Доклад что такое домострой
Чему учит книга «Домострой»?
Что такое «Домострой»?
«Домострой» — памятник древнерусской литературы, сборник наставлений. На протяжении нескольких столетий на Руси «Домострой» регулировал правила духовной жизни, семейно-бытовых отношений, а также взаимоотношения между людьми.
«Домострой» появился в XVI веке благодаря духовному наставнику Ивана Грозного протопопу Сильвестру, выходцу из богатых купцов Великого Новгорода. Однако считать его автором книги было бы неверно. Сильвестр, скорее, ее составитель и редактор. Литературоведы считают, что в основу книги легли многие уже существующие источники как русского, так и европейского происхождения. Например, старинные сборники поучений:
«Домострой» по сути был энциклопедией русской жизни. Книга делилась на три части:
В книге есть предисловие, 67 глав и «послание и наказание ото отца к сыну». Эту главу Сильвестр адресовал своему единственному сыну Анфиму.
Отношение к царской власти
Отношение к царской власти было выражено в словах:
Царя бойся и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, и во всем повинуйся ему. Если земному царю правдой служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя бояться: этот — временен, а Небесный — вечен и Судия нелицемерный, и воздаст каждому по делам его.
Семейная жизнь в «Домострое»
В семейной жизни по «Домострою» необходимо было придерживаться строгой иерархии. Эта позиция сегодня сталкивается с критикой. Каждый член семьи, согласно книге, должен был знать свое место и обязанности. Муж был добытчиком, жена — хозяйкой в доме, а дети обязаны были подчиняться старшим беспрекословно.
Если ребенок не слушался родителей и никакие увещевания не помогали, то не возбранялись и телесные наказания, что с современной точки зрения — совершенно недопустимо. Бить за провинность разрешалось только мальчиков, девочек лишь строго ругали.
Жена по по «Домострою» должна была быть «чиста и послушна». В ее обязанности входило:
Достойная жена была молчалива, трудолюбива и добра, во всем советовалась с мужем. В «Домострое» было сказано, что главное дело женщины «Богу и мужу угодить». Хозяйка должна была всегда быть занята делами, не заниматься пустыми праздными разговорами. Если же жена вела себя неправедно, то муж мог ее и «поучить», причем не только словесно. Прилюдно делать это было нельзя. После «учения» жену следовало пожалеть и приласкать.
Сегодня в вопросе семейных отношений «Домострой» едва ли можно назвать грамотным руководством для пар. Поэтому книга остается лишь памятником литературы того времени.
Довольно жестокие указания давались и по отношению к слугам.
Воспитание детей по «Домострою»
Дети воспитывались в строгости, за их воспитание отвечали оба родителя. Сыновей и дочерей учили «страху Божию», ремеслу, рукоделию, знанию, правилам вежливости. Дети рано начинали помогать по хозяйству, к 7-8 годам осваивали какое-нибудь рукоделие или ремесло. Взрослые дети должны были заботиться о своих престарелых родителях. Обижая отца или мать, можно было заслужить проклятие перед Богом.
Кто бьет отца или мать – тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери.
В «Домострое» большое внимание уделялось полезным советам по рачительному ведению хозяйства. Например, из книги можно было узнать:
«Домострой», появившийся в XVI веке, еще сотни лет использовался как практическое руководство семейной жизни. Сегодня большая часть советов из книги уже не актуальна, мир изменился, а отношения между людьми, в том числе, в семье стали основываться на принципах взаимоуважения, а не страха «наказания».
Читайте также:
«Домострой»
ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО
1. Патриархально-суровый и косный семейный быт (по названию старинного русского свода житейских правил).
2. Хороший хозяин, устроитель порядка в своем доме.
ПОЛЕЗНАЯ КНИГА
«Домострой» создан в первой половине царствования Ивана Грозного. Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.
«Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД-2
…Аргумент зарубежных исследовательниц в пользу теории «теремного затворничества» состоит в том, что в период укрепления великокняжеской, а потом и царской власти и увеличения могущества боярско-княжеской аристократии женщины остались в стороне от этих процессов и не получили права самостоятельно властвовать, самореализовываться и даже передвигаться без мужского сопровождения.
АВТОРСТВО
ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ ДОМОСТРОЯ
6. Како посещати в монастырех и в болницах и в темницах и всякаго скорбна («напои, накорми, согрей»)
В монастыри, и в болницы и в пустыни и в темницы закълюченных посещаи и милостыню и сил всяких потребных подаваи елико требуют, и види беду их и скорбь и всяку нужу елико возможно помогаи им и всякаго скорбна и бедна и нужна и нища не презри, введи в дом свои напои накорми согреи одежи всею любовию и чистою совесьтию теми милостива Бога сотвориши и свободу получиши а родителем своим преставльшимся память твори к церквам Божиим приношение и в дому по них кормлю твори нищим милостыню и сам от Бога помяновен будеши.
