Доказать что язык это средство общения 5 класс
Тема урока: Введение. Язык – важнейшее средство общения и познания.
Цель урока : Формировать научные представления о языке, его роли в жизни человека и общества; повторить сведения о единицах языка, полученные в начальной школе. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Развивать логическое мышление, связную речь, умение владеть собой.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: Магнитофонная запись пьесы П.Чайковского «Подснежник», карточки с ситуативными заданиями, плакаты с высказываниями о языке.
Беседа с учащимися о том, как они провели лето.
Постановка темы и задач урока.
Не будь языка, мы бы не узнали сейчас так много интересного о ваших летних каникулах. Наша задача – убедиться, что только с помощью языка люди могут обмениваться мыслями, информацией, выражать свои чувства, узнавать новое.
Актуализация опорных знаний учащихся
Записать предложение, определить, из каких звуков состоят слова любовь, наш; назвать слова, с помощью которых построено предложение; доказать, что перед нами предложение: Наш язык – наша любовь, наша гордость.
Формирование умений и навыков
Слово учителя. В начале урока вы делились впечатлениями о лете. Рассказывали, слушали и понимали друг друга. Одним словом, общались. С помощью чего мы это делали?
Правильно, с помощью слов, предложений, то есть с помощью языка. Следовательно, язык является средством общения и познания.
Запись предложения Язык – основное и главное орудие обмена мыслями, связи между людьми.
Обратите внимание на слова основное и главное орудие общения. Значит, существуют и второстепенные. Как вы думаете, как еще, кроме слов, можно передать информацию? (Если учащиеся затрудняются, подвести их к ответу с помощью наводящих вопросов) Итак, средствами общения могут быть условные знаки, звуковые и световые сигналы, музыка, живопись, жесты. Но именно язык является среди них главным. Выясним почему.
Прослушать пьесу П.Чайковского, продолжить записанные на доске предложения:
В этой пьесе композитор рассказал о… Под музыку я увидел(а)… Услышал(а)…
Только после прочтения нескольких работ объявляется название пьесы.
Учащиеся образуют 5 групп, каждая получает задание: с помощью жестов и мимики изобразить действия и состояния участников данной ситуации.
«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к музею. Вы объясняете, что музей находится за углом.
«Дома». Вы пришли домой в отличном настроении и сообщаете родителям, что получили 10 баллов по литературе.
«В походе». Вы сидите у костра. Один мальчик пошёл по воду к речке. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что его напугало.
«На рыбалке». Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит группа ребят. Как вы предупредите их, чтобы они не шумели?
«У бабушки». Бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы отказываетесь. Как это сделать, чтобы не обидеть бабушку?
Класс должен прокомментировать представленные ситуации. Вывод: В некоторых случаях мы можем обойтись без слов. Но только с помощью языка можно передать информацию любого содержания точно, понятно и быстро. Поэтому язык является важнейшим средством общения и познания.
Запись предложения Язык даёт возможность людям понять друг друга.
На доску вывешивается лист ватмана, на котором написано Язык – важнейшее средство общения и познания. Язык является важнейшим средством общения, так как с его помощью можно передать… Язык является важнейшим средством познания, так как новое мы узнаём из. от… Учащиеся продолжают фразы, учитель дописывает маркером.
Записать 5 пословиц о языке, устно объяснить смысл одной из них.
Индивидуальное задание: прочитать сказку Р.Киплинга «Как было написано первое письмо» и объяснить, почему герои не смогли понять друг друга.
Заключительное слово учителя.
Урок заканчивается песенкой «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Язык – важнейшее средство общения»
Конспект урока по русскому языку в 5 «В» классе
«Язык – важнейшее средство общения»
Тип урока: урок формирование новых знаний
Тема : «Язык – важнейшее средство общения»
Цели урока: показать функции русского языка; выявить и пополнить
знания учащихся об истории русского языка;
развивать чувство любви и уважения к русскому языку;
создать положительный эмоциональный настрой на
изучение русского языка в пятом классе, учить бережно,
относиться к книге и к учебнику.
Оборудование: учебник, кроссворд, ноутбук,
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
Организационный момент. Знакомство с учениками, представление учителя. Объявление темы и цели урока.
для чего нужен язык? (разговаривать, общаться).
как мы можем общаться? (разговариваем, т.е. устное общение).
Объяснение нового материала.
1. Что возникло раньше: устная речь или письменность?
2. Разгадать кроссворд.
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей–ка!
Можешь и нарисовать …
По белому полю бегает,
За собой фиолетовые следы оставляет. (Ручка).
Спорят, кто быстрей, два братца
День и ночь по кругу мчатся.
