Докажите что участие в международных организациях имеет важное значение для
Докажите, что участие в международных организациях имеет важное значение для геополитического положения России.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Что такое международная организация
Международная организация — это объединение стран на основе свода соглашений. Организация может иметь устав, а может и не иметь; она может быть межгосударственной и общественной, причём некоторым из последних вполне под силу оспаривать решения иных межгосударственных (хотя, как правило, их роль при взаимодействии с межгосударственными организациями обычно сводится к исполнению функций наблюдателей или консультантов).
Вот несколько из самых известных международных организаций:
Участие в международных организациях имеет важное значение для геополитического положения России
Попытаюсь ответить на главный вопрос нашей сегодняшней темы — почему же участие в различных международных организациях имеет столь важное значения для России (или не имеет).
На мой взгляд — безусловно имеет, и причин тому несколько:
Так что, желаю тебе, Россия, освоения новых политических территорий.
Докажите что участие в международных организациях имеет важное значение для
Подробное решение параграф 4 по географии для учащихся 8 класса, авторов Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. 2018-2021
Подумайте, с какими видами географического положения связано геополитическое положение страны.
Геополитическое положение России тесно связано с эколого — геогра-фическим и этнокультурным, историко — географическим положением.
Назовите особенности государства, которые необходимо учитывать при оценке его геополитического положения. Какие особенности геополитического положения современной России снижают или повышают его конкурентноспособность в соперничестве с другими странами мира?
При оценке геополитического положения государства необходимо учитывать его географическое расположение, климат, внутреннюю инфраструктуру, внешнеэкономические связи. После распада СССР, произошло усиление «северности» территории, что привело к ухудшению в целом природно — климатических условий, что определяет низкую конкурентоспособность национального сельского хозяйства, способствует повышению энергоёмкости национального хозяйства (высокие затраты на отопление, строительство, освещение и пр.). Нарушилось единство расселения русской нации, произошёл разрыв многих хозяйственных связей. На ближних подступах к России оказались государства, которые в своих геополитических и экономических планах не всегда ориентируются на Россию.
Однако владение богатыми природными ресурсами, возможность обеспечения трансконтинентальных торговых путей, значительно повышают возможности страны во внешнеэкономических связях.
Докажите, что участие в международных организациях имеет важное значение для геополитического положения России.
Россия активно работает в международных организациях разного уровня, как политических (ООН, Совет Европы, Совет безопасности при ООН), так и экономических (ШОС, БРИКС, ЕвразЭС, ОПЕК, ОСЕАН), основателем некоторых из них является сама (БРИКС).
Основные внешнеполитические задачи современной России: сохранение её политического и экономического влияния в бывших союзных республиках, геополитического положения на южных рубежах, Среднем Востоке и в Центральной Азии, укрепление позиций страны в АТР. Новая геополитика России ориентирована на развитие взаимовыгодных отношений со всеми государствами Востока и Запада, контакты с которыми выгодны для нашей страны.
Как вы считаете, можно ли особенности этнокультурного положения России рассматривать с геополитической точки зрения? Обоснуйте свою точку зрения
Границы этнокультурных областей с разными господствующими религиями нередко становятся зонами военных столкновений и международной напряжённости.
Этнокультурное положение России — результат длительного исторического развития сложившейся в России Евразийской цивилизации и окружающих её других цивилизационных областей, отличающихся историко — культурными, этническими, религиозными и другими особенностями, вследствии этого особенности этнокультурного положения России можно рассматривать с геополитической точки зрения.
Определите по рис.18 и политической карте мира, какие страны мира входят в пограничные с Россией цивилизационные области, как проходят разделительные линии между Евразийской цивилизацией и граничащими с ней цивилизационными областями. Подумайте, в чём религиозные, историко — культурные, этнические особенности этих областей.
Длительное историческое развитие России привело к образованию огромной этнокультурной области — Евразийской цивилизации. Проживая на общей территории в течение многих столетий, славянские, финно — угорские и тюркско — монгольские народы объединились в мощный суперэтнос, сохранив своеобразие и самобытность своей материальной и духовной культуры. Преобладающая в России православная религия мирно сосуществует с другими религиями.
Российскую этнокультурную область окружают другие цивилизационные области, которые отличаются от неё историко — культурными, этническими, религиозными и другими особенностями: Европейская цивилизация на западе (Польша, Германия, Франция, Италия, Австрия, страны Скандинавии и пр.), Исламская цивилизация на южных рубежах (Иран, Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, и пр.), Восточно — Азиатская цивилизация на востоке (Китай, Индия, страны Индонезии). Каждая область отличается своими обычаями, верованиями, традициями, общественным устройством, укладом жизни. То, что допустимо в странах европейской цивилизации, в силу вышеуказанных причин, может быть признано недопустимым в исламской цивилизации, и наоборот.
Определите по рис.19 и политической карте мира, какие соседние государства могут испытывать неблагоприятное экологическое воздействие со стороны России и, в свою очередь, могут также влиять на нашу страну.
Главными регионами, оказывающими неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России, является Центральная и Западная Европа. Отсюда западные ветры поставляют загрязнённый окислами серы воздух на территорию России вплоть до Урала. Воды Баренцева моря загрязняет Нордкапское течение (продолжение Норвежского и Северо — Атлантического течений). Оно приносит промышленные и бытовые стоки из Северного и Норвежского морей.
Неблагоприятное воздействие на прилегающие районы европейской части России и Западной Сибири оказывают промышленные выбросы предприятий Украины и Казахстан
Россия «экспортирует» по воздуху в 10 раз меньше загрязняющих веществ, чем получает от своих соседей. Её леса, почвы, водоёмы являются крупнейшими природными «фильтрами», поддерживающими равновесие природной среды в Северном полушарии.
Наиболее сильно загрязнены радионуклидами моря Северного Ледовитого океана, загрязнение воздуха выбросами Норильска, Кузбасса, Челябинска, загрязнение рек и морей промышленными и бытовыми стоками. (через Волгу в Каспийское море), морские порты Черного моря (Туапсе, Новороссийск)
Школа географа — исследователя
Продолжите заполнение таблицы, используя дополнительные источники географической информации и ресурсы Интернета.
Используя дополнительные источники информации и ресурсы интернета, подготовьте сообщение о том, какие страны имеют территориальные претензии к России и в чём они заключаются.
На сегодняшний день, к России имеют территориальные претензии следующие страны: Япония, Южная Корея, Украина.
Япония до сегодняшнего дня не подписала с Россией мирный договор, из — за территориального спора за четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны. Япония с этим не согласна и считает территории своими.
Крымский полуостров, на котором расположены Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошёл в состав России 18 марта 2014 года по результатам состоявшегося на его территории референдума, на котором подавляющее большинство крымчан проголосовали за воссоединение с Россией. Украина с этим не согласна, считает Крым оккупированной территорией, а Референдум не имеющим законной силы.
В 1860 году, без согласия корейской стороны, остров Ноктундо в русле реки Туманной, отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.
В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.
Участие России в международных экономических организациях.
Международные организации, в которых участвует Россия, а их более 300, можно условно подразделить на три группы:
— специализированные экономические и научно-технические оргфанизации;
В строгом смысле слова все эти организации не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи. Их целью не является извлечение прибыли, они финансируются из бюджета, составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. В то же время в своей совокупности они имеют важнейшее значение для российской и мировой экономики. В них (прежде всего в первой и третьей группе) во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи.
На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях: Союзное государство, ООН (Совет Безопасности ООН), ВТО, СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, АТЭС, АСЕАН и д.р.
Важно сказать, что наша страна не просто состоит в указанных выше организациях, а принимает в их работе самое активное участие. Рассмотрим самые актуальные аспекты данной работы.
Россия вступила в ряды стран-членов ВТО в 2012 году, и эксперты имеют различное мнение на этот счет. С одной стороны, для российских предприятий созданы благоприятные условия для развития деятельности в странах-членах ВТО, с другой стороны Россия должна на условиях взаимности и равноправия открыть свой рынок для притока иностранной конкуренции.
Россия играет важную роль в ШОС наравне с КНР, поскольку она является очень сильной державой и одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов в страны ШОС. Именно Российским лидером была предложена идея о создании Энергетического клуба ШОС, которую поддержали все страны –участницы организации. Данный клуб выступает в качестве механизма, объединяющего производителей, потребителей и транзитных стран энергоресурсов, и все страны-участницы ШОС поддержали эту идею. Также Россия, являясь сильной державой в ядерной энергетике, разрабатывает проекты по предотвращению международных конфликтов и их мирному урегулированию.
Россия играет в СНГ важную роль, поскольку является самым крупным участником объединения, она больше всех остальных стран участниц оказывает влияние на экономику содружества, так как обладает наиболее емким рынком. Любые решения по всем направлениям (политическому, экономическому, научному и др.), принимаемые российскими властями, так или иначе сказываются на остальных странах-участницах. Также стоит отметить, что Россия играет важную роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве
Россия играет важную роль в таможенном союзе, она стала главным организатором и смогла объединить три исторически и географически близкие страны. Организация имеет ассиметричный характер, и это можно проследить по различным показателям. Россия имеет самое большое население (82 %), самую большую территорию (85 %), самый большой ВВП (89 %) и самую большую долю в экспорте (82 %).
Таможенный союз, в котором сейчас действует единое экономическое пространство, перешел на новый уровень, и дал начало существованию новой региональной организации Евразийскому экономическому союзу, действующему с 2015 года. Роль России в данном Союзе, как и во всех предшествующих ему стадиях развития интеграции, очень важна, поскольку она является лидером регионального объединения и имеет самые высокие показатели в различных сферах деятельности. Все решения Российских властей определенным образом сказываются на остальных странах-участницах регионального объединения, но, помимо всего прочего, РФ играет важную роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.
Россия сотрудничает со Всемирным банком, в 1992 г. Россия присоединилась к МВФ и МБРР, к международной финансовой корпорации и Европейскому банку реконструкции и развития. МВФ и МБРР – ведущие кредиторы России. В 1992-1998 гг. МБРР предоставил кредиты на сумму 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта. Международная финансовая корпорация играет заметную роль в содействии рыночным реформам (приватизация).
Главная задача Всемирного банка – обеспечение эффективного использования средств, следовательно, получение каждого следующего кредита для России сложнее, так как Всемирный банк помогает странам с временными трудностями в уравновешивании платежного баланса, а Россия рассматривала его кредиты как спасение от экономического и финансового кризиса. ЕБРР кредитует в основном частный сектор. В 1992 г. Россия получила статус наблюдателя в ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).
Россия принимает участие в работе Лондонского клуба. Возникает следующий парадокс: в банках, участвующих в Лондонском клубе ведутся счета долгов России, но в тех же банках лежат не меньшие деньги теневого и криминального капитала.
Американская исследовательская компания Pew Research Center провела опрос в 44 странах мира в период с 17 марта по 5 июня 2014 года и рассмотрела в целом, каков баланс отношения к России по состоянию на 2014 год в различных международных организациях. Единственная организация, где Россия на данный момент сохраняет позитивный имидж – это БРИКС, наиболее критическая ситуация наблюдается в Большой семерке (см. рис. 5).
Рис. 5. Отношение к России в международных организациях.
Итак, в мире определенно существует тенденция к ухудшению восприятия России и надежды на то, что конфронтация с Западом послужит на пользу имиджу страны и укрепит ее влияние на международной арене, в целом не оправдываются.
Однозначное ухудшение имиджа России в большинстве международных организаций может существенно отразиться и на экономике нашей страны, так как принимаемые этими в рамках ООН, G7 и G 20 решения вряд ли будут отвечать российским национальным интересам.
Проблемы участия и членства России в международных организациях
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 15.09.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Активное и прагматичное включение в деятельность международных организаций является одним из внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России. По мере преодоления противостояния и становления многополярного мира объективно возрастает значение механизмов многостороннего взаимодействия. Важность участия в международных организациях тем более важна, что позволяет в значительной степени компенсировать сокращение внешнеэкономических и внешнеполитических возможностей России по сравнению с СССР. В большинстве этих организаций Российская Федерация признана правопреемницей Советского Союза.
Международные организации, в которых участвует Россия, а их более 300, можно условно разделить на три группы:
Система ООН
ООН, насчитывающая 184 члена, является глобальной ассоциацией, имеющей огромное значение для России. Участие нашей страны в деятельности ООН велико и разнообразно.
Для России важно использовать уникальный мировой опыт, накопленный в ООН, для решения социально-экономических проблем.
Одним из основных положительных факторов в получении такой технической и консалтинговой помощи являются относительно низкие затраты по сравнению с теми, которые понесла бы Россия в случае выхода на коммерческий рынок международных экспертных услуг. В то же время уровень качества помощи соответствует самым высоким международным стандартам. Кроме того, значительный эффект при получении Россией помощи от системы ООН (по сравнению с двусторонними каналами) достигается за счет присущего ООН нейтралитета и объективности в предоставлении услуг.
Естественно, не все безупречно в деятельности ООН и учреждений ее системы, и Россия, по согласованию с основными вкладчиками бюджетов этих организаций, прилагает усилия для повышения их эффективности и снижения затрат на их функционирование. Таким образом, для России координация деятельности расширенных программ международных организаций по оказанию помощи Российской Федерации и другим странам с переходной экономикой становится все более актуальной задачей.
Система ООН является разветвленным организмом. Наиболее универсальным органом ООН является Генеральная Ассамблея (ГА). В ней принимают участие все государства-члены. Работа Генеральной Ассамблеи ООН осуществляется комитетами. Экономический и финансовый комитет является основным нормативным элементом системы. Его резолюции и решения служат основой для работы всех других органов и программ ООН, связанных с социально-экономическими вопросами.
Основным уставным органом ООН по международному социально-экономическому сотрудничеству является Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). Повестка дня его ежегодных и специальных сессий охватывает практически весь спектр проблем в экономической, торгово-политической, экологической, социальной, гуманитарной и правовой областях, здравоохранении, образовании и др.
Такие как:
Региональные экономические комиссии являются вспомогательными органами ЭКОСОС по вопросам социально-экономического развития отдельных регионов.
Всего их пять:
Россия является полноправным членом ЕЭК и ЭСКАТО и активно участвует в их работе.
Деятельность ЕЭС охватывает все основные отрасли (наука и техника, промышленность, энергетика), а также разработку общеевропейских норм и стандартов в области транспорта, охраны окружающей среды, жилищного строительства, сельского и лесного хозяйства, статистики, перевозки опасных грузов и др. В России их внедрение способствует ускорению процесса ее интеграции в европейскую и мировую экономику.
Российские министерства и ведомства, участвующие в деятельности ЕЭК, имеют возможность получать информацию о последних тенденциях и направлениях научно-технической политики, что, по оценкам ЕЭК, дает заинтересованным сторонам ежегодную экономию в десятки миллионов долларов для проведения соответствующих научно-технических разработок и приобретения ноу-хау за рубежом. Практическое значение имеет использование ЕЭС для извлечения уроков из европейского и мирового опыта в области приватизации и перехода экономики к рыночным отношениям.
Оперативные программы и фонды ООН. Большой интерес для России представляют такие фонды и программы ООН в области оперативной деятельности как:
Сотрудничество с этими организациями открывает перед Россией значительные потенциальные возможности для получения технической и иной помощи. Таким образом, ПРООН является основным агентством по финансированию и реализации технических проектов в рамках системы ООН. Бюджет годовой программы, состоящий из добровольных взносов, составляет около 1 миллиарда долларов США. Проекты, разработанные ПРООН для России, привлекают дополнительные ресурсы от двусторонних и многосторонних доноров. Уже реализованы проекты по оказанию консультационных услуг заинтересованным российским агентствам, переподготовке менеджеров российских предприятий в соответствии с требованиями рыночной экономики, охране окружающей среды Черного и Каспийского морей и ряд других.
ЮНКТАД. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является органом Генеральной Ассамблеи ООН.
Круг ведения ЮНКТАД включает в себя:
Принятие, в случае необходимости, мер в сотрудничестве с компетентными органами ООН для проведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли. В последние годы в деятельности ЮНКТАД появились важные новые элементы, главным образом в связи с проведением в 1992 году в Картахене VIII Конференции ЮНКТАД. На сессии были приняты принципиальные решения об изменении деятельности организации по четырем основным направлениям: пути развития, новое международное партнерство в целях развития, глобальная взаимозависимость, устойчивое развитие.
Специализированные учреждения системы организации объединенных наций
Специализированными учреждениями являются межправительственные международные организации. Они связаны с системой ООН, главным образом посредством отчетности перед уставными органами Организации, но независимы в выборе своего бюджета и политики и имеют свои собственные секретариаты и программы. Решения о функционировании этих учреждений принимаются на сессиях их межправительственных органов, как основных, так и вспомогательных.
Эти организации заняли прочное место в международном сотрудничестве в конкретных областях своей компетенции, и их деятельность представляет практический национальный экономический интерес для России. Например, информация, полученная только через Международную океанографическую комиссию ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), в числе других направлений сотрудничества с этой организацией, оценивается специалистами в десятки миллионов долларов.
ЮНИДО. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) является одним из ведущих специализированных учреждений ООН, координирующих деятельность системы ООН в области международного промышленного сотрудничества и содействия промышленному развитию отдельных стран и регионов мира. Деятельность ЮНИДО осуществляется в рамках проектов технической помощи странам в трех основных областях: разработка промышленной политики и прогнозирование промышленного развития; содействие промышленному развитию путем инвестирования, разработки и передачи новых технологий; консультативная помощь в выборе путей совершенствования промышленной и научно-технической инфраструктуры. Объем технической помощи, предоставленной ЮНИДО в 1992 году, составил более 135 млн. долларов США. Кроме того, было инициировано почти 2 900 инвестиционных проектов на сумму 1,5 млрд. долл.
Деятельность ЮНИДО в ряде областей представляет значительный практический интерес для России. Прежде всего, это концептуализация промышленного развития и международной кооперации, передача технологий, промышленная экология, энергетика, конверсия, содействие промышленному инвестированию, свободные экономические зоны, содействие кооперации на уровне предприятий, промышленный менеджмент, приватизация, помощь малому и среднему бизнесу.
В последние годы значительно расширилось сотрудничество Российской Федерации с ЮНИДО. Его основной целью было использование потенциала ЮНИДО для содействия экономическим реформам в российской промышленности.
Особенно важным становится сотрудничество с ЮНИДО в области привлечения иностранных инвестиций в российскую промышленность. Организация имеет сеть центров содействия промышленному инвестированию, расположенных в ведущих странах Запада, Японии, Южной Корее и т.д., что позволяет разрабатывать инвестиционные предложения на основе обширной базы данных потенциальных инвесторов и их заявок на объекты капитального строительства.
Однако ЮНИДО не только занимается «стыковкой» инвестиционных предложений, но и изыскивает потенциальные источники финансирования для их реализации. В рамках этих мероприятий ЮНИДО организовала в ноябре 1992 года в Вене Инвестиционный Форум для России и других стран СНГ, на котором было представлено около 200 инвестиционных проектов, разработанных экспертами ЮНИДО. Планируется провести ряд инвестиционных форумов для регионов России.
Борьба МОТ против дискриминации в области труда и занятости, за ликвидацию принудительного труда тесно переплетена и в значительной степени дополняет деятельность ООН в области защиты основных прав человека. МОТ имеет эффективный механизм мониторинга соблюдения международных трудовых стандартов, а ее члены ежегодно отчитываются о применении ими ратифицированных конвенций МОТ.
С практической точки зрения МОТ является важным форумом для обсуждения актуальных вопросов социальной политики и имеет большой опыт решения социально-трудовых проблем, который активно используется странами-членами. В МОТ разработаны 172 конвенции и 181 рекомендация, охватывающие широкий круг социально-трудовых вопросов (Россия является участницей 50 конвенций МОТ), энциклопедия по безопасности и гигиене труда, различные практические пособия и своды правил по конкретным трудовым вопросам, пособия по управлению и профессиональной подготовке. В последнее время приняты такие важные акты, как конвенции по охране труда, по использованию химических веществ на производстве, по защите интересов работников в случае банкротства работодателя, по предотвращению крупных несчастных случаев на производстве. При МОТ действуют Международный институт социально-трудовых исследований и Международный учебный центр.
Информационно-экспертный потенциал МОТ используется для создания современной системы трудовых отношений в России. В целом формирование современной системы трудовых отношений и соответствующего законодательства России осуществляется с широким использованием стандартов, разработанных в МОТ. Так, в 1993 году МОТ дала экспертную оценку проектам основ законодательства об охране труда и проектам основ трудового законодательства.
Российская Федерация с точки зрения их соответствия стандартам МОТ и мировой практике.
При содействии МОТ в России внедряется концепция социального партнерства. Это находит свое отражение, в частности, в создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоящей из представителей государства, профсоюзов и работодателей, целью которой является гармонизация социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства и содействие в разрешении коллективных трудовых конфликтов.
Специалисты МОТ также оказывают содействие в пересмотре рынка труда, совершенствовании статистики труда, разработке нового российского классификатора профессий, обновлении статистики затрат на рабочую силу, формировании современных служб занятости.
Международный учебный центр МОТ проводит обучение представителей частного сектора российской экономики по следующим темам: современное управление предприятием, содействие развитию малого бизнеса, развитие предпринимательских навыков.
МОТ также оказывает содействие в создании в России независимых и социально ответственных бизнес-организаций, в трансформации профсоюзной деятельности по отношению к рыночной экономике и осуществляет для них соответствующую деятельность.
ВОЗ. Участие России в деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предоставляет нашей стране уникальную возможность широко использовать большой научный, организационный, методологический, образовательный, нормативный, человеческий и, отчасти, финансовый потенциал этой международной организации. Ее участие в Международной программе по медицинским последствиям аварии на Чернобыльской АЭС, в Глобальной программе по борьбе со СПИДом, в Расширенной программе иммунизации, в Программе ВОЗ по экологической гигиене, в Программе по основным лекарственным средствам, в программах ВОЗ по охране здоровья и планированию семьи имеет большое практическое значение для здоровья России.
Специализированные организации научно-технического профиля. Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) являются, по сути, нормативными механизмами регулирования многосторонних режимов электросвязи, метеорологического наблюдения, защиты интеллектуальной собственности, почтовых служб, и «Без этих учреждений международное сотрудничество в соответствующих областях сегодня невозможно».
Эффективность участия в ВМО-Организация международного сотрудничества в области гидрометеорологии обусловлена конкретными задачами, решаемыми этой организацией, многие из которых не могут быть решены одной или несколькими странами вообще (изучение глобальной циркуляции атмосферы, Мирового океана, климата планеты и его изменений, истощение озонового слоя, уменьшение опасности стихийных бедствий, сбор, обработка и распространение оперативной информации о фактическом прогнозируемом состоянии природной среды и др. ). Основная деятельность ВМО осуществляется в рамках научно-технических программ, результаты которых с большой эффективностью используются в национальных интересах.
Участие России в деятельности ВОИС, организации, обеспечивающей охрану интеллектуальной собственности, приносит значительные выгоды. Оно создает правовую базу для эффективной охраны российских изобретений и товарных знаков за рубежом, способствует экспорту, позволяет влиять на формирование и пересмотр международных соглашений в области охраны промышленной собственности, в частности, в таких передовых областях, как компьютерное программное обеспечение, интегральные схемы, генная инженерия, биотехнологии и др. Участие России в ряде технических программ ВОИС обеспечивает обмен опытом и международное сотрудничество в области хранения, обработки и поиска патентной и научно-технической информации.
При активном содействии ВОИС был разработан пакет российских законов об охране промышленной собственности, обеспечивающий их соответствие международным стандартам.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) занимается ключевыми агропромышленными проблемами как на национальном, так и на международном уровнях. ФАО является крупнейшим специализированным учреждением ООН по размеру своего бюджета.
Россия имеет статус наблюдателя при ФАО, что дает определенный доступ к ее информации и опыту. Полное членство в ФАО поможет укрепить российский агропромышленный комплекс за счет доступа к уникальным базам данных и международному опыту и знаниям в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, перевода агропромышленного комплекса на рыночные рельсы, развития аграрного законодательства, совершенствования системы налогообложения и т.д.
Многосторонние финансовые и торговые учреждения
В ГАТТ полностью участвуют 106 стран, включая все основные торговые державы мира и большинство стран Восточной и Центральной Европы. Более 150 стран принимают участие в ГАТТ в различных формах. Россия, Китай и Болгария имеют статус наблюдателя.
В рамках ГАТТ состоялось 8 раундов многосторонних торговых переговоров, в ходе которых осуществлялось последовательное снижение ставок таможенных тарифов стран-участниц, разрабатывались соглашения о либерализации международной торговли по таким вопросам, как стандарты и другие нетарифные меры регулирования внешней торговли, государственные закупки, международная торговля услугами, торговые аспекты интеллектуальной собственности, иностранные инвестиции, торговля гражданскими воздушными судами и текстильными товарами. Наиболее важным раундом международных торговых переговоров стал «Уругвайский раунд» (1986-1993 годы).
Одним из главных итогов «Уругвайского раунда» является решение о создании в 1995 году универсальной Всемирной торговой организации (ВТО), которая будет включать в себя как Генеральное соглашение по тарифам и торговле, так и весь комплекс соглашений и договоренностей, достигнутых в ходе «Уругвайского раунда». Сфера компетенции новой ВТО будет значительно расширена, в первую очередь за счет вопросов торговли услугами, охраны интеллектуальной собственности и ряда других вопросов. Будущее ВТО направлено также на повышение эффективности и совершенствование механизма регулирования торговых и политических отношений стран-членов, урегулирование споров и разногласий, содействие более широкому доступу товаров и услуг на рынки, снижение вероятности односторонних торговых репрессий и торговых войн.
Статус наблюдателя в Совете и на сессиях ГАТТ (предоставленный СССР 16 мая 1990 года) позволил России ознакомиться с правилами ГАТТ и начать применять их в ходе реформирования своего внешнеторгового механизма. Кроме того, Россия участвует в качестве наблюдателя в работе комитетов ГАТТ по лицензированию импорта, антидемпингу, таможенной оценке, торговле воздушными судами, техническим барьерам в торговле. Участие России в ГАТТ/ВТО в качестве полноправного партнера позволит эффективно использовать мировые торгово-политические механизмы для улучшения условий доступа российских товаров и услуг на основные рынки, а также предотвращения конфликтных ситуаций, нарушающих интересы российских инвесторов и экспортеров.
Россия стремится к тому, чтобы в кратчайшие сроки присоединиться к ГАТТ/ВТО в качестве равноправного партнера. В то же время основной задачей в ходе предстоящих переговоров является получение условий членства в ГАТТ/ВТО, максимально приближенных к стандартам, что исключило бы дальнейшее ущемление прав России в торговле.
Процесс присоединения будет включать в себя масштабные и весьма сложные многосторонние переговоры по широкому кругу экономических вопросов, затрагивающих компетенцию десятков российских ведомств (торговая политика, внешнеэкономический механизм России, система тарифного и нетарифного регулирования экспорта/импорта, таможенная система, валютное регулирование, система субсидий, налогообложение, ценообразование, инвестиционный режим, законодательство в сфере услуг, интеллектуальная собственность, аграрное законодательство и т.д.). Снижение таможенных пошлин, возможное в результате распространения на Россию положений ГАТТ, в том числе решений «Уругвайского раунда», будет способствовать расширению и оптимизации структуры российского экспорта.
МВФ. Международный валютный фонд (МВФ) является международным финансовым учреждением со статусом специализированного агентства ООН. Он был создан в 1944 году и фактически начал функционировать в 1946 году. В свое время СССР принимал активное участие в разработке Устава МВФ на конференции в Бреттон-Вудсе (США, 1944 г.). Однако надвигающаяся холодная война привела к тому, что Советское правительство не подписало соглашение о создании Фонда. В состав МВФ входят 178 стран, включая Россию (с июня 1992 г.).
Совет управляющих проводит ежегодные сессии. Каждая страна назначает своего уполномоченного, обычно министра финансов или председателя центрального банка. Директорат состоит из 22 членов из групп стран. Его решения обычно принимаются консенсусом.
Наиболее важным структурным подразделением Фонда, которое, по сути, обеспечивает директивное руководство, является Временный комитет по реформе международной валютной системы, который отвечает за согласование всех вопросов, касающихся деятельности МВФ, конституционных поправок, пересмотра квот, выпуска СДР, использования ресурсов МВФ и т.д.
В области управления платежным балансом и внешней задолженностью МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии внесения определенных изменений в их экономическую политику. Страна-заемщик согласовывает с Фондом программу финансовой и экономической стабилизации до получения условных кредитов. В зависимости от хода реализации этой программы страна будет обеспечена валютными ресурсами, предоставляемыми в рамках кредитного соглашения с МВФ. В условиях долгового кризиса наличие такой программы и соответствующего соглашения с МВФ стало своего рода международным доказательством платежеспособности страны и необходимым условием для облегчения долгового бремени другими официальными и частными кредиторами.
В августе 1992 г. МВФ одобрил первый транш кредита standby (4,1 млрд. долл.) для России, который был полностью использован к январю 1993 г.; МВФ готов создать стабилизационный фонд для рубля (6 млрд. долл.).
Соглашения России с МВФ особенно важны, поскольку они дают рекомендации всем остальным кредиторам и иностранным инвесторам.
Всемирный банк. Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который часто называют Всемирным банком, родилась в июле 1944 года на Валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США). Всемирный банк начал свою деятельность в июне 1946 года. Целями Банка являются содействие странам-участницам в экономическом развитии и реструктуризации, содействие частным иностранным инвестициям путем предоставления гарантий или участия в займах и других капиталовложениях, предоставляемых частными инвесторами, содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию платежного баланса. По состоянию на 1993 год в состав МБРР входят более 170 стран, включая страны СНГ и Восточной Европы.
В настоящее время Всемирный банк уделяет внимание исключительно развивающимся странам, а также странам Восточной Европы. Его основными направлениями деятельности являются среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных объектов в различных отраслях экономики этих стран. Он также активно участвует в подготовке проектов, технических и финансовых технико-экономических обоснований.
Новым направлением деятельности Банка, не имеющим прямого отношения к кредитованию объектов инвестирования, стало финансирование программ структурной перестройки, сначала в развивающихся, а затем и в бывших социалистических странах Восточной Европы.
В 1993 году Всемирный банк одобрил кредиты на общую сумму 23,7 млрд. долл. США для реализации проектов и программ экономического развития, направленных на реструктуризацию национальной экономики стран-реципиентов. Погашение займов обычно начинается через пять лет после выдачи, а срок погашения займов составляет 15-20 лет. Всемирный банк предоставляет часть этих денег развивающимся странам в качестве взносов стран-членов. Однако Банк получает большую часть этих средств за счет продажи своих облигаций на глобальных финансовых рынках.
В 1992 году Совет директоров МБРР одобрил первый кредит России в размере 600 млн. долл. (так называемый реабилитационный кредит). Первая часть (300 млн. долл. США) этого кредита находится в процессе выделения. Кроме того, МБРР согласился предоставить России около 8 млрд. долл. США на реализацию различных проектов в рамках среднесрочной программы кредитного сотрудничества 1993-1996 гг.
В 1994 году Совет директоров МБРР принял решение о выделении России ряда целевых кредитов;
Европейский банк. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был открыт и начал свою деятельность в апреле 1991 года. Целями ЕБРР являются содействие переходу к открытой рыночной экономике и развитие частного предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы, приверженных многопартийной демократии и рыночной экономике и проводящих их в жизнь.
В настоящее время в состав ЕБРР входят 57 стран-членов, а также Европейский союз и Европейский инвестиционный банк.
Органами управления ЕВРООР являются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член Банка представлен в Совете управляющих и назначает одного управляющего и одного заместителя управляющего. Совет директоров ЕБРР состоит из 23 членов.
Банк предоставляет денежные средства, основываясь на принципах надежности банковских и инвестиционных операций и в сроки, необходимые для принятия коммерческих решений. За период деятельности ЕБРР его Правление утвердило около 45 проектов на общую сумму около 4,7 млрд. долл. Общая сумма обязательств ЕБРР по этим проектам составила около 1,3 млрд. долларов, хотя реальное использование открытых кредитных и инвестиционных линий все еще несколько ниже. Более половины всех операций приходится на Польшу и Венгрию.
В соответствии со стратегией ЕБРР для России планируется 39 проектов технической помощи и 38 проектов с финансовым участием Банка. Общая стоимость проектов ЕБРР составляет 9,5 млрд. долларов, из которых 1,5 млрд. долларов выделяются непосредственно Банком.
В рамках многосторонней помощи со стороны «Большой семерки» предусматривается участие ЕБРР в Фонде поддержки малого и среднего предпринимательства (150 из 300 млн. долл. США). Планируется выделить около 425 млн. долл. в рамках Программы приватизации и структурных преобразований.
Также существует ряд региональных банков развития: африканский, межамериканский, азиатский и карибский. С учетом взносов других стран и заимствований на рынках капитала международным банкам развития удается накапливать около 45 млрд. долл. США в год, что делает их одним из крупнейших источников финансирования развития.
Вывод:
В новом взаимозависимом мире объективно возрастает значение многосторонних механизмов для России, в частности, потому, что это позволяет в значительной степени компенсировать сокращение внешнеэкономических и внешнеполитических возможностей России по сравнению с СССР,
Участие России в ООН как глобальной ассоциации и специализированных учреждений ее системы имеет особое значение.
Хотя ООН имеет ограниченные финансовые возможности для оказания помощи, она может выступать в качестве катализатора международного сотрудничества и участия доноров. Кроме того, Россия ежегодно получает по каналам ООН десятки миллионов долларов научно-технической и социально-экономической информации, ноу-хау, документов и материалов.
Специализированные учреждения Организации Объединенных Наций фактически являются незаменимыми на сегодняшний день механизмами регулирования многостороннего сотрудничества в определенных секторах.
Многосторонние финансовые и торговые учреждения играют важнейшую регулирующую роль в вопросах торговли и кредитно-денежной политики. Их значение для российской экономики при ее переходе на рынок невозможно переоценить.
Например, процесс либерализации торговли в рамках ГАТТ имеет ключевое значение для российского экспорта, соглашения с МВФ рассматриваются как своего рода международное доказательство платежеспособности страны и необходимое условие для списания долга другими официальными и частными кредиторами.
Во многих организациях ООН создается правовое пространство, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи. В этом смысле система ООН и бреттон-вудские учреждения играют важную роль для российской и мировой экономики.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.