(В монастыре, и в больнице, и в затворничестве, и в темнице заключенных посещай и милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей, приветь с любовью и с чистою совестью: и этим милость Бога заслужишь и прощение грехов получишь; также и родителей своих покойных поминай приношением в церковь Божию, и дома поминки устраивай, а нищим раздай милостыню, тогда и сам будешь помянут Богом).
20. Похвала женам («если дарует Бог жену добрую»)
Аще дарует Бог жену добру дражаиши есть камени многоценнаго таковая от добры корысти не лишится, делает мужу своему все благожитие, обретши волну и лен сотвори благопотребно рукама своима, бысть яко корабль куплю деющи издалече збирает в себе богатество и востает из нощи и даст брашно дому и дело рабыням, от плода руку своею насадит, тяжание много, препоясавше крепко чресла своя утвердит мышца своя на дело и чада своя поучает, тако же и раб, и не угасает светилник ея всю нощь руце свои простирает на полезная, лакти же своя утвержает на вретено, милость же простирает убогу плод же подает нищим, не печется о дому муж ея многоразлична одеяния преукрашена сотвори мужу своему и себе и чадом, и домочадцем своим, всегда же мужь бысть в соньмищи с вельможи и сядет знаемым вельми честен быст, и благоразумно беседова разумеет яко добро делати никто же без труда венчан будет, жены ради добры блажен мужь и число днии его сугубо, жена добра веселит мужа своего и лета его исполнить миром, жена добра часть блага в части боящихся Господа да будет, жена бо мужа своего честне творяще, первие Божию заповедь сохранив благословена будет, а второе от человек хвалима есть, жена, добра, и страдолюбива и молчалива, венец есть мужеви своему обрете мужь жену свою добру износит благая из дому своего, блажен есть таковые жены мужь и лета своя исполняют во блазе мире, о добре жене хвала мужу и честь.
(Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая по корысти добра не лишит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу. Собрав шерсть и лен, сделай что нужно руками своими, будь как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства и возникает из ночи; и даст она пищу дому и дело служанкам, от плодов своих рук увеличит достояние намного; препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело и чад своих поучает, как и рабов, и не угаснет светильник ее всю ночь: руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за веретено, милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим, — не беспокоится о доме муж ее; самые разные одежды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому всегда ее муж соберется с вельможами и сядет, всеми друзьями почтен, и, мудро беседуя, знает, как делать добро, ибо никто без труда не увенчан. Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословится Богом, а во-вторых, славится и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая — венец своему мужу, коли обрел муж жену свою добрую — только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире; за хорошую жену похвала мужу и честь).
54. В погребе и на леднике всего беречи («и рыжики, и икра, и морс»)
А в погребе и на ледникех, и на погребицех хлебы и колачи, сыры яица забела, и лук чеснок и мясо всякое, свежее и солонина и рыба свежая и просольная и мед преснои, и ества вареная мясная и рыбная студенью и всяи запас естомои, и огурцы и капуста соленая и свежая и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и росолы ставленыя, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные и вина флязские, и горючие и меды всякие, и пива сыченые и простые, и брага, и всяго того запасу ключнику ведати, и сколько чево на погребице поставлено, и на леднике и погребе, и все бы то сочтено и перемечено што вполне што не вполне, и перемечено, и записано и сколько чего куды отдаст по приказу государеву и сколко чево разоидетца то бы было все в счете было бы што господарю сказать, и отчет во всем дати а все бы то было чисто и в покрыте, и не затхлося и не заплеснело, и прокисло, а вина фряские и сыченая перевара, и всякое лутчее питье в опришенном погребе за замком держать а сам бы тамо ходил.
Книга Домострой — история создания и краткое содеражение правил поведения в семье
К числу памятников древнерусской литературы относится книга «Домострой», основной тематикой которой является регламентирование семейно-бытовых отношений. Это во многом уникальное произведение, поскольку посвящено оно было не классическим религиозным канонам, а взаимоотношениям между людьми, что для того времени было в новинку. Авторство приписывают духовному наставнику Ивана Грозного протопопу Сильвестру, выходцу из Новгорода.
Источники произведения
Сильвестр, автор «Домостроя», уже имел на момент его создания определенный литературный опыт — он принимал участие в написании «Судебника» (1550) и «Великих миней читиих». Однако его основной труд не имел прямого отношения к религиозным догматам, хотя, конечно, правила семейной жизни в рассматриваемом произведении были четко регламентированы церковными канонами и христианскими обычаями. История создания книги достаточно хорошо изучена.