Старший брат нетороплив,
Младший брат нетерпелив. (Часы).
Что быстрее всего на свете? (Мысль).
Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш).
Ты беседуй чаще с ней,
Будешь вчетверо умней. (Книга).
Сделать новую черту
Что-нибудь без меня,
Какое слово получилось в середине? Отгадайте (русский).
— Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык). Сколько и какое значение имеет слово «язык»?
Орган вкуса в полости рта, у человека- орган, участвующий в артикуляции.
В колоколе: металлический стержень, производящий звон.
Язык пламени, волны, ледника.
IV. Закрепление нового материала.
Что вы запомнили из сегодняшнего урока?
Для чего же служит язык?
Какие виды речи существуют?
Какой язык является государственным в нашей стране?
V.Подведение итогов урока.
Что узнали о языке?
Как нужно обращаться с учебником, любой книгой?
VI. Домашнее задание. Выписать несколько высказываний о языке и родной речи.
VII. Комментирование оценок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-394209
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какими примерами из жизни можно доказать, что язык это средство общения?
Действительно, язык является средством общения.
В нашей повседневной жизни мы постоянно общаемся друг с другом, чтобы сообщить определенную информацию.
Например, мама просит дочь убраться в комнате. Без общения дочь вряд ли поняла, о чем просит ее мама.
Вот некоторые жизненные примеры использования языка:
Наглядный пример из жизни. В троллейбусе кондуктор подходит к молодой женщине и просит оплатить проезд. Женщина протягивает деньги, а кондуктор вдруг завозмущалась, что купюра надорвана. Пассажирка стала объяснятся жестами, она была глухонемая. Конфликт был улажен, не успев разгореться, но если бы женщина могла говорить, неизвестно, чем бы все закончилось.
В первом случае кондуктор не смогла бы продолжить с женщиной диалог, поскольку не понимает глухонемую речь.
Во втором случае, мог бы разгореться громкий скандал, если бы две женщины сцепились.
Язык дает людям возможность договариваться.
Если два человека говорят на разных языках, им трудно построить диалог. Например, не могут долго и продуктивно общаться русский с турком без переводчика.
Затруднено общение у младенца и взрослого человека.
Язык был изобретен людьми на заре появления человечества именно для того, чтобы сделать общение между близкими и далекими людьми более комфортным и понятным.
Язык это средство общения. Думаю, не будет преувеличением утверждать, что именно язык является основным средством общения. А чтобы это доказать, давайте подумаем, что мы понимаем под общением.
Суть общения заключается в установлении контактов между людьми или группами людей, в передаче информации, мыслей, чувств.
Для любого предмета, его признака, действия или явления в языке существуют названия. С помощью языка сохраняется и передается ценный опыт предыдущих поколений. Язык сопровождает любое событие в нашей повседневной жизни.
Любое действие, связанное с речью, устной или письменной, является доказательством того, что язык в общении играет огромную роль.
Ребенок на улице упал, ему больно, он бежит домой к маме и рассказывает, что случилось, где у него болит. Мама осматривает малыша, задает вопросы, чтобы понять, насколько серьезна травма, утешает.
С такими примерами каждый пользователь сталкивается десятки раз за день.
Попробуйте сесть в такси молча не сообщив адрес (при помощи языка общения) куда ему ехать.
Заплатите по счётчику на стоянку на одном месте и всё на этом.
Водителю при помощи языка общения надо сообщить следующее «Кутузова 25-ь, пожалуйста и побыстрей, за скорость плачу отдельно».
Общение является безусловно основным средством передачи информации и получения знаний. Если бы не было языка, то трудно было бы понять людям друг друга.
Вспомнить только как язоковые различия не дали достроить вавилонскую башню, так как многие не могли коммуникации найти для работы в многонациональной среде.
Доказать, чт язык является средством общения достаточно просто. Вот какие аргументы помогут в этом случае.
Без общения трудно представить свою жизнь.
Конечно одним из главным инструментов является язык, также мы задействуем при общении жесты, мимику. Но при помощи языка можно рассказать гораздо больше.
В качестве примера можно взять такую ситуацию: пришел больной к доктору и жестами пытается ему объяснить что его тревожит. Объяснить одними жестами что у него болит и какие симптомы невозможно, да и доктору очень трудно поставить диагноз лишь на основании жестов.
Так точно и учитель не сможет объяснить учебный материал ученикам при помощи жестов и мимики. Поэтому, язык является одним из самых эффективных инструментов для коммуникации.
Неизвестно, что он потом с этими фотками делает. Может, фотошопит для интернета или друзьям показывает, чтобы похвастать. Не удивляйтесь, если на улице пальцем начнут показывать или плохим словом обзовут.
Такие люди уже целители, способны отдавать энергию наложением рук и лечить.
Такие люди могут быть замечательными массажистами, парикмахерами.
Своей энергии хватает чтоб поддерживать стабильность энергосистемы организма, но не более.
Своей энергии будет недостаточно и тогда такой человек начинает вампирить.
Но. в отличии от природного, цельного вампира, такой человек не привычен к чужой энергии, приходит он к этому действию в достаточно приличном возрасте. в отличии от природного вампира, который привыкает тянуть с малолетства.
Чужая энергия плохо усваивается, ее могут блокировать и тогда такой человек может болеть, иногда серьезно.
Так что не радуйтесь.
Я всю жизнь живу в теле 666х222
да еще с одной 4кой
Это все не так просто и не так безобидно
Избегайте тактильного контакта, особенно с больными.
Конспект урока 5 класс. «Язык и человек. Общение устное и письменное»
Конспект урока 5 класс. «Язык и человек. Общение устное и письменное»
Цель: показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение. Дать представление о ведущей роли языка как средства общения
На доске «разбросаны» слова: великий, богатый, красивый, певучий, разнообразный, необходимый, неповторимый, важный, таинственный.
– Подберите к ним ключевое слово. (Язык.)
-Добавьте свои слова. Каким еще может быть язык?
Актуализация новой темы.
Что же такое язык? О чем же сегодня на уроке пойдет речь? (о языке, общении).
Давайте сформулируем тему урока. Записываем тему урока. Читаем определение языка в учебнике стр. 4
Средство общения — язык, это весь запас слов и законы их изменения и соединения. Язык создан народом для выражения мыслей, чувств, пожеланий и принадлежит всему народу.
Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.
-Прочитайте предложение, записанное на доске.
— Как вы понимаете эти слова?
-Запишите его в тетрадь.
-Как вы считаете нужно ли человеку обогащать свой словарный запас? Для чего?
Непонимание смысла слов и неумение употреблять слова в речи напрямую сказывается на успешности в жизни.
Назовите способы обогащения словарного запаса языка?
-путём подбора к слову лексических средств выразительности речи
(синонимов, антонимов, омонимов и т.д)
-работой с толковыми словарями
-описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
Сейчас мы немного потренируемся, будем подбирать синонимы к словам, которые я взяла из рабочей тетради по подготовки к ВПР. 10-ые номера каждого варианта-это задания на подбор близкого по значению слова. Такие упражнения прекрасно обогащают словарный запас, да и позволят подготовиться к ВПР
Один ученик у доски, остальные записывают в тетради. Читаем полностью предложение из текста, подбираем синонимы, ориентируясь на контекст.
Хороший- сильный, умелый, опытный
Запускать-засовывать, просовывать, совать
Известный- знаменитый, популярный
Навестить- проведать, посетить
-Вернемся к теме урока.
Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок живет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в 4 года.
Известно много случаев, когда дети росли среди животных: овец, обезьян, волков. Они блеяли, визжали, кричали, выли, но не говорили ни на одном из языков. Мало того, попав к людям, они так и не смогли заговорить.
Почему так произошло? Попробуйте ответить на этот вопрос, прочитав текст Льва Успенского (упр. 1) ответы на вопросы упражнения. — читается вслух тремя учениками. (Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.)
— Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом?
(Выделенные слова – это всё, посредством чего люди общаются друг с другом. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял.
Для чего нам нужен язык? (для общения)
-А какие бывают виды общения?
Рассмотрите рисунки на с. 6. На каком из них показано устное общение, а на каком – письменное?
Много раз, наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой-слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. Это может происходить устно или письменно.
— Как вы думаете, какое общение появилось раньше: устное или письменное?
На самом деле письменность появилась значительно позднее устной речи.
Самый древний и самый простой способ письма — „рассказ в картинках“. То есть „рисую-пишу“ (пиктографическим письмом и в наше время ещё пользуются некоторые американские индейцы).
О каких самых важных функциях русского языка мы сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось?
Домашнее задание : параграф 1 и 2 читать теоретические сведения; стр.7 упр. 8 устно, упр. 9 письменно, взять с собой словарик
Выполняя домашнее задание, обязательно записывайте число словами в именительном падеже и слово домашняя работа, не забывайте, что нужно указывать номер упражнения, слово упражнение теперь пишем полностью (образец на доске)
Помните, что абзац мы начинаем с красной строки. Старайтесь писать аккуратным, разборчивым почерком, без помарок, соблюдайте поля, между датой и заголовком. Исправляйте ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркнуть косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения (Показ на доске).
Урок русского языка в 5 классе «Зачем человеку нужен язык?»
Урок русского языка в 5 классе на тему «Зачем человеку нужен язык?» разработан учителем русского языка и литературы Лаптевой Ольгой Алексеевной. В основе занятия – работа по формированию умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Цель урока – формировать способности к систематизации и обобщению знаний как средства для построения нового способа действия.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
— понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; формирование уважительного отношения к родному языку, гордости за него;
— владение разными видами чтения;
— способность извлекать информацию из различных источников;
— умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
— умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
— владение различными видами монолога и диалога;
— знать основные функции языка, нормы речевого этикета;
— уметь проводить различные виды анализа слова, а также синтаксический анализ предложения.
Учебник: Русский язык. 5 кл. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
I этап. Этап мотивации к учебной деятельности.
— О чем предложенный видеосюжет?
— Может ли человек полноценно жить без языка? Почему?
— Попробуйте сформулировать тему урока.
Запись темы урока на доске и в тетради.
— Какую цель можно поставить перед собой?
Предлагаю начать работу с таблицы (прием «ДО – ПОСЛЕ»).
Зачем человеку нужен язык?
Оформим ее в тетради и заполним первую колонку.
Обучающиеся говорят о том, что язык нужен человеку для общения. (В первую колонку записываем слово общение)
— Докажем, что язык является средством общения. Проведем эксперимент. Предлагаю разыграть пантомиму.
(Один обучающиеся выходит из класса, второй получает задание объяснить без слов, что он опаздывает в школу, так как его будильник испортился и прозвонил в 7.45, а у него контрольная работа по русскому языку).
Вопросы выходившему ученику:
— Какую информацию пытался передать твой одноклассник?
— Тебе все было понятно сразу?
— Легко ли было понять, о чем идет речь?
— О чем не удалось рассказать с помощью жестов и мимики?
— Удачен ли такой язык в общении?
— Подведем итоги. (Язык – важнейшее средство общения)
В учебниках и словарях, в книгах и журналах тоже используется язык. Какую цель преследуют авторы книг в отношении языка?
— Что нужно сделать для того, чтобы найти ответ на обозначенный вопрос? Конечно, обратиться к учебнику.
— Откройте учебник на стр. 3. Прочитайте информацию в рамочке о том, что такое эпиграф, и найдите эпиграф к сегодняшнему уроку. Прочитайте его.
Назовите ключевые слова. Как вы понимаете слова Г.Р. Державина?
О какой функции языка говорит поэт?
Запишите эпиграф в тетрадь и подчеркните ключевые слова.
— Обратимся к упр. 2. Самостоятельно прочитайте предложенный текст и найдите в нем ответ на вопрос: «Зачем ещё человеку нужен язык?» Найдите предложение, в котором отражена главная мысль текста и запишите его в тетрадь. (Язык делает человека человеком)
— Еще раз прочитайте текст про себя.
— Что мы узнали из учебника по теме урока? Перескажем прочитанный текст (Прием «Микрофон». Пересказ текста упр.2 по цепочке).
VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в парах. Обратимся к упр. 4. Спишите без ошибок. Проверьте. Объясните друг другу, как вы понимаете смысл предложений. К выделенным словам подберите однокоренные и обозначьте корни.
Беседа по вопросам.
— Каким образом слово может «разъединить людей»?
— Как вы понимаете фразу «хорошо владеть языком»?
— Почему язык является орудием общения?
Напишите небольшой текст о роли языка в жизни людей. В качестве примера-аргумента возьмите информацию из просмотренного фильма о детях, воспитанных животными. Также воспользуйтесь информацией из упр.2, 4.
Чтение получившихся текстов.
— Заполните вторую часть таблицы, которую мы «создали» в начале урока. Что мы запишем во вторую колонку? (Передача информации, хранение информации, сообщение информации)
— Напишите пожелания себе с точки зрения изученного на уроке.
1. Подберите пословицы о языке. Какой смысл заложен в них? Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.
2. Внимательно прочитайте слова в рубриках «ЗСП-1, 2», подберите к ним однокоренные, составьте предложения.
3. Индивидуальное задание. Упр. 5 (рассказать о М.В. Ломоносове).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
«Гласные буквы и звуки» Урок русского языка в коррекционной школе
Открытый урок по русскому языку для 2 класса «Повторение правописаний частей слова»
Конспект по русскому языку «Омофоны» 2 класс
Конспект по русскому языку на тему «Три склонения имен существительных» 4 класс
Конспект по русскому языку на тему «Качественные прилагательные» 3 класс
Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе
Конспект по русскому языку на тему «Число имен существительных» 3 класс
Проверочная работа «Единственное и множественное число глаголов»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5363236 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.