Докажите что организм это биосистема
Презентация по биологии «Организм как биосистема»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Организм как биосистема
Задачи урока Сформировать понятие об организме, как о биосистеме Сформировать умение характеризовать организм как биосистему, выявлять структурные элементы системы Понимать роль организмов в структуре и устойчивости биосферы
Понятие об организме Организм- это реальный носитель жизни,индивид (особь) и целостная живая система (биосистема) Организм входит в состав популяции и выполняет свою роль в популяционно-видовых процессах Организм – это живое существо со своими индивидуальными процессами жизнедеятельности Организм – это открытая биологическая система тесно связанная с внешней средой и биосистемами других уровней
Свойства организма Обмен веществ и энергии Рост Индивидуальное развитие Размножение с передачей наследственных свойств Раздражимость Восприимчивость условий внешней среды
«организм –это в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, востанавливающаяся, поправляющая и совершенствующаяся система» И.П. Павлов Биосистема — единое целое, состоящее из частей, связанных строением и выполняемыми функциями. Организм является биосистемой, так как состоит из органов, которые постоянно взаимодействуют и вместе представляют единую саморегулируемую и саморазвивающуюся систему.
Разнообразие по добыванию пищи :
Каждый организм обладает общими свойствами живого : Химический состав Обмен веществ Клеточное строение Размножение Рост и развитие Раздражимость Саморегуляция
Докажите, что данный растительный организм является биосистемой Product A Feature 1 Назовите части растения Какова роль каждого органа в жизни растения? Возможна ли жизнедеятельность этих частей отдельно, независимо друг от друга
Гуморальная регуляция У растений процессами роста и развития осуществляют биологически активные вещества ( стимуляторы ) Ауксины, Гибберилины Цитокинины
Орган управления у высших организмов Нервная регуляция Более быстрая Адресована строго определённому органу
Нервно –гуморальная регуляция У позвоночных животных и человека Гуморальная подчиняется нервной Нормальное функционирование в изменяющихся условиях
Нервная система обеспечивает целостность организма и является одним из основных механизмов поддержания гомеостаза
Значение организма как биосистемы Сформулировать вывод
Значение организма как биосистемы Организмы участники круговорота веществ и энергии в биосфере, и тем самым поддерживают ее структуру и устойчивость
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-014171
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по биологии, 11 кл. по теме «Организм как биосистема»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Организм как биосистема Выполнила : учитель МОУ СОШ с. Аксарка Шагеева Ф.М.
Задачи урока Сформировать понятие об организме, как о биосистеме Сформировать умение характеризовать организм как биосистему, выявлять структурные элементы системы Понимать роль организмов в структуре и устойчивости биосферы
Понятие об организме Организм- это реальный носитель жизни,индивид (особь) и целостная живая система (биосистема) Организм входит в состав популяции и выполняет свою роль в популяционно-видовых процессах Организм – это живое существо со своими индивидуальными процессами жизнедеятельности Организм – это открытая биологическая система тесно связанная с внешней средой и биосистемами других уровней
Свойства организма Обмен веществ и энергии Рост Индивидуальное развитие Размножение с передачей наследственных свойств Раздражимость Восприимчивость условий внешней среды
«организм –это в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, востанавливающаяся, поправляющая и совершенствующаяся система» И.П. Павлов Биосистема — единое целое, состоящее из частей, связанных строением и выполняемыми функциями. Организм является биосистемой, так как состоит из органов, которые постоянно взаимодействуют и вместе представляют единую саморегулируемую и саморазвивающуюся систему.
Докажите, что данный растительный организм является биосистемой Product A Feature 1 Назовите части растения Какова роль каждого органа в жизни растения? Возможна ли жизнедеятельность этих частей отдельно, независимо друг от друга
Нервная система обеспечивает целостность организма и является одним из основных механизмов поддержания гомеостаза
Назовите структурные компоненты Инфузория – туфелька: Организм человека:
Является ли амеба биосистемой? Какой тип управления, по-вашему, присутствует в ее организме
Едва появившись на свет, цыпленок начинает склевывать корм. Новорожденные телята, ягнята, поросята начинают искать и сосать материнское вымя. К какому типу регуляции относится данный пример. Каково его значение для организма?
Подумай! Можно ли букет цветов назвать биосистемой?
Значение организма как биосистемы Сформулировать вывод
Значение организма как биосистемы Организмы участники круговорота веществ и энергии в биосфере, и тем самым поддерживают ее структуру и устойчивость
Домашнее задание Изучить п.2 учебника Ответить на вопросы в конце параграфа
Ссылки использованных фотографий http://mypresentation.ru/documents/141be8dc10c66c3a63f92ef6bab29eb5/img6.jpg http://pti.kiev.ua/uploads/posts/2010-05/1274728933_reflex.jpg http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/83/82750/img4.jpg http://player.myshared.ru/423536/data/images/img16.png http://www.grossetonotizie.com/wp-content/uploads/2012/11/latte-ovino.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/378/46378000_v_vaze.jpg
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-032085
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Организм как биосистема
Что такое организм
Слово «организм» происходит от латинского organizo — устраиваю, организую, упорядочиваю.
Вернадский дал такое определение организму: «Организм — это биохимическая отдельность как составляющее живого вещества биосферы». Однако организм — это не только часть биосферы. Он и сам по себе целостность, состоящая из частей, живое существо, воплощающее в себе жизнь на Земле. Любой организм представляет собой дискретную единицу живой материи. Индивид — это живая система (биосистема), состоящая из органов и тканей, взаимодействующих между собой. Отношения между органами и тканями, их строение зависят от выполняемых ими функциями в организме, а также от того как этот организм взаимодействует с окружающей его средой.
Организм представляет собой дискретную единую биосистему, состоящую из разных органов и тканей, которые взаимодействуют между собой и с внешней средой.
Слово «орган» с греческого «organon» переводится как орудие, инструмент. Органы есть только у многоклеточных организмов. Каждый орган выполняет свою определенную функцию или несколько функций, он имеет свои особенности строения и обычно состоит из ряда тканей.
У одноклеточных организмов органов нет. У них функциональными частями организма как биосистемы служат органоиды (в переводе с греческого «подобие органов»), которые являются структурными частями клетки, выполняющими специфические функции в ее жизнедеятельности.
Свойства организма
Организм следует считать биологическим объектом, который возник в результате эволюции жизни на Земле. Организм — это система функционально взаимосвязанных морфологически обособленных структур, которые обеспечивают целостность, физико-химическую стабильность внутренней среды, а также способность к самовоспроизведению.
Важным свойством живых организмов на Земле является их разнообразие. Организмы отличаются по способам питания (автотрофные и гетеротрофные), размножения, размерам, формам, подвижности, сложности поведения и многому другому.
На организмы оказывают воздействие экологические факторы среды и закономерности эволюции. Каждый организм индивидуально реагирует на них. Появившийся на свет организм является уникальным проявлением наследственных свойств вида и его взаимоотношений с внешней средой.
Генотип можно определить как индивидуальную систему наследственной информации, доставшейся организму (особи) от предков. Генотип определяет основные жизненно важные реакции организма: приспособленность к среде обитания, способы добывания пищи, поведение, особенности биохимических реакций. Наследственность, сформировавшаяся в определенных условиях среды, избавляет организм от необходимости снова согласовывать действия своих органов и их систем в ответ на незначительные колебания экологических факторов. С другой стороны, генотип является той базой, на которой происходит дальнейшее улучшение организма в отношении приспособленности к среде.
Факторы среды, воздействующие на организм, вызывают его ответные реакции, которые обеспечивают сохранность и целостность особи. Живые организмы реагируют на световые, звуковые, осязательные, вкусовые и другие сигналы. Реакция состоит либо в уклонении от из воздействия (если оно разрушающее), или в стремлении к ним, чтобы получить из окружающей среды необходимые питательные вещества и другие ресурсы.
Организм как биосистема
Организм представляет собой структурную единицу жизни, биосистему, состоящую из взаимосвязанных компонентов, функционирующих как единое целое. Каждая часть этой биосистемы имеет характерное строение и выполняет конкретные функции. При этом согласованная работа всех частей организма обеспечивает поддержание его обмена веществ со средой обитания, рост, развитие и размножение. Организм существует самостоятельно, он обладает всей совокупностью свойств живого. И.П. Павлов отмечал, что «организм — это в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и совершенствующая система».
Организм — это самоуправляемая биосистема. Это значит, что в нем есть механизмы, упорядочивающие воздействие на его части, координирующие функционирование компонентов, регулирующие взаимодействие системы с внешними и внутренними факторами. Система может длительно и хорошо функционировать при условии, что процессы в ней протекают в режиме саморегуляции по принципу обратной связи. Обратная связь предполагает обратное воздействие результатов процесса на сам процесс. Это понятие пришло из кибернетики. Обратная связь в организме как биосистеме позволяет контролировать его состояние и вносить соответствующие возникающим ситуациям поправки в управление и жизнедеятельность. Обратная связь может быть положительной (когда увеличение одного параметра приводит к увеличению другого) и отрицательной (когда увеличение исходных данных приводит к уменьшению следствия).
В начале эволюции на Земле у всех живых организмов (в том числе и животных) был только химический механизм управления процессами жизнедеятельности. Это так называемая гуморальная регуляция. С появлением у животных многоклеточности, различных тканей, в том числе нервной, появился механизм нервной регуляции.
Вместе нервная и гуморальная системы управления физиологическими процессами в организме называются нейрогуморальной регуляцией. Во многом особенности ее функционирования определяются генами (наследственностью). Генетическая информация специфична для каждого вида и организма. Она обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма и обеспечивает его способность противостоять изменяющимся воздействиям внешней среды.
Из вышесказанного следует, что организм (живое существо) — это дискретный компонент живой природы, обладающий особыми индивидуальными свойствами, являющийся относительно самостоятельной и саморегулирующейся биосистемой, которая находится во взаимосвязи с внешней средой. С точки зрения популяционно-видового уровня живой природы организм является основным структурным компонентом популяции и вида, их частью. Однако, так как организм обладает целостностью по структуре и свойствам, то он определяет биосистему своего уровня организации жизни, который занимает свое особое положение среди биологических систем разного уровня.
Введение
Изменение одной части организма или отдельной функции неизбежно влечет за собой изменение других частей и функций.
Жорж Кювье, французский натуралист к. XVIII — нач. XIX в.
§ 1. Организм человека как биологическая система. Значение знаний о человеке для сохранения его здоровья
Обобщив изученное в предыдущих классах, выдвиньте предположение о том, какое значение имеют знания о человеке для сохранения его здоровья.
Понятие о биологических системах. Окружающий мир состоит из систем. Как вам уже известно, к системам неживой природы относятся Вселенная, Галактика, Солнечная система и т. п. К системам живой природы, или биологическим системам, относятся клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера и т. п. (ил. 1). Вспомните, из каких компонентов состоит каждая из этих систем. Какие взаимосвязи существуют между компонентами системы и как взаимодействуют между собой сами системы?
БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (от греч. bios [биос] — жизнь, systema [система] — образование, соединение) — структурная и функциональная совокупность всех компонентов объектов живой природы, между которыми существуют взаимосвязи и взаимодействие.
Ил 1. Биологические системы
Каждая из биологических систем состоит из определенных подсистем — элементарных частиц. Например, биосфера — из экосистем, вид — из популяций, организм — из органов, клетка — из органелл.
Человек — биологическая система, с которой связано существование социальных систем, в частности, общества, класса, социальной группы и т. п.
Все составляющие биологических систем взаимодействуют между собой структурно и функционально, образуя целостную систему. Биологические системы связаны с окружающей средой, что обусловливает необходимость систем приспосабливаться к различным внешним воздействиям.
Все биологические системы проходят определенные временные этапы: образование, развитие, стабилизацию, разрушение (старение) и прекращение существования или преобразование (ил. 2). Эти этапы отражают закономерности протекания количественных и качественных изменений всех компонентов системы в зависимости от факторов среды.
Организм человека как биологическая система. Организм человека является сложной биологической системой, в которой различают подсистемы различных уровней структурной организации: от атомов и молекул — до систем органов.
