Докажите что общество это система по обществознанию

ЕГЭ. Общество. Тема 3. Общество — динамическая система. Сферы общества

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

Общество является системой.

Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение.

Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

ПОЯСНЕНИЕ:

Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.

Общество – динамическая система

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

Вспомним значение слова « динамический». Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.

Общество — динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.

ПОЯСНЕНИЕ:

Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.

Сферы общественной жизни (подсистемы)

Признаки общества как динамической системы:

Пути развития общества:

Тенденции развития сфер общественной жизни:

ПОЯСНЕНИЕ

На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.

1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).

Пример: Государственная Дума приняла закон « О конкуренции».

В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества

Урок 1. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

Конспект урока «Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества»

Понятие термина «общество» многозначно. Мы с вами можем говорить о том, что общество – это группа людей, объединённых какими-либо интересами, общностью происхождения или социальным статусом. Например, можем с вами говорит об обществе книголюбов, филателистов или нумизматов, ну а в художественной литературе мы можем встретить с вами упоминания об аристократическом, дворянском или «высшем» обществе.

Общество – это и население какой-либо страны. Например, российское общество.

Когда на уроках истории вы говорили о рабовладельческом, феодальном или капиталистическом обществе, то под термином «общество» вы понимали исторический этап развития человечества в целом или его части.

Также мы можем говорить об обществе как обо всех людях, которые живут на планете Земля, то есть общество – это человечество в целом.

А теперь давайте обратим внимание на то, что присутствует в каждом из этих определений. Объединяет их то, что общество – это совокупность людей, связанных определёнными отношениями и взаимодействующих друг с другом.

В широком смысле слова общество – это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя формы объединения и способы организации людей.

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

Обратите внимание на то, что общество нельзя назвать частью природы. Природа – это то, что существует независимо от человека. Природа и общество – это части материального мира. Они связаны друг с другом, но они не совпадают, одно не является частью другого.

Например, человек, как биосоциальное существо, является и частью природы, и частью общества.

Общество – это система. Под этим термином принято понимать совокупность элементов, связанных друг с другом в единое целое. Любая система обладает свойствами, которые отсутствуют у входящих в неё элементов по отдельности.

Например, такой системой является организм человека.

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

Это сложная система, которая состоит из различных органов: мозг, сердце, печень, желудок, мышцы… Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы. Согласитесь, что жизнедеятельность человека не определяется работой только мозга или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы нашего организма работают согласованно.

Что же характерно для общества как системы? Давайте попробуем выделить основные признаки.

Общество – это динамическая система. Согласитесь, что общество не находится в состоянии покоя, оно постоянно изменяется, развивается. Развитие может быть прогрессивно и регрессивно, эволюционно и революционно.

Общество – это нелинейная система. Процессы, которые в нём происходят, определяются разными причинами, описываются разными законами и не синхронизируются по времени.

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

Например, рыночные законы спроса и предложения объективны. Если предложение превышает спрос, цена падает, и наоборот. Но в экономической сфере действуют не спрос и предложение, а покупатели и продавцы. Их действия направляются субъективной волей. Поэтому продавцы (производители) договариваются о контроле над рынком – создают монополистическое объединение. Покупатели выбирают не тот товар, который дешевле при том же уровне качества, а тот, который престижней.

Если говорить о несинхронизации по времени, то это очень хорошо видно на примере гендерных изменений в обществе. Согласитесь, что занятость мужчин и женщин в общественном производстве, их образовательный уровень, правовое положение уже произошли. А общественное сознание меняется гораздо медленнее. Отсюда и кризис традиционной семьи, и проблемы, связанные с неравной оплатой труда за равный труд, с неравными возможностями карьерного роста.

Общество – это открытая система. Оно реагирует на любые внешние изменения. Внешними факторами для общества являются природа и другие общества. Серьёзные колебания климата или нашествие других народов может даже привести к гибели уже сложившейся и, казалось бы, вполне устойчивой цивилизации.

Общество – это достаточно устойчивая система. Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы, перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше. Кроме этого, общество может саморегулироваться и воспроизводить себя.

А какие элементы включает в себя общество как система?

· общественные (социальные) отношения,

· социальные нормы и ценности.

Давайте познакомимся с этими элементами более подробно.

Индивиды. В социологии индивид – это единичный представитель социального целого: общества, социальной группы. Его характеризует социальный статус – это положение, которое он занимает в обществе. Каждый индивид выполняет определённые социальные роли (общественные функции).

Социальные общности могут быть профессиональными, этническими, демографическими, религиозными и другими, то есть социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи, взаимодействия людей.

Разновидностью социальных общностей являются социальные организации – это объединение людей, стремящихся к достижению общей цели.

Например, есть социальная общность молодёжи России, но согласитесь, что у всех молодых людей России вряд ли есть одинаковые цели, а вот если мы возьмём любую молодёжную общественную организацию, то увидим, что, как правило, её участниками становятся молодые люди, которые объединены общей целью.

