Докажите что на клеточном уровне проявляются все свойства живых систем
Докажите что на клеточном уровне проявляются все свойства живых систем
Что составляет основную часть биомассы суши?
Основную часть биомассы суши составляют растения.
Значение проветривания
Число бактерий в проветриваемом помещении:
1) не изменяется
2) увеличивается
3) уменьшается
Правильный ответ: 3) уменьшается.
Условия прорастания зерна
Что требуется для прорастании зерна?
1) воздух;
2) температура;
3) влажность;
4) все ответы верны.
Правильный ответ: 4) все ответы верны.
Значение вентиляции в помещениях
Как изменяется содержание кислорода в вентилируемых помещениях при большом скоплении людей?
Практически не изменяется.
Симбиоз грибов и деревьев
Чем подберёзовик обеспечивает берёзу?
Мицелий подберезовика образует с корнями березы микоризу, в результате чего подберезовик получает от дерева питательные вещества и снабжает его минеральными веществами.
Биосфера
Наибольшей продуктивностью в биосфере:
1) обладают участки, занятые сушей
2) обладают участки, занятые океаном
3) не обладают ни суша, ни океаны (равны по продуктивности) 4) обладают различные участки, в зависимости от их месторасположения
Правильный ответ: 1) обладают участки, занятые сушей.
Взаимосвязь уровней организации живой материи
Как взаимосвязаны различные уровни организации живой материи?
Все уровни представляют собой биологические системы с основными свойствами, присущими всему живому, и каждый предыдущий уровень является частью последующего.
Свойства живых систем
Докажите, что на клеточном уровне проявляются все свойства живых систем.
1). Все клетки живых организмов обладают единым химическим составом: на 80-90% состоят из воды; в состав клеток всех живых организмов без исключения входят четыре типа органических соединений (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты; 98% массы вещества приходится на органогенные элементы (углерод, водород, кислород и азот); основным накопителем энергии во всех клетках является АТФ.
2). Клетки живых организмов являются открытыми системами. В них поступают вещества и энергия, используемые для синтеза веществ, а продукты обмена выводятся.
3). Клетки являются самоуправляющимися, саморегулирующимися и самоорганизующимися системами.
4). Клетки могут делится, что соответствует свойствам самовоспроизведения.
5). Клетки могут меняться и мутировать, приобретая новые признаки и свойства, что говорит об их способности к изменчивости.
6). Клетки могут увеличиваться в размерах и массе, что подтверждает их способность к росту и развитию.
7). Клетки могут реагировать на изменения свойств внешней среды, что говорит об их способности раздражимости.
8) О целостности и дискретности клетки свидетельствует их сходное строение и наличие клеточных структур.
Клеточные и популяционные уровни жизни
Что общего и различного между клеточным и популяционным уровнями жизни?
Общими для клеточного и популяционного уровнями жизни являются свойства, присущие всем живым системам: 1) имеют единый химический состав; 2) являются открытыми системами; 3) способны к саморегуляции и самоорганизации; 4) обладают свойствами самовоспроизведения; 5) обладают изменчивостью; 6) способны к росту и развитию; 7) реагируют на внешние воздействия, т.е. обладают раздражимостью; 8) обладают общей целостностью и состоят из отдельных элементов.
Различия между клеточным и популяционным уровнями жизни заключаются в том, что компонентами клеточного уровня жизни являются разнообразные молекулы и структуры, находящиеся в клетке, а в популяционном — группы взрослых особей одной популяции
Биосфера
Биосфера — это экосистема, объединяющая
1) живые организмы
2) сферы Земли, где существует или существовала жизнь, подвергалась и подвергается её воздействию
3) неживые природные системы
4) планеты Солнечной системы.
Правильный ответ: 2) сферы Земли, где существует или существовала жизнь, подвергалась и подвергается её воздействию.
Докажите что на клеточном уровне проявляются все свойства живых систем
Что составляет основную часть биомассы суши?
Основную часть биомассы суши составляют растения.
Значение проветривания
Число бактерий в проветриваемом помещении:
1) не изменяется
2) увеличивается
3) уменьшается
Правильный ответ: 3) уменьшается.
Условия прорастания зерна
Что требуется для прорастании зерна?
1) воздух;
2) температура;
3) влажность;
4) все ответы верны.
Правильный ответ: 4) все ответы верны.
Значение вентиляции в помещениях
Как изменяется содержание кислорода в вентилируемых помещениях при большом скоплении людей?
Практически не изменяется.
Симбиоз грибов и деревьев
Чем подберёзовик обеспечивает берёзу?
Мицелий подберезовика образует с корнями березы микоризу, в результате чего подберезовик получает от дерева питательные вещества и снабжает его минеральными веществами.
Биосфера
Наибольшей продуктивностью в биосфере:
1) обладают участки, занятые сушей
2) обладают участки, занятые океаном
3) не обладают ни суша, ни океаны (равны по продуктивности) 4) обладают различные участки, в зависимости от их месторасположения
Правильный ответ: 1) обладают участки, занятые сушей.
Взаимосвязь уровней организации живой материи
Как взаимосвязаны различные уровни организации живой материи?
Все уровни представляют собой биологические системы с основными свойствами, присущими всему живому, и каждый предыдущий уровень является частью последующего.
Свойства живых систем
Докажите, что на клеточном уровне проявляются все свойства живых систем.
1). Все клетки живых организмов обладают единым химическим составом: на 80-90% состоят из воды; в состав клеток всех живых организмов без исключения входят четыре типа органических соединений (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты; 98% массы вещества приходится на органогенные элементы (углерод, водород, кислород и азот); основным накопителем энергии во всех клетках является АТФ.
2). Клетки живых организмов являются открытыми системами. В них поступают вещества и энергия, используемые для синтеза веществ, а продукты обмена выводятся.
3). Клетки являются самоуправляющимися, саморегулирующимися и самоорганизующимися системами.
4). Клетки могут делится, что соответствует свойствам самовоспроизведения.
5). Клетки могут меняться и мутировать, приобретая новые признаки и свойства, что говорит об их способности к изменчивости.
6). Клетки могут увеличиваться в размерах и массе, что подтверждает их способность к росту и развитию.
7). Клетки могут реагировать на изменения свойств внешней среды, что говорит об их способности раздражимости.
8) О целостности и дискретности клетки свидетельствует их сходное строение и наличие клеточных структур.
Клеточные и популяционные уровни жизни
Что общего и различного между клеточным и популяционным уровнями жизни?
Общими для клеточного и популяционного уровнями жизни являются свойства, присущие всем живым системам: 1) имеют единый химический состав; 2) являются открытыми системами; 3) способны к саморегуляции и самоорганизации; 4) обладают свойствами самовоспроизведения; 5) обладают изменчивостью; 6) способны к росту и развитию; 7) реагируют на внешние воздействия, т.е. обладают раздражимостью; 8) обладают общей целостностью и состоят из отдельных элементов.
Различия между клеточным и популяционным уровнями жизни заключаются в том, что компонентами клеточного уровня жизни являются разнообразные молекулы и структуры, находящиеся в клетке, а в популяционном — группы взрослых особей одной популяции
Биосфера
Биосфера — это экосистема, объединяющая
1) живые организмы
2) сферы Земли, где существует или существовала жизнь, подвергалась и подвергается её воздействию
3) неживые природные системы
4) планеты Солнечной системы.
Правильный ответ: 2) сферы Земли, где существует или существовала жизнь, подвергалась и подвергается её воздействию.
Свойства живых систем
Всем уровням организации живой материи присущи черты, отличающие ее от неживой материи. Рассмотрим общие, характерные для всего живого свойства и их отличия от сходных процессов, протекающих в неживой природе.
Особенности химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живой и неживой природе неодинаково.
Обмен веществ. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощают из нее вещества, необходимые для питания, и выделяют наружу продукты жизнедеятельности.
Отметим, что в неживой природе также существует обмен веществами. Однако при небиологическом круговороте веществ они просто переносятся с одного места на другое или меняется их агрегатное состояние (например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед, растворение или кристаллизация минеральных соединений).
В отличие от обменных процессов, происходящих в неживой природе, у живых организмов они имеют качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада.
Живые организмы поглощают из окружающей среды различные вещества. Вследствие целого ряда сложных химических превращений вещества из окружающей среды усваиваются веществами живого организма, и из них строится его тело. Эти процессы называют ассимиляцией, пластическим обменом, или анаболизмом.
Белок куриного яйца в организме человека претерпевает целый ряд сложных превращений, прежде чем преобразуется в белки, свойственные нашему организму, — гемоглобин, кератин и др.
Другая сторона обмена веществ — процессы диссимиляции (катаболизм), в результате которых сложные органические соединения распадаются на простые, при этом утрачивается их сходство с веществами организма и выделяется энергия, необходимая для реакции биосинтеза.
Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения всех частей организма и, как следствие, постоянство функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
Самовоспроизведение (репродукция). Способность к размножению, т. е. воспроизведению нового поколения особей того же вида, — одно из основных свойств живых организмов. Потомство в основных своих чертах обычно похоже на родителей. Из семян одуванчика вырастает одуванчик.
Деление одноклеточного организма — амебы — приводит к образованию двух амеб, полностью схожих с материнской клеткой. Таким образом, размножение — это свойство организмов воспроизводить себе подобных.
Что лежит в основе процесса самовоспроизведения? Обратим внимание на то, что этот процесс осуществляется практически на всех уровнях организации живой материи.
Благодаря репродукции не только целые организмы, но и клетки, органеллы клеток (митохондрии, пластиды и др.) после деления сходны со своими предшественниками. Из одной молекулы ДНК при ее удвоении образуются две дочерние молекулы, полностью повторяющие исходную.
В основе самовоспроизведения лежат реакции матричного синтеза, т. е. образования новых молекул и структур на основе информации, заложенной в последовательности нуклеотидов ДНК. Следовательно, самовоспроизведение — одно из основных свойств живого, тесно связанное с явлением наследственности.
Изменчивость. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней, так как при этом изменяются наследственные факторы — гены, определяющие развитие тех или иных признаков.
Если бы репродукция матриц — молекул ДНК — всегда происходила с абсолютной точностью, то при размножении организмов осуществлялась бы преемственность только существовавших прежде признаков, и приспособление видов к меняющимся условиям среды оказалось бы невозможным.
Следовательно, изменчивость — это способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе ее лежит изменение биологических матриц.
Изменчивость создает разнообразный исходный материал для естественного отбора, т. е. отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования в природных условиях, что в свою очередь приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.
Рост и развитие. Способность к развитию — всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы.
Онтогенез постепенно и последовательно проявляет индивидуальные свойства организмов. Независимо от способа размножения все особи, образующиеся из одной зиготы или споры, почки или клетки, получают по наследству только генетическую информацию, т. е. возможность проявить те или иные признаки.
В процессе развития возникает специфическая структурная организация индивида. Развитие сопровождается ростом — увеличением его массы. Оно обусловлено репродукцией макромолекул, элементарных структур клеток, самих клеток.
Эволюция — это необратимое и направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением форм жизни. Результатом эволюции является все многообразие живых организмов на Земле.
Раздражимость. Любой организм неразрывно связан с окружающей средой: он извлекает из нее питательные вещества, подвергается воздействию неблагоприятных факторов среды, вступает во взаимодействие с другими организмами и т. д.
В процессе эволюции у живых организмов выработалось и закрепилось свойство избирательно реагировать на изменение внешней и внутренней среды. Это свойство носит название раздражимости. Всякое изменение условий окружающей организм среды представляет собой по отношению к нему раздражение, а его реакция на внешние раздражители служит показателем его чувствительности и проявления раздражимости.
Например, фототаксис — движение по отношению к источнику света, хемотаксис — перемещение организма по отношению к концентрации химических веществ. Таксис может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, действует раздражитель на организм привлекающим или отталкивающим образом.
Под тропизом понимают определенный характер роста, который свойствен растениям. Так, гелиотропизм означает рост наземных частей растений (стебля, листьев) по направлению к Солнцу, а геотропизм — рост подземных частей (корней) в направлении к центру Земли.
Дискретность. Само слово “дискретность” произошло от лат. discretus, что означает “прерывистый”, “разделенный”. Дискретность — всеобщее свойство материи. Так, из курса физики и общей химии известно, что каждый атом состоит из элементарных частиц, а молекулы формируются из атомов. Из простых молекул образуются более сложные соединения или кристаллы и т. д.
Жизнь на Земле также проявляется в виде дискретных форм. Это означает, что отдельный организм или иная биологическая система (вид, биоценоз и др.) состоит из отдельных изолированных, т. е. обособленных или отграниченных в пространстве, но, тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство.
Энергетический аппарат клетки представлен отдельными митохондриями, аппарат синтеза белка — рибосомами, и т. д., вплоть до макромолекул, каждая из которых может выполнять свою функцию, лишь будучи пространственно изолированной от других.
Дискретность строения организма — основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность его постоянного самообновления путем замены “износившихся” структурных элементов (молекул, органоидов клетки, целых клеток) с сохранением выполняемой функции.
Дискретность вида представляет собой возможность его эволюции путем гибели или устранения от размножения неприспособленных особей и сохранения индивидов с полезными для выживания признаками.
Саморегуляция (авторегуляция). Это способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения физиологических процессов.
Так, недостаток поступления каких-либо питательных веществ мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток вызывает запасание этих веществ. Подобные реакции осуществляются разными путями благодаря деятельности регуляторных систем — нервной и эндокринной.
Сигналом для включения той или иной системы регуляции может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы. Например, понижение концентрации АТФ (аденозинтрифосфата) – универсального аккумулятора (накопителя) и переносчика энергии в клетке — служит сигналом, запускающим процесс его синтеза. Наоборот, восполнение запасов АТФ прекращает интенсивный синтез этого вещества.
Уменьшение числа клеток в ткани (в результате травмы) вызывает усиленное размножение оставшихся клеток; восстановление нормального количества клеток дает сигнал о прекращении интенсивного клеточного деления.
Ритмичность. Это свойство присуще как живой, так и неживой природе. Обусловлено оно различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца, сменой времен года, фаз Луны и т. д.
Для неживой природы характерны, например, изменения освещенности и температуры в течение года и суток, приливы и отливы в морях и океанах, перемещение воздушных масс и т. д.
Повсюду в живой и неживой природе распространены колебательные процессы.
Океанские приливы и отливы, смена дня и ночи, фаз Луны, чередование времен года, периодическое увеличение солнечной активности, цикличность геологических процессов, в том числе периодическая смена суши морем и моря сушей, — все это разные формы колебательных процессов.
Периодические изменения в окружающей среде оказывают глубокое влияние на живую природу и на собственные ритмы живых организмов. Ритм — это повторение одного и того же события или воспроизведение одного и того же состояния через равные промежутки времени.
Ритмичность направлена на согласование функций организма с окружающей средой, т. е. на приспособление к меняющимся условиям существования.
Энергозависимость. Живые тела представляют собой “открытые” для поступления энергии системы. Это понятие заимствовано из физики. Под “открытыми” системами понимают системы, в которых непрерывно происходят поглощение и удаление веществ, а также обмен энергией с окружающей средой.
Живые организмы существуют до тех пор, пока к ним поступают энергия и материя в виде пищи из окружающей среды. Следует отметить, что живые организмы, в отличие от объектов неживой природы, отграничены от окружающей среды оболочками (наружная клеточная мембрана у одноклеточных, покровная ткань у многоклеточных).
Таким образом, живые организмы резко отличаются от объектов физики и химии — неживых систем — своей исключительной сложностью и высокой структурной функциональной упорядоченностью. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства. Живое представляет собой особую ступень развития материи.
На самом деле очень трудно дать строгое определение понятия “жизнь”. Одно из определений с материалистических позиций более 100 лет назад дал Ф. Энгельс в произведении “Диалектика природы”: “Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”.
