Докажите что русский язык это система требующая научного изучения
Современный русский литературный язык как предмет научного изучения
как предмет научного изучения.
Структура и разделы курса
На определенных этапах развития общества и народа (особенно в период образования народности и обязательно нации) возникают и функционируют литературные языки. Учение о литературных языках является непременным компонентом современной лингвистической теории.
Современный русский литературный язык, являющийся одним из богатейших языков мира, также требует серьезного, вдумчивого осмысления. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов.
В первые десятилетия XIX в. появляется ряд трудов, авторы которых сосредоточивали своё внимание на углублённом описании отдельных сторон грамматического строя русского языка; Появляются концептуально новые и оригинальные грамматики: грамматика А. X. Востокова, показавшего прежде всего синтаксический потенциал слов, правила их смысловой и грамматической сочетаемости, исследования других филологов, обратившихся прежде всего к системе русского глагола, к семантике его видо-временных отношений: (например, «Опыт русской грамматики» кова В исследованиях русских грамматистов середины и второй половины XIX века определяются основные черты будущих русских лингвистических школ: обращение к большим массивам материала и тщательное их исследование, опора на языковую форму и утверждение тезиса о невозможности изучения языковых значений в отрыве от их материальной оболочки, пристальное внимание к индивидуальным, отдельным фактам языка и определение их места в системе, отказ от схематизма, историзм.
На протяжении XIX и в начале ХХ вв. русистика постепенно становится разветвлённой наукой, объединяющей в себе теоретические разыскания с постоянной работой по пополнению своих материальных фондов – с публикацией памятников письменности русского языка X – XVII вв. и созданием словарей.
Собственную научную школу по изучению истории русского языка создал Шахматов. Он осуществил фундаментальные исследования и издания многих древних памятников русской письменности, ему принадлежат также многочисленные гипотетические построения и реконструкции как в области истории текстов (реконструкция истории текста «Повести временных лет», 1916), так и по вопросам происхождения русского народа и его языка.
Традиция создания фундаментальных грамматических исследований укрепилась трудами Потебни, Буслаева, позднее Шахматова, Виноградова. С именем связано возникновение теории рус. орфографии и осуществление орфографической реформы.
На рубеже веков формируются такие научных школ и направлений, которые определили формирование разнонаправленных научных взглядов и стимулировали появление важных теоретических трудов. Эти школы, обращавшиеся к разным сторонам языковой системы в её историческом и современном состоянии, на разных теоретических основаниях разрабатывавшие собственные методы и приёмы анализа, часто связанные с различными социологическими, философскими и психологическими концепциями, сформировали русистику как широко разветвлённую, многоотраслевую науку, концентрирующую в себе различные концепции и теории, разные исследовательские методы.
К середине ХХ в. сложилась самостоятельная наука – лексикология. Её становление, подготовленное трудами русских учёных предшествующих поколений, тесно связано с развитием лексикографии. Во второй половине ХХ века вышли в свет: «Толковый словарь русского языка» (под ред. Ушакова), семнадцатитомный академический «Словарь современного русского литературного языка», «Словарь русского языка» и некоторые другие словари, которые стимулировали развитие многих теоретических вопросов лексикологии и лексической семантики. Появляются работы, посвященные типологии лексических значений, семантической структуре слова, системности в лексике, внутреннему устройству лексического состава языка, истории отдельных слов, групп слов и целых лексических классов. Активизируется словарная работа, создаются словари разных типов: толковые, грамматические, словообразовательные, синонимические, фразеологические, ассоциативные и др. Публикуются и фундаментальные исторические и этимологические словари, в которых отражена лексика и грамматика прошлых веков.
С разных сторон и с разных теоретических позиций исследуется синтаксический строй русского языка – собственно синтаксис и его связи с лексикой и лексической семантикой, синтаксис текста. Особые направления синтаксических и лексико-синтаксических исследований, направленных на углублённый анализ контекстуальных условий функционирования слова.
Обострился интерес к проблеме функциональной грамматики, к описанию грамматического строя, идущему не «от формы», а от «значений», языковых смыслов. Многие грамматические, а также лексико-грамматические исследования осуществляются учеными в социолингвистическом аспекте; активные процессы в языке исследуются в связи с новейшей историей общества, с происходящими в нём социальными и культурными преобразованиями.
Развитие исследований в области фонетики и фонологии в ХХ в. связано с именами Аванесова, ского, Щербы, В последние десятилетия углублённо изучается система русской интонации и акцентуации.
Структура курса «Современный русский язык» состоит из следующих разделов: фонетика, графика, орфография, орфоэпия, грамматика (морфология и синтаксис), словообразование, пунктуация, лексикология, фразеология, стилистика.
Рассмотрим каждый из них.
Фонетика (греч. phone – звук) – это учение о звуках русского языка. в разделе фонетики рассматриваются следующие вопросы: гласные и согласные звуки; глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные; слог, ударение.
Графика (grapho – пишу) – раздел языка, в котором изучается буквенное обозначение звуков речи. Графикой называют также сами начертания букв, их изображение на письме.
Орфография (греч. orphos – правильный, прямой, grapho – пишу) – раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
Морфология (греч. morphe – форма и logos – слово) – это раздел грамматики как науки, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов со всеми грамматическими значениями; части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов.
Синтаксис (греч. syntaxis – построение, порядок) – раздел грамматики, изучающий существующую в языке систему типов соединения слов в предложении и систему предложений разных типов.
Словообразование – раздел языкознания, изучающий образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т. е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку (аффиксов, префиксов).
Пунктуация – раздел языкознания, изучающий систему внеалфавитных графических средств, главным образом знаков препинания, образующих – вместе с графикой и орфографией – основные средства письменного (печатного языка).
Лексикология (греч. lexikos – относящийся к слову и logos – учение) – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка, его лексика.
Фразеология (от греч. phrases род. п. от phraseos – выражение, logos слово) – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии.
Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования языка в процессе речевой коммуникации, функционирование языковых единиц (и категорий) в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях речевого общения, а также функционально-стилевая система, или «система стилей», литературного языка вы его современном состоянии и диахронии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Голуб язык и культура речи. – М., 2002.
2. Ковалевская русского литературного языка. М., 1978.
3. Мисири язык. – М., 1979.
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.
Цели урока: углубление знаний о языковой системе.
Задания к уроку: 1) подготовить сообщения на темы «Знаковые системы», «Универсальность языковой системы», «Синхрония, диахрония, оппозиция в языке»: 2) повторить черты научного стиля; способы оформления чужой речи1.
— Мы знаем, что язык — это система, т. е. большой организм, состоящий из множества частей, элементов, взаимосвязанных и взаимозависимых. Сегодня нам предстоит добавить к этому определению системы языка еще два признака: система знаковая и универсальная. Итак, вслед за учеными-лингвистами я утверждаю: «Язык — универсальная знаковая система».
Вам предстоит это сегодня доказать. Начнем наше рассуждение с понятия «система».
— Почему язык — это тоже система?
— Из каких элементов состоит язык?
— Какова их иерархия?
III. Сообщения учеников (приводим тезисы выступлений).
1. Понятие знаковой системы.
«Мы живем в мире знаков: дорожные знаки, знаки различия в армии, флаги государств, наклейки на банках, коробках с продуктами и другими товарами и т. п. Разберемся, что такое знак. Любой знак обладает четырьмя важными свойствами:
а) обозначающее (материальные признаки: цвет, звук, погоны, слова);
б) обозначаемое (понятие, образ);
в) условная связь (люди договариваются об условиях, красный свет светофора — запрет, зеленый — разрешение);
1 Семинар проводился в классе гуманитарного профиля.
г) знак всегда соотнесен с другими «красный — зеленый).
Знаковых систем много. Но среди них есть главная. Это наш язык. Докажем, что это знаковая система.
Возьмем центральную единицу языковой системы — слово.
Его обозначающее — звучание (звуки) в устной речи, написание (буквы) в письменной речи.
Обозначаемое — понятие или образ, т. е. мысль.
Условная связь — люди придумывают названия для обозначения понятий (например, луноход).
Слово всегда живет во взаимодействии с другими словами.
Значит, язык — несомненно знаковая система.
Существует наука о знаках — семиоти- по теме «Народное образование. Педагогика»
Русский язык как предмет изучения. Связь лингвистики с другими дисциплинами
Лекция №1
Язык является самым ценным наследием, которое получили современные люди от предшествующих поколений. Язык народа – это его жизнь, история, развитие, будущее. Благодаря языку формируется и оттачивается наша мысль, благодаря языку осуществляется общение внутри человеческого коллектива, благодаря языку совершенствуется сам человек. Такая важная роль языка в общественной жизни учит бережному отношению к нему, требует прочного и твердого знания его правил и законов развития. Термин русский язык употребляется в нескольких значениях: как обозначение системы русского языка, т.е. совокупности норм образования и функционирования единиц русского языка (звуков, слов, словоформ, словосочетаний и предложений); как название науки, которая изучает звуковую, лексическую, грамматическую системы современного русского литературного языка; как название учебной дисциплины, которая изучает основы науки о русском языке.
Лингвистика как наука о языке включает в себя следующие разделы(см. Таблицу 1):
Таблица 1. Разделы лингвистики
Раздел лингвистики | звуковую сторону языка, законы образования звуков и других фонетических единиц |
строение форм слов, особенности их изменения и функционирования в предложениях и тексте | |
законы соединения и упорядочения словоформ в словосочетании и предложении | |
правила расстановки знаков препинания |
Любой язык – это система взаимосвязанных и взаимозависимых единиц. Так, наименьшей лингвистической единицей в русском языке является звук. Из звуков состоят слоги, из них морфемы, далее слова, словосочетания, предложения. Самая крупная языковая единица – текст.
Глубокому пониманию формирования и функционирования единиц русского языка способствуют знания, полученные из смежных дисциплин: культура речи, литература, история, философия, психология, логика, культурология и еще очень многими другими науками.
Под национальным русским языком подразумевается языковая система фонетических, лексических и грамматических единиц и правил, которая складывалась на протяжении веков и которая отличает язык русской нации от любого другого языка.
Русский национальный язык, как и многие другие языки, прошел длительный эволюционный путь и продолжает свое развитие. Национальный русский язык начинает складываться к XVII веку параллельно с образованием Московского государства. Формирование нации и национального языка связано с образованием государства, упрочением его границ, экономических и политических связей между отдельными территориями. Славянские племена в Киевской Руси XV–XVI вв., хотя и представляли одну народность, не были еще нацией. Нации возникают в период преодоления экономической раздробленности, развития товарного обращения и возникновения единого рынка. У разных народов процесс складывания нации и языка протекал в разное время и шел разными путями. Русский национальный язык сложился на основе московского диалекта, который уже к XV – XVI вв. утратил свою территориальную ограниченность. Его черты, такие, как аканье, иканье, произношение заднеязычного взрывного звука и некоторые другие, до сих пор сохранились в современном русском языке. Кроме того, в формировании русского национального языка заметную роль сыграл старославянский язык. Заметно влияние на русский язык и многих других языков, например, французского и английского.
К.Д. Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…». И действительно, язык подобно летописи рассказывает нам о том, как жили наши предки, с какими народами они встречались, с кем вступали в общение. Все события сохраняются в народной памяти и передаются из поколения в поколение с помощью слов, устойчивых сочетаний. Немало могут рассказать нам об истории русского народа пословицы и поговорки.
2. Роль и функции русского языка в современном мире
В соответствии со статьей 68 Конституции РФ русский язык считается государственным языком на всей ее территории, служит средством общения между представителями разных наций и народностей.
Статус языка межнационального общения (с 1922 г.), а это еще одна функция русского языка – быть языком межнационального общения, русский язык получил по ряду причин.
Лингвистические причины. Русский язык является одним из самых развитых языков на территории РФ. Он обладает богатой лексикой и грамматикой, отлаженной системой функциональных стилей. Это и позволяет использовать его во всех сферах жизни и деятельности человека. На русском языке можно передавать разнообразную научную информацию, выражать чувства и эмоции, создавать поэтические и прозаические произведения художественной литературы. Русский язык имеет богатейшую по своей тематике, жанрам и стилям письменность, сопряженную с высокой культурой. Все это обеспечивает огромную коммуникативную и информативную ценность русского языка.
Этноязыковые причины. Русская нация самая многочисленная на территории РФ. Русский язык широко распространен за ее пределами. Русский язык обогатил другие младописьменные языки, на его основе была создана письменность более чем для 70 языков. Русская нация характеризуется высокоразвитой экономикой, эффективной технологией во многих отраслях техники. Русский язык при этом не конкурирует с другими языками за право быть межнациональным языком – такая роль обусловлена объективными факторами и исторически сложившимися условиями.
Третья важная функция русского языка в современном мире – быть языком международного общения. Русский язык принят в клуб мировых языков, наряду с английским, арабским, французским, испанским, китайским языками, он обеспечивает общение во время встреч на высшем уровне и на международных конференциях. Распространению русского языка за рубежом способствует ряд организаций: Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Общество любителей российской словесности (ОЛРС). А деятельность этих организаций в свою очередь помогает формировать положительный образ России в мире через знакомство с языком и культурой народа.
Контрольные вопросы
Тема: ЯЗЫК И РЕЧЬ
Количество часов: 2 Формируемые ОК: 1,2,4,5,6,8
План
Язык– это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, которая служит средством общения людей.
Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо своими словами – устно или письменно.
Чем различаются понятия язык и речь? «Язык» абстрактен (система знаков), постоянен, объективен (достояние всего общества), имеет уровневую организацию (отдельные языковые единицы неравноправны, а соподчинены). «Речь» конкретна (практическая реализация языка), изменчива, вариативна, субъективна (определяется использующим ее человеком), имеет линейную организацию (один элемент следует за другим в речевом потоке).
Язык существует в двух своих разновидностях: устной и письменной. Первоначально на языке только говорили, поэтому звучание – самая естественная форма существования языка – было его единственной формой. Потребность передавать речь на расстоянии, сохранять её на длительное время привела к изобретению письма. Появилась речь письменная. Сначала письменная речь только записывала речь звучащую, но с течением времени оказалось, что разница между написанной речью и звучащей настолько велика, что стали говорить о двух языках: о языке звучащем (устном) и языке письменном. Язык письменный чаще выражает информацию интеллектуальную, поэтому он употребляется преимущественно в книжной речи. Устный язык обычно служит для выражения эмоций, настроений, отношений. Устная речь – это процесс публичного мышления, это «всегда импровизация» (Ираклий Андроников, блестящий рассказчик), прежде всего это разговорная, диалогическая речь. Она складывается из реплик, которыми обмениваются собеседники. Устная речь может быть и монологической, например, объяснения учителя на уроке, доклад учащегося и т.д. При всём при этом устная речь сохраняет всю живость разговорной речи, её выразительность и интонации. Языковые различия устной и письменной речи сводятся прежде всего к различиям в синтаксисе. В устной речи меньше сложных предложений, зато много недосказанного, восполняемого жестами, мимикой, много неполных предложений. Письменная речь, напротив, требует полноты высказывания, связности, логичности, она всегда подчиняется орфографическим и пунктуационным нормам. Часто невозможно одинаково сказать и написать в одной и той же ситуации.
В зависимости от цели, учитывая возможности субъекта речи, выделяют следующие виды речевой деятельности: говорение: диалогическая речь (обмен репликами нескольких субъектов речи); монологическая речь (один говорящий; при этом речь может быть направлена на слушателя или быть мысленной, внутренней); аудирование (слушание); чтение; письмо. По наблюдениям психологов, ежедневно мы отводим на чтение в среднем 16% своего времени, на восприятие звучащей речи – 45%, на говорение – 30%.
Техника речи — это комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи. Овладение техникой речи позволяет любому говорящему не испытывать утомления при долгой нагрузке на речевой аппарат, добиваться максимального контакта с аудиторией, демонстрировать высококачественную речь. Любая хорошая речь предполагает соблюдение и техники речи, и норм произношения.
Культура речи – это неотъемлемая часть общей культуры человека; это совокупность признаков (свойств) речи (текста), которые делают речь наиболее пригодной для общения, т.е. коммуникативно содержательной.
Основные требования к речи:
Речевой этикет — неотъемлемый элемент культуры народа, важная часть культуры поведения и общения, продукт культурной деятельности человека. Основные черты национального русского этикета могут быть сформулированы как максимы этикетного речевого поведения. Говорящему следует проявлять доброе отношение к собеседнику, уместную вежливость (с учетом возраста, пола, служебного или общественного положения адресата), не навязывать, упорно и категорично, собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера, вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на ситуацию общения в целом, но и на официальность или неофициальность обстановки, не перебивать собеседника, адекватно реагировать на направленное к нему обращение, на поставленный собеседником вопрос, использовать возможности невербальных средств общения.
2. Функционально-смысловые типы речи
В зависимости от содержания высказывания и своей внутренней организации все тексты делятся на четыре коммуникативно-смысловых типа, при этом в одном тексте могут сочетаться разные типы речи.
1. Оценка действительности выражает отношение автора к реалиям и реализуется через прилагательные //Чудесный! Красив!; существительные // Класс! Прелесть!; глаголы //Зашибись! Обалдеть!; слова состояния //Здорово!; сочетания слов типа «Ну и…!», «Что за…!» Т.е. оценкой может быть и одно слово. К тексту этого типа речи можно задать вопрос «как?»
2. Повествование– это монологическое высказывание, в котором события находятся в отношениях временной последовательности, в движении, как следующие одно за другим. Ко всему тексту можно задать вопрос «что произошло?» Часто используются глаголы, вводные слова. Схема текста может быть представлена следующим образом: введение – завязка – развитие действия – кульминация – развязка // После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда. Они чистят домики-скворечники, носят в клювах былинки и легкую подстилку, устраивают уютное гнездо. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывают под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. / И. Соколов-Микитов
3. Описание– это монологическое высказывание, в котором предметы, действия, признаки находятся в отношениях одновременности, одномоментности. К тексту можно задать вопрос «какой?» Из языковых средств чаще используются прилагательные, причастия, однородные члены предложения //Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Березка зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В серёжках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. / Вс. Рождественский
Конспект урока- исследования
ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО ЯЗЫК – ЭТО СИСТЕМА?
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №108 г.Челябинска
Козлова Людмила Владимировна
-научить пользоваться различными видами информации, в том числе, Интернет-ресурсами,
-приобщить ученика к процессу выработки новых знаний,
-планировать работу на уроке (определять этап исследования),
-прогнозировать результаты работы,
-анализировать, критически оценивать результаты,
-обобщать результаты, формулировать выводы,
-предоставить возможность выступить перед классом, донести свою точку зрения, обосновать её, может быть, склонить присутствующих на уроке к разделению своих идей.
Цель урока: доказать связь древнерусского и современного русского языков, дать почувствовать, что русский язык – это система
-являются ли корни, приставки и суффиксы значимыми морфемами в древнерусском языке,
— роль корней в языке как в системе;
-формирование целостного видения мира (язык как система).
— изучение закономерностей развития языка (на примере морфемики),
-развитие чувства языка и языковой интуиции (на примере морфемики);
-отработка навыка выделения морфем в слове (чувство целого и части),
морфемного членения слов;
— понимание древнерусского текста,
— построение вопросов, выражение согласия или несогласия, высказывание предположений;
— развитие познавательного интереса к истории и культуре русского народа,
-освоение культурных ценностей, отражённых в языке и постигаемых с помощью языка на примере морфемики.
— воспитание бережного отношения к русскому языку.
Урок подготовлен в технологии развивающей кооперации (интегратор).
Класс разбит на 3 группы, каждая работает над своим заданием, затем объединяется 1 и 2 группа, на следующем этапе урока объединяются все 3 группы, но, объединившись вместе, они должны прийти к одному выводу, доказывая свои решения на разном материале.
План урока и приёмы
1. Эмоциональный настрой на урок
из документального фильма «Древняя Русь. Возрождённая правда» движения «Славянское единство» (Начало в/фильма) 30 сек.
2.Подготовка к восприятию темы.
Приём «Работа с эпиграфом»
как осенние вязы развязываешь в листопад.
-Вы можете удивиться, почему в зимний день я выбрала эпиграф о листопаде.
Слайды к уроку подготовлены по интернет-книге А.А.Тюняева «История возникновения мировых цивилизаций» org /. com /. net /. ru
3.Постановка общей проблемы.
Связь с предыдущим уроком.
На уроке русского языка мы как аксиому восприняли утверждение, что язык – это система, в которой всё взаимосвязано. А верно ли это утверждение?
Относится ли это к древнерусскому языку?
Из физики взять понятие « система» и основные признаки системы. (Это было домашним заданием)
4. Выстраивание гипотез произошло на предыдущих занятиях элективного курса
(на это ушло 3 урока)
Деление на группы: каждый выбирает ту группу, где ему интересно поработать, учитель включается с советами, если группы слишком отличаются по количеству.
1 гипотеза. Древние корни живут в современном языке, образуя цепочки однокоренных слов. При этом сохраняется значение древнего корня.
2 гипотеза. Приставки уже в древнерусском языке были значимы, т.е. имели смысл, как и в современном русском языке.
3 гипотеза. Суффиксы уже в древнерусском языке имели значение (смысл).
Если мы докажем эти 3 гипотезы, можем сделать вывод о том, что язык – это система, в которой на протяжении более 800 лет корни, суффиксы и приставки сохраняют своё значение, значит мы можем перевести текст с древнерусского языка на современный русский.