Однако литературоведы уверены, что считать Сильвестра автором книги было бы неверно — он скорее составитель и редактор. Анализ стилевых особенностей, специфики изложения материала позволяет сделать вывод о том, что в написании великого произведения принимали участие несколько людей, причем работа велась не один год. Так, на страницах «Домостроя» можно найти настолько очевидные повторения одного и того же, что становится очевидным — об одном авторе не может быть и речи. Кроме того, присутствуют диалектизмы из различных регионов страны, меняется стиль повествования (с просторечия на деловой или фольклорный).
К числу источников, которые послужили основой для написания замечательной и по-своему актуальной книги, литературоведы относят:
Таким образом среди источников произведения основную долю составляют религиозные, но и светские также присутствуют. Это позволило создать действительно уникальное произведение, так называемую «учительскую прозу» в лучшем ее воплощении.
Структура и особенности стилистики
Вне зависимости от редакции «Домостроя» (до нас дошло их несколько, поскольку на Руси было принято не только переписывать книги, но и привносить в их содержание нечто свое), в его структуре выделяется 3 составные части. Первая посвящена рассмотрению отношения к церкви и ее догматам. Вторая рассматривает правильное отношение к семье и домочадцам, третья — о домоводстве.
Классический текст включает в себя 64 главы: 63 основные и дополнительная, 64-я — послание автора к своему сыну. В ней священник пытается не только сделать своеобразное «резюме» содержания книги, предложить собственные краткие выводы, но и сквозь призму своей собственной жизни рассмотреть житейские и бытовые правила. Написана эта глава в форме обращения.
Есть версия, что именно 64-я глава и имеет авторство Сильвестра, в то время как все прочие представляют собой произведения, отрывки различных авторов, которые протопоп «довел до ума» и систематизировал в единое произведение. «Домострой» — это не художественное произведение, но в наше время читать его интересно, поскольку оно дает представление о нравах и обычаях людей Древней Руси, об особенностях жизни в те далекие эпохи. Есть в книге и рецепты, написанные довольно просто, особенно если учесть, что каждая их буква была ориентирована на жителей прошлого.
Практически все главы написаны живым русским языком, классических церковных штампов в тексте очень мало, равно как и сложных слов, вот почему произведение читается легко и без особых проблем может быть понято современным человеком. Его включают в школьную программу (в кратком изложении или отрывочно), изучение, как правило, особых сложностей у детей не вызывает.
Можно выделить следующие стилистические особенности «Домостроя»:
«Домострой» единогласно признается литературоведами важнейшим произведением древнерусской словесности.
Специфика содержания
Правила «Домостроя» по-своему интересны современному человеку, поскольку помогают понять специфику убеждений людей той древней эпохи. Конечно, кое-что может показаться абсурдным, несправедливым, в частности, отношение к женщине, но не стоит забывать, что ушедшие в прошлое эпохи в целом отличались неуважением к представительницам прекрасного пола и не ставили их в один ряд с мужчинами. Религия в те годы играла ключевую роль в жизни общества, поэтому важнейшим постулатом книги являлась необходимость уважительного отношения к канонам и догматам. Это подчеркивается в первой части книги.
Глава семьи был обязан не только верить сам и соблюдать христианские законы, но и следить за тем, чтобы жена и ребенок следовали его примеру. Сохранение чести семьи, согласно законам «Домостроя», являлось первоочередной задачей отца семейства. Именно поэтому он имел право не только дать ребенку образование, но и жестоко наказать его за малейшую провинность. Кроме того, в обязанности отца входило обеспечение дочерей приданым и поиск для них достойного супруга.
Роль женщины и мужчины
К женщине книга выдвигала ряд требований, которым та непременно должна была соответствовать:
Регламентирует «Домострой» правила поведения в семье. Последняя представляла собой общество в миниатюре, поэтому общий смысл произведения становится гораздо более масштабным. Правилам и советам должны были следовать не только отцы и матери, но и все жители Руси вне зависимости от их социального и семейного статуса.
У любого государства есть глава — царь, равно как и во главе любой семьи находится мужчина, отец и муж, ответственный и справедливый, который должен не унижать своих домочадцев, а наставлять их на путь истинный, помогать принимать правильные решения и становиться порядочным человеком. В свете этой аналогии законы и правила текста перестают казаться чрезмерно жестокими и абсурдными.
Глава семьи, отец, обладал, согласно канонам книги, безграничной властью, но в то же время именно на его плечи ложилась максимальная ответственность. Использовать власть важно было грамотно, без злоупотреблений. Использование физических наказаний «Домострой» разрешал, однако рекомендовал делать это «без злобы», только при необходимости. Цель порки должна была быть благая — воспитание подрастающего поколения или супруги, а ни в коем случае не унижение их человеческого достоинства. Прилюдно наказание осуждалось, кроме того, рекомендовалось пожалеть наказанного.
