Докажите что социология это наука
Чему служит социология? Почему социология является наукой?
Чему служит социология? Почему социология является наукой?
Выступление французского социолога Мишель Вевёрка (Michel Wieviorka) — Президента Международной социологической ассоциации, одного из ведущих социологов и общественных деятелей Франции на открытии III Социологического конгресса 21 октября 2008 г.
« Господин президент, уважаемые коллеги, прежде всего, я бы хотел выразить огромное удовольствие от того, что мне предоставлена честь выступить здесь, и я бы хотел извиниться за то, что буду говорить по-французски, к сожалению, по-русски я бы не смог сделать свой доклад.
Я также хотел бы вынести огромную благодарность всем коллегам, которые организовали мой визит сюда и выразить особую благодарность Карин Клеман, которая участвовала в подготовке моего визита.
Что касается моего впечатления от российской социологии, я хотел бы сказать, что чувствую здесь огромное ощущение динамизма, и это меня впечатляет. Один из моментов этого большого динамизма – это, прежде всего, студенты, некоторые из них сегодня здесь, но ими, конечно, же не ограничивается то, что я чувствую и то, что я увидел. За этими студентами – будущее и об этом свидетельствуют недавние события в Москве, на социологическом факультете МГУ, где студенты проявили свою солидарность.
Я бы также хотел сказать, что российская социология играет всё большую роль в международном контексте нашей дисциплины.
Наконец, приступая к самой теме Социологического конгресса, я хотел бы сразу заметить, что существуют два вида социологических темперамента. Социологи, которые интересуются обществом, и социологи, которые интересуются социологией. И идея конгресса, которая состояла в том, чтобы соединить эти два вида темперамента, представляется мне крайне важной.
Однако я бы хотел взяться за эту проблему несколько иначе. Отправляясь от двух важных вопросов. Первый вопрос, которым мы непрестанно задаемся, это вопрос о том, чему служит социология, какую пользу приносит и какими проблемами задается?
Второй вопрос задается несколько реже, однако я нахожу его не менее важным. Вопрос состоит в том, что социология находит, что она открывает, что позволяет нам претендовать на то, что мы является учеными, а социология – наукой.
И я полагаю, что эти два вопроса: вопрос о том, чему мы служим и вопрос о том, кем мы являемся, как мы себя показываем, тесно связаны друг с другом и составляют две части единого целого.
Я полагаю, что важная идея, с которой мы могли бы начать, это идея о том, что социолог может быть полезен [обществу], когда он занимается политикой. Помимо прочего, Алексис Токвиль был человеком политики, Макс Вебер вел активную политическую жизнь, Карл Маркс был политическим активистом, и [наш современник] Фернандо Кардозо (Fernando H. Cardoso) был президентом Бразилии (1995-2003) и одним из первых президентов Международной социологической ассоциации (1982-1986).
Кроме того, некоторые из наших коллег были политическими советниками. Мы все помним о примере Энтони Гидденса, который отчасти вдохновил политику Тони Блера.
И эта идея, этот образ социолога-политика или социологов-политиков нередко дополняется вторым образом социолога, который находится полностью вне политики. Возможно, что я все это формулирую в несколько карикатурном виде.
Но если вы взглянете на французскую ситуацию, то можете обнаружить, что там хороший социолог – тот, который играет роль интеллектуала, т.е. интересуется общественной жизнью, участвует в политике, публикует статьи в журналы, выступает по телевидению и радио.
Если же вы обратитесь к американской ситуации, то увидите, что хороший социолог там как раз тот, кто не выступает по телевидению, его голос не звучит по радио и он не пишет в газете. Это – профессионал, деятельность которого оценивается исключительно его коллегами и который живет исключительно в академическом мире.
Я полагаю, что это разделение между социологом-интеллектуалом и социологом-профессионалом нужно преодолеть. Вы, вероятно, знакомы с идеями американского социолога Майкла Буравого (Michael Burawoy), который настаивает на необходимости политической ангажированности социолога. В этом смысле социолог должен участвовать в общественной жизни, должен заявлять о своем интересе в том, чтобы эта общественная жизнь была каким-то образом изменена.
Второе замечание, которое касается последних двадцати лет, в течение которых произошли важные изменения в социологии. Они, прежде всего, касаются того, что можно назвать превращением критики в гиперкритику. Социолог, который занимается такого рода гиперкритикой, тратит свое время на то, чтобы подозревать, расследовать и разоблачать. Я приехал из страны, где это измерение социологии очень развито.
И второе изменение последних 20 лет – это место экспертизы, которое постоянно расширяется и занимает важное место в социологической практике. Экспертиза – это не производство знаний, экспертиза – это предложение или предоставление знания в распоряжение власти. Это также предоставление знания или навыков в распоряжение СМИ. Множество экспертов в реальности являются консультантами. У них нет критического взгляда. Они выступают почти что в технической функции, чтобы дать тому, кто в этом нуждается, какие-то конкретные технические сведения.
Каждый из нас может оказаться в той или иной ситуации в позиции эксперта. Но если мы хотим предъявлять свои претензии, и предъявлять их законно на то, что мы являемся производителями научного знания, мы должны четко отделять себя от экспертов и экспертизы.
Третий пункт, к которому я сейчас хочу приступить, касается того, что мы являемся наукой и наукой социальной. Это достаточно тонкий момент. Наш подход является научным, но то, что мы изучаем, несомненно, не принадлежит к тем предметам, которые принадлежат к области исследования точных и естественных наук. И уже долгое время продолжается дискуссия, направленная на понимание того, что же отличает социологию от естественных наук. Несомненно, что определяющим отличием является то, что мы изучаем живых существ – людей и отношения между ними.
Когда мы готовим научную публикацию, проводим исследование, занимаемся анализом, что может служить доказательством того, что мы в действительности постигли то, о чем говорим? Биолог может сказать, что он 10 раз произвел опыт и результат оказался одним и тем же. Нам такая возможность недоступна.
Поэтому мы обычно удовлетворяемся суждением и признанием своих коллег. Доказательство того, что наши результаты являются верными, состоит в том, что наши коллеги признали их верность. Если нет, то рецензия на нашу работу в социологических журналах будет разгромной. Я бы хотел пригласить вас сделать следующий шаг.
Есть, по крайней мере, еще два способа проверить тот факт, что наше знание является научным. Первая возможность состоит в том, что я заявляю: я произвожу знания, которые можно каким-то образом проверить и полагаю, что проверить их можно за пределами сферы, в которой я их распространяю. К примеру, я провожу исследования на заводе, чтобы изучить отношения труда. И одним из дополнительных критериев валидности полученных мной результова является реакция на представление этих результатов за пределы сферы моего наблюдения.
Есть несколько, в частности, три способа представлять свои результаты. Первый способ – представить результаты своего исследования широкой неспециализированной публике в рамках радиовыступления или на страницах газет. Тем самым результаты будут доступны для комментариев и суждению широкой публики, которые позволят мне установить, насколько полученные мною данные являются оправданными и валидными.
Второй способ, который мне кажется более интересным, я бы назвал «восстановление». Если быть более точным, то я бы назвал его «возврат». К примеру, я возвращаю результаты своего исследования тем, кого я изучил. Если я веду свои исследования на заводе, то я верну результаты тем, кого я изучал. И это даст мне реакции и комментарии более важные и более дельные, чем при их распространении в широкой прессе.
Третий способ представления результатов можно назвать интерактивным способом, способом обсуждения, когда я представляю свои результаты в такой среде, в такой аудитории, которая не просто воспринимает их, а формулирует вопросы, обсуждает, сомневается и таким образом участвует в улучшении этих результатов.
Вот, по крайней мере, три способа, которые позволяют дополнить тестирование моих результатов в отношении того, что могут сказать мои коллеги в качестве равных, кто судит мои результаты с исключительно научной точки зрения.
Но я бы хотел заметить, что существуют другие, не названные мною способы, для того, чтобы улучшить свои результаты. Этот способ, прежде всего, связан с тем, чтобы предоставить возможность изучаемому мною актору сделать что-то с результатами моего анализа, каким-то образом пустить их в ход. И здесь существуют два типа исследования.
Прежде всего, это целая традиция исследования действия, например, Пуртле(?) или то, что называется клинической социологией и множество работ, которые делаются в рамках социологии организации. Исследователь работает с актором, и это изменяет функционирование организации, в которой он находится, которую наблюдает и изучает. Второй способ заключается в участии актора в непосредственном производстве [научных] результатов и во внесении изменений.
Я заканчиваю свое выступление и хотел бы обратить ваше внимание на то, что эти возможности – три способа проверки результатов и два способа совмещения производства знания и его распространения – представляются мне крайне важной областью, которую имеет смысл обсуждать.
Проверка результатов нашей работы друг перед другом, среди наших коллег (peer review), является, несомненно, решающим обстоятельством нашей деятельности, однако нам нужно задумываться о том, как можно проверять наши результаты иными способами, которые я обозначил, для того, чтобы увидеть, как наше знание работает. И именно таким образом, на мой взгляд, можно связать социологию и общество. Благодарю вас за внимание!»
Что такое Социология
Социология — это наука, изучающая отношения между людьми, которые принадлежат сообществу или различным группам и составляют общество. Социология принадлежит к группе социальных наук.
Термин «социология» в переводе означает «учение об обществе» (от латинского societas — общество, компания, ассоциация + греческий logos — слово, учение, причина).
Социолог
Социолог — это тот, кто изучает общество и социальное поведение, исследуя группы, культуры, организации, общества и социальные движения, которые люди развивают.
Большинство социологов работают в исследовательских организациях, колледжах и университетах, региональном и федеральном правительстве, а также в консалтинговых компаниях.
Что изучает социология
Объект социологического изучения — общество. Предмет изучения социологии охватывает анализ всех явлений взаимодействий между людьми и общностей, социальных слоёв, социальной мобильности, ценностей, организаций, норм и законов, конфликтов и форм сотрудничества, которые появляются через социальные отношения, это социальная жизнь общества.
Слово «социальное» относится к жизни общества в связи их взаимоотношений.
Социология изучает взаимоотношения формальностей, которые существуют в обществах и в жизни вообще.
Поскольку социология касается фактов и реальности, она не устанавливает правила социума или особенностей человеческого поведения, поскольку это является целью социальных философии и этики.
Социология охватывает много разных областей, в том числе военную социологию и социологию бизнеса, социологию искусства и социологию кино, социологию молодёжи и социологию детства, социологию города, социологию науки, экологическую социологию и многие другие.
Благодаря исследованиям явлений, которые повторяются в социальных взаимодействиях, социологи наблюдают общие закономерности для формулирования теорий о социальных фактах.
Методы исследования социологии включают качественные методы (подробное описание ситуаций и поведения) и количественные (статистический анализ).
Появление социологии
Слово «социология» было создано Огюстом Контом (1798-1857), но сама концепция возникла через социальную и философскую мысль эпохи Просвещения (например, в Монтескьё и Томасе Гоббсе) и в немецком идеализме (например, Георг Вильгельм Фридрих Гегель).
Социология возникла в восемнадцатом веке как дисциплина, изучающая последствия двух великих событий: Промышленной революции и Французской революции. Обе революции вызвали огромные экономические, политические и культурные изменения в обществе того периода.
Термин «социология» впервые был использован французским философом Огюстом Контом (Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт) в его «Курсе позитивной философии», опубликованном в 1830 году в попытке объединить исследования, связанные с человеком, такие как история, психология и экономика.
Позитивистская социологическая концепция, основанная Контом, позднее была продолжена Эмилем Дюркгеймом. Другие важные социологические течения были инициированы Карлом Марксом, Максом Вебером и Гербертом Спенсером.
Теоретическая и прикладная социология
Социология имеет два главных раздела: прикладной и теоретический.
Теоретическая социология изучает самые обобщённые закономерности группы людей («коллектива», «профессии», «общества», «страны» и т. д.). А социология прикладная, в свою очередь, направляет своё внимание на предоставление результатов в фактическом виде.
Допустим, социология проводит сбор данных касательно жизни одной группы людей, чтобы применить эти результаты для достижения каких-либо своих целей.
Действие прикладной социологии можно понятно видеть на примере политических выборов. Социологи делают опрос жителей с намерением посоветовать политикам, что и как им нужно обещать избирателям, в каких тональностях им нужно говорить, даже как им нужно одеваться и в каких местах выступать.
Теоретическая социология, в свою очередь, основательно отталкивается от данных прикладной. Прикладная социология снабжает теоретическую данными для её построений.
Сухая теория без фактического содержания неинтересна. Прикладная социология — это область науки, в наибольшей степени приближённая к практике. Она ориентирована на применение приобретённых сведений, чтобы решить жизненно важные, практические и реальные дилеммы социума.
Экономическая социология
Экономическая социология исследует социальные аспекты роста экономики, её воздействие на деятельность, кругозор, поступки, восприятие индивидуальности и социальных сообществ.
Экономическая социология нацелена изучать социальные аспекты и результаты прогресса экономической деятельности социума в рыночных взаимоотношениях. А также содействовать эффективности социального механизма развития экономики и принимаемых административных распоряжений, с целью повышения качества жизни населения.
По мнению экономистов, это, в основном, макроэкономические закономерности эволюции социума. В понимании социологов — это социальные взаимоотношения в области экономики и экономическое поведение.
Однако социальные и экономические закономерности тесно связаны между собой, и для того, чтобы понять предмет экономической социологии, это является наиважнейшим фактом.
Социология права
Социология права — это отрасль социологии, которая изучает то, как работает закон на практике, а не в теории. Это направление, которое находится между юриспруденцией и социологией.
Социология права изучает: кто, как и при каких обстоятельствах действует с применением закона. Эта социология заинтересована в действиях полиции, прокуратур, судов и прочих.
Она анализирует, какие у них есть организационные мотивы, будничные мнения и техники социализации, а также как это доводит до того, что написанные на бумаге законы превращаются в стабильные технологии. Ещё её интересует то, как разные люди воспринимают и применяют законы.
Социология религии
Это другая отрасль социологии, которая исследует взаимоотношения между обществом и религией; изучает то, как религия, как социальный институт, взаимодействует с другими социальными институтами в социуме, исследует темы религиозности, психологии верующих, секуляризации (движение в сторону снижения значимости религии в жизни социума).
В главные темы, обсуждаемые социологией религии, входят:
Социология Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм был французским социологом, который занял видное место в конце 19-го и начале 20-го веков. Вместе с Карлом Марксом и Максом Вебером он считается одним из главных основателей современной социологии.
В труде Дюркгейма, как исследователя и теоретика, основное внимание было уделено тому, как общество может формироваться и функционировать, или как оно может поддерживать стабильность и порядок. По этой причине он считается создателем функциональной перспективы в социологии.
Дюркгейма больше всего интересовало, что именно объединяет общество. Он сосредоточился на совместном опыте, перспективах, ценностях, убеждениях и поведении. Это позволяло людям чувствовать, что они являлись частью группы, они работали вместе для поддержания этой группы в общих интересах.
В сущности, работа Дюркгейма была больше связана с культурой, и поэтому она остаётся актуальной и важной для того, как социологи изучают культуру сегодня, в наши дни.
Его вклад используется, чтобы понять, что удерживает нас вместе как социум, а также, что разделяет, и как мы с этими раскалываниями справляемся (или нет).
Отрасли социологии
Социология рассматривается сравнительно юной наукой, которая ещё не закончила своё формирование. Однако уже существует большое количество её отраслей, например:
Наука социология — предмет и объекты изучения, функции социологии и стоящие задачи
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин социология и все связанные с ним слова все глубже проникают в нашу жизнь.
Это и социологические опросы, и социальные нормы поведения, и социальная сфера, и многое другое.
Однако как наука социология существует относительно недавно, но при этом ее важность и востребованность только нарастают. Поэтому сегодня мы поговорим про то, что это такое, какие функции возложены на социологию, что является ее предметом и объектом изучения.
Социология — это.
Термин «социология» состоит из двух слов, относящихся к разным языкам:
В более широком определении социология — это наука, изучающая закономерности взаимодействия в социуме, а именно:
Данная научная сфера собирает информацию об общественных явлениях, изучает их, классифицирует.
Цель такой работы – возможность предсказывать будущие события в демографическом, экономическом, правовом и других аспектах, а также управление ими.
В связи с этим социология опирается на разные сферы учения: психологию (что это такое?), антропологию, политологию и др. гуманистические направления.
Предмет, методы и объекты изучения
Официально эта наука возникла в начале 19 века, благодаря французскому мыслителю О.Конту (хотя первые попытки изучения общества и протекающих внутри него процессов относят к 13 веку).
Конт первым сказал о том, что социология, как наука может существовать только с опорой на научные методы, которые могут дать более точную и объемную информацию об объекте.
К социологическим методам исследования относят:
До этого момента социальные явления рассматривались преимущественно в контексте метафизического подхода, гласящего примерно следующее: каждый человек живет в своей персональной, самостоятельно выдуманной реальности.
Такое осмысление явлений общества фактически оставляло ученым лишь позицию наблюдателя.
Но в начале 20 столетия объектом и предметом социологии становится развитие и прогнозирование социальных процессов, а не просто их наблюдение и фиксация.
Задачи социологии
Данная наука «преследует» 3 основные задачи:
Функции социологии
Функции социологии основаны на ее задачах и представлены учеными в следующем виде:
Парадигмы науки
Множество парадигм (что это такое?), в которых существует наука социология, можно разделить на две большие группы:
Эти знания дают возможность осмысления происходящих в обществе событий.
Проще говоря, это изучение частей общества, состоящих из разного числа индивидов (кто это?); подсистем, имеющих общую религиозную, научную, этическую, культурную и т.д. основу.
Подходы в микросоциологии
Подходы в макросоциологии
Макросоциология, в свою очередь, имеет два подхода:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Все чаще это слово употребляется в негативном контексте. Уж очень удобно манипулировать социологией в своих целях. Всем опросам, которые проводятся в нашей стране, я уж точно не доверяю. Этот инструмент хорош в демократическом обществе, но не у нас.
Изучает социология общественные отношения или что-то ещё, но где достойные плоды этого изучения? Вот сделали материнский капитал, чтоб граждане больше рожали детей, наверняка же это социологи подсказали.
Ну и что, разве у нас сейчас не демографический кризис? Значит данная мера неэффективна. А если взять социологические опросы, не так ведь много людей опрашивают, но результат опроса отождествляют со всей страной, говорят, такой запрос в обществе назрел, но выглядит всё это как манипуляция.
До середины 20 века в селе было млн лошадей и коров, соответственно конюхов и животноводов. Затем население сел перебрались в города. Как люди приспособились в новой среде. Наука им помогала ли.