Докажите что повесть очарованный странник имеет в себе стилевые черты сказа

Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции. Язык и стиль произведения.

Название произведения — это доминанта его смысла, ключ к его пониманию. Первоначально повесть «Очарованный странник» называлась «Русский Телемах», что подчеркивало национальный характер героя и трудности его судьбы. Лесков хотел, вероятно, нарисовать отечественную «Одиссею». В самом деле, где только не побывал Иван Северьянович Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге. И везде смена профессий (от кучера до солдата и артиста), ремесел и занятий, везде необыкновенные приключения. Случаев и превратностей столько, что хватило бы на несколько жизней!

Второе название повести — «Черноземный Телемах». Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков, видимо, хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека «от земли», беглого крепостного. Но и это название было сменено. Окончательный заголовок «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова. Внимание перенесено с приключений на совсем иные вещи.

Вопросы для обсуждения названия сказа

1. Почему Флягин назван странником? (Странник — это не турист, не пассивный созерцатель окружающей жизни, не искатель приключений на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни.) Философ Серебряного века Н. Бердяев считал, что странничество, являясь элементом национального самосознания, традиционно и за ним стоит поиск смысла жизни — не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности — ничто в сравнении с высокой идеей бытия в Боге. Итак, странничество не cтолько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное — в постижении высшего смысла жизни.

2. Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе? (Жизнь для Флягина — чудо, которое он должен увидеть сам. Он очарован многообразием жизненных проявлений, ситуаций, участником которых он захотел стать. Это окружающая странника природа; его страстный интерес ко всему живому; привязанность к ребенку, которого он нянчил; восхищение мужеством и духовной силой татар, вставших «наперекор» в сцене поединка; взволнованность музыкой и песней; восторг при любовании красотой женщины и ожидании любви; страстная привязанность к лошадям, не покидающая его всю жизнь; выполнение своего высшего предназначения в приобщении к Богу.)

Исследование языка сказа и речевых характеристик героя в разных эпизодах учащиеся могут провести в группах, которые проанализируют необходимые для аргументации фрагменты текста, приведут примеры, сделают выводы и обобщения.

Группа 1. Картины природы (выявление особенностей языка лесковского пейзажа).

Группа 2. Интерес ко всему живому (речевая характеристика героя в истории с голубятами).

Группа 3. Привязанность к маленькой девочке (речевая характеристика героя, находящегося «в няньках»).

Группа 4. Восхищение поединком татар (речевые характеристики Флягина и его знакомца, мастерство Лескова в создании диалога).

Группа 5. Тяга к музыке и песне, которая «так за душу и щиплет, так и берет в полон» (анализ состояния героя в эпизоде с гармонью; речевая характеристика героя в сцене пения Грушеньки).

Группа 6. Трепет перед женщиной и любовью: «. вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется» (особенности авторского стиля и речевые характеристики Флягина в эпизодах с Грушенькой).

Группа 7. Страстная привязанность к лошадям, их красоте и совершенству (работа с текстом).

Группа 8. Спокойствие от приобщения к Богу (особенности авторского стиля и речевая характеристика Флягина в рассказе о жизни в монастыре).

В итоговой беседе следует обобщить наблюдения учащихся над языком повести, а также выявить особенности ее жанра и композиции.

Вопросы и задания для итоговой беседы

1. Докажите, что повесть «Очарованный странник» имеет в себе стилевые черты сказа.

2. Чем произведение близко жанрам фольклора? Приведите примеры включения в текст элементов фольклорных жанров.

3. Какой смысл имеет «диалоговый» характер повествования? Проанализируйте конфликт, реплики персонажей, особенности слов автора и подтекст одного из диалогов.

4. Какой смысл придает лесковскому повествованию мотив странничества? Как он связан с философским смыслом темы пути в русской литературе (на примере 1—2 произведений)?

5. Охарактеризуйте основные особенности языка произведения. Правы ли критики, обвиняющие Лескова в коверканье языка?

6. Критик Н. Михайловский считал, что композиционно в «Очарованном страннике» «есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою», а все в поведении Флягина случайно («Литература и жизнь». 1897). Критик С. Дмитриенко подчеркивал, что все истории с Флягиным — это «его попытки, пусть бессознательные, вырваться из-под чар предначертанной судьбы», и объяснял повороты в судьбе героя или становлением его личности, или давлением на него обстоятельств. Подтвердите или опровергните каждую точку зрения.

7. Можно ли считать судьбу Флягина фатальной, а само произведение еще одним ответом на вопрос о фатальности судьбы русского человека?

8. В чем видит Флягин свое единство с Родиной и русским народом? Прокомментируйте смысл финала повести. Почему Флягин не хочет довольствоваться спокойной жизнью в монастыре, а собирается воевать, чтобы помереть за свой народ. Как в этом отразились мировоззренческие позиции самого Лескова?

9. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте судьбу странника Флягина и героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

10. Индивидуальное задание 2. Чем образ Флягина созвучен образу Ильи Муромца, упомянутого в главе первой? Сопоставьте этих героев.

Итог урока. Особенности жанра, композиции, языка и стиля повести «Очарованный странник» связаны с философскими размышлениями автора о судьбе русского человеке, о его богатырской натуре, поставленной в условия рабского существования. Жизнь Флягина напоминает историю Ильи Муромца. И дело здесь не только в физической силе героя, а в его биографии. Былинный герой 30 лет сидел сиднем, а потом пришли калики перехожие и исцелили его от духовной спячки. Какой-то период жизни Флягина тоже можно считать сидением, духовной немощью, хотя в рассказе он сразу предстает конэсером, влюбленным в свое дело, но духовно спит! Однако его очарование проявлениями жизни не дает ему сразу выбрать путь, предначертанный свыше, и он сознательно или в силу обстоятельств идет по своей дороге. Мотив странничества наделяется в повести философским подтекстом.

Богат и своеобразен язык и стиль произведения, близкий русскому фольклору. Даже речь главного героя становится выражением еще одного его очарования — восторга перед красотой языка и его богатством. А все это вместе объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы женщины — родной народ. И все это — достойно очарования. Вот отчего Флягину, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется».

Урок 149*. Лесков «обладал редким даром вдумчивой, зоркой любви и способностью глубоко чувствовать муки человека, слишком разнообразные и обильные»[129]

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 1798 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Сказовая форма повествования (по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»). 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10

На предыдущем уроке было предложено учащимся следующее задание:

Найти в тексте «Очарованного странника» диалоги и монологи главного героя, слова повествователя.

Подумать над особенностями речи Ивана Флягина и повествователя.

II. Работа с текстом на материале домашнего задания (проверка домашнего задания):

(в ходе опроса и чтения отрывков из повести «Очарованный странник» ученики приходят к выводу, что у повествователя и героя «свои голоса». Предоставляя Ивану Флягину слово, автор имитирует разговорную устную речь персонажа. Это явление называется стилизацией. Этот вид работы позволяет учителю логично перейти к изложению теоретического материала, формируя у учащихся представление о том, что такое сказовая форма повествования.)

Слово учителя (учащиеся записывают в тетрадях по литературе).

Общими признаками литературного сказа (жанра) и повествовательной сказовой формы являются установка на воспроизведение устной речи (стилизаций), использование приемов разговорной речи, монологическое повествование.

В произведении со сказовой формой повествования создается «сказовая ситуация», есть указание на присутствие слушателя, который задает вопросы, делает замечания, вставляет реплики, то есть в произведении создается и образ слушателя. Это отличает такое произведение со сказовой формой от литературного сказа, где слушатель, как правило, фигура абстрактная, предполагаемая.

— Вы, впрочем, на мои слова в этом не полагайтесь, потому что я ведь у службы редко бываю.

— Занятия мои мне это не позволяют.

— Вы иеромонах или иеродьякон?

— Нет, я еще просто в рясофоре.

— Все же ведь уже это значит, вы инок?

Н. Да-с; Вообще это так почитают.

Сказ в «Очарованном страннике» не выступает в качестве жанрообразующего фактора. Он присутствует как форма повествования, необходимая автору для создания образа героя-рассказчика.

Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором существуют свои отношения между рассказчиками и слушателями. Собственно рассказ героя имеет свой сюжет, который представляет собой ряд быстро сменяющих друг друга историй из жизни рассказчика.

Композиция и сюжет организованы так, чтобы привлечь внимание читателя к образу героя-рассказчика.

— Каким образом привлекает внимание Лесков к своему герою? Найдите портрет героя.. В чем его необычность, странность?

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою»)

— Образ героя создается не только с помощью описания внешности, но и с помощью речевой характеристики героя. Какова речь героя, на что автор рассказа акцентирует внимание? Является ли в сказе речь главным средством создания образа?

Иллюзию устной речи автор создает за счет повторений, междометий, оборотов, заимствованных из разговорной речи. Сказовая речь создает иллюзию «театрально импровизированного монолога».

— При помощи чего и как раскрывается образ рассказчика в сказе?

Иногда рассказчик воспроизводит характерные особенности речи персонажей, имитирует их интонацию, но в целом в произведении господствует одна речевая стихия.

— Какова роль пейзажа в раскрытии мировосприятия И.Флягина?

— Как через эту пейзажную картину передается эмоциональное состояние героя и его миропонимание?

Яркие черты субъективного восприятия мира несет пейзаж в произведениях со сказовой формой повествования. Описания природы здесь не только отражают эмоциональное состояние героя-рассказчика, но и раскрывают его мировоззрение.

Слово учителя: Условием сказовой формы повествования является иллюзия самостоятельности героя-рассказчика. С помощью приема разграничения речи повествователя и рассказчика автор и создает эту видимость самостоятельности. Речь повествователя литературно правильная, и его образ лишен ярко выраженных индивидуальных черт. Позиция повествователя выражена опосредованно: прежде всего через выбор героя-рассказчика. Речь Флягина, ориентированная на устный разговор, неповторима и, следовательно, образ рассказчика явно индивидуа-лизирован.

Рассказчик самовыражается в слове, через которое и раскрывается его сложный внутренний мир.

Фильм учитывает специфику лесковской повести: динамичное развитие действия, удивительные приключения странника, неожиданные и даже «сказочные».

Авторы фильма сумели передать еще одну особенность прозы Лескова: его обращение к сказовой форме повествования. Неуловимое обаяние лесковского слова сложно воссоздать на экране, но авторам фильма это удалось: за кадром звучит голос рассказчика.

Просмотром и обсуждением фильма можно завершить изучение повести «Очарованный странник».)

Источник

Докажите что повесть очарованный странник имеет в себе стилевые черты сказа

Ефремова Елена Ильинична

2. Жанровое своеобразие повести Н. Лескова «Очарованный странник»

4. Список литературы

Что такое литература представляет себе каждый: она звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских носителей, она заключается в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования письменности – от первых переводов библии до газет.

Литература – это целый мир и душа народа, это сердце его тысячелетней культуры. И чем сложен этот мир, тем интереснее погружение в литературную жизнь.

За многие тысячелетия она (литература) приобрела тот внешний вид, который мы имеем сейчас. За столь длительное время образовалось множество направлений и жанров. Одни проникают в другие и формируют особый вид произведений, который окутывает читателя и погружает его в доселе неизвестный и непонятный ему мир. Многожанровость позволяет глубже понять все скрытые намеки автора.

Актуальность данной работы заключается в том, что до сегодняшнего дня многие литературоведы и литературные критики спорят о принадлежности того или иного произведения к определенному жанру в литературе. Так всем известная повесть А.С. Пушкина « Дубровский», которая написана в 18 веке, в 21 веке приобрела статус романа.

Цель данной работы : На примере повести Н.Лескова «Очарованный странник» проследить многожанровость одного произведения.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать повесть Н.Лескова и выявить основные ведущие жанры

2. Дать характеристику жанрам и сопоставить с текстом

3. Сделать вывод о ведущем жанре в произведении Н.Лескова.

Объектом исследования является повесть «Очарованный странник».

Предметом исследования является жанровое своеобразие повести Н. Лескова «Очарованный странник».

Работа состоит из ведения, одной главы, заключения, списка литературы

Жанровое своеобразие повести Н. Лескова «Очарованный странник».