Особенностью социальной организации является то, что связи между людьми носят вертикальный, иерархический характер. В них есть официальные лидеры, устав, программа действий и так далее. Примерами социальной организации могут быть школа, фирма, политическая партия и так далее.

Общественные (социальные) отношения – это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии.

Социальные нормы и ценности. Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают определённую стабильность общественному развитию.

Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система.

Чаще всего общество рассматривается как совокупность четырёх областей или сфер общественной жизни (подсистем общества).

Термины «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества. Давайте поговорим о них более подробно.

Экономическая сфера. Связана с удовлетворением материальных потребностей людей.

Производя различные жизненные блага, индивиды вступают в отношения собственности, распределения, обмена, потребления. Производя различные материальные блага, используют различные орудия и предметы труда, от самых простых до сложных механизмов, автоматизированных систем, роботов и так далее. Привлекают финансовые ресурсы или для того, чтобы организовать производство материальных благ, или для приобретения уже готовых. Также в рамках этой сферы индивиды вырабатывают знания о наиболее эффективных способах организации производства и применяют их на практике.

Социальная сфера. Включает в себя отношения между различными общностями людей.

У каждой общности есть собственные интересы. Они по-разному относятся к существующему социальному строю, установившимся общественным порядкам. Это различие определяется как их материальным положением, так и другими факторами. Именно в сфере социальных отношений происходит согласование интересов, сглаживание противоречий. Или возникают социальные конфликты, которые могут очень серьёзно изменить эти порядки.

Политико-правовая сфера. Охватывает те структуры, которые связаны с осуществлением власти.

Эта сфера удовлетворяет потребности людей в порядке и безопасности: деятельность государства, способы и методы, которыми оно управляет обществом; политические интересы и политические организации; способы участия граждан в политической жизни.

Духовная сфера. К ней относят представления людей об окружающем мире: обычаи, традиции, верования, философские воззрения, художественные предпочтения.

Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга. Только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

Например, в случае автоматизации производства структурные изменения в экономике могут привести к росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни многих людей, социальные проблемы. То есть экономическая сфера воздействовала на социальную. Но это произошло не само по себе, к автоматизации производства привели определённые научные открытия и новые технологии, которые являются достижениями духовной сферы.

Вполне вероятно, что государство для разрешения социальных проблем должно будет предпринять какие-то меры. Тут социальная сфера влияет на политико-правовую. Причём речь может идти не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например, организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и профессионального образования, ведь человек всегда был и остаётся главной производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое развитие страны. То есть тут мы видим уже влияние политико-правовой сферы и на экономическую, духовную и социальную. Эту цепочку можно продолжать до бесконечности, находя всё новые и новые точки влияния и соприкосновения. Можете попробовать заняться этим на досуге.

Комплекс норм, правил, которые регулируют какую-то конкретную сферу общественной жизни, обычно называют социальным институтом – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности людей, реализующая определённые функции в обществе. Совокупность норм и механизмов, которые регулируют определённую сферу общественных отношений.

Социальные институты можно разграничить по сферам общественной жизни:

Экономические: институты собственности, производства, разделения труда, рынок, торговля, банковская система, биржа, заработная плата, менеджмент, маркетинг и другое.

Политические: государство и право, армия, полиция, суд, политические партии, гражданское общество, институты президентства или монархии, парламентаризм и другое.

Социальные: институты стратификации (классы, сословия, касты), институт социального обеспечения, институты родства (семья и брак, отцовство и материнство, усыновление) и другие.

Духовные: образование, наука, искусство, музеи, библиотеки, церковь.

Приведённые примеры далеко не исчерпывают всё многообразие социальных институтов. Также нужно иметь в виду, что внутри крупных социальных институтов могут существовать более мелкие. Например, характеризуя институт суда, можно особо выделить институты судейства, прокурорства и адвокатства. Или, если мы говорим об институте церкви, то отдельно институты священства или монашества, или, например, институт исповеди, если речь идёт о христианстве.

Элементами социального института являются:

· Основные функции: те потребности, для удовлетворения которых он предназначен.

· Группы и организации. Для удовлетворения потребности общества должно располагать определёнными материальными и трудовыми ресурсами.

· Ценности, которые лежат в основе данного вида социальных отношений.

· Социальные роли, которые выполняют их участники.

· Нормы, которые регулируют их поведение.

Для чего же нужны социальные институты? Прежде всего они призваны выполнять целый ряд важных для общества функций:

· Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

· Интегративная функция. Включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

· Транслирующая функция (социализация). В рамках этой функции происходит передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

· Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счёт своих правил, норм поведения.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Что такое общество?

2. Какие элементы включает в себя общество как система?

3. Охарактеризуйте сферы общественной жизни (подсистемы общества).

4. Что такое социальный институт?

5. Почему общество можно охарактеризовать как сложную динамическую систему?

Источник

Лекция 2 по обществознанию «общество как система»

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Время: 2 часа

1. Общество как результат социального взаимодействия

2. Общество как социальная система

3. Концепции исторического развития общества

5. Понятие социальной структуры общества

6. Виды социальных структур контактов

Соколов С.В. Социология: учеб. пособие. М.: Форум, 2008.

Зборовский Г.Е. Социология в структуре современного образования. Научная жизнь [Текст] / Г.Е. Зборовский // Первые чтения по истории российской социологии. Второй социологический конгресс.- М., 2004.

Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера [Текст]// СОЦИС 2004 г., № 1.

Кукушкина Е.И. Академическая традиция в истории социологии России [Текст]// СОЦИС 2000 г., № 4.

Култыгин В.П. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство [Текст] // СОЦИС 2000 г., № 8.

1. Общество как результат социального взаимодействия

История общества строилась на поисках методов и подходов социального взаимодействия.

Во-первых, общество подразумевает собой исторические, географические, экономические и политические конкретные социальные образования. В повседневности общество мы воспринимаем как конкретный этап в историческом развитии (первобытное общество, феодальное, современное общество и т.д.), либо конкретную устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством (современное российское общество), или совокупность таких общностей, объединенных уровнем развития технологий, ценностями и образом жизни (современное западное общество). Основываясь на данных положениях можно сказать, что под обществом понимается целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах.

Система –это совокупность элементов, взаимодействующих между собой и образующих единое целое.

Понятие «общество» применительно как к исторической эпохе так и к любому объединению (группе) людей.

Американский социолог Э. Шилз выделил ряд признаков социальных объединений:

— объединение не входит в понятие какой-либо более узкой системы (общества);

— браки заключаются между представителями внутри тех или иных объединений;

— рост численности представителей происходит за счет рождаемости внутри данное объединения;

— у каждой объединений есть своя собственная территория;

— для каждого объединения характерны свои собственные названия и история;

-в каждом объединения своя система управления;

— продолжительность существования объединения дольше продолжительности жизни отдельного индивида;

— объединяющим факторов представителей является культура(обычаи, традиции, нормы, законы, правила) [1]

Данные признаки характерны как для современных стран так и для общностей традиционного типа В их структуре существую кровно-родственные отношения(заключение браков и прием новых членов), своя территория, управление, название, культура, история, а самое важное – они не являются частью другого объединения. [3]

Критерии общества, выделяемые отечественными социологами:

материальная основа- наличие единой территории в пределах социальной связи,

универсальность (всеобъемлющий характер);

наличие автономности, независимо от других обществ;

интегративность, как объединяющий фактор;

Во-вторых, социология выработала качественно иное, определение общества, рассматривая его как систему конкретных эмпирических взаимоотношений и взаимосвязей, возникающих между индивидами в процессе их жизнедеятельности. Общество определяет развитие индивида начиная с рождения. Тем самым, является распоряжающей силой в жизни человека.[7]

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведение личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами, т.е. качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

2. Общество как социальная система

Сложность, многогранность и целостность общества, обусловливает необходимость рассматривать его в качестве социальной системы (притом в ее наиболее общем и сложном виде) соответственно обуславливает особый подход к его изучению. Каждое общество имеет свою структура, многообразно и многохарактерные явления и процессы.. Основные элементы: люди, социальные связи взаимодействия, взаимоотношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности. Все выше перечисленные элементы взаимодействую между собой.

Задача социологии состоит в том, чтобы выявить все элементы и структуру этого общества.

Общество –это целостная, динамическая и саморазвивающаяся система, постольку такое объединение порождает новое, системное качество, характеристике отдельных людей. Каждое общество развивается и функционирует по своим собственным правилам [4]

«Социальная система» в отличие от социальной структура рассматривается в более широком смысле.

Социальная система –это взаимодействие всей совокупности входящих в нее элементов между собой и обществом в целом.

Социальная структура – совокупность основных элементов системы и их связей, обеспечивающих стабильность и функционирование социальной системы. Социальная структура это основа социальной системы в целом.

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается упорядоченная совокупность явлений и процессов, связанных и взаимодействующих между собой. Они образуют единую социальную систему.

Общество зачастую рассматривается (например, в формационном подходе) как целостная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом, каждая из этих подсистем является сферой общественной жизни, тем не менее, она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая из этих систем оказывает взаимодействует с другими системами и оказывает на них влияние.

Общество как социальная система включает следующие подсистемы:

— социальные общности (группы);

— социальные институты и организации;

— социальные роли, нормы и ценности.

Каждая из них также представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.

По уровню обобщения материала социологией как наукой изучение общества как социальной системы имеет три взаимосвязанных аспекта:

1) изучение «общества вообще», т.е. выделение всеобщих, универсальных свойств, связей и состояний общества (в тесной связи с социальной философией и при ее ведущей роли);

2) изучение конкретно-исторических типов общества, ступеней развития цивилизации;

3) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.

