Докажите что семья является социальным институтом общества выделите основные критерии
Семья как социальный институт. Основные функции семьи
Семья как социальный институт. Основные функции семьи
Семья является социальным институтом общества. Одновременно семья выступает сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав разных групп: группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
2.Семья как социальный институт
Это определение вплотную относится к понятию семьи. Ведь семья как социальных институт, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, она представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества, со своим содержанием и конкретными задачами.
« Семья является малой социальной группой, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью». [8 ]
Через семью наиболее полно выражается единство социальной и биологической наследственности. А так же семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.
Функции семьи имеют два основных источника возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации.
Оба этих фактора исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и развитием других функций. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства. [6. ]
Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. [5. ]
физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни. [2 ]
Все большее значение социологи придавали и при-дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой ин-формации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов. [4. ]
Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. [7. ]
Сущность социальных институтов
Впервые определение «социальный институт» в своих работах употребил итальянский философ и историк Джамбаттиста Вико. Таким термином он называл систему социальных норм и связей, объединяющих значимые ценности и процедуры общества. Именно институты являются той самой опорой для человечества, которая не позволяет разразиться хаосу.
Философы выделяют более 10 соц. институтов. К самым крупным системам можно отнести государство, религию, образование, бизнес и семью. Все эти группы имеют несколько общих признаков:
Семью философы считают важнейшим соц. институтом. Ведь именно она является носителем культурных установок и образцов поведения, которые передаются из поколения в поколение. Основные характеристики семьи как общественного института можно кратко проиллюстрировать при помощи таблицы:
Признак соц. института | Семья |
---|---|
Специфическая символика | Церемония бракосочетания, обручальные кольца. |
Образцы поведения | Взаимная ответственность, привязанность к детям и родственникам, уважение. |
Вещественные элементы | Дом или квартира, мебель, техника. |
Устные и официальные источники права | Семейный Кодекс РФ, ГК РФ, традиции. |
Идеология | Индивидуализм, совместимость партнёров. |
Стоит отметить, что семья является не только важным институтом, но и базовой ячейкой общества. Именно в окружении родителей и близких родственников человек социализируется, получает первичное образование и осваивает элементарные нормы поведения. Так, если ребенка бьют, то он воспринимает это как норму и проецирует на свою семью в будущем.
Краткая характеристика системы
Семьёй называют объединение людей, основанное на кровном родстве или браке. Этот соц. институт имеет свои характерные признаки и выполняет важные функции.
Классификация семейных отношений
Семья возникла одновременно с первым обществом. В эпоху первобытности отношения между мужчиной и женщиной регулировались племенными и родовыми обычаями, которые основывались на религии и нравственных представлениях. Позже, после возникновения основ государственности регулирование стало иметь правовой характер.
Исследователи выделяют несколько этапов жизненного цикла семьи:
Основу семьи составляет брак. Эта форма регулирования и санкционирования отношений между мужчиной и женщиной. Но семью нельзя рассматривать только как брачный союз, ведь в её состав входят дети, бабушки и дедушки, близкие родственники. Вот почему философы отождествляют эту сложную систему с социальным институтом.
Исходя из количества человек, выделяют нуклеарные и многопоколенные семьи. Первый тип системы состоит только из родителей и детей, а в состав второй входит несколько поколений родственников. В современном обществе преобладают именно нуклеарные виды.
В зависимости от типа брака семьи подразделяются на моногамные и полигамные. По наличию супругов делятся на полные и неполные. В зависимости от количества детей выделяют три типа: многодетные, однодетные и бездетные.
Основные функции группы
Перед тем как отнести семью к числу социальных институтов, исследователи пытались определить, каково истинное назначение этой системы. Изучением этого вопроса занимался русский социолог А. Харчев и американский учёный Н. Смелзер.
В течение длительного времени философы полагали, что главная функция семьи как социального института заключается в биологическом воспроизводстве населения. Но чем интенсивнее развивается общество, тем большую роль играет эта система. Выделяют несколько функций института семьи:
Кроме этого, семья выполняет функцию первичного социального контроля. Это значит, что именно родители и близкие родственники регламентируют поведение ребёнка, прививают нормы морали и нравственности. Не меньшее значение имеет досуговое и эмоциональное назначение института.