И друзья, и враги Лескова признают, что он стоит особняком в литературе, он не создал своей школы, но и сам не примкнул, ни к одной существующей. Он как дикий дуб среди изнеженных яблонь, рождается как-то сам. 5

Манеру письма Лескова многие называют «коварной», читатель попадает в своеобразный круговорот смыслов, когда невозможно выбрать один путь. Это касается и его произведения «Очарованный странник». Однако, опытный и мудрый автор всегда дает читателю код (скрытый смысл), с помощью которого он может понять в каком направлении ему следует идти, чтобы не остановиться на «семантическом распутье».

Итак, обратимся к произведению Н.Лескова «Очарованный странник». В литературоведении этому произведению было определено место: оно рассматривало самосознание человека, что является основополагающим многих жанров: романов, повестей, рассказов… «Очарованный странник» — произведение сложного жанрового характера.

Сам Лесков дал определение – повесть. Что же такое повесть?

Повесть – это прозаическое произведение, небольшое по объёму. Повесть как жанр подразделяется: историческую, документальную, военную, лирическую, фантастическую.

Если это повесть, то какая?

Скорее всего, Лесков старался создать фантастическую направленность своего произведения, о чем говорят необычные события, которые сопутствуют всей жизни главного героя Флягина.

(Забавные приключения со свечами в храме и с коровой, которую Флягин принял за беса)

С другой стороны «Очарованный странник» входит в цикл легенд о русских праведниках. В 1872 году Лесков совершает путешествие острову Валаам, Корелу, на Ладожском озере летом, где жили монахи.

Что же общего у произведения с жизнью праведных людей? Неужели, Флягин праведник?

Проследим, близко ли к житию по композиции произведение Лескова.

1.Житийная история: рассказ Ивана о детстве:

Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. Из Орловской губернии. Теперь эти имения при молодых господах расплылись, но при старом графе были очень значительные. Мой родитель был кучер Северьян, и хотя приходился он не из самых первых кучеров, потому что у нас их было большое множество, но, однако, он шестериком правил, и в царский проезд один раз в седьмом номере был, и старинною синею ассигнациею жалован. От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и ее не помню, потому, как я был у нее молитвенный сын, значит, она, долго детей не имея, меня себе у Бога все выпрашивала и как выпросила, так сейчас же, меня породивши, и умерла. Оттого, что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня, поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован. Живучи при отце на кучерском дворе, всю жизнь свою я проводил на конюшне. И тут я постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня, потому что маленьким еще на четвереньках я у лошадей промеж ног полозил, и они меня не увечили, а подрос, так и совсем с ними спознался.

2. Жизнеописание святого.

Эта часть существенно отличается от классического канона жития, т.к. точка зрения о грехе не всегда совпадает с мнением церкви. Главный герой клянется душой Груши, тем самым нарушает заповедь Христа, запрещающую всякие клятвы.

3. Борьба праведника с искушениями. Все произведение Лескова о том, как герой пытается победить «беса», его бес уж слишком анекдотический (конь, монастырская корова). Тогда как в классическом житие речь идет о серьезных испытаниях души человеческой.

4. Лесковский странник, как и святой — герой жития, уходит в монастырь, и это решение, как он считает, предопределено судьбой, Богом.

Правда, уход в монастырь имеет и обыденную мотивировку: » в контексте повествования тот жизненный шаг, который как бы должен неминуемо свершиться в жизни Ивана Северьяныча независимо ни от каких житейских перипетий, — уход в монастырь — обретает не столько провиденциальный смысл, сколько смысл социально психологический, почти бытовой. «Совсем без крова и без пищи было остался, — объясняет он свой поступок слушателям, — так и взял и пошел в монастырь». «От этого только? — удивляются его попутчики и слышат в подтверждение сказанного: «Да ведь что же делать-с — деться было некуда». Итак, момент свободы, выбора начисто отсутствует, действует диктат житейской необходимости, а не собственное желание и воля героя». 6

Повесть сближают с житиями и пророческие сны и видения, открывающие герою, подобно святому, его грядущее.

Кроме вышеперечисленных жанровых направлений необходимо отметить ещё одно. Это направление читатель может получить в самом начале первой главы.

Перед нами предстает образ Ильи Муромца – это описание внешности Ивана.

Ивана Северьяныча автор сближает и с былинными богатырями, роднит с героями былин любовь к лошадям, искусство объезжать их. Он повторяет слова, которыми бранит своего коня былинный Илья Муромец: «Ну, тут я вижу, что он (конь. — А. Р.) пардону просит, поскорее. с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: „Стой, собачье мясо, песья снедь!» – да как дерну его книзу – он на колени и пал…». 8

В «Очарованном страннике» есть и несколько трансформированный сюжетный мотив, характерный для былин: поединок русского богатыря с воином-басурманином, степняком. Флягин «порется», сечется нагайками с «татарином» (казахом) Савакиреем; наградой за победу в состязании служит караковый жеребенок, который скачет, «будто едет по воздуху» (ср. полет под облаками богатырского скакуна в былинах). 3

Не случайно в рассказе Флягина о своей жизни упоминаются близкие к былинам богатырские сказки о Бове Королевиче и о Еруслане Лазаревиче.

Необходимо помнить, что Н. Лесков был ещё и мастером сказа. Сказ – это способ повествования ориентированное на воспроизведении устной речи, импровизационный рассказ, который рождается на сказах слушателей.

Сказ Н.Лескова неоднороден. В рассказах Ивана присутствует речь многих героев. Проговаривая чужие роли, он (Фляги) накладывает на них личное отношение, а автор не желает, чтобы читатель сам мог дать оценки поступкам и словам героев (Груши, князя…).

Сказовая форма позволяет автору скрыться «за героем», утаить собственную оценку и отказаться от интерпретации событий. Единственный взгляд на жизнь Ивана Северьяныча — это точка зрения самого персонажа, объяснения и круг представлений которого весьма далеки от авторских. Кстати, этот повествовательный прием внешне напоминает такую особенность героического эпоса, как совпадение авторской точки зрения и видения героя. У Лескова такого совпадения нет, но в тексте авторский «взгляд» и «взгляд» Флягина реально не разграничены, так как прямые авторские высказывания отсутствуют.

Сказовая форма мотивирует и обильное употребление просторечных слов, диалектизмов, порой — затейливую народную игру словом.

Из всего вышеперечисленного можно сказать, что в «Очарованном страннике» Н.Лесков говорит о «добром русском богатыре», о «добром простодушии, о «доброй душе», о «добром и строгом житие»

Сюжет лесковского произведения создается особым образом. Внешне он построен по хроникальному типу как калейдоскоп историй, как бусы, нанизанные на нитку. Возникает россыпь сюжетов, они образуют смысловые блоки, каждый из которых самостоятелен. 5

Итак, проанализировав произведение Н. Лескова «Очарованный странник», мы пришли к следующим выводам:

1. Это не классический образец повести. Произведение содержит ряд рассказов со своей структурой (завязкой, кульминацией, развязкой).

2. Большое сходство имеет с каноном жития. Но имеет и существенные отличия (нет описания чудес после смерти праведника, да и житие пишется после смерти мученика, чего мы не наблюдаем у Лескова).

3. Если говорить о сходстве Флягина с богатырем, то, скорее всего нам этом и закончится сходство произведения с былиной, мы не видим подвигов ратных, борьбы с врагом, который угрожает стране или близкому человеку богатыря, молчат и силы природы…

4. Произведение Лескова и не сказ в чистом виде. Для сказа характерна речь героя, которая слетает с его уст. Мы можем судить по речи о герое со всех сторон: грамотен он или нет, из какого рода происходит, есть у него дефекты речи. И в каких ситуациях они проявляются наиболее ярко. В «Очарованном страннике» же речь всех героев озвучивает Флягин, который волей или не волей мог приукрасить или исказить речь других героев.

Таким образом, можно сказать, что манера письма Лескова действительно «коварна», скорее всего, именно поэтому среди литературных школ нет школы Лескова, мало кто смог бы соединить в одном произведении столь жанров придав им новизну и свежесть.