Рассмотрение общества может быть многоаспектным, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него (население). Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по критерию богатства и объему власти. Наверху окажется богатая и всевластная элита, затем средний класс и уже в внизу бедное и бесправное большинство или меньшинство общества. В целом, в обществе можно выделить пять фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (наука и культура) и религия. [2]

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности:

Элементами данной сферы являются фирмы, предприятия, заводы, фабрики, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и т.д. Всё то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся у него факторы производства (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят базовые потребности людей – в пище, жилье, досуге и т.п. То есть, это сфера деятельности людей, в которой создаются богатства для удовлетворения их потребностей. В экономической жизни общества прямо участвуют не более 50% населения, которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Старики, дети, инвалиды не являются производителями материальных благ, либо выступают таковыми лишь частично. Косвенно в ней участвуют 100% проживающих на данной территории людей, поскольку мы являемся потребителями созданных товаров и услуг. Пенсионеры уже выбыли из процесса производства, а дети в него еще не вошли. 1

Политическая сфера – это президент и аппарат президента, правительство и парламент (Федеральное собрание), его аппарат, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии и общественно-политические движения не входящие в него. 1

Основными задачами государства являются:

— обеспечение социального порядка в обществе;

— улаживание конфликтов между партнерами, например, рабочими, профсоюзами и работодателями;

— учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением всеми структурами;

— недопущение политических переворотов;

— защита границ и суверенитета страны;

— обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т.д.

Притязание на власть является доминирующим фактором. Главный вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий – выражать многообразие политических интересов различных групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включают университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т.д. У этой сферы четыре главные задачи.

Наука призвана искать и открывать истинные знания в технической и гуманитарной областях, т.е. создавать новые технологии, проекты космических кораблей, описывать законы вселенной и т.д. 2

Образование выступает транслятором открытых уже учеными знаний последующим поколениям эффективным способом, для этого, собственно, создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания.

Культура призвана создавать вненаучные, а именно художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях.

В социальную сферу включены такие элементы, как классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком.

Социальная сфера общества в широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. Сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (ЖЭКи и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечений (парки культуры, стадионы). В первом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы – от богатых и средних до бедных.

Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального уровня. Во втором значении к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть – как правило, беднейшие слои.

Все сферы современного общества тесно взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни социально незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица и может вырасти преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической сфере влияют на благополучие другой, социальной сферы и так далее.

Экономика может оказывать влияние на политику. Примером могут послужить начало 90-х годов, когда экономические реформы в России привели к резкому расслоению населения, т.е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом – очень бедных, более активными стали те политические партии, которые ориентировались на коммунистическую идеологию. Опыт европейских стран показал, что как только экономика идет на подъем, преобладающая часть населения начинает отходить от коммунистических взглядов в сторону так называемых либерально-демократических, выступая за частную собственность и свободу предпринимательства. 1

Одна из самых полных и концептуально четких моделей общества была создана в середине Х I Х века великим немецким мыслителем Карлом Марксом. Согласно его теории любое общество состоит из базиса и надстройки. Базис представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений, базис определяет надстройку. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью. Формационный подход определял решающую роль экономических факторов, в то же время, культура является относительно независимой областью. История неоднократно доказывала, что расцвет духовной и культурной деятельности зачастую приходятся на кризисные периоды в обществе. [6]

На современном этапе развития, в эпоху компьютерных технологий, мы знаем, насколько велика роль информации и знаний. Понятие интеллектуального капитала уже затмило собой понятие финансового капитала. В современном мире информацию выделяют как самостоятельный фактор производства. Экономика, темпы ее развития, организация, размещение, инновационная составляющая зависят от идей, а не вещей, позволяют конкурировать. Таким образом, на основе фактических данных мы можем доказать, что духовная сфера определяет экономическую, а не наоборот. [1]

Исследования ученого М.Вебера доказали важную роль религии в развитии капитализма, прежде всего протестантизма. Свойственная ему трудовая этика и кодекс поведения в решающей мере определяли развитие «духа капитализма». Страны, в которых не было капитализма, изначально отставали в экономическом развитии. На сегодняшний день известно, что развитию капитализма способствуют такие религии как буддизм и ислам. Япония, Южная Корея, Арабские Эмираты, Тайвань, а теперь и Китай обогнали по темпам развития традиционные регионы протестантизма.

Соответственно, здесь можно доказать и то, что на экономическую, социальную и духовную сферы решающее влияние оказывает политика.

Таким образом, ни одна из четырех сфер не выступает в качестве единственного базиса общества, определяющего другие сферы общества. Данные подсистемы находятся в постоянном взаимодействии. 1

3. Концепции исторического развития общества

Типологий обществ существует множество: закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные и т.д.

