Докажите что сказка журавль и цапля относится к жанру сказки о животных
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Журавль и цапля (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 40-42)
Размышляем о своеобразии сказок о животных
1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
Сказка начинается с присказки о сове-веселой голове, а потом идет зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля». Заканчивается сказка не традиционной концовкой, потому что конца у этой сказки нет, так как журавль и цапля не поженились, а до сих пор ходят друг к другу свататься.
В тексте сказки мы встречаем повторы: жили-были, летала-летала, тяп, тяп. Здесь есть повторы в действиях: журавль и цапля дважды ходят друг к другу, их фразы тоже похожи. Постоянные эпитеты в сказке отсутствуют, но есть народные выражения, например, «несолоно похлебал», «болото месил».
2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
Сказка «Журавль и цапля» относится к сказкам о животных, в ней, в отличие от волшебной сказки, нет никаких превращений, сказочных героев, волшебства и присутствует юмор. Общее с волшебной сказкой здесь только то, что животные разговаривают и в сказке присутствует присказка, а также есть зачин.
Фонохрестоматия «к Слушаем актёрское чтение »
Сказка «Журавль и цапля»
1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?
Сказка начинается с присказки про сову-веселую голову, именного его сказительница произносит громко и нараспев, чтобы все приготовились слушать сказку, чтобы вызвать интерес к тому, что же будет дальше. Присказка про сову, которая летает-летает, сядет, хвостиком повертит, головой покрутит и дальше полетит, очень похожа на саму сказку, где птицы ходят друг к другу, ходят, а договориться так и не могут.
2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
Сказительница к журавлю и цапле в начале сказки относится нейтрально, но потом в интонации можно услышать сочувствие к журавлю, которого так грубо оттолкнула цапля, и к цапле, потому что после отказа журавля в голосе сказительницы чувствуется обида за цаплю и жалость к ней. Но далее, когда и журавль, и цапля постоянно отказывают друг другу, а потом жалеют о сделанном, в голосе сказительницы мы улавливаем иронию по отношению к героям.
3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?
Мне кажется, что музыкальное сопровождение сказки ведут три инструмента: баян (гармонь), ксилофон и гудок. Музыка звучит как раз в момент хождений героев, и кажется, что видишь, как птицы передвигают ногами. Судя по темпу и звукам, делают они это важно, как бы любуясь собой. Уловить самовлюбленность в характере героев мне помогло именно музыкальное сопровождение.
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»
Андреева Галина
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»
Это присказка, а сказка вот какая.
Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.
— Дай, пойду посватаюсь к цапле!
Приходит и говорит:
— Дома ли цапля?
— Выдь за меня замуж!
— Нет, журавль,не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:
«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля«.
Приходит к журавлю и говорит:
— Журавль, возьми меня замуж!
— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.
Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.
Журавль раздумался и сказал:
«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».
Приходит и говорит:
— Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!
— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!
Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:
«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду«.
Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.
Анализ
Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных, потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки являются две птицы –это журавль и цапля. Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься. Но цапля не захотела,потому что у журавля ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл, она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль,вспомнив обиду, тоже отказал цапле. С тех пор и ходят они друг к другу.
У этой сказки нет конца, зато есть присказка. А присказка такая же как и сказка без конца. Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.
Эта сказка учит тому,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.
Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.
Театрализация русской народной сказки «Теремок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение Детский сад «Рукавичка» Театрализация русской народной сказки «Теремок».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.
Конспект занятия по речевому развитию детей средствами сказки и рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» МБДОУ «Детский сад №314» Ляляевой О. А. Конспект занятия № 1 Тема занятия: рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Задачи:.
Модификация русской народной сказки «Репка» Модификация русской народной сказки «Репка» Цель: развивать творческое воображение детей, используя игры-драматизации. Задачи: Развивать.
Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» с элементами драматизации Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Пересказ русской народной сказки » Лиса и Журавль».
Повторение русской народной сказки «Репка» Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе по сказке «Репка» Воспитатель: Дорохова Татьяна Юрьевна Тема: Повторение.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Игра-драматизация русской сказки «Коза-дереза» Игра-драматизация русской народной сказки «Коза-Дереза» Действующие лица: Сказочница Старик Старуха Дочка Коза-Дереза Зайчик Петушок козочки.
Проект «Музей русской народной сказки» Проект : «Музей русской народной сказки» Выполнили: Жиронкина Ольга владимировна Бернат Ольга Викторовна В летний период воспитатели старшей.
Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Программные задачи: •учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; • подвести к моделированию; •.
Инсценировка русской народной сказки «Репка» Звучит музыка барыня. Выходит Репка танцует Встает посередине зала и говорит В уважаемом народе Я расту на огороде Вот какая я большая.
«Журавль и цапля»
Смысл названия: основные персонажи сказки обозначены в названии.
Литературное направление: фольклор.
Литературный жанр: сказка о животных.
Действующие лица
Краткое содержание
Жили-были Журавль и Цапля. Они были соседями, дружили. Как-то Журавль решил жениться и посватался к Цапле. Но Цапля посмеялась над ним. Журавль обиделся и ушёл домой.
Цапля спохватилась, что зря прогнала Журавля. Ведь одной жить скучно. Пошла она к Журавлю, стала просить: «Возьми меня замуж!». Журавль сказал ей, что она некрасивая и он не хочет на ней жениться. Заплакала Цапля и вернулась домой.
Журавль подумал, что зря обидел Цаплю. Пошёл к ней и сказал, что решил жениться. Но теперь Цапля не желала за него замуж.
Только ушёл Журавль, как Цапля стала жалеть о своём отказе. И пошла она сама к Журавлю. Но теперь он отказал ей.
Так и ходят они друг за другом по болоту, никак не могут договориться.
Экранизация
«Журавель и цапля» (СССР, 1974, мультфильм).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Почему Журавль и Цапля не поженились?
Ответ. Журавль и Цапля заносчиво отказывали друг другу в супружестве — и тут же жалели об этом.
Какой недостаток высмеивается в сказке «Журавль и Цапля»?
Ответ. Чрезмерная гордость. И Журавль, и Цапля насмехались над предложениями о супружестве, хоть и стремились к этому. Поскольку ни Журавль, ни Цапля не хотели сделать шаг навстречу другому, сказка фактически ничем не оканчивается: Журавль и Цапля и поныне не могут договориться.
5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Размышляем о своеобразии сказок о животных, стр. 40 (Уроки по литературе)
1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Если ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
Я прочитал сказку о животных «Журавль и цапля». Сказку «Журавль и цапля» предваряет присказка. В этой присказке говорится о сове, которая перелетает с места на место и всё смотрит по сторонам.
Мне кажется, что эта присказка не только создаёт особое настроение и готовит слушателя к восприятию сказки, но и немного перекликается с сюжетом сказки, ведь в сказке мы видим как раз повторяющиеся по кругу события, цикличность. Сама же сказка начинается с зачина, где говорится о том, какие в ней есть действующие лица. Заканчивается сказка концовкой, в которой сообщается, что происходит с героями сказки в данный момент.
Сказка «Журавль и цапля» богата повторами и народными выражениями. Так, в сказке есть следующие повторы: «летала-летала», «тяп, тяп». Повторы создают особый ритм повествования. Из числа народных выражений я заметил такие: «выдь», «несолоно похлебал», «по сю пору». Народные выражения придают сказке приятный провинциальный колорит. Что же касается постоянных эпитетов, таковых в сказке я не обнаружил.
2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
Сказка «Журавль и цапля» считается сказкой о животных. Действительно, она отличается от сказок бытовых и волшебных. Например, от волшебных сказок она отличается тем, что в ней нет фантастических, выдуманных героев типа Бабы-яги, Кощея Бессмертного, оборачивающейся Василисой Премудрой лягушки и т.п. Но есть и сходство с волшебной сказкой: это разумные говорящие животные, которых, конечно же, не бывает в реальной жизни.
3. Прочитайте сказку по ролям, подчеркнув смешные стороны поведения героев.
Смешные моменты в сказки такие: где журавль месил болото целых семь вёрст; где журавль спрашивает у самой цапли, дома ли она; все моменты, где герои то решаются вступить в брак, то вновь отказываются от своих планов.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Открытый урок по литературе на тему «Сказки о животных. «Журавль и Цапля» (5 класс)
Тип : урок формирования новых умений и знаний
Цели урока: знакомство с образцами сказок о животных и бытовых сказок, формирование навыков анализа художественного произведения, нахождение нравственной проблемы в произведении.
Планируемые образовательные результаты
Знает содержание, жанровые особенности бытовых сказок, понимает соотношение реальности и вымысла в сказке.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: умеет моделировать монологическое высказывание, аргументирует свою позицию, осуществляет совместную работу в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и в то же время как член общества.
1) Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин. – М.: Просвещение, 2017.
2) Поурочные разработки по литературе. 5 класс. / Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2013
3) Образовательный ресурс http://uchkopilka.ru/literatura/konspekty-i-stsenarii/3498-urok-na-temu-k-g-paustovskij
Этап урока и его задача
Приветствие. Проверка организации рабочего места обучающихся. Сообщение плана учебной деятельности на уроке.
2. Опрос домашнего задания
— На какие виды делятся сказки?
— Кто всегда побеждает в сказках? Почему?
— К какому типу относятся изученные нами сказки?
— Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?
Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе русские народные сказки. Они приводят к мысли, что за добро всегда отблагодарят добром, что в жизни очень важны взаимовыручка и поддержка. Сказка никогда не стареет. Она всегда современна, созвучна сегодняшним проблемам, потому что она утверждает высшую человеческую правду.
Мы сегодня познакомимся со сказками о животных и бытовыми сказками и выясним, какими особенностями они обладают.
5. Организация познавательной деятельности.
1. Аналитическая беседа.
2. Лексическая работа.
Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке.
Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи)
— Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоя ные эпитеты, народные выражения?
— Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
— Могла ли эта история произойти с людьми?
— Чему учит нас эта история?
«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она со смешной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое (лаконичное) окончание истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они до сей поры один на другом свататься, да никак не женятся». В этой сказке есть повторы: журавль дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже прогуливается к журавлю дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо точно совпадающими фразами. К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж. » Неизменных эпитетов в притче нет. Народные выражения, другими словами устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал».
Вывод: Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.
5. Лексическая работа. Бытовые сказки – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.
Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.
6. Ознакомление со сказкой «Солдатская шинель». (Выразительное чтение сказки учителем.)
Вывод: Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, — люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.
Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу. В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы видим такую идею: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.
4. Подведение итогов (рефлексия).
1. Сказка «Журавль и цапля» относятся … сказкам.
а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?
3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?
а) высмеять поведение героев ; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.
4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:
а) цапля; б) сова; в) журавль.
5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.
а) к бытовым ; б) о животных; в) к волшебным.
6. В сказке «Солдатская шинель» есть:
а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.
7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова « Кто пора
а) солдату; б) барину ; в) самому себе.
5. Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение «Почему я люблю читать русские народные сказки?» или «Мой любимый герой русской сказки».
Диагностика достижений планируемых результатов