Особенности современного общества
После революции 1917 г. образ жизни всего населения существенно изменился. Общепринятые ценности отошли на второй план, поэтому система не справляется с основными функциями. Пытаясь определить тип брака в современной России, исследователи указывают на то, что родители не стремятся заводить более двух детей. При описании семьи можно отметить преобладание нуклеарного, неполного типа.
Социологи всё чаще говорят о кризисе. Можно назвать несколько печальных тенденций:
Для предотвращения кризиса государство принимает меры по поддержке этого важнейшего института. Используются пособия, льготы и поощрение заключения брака.
Существующая столько же, сколько и общество, в котором взаимодействуют и реализуют свои потребности индивиды, она выступает в качестве одного из важнейших носителей норм, ценностей и традиций, обеспечивает преемственность поколений, активно участвует в процессах передачи опыта между поколениями. Чтобы понять всю значимость этой исторически сложившейся формы организации жизнедеятельности, предлагаем подробно рассмотреть ее отличительные черты и детали, разобрать основные функции, признаки и проблемы.
Характеристика и определение понятия семьи как социального института
Прежде чем переходить к трактовке главного термина, предлагаем кратко охарактеризовать сопутствующие. В частности, нас интересует «соц.институт». Что же это такое? В широком смысле данное словосочетание используют для обозначения устойчивой организационной системы, призванной налаживать и контролировать взаимодействия индивидов. Ее существование определяется необходимостью удовлетворения первичных и вторичных потребностей. Одна из ключевых особенностей – воздействие на поведение людей и формирование определенных общепринятых шаблонов посредством свода правил.
Теперь предлагаем перейти к основному термину – семья. Как правило, социологи понимают под ним малую группу, члены которой связаны кровным родством или определенным юридическим отношением (заключение брака). В то же время он может быть рассмотрен как соц.институт – древнейшая форма человеческого существования. Начав свое историческое развитие еще в первобытную эпоху, семейная форма организации жизнедеятельности играла первостепенную роль в восполнении человеческого ресурса, социализации и адаптации новых поколений. Будучи основной ячейкой социума, она гармонично вплетена в систему общественных отношений.
Важно отметить, что семья не является метафизической абстракцией «биологического» или «духовного». Это специфическая общественная совокупность взаимоотношений, зародившаяся в человеческой общине и изменяющаяся в процессе ее развития. Как индивид не может существовать вне общества, так и семья не в состоянии выполнять свои миссии и задачи за его пределами. Данная особенность находит свое отражение и подтверждение в общественно-социальных нормах и традициях. Именно институт-семьи воздействует на межличностные отношения, моральные принципы, религию и право. Брачно-семейные связи соответствуют интересам господствующего строя, всячески способствуют удовлетворению его потребностей и запросов.
Можно сказать, что семья представляет собой малую группу, которая развивается и функционирует по собственным законам. Находясь в зависимости от социума, действующего политического режима, а также экономических, социальных и религиозных отношений, она в то же время выступает в качестве относительно самостоятельной и независимой общественной ячейки.
Семейное ядро – брак. Именно от того, какие причины и мотивы побудили двух людей вступить в супружеские отношения и зависит специфика последующих взаимодействий между мужем и женой. Хотя основу семьи и составляет брачная пара, существуют такие союзы, которые живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, воспитывают детей, но при этом не имеют каких-либо юридических обязанностей.
Еще один интересный и значимый вопрос связан с функциями и ролью семьи как основного и важнейшего социального института. Итак, какие же задачи выполняет эта уникальная ячейка в социуме?
Разобравшись с функциональными особенностями, предлагаем перейти к существующей классификации. Какие же виды семейно-брачных отношений существуют в социуме?
Основные разновидности
Выше мы успели установить, что семья представляет собой объединение индивидов, основанное на кровном родстве или юридических обязательствах (браке). Рассматриваемая как малая социальная группа и общественный институт одновременно, она имеет несколько типов, традиционно исследуемых социологами.
Это классификация на основе структуры родственных связей. Однако также можно выделять семейные виды по:
Кроме того, выделяются более специфичные формы – шведский союз, бостонский брак, годвин-брак, открытые отношения. Будучи менее распространенными, они могут критиковаться и отвергаться большинством населения.