Вторая типология делит общества на простые и сложные. Основным критерием является число уровней управления и социального расслоения. В простых обществах отсутствует сложная иерархия как у первобытных обществ. В сложных обществах имеется иерархия, определяющаяся по экономическому признаку [1]

В следствие чего можно сделать вывод, что простые общества совпадают с дописьменными, а сложные с письменными

В настоящее время отечественные социологи озадачены созданием теоретической модели современного российского общества. Возможна ли вообще теория общества? До последнего времени в качестве теоретической парадигмы использовался формационный подход, в рамках которого рассматривались все основные социальные процессы и перемены. 1

Цивилизованный подход предполагает интенсивное изучение России как евразийской цивилизации, т.е. как некой исторической и культурной целостности, различные регионы которой развивались по схожим законам, а населяющие их народы дополняли друг друга, создавая единые правила общежития. Определяющий фактор в данной типологии – культура.

Процессы модернизации в России многоэтапны, каждый этап создает свою мотивацию производственной деятельности. Высший этап – постиндустриальная модернизация, развитие которой началось и носит пока очаговый характер (т.е охватывает реально лишь отдельные отрасли производственной и научной деятельности). Эти очаги постиндустриальной модернизации должны стать предметом постоянного научного анализа и общественной поддержки.

4. Понятие социальной структуры общества

Подобное представление общества обозначается там, где речь идет о классах, нациях, социальных слоях, институтах и других составляющих частях общества, связанных между собой стабильными отношениями.

Таким образом, социальная структура общества – совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Социальная структура придает групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своем сознании определенные факты нашего опыта в единые объекты, называя их, например, «семья», «церковь», «дом».

Социальная структура представляет жизнь организованной и стабильной. Моделью может послужить социальная структура университета. Каждую осень в университет приходят новые студенты, и каждое лето еще одна группа заканчивает учебу. Деканаты управляют учебным процессом. Все время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из нее. Но несмотря на то, что конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно также семья, армия, коммерческая компания, религиозная община – это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества. 1

Социолог Э.Дюркгейм рассматривает социальную структуру общества как социальный факт. Мы воспринимаем социальный факт как нечто существующее вне нас, как независимую реальность, которая является частью нашего окружения. Следовательно, социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определенное русло. Так, поступив в университет, первое время вы чувствуете себя неловко, потому что еще не адаптировальсь к новым условиям. Традиции и обычаи университета – это социальная структура, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Социологи не выработали единого мнения относительно того, что именно считать «элементами» общества, связи между которыми образуют социальную структуру. Одни социологи считают, что такими элементами являются просто люди, другие – что это не люди, а социальные роли, которые они выполняют, третьи – что это социальные институты. [1]

Поскольку в социологии понятие социальной структуры является одним из ключевых и им пользуются все социологи, тем самым оно приобрело многозначность и может нести различную смысловую нагрузку.

Английский антрополог и социолог, представитель структурного функционализма А.Радклифф-Браун связывает с понятием социальной структуры понятием функции. Для него все компоненты социальной структуры выполняют свою необходимую функцию, и непрерывное существование каждого компонента связано функциональной зависимостью с существованием других. Он определяет социальную структуру как соответствие моделям, или «нормальные», социальные отношения, как систему статусных позиций, занимая которые, индивид устанавливает отношения с другими людьми.

Т.Парсонс отметил, что структуру образуют именно модели, или образцы поведения, которые, будучи относительно постоянными в данном обществе, обеспечивают единообразие и стабильность социальной жизни.

В другом понимании термин «структура» используется с целью отличить главное от второстепенного, существенное от несущественного, первичное от производного. Так, для К.Мангейма «структура» обозначает совокупность элементов социальной системы – материальные элементы общества, которые являются базисными и оказывают определяющее влияние на все остальные; исходя из них должны объясняться его идеальные элементы. Такая трактовка напоминает схему строения общества, предложенную К.Марксом, в которой фигурируют базис – экономические (материальные) отношения и надстройка – идеальные, духовные отношения. [2]

Таким образом, понятие «социальная структура» содержит в себе идею о том, что некоторые комплексы социальных отношений являются базисными, необходимыми для существования и функционирования всех форм социальной жизни. Какова же во всем этом роль индивида?

С точки зрения функционализма и исторического материализма социальная структура является фактором, определяющим и действия, и мысли, и настроения людей. Понимание этого тезиса знаком нам по отечественной истории: многие были уверены в том, что выходцы из пролетарской среды уже только в силу классового происхождения обладают верным знанием жизни и лучше ориентируются в социальной действительности, чем представители интеллигенции и других классов.

С точки зрения конфликтологии все в обществе определяют групповые интересы и отношения господства и подчинения, то есть и здесь социальные отношения стоят над индивидом. 1

Попытки интегрального подхода к пониманию социальной структуры и его элементов предпринимались Э.Гидденсом, Ю.Хабермасом, Дж. Хомансом и другими учеными.

Общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты – основа развития социальной структуры общества.

Общественное разделение труда обуславливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.

Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру.

Общественное разделение труда и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

О.Конт и Э.Дюркгейм, русские мыслители М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин отмечали, что большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении различных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры. [3]

Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, в том числе в развитии социальной структуры общества, содержится в социально-экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе.

Элементы социальной структуры:

классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким направлением согласны социологи разных направлений;

жителей города и деревни;

представителей умственного и физического труда;

социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение и т.д.);

национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Социальный институт – это исторически сложившийся и закрепленный, устойчивый вид социальных взаимодействий, призванный удовлетворить те или иные человеческие нужды. [7]

В каждом обществе, по утверждениям социологов, обязательно имеются минимум пять групп фундаментальных социальных институтов, предназначение которых в удовлетворении важнейших жизненных потребностей коллектива:

институт семьи и брака (потребности воспроизводстве рода);

политические институты (потребности в безопасности и социальном порядке);

экономические институты (потребности в добывании средств существования);

институт образования, включая науку и культуру (потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров);

институт религии (потребности в удовлетворении духовных проблем, смысла жизни).

Таким образом, в качестве элементов социальной структуры выступают индивиды, социальные группы и общности разных типов, социальные институты. Данные элементы соединены между собой устойчивыми связями. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является социальной системой со своими подсистемами и связями. Базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. [3]

Социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом изучения не только социологии, но и таких наук как социальное управление, политология, государственное управление и так далее. Без выявления социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они буду действовать, нельзя руководить обществом, прогнозировать его развитие.

5. Виды социальных структур

Концепций социальной структуры общества в социологии множество. Исторически первой является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества.

В настоящее время социологи выделяют ряд недостатков в формационном подходе социальной структуры общества:

во-первых, социальная структура сведена к классовой. Вне поля зрения остались такие неклассовые элементы, как касты, кланы, сословия;

во-вторых, классовая борьба была провозглашена движущей силой любого социально-дифференцированного общества. Но не были учтены религиозные войны эпохи Возрождения, когда с обеих сторон воевали одни и те же классы феодальной аристократии, мелкого дворянства, буржуазии и крестьянства? Как быть с историей Древнего Рима, где движущей силой развития была борьба сословий патрициев, плебеев, а вовсе не борьба классов рабов и рабовладельцев?

То есть данная теория не может быть универсальной и не подходит для всех обществ. История не представляет собой жесткого чередования общественно-экономических формаций. В Азии, Африке были вообще другие формации. Рабовладение существовало не только в древнем Риме, оно, к примеру, воспроизводилось в период становления в северной и Южной Америке;

в-третьих, марксизм обращает очень мало внимания на производственные признаки классов.

Динамика развития общества показывает, что никогда на всем протяжении истории не было одинаковой социальной структуры, везде основы социального деления разные.

Целесообразно основной категорией теории социальной структуры общества считать «социальную группу». Таковой является и клан, и каста, и сословие, и религиозная конфессия. Под социальной группой понимаются в данном случае большие группы людей, занимающих одинаковое положение в обществе и имеющих вследствие этого общие интересы.

Исходя из этого, кроме социально-классовой, можно выделить в качестве социальных структур современного общества профессионально-квалификационную, социально-этническую, территориально-поселенческую структуры.

Регион, выделенный на основе постоянных трудовых, экономических связей, существенно отличается от региона, выделенного на основе постоянных социально-культурных связей. Последний тип регионов более стабилен.

Таким образом, регион – это административно-территориальная единица, характеризующаяся постоянными трудовыми и социально-культурными связями населения и обладающая необходимой для жизнедеятельности людей производственной и социальной инфраструктурой; а также целостное и самостоятельное образование, воспроизводящее систему.

6. Виды социального контакта

Субъекты взаимодействуют, вступают в социальные связи, потому, как зависят друг от друга в процессе удовлетворения различных потребностей, реализации жизненных целей и установок. Зависимость может быть элементарной или сложной, например, непосредственная зависимость от своего друга, брата, коллеги, зависимость качества жизни индивида от уровня развития общества, эффектикности экономики государства, эффективности внутренней и внешней политики страны. Имеются зависимости между различными общностями людей, например, между работниками умственного и физического труда. [2]

Поэтому, социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, ориентированное на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи выделяют:

— субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);

— предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);

— механизм регулирования взаимоотношений.

Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностная, мимолетная, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком).

Мы ежедневно вступаем в бесчисленное множество социальных контактов: у случайного прохожего узнаем, как найти нужную нам улицу, у киоскера покупаем газету и т.д. Контакты могут быть единичными (например, контакт с прохожим) и регулярными (например, контакт с гардеробщицей университета). Социальный контакт – этот единичный акт, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный конкретный контакт. Несмотря на все многообразие и бесчисленное множество контактов, в которые мы вступаем, не они составляют ведущую основу нашей социальной жизни, ее фундамент. 1

Действие – это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.

Действие отличается от поведения тем, что человек ясно понимает, что и зачем он делает. В категорию действия, таким образом, мы не можем включить аффективные реакции, панику, поведение агрессивной толпы.

