Докажите что произведения древнерусской литературы являются одновременно историческими
8 класс Русская литература и история
1. Беседа о прочитанных за лето книгах. Обмен читательским опытом.
2. Знакомство с учебником для 8 класса (Разделы, писатели). Обзор Хронологической прямой (разд. мат-л) и соотнесение с разделами учебника. Вспоминаем основные литературные направления и их отличительные особенности.
3. Работа с эпиграфом урока: «Времена не выбирают, В них живут и умирают…» А. Кушнер.
— «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький
— «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин
—————— Формулируем тему урока: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.
4. Составление тезисного плана статьи учебника «Русская литература и история».
— Работа с учебником: чтение статьи до слов «. всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками…».
Подготовка первой части тезисного плана:
Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?
Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими
Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах
В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?
Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.
Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?
Причины интереса русских писателей к отечественной истории
— Работа с учебником: чтение статьи со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи.
Подготовка второй части тезисного плана:
Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?
Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России
Что такое историзм русской классической литературы?
Историзм русской классической литературы
Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?
Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории
Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории
Связь творчества русских писателей с историческим процессом
5. Домашнее задание: записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?
6. Выявление уровня литературного развития учащихся. Класс делится на 2 группы.
Задание: Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:
Авторы
Названия произведений
Исторические события
2. «Рассказ танкиста»
2. Отечественная война 1812 г.
3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.
4. Война с горцами в XIX в.
5. «Кавказский пленник»
5. Ссылка декабристов в Сибирь
Авторы
Названия произведений
Исторические события
1. Северная война 1700— 1721 гг.
2. Отечественная война 1812 г.
3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.
4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского
5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в.
1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41.
1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34.
7. Домашнее задание: повторить! записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?
Просмотр содержимого документа
«8 класс Русская литература и история»
Урок литературы в 8 классе
Связана ли литература и история?
Комментируем афоризмы писателей
Афоризм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин
Русская литература и история
Сформулируем тему урока
Интерес русских писателей
к историческому прошлому своего народа.
Историзм творчества классиков русской литературы.
Тезисный план (1 часть)
Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?
Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими
Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах
В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?
Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.
Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?
Причины интереса русских писателей к отечественной истории
Тезисный план (2 часть)
Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?
Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России
Что такое историзм русской классической литературы ?
Историзм русской классической литературы
Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?
Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории
Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории
Связь творчества русских писателей с историческим процессом
Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:
Докажите что произведения древнерусской литературы являются одновременно историческими
ВВЕДЕНИЕ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 1-3
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ
УРОК 1
Основное содержание урока
Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Основные виды деятельности.
Осознанное чтение статьи учебника «Русская литература и история», эмоциональный отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
Выразительное чтение учителем или учащимися фрагментов из произведений художественной литературы на историческую тему:
— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (глава VII, со слов «В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости…» до слов «Государь здесь!»);
— Н. В. Гоголь. «Ревизор» (действие третье, явление VI со слов Хлестакова «Я не люблю церемонии: напротив, я даже стараюсь проскользнуть незаметно» до слов «Я ведь тоже балы даю»);
— А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (глава «Бой в болоте» с начала главы до слов «Русский труженик-солдат»);
— В. Скотт. «Айвенго» (глава I с начала главы до слов «…в приближающихся государственных потрясениях»).
II. Вступительная беседа:
— Из каких произведений взяты данные фрагменты? Кто автор этих произведений?
— Какие имена и названия в данных отрывках являются реальными, невыдуманными (существовали или существуют на самом деле)?
— Предположите, какое время описано в каждом отрывке. Как вы догадались? Обоснуйте свою позицию.
— Какая общая тема может объединить такие непохожие произведения?
(Историческая тема.)
— Подумайте, почему именно эти отрывки прозвучали в начале урока. (Отрывки взяты из произведений на историческую тему, которые будут изучаться в 8 классе, потому что ведущей проблемой курса станет взаимосвязь литературы и истории.)
III. Чтение статьи учебника «Русская литература и история» с начала до слов «…всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками».
IV. Составление плана и тезисов первой части статьи учебника (тезисы могут быть сформулированы устно и записаны в таблицу дома):
V. Историзм творчества классиков русской литературы
Чтение статьи учебника «Русская литература и история» со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи.
VI. Составление плана и тезисов второй части статьи учебника:
VII. Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».
VIII. Практическая работа.
Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом (на основе ранее изученного).
Заполните таблицу, вписав в неё авторов, названия и имена героев литературных произведений:
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Какие произведения на историческую тему прочитаны вами в 5—7 классах?
О каких событиях и героях русской и мировой истории вы узнали?
IX. Выявление уровня литературного развития учащихся
Для определения уровня литературного развития восьмиклассников проводится:
А) Диагностическая работа. См.: Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5—9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — С. 8.
Б) Выполнение тестовых заданий, например:
Соотнесите авторов с названиями произведений на историческую тему и историческими событиями, описанными в них:
Ответы на тест: 1. 132; 2. 215; 3. 354; 4. 423; 5. 541.
Ответы на тест: 1. 123; 2. 241; 3. 315; 4. 452; 5. 534.
В) Письменный ответ на проблемный вопрос (объём работы 5—10 предложений):
Вариант 1
Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?
Вариант 2
В чём непреходящее культурное значение литературных произведений на историческую тему?
Г) Письменное комментирование следующих афоризмов:
Вариант 1
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький).
Вариант 2
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А. С. Пушкин).
Домашнее задание
Завершить заполнение таблиц.
Подготовить пересказ статьи учебника «Русская литература и история» по опорным словам, выполнив задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Письменно ответить на вопрос «Что такое историзм литературы?», приведя свои примеры.
Индивидуальные задания.
Подготовить сообщения об обрядовых песнях (см.: http://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/index.htm).
Составить толковый словарик историко-культурных реалий (см. следующий урок).
Групповые задания.
Прочитать статью «О талантливом читателе» из практикума «Читаем, думаем, спорим…» и выполнить устно задания практикума (по выбору учителя).
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
УРОК 2
В МИРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ
(ЛИРИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ)
Основное содержание урока.
Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Развитие представлений о народной песне, частушке. Русские народные песни в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие народных песен, частушек и их выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Обсуждение иллюстраций учебника.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне
Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:
— Что такое фольклор?
*Каково происхождение этого слова?
— Каковы характерные особенности устного народного творчества?
(Устная форма существования, коллективный автор — народ, вариативность, исполнение различными сказителями.)
Прокомментируйте каждую из особенностей.
— Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.
— Назовите произведения календарного обрядового фольклора.
*Каково их эстетическое значение?
— В чём народная мудрость малых жанров фольклора?
— Какие народные песни вы знаете? В чьём исполнении вы их слышали?
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные песни»
(после ответов на вопросы формулируется тезис статьи учебника):
— О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника?
(Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки.)
— Какие песни пели в определённые дни года, по народным праздникам?
(Календарные песни.)
Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?
(Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни.)
— Назовите виды лирических песен.
(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни.)
— С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны?
(Свадебные песни, причитания, плачи.)
— В чём специфика частушек как особого вида песен?
(Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки.)
— Как появились исторические песни? В чём особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?
— Отчёт о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и имён исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин, Суворов, Кутузов.
— В чём своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня?
Какова цель её исполнения?
Каковы эстетические особенности каждого вида песен?
— Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.
III. Практическая работа.
Составление таблицы «Виды русских народных песен».
(Таблица заполняется во время обсуждения статьи учебника)
Заполнение таблицы примерами завершается дома.
IV. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ты
ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…».
Русские народные песни в актёрском исполнении
Группа 1. Хороводные и лирические песни.
Подгруппа 1. «В тёмном лесе…».
Подгруппа 2. «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная…».
Подгруппа 3. «Вдоль по улице метелица метёт…».
Подгруппа 4. «Зацветала у лози лоза…».
Подгруппа 5. «И туда — гора, и сюда — гора».
Общий план работы в подгруппах:
1. Прочитайте выразительно текст народной песни.
2. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
3. С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете?
4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне?
(Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись, параллелизм, обращение.) Приведите примеры.
Какова эстетическая роль этих средств?
5. Прослушайте в актёрском исполнении песни «Зацветала у лози лоза», «И туда — гора, и сюда — гора». Ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
6. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Группа 2. Исторические песни.
Подгруппа 1. «Там татары шли».
Подгруппа 2. «Пугачёв в темнице».
Подгруппа 3. «Пугачёв казнён».
Подгруппа 4. «Про Пугача».
Общий план работы в подгруппах:
1. Прочитайте выразительно текст народной песни.
2. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
3. С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?
4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне?
(Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) Приведите примеры.
Какова эстетическая роль этих средств?
5. Прослушайте в актёрском исполнении песни «Там татары шли», «Про Пугача». Ответьте на вопросы из раздела «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
6. Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Группа 3. Частушка.
План работы группы:
1. Прочитайте статью учебника о частушках.
2. Каковы особенности жанра частушек?
3. Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках?
(Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифма.) Приведите примеры.
Какова эстетическая роль этих средств?
5. Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
V. Развитие представлений о народной песне, частушке
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Ответы на вопросы 1, 2, 4, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
И т о г о в ы й в о п р о с:
В чём своеобразие содержания и формы русских народных песен?
Домашнее задание
Подготовить устное сообщение «Русские народные песни».
Завершить заполнение таблицы.
Письменно ответить на вопрос 3 или на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания.
Выполнить одно из творческих заданий учебника или написать отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни» (по выбору учащихся).
Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» из разделов «Русские народные песни», «Частушки» (по выбору учителя).
Составить историко-культурные комментарии к преданию «О покорении Сибири Ермаком» (см. следующий урок).
Подготовить историческую справку о покорении Сибири Ермаком.
УРОК 3
ПРЕДАНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР
РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ
Основное содержание урока.
Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Развитие представлений о предании. Предания в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Восприятие преданий из учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим…», их выразительное чтение и обсуждение. Рецензирование актёрского исполнения преданий (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
I. Актуализация имеющихся знаний о преданиях:
— С какими народными преданиями вы знакомились в 7 классе?
— В чём своеобразие фольклорного жанра преданий?
II. Групповая работа:
Восприятие текста преданий из учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим…», их выразительное чтение и обсуждение.
Группа 1.
«О Пугачёве».
Прочитайте предание выразительно.
Найдите в нём отголоски русской истории.
Какие события предания кажутся вам вымышленными? Почему? Как в народном вымысле отразились чаяния крестьян о добром царе?
Каким народ представлял себе Пугачёва?
Прослушивание и обсуждение актёрского чтения предания «О покорении Сибири Ермаком». Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Прослушивание исторической справки о покорении Сибири Ермаком (отчёт о выполнении индивидуального задания).
Группа 2.
Прочитайте выразительно первую часть предания «О покорении Сибири Ермаком» (с начала до слов «…а службу верную для Руси святой отслужу»).
Прокомментируйте следующие слова и выражения: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, Кучумово царство, будешь слугой над всеми слугами.
Какие реалии русской истории отразились в этой части предания? Какие события кажутся вам вымышленными? Обоснуйте свой ответ.
Чем эта часть предания напоминает сказку? Какие особенности языка предания наиболее выразительны?
Группа 3.
Прочитайте выразительно вторую часть предания «О покорении Сибири Ермаком» (со слов «Надавал царь Иван мужику разные доспехи…» до конца предания).
Прокомментируйте слова и выражения: доспехи, богатства несметные, хан Кучум, Тобол, Иртыш. Какие реалии русской истории отразились во второй части предания? Какие события кажутся вам вымышленными? Обоснуйте свой ответ.
Какие народные представления о Ермаке отразились в этой части предания?
Найдите черты фольклора (гиперболы, сравнения, постоянные эпитеты и др.) и объясните их роль.
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
Группа 4.
Прочитайте по ролям предание «Царь Пётр и солдат» из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Чем оно напоминает бытовую сказку? Как в нём отразились народные представления о Петре I?
Ответ на вопрос 3 из раздела практикума «Продолжаем знакомиться с преданиями».
III. Развитие представлений о предании
Практическая работа.
Составление плана сообщения «Предания как исторический жанр русской народной прозы».
Анонимность и историзм древнерусской литературы
Одной из особенностей древней литературы является ее анонимность. В отдельных памятниках авторы ставят свои подписи в конце рукописи, на полях, редко в заглавии произведения. Автор большинства произведений не известен, биографические сведения о древнерусских писателях незначительны. Индивидуальные особенности личности писателя не получили в древней литературе яркого проявления. Поскольку древнерусские произведения переписывались, с течением времени переписчики вносили в них изменения: менялась идейная направленность, характер и стиль, сокращался или распространялся текст. Таким образом, авторские тексты произведений сохранились лишь в последующих списках.
Характерной особенностью древнерусской литературы является также историзм. Героями выступают преимущественно исторические лица. Литература строго следует факту, даже вымышленные истории представляют из себя точные записи рассказов очевидцев или самих лиц. Ученые подчеркивают, что историзм древнерусской литературы носит специфический средневековый характер. Все описываемые события объясняются в древнерусских произведениях Божьим промыслом. Однако за всем этим просматривается живая история, носителем которой является русский народ.
Особенностью художественного творчества древнерусского писателя является и так называемый «литературный этикет». Это особая литературно-эстетическая регламентация, стремление подчинить изображение мира определенным принципам и правилам, раз и навсегда определить, что и как следует изображать. Понятие этикета разработано в исследованиях Д.С. Лихачева. Он отмечает, что литературный этикет «слагается: 1. Из представлений о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий; 2. Из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению; 3. Из представлений о том, какими словами должен описывать писатель совершающееся. Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный». Однако древнерусская литература развивалась и развивался литературный этикет. Возрастало личностное начало, расширялась социальная среда, и постепенно наблюдалось снижение роли литературного этикета. Д.С. Лихачев называет это явление увеличением «сектора свободы». Писатель стал неизмеримо свободней в выборе сюжетов и сюжетных ситуаций.
► Читайте также другие статьи раздела «Национальное своеобразие древней литературы, ее возникновение и развитие»: