Доказать что слово о полку игореве воинская повесть

Доказать что слово о полку игореве воинская повесть

Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть картинку Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Картинка про Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть

Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть картинку Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Картинка про Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

17 (С5)
Вопрос. Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы XX века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?

Ответ учащегося.
Почему «Слово о полку Игореве», памятник древнерусской литературы, написанный в 1185 году, называют «воинской повестью» и какие произведения также имеют черты «воинской повести»? Воинская повесть – это описание какого-либо исторического события. Оно н сопровождается подвигами, героизмом и храбростью русских воинов. Проблема патриотизма была актуальной во все времена, дух героизма имели люди всех поколений. Чтобы подтвердить свою точку зрения, я проанализирую «Слово…».

В первую очередь, «Слово о полку Игореве» можно назвать «воинской повестью», потому что главные герои произведения посвящают жизнь воинскому долгу и войне. Так, хотя поход князя Игоря на половцев получился неудачным не только для него самого (он попадает в плен), но и для целого государства, он решается на побег, чтобы продолжить воевать за родную землю. Очень трагично изображает автор поражение войска Игорева : «Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Кроме того, не оставляют в беде своего князя и дружинники: они охотно поддерживают Игоря и относятся к плену так, что готовы умереть, но не сдаться врагу. Таким образом, воины настроены сражаться, биться до последнего, и этот признак можно отнести к «воинской повести».

Но не только в «Слове о полку Игореве» можно найти признаки «воинской повести». Приведём в пример два произведения – роман «Тихий Дон» М.А. Шолохова и повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Итак, «Тихий Дон» Шолохова. Хочется отметить главного героя романа, Григория Мелехова, потому что именно на примере его жизни можно описать признаки «воинской повести» в этом произведении. Григорий хорошо воспитан, с детства бережет казачью честь. Как показывает нам его автор, он «…ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы…». Григорий Мелехов обладает такими качествами, как смелость, храбрость, мужество. Так, он спасает своего врага – Степана Астахова, запрещает издеваться над пленными красноармейцами и выступает против ужасного грабежа, осуждая даже родного отца. Таким образом, роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» также можно назвать «воинской повестью».

Таким образом, признаки «воинской повести» можно встретить во многих произведениях отечественной художественной литературы. Они отображают смелость, мужество и отвагу русских воинов, готовых в любую минуту отдать долг Родине, не поколебавшись в принятии решения. Чаще всего в этих произведениях повествуется о том, что даже под угрозой смерти люди не отступали от своего долга, верно следовали патриотическому чувству.

#intensiv@literature_100 #литература_практика_с5
P.S Если ты хочешь, чтобы твою работу тоже разместили на стене группы, пиши в «предложить новость»! Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть картинку Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Картинка про Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть

Источник

Почему «Слово о полку Игореве» относится к воинской пове­сти?

Обсуждение вопроса:

Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть картинку Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Картинка про Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть

Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть картинку Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Картинка про Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть

«Слово о полку Игореве» называют воинской повестью по­тому, что действующие лица, русские князья, связывают свою жизнь и главные цели с идеей войны.

Войны с внешними недругами при условии мира и согласия друг с другом. Русские в знаменитом сражении готовы поме­риться силами со своими давнишними недругами, половцами, с которыми они вели постоянные войны за первенство на тер­ритории южных земель.

Главные герои руководствуются прежде всего честолюби­выми замыслами; им хочется первенствовать среди своих соперников, друзей и недругов прежде всего в Русском мире. Но победа над половцами должна принести явные выгоды и всей Киевской Руси.

У князя Игоря и его дружинников свои понятия о нравствен­ных ценностях воина: боевые помощники князя, дружинники, охотно поддерживают своего предводителя и стремятся сыскать в битвах себе честь, а князю — славу. Плен они считают позором, и слова князя Игоря о том, что лучше убитым быть, чем попасть в плен, звучат как афоризм.

Почему ещё относят «Слово» к воинской повести? Потому, что киевский князь Святослав в своём «золотом слове» пред­стаёт и как государственный политик, и как мудрый стратег. И неудачу похода Игоря он видит в предшествующей истории Руси, когда русские князья вместо единения и общности инте­ресов являли миру враждебность, агрессию и разрушительные войны.

Богата образная система «Слова о полку Игореве», которая создаёт представление о подлинной воинственности князей и их войска, дружинников.

Так, воины Всеволода, князя курского, рождены, «повиты», под звуки военных труб. Они растут «под шеломами», под шле­мами своих отцов. Они «с конца копья вскормлены». Война в их крови и помыслах.