Социологическое изучение социального действия породило две теории – «понимающую» (М.Вебер) и позитивистскую (Т.Парсонс). В основе теории Вебера лежит глубинная смысловая интерпретация действия. Согласно М.Веберу, обратиться к индивидуальному действию означает его «понять». Позитивистская теория подразумеваеит действие в контексте социальной структуры. В целом, дискуссия между этими двумя направлениями сводится к проблеме метода социологии и статуса социальной реальности как предмета изучения.

Не всякое действие является социальным. М.Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него. То есть, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением.

Структура социального действия обязательно состоит из следующих элементов:

— потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;

— стратегию действия (осознанную цель и средства ее достижения);

— индивида или социальную группу, на которые ориентировано действие;

— конечный результат (успех или неудачу).

Российский социолог С.С.Фролов предлагает схему осуществления социального действия (рис.1).

Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть фото Докажите что общество это система по обществознанию. Смотреть картинку Докажите что общество это система по обществознанию. Картинка про Докажите что общество это система по обществознанию. Фото Докажите что общество это система по обществознанию

Рис. 1. Механизм социального действия

На практике большинство действий представляет собой взаимодействия, или социальные интеракции.

Социальная интеракция (взаимодействие) – это встречно направленное действие двух или более акторов, ориентированные на то, что партнер соотносит свои действия не только с настоящими, но и прошлыми и будущими действиями партнера. Это значит, что социальное взаимодействие содержит элемент прогнозирования. Вступая во взаимодействие с человеком, мы примерно ожидаем определенное поведение в данной ситуации, то есть прогнозируем. Преподаватель, проверяя тетрадь студента, ожидает найти там решение задачи, а не адресованное ей объяснение в любви. 1

Взаимодействие осуществляется только в том случае, когда между партнерами существует согласие в отношении непосредственной цели действия. Это не исключает того, что акторы будут преследовать различные, возможно, даже противоположные цели. Например, интересы производителя и потребителя на рынке противоположны в том, что производитель желает продать дороже, а покупатель – купить дешевле. Но между ними существует согласие в отношении цели – оба хотят, чтобы состоялся акт товарообмена.

С целью удовлетворения своих основных потребностей человек входит в глубокое, возобновляемое взаимодействие с другими людьми, обществом в целом. И труд, и образование, и здравоохранение, и многое другое, без чего мы не можем жить, базируются на скоординированных, взаимообязывающих, надежных и устойчивых связях – взаимодействиях. Данный процесс можно образно представить социальным взаимопроникновением, которым индивид в своих же интересах не может пренебречь. [4]

Актор и его партнер, вступая в социальную связь, стремится удовлетворить свои потребности. Поэтому социальная связь предполагает взаимные ожидания каких-то услуг, ресурсов, в которых имеется нужда партнеров. То есть, социальную связь можно представить в виде обмена материальными, моральными, эмоциональными и другими услугами и ресурсами.

Все отношения обмена предполагают получение вознаграждения в обмен на плату – издержки. Издержки в экономической науке – это денежная оценка затрат всех ресурсов, задействованных на производстве. Необходимость компенсировать получение благ, чтобы по-прежнему получать их, и являются «пусковым механизмом» социального взаимодействия. 2

Социальные взаимодействия как обмен могут иметь несколько разновидностей:

обмен на основе определенных договоренностей, которые могут быть оформлены в виде договора, контракта, устава, закона, предполагает, что обязательства сторон, объем услуг строго оговорены;

диффузный (нежесткий) обмен, когда точная плата за услуги, форма и сроки оплаты могут не оговариваться.

Социальная жизнь представляет собой постоянное переплетение, взаимодополнение договорных и диффузных форм социального обмена.

Договорные формы наиболее четко проявляются в экономической сфере. Ценник на каком-либо продукте, например, на молоке – это не что иное, как открыто заявленная цена услуги, при соблюдении которой владелец готов произвести с вами обмен.

Диффузность (нежесткость) в чистом виде проявляется в обменах, имеющих, прежде всего, морально-этическое содержание: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство и т.п.

Взаимодействия могут быть как простыми, непосредственно-двухсторонними, так и сложными, опосредованно-косвенными, когда взаимодействия осуществляются через три-четыре лица и т.п.

Так, между учителем и учеником (его семьей) может осуществляться простой, прямой обмен (плата за репетиторство и т.п.) или сложный обмен (учитель преподает в государственной школе, но государство выплачивает ему заработную плату из суммы налогов, в которую входят и налоги, выплаченные родителями учеников).

В современном обществе доля косвенных интеракций очень велика. Актор, как правило, вознаграждает одних, а расплачиваются другие. В этом случае речь идет о взаимодействии индивида с социальной группой, социальными организациями, обществом. [5]

Учителя в школе как социально-профессиональная группа могут высказать неудовлетворенность той платой, которую общество в лице государства предоставляет им за их труд в виде заработной платы. Неудовлетворенность этих и подобных социально-профессиональных групп вознаграждением, получаемым ими за свой труд может проявляться в митингах, забастовках, демонстрациях.

Таким образом, социальные взаимодействия выступают в виде социальных отношений. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

Социальное взаимодействие почти всегда сопровождается коммуникацией – общением с прямым обменом информацией между акторами. Тем не менее, в некоторых случаях (например, в экстремальных ситуациях) взаимодействие происходит без коммуникации. Например, два случайных прохожих могут оказаться вовлеченными в ситуацию оказания неотложной помощи утопающему или попавшему в аварию человеку. Оба, не сговариваясь и не вырабатывая совместного плана действия. Бросаются на помощь. Распределение действий между ними происходит ситуативно: один добежал или доплыл первым, другой подключился позднее. Однако цель у них общая – спасти человека, и они учитывают действия друг друга – не пытаются делать одно и тоже, отталкивая один другого, пытаясь сделать то, что каждый лучше умеет. Таким образом, коммуникации нет, но взаимодействие налицо.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте системные свойства общества.

2. Каковы признаки общества (по Э.Шилзу)?

3. Дайте характеристику духовной и социальной сфере общества.

4. Перечислите основные типы социальных систем

5. В чем состоит формационная концепция развития общества?

6. Концепцию какого общества предложил Д.Белл?

7. Какова сущность информационного общества?

8. Дайте определение понятию «социальная структура общества».

9. Назовите основные элементы социальной структуры общества.

10. Охарактеризуйте социально-классовую структуру общества (по К.Марксу).

1 Килимова Л.В. Глобальное развитие современного общества как фактор трансформации ценностей личности [Текст] / Л.В. Килимова // Евразия и евразийство: история, поли-тика, социум, образование, культура: сборник науч-ных статей из материалов Евразийского научного форума/ общ. научн. ред. М.Ю. Спириной. СПб.: МИЭП, 2012. – С.120-131.

1 Воронцева Н.Ю. Социокультурные условия изменения статусно-ролевых позиций специалиста. (Монография) [Текст] / Н.Ю. Воронцева // Москва, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbaH & Co. KG, 2011, p 138

2 Воронцева Н.Ю. Развитие интеллектуального потенциала личности современного специалиста в условиях информатизации современного российского общества [Текст] / Н.Ю. Воронцева // Личность и творчество в современном мире: науч. альманах. 2009-2010. Вып. 1-2. М.-Курск

1 Сапронов, А. В., Крицкая, О. А. Особенности социальной поляризации российского общества [Текст] / А. В. Сапронов, О. А. Крицкая // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2013. № 4 (32). С. 83–87

1 Килимова Л.В., Пахомова О.А., Нишнианидзе О.О. Взаимосвязь жизненных циклов организации и трансформации организационной культуры [Текст] / Л.В. Килимова, О.А. Пахомова, О.О. Нишнианидзе // Известия Юго-Западного го-сударственно-го университе-та. Серия Эко-номика. Соци-ология. Менедж-мент.2015. №1. С. 108-115.

1 Воронцева Н.Ю. Интеллектуализация профессиональной деятельности в условиях информатизации [Текст] / Н.Ю. Воронцева // Проблемы социально-экономического развития региона.- Курск, 2008: ООО Мечта, с. 42-45

1 Килимова Л.В., Нишнианидзе О.О., Ветрова О.А., Гайдукова И.Б. Состояние гражданского общества в Курской области [Текст] / Л.В. Килимова, О.О. Нишнианидзе, О.А. Ветрова, И.Б. Гайдукова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент.2015. №1. С. 80-88.

1 Крицкая, О. А., Ляхов, А. В. Общество потребления: гедонистические увлечения студенческой молодежи [Текст] / О. А. Крицкая, А. В. Ляхов // Актуальные вопросы развития современного общества: сб. материалов 4 Международной науч.-практ. конференции. Курск, 2014. С. 321-326.

1 Килимова Л.В. Детерминизм ценностей и социокультурных практик молодежи в инновационном пространстве [Текст] / Л.В. Килимова // Социально-антропологические ресурсы трасдисципли-нарных иссле-дований в кон-тексте иннова-ционной циви-лизации: Сбор-ник научных статей / Отв. ред. И.А. Асеева. – Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, ЗАО «Универ-ситетская книга», 2015. – с.137-144

1 Воронцева Н.Ю. Проблемы построения модели инновационной личности: становление новой парадигмы творчества [Текст] / Н.Ю. Воронцева // Личность и творчество в современном мире: науч. альманах. 2010-2011. Вып. 3-4. М.-Курск, с. 119-125

1 Воронцева Н.Ю. Проблемы построения модели инновационной личности: становление новой парадигмы творчества [Текст] / Н.Ю. Воронцева // Личность и творчество в современном мире: науч. альманах. 2010-2011. Вып. 3-4. М.-Курск, с. 119-125

2 Воронцева Н.Ю. Социокультурные условия изменения статусно-ролевых позиций специалиста. [Текст] / Н.Ю. Воронцева // Москва, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbaH & Co. KG, 2011, p 138

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *