пользования они хорошо подходят.
Можно под себя изменить названия статей, добавить или удалить категории. Итоги тоже подсчитываются автоматически.
Заключение
В заключение хотим попросить вас только об одном – начните учитывать свои доходы и расходы прямо сейчас. Пусть это будет 1 000 руб. в месяц. Уверяем, что это только начало. Потом вы поймете, что сможете откладывать и больше. А дальше в голове станут появляться идеи, как повысить свои доходы.
Если не сидеть на диване перед телевизором, то и у вас появится мышление инвестора и обеспеченного человека.
Всем искренне желаем удачи и финансовой независимости.
Собираем свою гугл-таблицу для ведения бюджета
Без знания экселя, смс и регистрации
Меня зовут Антон, и я продолжаю жить в экселе.
Расскажу, как пользоваться новой версией таблицы и настроить ее под себя.
Почему таблицу пришлось переделать
Чтобы пользоваться предыдущей версией таблицы и адаптировать ее под себя, требовалось хорошее знание экселя. А еще я переносил таблицу в гугл из обычной эксельки, поэтому были и банальные косяки форматирования. В итоге у многих читателей не получалось разобраться с таблицей: непонятно было, для чего нужны некоторые колонки.
Я проанализировал обратную связь читателей, за которую вам большое спасибо, и оптимизировал таблицы под людей с минимальным знанием экселя. Итак, разберемся, как пользоваться таблицей и настроить ее под себя.
Перейдите по ссылке ниже, и на вашем гугл-диске автоматически создастся копия таблицы для учета расходов. Чтобы воспользоваться таблицей, понадобится почта на gmail.com.
Если вы хотите посмотреть, как будет выглядеть таблица после нескольких месяцев учета, то по ссылке ниже доступна версия с демо-данными и всеми техническими колонками. Эта версия подходит пользователям с хорошим знанием экселя, которые для начала хотели бы разобраться, по какому принципу работает таблица.
Самое важное и в то же время самое сложное в учете расходов — это начать вносить данные в таблицу и делать это регулярно.
Для внесения расходов мы будем использовать следующие листы в таблице:
Зачем разбивать учет расходов на несколько листов
Для анализа и оптимизации важно учитывать именно повседневные расходы. Они часто скрывают в себе мелкие траты, которые незаметны в течение дня, но в итоге из них складывается существенная статья расходов за месяц или более крупный период.
Крупные разовые траты могут сильно повлиять на всю картину, поэтому их мы ведем отдельно. Расходы на квартиру, например на ремонт, покупку мебели, досрочные платежи по ипотеке, также обычно имеют нерегулярный характер.
Повседневные расходы вносятся так:
Аналогично можно вносить расходы на вкладках «Крупные» и «Квартира».
Что делать, если нет нужных категорий
В копии вашей таблицы уже есть преднастроенные категории, но их можно менять. Для этого нужно перейти на лист «Справочники». Там есть списки категорий для повседневных расходов, крупных расходов и расходов на квартиру.
А еще можно добавлять новые категории в пустые строчки — просто напечатайте их названия внутри очерченной области справочника. Для повседневных расходов это колонка B, для расходов на квартиру — E, для крупных — G.
Лучше настроить все категории сразу, потому что если в дальнейшем вы захотите переименовать существующую категорию, то расходы, внесенные в колонку со старым названием, будут учитываться некорректно. Например, вы записывали расходы в категорию «Авто», а потом решили переименовать ее в «Автомобиль». Расходы из категории «Авто» в переименованную категорию не подтянутся.
Если у вас нет расходов, связанных с квартирой, можно использовать лист «Квартира» для учета другой группы расходов, например на автомобиль. Для удобства можно переименовать лист и заголовок справочника на вкладке «Справочники». Для справочника расходов на квартиру это ячейка E1.
По моему опыту для формирования более-менее устойчивой картины трат нужно регулярно вносить расходы хотя бы два-три месяца, а в идеале полгода. После этого можно приступать к анализу трат: для этого есть вкладки «Дашборд» и «Динамика».
Вкладка «Дашборд» — это графики, сводные таблицы и индикаторы, которые визуализируют ваши расходы и помогают их оптимизировать. Вкладка разбита на логические блоки, у каждого блока свои функции.
Первый блок — шапка. Вот что там происходит:
Второй блок — это сводная таблица расходов в разбивке по месяцам. Она собирает информацию по расходам в каждом из месяцев. В колонке «В день» считается средний расход на повседневные траты за день.
По этой сводной таблице строится общий график расходов в месяц с разделением на повседневные, крупные и на квартиру. Если в каком-то месяце расходы сильно выбиваются на фоне остальных, сначала я смотрю, в какой из групп расходов произошло сильное отклонение, а потом уже перехожу на соответствующую вкладку и разбираюсь, почему так.
Для себя я вывел золотое правило: расходы в выходные не должны превышать 30% от всех расходов.
Четвертый блок — диаграмма повседневных расходов по категориям. Этот блок показывает, на какие повседневные расходы и сколько вы потратили за все время.
Тут все достаточно наглядно. Смотрите на график и анализируете, сколько денег сэкономили бы за все время, если бы вы:
Первый график отражает динамику среднего расхода. Тут соль в том, что рассчитывается она за последние полгода: сумма всех ваших расходов за последние полгода, поделенная на 6.
Такой показатель более правилен с точки зрения анализа. Поясню. Например, обычно вы тратите 70 тысяч рублей в месяц, но хотите снизить расходы до 50 тысяч. В одном из месяцев вам удается потратить только 50 тысяч, и кажется, что цель достигнута. Но вполне вероятно, что повседневные расходы снизились разово: например, большую часть месяца вы провели в деревне, где не на что было тратить. А когда вернетесь в привычные условия, расходы снова будут 70 тысяч.
В этом случае полезно убедиться, что вы закрепили результат — продержались на заданном уровне расходов полгода. Например, если 5 месяцев вы тратили по 70 тысяч, а в последнем — 50, средний расход за полгода составит:
(70 000 × 5 + 50 000) / 6 = 66 666 рублей
Чтобы средний расход стал 50 тысяч рублей, вам необходимо удерживать текущий результат еще 5 месяцев подряд. Окно в шестом месяце я выбрал исходя из личного опыта, эта величина зашита в формулах таблицы.
Еще на графике есть светло-голубая линия тренда. Она показывает, в каком направлении движутся ваши траты, какова тенденция. Если из месяца в месяц траты увеличиваются, то линия тренда будет восходящей. Это сигнал, что пора бы начать оптимизацию расходов.
Следующая таблица — это сводная таблица повседневных расходов в разрезе по месяцам и категориям. Где тратите много — красненькое, где мало — зелененькое. Все просто и наглядно. Таблица сама увеличивается вправо по мере накопления информации.
Эта таблица удобна тем, что позволяет делать выборки в разрезе «месяц — категория». Например, вы видите: в апреле 2018 года были большие расходы на подарки. Надо разобраться, на что было потрачено столько денег. Выделите ячейку, находящуюся на пересечении нужного месяца « 04.18 » и категории «Подарки». Дважды кликните левой кнопкой мыши на ячейку — и на новом листе гугл-таблицы сформируется нужная выборка. Потом можно удалить эту страницу.
В итоге
Хорошая таблица, но не хватает очень важной вкладки (ДОХОДЫ)
На выходе я точно знаю в каком году и ±месяце я смогу досрочно закрыть ипотеку (не разом, пока не закрыл все свободные средства идут на ее погашение). Я точно знаю в каком году и в каком месяце у меня заканчивается гарантия на авто и следовательно понимаю могу ли я купить авто того же уровня, или взять авто классом повыше, и самое главное — как это решение отразиться на накоплениях в динамике с учетом потери дохода от инвестирования из-за изъятия средств.
d1mmmk, привет из 2020, бюджетный план ± сходится. Коронавирус внёс свои корректировки: ипотеку закрыл на 2 месяца раньше версии плана от ноября 2019 т.к. из-за удалёнки и закрытия всего тратить деньги не на что, отпуск тоже прошёл немного скромнее. До встречи в 2021.