В это определение вошли два важных положения:
Элементы правильного ответа
Вопросы по цитологии
1.Докажите, что разделение органического мира по уровням организации имеет под собой научные основания. |
Ответ на это вопрос должен быть кратким, но точным. Главными в этом вопросе являются слова – «уровни организации» и «научные основания». Уровень организации – это способ и форма существования живых систем. Например, клеточный уровень организации включает клетки. Следовательно, необходимо выяснить то общее, что позволило выделить уровни организации. Таким общим является системность организации живых тел и их постепенное усложнение (иерархия).
Элементы правильного ответа
Научными основаниями для разделения живых систем на уровни служат следующие положения.
1. Живые системы усложняются по мере развития: клетка – ткань – организм – популяция – вид и т.д.
2. Каждая более высоко организованная живая система включает в себя предыдущие системы. Ткани состоят из клеток, органы из тканей, организм из органов и т.д.
Ответьте самостоятельно на следующие вопросы
Элементы правильного ответа
1. К модели можно применить воздействия, неприменимые к живым телам.
2. Моделирование позволяет изменять любые характеристики объекта.
Элементы правильного ответа
1. Полярность молекулы воды определяет ее способность растворять другие гидрофильные вещества.
2. Способность молекул воды к образованию и разрыву водородных связей между ними обеспечивает воде теплоемкость и теплопроводность, переход из одного агрегатного состояния в другие.
3. Малые размеры молекул обеспечивают их способность проникать между молекулами других веществ.
Элементы правильного ответа
1. Ученые выяснили, что молекула белка имеет первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры.
2. Ученые выяснили, что молекула белка состоит из множества различных аминокислот, связанных пептидными связями.
3. Ученые установили последовательность аминокислотных остатков в молекуле рибонуклеазы, т.е. ее первичную структуру.
5.Какие общие функции выполняют белки, липиды и углеводы в клетке? |
Элементы правильного ответа
1. Указанные органические соединения выполняют строительную (структурную) функцию.
2. Указанные органические соединения выполняют энергетическую функцию.
Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ
Уважаемые читатели! Если вы выберете ЕГЭ в качестве выпускного или вступительного экзамена по биологии, то вам необходимо знать и понимать требования, предъявляемые к сдаче этого экзамена, характер вопросов и заданий, встречающихся в экзаменационных работах. В помощь абитуриентам в издательстве ЭКСМО выйдет книга «Биология. Сборник заданий по подготовке к ЕГЭ». Эта книга – тренировочное пособие, именно поэтому вошедший в нее материал превышает школьный уровень требований. Однако тем старшеклассникам, которые решат поступать в высшие учебные заведения на факультеты, где сдают биологию, такой подход будет полезен.
В нашей газете мы публикуем только задания части С к каждому разделу. Они полностью обновлены и по содержанию, и по структуре изложения. Так как это пособие ориентировано на экзамены 2009/2010 учебного года, то мы решили дать варианты заданий части С в значительно большем объеме, чем это делалось в предыдущие годы.
Вам предлагаются примерные варианты вопро-сов и заданий разного уровня сложности с разным количеством элементов правильного ответа. Это делается для того, чтобы на экзамене у вас был достаточно большой выбор возможных правильных ответов на конкретный вопрос. Кроме того, вопросы и задания части С построены так: дается один вопрос и элементы правильного ответа к нему, а затем предлагаются варианты этого вопроса для самостоятельного размышления. Ответы на эти варианты должны получить вы сами, применяя как знания, полученные при изучении материала, так и знания, полученные при прочтении ответов на основной вопрос. Отвечать на все вопросы следует письменно.
Значительная часть заданий части С – это задания в рисунках. Аналогичные им уже были в экзаменационных работах 2008 г. В данном пособии их набор несколько расширен.
Мы надеемся, что это учебное пособие поможет старшеклассникам не только подготовиться к экзаменам, но и даст возможность желающим усвоить основы биологии за оставшиеся два года обучения в 10–11-х классах.
Общая биология (часть С)
Задания этой части распределены по разделам: цитология, генетика, эволюционная теория, экология. В каждом из разделов предлагаются задания всех уровней ЕГЭ. Такое построение общебиологической части пособия позволит вам более полно и системно подготовиться к сдаче экзамена, т.к. часть С включает в себя в обобщенном виде практически весь материал частей А и В.
Задания группы С1 (повышенный уровень)
На все задания группы С необходимо давать письменные ответы с объяснениями.
Вопросы по цитологии
1. Докажите, что разделение органического мира по уровням организации имеет под собой научные основания.
Ответ на это вопрос должен быть кратким, но точным. Главными в этом вопросе являются слова – «уровни организации» и «научные основания». Уровень организации – это способ и форма существования живых систем. Например, клеточный уровень организации включает клетки. Следовательно, необходимо выяснить то общее, что позволило выделить уровни организации. Таким общим является системность организации живых тел и их постепенное усложнение (иерархия).
Элементы правильного ответа
Научными основаниями для разделения живых систем на уровни служат следующие положения.
1. Живые системы усложняются по мере развития: клетка – ткань – организм – популяция – вид и т.д.
2. Каждая более высоко организованная живая система включает в себя предыдущие системы. Ткани состоят из клеток, органы из тканей, организм из органов и т.д.
Ответьте самостоятельно на следующие вопросы
Какими общими свойствами обладают все уровни организации жизни?
Что общего и различного между клеточным и популяционным уровнями жизни?
Докажите, что на клеточном уровне проявляются все свойства живых систем.
2. Каковы преимущества и недостатки метода моделирования перед методами исследования, применяемыми для изучения живых объектов?
Элементы правильного ответа
1. К модели можно применить воздействия, неприменимые к живым телам.
2. Моделирование позволяет изменять любые характеристики объекта.
Как бы вы объяснили высказывание И.П. Павлова «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет»?
Приведите два примера использования экспериментального метода в цитологии.
С помощью каких методов исследования можно разделять различные клеточные структуры?
3. Какие особенности строения молекулы позволяют воде выполнять ее функции в организме?
Элементы правильного ответа
1. Полярность молекулы воды определяет ее способность растворять другие гидрофильные вещества.
2. Способность молекул воды к образованию и разрыву водородных связей между ними обеспечивает воде теплоемкость и теплопроводность, переход из одного агрегатного состояния в другие.
3. Малые размеры молекул обеспечивают их способность проникать между молекулами других веществ.
Что произойдет с клеткой, если концентрация солей в ней будет выше, чем вне клетки?
Почему в физиологическом растворе клетки не сморщиваются и не лопаются от набухания?
4. Несколько ученых в 1954 и в 1972 г. получили Нобелевскую премию за установление при- роды химической связи в молекуле белка и за расшифровку структуры белка (рибонуклеазы). В чем заключался смысл их работы? Что они установили?
Элементы правильного ответа
1. Ученые выяснили, что молекула белка имеет первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры.
2. Ученые выяснили, что молекула белка состоит из множества различных аминокислот, связанных пептидными связями.
3. Ученые установили последовательность аминокислотных остатков в молекуле рибонуклеазы, т.е. ее первичную структуру.
Какие химические связи участвуют в образовании молекулы белка?
Какие факторы могут привести к денатурации белка?
Каковы особенности строения и функций ферментов?
В каких процессах проявляются защитные функции белков?
5. Какие общие функции выполняют белки, липиды и углеводы в клетке?
Элементы правильного ответа
1. Указанные органические соединения выполняют строительную (структурную) функцию.
2. Указанные органические соединения выполняют энергетическую функцию.
Почему пищу, богатую целлюлозой, назначают для нормализации работы кишечника?
В чем заключается строительная функция углеводов?
6. Какие особенности строения ДНК подтверждают гипотезу о том, что ДНК хранит и передает наследственную информацию?
Элементы правильного ответа
1. ДНК построена по принципу двойной спирали в соответствии с правилом комплементарности.
2. ДНК состоит из повторяющихся элементов – 4 видов нуклеотидов. Разная последовательность нуклеотидов кодирует различную информацию.
3. Молекула ДНК способна к самовоспроизведению, а следовательно, к копированию информации и ее передаче.
Какие факты доказывают индивидуальность ДНК отдельной особи?
Что означает понятие «универсальность генетического кода»; какие факты подтверждают эту универсальность?
В чем заключается научная заслуга Д.Уотсона и Ф.Крика?
7. Чем объясняются различия в названиях нуклеиновых кислот?
Элементы правильного ответа
1. Различия в названия ДНК и РНК объясняются составом их нуклеотидов: в нуклеотидах ДНК углевод дезоксирибоза, а в РНК – рибоза.
2. Различия в названиях видов РНК (информационная, транспортная, рибосомальная) связаны с выполняемыми ими функциями.
Какие два условия должны быть постоянными, чтобы связи между двумя комплементарными цепями ДНК не разрушались самопроизвольно?
Чем различаются ДНК и РНК по строению?
В состав каких еще соединений входят нуклеотиды и что вы о них знаете?
8. Каково значение клеточной теории в развитии науки?
Элементы правильного ответа
1. Клеточная теория установила структурную и функциональную единицу живого.
2. Клеточная теория установила единицу размножения и развития живого.
3. Клеточная теория подтвердила общность строения и происхождения живых систем.
Почему, несмотря на очевидные различия в строении и функциях клеток разных тканей, говорят о единстве клеточного строения живого?
Назовите основные открытия в биологии, позволившие сформулировать клеточную теорию.
9. Какими путями вещества проникают в клетку?
Элементы правильного ответа
1. Вещества проникают в клетку путем диффузии.
2. Вещества проникают в клетку благодаря активному транспорту.
3. Вещества проникают в клетку путем пиноцитоза и фагоцитоза.
Чем отличается активный транспорт веществ через клеточную мембрану от пассивного?
Какие вещества и как выводятся из клетки?
10. По каким признакам различаются клетки прокариотных и эукариотных организмов?
Элементы правильного ответа
1. У прокариот в клетке отсутствует ядро, митохондрии, аппарат Гольджи и эндоплазматическая сеть.
2. У прокариот нет подлинного полового размножения.
Почему зрелые эритроциты или тромбоциты не относят к прокариотным клеткам, несмотря на отсутствие в них ядер?
Почему вирусы не относят к самостоятельным организмам?
Почему эукариотические организмы более разнообразны по своему строению и уровню сложности?
11. Какую информацию об организме млекопитающего несет его хромосомный набор?
Элементы правильного ответа
1. По хромосомному набору животного можно определить его вид.
2. По хромосомному набору животного можно определить его пол.
3. По хромосомному набору животного можно определить наличие или отсутствие наследственных заболеваний.
В каждой ли клетке многоклеточного организма существуют хромосомы? Ответ докажите примерами.
Как и когда можно увидеть хромосомы в клетке?
12. Назовите три структурных элемента комплекса Гольджи.
Элементы правильного ответа
Структурными элементами комплекса Гольджи являются:
Каково строение хлоропласта?
Каково строение митохондрии?
Что должно содержаться в митохондриях, чтобы они могли синтезировать белки?
Докажите, что и митохондрии, и хлоропласты могут размножаться.
13. Представьте, что амебу разрезали на две части – ядерную и безъядерную. Чем будут отличаться процессы жизнедеятельности у этих частей?
Элементы правильного ответа
Следует отметить различия в:
1) характере обмена веществ;
2) сроках жизни;
3) размножении.
Как скажется на одноклеточном организме пересадка ему ядра от другого организма?
14. Какие особенности строения позволяют ядру выполнять его функцию?
Элементы правильного ответа
1. Наличие двойной мембраны с характерными ядерными порами, за счет чего обеспечивается связь ядра с цитоплазмой.
2. Наличие ядрышек, в которых синтезируется РНК и формируются рибосомы.
3. Наличие хромосом, являющихся наследственным аппаратом клетки и обеспечивающих деление ядра.
Какие клетки не содержат ядер?
Почему безъядерные клетки прокариот размножаются, а безъядерные клетки эукариот – нет?
15. Назовите основные признаки сходства и различия клеток?
Элементы правильного ответа
1. Большинство клеток сходно по основным элементам строения, жизненным свойствам и процессу деления.
2. Клетки отличаются друг от друга наличием органоидов, специализацией по выполняемым функциям, интенсивностью обмена веществ.
Приведите примеры соответствия строения клетки ее функции.
Приведите примеры клеток с разным уровнем интенсивности обмена веществ.
16. Чем отличаются реакции синтеза от реакций распада в процессе обмена веществ?
Элементы правильного ответа
1. В результате синтеза образуются более сложные вещества, чем вступившие в реакцию; реакция идет с поглощением энергии.
2. При распаде образуются более простые вещества, чем вступившие в реакцию; реакция идет с выделением энергии.
Каковы функции ферментов в реакциях обмена веществ?
Почему в биохимических реакциях участвует более 1000 ферментов?
17. В какие виды энергии превращается световая энергия при фотосинтезе и где происходит это превращение?
Элементы правильного ответа
1. Световая энергия преобразуется в химическую и тепловую энергию.
2. Все превращения происходят в тилакоидах гран хлоропластов и в их матриксе (у растений); в других фотосинтезирующих пигментах (у бактерий).
Что происходит в световой фазе фотосинтеза?
Что происходит в темновой фазе фотосинтеза?
Почему экспериментально трудно обнаружить процесс дыхания растений в дневное время?
18. Как вы понимаете фразу «Код ДНК триплетен, однозначен, вырожден»?
Элементы правильного ответа
1. Код «триплетен» означает, что каждая из аминокислот кодируется тремя нуклеотидами.
2. Код «однозначен» – каждый триплет (кодон) кодирует только одну аминокислоту.
3. Код «вырожден» означает, что каждая аминокислота может кодироваться более чем одним кодоном.
Зачем нужны «знаки препинания» между генами и почему их нет внутри генов?
Что означает понятие «универсальность кода ДНК»?
В чем заключается биологический смысл транскрипции?
19. Приведите примеры организмов, в жизненном цикле которых присутствуют половое и бесполое поколения. Назовите их стадии развития.
Элементы правильного ответа
1. Примерами организмов, у которых происходит чередование поколений, могут быть мхи, папоротники, медузы и другие.
2. У растений происходит смена гаметофита и спорофита. У медуз чередуются стадии полипа и медузы.
В чем заключаются основные различия между митозом и мейозом?
В чем разница между понятиями «клеточный цикл» и «митоз»?
20. Что такое клеточные культуры и зачем их создают?
Элементы правильного ответа
1. Изолированные клетки организма, живущие в искусственной среде, называются клеточной культурой (или культурой клеток).
2. Клеточные культуры используют для получения антител, лекарственных веществ, а также для диагностики заболеваний.
21. В чем заключается биологический смысл интерфазы в жизненном цикле клетки?
Элементы правильного ответа
1. Интерфаза необходима для запасания веществ и энергии при подготовке к митозу.
2. В интерфазе происходит удвоение наследственного материала, что впоследствии обеспечивает его равномерное распределение по дочерним клеткам.
Одинаковы или различны по своему генетическому составу гаметы, производимые организмом? Приведите доказательства.
Какие организмы имеют эволюционное преимущество – гаплоидные или диплоидные? Приведите доказательства.
Задания уровня С2
1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1. В составе клетки обнаружено около 80 химических элементов, входящих в таблицу Д.И. Менделеева. 2. Группу макроэлементов образуют водород, кислород, углерод и натрий. 3. В меньших количествах в состав клетки входят калий, азот, кальций и хлор. 4. Кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани. 5. Кроме того, фосфор – элемент, от которого зависит нормальная свертываемость крови. 6. Железо входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов.
Элементы правильного ответа
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.
В предложении 2 обратите внимание на один из элементов, не относящийся к макроэлементам.
В предложении 3 один из перечисленных элементов ошибочно отнесен к микроэлементам.
В предложении 5 ошибочно указан элемент, выполняющий названную функцию.
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1. Белки – это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. 2. Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. 3. Последовательность мономеров, поддерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. 4. Следующая структура – вторичная, поддерживается слабыми гидрофобными химическими связями. 5. Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). 6. Поддерживается такая структура водородными связями.
Элементы правильного ответа
Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6.
В предложении 1 неверно указаны мономеры белковой молекулы.
В предложении 4 неверно указаны химические связи, поддерживающие вторичную структуру белка.
В предложении 6 неверно указаны химические связи, поддерживающие третичную структуру белка.