Подлинной заслугой автора «Слова» является то, что он в своей повести, по жанру воинской повести, сумел выстроить те посылы, создать те традиции, на которых строится система образов в литературе последующих времён.

Мужчины в произведении сильны, мужественны и често­любивы; женщины нежны, преданы долгу и самоотверженны; природа поэтична и одухотворена.

И всё же «Слово» — повесть прежде всего о войнах (не об одном сражении!) и о мире как уравновешивающем состоянии в жизни русских людей далёкого XII в.

Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть картинку Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Картинка про Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть

Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» — воинская повесть, поскольку в ней присутствуют описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей и хода самой битвы и последствий неудачи в битве.

Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом.

И действительно, в тексте «Слова. » мы слышим то песню-славу курянам-кметянам.

Хотя в тоже время «Слово…» объединяет в себе и жанры устной народной поэзии — «плач» и «славу». «Слово» начинается с упоминания о Бояне, который «жил в громе дедовских побед» и слагал хвалебные песни в честь князей:

Жанр этого произведения очень необычный. «Слово…» считается одновременно и ораторская речь, и песнь, и воинская повесть.

Общепринятого определения жанра «Слова. » пока нет. Ведется спор даже относительно того, является «Слово. » литературным памятником или это записанное произведение устного творчества.

В «Слове о полку Игореве» все значительно, полно глубинного смысла. Каждая деталь не случайна. Взаимодействуя, художественные средства отражают смысл каждого эпизода, поэтому широкое историческое полотно нашло воплощение в сжатом и удивительно цельном поэтическом тексте.

Черты «воинской повести» можно встретить в таких произведниях ХХ века, как «Русский характер» А. Толстого и «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть картинку Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Картинка про Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть

«Слово о полку Игореве» можно назвать «воинской повестью», потому что темой произведения является неудачный поход на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича. Автор «Слова… » подробно описывает две битвы войск Игоря с половцами. Главные герои поэмы – воины, отважные, сильные, любящие Родину, такие, как буй тур Всеволод, куряне, «с конца копья вскормленные».

Содержание воинской повести проникнуто патриотическим пафосом, тревогами за судьбы родины, отражает борьбу русского народа за свою национальную независимость. Воинская повесть XI — н. XIII в. рассказывает о борьбе русских дружин со степными кочевниками, печенегами, половцами. Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, князь, наделенный, как правило, идеальными качествами воина-христианина. Красочному лаконичному описанию сражений служат устойчивые словесные стилистические формулы, прочно закрепленные за этим жанром: «сеча зла и ужасна», «стрелы летяху, аки дождь», «оступиша полки, аки борове», «за руки емлющеся, сечахуся», «кровь по удолиям течаше» и т. п. Жанрообразующие элементы воинской повести представлены также в повестях о княжеских усобицах и княжеских преступлениях. Ярким образцом воинской повести может служить «Повесть о походе на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича в 1185 г.», помещенная в Ипатьевской летописи, «Слово о полку Игореве».

Источник

Почему “Слово о полку Игореве” относится к воинской пове­сти? Особенности жанра

Почему “Слово о полку Игореве” относится к воинской пове­сти? Особенности жанра.

“Слово о полку Игореве” называют воинской повестью по­тому, что действующие лица, русские князья, связывают свою жизнь и главные цели с идеей войны.

Войны с внешними недругами при условии мира и согласия друг с другом. Русские в знаменитом сражении готовы поме­риться силами со своими давнишними недругами, половцами, с которыми они вели постоянные войны за первенство на тер­ритории южных земель.

Главные герои руководствуются прежде всего

У князя Игоря и его дружинников свои понятия о нравствен­ных ценностях воина: боевые помощники князя, дружинники, охотно поддерживают своего предводителя и стремятся сыскать в битвах себе честь, а князю – славу. Плен они считают позором, и слова князя Игоря о том, что лучше убитым быть, чем попасть в плен, звучат как афоризм.

Почему еще относят “Слово” к воинской повести? Потому, что киевский князь Святослав

Богата образная система “Слова о полку Игореве”, которая создает представление о подлинной воинственности князей и их войска, дружинников.

Так, воины Всеволода, князя курского, рождены, “повиты”, под звуки военных труб. Они растут “под шеломами”, под шле­мами своих отцов. Они “с конца копья вскормлены”.

Война в их крови и помыслах.

Подлинной заслугой автора “Слова” является то, что он в своей повести, по жанру воинской повести, сумел выстроить те посылы, создать те традиции, на которых строится система образов в литературе последующих времен.

Мужчины в произведении сильны, мужественны и често­любивы; женщины нежны, преданы долгу и самоотверженны; природа поэтична и одухотворена.

И все же “Слово” – повесть прежде всего о войнах (не об одном сражении!) и о мире как уравновешивающем состоянии в жизни русских людей далекого XII в.

Related posts:

Источник

8. Какое значение несет в себе Золотое слово Святослава? Почему Слово о полку Игореве называется воинской повестью (ЕГЭ по литературе)

«Слово о полку Игореве» является выдающимся произведением русской литературы, основной идеей которого являлся призыв русских князей к единству. Особенно четко эта идея прослеживается в наставлении Святослава молодым князьям, в его «золотом слове». Золото – символ славы и вечности. Используя эпитет «золотой», автор подчеркивает нравственное значение слов князя. В своей речи киевский князь призывал товарищей своих, князей, встать стеной «За Русскую землю, за Игоревы раны, удалого сына Святославича».

По мнению Святослава, Игорю и Всеволоду не следовало гнаться за славой в «буйстве самочинном», и всем русским князьям нужно было прекратить распри и усобицы, предавая себя родной земле, над которой повисла угроза из-за феодальной разобщенности правителей. Лишь объединение всех князей и людей русских могло помочь Руси стать мощным государством. Эту истину пытался донести Святослав до князей, представителей власти на Руси, ведь именно от их сплоченности зависело как настоящее, так и будущее всего русского государства.

9. Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы ХХ века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?

Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Смотреть картинку Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Картинка про Доказать что слово о полку игореве воинская повесть. Фото Доказать что слово о полку игореве воинская повесть

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

“Слово о полку Игореве” – “воинская повесть”

1. Сюжет “Слова о полку Игореве”.
2. Особенности описания похода князя Игоря.
3. Значение упоминаний о других сражениях.
4. Авторская позиция и глубинный смысл “Слова…”.
Неудачный поход правителя небольшого русского княжества против степняков-кочевников, закончился гибелью дружины и пленением князя… Почему рассказ об этом событии занял весьма значительное место в русской культуре? Почему плачевное поражение в диких степях – поражение, а не победа, принесло Новгород-Северскому князю именно то, к чему он стремился:

Сколько было других походов, более успешных, но о них знают и помнят лишь специалисты, историки. А повесть о походе Игоря вдохновила композитора А. П. Бородина на создание знаменитой оперы “Князь Игорь”.
Чтобы понять, в чем заключена притягательность “Слова о полку Игореве”, нужно обратить внимание на несколько аспектов. Как нам известно, рассказ идет о поражении русских воинов. Разумеется, об этом знали и те, кому “Слово…” было адресовано его автором.

Однако повествование построено таким образом, что с первых строк невозможно понять, что поход князя был неудачным.

Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову”. Таким образом, автор, перед которым стояла нелегкая задача – рассказать о поражении и при этом прославить князя, с честью вышел из всех затруднений, связанных с необходимостью совместить, казалось бы, несовместимые вещи. Автор добросовестно славит отвагу Игоря: очевидно, что при этом не требовалось кривить душой, ведь только очень смелый и безрассудный человек отважился бы выйти против половецких орд с небольшой дружиной.

В то же время в “Слове…” правдиво рассказывается о печальных событиях 1185 года: о предзнаменовании (солнечном затмении), которое не остановило князя, об обманчиво легкой победе над отрядом половцев, за которым последовал сокрушительный разгром русских, и о пленении Игоря.
Интересно отметить, что при описании событий автор использует характерные метафорические образы, например жестокую битву он сравнивает с пиром: “…тут кровавого вина не хватило, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую”. Схожие образы встречаются не только в древнерусских литературных памятниках, но и в эпических произведениях других европейских народов, например в скандинавском эпосе.
Образ князя Игоря имеет характерные черты эпического героя, презирающего опасность и идущего навстречу ей вопреки любым предостережениям и здравому смыслу: “И сказал Игорь дружине своей: “Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон”. Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование”.
Однако автор “Слова…” не ограничился простым рассказом о походе Игоря. В тексте то и дело встречаются упоминания о битвах и междоусобицах, которые происходили на Руси до описываемых событий. Чтобы понять эти указания, нередко приходится заглядывать в специальные комментарии. Между тем современники автора “Слова”, вероятно, хорошо знали, о чем идет речь, и пояснения им не требовались.

Однако зачем нужны эти упоминания? Например, рассказывая о том, как сочинял хвалебные песни легендарный сказитель Боян, автор “Слова…” мимоходом замечает, что тот помнил “прежних лет усобицы”. Далее автор снова обращается к давно прошедшим временам: “Были века Трояна, минули годы Ярослава, были и войны Олеговы, Олега Святославича”. Эти исторические отсылки к событиям, хорошо известным аудитории сказителя или сказителей, создавших “Слово”, конечно же не случайны.

Сравнивая исторические события далекого прошлого и поход Игоря, автор “Слова…” указывает, насколько печальнее последствия последнего: “То было в те рати и в те походы, а о такой рати и не слыхано! С раннего утра и до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья булатные в поле чужом среди земли Половецкой. Черная земля под копытами костьми посеяна, а кровью полита; бедами взошли они на Русской земле”!”
И здесь звучит трезвая оценка похода Игоря. Высокие мотивы славы и доблести, руководившие князем, в итоге нанесли урон не только Игорю и его войску, но и всей Руси. Плач русских женщин по погибшим воинам, который звучит в “Слове…” – это тоже осуждение необдуманного поступка князя: “Жены русские восплакались, приговаривая: “Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать, ни очами не увидать, а золота и серебра и в руках не подержать!”” Однако в “Слове…”, которое является все же произведением, воспевающим доблесть и отвагу, порицание князя Игоря зачастую перемешано с похвалой его достоинств. Киевский князь Святослав, сетуя на те беды, которые навлекли на Русь Игорь и его родственники, не забывает упомянуть и об их отваге, пусть несвоевременной: “Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: “О племянники мои, Игорь и Всеволод!

Рано вы начали Половецкую землю мечами терзать, а себе искать славу. Но не по чести одолели, не по чести кровь поганых пролили. Ваши храбрые сердца из твердого булата скованы и в дерзости закалены. Что же учинили вы моим серебряным сединам!””
Однако главный смысл “Слова о полку Игореве” заключен в стремлении автора наглядно показать, к чему приводят разобщенность русских земель. “Слово…” – это не только рассказ о конкретном историческом событии, это еще и призыв к русским князьям: оставить, пока не поздно, внутренние раздоры и объединиться перед лицом общего врага. Только тогда, когда все русичи будут сражаться под одними знаменами, они добудут “себе чести, а князю – славы”. Здравица, провозглашаемая в финале “Слова…”, и звучит как прославление этого единения русских воинов: “Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава и дружине!”
Вторая часть основного отрывка переносит читателя в Киев, где великий Киевский князь Святослав мучается от страшного сна, предвещающего горе и несчастье. Бояре объясняют значение сна, рассказав ему о пленении Игоря и проигрыше в битве. Здесь имеет место второе отступление – “золотое слово” Святослава, укоряющего своих детей за недостойное поведение и призывающего вновь объединить земли и объединиться самим для укрепления и защиты земли русской.

Третья часть открывается прекрасным по силе воздействия и лиричности плачем Ярославны, любимой и любящей жены Игоря. Княгиня обращается к могущественным стихиям – ветру, солнцу, воде – с просьбой о помощи. И природа, послушная голосу любви, приходит на помощь Игорю, вызволяя из плена и в целости и сохранности провожая его домой, в славный Киев-град.

Тут наступает развязка произведения.
Эпилогом является песнь во славу русской дружины и предводителей воинства. Помимо строго продуманной композиции, произведение имеет своеобразную жанровую природу, выгодно выделяющую его на фоне других произведений. В “Слове…” наблюдается смешение множества стилей, как типичных для русской культуры, так и только зарождающихся.

В частности, читатель легко может заметить присутствие элементов устного народного творчества в произведении (вещий сон отца, предсказывающая беду природа, волшебное вызволение Игоря из плена, плач Ярославны). Песенные традиции русского народной культуры очень сильны в произведении (тут и застольные песни, песни величальные, песни заунывные и грустные). Также обнаруживаются элементы жанра публицистики и воинской повести.
“Слово о полку Игореве” пронизано эпитетами, как привычными для русского народа, так и новыми, оригинальными. Произведение сочетает в себе христианские мотивы и древнейшие культурный языческий пласт, органично сливая их воедино. Действительно, помочь народу достойному, народу сильному могут и Бог, и природа, и сама родная земля.
Рассматриваемое произведение, бесспорно, является жемчужиной литературы древней Руси. Произведение оригинально, многогранно, нетрадиционно, уникальное, при этом полностью русское, народное. Это не просто текст с описанием событий лет минувших, а красочное действо, понятное современному читателю, размышление и оценка автора описываемых событий, сохранение и передача потомкам огромного культурного пласта.
Одно из самых загадочных произведений “Слово по полку Игореве” интересно современному читателю, хотя и не всегда понятно ему. Потомки древнего сказителя, решившего запечатлеть современные ему события, по праву могут гордиться плодами дел его, так как “Слово…” не только жемчужина в кладовой русской культуры, но и драгоценность, достойная культуры общемировой.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *