Докажите что чуковский считает сказку лучшим средством нравственного воспитания ребенка
Педразвитие
Авторы: Баклаушева Гульнара Надыровна, Муравлева Олеся Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467 ДО7
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского»
Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чу-
Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще
и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.
Нравственное воспитание – многосторонний процесс формирования принци-
пов и норм поведения, охватывающих отношение людей друг к другу и обществу.
Нравственные принципы складываются постепенно, в ежедневных контактах
детей с воспитателем и между собой.
В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с ху-
дожественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивно-
го отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.
Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телеви-
дение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.
Основными методами литературного развития детей являются чтение (расска-
зывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чте-
ние с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники.
Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педаго-
га с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным твор-
Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педаго-
га с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным твор-
Самые лучшие детские писатели в своих рассказах, сказках, повестях и стихах
не навязчиво показывают детям примеры поведения героев, предлагая как бы по-
бывать на их месте, задуматься о мотивах и последствиях поступках.
Первыми произведения, с которыми я познакомила детей, стали бессмертные
сказки в стихах К. И. Чуковского. В них забавные герои – букашки, животные,
щётки, чайники – учат детей заботе, доброте, храбрости, щедрости, высмеивают
трусость, жадность, нерадивость, неблагодарность.
Наверное, нет семьи, где есть маленькие дети, в которой нет хотя бы одной
Различные виды деятельности покажу на примере знакомства детей с произ-
ведениями К. И. Чуковского.
К. И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные,
яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих
сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок
превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и вооб-
ражение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так
огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведе-
Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читате-
ли» уже многое знают наизусть.
В книжном уголке была оформлена выставка «Любимый детский писатель».
Но, проводя предварительную беседу перед чтением произведений этого ма-
стера, я с удивлением и сожалением узнала, что только трое из всей группы по-
мнят эти сказки. Тем важнее для меня начать это знакомство.
Первая сказка – «Муха-Цокотуха» –вызвала много положительных эмоций:
дети начали вспоминать и повторять запомнившиеся строки.Затем прошла бесе-
– Что сделала Муха после того, как нашла денежку? (купила самовар)
– А почему она купила самовар, а не маленький чайник? (она хотела пригла-
– Значит, она какая? (добрая, дружелюбная, щедрая)
Далее шло разъяснение этих понятий, затем приводились примеры из жизни
семьи, класса, иллюстрирующие эти понятия.
– Как вела себя Муха с гостями? (она всех угощала, всем старалась угодить)
Знакомство с понятием «хлебосольная».
– А как назвать человека, который ни с кем не любит делиться? (жадный, ску-
– Что сделали гости, когда Муху поймал Паук? (попрятались, разбежались)
– Как можно такое поведение назвать? (трусость)
– А вас когда-нибудь бросали в беде?
Дети вспоминают случаи из жизни, сравнивая поведение своих знакомых с по-
ведением Мухиных гостей.
– А как бы поступили вы? (защитили бы Муху, ведь она их кормила и просила
– Какими словами мы можем описать поступок Комара? (это смелый посту-
пок, он спас Муху, хотя сам не очень сильный)
Эта сказка учит нас, ребята, быть добрыми, как Муха, смелыми, как Комар, и
не бросать никого в беде.
Далее мы с детьми прочитали сказки «Тараканище» (беседа о трусости и стра-
хе, «Мойдодыр» (воспитание чистоплотности и аккуратности, «Краденое солн-
це» (борьба добра со злом, наказание зла) «Телефон» (беседа о правилах вежли-
вого телефонного разговора, «Федорино горе» (как поддерживать порядок в
доме, в классе, на своем рабочем месте, «Айболит» (воспитание доброты, от-
зывчивости, сострадания, заботы о других, любви к своей профессии, «Барма-
лей» (беседа о послушании – надо прислушиваться к запретам взрослых; надо
вступать в борьбу со злом).
Конечно, дети, приобретая нравственные знания, не могу сразу правильно
ими воспользоваться, но при многократном повторении эти знания перейдут в
желание поступать соответственно нормам этики. А дети получают представле-
ние об этичном поведении впервые из сказок, пословиц, басен и других произве-
Сказка является эффективным средством духовно-нравственного становле-
ния личности, поскольку включает в себя знания об окружающем мире, о взаимо-
отношениях людей, предлагает различные модели поведения. Сказки обращают-
ся к глубинному «я» ребенка, помогают осознать отношение к самому себе, к
миру, к другим людям. Сказку называют «копилкой жизненных рецептов». На
примерах сказочных героев можно увидеть образец поведения, подумать о по-
ступках героя, последствиях тех или иных действий для него самого, для окружа-
ющих его людей, сравнить себя с литературным героем. Слушая сказки, ребенок
учится думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сильные впечат-
ления детства остаются на всю жизнь. Мудрость сказки помогает вырастить ду-
шевно здорового ребенка. Сказка учит жить.
Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ре-
бенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить
вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удо-
Здоровье. Одной из важных задач является укрепление и сохранение здоро-
вья детей, где немаловажное значение имеют гигиенические процессы. По
рассказам родителей некоторые дети не любят умываться и мыться. И здесь на
помощь приходит знаменитый, всеми любимый Мойдодыр. Дети, конечно, не хо-
Безопасность. При организации педагогического процесса воспитатель приоб-
щает детей к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на природе;
формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным
для человека ситуациям. Например, Бармалей олицетворяет опасного незнако-
мого человека. Дети усваивают, что без взрослых нельзя выходить на улицу или,
тем более, уходить далеко от дома.
Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем
правила дорожного движения.
Развитие математических представлений. В образовательной деятельности по
развитию математических представлений неоднократно используем произведе-
ния К. И. Чуковского. Например, на основе произведений «Федорино
горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище» дети в игровой форме знакомятся с ко-
личеством (считают посуду, порядковым счетом (кто за кем едет, составляют
пары бабочка – жук, считают, сколько получилось пар, уравновешивают количе-
ство жуков и бабочек. Из геометрических фигур детям было предложено сложить
Используем игровые технологии: ковролин, палочки Кьюизенера, блоки Дьене-
Ребенок открывает мир природы. Во время знакомства с неживой природой
была прочитана сказка «Краденое солнце». Она помогла понять, как необходимо
солнце для всего живого. Дети захотели помочь животным, и смастерили солнце
своими руками, при этом развивая мелкую моторику.
Чтобы поближе познакомиться с естественным источником света, дети пригла-
сили «Солнечного зайчика».
Изба. В сказке «Федорино горе»много предметов старины: ухват, кочерга,
самовар, корыто и другие, многие из которых уже не используются. В детском
саду есть музей «Русская изба», где дети знакомятся с бытом русской деревни, с
прошлым предметов, сравнивают их с современными.
Развитие речи. А как нравится детям веселое стихотворение «Путаница».
Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать, что перепутано.
Драматизация отрывка сказки «Айболит» помогает выражать свои мысли, чув-
ства, впечатления, вступать в контакт с окружающими, используя речевые сред-
Игра. Основным видом деятельности в детском саду является игра. На осно-
ве произведений Чуковского мы изготовили дидактические игры. Напри-
мер, «Собери героев в одну сказку», «Составь картинку», «Найди пару», где
дети находят пары варежек или башмачков. Но на нашем чудо – дереве выраста-
ют не только башмачки, но и одежда, посуда, или просто геометрические фигуры.
Детям нравится сюжетно ролевая игра в «Муху – Цокотуху».К игре вместе с
детьми готовили атрибуты: чашки, блюдца, подарки для именинницы.
Используем все виды продуктивной деятельности: аппликацию, рисование,
Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ре-
бенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить
вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удо-
Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского
Елена Карпова
Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского
Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.
Нравственное воспитание – многосторонний процесс формирования принципов и норм поведения, охватывающих отношение людей друг к другу и обществу.
Нравственные принципы складываются постепенно, в ежедневных контактах детей с воспитателем и между собой.
В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.
Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телевидение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.
Основными методами литературного развития детей являются чтение (рассказывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чтение с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники.
Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством.
Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством.
Самые лучшие детские писатели в своих рассказах, сказках, повестях и стихах не навязчиво показывают детям примеры поведения героев, предлагая как бы побывать на их месте, задуматься о мотивах и последствиях поступках.
Первыми произведения, с которыми я познакомила детей, стали бессмертные сказки в стихах К. И. Чуковского. В них забавные герои – букашки, животные, щётки, чайники – учат детей заботе, доброте, храбрости, щедрости, высмеивают трусость, жадность, нерадивость, неблагодарность.
Наверное, нет семьи, где есть маленькие дети, в которой нет хотя бы одной книги Чуковского.
Различные виды деятельности покажу на примере знакомства детей с произведениями К. И. Чуковского.
К. И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского.
Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читатели» уже многое знают наизусть.
В книжном уголке была оформлена выставка «Любимый детский писатель».
Но, проводя предварительную беседу перед чтением произведений этого мастера, я с удивлением и сожалением узнала, что только трое из всей группы помнят эти сказки. Тем важнее для меня начать это знакомство.
Первая сказка – «Муха-Цокотуха» –вызвала много положительных эмоций: дети начали вспоминать и повторять запомнившиеся строки.Затем прошла беседа по вопросам:
– Что сделала Муха после того, как нашла денежку? (купила самовар)
– А почему она купила самовар, а не маленький чайник? (она хотела пригласить друзей)
– Значит, она какая? (добрая, дружелюбная, щедрая)
Далее шло разъяснение этих понятий, затем приводились примеры из жизни семьи, класса, иллюстрирующие эти понятия.
– Как вела себя Муха с гостями? (она всех угощала, всем старалась угодить)
Знакомство с понятием «хлебосольная».
– А как назвать человека, который ни с кем не любит делиться? (жадный, скупой)
– Что сделали гости, когда Муху поймал Паук? (попрятались, разбежались)
– Как можно такое поведение назвать? (трусость)
– А вас когда-нибудь бросали в беде?
Дети вспоминают случаи из жизни, сравнивая поведение своих знакомых с поведением Мухиных гостей.
– А как бы поступили вы? (защитили бы Муху, ведь она их кормила и просила о помощи)
– Какими словами мы можем описать поступок Комара? (это смелый поступок, он спас Муху, хотя сам не очень сильный)
Эта сказка учит нас, ребята, быть добрыми, как Муха, смелыми, как Комар, и не бросать никого в беде.
Далее мы с детьми прочитали сказки «Тараканище» (беседа о трусости и страхе, «Мойдодыр» (воспитание чистоплотности и аккуратности, «Краденое солнце» (борьба добра со злом, наказание зла) «Телефон» (беседа о правилах вежливого телефонного разговора, «Федорино горе» (как поддерживать порядок в доме, в классе, на своем рабочем месте, «Айболит» (воспитание доброты, отзывчивости, сострадания, заботы о других, любви к своей профессии, «Бармалей» (беседа о послушании – надо прислушиваться к запретам взрослых; надо вступать в борьбу со злом).
Конечно, дети, приобретая нравственные знания, не могу сразу правильно ими воспользоваться, но при многократном повторении эти знания перейдут в желание поступать соответственно нормам этики. А дети получают представление об этичном поведении впервые из сказок, пословиц, басен и других произведений.
Сказка является эффективным средством духовно-нравственного становления личности, поскольку включает в себя знания об окружающем мире, о взаимоотношениях людей, предлагает различные модели поведения. Сказки обращаются к глубинному «я» ребенка, помогают осознать отношение к самому себе, к миру, к другим людям. Сказку называют «копилкой жизненных рецептов». На примерах сказочных героев можно увидеть образец поведения, подумать о поступках героя, последствиях тех или иных действий для него самого, для окружающих его людей, сравнить себя с литературным героем. Слушая сказки, ребенок учится думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сильные впечатления детства остаются на всю жизнь. Мудрость сказки помогает вырастить душевно здорового ребенка. Сказка учит жить.
Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.
Безопасность. При организации педагогического процесса воспитатель приобщает детей к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на природе; формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным для человека ситуациям. Например, Бармалей олицетворяет опасного незнакомого человека. Дети усваивают, что без взрослых нельзя выходить на улицу или, тем более, уходить далеко от дома.
Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем правила дорожного движения.
Развитие математических представлений. В образовательной деятельности по развитию математических представлений неоднократно используем произведения К. И. Чуковского. Например, на основе произведений «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище» дети в игровой форме знакомятся с количеством (считают посуду, порядковым счетом (кто за кем едет, составляют пары бабочка – жук, считают, сколько получилось пар, уравновешивают количество жуков и бабочек. Из геометрических фигур детям было предложено сложить самовар.
Используем игровые технологии: ковролин, палочки Кьюизенера, блоки Дьенеша и другие.
Ребенок открывает мир природы. Во время знакомства с неживой природой была прочитана сказка «Краденое солнце». Она помогла понять, как необходимо солнце для всего живого. Дети захотели помочь животным, и смастерили солнце своими руками, при этом развивая мелкую моторику.
Чтобы поближе познакомиться с естественным источником света, дети пригласили «Солнечного зайчика».
Изба. В сказке «Федорино горе»много предметов старины: ухват, кочерга, самовар, корыто и другие, многие из которых уже не используются. В детском саду есть музей «Русская изба», где дети знакомятся с бытом русской деревни, с прошлым предметов, сравнивают их с современными.
Развитие речи. А как нравится детям веселое стихотворение «Путаница». Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать, что перепутано.
Драматизация отрывка сказки «Айболит» помогает выражать свои мысли, чувства, впечатления, вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства.
Игра. Основным видом деятельности в детском саду является игра. На основе произведений Чуковского мы изготовили дидактические игры. Например, «Собери героев в одну сказку», «Составь картинку», «Найди пару», где дети находят пары варежек или башмачков. Но на нашем чудо – дереве вырастают не только башмачки, но и одежда, посуда, или просто геометрические фигуры.
Детям нравится сюжетно ролевая игра в «Муху – Цокотуху».К игре вместе с детьми готовили атрибуты: чашки, блюдца, подарки для именинницы.
Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.
«Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского«
Подготовила, провела воспитатель: Карпова Е. С.
Консультация «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире» Воспитатель: Коробкова Т. В. Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире Размышления.
Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.
Модульный подход к формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника Модульный подход к формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника Галкина Т. Ф., воспитатель МБДОУ- комбинированного.
Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Проект:«Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Сказки представляют собой одно из самых древних.
Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям В нашем современном технологически продвинутом.
Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок. Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок. Актуальность. Сегодня мы очень часто становимся свидетелями.
Сказки К.И. Чуковского – помощники в воспитании и развитии дошкольников
В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.
Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телевидение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.
Основными методами литературного развития детей являются чтение (рассказывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чтение с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники.
Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством. Различные виды деятельности покажу на примере знакомства детей с произведениями К.И. Чуковского.
К.И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского.
Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читатели» уже многое знают наизусть.
В книжном уголке была оформлена выставка «Любимый детский писатель».
Безопасность. При организации педагогического процесса воспитатель приобщает детей к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на природе; формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным для человека ситуациям. Например, Бармалей олицетворяет опасного незнакомого человека. Дети усваивают, что без взрослых нельзя выходить на улицу или, тем более, уходить далеко от дома.
Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем правила дорожного движения.
Развитие математических представлений. В образовательной деятельности по развитию математических представлений неоднократно используем произведения К.И. Чуковского. Например, на основе произведений «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище» дети в игровой форме знакомятся с количеством (считают посуду), порядковым счетом (кто за кем едет), составляют пары бабочка – жук, считают, сколько получилось пар, уравновешивают количество жуков и бабочек. Из геометрических фигур детям было предложено сложить самовар.
Используем игровые технологии: ковролин, палочки Кьюизенера, блоки Дьенеша и другие.
Ребенок открывает мир природы. Во время знакомства с неживой природой была прочитана сказка «Краденое солнце». Она помогла понять, как необходимо солнце для всего живого. Дети захотели помочь животным, и смастерили солнце своими руками, при этом развивая мелкую моторику.
Чтобы поближе познакомиться с естественным источником света, дети пригласили «Солнечного зайчика».
Изба. В сказке «Федорино горе» много предметов старины: ухват, кочерга, самовар, корыто и другие, многие из которых уже не используются. В детском саду есть музей «Русская изба», где дети знакомятся с бытом русской деревни, с прошлым предметов, сравнивают их с современными.
Развитие речи. А как нравится детям веселое стихотворение «Путаница». Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать, что перепутано.
Драматизация отрывка сказки «Айболит» помогает выражать свои мысли, чувства, впечатления, вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства.
Игра. Основным видом деятельности в детском саду является игра. На основе произведений Чуковского мы изготовили дидактические игры. Например, «Собери героев в одну сказку», «Составь картинку», «Найди пару», где дети находят пары варежек или башмачков. Но на нашем чудо – дереве вырастают не только башмачки, но и одежда, посуда, или просто геометрические фигуры.
Детям нравится сюжетно ролевая игра в «Муху – Цокотуху». К игре вместе с детьми готовили атрибуты: чашки, блюдца, подарки для именинницы.
В честь юбилея писателя провели праздник «Путешествие по произведениям Чуковского», который состоял из заданий, например:
— «Сказка начинается, а как она называется»;
— «Угадай героя сказки по описанию»;
— «Из какой сказки иллюстрация»;
— «По предметам узнай произведение». И другие задания.
Дети читали наизусть отрывки из произведений.
А на базаре мухе Цокотухе предложили не только самовар, но и красивые П-П платки.
Произведения К.И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.