Ил. 2. Этапы развития биологических систем (на примере человека)
Каждый уровень организации организма человека имеет свою структуру и выполняет определенную функцию. Все компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, образуя структурно-функциональное единство — целостный организм (ил. 3).
Организм человека, как и любая биологическая система, является открытой системой, так как происходит его непрерывное взаимодействие с окружающей средой, при котором осуществляется обмен со средой веществом, энергией и информацией.
Человеку присущи общие свойства биологических систем:
• самоорганизация — внутренняя упорядоченность, которая проявляется через взаимодействие ее составляющих, обеспечивает целостность организма, придает ему качественно новые свойства;
• обмен веществ и энергии, проявляющийся в процессах питания, дыхания, выделения;
• рост (количественные изменения) и развитие (качественные преобразования) организма;
• раздражительность — ответ организма на воздействие внешней и изменения внутренней среды;
Ил. 3. Взаимосвязь систем разных уровней в организме человека
• самовоспроизведение — воспроизведение себе подобных в процессе размножения;
• наследственность (свойство организма передавать характерные для него особенности строения и развития потомству) и изменчивость (способность приобретать новые признаки);
• саморегуляция — способность организма поддерживать постоянство химического состава, физических свойств, протекания физиологических процессов;
• адаптация — способность организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды.
В следующих параграфах вы подробно ознакомитесь с особенностями строения и функций организма человека, а также с общими свойствами биологических систем, начиная с клетки.
Значение знаний о человеке для сохранения его здоровья. Современный человек способен проникнуть в глубины микромира и макромира, выйти в открытый космос и побывать на Луне, исследовать процессы, происходящие во Вселенной. Однако сегодня, как и тысячи лет назад, его преследуют болезни. Очевидно, одной из причин является то, что мы часто забываем: человек является частью природы и должен все свои действия согласовывать с ее законами. Поэтому человечеству, исследуя окружающую среду, важно жить по законам природы, на основе научных знаний вырабатывать рекомендации по сохранению здоровья и соблюдать их.
В этом году вы впервые начнете систематически изучать человеческий организм. И будете делать это в первую очередь для того, чтобы суметь решить дилемму, рано или поздно встающую перед каждым, — быть здоровым или болеть. Известно, что здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, еще на 20 % — от наследственности и только на 10 % — от уровня развития медицины. Примечательно, что около 75 % заболеваний взрослых «заработаны» в детстве и подростковом возрасте.
Зная особенности строения и функционирования организма человека, мы можем замечать отклонения в его жизнедеятельности и организовывать свою жизнь (питание, двигательную активность, отношения между полами и т. п.) здоровым, продуктивным образом. Так можно предотвратить возникновение различных заболеваний.
Нормальное состояние здоровья — это не только его состояние сегодня, но и те скрытые резервы, которые могут пригодиться завтра. Где же взять эти резервы? Они заложены в организме человека природой, но требуют постоянного совершенствования. Как полнее использовать тот запас сил, который подарила нам природа? Ответ прост: нужно вести здоровый образ жизни.
Организм человека как биологическая система. Свойства организма как биологической системы. Значение знаний о человеке для его здоровья
1. Что такое биологическая система? Приведите примеры. 2. Назовите этапы развития биологических систем. 3. Какие свойства присущи человеку как биологической системе? 4. Какая из систем структурной организации организма человека, изображенных на ил. 3, является самой сложной? Почему? 5. Может ли организм человека существовать изолированно от других биосистем? Почему? 6. Слепцы исследовали слона. Первый, ухватившись за хвост, сказал, что слон похож на веревку, другой, ощупав слоновью ногу, — что на столб, третий, измеряя туловище, констатировал: «Ему нет конца». Почему у слепцов сложилось ложное представление о слоне как целостной системе? 7. Докажите, что организм человека является биологической системой. 8. Французский ученый Блез Паскаль писал: «Человек — это совокупность органов, а будет ли человеком каждый орган в отдельности, если его расчленить?» Как соотносится это выражение с содержанием параграфа? 9. Прокомментируйте эпиграф к теме «Введение».