2. Гунин Г.П. Очарованная Русь.[Текст] М., 1990

3. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лесков. [Текст] М., 1980

4. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памяти [Текст]. В 2т. М, 1984.

5. Меньшиков М.О. Художественная проповедь//За строкой учебника. [Текст] М. 1989

6. Столярова И.В. В поисках идеала. (Творчество Н.С. Лескова). [Текст] Л., 1978.

7. Чичерина А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. [Текст] М., 1977.

8. Русская литература. Н. Лесков «Очарованный странник» [Текст]. М.: Дрофа 1999.

Источник

Анализ повести «Очарованный странник» (Н.С. Лесков)

Николай Семёнович Лесков был знаменитым русским писателем, публицистом и литературным критиком. В отличие от многих писателей-современников, Лесков не относился к дворянству. Возможно, именно поэтому он поднимал остросоциальные темы и имел конфликты с цензорами. Одним из самых известных произведений Николая Семёновича является повесть «Очарованный странник». Рассмотрим поподробнее анализ данного произведения по плану.

История создания

Замысел произведения «Очарованный странник» у автора появился, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. К созданию повести писатель приступил в 1872 году. Через год работу над книгой Лесков закончил.

Писатель решил отнести свой труд в редакцию «Русского вестника». Когда главный редактор ознакомился с повестью, то заявил, что она недоработана, и отказался её публиковать. Затем Николай Семёнович изменил название своего произведения. Так, повесть «Чернозёмный Телемак» стала носить название «Очарованный странник». После этого автор отнёс произведение в редакцию «Русского мира», где его и опубликовали.

Известно, что свой труд Николай Семёнович посвятил генералу, который стал участником войны на Кавказе. Его звали Сергей Егорович Кушелев.

Жанр и направление

Принято считать, что произведение Лескова «Очарованный странник» является повестью. Однако многие литературные критики и исследователи утверждают, что в произведении объединены элементы жития и приключенческого романа. Так, повесть схожа с жанром бытия страданиями главного героя и его поисками душевной гармонии. А вот признаком приключенческого романа, представленным в произведении, является смена деятельности персонажа. Он был и няней, и конюхом, и лекарем, и монахом и так далее.

Таким образом, Николай Лесков создал поистине значимое произведение, отобразив в нем насущные проблемы современности. Данная повесть представляет собой большую ценность, ведь она смогла наставить многих читателей на правильный путь.

Композиция

Повесть «Очарованный странник» включает в себя двенадцать глав. Их объединяют воспоминания персонажа. Автор использовал приём «рассказа в рассказе» в сцене, когда монах, плывя на пароходе, рассказывает пассажирам о собственной жизни. Также он отвечает на их вопросы. Это позволяет Лескову выразить свое собственное мнение, подчеркнув наиболее важные моменты повествования.

Кульминацию повести составляет момент духовного перерождения персонажа, дар пророчества, а также испытания тёмных сил. Композиция произведения «Очарованный странник» имеет свои особенности. Так, рассказчик, передавая конкретную историю, использует подходящую лексику.

Смысл названия

Смысл названия произведения «Очарованный странник» указывает на невероятную способность персонажа восхищаться окружающим миром, несмотря на тяжелый жизненный опыт. По воле судьбы герой стал странником — монахом, который путешествует по святым местам и проповедует Божье слово. Как известно, это призвание ему дала мать, которая предназначила долгожданного сына для религиозного служения. Несмотря на то, что Иван далеко не сразу принял свою судьбу, он всю жизнь прожил подобно страннику и шел к своей цели, даже не зная о ней. Многие поступки он совершил, повинуясь чарам (вина, любви, татарской магии и цыганского влияния), но все они магическим образом привели его к монашескому обету и приобретению новых способностей.

У писателя получилось создать настоящую легенду о русском характере и нравственной силе. Николай Семёнович утверждал, что ему удалось создать произведение легко и непринуждённо, буквально «на одном дыхании».

Автор и его друзья на палубе знакомятся с монахом, который рассказывает необычную историю своей жизни.

Иван родился в семье крепостного крестьянина. Его мать долго не могла родить и в молитвах обещала Богу, что ее сын станет его слугой. И тогда родился мальчик. Но Иван не проявлял склонности к религиозной службе. Ему нравились лошади графа. Со временем он стал управлять упряжкой и ходить за ними. И однажды он из озорства ударил кнутом монаха, который упал и умер. Тот стал являться мальчику во снах и предрек, что тот будет несколько раз умирать, но восстановится и придет к духовному призванию.

Теперь он стал странником и просвещал людей. Более подробно о его приключениях Вы можете прочитать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон перечисляет главных героев повести «Очарованный странник» и представляет их характеристику:

Тематика произведения «Очарованный странник» представлена в списке. Литрекон ее расширит, если Вы напишите, чего не хватает. В своем произведении Николай Лесков затронул множество важных тем. Автор описал временной промежуток с 1820 по 1830 годы. Так, Николай Семёнович поднял тему праведничества, смысла жизни и предназначения, патриотизма и веры. Несмотря на то, что персонаж был вымышленным, его образ получился очень правдоподобным и живым.

Проблемы

Проблематика повести «Очарованный странник» тоже будет расширена и дополнена, если читатель напишет в комментариях, чего не достает в этом списке:

Основная идея

Главная мысль повести «Очарованный странник» заключается в том, что каждый человек со временем находит свое истинное предназначение и осознает свой смысл жизни. Какими бы путями ни вела нас судьба, в финале нас ждет осознание собственных возможностей и целей. Только ради этого важно работать над собой и повышать уровень восприятия, иначе призвание так и останется тайной за семью печатями.

Кроме того, смысл повести «Очарованный странник» заключается в обретении особого жизненного предназначения. Иван Флягин осознает необходимость в бескорыстном служении своему народу. Праведность персонажа состоит в посвящении себя людям.

Чему учит?

Автор в своем произведении утверждает, что христианская мораль будет актуальной в каждом столетии. Главный герой, выбрав грешные увеселения, отрекся от Бога. На примере главного героя писатель продемонстрировал, насколько нелепой и никчемной может быть жизнь без веры. «Очарованный странник» заставляет задуматься о том, что каждому из нас нужна опора в виде морали и нравственности, веры и любви к людям.

Нравственные уроки повести актуальны и в наши дни. Люди ищут свое место в мире, но забывают о том, что все взаимосвязано, и если они будут идти по головам и сеять зло, то их итогом станет разоренная донага земля. Ведь князь, например, был богат и влиятелен, но был ли он счастлив? Нет. Все развлечения быстро надоедали, а гнетущая тоска от неправильно выбранного курса его тяготила.

Критика

Произведение «Очарованный странник» вызвало множество споров в литературных кругах. Рецензенты и ругали, и хвалили книгу. Рассмотрим обе стороны медали:

«В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.» (Н. К. Михайловский, статья в журнале «Русское богатство», 1897, №6)

А вот так выглядит первоначальный отказ печатать повесть:

«…Михаил Никифорович* после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Не говоря о некоторых эпизодах, как например, о Филарете и св. Сер­гии, вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фи­гур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего. (письмо Н. А. Любимова — Н. С. Лескову, 8 мая 1873 г.)

Но многие критики возразили в ответ на это обвинение и привели в качестве аргумента реакцию публики:

Вы нашли это чем-то недоделанным, «материалом» более, чем окон­ченным произведением, но я позволю себе не разделить этого мнения. интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения! Вы его [Лескова] теперь как бы отстраняете (и неосновательно, по-моему) от «Русского Вестника».» (письмо Б. М. Маркевича — М. Н. Каткову, 15 мая 1873 г.)

Многие авторы отметили, что автор передал основные черты русского менталитета:

«В русской жизни, растекающей­ся на огромные пространства, с различною природою и различными на­родностями — драгоценный и далеко еще не исчерпанный материал для литературы… …Лесков, с его впечатлительностью и от­зывчивостью, не мог не чувствовать художественной стороны… … распространенный в среде русского народа характер, в котором простодушие довольно привлека­тельно сочетается с фаталистическою покорностью судьбе. (Р. Дистерло, очерк «Н. С. Лесков», «Неделя», 1890 г.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *