Докажите что текст является художественным 5 класс
как доказать что текст написан художественным стилем?
Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью образов на чувства и мысли читателя и слушателя.
Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.
В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.
В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т. п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).
Текст – шаблон – доказательство
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах светится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Данный текст представляет стиль художественной литературы (художественный стиль). Его главная функция эстетическая и функция воздействия словом. Задача данного стиля – вызвать у читателя ответную реакцию, воздействовать на его чувства.
Сфера употребления – художественная литература (проза, поэзия, драматургия). Его особенности – жёсткая мотивированность в зависимости от содержания, яркая образность, авторская индивидуальность, неповторимость слога писателя или поэта. А предложенный текст – стихотворение Ф. Тютчева «В небе тают облака».
Слово в художественном стиле выполняет художественно – образную роль. Оно уточняет понятие, переводит его в художественный образ. Поэтому язык этого стиля очень богатый и отличается особой эстетичностью, он выполняет функцию эмоционально – образного воздействия на читателя или слушателя. В рамках художественного произведения любое сочетание слов рождает образность. У языка художественного стиля есть свои особенности.
Во – первых, это необычайно богатый, разнообразный словарь, лексика этого стиля неограниченна. В данном стихотворении Ф. Тютчев использует разные лексические пласты : общеупотребительные слова ( облака, река, зеркало, поле, зной ), неполные фразеологические сочетания ( час от часу ), слова с особой окраской ( чудный, вечный, лучистый ).
Во – вторых, слова в тексте образуют тропы. Видим здесь красочные эпитеты : « жар сильней », «к немым дубровам», «в вечном строе»; сравнение (« река, словно зеркало стальное », « запах медовый » (как медь); метафора (« будут… поля дышать », « тень ушла ». Использование троп – один из ведущих признаков художественной литературы и его стиля.
В – третьих, характерны для текста и стилистические фигуры: инверсия (« тают облака», «светится река», «будет течь и искриться река», « запахом медовым», «зеркало стальное »); риторическое восклицание (« чудный день! »); единоначатие (анафора ). Причём анафора сквозная: в каждой строфе (их три) одна строчка начинается с союза И:
И, лучистая на зное…
И с белеющих полей…
И поля дышать на зное.
В – четвёртых, автор художественного произведения словами создаёт конкретные картины (в данном тексте – это природа), образы ( облака, река, тень. дубровы, поля, запахи, река ). И эта образность придаёт тексту особую колоритность и зримость.
Итак, данный текст по всем признакам относится к художественному стилю.
Как доказать художественный стиль
Вам будет интересно: Как назвать жителей пензы
Инструкция
Данный стиль иначе можно назвать стилем художественной литературы. Употребляется он в словесно-художественном творчестве. Главная его цель – воздействие на чувства и мысли читателей и слушателей при помощи созданных автором образов.
Художественный стиль (как и любой другой) предполагает отбор языковых средств. Но в нем в отличие от официально-делового и научного стилей широко используется все богатство лексики, особая образность и эмоциональность речи. Кроме того, он применяет возможности разных стилей: разговорного, публицистического, научного и официально-делового.
Вам будет интересно: Кто написал сказку «Колобок»
Отличает художественный стиль особое внимание к случайному и частному, за которыми видны типичные черты и образы времени. В качестве примера можно вспомнить «Мертвые души», где Н.В. Гоголь изобразил помещиков, каждый из которых является олицетворением определенных человеческих качеств, но все они вкупе являются «лицом» России XIX века.
Еще одной отличительной чертой художественного стиля является субъективный момент, наличие авторского вымысла или «перевоссозданность» действительности. Мир литературного произведения – это мир писателя, где реальность представлена через его видение. В художественном тексте автор выражает свои предпочтения, неприятия, осуждения и восхищения. Поэтому художественному стилю присущи экспрессивность, эмоциональность, метафоричность и многоплановость.
Чтобы доказать художественный стиль, прочтите текст и проанализируйте используемые в нем языковые средства. Обратите внимание на их многообразие. В литературных произведениях используется большое количество троп (эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, олицетворения, перифразы и аллегории) и стилистических фигур (анафоры, антитезы, оксюмороны, риторические вопросы и обращения и т.д.). Например: «мужичок с ноготок» (литота), «конь бежит – земля дрожит» (аллегория), «с гор побежали ручьи» (олицетворение).
В художественном стиле ярко проявляется многозначность слов. Писатели часто открывают в них дополнительные значения и смыслы. К примеру, прилагательное «свинцовый» в научном или публицистическом стиле будет употребляться в своем прямом значении «свинцовая пуля» и « свинцовая руда», в художественном, скорее всего, выступит в качестве метафоры «свинцовые сумерки» или «свинцовые тучи».
Разбирая текст, обязательно обратите внимание на его функцию. Если разговорный стиль служит для коммуникации или общения, официально-деловой и научный несут информативность, а художественный стиль предназначен для эмоционального воздействия. Его главная функция – эстетическая, которой подчиняются все языковые средства, используемые в литературном произведении.
Определите, в какой форме реализуется текст. Художественный стиль используется в драме, прозе и поэзии. Они соответственно делятся на жанры (трагедия, комедия, драма; роман, повесть, новелла, миниатюра; стихотворение, басня, поэма и т.д.).
Обратите внимание Основой художественного стиля является литературный язык. Но зачастую в нем используются разговорная и профессиональная лексика, диалектизмы и просторечье. Это связано со стремлением писателей создать особый неповторимый авторский стиль и придать тексту яркую образность. Полезный совет Стиль можно определить только по совокупности всех признаков (функции, набору языковых средств, форме реализации).
Совет 2: Отличительные черты стиля жительницы Парижа
С давних времен Франция считалась не просто страной, жительницы которой обладают изысканным вкусом. Она была законодательницей моды. В Париже, как в самом сердце страны, сформировался даже свой особый стиль.
Говоря о парижанках, многие рисуют в воображении утонченную женщину, с безукоризненной прической и безупречным макияжем. Обута она в туфли на высоких каблуках и облачена в элегантную одежду в деловом стиле. Даму окружает ореол из аромата дорогих духов, а ее взгляд устремлен вдаль. Так какой же он, стиль парижанки?
Обязательные предметы гардероба жительницы Парижа.
Многие представительницы прекрасного пола, которые стремятся выглядеть стильно и изысканно каждый день, имеют в своем гардеробе набор базовых, обязательных вещей. Что же за предметы можно обнаружить в шкафу парижанки?
1. Балетки. Вопреки привычным представлениям, француженки не всегда отдают предпочтение обуви на каблуках. Они в повседневной жизни носят удобные балетки на тонкой подошве.
2.Сумка с длинным ремнем. Сумочка, переброшенная через одно плечо — привычка большого числа жительниц модной столицы.
3.Шарф большого размера. Разнообразные объемные шарфы предпочитают жительницы многих стран. Однако большинство парижанок считают, что это незаменимый и абсолютно необходимый в холодное время года аксессуар.
4.Приталенный жакет, плащ или пиджак. Истинно французская манера — носить приталенные пиджаки. Их украшают тонкими ремешками или носят нараспашку.
5.Большие солнцезащитные очки. В сочетание с убранными в тугой хвост, пучок или высокую прическу волосами, такие очки смотрятся особенно стильно и изысканно.
6.Одежда черного цвета. Черный цвет для жительниц Парижа — не цвет траура. Для них он является олицетворением стиля и изящества. Поэтому для создании парижского образа необходимо иметь в гардеробе черные майки, футболки, свитеры и другие предметы одежды.
Что неприемлемо для парижского стиля.
Есть вещи, которые никогда не позволит себе купить, а тем более надеть дама с истинно французскими взглядами на моду. В одно из первых мест списка «моветона» попали слишком длинные яркие накладные ногти. Многие представительницы Франции предпочитают натуральность и нейтральность во всем. В том числе и в маникюре.
Мини-юбка в сочетание с глубоким декольте также не в стиле жительницы модной столицы. Истинная парижанка вряд ли позволит себе выглядеть слишком откровенно и чересчур сексуально.
Яркий цвет волос, разноцветное милирование, кричащие аксессуары, всевозможные начесы и огромное количество средств для укладки волос. Весь этот список дама, живущая в Париже, в большинстве случаев обойдет стороной и лишь удивится, что кому-то пришло в голову так экспериментировать со своей внешностью.
Основной критерий, который выделяет истинную парижанку, гармония во всем: в одежде, стиле, взгляде, прическе, аксессуарах. Она не стремится повторить чей-то образ и придерживается мнения об уникальности каждого человека.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 292 с. 144
292. Изложение. Прочитайте продолжение рассказа о шкатулке (начало в упр. 282). Как писатель передаёт с помощью слов игру шкатулки? Докажите, что это текст художественного стиля. Назовите определения, которые относятся к существительному звон.
Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия…
Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.
Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.
Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не смогли.
План:
3. Шкатулка замолчала навсегда.
Это художественный стиль. Об этом говорят приметы художественного стиля, прежде всего образность, изобилие изобразительно-выразительных средств. Автор пишет о вещах, как о живых, действующих по своей воле существ. Для «оживления» вещей использует олицетворение (неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка; даже ходики притихли от изумления; шкатулка замолчала). Среди других художественных средств можно назвать сравнение (стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам); метафору (полилась мелодия); эпитет (в старом и гулком доме, стеклянный переливающийся звон, чудесного звона, таинственным звоном); ряды однородных членов.
ГДЗ по русскому языку 5 класс Ладыженская, Баранов параграф 5
Укажите, в каком из отрывков ставится задача: а) сообщить точные сведения о ветре; б) обменяться впечатлениями о ветреной погоде; в) нарисовать картину порывистого ветра.
1. — Ну и ветер! Такую пылищу поднял! — Да, такого ветра давно не было. 2. Ветер — это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальным прибором и выражается в метрах в секунду (километрах в час). Направление ветра определяется флюгером*, выражается в градусах. 3. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок… Ветер со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс.
15. Определите стилистическую принадлежность каждого из высказываний, данных в начале параграфа в материале для наблюдений. Найдите в школьных учебниках научные тексты, а в хрестоматии по литературе художественные. Запишите их названия и определите стилистическую принадлежность каждого текста.
В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). Эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» — перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс –ом. Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень
Он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, который выходил из-под широкой щели, что находилась внизу двери. Казалось, будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.
По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки. Заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе. (
Н. В. Гоголь «Мёртвые души».)
16. Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле? Определите стилистическую принадлежность высказывания. Преобразуйте этот текст в научный доклад.
Нет, нельзя. Потому, что это разговорный стиль. Научный текст должен содержать факты и быть как можно больше аргументированным.
17. Прочитайте текст. Определите его стиль речи. Какова тема текста?
18. Прочитайте текст. Докажите, что он является художественным. В этом вам помогут выделенные слова.
В городе потеплело, хотя солнце клонится на закат, земля подставляет под его лучи свой продрогший зимний бочок. Греется.
Мальчик оглядывается вокруг и замечает, что снежный наст в городском сквере осел и напоминает поверхность луны. На его шероховатой, кремнистой корочке виднеются маленькие лунные цирки. И пусть не скоро распустятся почки и прорастёт трава, — на еловых лапах, на самых кончиках, уже появилась свежая зелень. Тёмные прошлогодние иголки жёсткие, а новые весенние иголочки ещё не окрепли, не научились колоться. Дотронься до них щекой — почувствуешь, какие они нежные.
Этот текст художественного стиля, так как в нем используются эпитеты, они выделены жирным шрифтом.
19. Прочитайте текст. О чем в нем говорится? Озаглавьте его. Какова задача этого текста? Определите его стилистическую принадлежность.
20. Сравните выражения приветствия и прощания. Какие из них уместно употреблять в разговоре с незнакомыми взрослыми?
Выражения «До свидания», «Доброе утро», «Здравствуйте» уместно употреблять при встрече с незнакомыми людьми