Признаки и особенности семьи как социального института и малой группы
Изучением данного социально-общественного конструкта, как правило, занимаются социологи. Анализируя разнообразные типы брачных и кровных взаимоотношений, они выделяют следующие характерные черты-признаки:
Как и функции, признаки семьи-института связаны с удовлетворением первостепенных социальных потребностей. А среди наиболее значимых для общества тенденций, характерных для данной формы организации, выделяют:
Что примечательно, государство стремится всячески улучшить сложившуюся ситуацию, сделав узаконенные брачные отношения вновь популярными среди молодежи. Для реализации данной цели:
Стоит отметить, что термины «семья» и «брак» довольно часто упоминаются вместе. В социольной среде даже существует спор – что из этого первично? Одни утверждают, что именно заключение официальных отношений выступает в качестве основы, отправной точки в создании новой ячейки общества. Другие же настаивают на том, что каждый индивид рождается в семье-институте, здесь же проходит первичную социализацию. В качестве наиболее типичных признаков они, как правило, выделяют: родственные или брачные связи, проживание на одной территории, наличие общего бюджета.
Основные этапы
В социологической науке существует несколько теорий и гипотез о жизненном цикле семьи. Те, что воспринимают ее как социальный институт, как правило, выделяют следующие фазы:
Что примечательно, каждая из фаз обладает уникальными чертами и особенностями социального и экономического характера. Так, первая отличается довольно шатким материальным положением, когда молодые люди еще не могут позволить себе крупных покупок и вложений, тратят большую часть средств на досуг и развлечения. С появлением детей их мировоззрение и мироощущение круто меняются, в приоритете оказываются более практичные и функциональные вещи. К третьей-четвертой стадии большинство обзаводится собственным жильем и разнообразными дорогостоящими товарами длительного пользования (машины, бытовая техника).
Специфика проблем семьи и брака как социальных институтов
Ускорение ритма жизни, глобальные модернизационные и трансформационные процессы, динамизм социокультурных изменений – все это ставит семью-институт в довольно шаткое и неоднозначное положение, в котором она вынуждена экстренно адаптироваться к новым реалиям. В настоящее время российское общество преодолевает целую череду преобразований межличностных отношений, следствием которых является падение авторитета брака, увеличение числа разводов, рост внебрачных детей, развитие альтернативных семейных форм.
Из всех общественных институтов именно семья оказывает наибольшее влияние на жизни и судьбы индивидов, оставаясь ключевым регулятором взаимоотношений. Обеспечивая восполнение человеческого ресурса и контролируя преемственность поколений, она выступает в качестве фундамента социума. Данный факт и обуславливает значимость и актуальность государственных программ, направленных на восстановление семейно-брачного авторитета.
Однако, прежде чем предпринимать какие-либо меры, необходимо выявить все текущие процессы, определить факторы, способствующие погружению института в кризисное состояние. Это задача для социологов, регулярно проводящих разнообразные переписи и опросы, оперативно предоставляющих свежие эмпирические данные (как качественные, так и количественные). На основе их заметок и должны разрабатываться комплексные и эффективные сценарии по укреплению позиций семьи в обществе.
Заключение
Подводя итоги, можем отметить, что сегодня – довольно сложное и неоднозначное время, сопровождающееся обилием трансформационных процессов. Ритм жизни ускоряется, появляется все больше новых сведений и открытий, и даже древнейшие формы организации жизнедеятельности и социальные институты буквально переживают второе рождение. Что же происходит с семьей? Как именно меняется она? Если еще пару десятилетий назад средний возраст вступления в брак в России составлял 18-20 лет, то сейчас данная граница стремительно отодвигается назад. Увеличиваясь с каждым годом, она постепенно приближается к европейским стандартам.
Однако, меняются не только возрастные рамки. Серьезные структурные перестройки наблюдаются внутри самого института. К примеру, модернизируются взаимоотношения между супругами. Так, в настоящее время женщина вовсе не обязана быть исключительно хранительницей очага, вести и быт, и воспитывать детей. Хотя гендерные предубеждения по-прежнему весьма распространены и популярны, прогрессивные члены общества не стремятся поддерживать их. Напротив, предлагают более гедонистические и толерантные модели поведения, которые бы позволили постепенно устранить «зеркальный потолок», добиться равных прав для мужской и женской части населения.
Помимо формата взаимодействия изменения, затрагивают и состав семьи. Например, на западе все большее распространение получают полиаморный союз, предполагающие теплые романтические отношения более, чем между двумя людьми. Еще одна относительно молодая разновидность семьи – «Бостонский брак». Призванная решать в первую очередь жилищный вопрос, она позволяет людям создавать пары с единственной целью – сэкономить на аренде жилья.
Таким образом, проблемы семьи как социального института не сводятся исключительно к восполнения человеческого ресурса. Они гораздо шире и объемнее, требуют качественного и глубинного социологического осмысления.
Дорогие читатели! У вас есть интересное сообщение для редакции? Хотите поделиться новостью? Задать нам вопрос? Пишите нам по электронной почте: news@tv-gubernia.ru, присылайте сообщения в WhatsApp, Viber или Telegram на номер 8 (952) 543-17-02.
И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram. Также наше сообщество есть в Telegram.
Реферат на тему: Семья как социальный институт
Содержание:
Введение
В социологии с ее особым подходом к изучению социального мира через отношения между личным и социальным, изучение такого понятия, как семья, также основывается на отношениях и взаимном влиянии общества и личности. В современной социологии существует огромное множество определений и точек зрения относительно такого понятия и явления, как семья.
Таким образом, четко прослеживаются два подхода к изучению семьи:
Сущность, структура и функции семьи как малой социальной группы и социального института
Что такое семья? Каковы его основные черты? Какую роль играет семья в обществе? В чем его значение для человека? Ответы на эти вопросы пытались найти даже мыслители древности. Сегодня в современной социологии существует множество различных подходов к определению концепции семьи. Давайте посмотрим на некоторые из них.
Исходя из исторического опыта, можно выделить следующие существенные черты семьи:
Но прежде чем говорить о семье как о небольшой социальной группе или социальном институте, необходимо четко сформировать представление о том, что такое малая группа и социальный институт.
Для анализа социальной структуры общества необходимо, чтобы в качестве исследуемой единицы выступала некоторая элементарная часть общества, сочетающая в себе все типы социальных связей. В качестве такого подразделения была выбрана небольшая группа.
В современной социологии существует множество определений понятия социальной группы.
С точки зрения российских социологов под социальной группой можно понимать совокупность людей с общими социальными характеристиками, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к этой группе и признанных членами этой группы с точки зрения других. Исходя из его определения в социальной группе, можно выделить три основных признака: взаимодействие, членство и единство. Другими словами, малая группа предполагает прямое взаимодействие и личные контакты ее членов.
Но все же не будем отрицать, что эти понятия в системе общественных отношений неразделимы и не функционируют отдельно друг от друга. Взаимоотношения, нормы и модели поведения, возникающие в институциональной системе, возникают на основе потребностей людей. В противном случае, хотя институт формирует социальные связи и нормы, существуют ассоциации лиц, между которыми эти отношения осуществляются и которые используют нормы на практике. Это люди, которые объединяются в разные группы, используя институциональные нормы. Следовательно, каждое учреждение включает множество групп, определяющих институциональное поведение. Таким образом, понятия социальной группы и социального института существуют в неразрывной связи, постоянно взаимодействуя друг с другом, оказывая взаимное влияние друг на друга.
Семья как малая социальная группа и социальный институт
Семья по своим характеристикам представляет собой специфическое социальное явление. Образуя небольшую социальную группу (семья как источник социальной принадлежности), существующую не косвенно, а в тесной взаимосвязи с обществом, семья, таким образом, реализует свои институциональные функции. На основе личных потребностей отдельных людей возникают нормы, модели и отношения (процесс передачи традиций и опыта из поколения в поколение), которые характеризуют семью как социальный институт.
Семейный институт включает:
Иными словами, это специфическая по своим характеристикам форма организации людей, которая предполагает физическое и социокультурное воспроизводство новых поколений в обществе, новых малых групп (конкретных семей).
Следовательно, на уровне небольшой социальной группы семью можно рассматривать как любое образование, потенциально способное осуществлять такое воспроизводство на определенных этапах своего развития, а реальную супружескую пару, в свою очередь, можно рассматривать как ядро этой семьи. семья.
Таким образом, семья как малая социальная группа является предметом физического и социокультурного воспроизводства поколений.
Он также не упускает из виду тот факт, что эффективное выполнение семьей этих функций является условием функционирования самого общества, определяющим его потребность в том или ином социальном институте, то есть особенности семьи как малой социальной группы. и социальный институт объединены, а не противопоставлены.
Теперь обратимся к характеристикам семьи в соответствии с типом семейного устройства.
Под структурой семьи обычно понимают количество и состав членов семьи, а также совокупность взаимоотношений между ними. Существует множество типов семейных структур. Они различаются в зависимости от характера брака, родства и отцовства.
В зависимости от формы брака различают моногамную и полигамную семью.
Групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин состоят одновременно в супружеских отношениях (сегодня такая форма сохранилась только на Маркизских островах):
Виды семей в зависимости от структуры семейных уз:
Семьи также различают в зависимости от способов выбора партнера в семье:
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
По количеству детей семьи бывают трех типов: бездетные (без детей); однодетный (один ребенок); большие (трое и более детей).
Сущность семьи рассматривается прежде всего через ее функции. Именно функции семьи и их реализация отражают взаимодействие между семьей и обществом, семьей и личностью. Говоря о функциях семьи, следует помнить, что именно они характеризуют роль семьи в обществе как социального института среди других его институтов.
Рассмотрим основные функции семьи.
Репродуктивная функция или функция воспроизводства.
Репродуктивная функция семьи заключается в воспроизводстве жизни, то есть в продолжении человеческого рода. Эта функция сочетает в себе элементы всех остальных функций, поскольку семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это связано, прежде всего, с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с сохранением его здоровья.
Функция социализации личности.
К счастью, в подавляющем большинстве семья становится первоисточником знаний подрастающего человека об окружающей действительности. Из поколения в поколение происходит преемственность положительного исторического опыта, важных теоретических и социально-повседневных знаний, моральных и ценностных установок и руководящих принципов. Опираясь на знания, полученные в семье, человек проходит процесс интеграции в социальную жизнь, который предполагает личный, независимый выбор и процесс адаптации как внешнюю и пассивную адаптацию к жизненным обстоятельствам.
Экзистенциальная функция или функция заботы и защиты.
Функция социального самоопределения человека.
Легализация рождения человека означает его правовое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жильем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этнической принадлежности и религиозной группе, к которой принадлежат его родители. Он также определяет социальный статус человека.
Помимо перечисленных, которые обычно считаются основными, существует еще ряд следующих важных функций, таких как организация досуга и повседневной жизни, организация экономической и экономической деятельности, психологическая и материальная поддержка. Кратко охарактеризуем эти функции:
Каждая функция играет определенную роль в жизни семьи и важна как для общества, так и для человека.
Современные тенденции в развитии семьи
На современном этапе развития общественных отношений и трансформации социальных идеалов и ценностей под влиянием научно-технического прогресса и модных тенденций существуют мнения о нестабильности института семьи. Ученые пытаются подсказать, что ждет семью в XXI веке, сохранится ли она в традиционном виде или приобретет новые формы?
К сожалению, на эти вопросы пока нет точного, а главное однозначного ответа.
В среде прогрессивных социологов (А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, С.И. Голод и др.) Изменения, происходящие в современной семье, рассматриваются как позитивные, ведущие к увеличению разнообразия семейных форм. Все негативные явления, связанные с невыполнением семьей своих функций, они относят к незавершенности процесса перехода от старых форм семьи к новым. Так, в новом издании С.И. Голода транслируется идея признания множественности идеальных типов семей и их моделей. С.И. Голод выступает не за восстановление, а за насильственное разрушение традиционного типа семей. Он убежден: Чем богаче и разнообразнее типы и модели семьи, тем менее устойчивы они внешне. А это цена прогресса.
Среди сторонников кризисного подхода (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б.Синельников и др.) Сложилось мнение, что семья на современном этапе переживает глубокий упадок, который нельзя определить иначе, как ценностно-институциональный кризис.. Кризисные (назовем их так) считают проблему не только значимой, но и приравнивают ее к глобальным цивилизационным проблемам, считая, что при недостаточных усилиях по ее разрешению последствия могут быть не только катастрофическими, но и катастрофическими.
Так, например, А.И. Антонов и В.М. Медков, исследуя внутреннее устройство семьи, обратились к микросоциологии семьи. В их работах, с точки зрения социальной демографии, артикулируются утверждения о распаде российской семьи, вызванном атрибутивными характеристиками индустриально-рыночной цивилизации; о кризисе, угрожающем самому существованию человечества; что возврат к нормальному функционированию семьи практически невозможен. Сторонники теории кризиса крайне строго определяют, что такое семья. Отстаивая традиционное понимание семьи, они настаивают на неуместности рассмотрения полноценной семьи и ее неполных форм как эквивалента. Сторонники теории кризиса отвергают расширенные трактовки семьи, полагая, что это приводит к тому, что это социальное явление теряет свою первоначальную ценность для общества.
В качестве тенденции, подчеркивающей существенное искажение представлений о концепции полноценной (полноценной) семьи, сторонники теории кризиса отмечают рост в последние десятилетия количества семей, состоящих всего из двух человек: неполных, материнских, пустых. гнезда (супруги, чьи дети покинули родительскую семью). В неполной семье, возникшей в результате развода, детей воспитывает один из супругов (обычно мать). Материнская (незаконнорожденная) семья отличается от неполной тем, что мать не была замужем за отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте внебрачной рождаемости: в начале тысячелетия каждый четвертый ребенок в России рождался от незамужней матери.
Несмотря на разногласия в оценке степени тревожности обсуждаемой проблемы, никто из авторов не может отбросить очевидные общие черты разрушения (или боли роста) семейно-брачных отношений:
Спектр видов, форм и категорий современного семейства разнообразен и многогранен. Разные типы (категории) семей по-разному функционируют в определенных сферах семейных отношений. Они по-разному реагируют на влияние внешних факторов современной жизни. Семейные типологии определяются разными подходами к освещению предмета исследования. Современные семьи по-разному отличаются друг от друга.
В семье брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение разнообразных и многомерных межличностных контактов и в целом всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.
В значительной степени успех будущих семейных отношений и стабильность семьи как небольшой социальной ячейки общества определяют мотивы вступления в брак.
На сегодняшний день сложились различные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенными из которых являются.
Брак и семейные отношения, основанные на нечестном контракте. Мужчина и женщина преследуют односторонние интересы, тем самым нанося вред партнеру. О любви здесь тоже говорить не приходится, хотя часто в этом варианте брака и семейных отношений она односторонняя (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).
Брак и семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько осаждает другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. В таких случаях тоже сложно говорить о глубоком переживании: даже со стороны осаждающего, скорее преобладают честолюбие, желание обладать предметом поклонения и азарта. Когда такой брак окончательно заключен, осаждающий начинает рассматривать супруга как свою собственность. Чувство свободы, необходимое в браке и в семье в целом, здесь совершенно исключено. Психологические основы существования такой семьи настолько деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.
Брак и семейные отношения как ритуальное проявление социальных и нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг женаты или женаты и пора заводить семью. Это брак без любви и без расчета, а только по определенным социальным стереотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для долгой семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.
Брак и семейные отношения, освященные любовью. Два человека объединяются добровольно, потому что не представляют друг без друга свою жизнь. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, являются чисто добровольными: им нравится проводить свободное время с членами своей семьи, им нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Брак и семейные отношения в этой версии являются высшей степенью объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда один из супругов сохраняет свою независимость и индивидуальность при полной поддержке другого. Парадокс в том, что добровольно принимая такие ограничения (Я счастлив, если ты счастлив), люди становятся свободнее. Брачно-семейная форма таких отношений строится на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепринятым. норм.
Заключение
На основании материала, представленного в этом тесте, можно сделать ряд выводов относительно важности семьи как одного из социоформирующих факторов.
Семья в простейшей форме представляет собой небольшую социальную ячейку общества.
В этом контексте семья выступает как наиболее важная форма организации личной жизни, основанная на брачном союзе и семейных узах, то есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведение общего хозяйства на основе односемейного бюджета. Семейная жизнь характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней рождается человек, в ней продолжается гонка.
Выделим некоторые характерные особенности семьи:
Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как в семье, так и за ее пределами, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического благополучия. принадлежность к обществу, раскрытие своей индивидуальности (следует признать, что это касается только обеспеченных семей).
На современном этапе семья претерпела ряд изменений, в основном структурного характера. Явление неполной семьи стало частым явлением. Эти тенденции в обществе вызвали неодобрение и критику со стороны некоторых современных исследователей семьи. Они видят в этих тенденциях проблему не обычного характера, а проблему из разряда глобально-цивилизационных, требующих безотлагательных мер.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.