Докажите что ночные растения и животные находятся под влиянием солнца примеры
*§ 5—2. Значение света в жизни животных
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Биология. 10 класс |
Книга: | *§ 5—2. Значение света в жизни животных |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Воскресенье, 5 Декабрь 2021, 19:04 |
Оглавление
Преамбула
В отличие от зеленых растений животные не способны к фотосинтезу и для процессов жизнедеятельности используют не солнечную энергию, а энергию, содержащуюся в органических веществах. Тем не менее свет для подавляющего большинства видов наземных животных является жизненно необходимым фактором.
Свет как источник тепла для животных
Освещение неразрывно связано с нагреванием тела животных. Одни из них, способные поддерживать постоянную температуру тела, избегая света, предотвращают излишнее его нагревание. У других, наоборот, колебания температуры тела находятся в прямой зависимости от солнечной энергии, как и жизненные процессы в организме. Именно эти животные активно используют солнечную энергию для поддержания температуры тела. С этой целью они выбирают наиболее освещенные места и принимают позы, благоприятные для максимального освещения тела.
Значение света для ориентации животных в пространстве
Видимое солнечное излучение необходимо животным для зрительной ориентации в среде обитания. Именно лучи солнечного света способствовали развитию зрения у многих организмов. Рассеянные, отраженные от окружающих предметов лучи, воспринимаемые органами зрения животных, дают им значительную часть информации о внешнем мире. Однако способность к объемному видению зависит от угла расположения глаз и от степени перекрывания их полей зрения. Объемное зрение характерно для человека, приматов, некоторых птиц — сов, соколов, орлов, грифов. Животные, у которых глаза расположены по бокам головы, имеют плоскостное зрение.
Для подавляющего большинства наземных и водных животных с дневной, сумеречной или ночной активностью зрение является основным приспособлением для ориентации при разных условиях освещенности. Летучие мыши вылетают на охоту после заката солнца, а днем спят. Ежи охотятся в сумерки и ночью. Лемуры и совы, если их разбудить днем, совершенно беспомощны. Сумеречный или ночной образ жизни часто приводит к гипертрофии (чрезмерному увеличению) глаз. Большие глаза, способные улавливать ничтожные доли света, свойственны лемурам, долгопятам, совам, большинству представителей семейства кошачьих.
Ночной или дневной образ жизни являются совокупностью врожденных рефлексов, которые срабатывают даже при случайном изменении чередования света и темноты. Например, во время солнечного затмения все животные начинают вести себя, как ночью: ночные насекомые (тараканы, сверчки, комары) проявляют свою обычную активность, а дневные (бабочки, мухи, пчелы), наоборот, приостанавливают свою деятельность на время затмения, а после него возобновляют.
Понятие видимого света в некоторой мере условно по отношению к животным, так как их виды сильно различаются по способности воспринимать лучи солнечного спектра разной длины волны. Для человека область восприятия видимых лучей располагается от фиолетовых до темно-красных. Некоторые змеи могут видеть в инфракрасном (тепловом) диапазоне и охотиться на теплокровных животных ночью, когда разница температуры поверхности тела животных и окружающей среды максимальна. В результате эти виды змей способны воспринимать окружающий мир в двух диапазонах электромагнитных волн: в видимом свете (как и большинство животных) и в инфракрасном. Среди рыб способностью видеть под водой в инфракрасном диапазоне обладают пираньи, охотящиеся на зашедших в воду теплокровных животных. Среди насекомых инфракрасным зрением обладают комары, что позволяет им с большой точностью находить наиболее насыщенные кровеносными сосудами участки тела добычи.
Для пчел видимая часть спектра сдвинута в более коротковолновую область. Они воспринимают как цветовые значительную часть ультрафиолетовых лучей, но не различают красных. Возникновение яркоокрашенных цветков покрытосеменных растений также связано с особенностями зрительного аппарата опылителей и, в конечном счете, со световым режимом среды.
Животные ориентируются с помощью зрения во время дальних перелетов и миграций. Птицы с поразительной точностью выбирают направление полета, преодолевая иногда тысячи километров от гнездовий до мест зимовок. Материалами опытов и наблюдений доказано, что при таких дальних перелетах птицы частично ориентируются по солнцу и звездам, то есть астрономическим источникам света.
У животных пещер и обитателей почв, живущих во мраке, глаза либо редуцированы (пещерные рыбы и амфибии, кроты, слепыши), либо совсем отсутствуют (большинство планарий, дождевые черви), что возмещается более сильным развитием органов осязания. Пещерные животные слабо окрашены или вовсе лишены пигмента. Они обычно бесцветны, прозрачны или молочно-белого цвета.
Роль света в жизни человека
Солнечный свет в жизни человека имеет как прямое, так и косвенное значение. Благодаря ему мы можем ориентироваться в пространстве, используя зрение. Свет дает нам возможность познавать окружающий мир, контролировать и координировать движения.
Как вам уже известно, солнечный свет способствует синтезу в организме витамина D, который отвечает за усвоение кальция и фосфора. При недостатке этого витамина нарушается рост и развитие человека. В детском возрасте дефицит витамина D приводит к развитию рахита.
Солнечный свет (особенно ультрафиолетовые лучи) оказывает губительное действие на многие болезнетворные бактерии и грибки, расположенные на коже или на слизистых оболочках, поэтому считается естественным антисептиком. Он помогает избавиться от ряда инфекционных заболеваний — это защитная функция.
Самочувствие и душевное состояние человека также зависят от солнечных лучей. Сравните свои ощущения в пасмурную и солнечную погоду. Недостаток света приводит к ухудшению настроения, апатии и депрессии. Жизнь без света или с его минимальным количеством может привести к D-авитаминозу, снижению иммунитета и ослаблению организма, в результате чего понижается сопротивляемость простудным и иным заболеваниям. Кроме того, уменьшается работоспособность и ухудшается общее состояние. В то же время чересчур яркий свет вреден, так как может вызывать неврозы и проблемы со зрением.
Солнечная энергия используется человеком как в повседневной жизни, так и в промышленности. В быту многие люди используют солнечную энергию для того, чтобы подогреть воду, отопить дом.
В промышленности используют солнечные батареи, которые собраны из фотоэлементов. Преобразование световой энергии в электрическую в фотоэлементах основано на фотоэлектрическом эффекте, возникающем при воздействии на них солнечного излучения. Транспорт также способен приходить в движение при помощи солнечных батарей — некоторые электромобили заряжаются при помощи света.
Повторим главное. Животные, не способные поддерживать постоянную температуру тела, используют солнечный свет как источник тепла. Для большинства животных видимый солнечный свет необходим для зрительной ориентации в пространстве. Некоторые животные способны видеть инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. В качестве приспособления к различным условиям освещения у животных появились глаза разной степени сложности. Для активного образа жизни в условиях недостаточного освещения сформировались большие глаза. У животных, обитающих в пещерах или в почве при полном отсутствии света, глаза развиты слабо либо совсем отсутствуют. Для человека свет имеет большое значение: он влияет на физическое и психологическое состояние, солнечный свет используется как источник энергии в хозяйственной деятельности.
Проверим знания
1. Объясните энергетическую роль света в жизни животных.
2. Назовите характерные адаптации животных, ведущих ночной или сумеречный образ жизни.
3. Какова роль света в жизни человека?
1. Из приведенного перечня животных выберите представителей, имеющих неразвитые или слабо развитые глаза: лемур, крот, долгопят, сова, червь дождевой, слепыш, лягушка, планария. Укажите среду их обитания.
2. Чем объясняется способность ночных животных видеть добычу и неспособность пчел видеть красный цвет?
3. У морских рыб, обитающих на разных глубинах, строение глаз не одинаковое. У большинства рыб толщи воды глаза очень крупные. У глубоководных рыб глаза маленькие или совсем отсутствуют. Объясните причину таких различий.
Индивидуальное домашнее задание. Проведите наблюдения за реакцией животных, обитающих в вашей местности, на смену дня и ночи. Сравните их по периодам активности и распределите на группы по образу жизни.
Конспект ОД по познавательному развитию «Значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений»
Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Значение солнца и воздуха в жизни человека,
животных и растений»
в старшей группе детей с ЗПР
воспитатель: Кириллова Т. Н.
1. Дать знания о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
2. Познакомить с явлениями, которые могут происходить под воздействием солнечных лучей.
3. Дать знания о мерах предосторожности от солнечных лучей.
солнцезащитные очки.
Ход занятия.
1. Вступительное слово воспитателя.
— Я прочитаю вам короткий, но содержательный рассказ.Ваша задача: догадаться, чей это рассказ?
— Встану я рано, распущу золотые косы, умоюсь росой, поднимусь под облака, выпью туман, залью светом долины, накормлю растения, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море (Ответы детей).
— Действительно, это солнце рассказало о своих каждодневных делах. Сегодня мы будем говорить, чем важно солнце для человека, растений, животных.
Ещё с древнейших времён люди поклонялись солнцу. В его честь слагали гимны, возводили великолепные храмы, устраивали праздники, сочиняли загадки, поговорки, заклички. Образ солнца запечатлён в различных произведениях народного творчества. Солнечные узоры используют на салфетках, игрушках, ими расписывают посуду и другие предметы домашнего обихода.
Вот пример загадки:
По платку катается,
Послушайте заклички наших предков:
1. Красно солнышко,
Зимний холод прогоняй!
2. Солнышко, повернись!
С весной красной вернись!
Рассмотрите солнечный узор, который изображают на предметах домашнего обихода.
2. Рассказ воспитателя «Солнце – источник света и тепла»
Солнце – главный источник света и тепла. Мы видим его на небе небольшим светящимся кругом. Велико ли солнце? Представьте, что зёрнышко пшена – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.
Далеко ли солнце? Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 20 секунд. Если лететь к солнцу со скоростью реактивного самолёта, то придётся добираться до него больше двадцати лет.
Запомните, что Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный раскалённый газовый шар, вокруг которого движется наша Земля.
3. Физкультминутка. Подвижная игра «Какое солнце?»
Дети образуют круг, воспитатель встаёт в центр круга. Каждому ребёнку воспитатель бросает мяч и задаёт вопрос: «Как люди ласково называют солнце?»
Тот, кто поймал мяч,начинает свой ответ с фразы: «Солнышко моё…». После ответа игрок возвращает мяч воспитателю, а сам перебегает на любое другое место в кругу.
4. Беседа «Чем важно солнце для человека, животных и растений?»
Солнце – великий труженик. Оно работает без отдыха круглые сутки. Начнём с того, что солнце светит…
— Продолжите мою мысль и расскажите, как светит солнце. (Ответы детей).
Действительно, солнце светит, и поэтому днём всегда светло. Над Землёй словно бы горит гигантская лампочка. Благодаря этому свету мы видим окружающий мир и друг друга.
— Подумайте, можно ли посмотреть на солнце. Легко ли это сделать? Почему?
— Какое человеческое изобретение помогает нам смотреть на солнце безболезненно? (Ответы детей).
— Давайте рассмотрим солнцезащитные очки. (Рассматриваем)
Солнце греет…
— Продолжите мою мысль и расскажите, как солнце греет? (Ответы детей).
Действительно, солнце греет. Поверхность Земли нагревают солнечные лучи, а поэтому нагревается воздух. Он поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз.Начинается движение: настоящие тёплые воздушные реки текут в холодные места планеты и отдают своё тепло Земле, а холодный воздух перемещается к нагретой поверхности и снова от неё нагревается. И так без конца!
Солнечный свет и тепло – важные условия для жизни и развития не только человека, но и животного и растительного мира.
— Всегда ли солнечные лучи добры к живой природе? (Ответы детей)
— Как беречься от солнечных лучей? (Ответы детей)
Солнцу мы должны сказать спасибо и за свежий воздух, вдыхаемый нами. Вы спросите, почему солнцу, а не деревьям? Ведь это они выделяют кислород! Всё правильно! И деревьям – большое спасибо. Но без солнца, без помощи солнечных лучей они не смогли бы этого делать, потому что процесс, при котором очищается воздух, то есть забирается из него вредный углекислый газ и выделяется кислород, которым дышат все живые существа на нашей планете, возможен только под воздействием солнечных лучей.
5. Догадайся по весёлым стихам и скажи, какие явления могут происходить под действием солнечных лучей.
а). Мост воздушный без перил
Дождик с солнцем сотворил.
И никто, хоть рядом был,
По нему не проходил.
— В любой ли день можно увидеть радугу? (Ответы детей)
— Какие условия необходимы для её появления? (Ответы детей).
Запомните условия появления радуги: идёт дождь и одновременно ярко светит солнце. Радугу можно наблюдать рано утром или ближе к вечеру, именно в это время солнце, наши глаза и центр радуги находятся на одном уровне.
б). Солнечный луч над утёнком смеётся,
Облаком лужа по небу несётся.
Просит утёнок: «Пролейся дождём –
В лужице будем плескаться вдвоём.
Вы правильно догадались, что дождик – это тоже работа солнца. С поверхности морей, океанов, рек, озёр под воздействием солнца вода в виде пара поднимается вверх, в воздух. Мельчайшие водяные капельки собираются в тучи. Ветер гонит их на сушу, чтобы напоить леса, поля, луга, ведь без воды растения не могут расти.
— Скажите, что представляет собой Солнце?
— За что люди так любят солнце?
— Чем важно солнце для растений, животных и для тебя?
— Где воздух теплее: у поверхности земли или на уровне 2 этажа?
— Почему в солнцезащитных очках можно безболезненно смотреть на солнце?
— Назови добрые дела солнца.
— Какие явления могут происходить под воздействием солнечных лучей
— Какие условия необходимы для появления радуги?
— Всегда ли солнечные лучи добры к живой природе?
— Как беречься от солнечных лучей?
Ну-ка,кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
Давайте повторим правила, которые необходимо соблюдать, бывая под солнцем.
а). Нельзя смотреть на солнце без защитных очков.
б). Нельзя загорать с утра до вечера.
в). Надо чередовать пребывание под солнцем и в тени.
г). В жаркий день лучше надевать светлую одежду.
Прикреплённые файлы:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Свойства воздуха на нашей планете» Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Свойства воздуха на нашей планете» воспитатель:Готина Е. Л. – Ребята,.
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «В волшебной лаборатории воздуха» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «В волшебной лаборатории воздуха» Воспитатель: Гертнер.
Конспект образовательной деятельности «Роль снега и льда в жизни растений и животных» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Роль снега и льда в жизни растений и животных» Задачи: Образовательные:.
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Витамины и их значение в жизни человека» Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Витамины и их значение в жизни человека» Группа:.
Конспект познавательной образовательной деятельности «Роль дерева в жизни человека и животных» Программные задачи: Познакомить детей с понятием «род», «вид», довести до сознания значимость дерева в жизни человека и животных. Учить.
Конспект занятия-беседы по познавательному развитию в старшей группе «Лес в жизни человека» Цель. Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о тайге – самом большом лесе. Рассказать как люди покаряли тайгу. Материал.
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Мир растений» Название работы: Познавательное развитие в средней группе Тема: «Мир растений» Автор: воспитатель Шишегова Наталья Ивановна. Место.
Экологический проект «Значение лекарственных растений для человека» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Мыскаменский детский сад «Колобок» Экологический проект «Значение лекарственных.
Презентация «Значение воздуха для жизни на Земле» Все мы знаем,что нам нужен воздух для дыхания. Мы дышим постоянно и не можем жить без воздуха. Воздух, при вдохе входит в легкие и кровь.
Влияние света на биологические ритмы растений на примере кислицы
Дата публикации: 07.06.2017 2017-06-07
Статья просмотрена: 3100 раз
Библиографическое описание:
Мачнев, А. А. Влияние света на биологические ритмы растений на примере кислицы / А. А. Мачнев, В. Г. Хажина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3.1 (12.1). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/989/ (дата обращения: 05.12.2021).
Исследовательскую работу «Влияние света на биологические ритмы растений на примере кислицы» посвятили изучению биологических часов среди растений на примере кислицы. Мы предположили, что, если листья кислицы реагируют на различные факторы среды, то можно утверждать, что свет и продолжительность светового дня влияют на суточные биоритмы растений.
За годы изучения жизнедеятельности организмов простейших, растений и животных было выявлено множество циклически и периодически повторяемых процессов. В жизнедеятельности всех организмов помимо сна немало других проявлений суточного и годичного ритмов. Биологические часы зависят от положения Солнца и Луны. Множество опытов и экспериментов было проведено для доказательства существования биологических часов, однако эта тема все ещё остается открытой [1].
У растений свет и темноту воспринимает каждая клетка. Особый пигмент – фитохром заряжается положительно под действием изменений спектрального состава света при восходе солнца и теряет положительный заряд под действием изменений светового спектра при закате солнца. Передача возбуждения от пигмента к плазме клеток происходит при участии того же вещества (ацетилхолина), которое служит переносчиком возбуждения в нервной системе животных. С помощью фитохрома клетки растений могут как бы отсчитывать «светлое» и «тёмное» время.
Установлено, что у растений есть 13 физиолого-биохимических процессов, протекающих в их организме с определенным ритмом, т. е. с размеренным чередованием усиления и ослабления. Например, открывание и закрывание цветков, замыкание и размыкание устьиц, усиление и ослабление фотосинтеза, транспирации, дыхания и т. п. Чередование (смена) периодов усиления и ослабления того или иного физиологического процесса невозможно без способности измерять время. Эта способность живых организмов, зависящая от наследственных особенностей и от внешних условий (нормальное питание, дыхание, смена дня и ночи, времен года), и называется биологическими часами. Если растение поместить в постоянную темноту, то в течение нескольких суток его листья сохраняют свойственную им периодичность движений. Однако вскоре она утрачивается, так как без света нарушается питание клеток, тканей и органов растения. Учение о периодических изменениях в ходе физиологических процессов у растений называется биоритмологией.
Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений является изменение продолжительности световой части суток – дня, связанной с вращением Земли вокруг своей оси. А с нею связаны суточные биоритмы. Например, в образовательных тканях деление клеток активнее происходит в светлое время суток и медленнее – в ночное, одни растения цветут днём, а другие – ночью. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма. Внутренним суточным ритмом характеризуются многие процессы: фотосинтез, дыхание, испарение, открывание и закрывание цветков, выделение нектара, поднятие и опускание листьев, передвижение веществ по проводящим сосудам и др. [2].
Анализ изученных материалов из Интернет-ресурсов, проведенного эксперимента позволили сделать следующие выводы:
Ключевые слова: биологические ритмы растений, биоритмология, биологические часы, суточная периодичность, факторы среды, продолжительность светового дня.
Введение: Цель работы: изучить влияние света на биологические ритмы растений на примере кислицы. Для достижения цели решали следующие задачи: изучить материалы Интернет-ресурсов о биоритмологии, биологических часах среди растений; провести исследование, эксперимент с кислицей; провести сбор, анализ и обобщение полученных данных в результате эксперимента.
У каждого растения своя красота, каждый цветок живёт по своему особому режиму, называемому биоритмом. До сих пор не вполне ясна сама сущность биоритмики растений, природа её происхождения. Отработанные природой биоритмы растений обеспечивают их оптимальное противодействие неблагоприятным факторам внешней среды.
Суточные биоритмы наиболее заметно проявляются у растений с яркими и крупными цветками. В течение суток цветки таких растений периодически раскрываются и закрываются. Эту закономерность люди заметили очень давно. Ещё в древней Греции и Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых раскрывали и закрывали свои венчики в разное время суток. По таким «биологическим часам» определяли время, но, конечно, приблизительно, так как точность их работы зависела от многих условий. Знаменитый шведский ученый-натуралист XVIII в. Карл Линней подметил неодновременность цветения растений и у себя на родине в г.Упсала устроил так называемые цветочные часы. Подобные клумбы-часы впоследствии стали создавать и в других местах. Были такие оригинальные цветочные часы и на усадьбе имения Пушкиных в с. Михайловском. Однако даже хорошо составленные цветочные часы могли показывать относительно точное время только в ясный, солнечный день, в дождливую или пасмурную погоду они не оправдывали своего назначения, так как цветки в этих условиях обычно не раскрываются или открываются в другое время [3, 4].
Основные факторы роста и развития растений – тепло, свет, воздух, вода, питание. Все эти факторы одинаково необходимы и выполняют определенные функции в жизни растений. Условия внешней среды сильно влияют на рост и развитие растений [5].
Учитывая факторы роста и развития растений, условия внешней среды, можно ускорить развитие растений и увеличить урожай. Искусственно изменяя сезонные и суточные циклы освещения, можно добиться массового цветения и плодоношения растений, как в теплицах, так и в условиях открытого грунта.
Изучение биологических ритмов имеет большое теоретическое и практическое значение. Зная биологические ритмы жизни растений, можно адаптировать в районах Крайнего Севера, арктической зоны многие виды красивоцветущих однолетних и многолетних растений, произрастающих в районах с тёплым климатом. Можно заставить южные растения цвести на Крайнем Севере, давая им укороченный день и удлиненную ночь, то есть условия, к которым они приспособились у себя на родине. Напротив, растения севера можно заставить цвести на юге, давая им дополнительное освещение и укорачивая период темноты [6, 7].
Проблема озеленения городов и поселений ЯНАО стоит остро. От растений зависит влажность почв и воздуха. Высадка деревьев может очень сильно влиять на климат. Зимой деревья предохраняют почву от промерзания, защищают от ветра. Эта задача не на одно десятилетие, но если получится хорошо озеленить регион и высадить большое количество видов новых растений, то климат станет более тёплым и комфортным.
Материалы и методы. Методы исследования: анализ Интернет-ресурсов, эксперимент, наблюдение, фотографирование, сбор, вербальный, графический анализ и обобщение полученных данных в результате эксперимента.
Материалы и оборудование: три образца комнатного растения кислицы – двух подвидов: два образца (№ 1, 3) с бордовыми листьями, один образец (№2) – с зелёными листьями. Кислица или oxalis triangularis (оксалис) – невысокое (15-25 см) комнатное растение с ползучим корневищем, расположение листьев очередное лапчатое, а иногда и перистое, в зависимости от подвида. Цвет листьев также зависит от подвида и может быть как зелёным, так и фиолетовым или даже бордовым. Листья кислицы реагируют на механические раздражители, смену дня и ночи, а также на очень яркий свет – в таких ситуациях листья сворачиваются и опускаются. Растение сворачивает свои листья при наступлении ночи, а зимой впадает в спячку и может полностью сбросить лиственный покров [8].
На I этапе с 20 по 29 октября 2016 года в домашних условиях нами проведено наблюдение за ростом и развитием образцов, чтобы доказать экспериментальным путём, что у растений существуют биологические часы. Образцы №1 (кислица с бордовыми листьями) и № 2 (кислица с зелёными листьями) поместили в комнату, куда проникало солнечное освещение, по мере наступления темноты – растения находились под искусственным освещением. Образец № 3 (кислица с бордовыми листьями) был помещён в тёмное помещение, где нет освещения. Полив растений проводился умеренный.
Рис.1. Образец №1 Рис.2. Образец №2 Рис.3. Образец №3
С 21 по 26 ноября 2016 года провели II этап эксперимента. Образцы № 1, 2 оставили в комнате, куда проникал солнечный свет, есть искусственное освещение. Образец № 3 поместили в тёмное помещение. Наблюдали за поведением растений на предмет зависимости от продолжительности светового дня.
Результаты и обсуждение. I этап. Как указывают данные, взятые из Интернет-сайтов о биологических часах, некоторые растения раскрываются и закрываются в определённые часы. Кислица сворачивает свои листья при наступлении темноты.
По данным наших наблюдений, анализа таблицы 1 наблюдаем, что образцы № 1, № 2 в утренние часы раскрывают листья в пределах с 8.50 до 9.30 часов.
Образец № 3 раскрывает свои листья в утренние часы неодновременно. С 9.05 раскрываются 1-2 листа, остальные листья раскрываются в пределах с 9.20 до 10.25 часов, так как образец помещён в тёмное помещение.
Время закрытия листьев у образцов №1, №2 колеблется в пределах от 16.10 до 19.50 часов. У образца № 3 – время закрытия листьев: с 14.55 до 16.50 часов.
С 24 по 29 октября у образца № 3 начали увядать старые ростки, появились новые. На начало эксперимента 20 октября образцы № 1, № 3 имели стебли ярко-бордовой окраски, №2 – светло-зеленоватой окраски. К концу эксперимента 29 октября образец № 3 вытянулся в росте, стебли приобрели светло-розовый цвет, листья сохранили ярко-бордовую окраску. На 5-й день эксперимента у образца №3 начали появляться новые ростки. Длина ростков образца №3 до начала эксперимента составляла 18 см, к 29 октября – 49см. Данные I этапа занесли в таблицу 1.
Наблюдение за суточными биоритмами кислицы на I этапе исследования