В обязанности главы семьи входило своевременное обеспечение дочери приданым. Книга рекомендовала заранее начинать откладывать на эти цели часть доходов, чтобы повзрослевшая дочь стала завидной невестой и смогла получить себе достойного избранника, который, в свою очередь, станет надежной главой новой молодой семьи.
«Домострой» приписывал сопровождать молитвой любое дело. Перед его началом необходимо было помолиться Богу и попросить его о помощи, после завершения — поблагодарить. Наконец, отец с ранних лет должен был воспитывать в детях положительные качества и научить их избегать пороков — не красть, не предаваться зависти, не блудить, не клеветать.
Значение произведения
Нравоучительная книга имела ключевое значение в организации быта и культуры тех времен, несмотря на то что основным ее адресатом был зажиточный горожанин. Вот почему в первую очередь книга рекомендовала с уважением относиться к церкви и к царю.
Но в последующих главах текст содержит важнейшие правила для людей того времени: следить за хозяйством, отказаться от греховных поступков, с пониманием относиться к членам семьи. Мужчина-отец обязан был следить за работой прислуги (так называемых дворовых), заниматься обучением и воспитанием детей. Отношение к слугам регламентировалось — им необходимо было выплачивать жалование, проявлять к ним милосердие, не злоупотреблять своей властью. Также в обязанности главы семьи входило и обучение слуг.
Торговцам произведение рекомендовало не жадничать, заниматься своим делом честно, «по совести», отказаться от недостойной мелочности и жажды легкой наживы. Таким образом в «Домострое» описывается достаточно строгий быт, но в целом книга содержит ряд практических советов, которые действительно были актуальны для людей той эпохи. На страницах его можно увидеть, что автор (или авторы) проявляли к людям заботу и внимание. Основной задачей было не унижение человеческого достоинства, а воспитание в подрастающем поколении уважения и почтения к старшему.
«Домострой» представляет собой полный свод правил, соблюдение которых было обязательным для людей той поры, однако, несмотря на строгость, книга признавала ценность человеческой личности — в этом ее главная историческая заслуга.
Домострой: Почему книга о русском быте заработала негативную репутацию, и что на самом деле в ней написано
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Домострой – книга о русских идеалах
Книга под названием Домострой увидела свет в эпоху Ивана Грозного – в начале XVI столетия. Она являла собой полную энциклопедию русской жизни, охватывающую все ее сферы – религию, ведение хозяйства, воспитание детей, отношения между супругами. Домострой пронизан идеей единоначалия: государством правит царь, а семьей – мужчина. Тексты имели целью структурировать не только семейную жизнь, но и функционирование молодого централизованного Русского государства.
Составитель книги – духовник Сильвестр, наставник Ивана Грозного, выходец из богатых купцов Великого Новгорода – использовал для создания полного свода правил уже существующие произведения, как русского происхождения, так и европейского. В их число вошли «Измарагд», «Златоуст», «Поучение и сказание отцов духовных», «Книга учения христианского», «Парижский хозяин».
Кратко излагая суть, получаем такую сентенцию: глава семьи отвечает перед государем и Богом за себя и своих домочадцев. И один из предлагаемых инструментов – «спасение страхом». Поэтому глава семьи со всей строгостью запрещает домашним бездельничать, сплетничать, а также требует соблюдать важное условие – принимать любые решения с его ведома и согласия. Но автор Домостроя настаивает, что поучать нужно с любовью и «примерным наставлением» («ни по уху, ни по глазам не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным или деревянным не бить. «). Из 67 глав лишь одна посвящена вопросу наказаний.
Большая часть книги – это подробные советы о том, как кроить платье из обрезков, заготавливать провизию впрок, вести учет содержимого погребов, делать пожертвования нуждающимся и даже варить пиво. В общем, как управлять хозяйством, чтобы добро наживать, а не в долги влезать.
Конфликт с западной идеологией
Когда Домострой набирал популярность в России, в Европе расцветали идеи Ренессанса. Русские женщины работали, не покладая рук, постоянно совершенствуя быт, стирая белье, выметая горницы. А западные женщины наслаждались своей чувственностью, красотой и благоденствием. В европейских семьях, располагавших приличными средствами, женщины не занимались домашним хозяйством, а наводили красоту.
К XIX веку, когда русские люди во всем стремились подражать Европе, прежде популярный Домострой стал подвергаться жестокой критике. Строгость нравов, иерархия и необходимость постоянно трудиться – такие принципы прогрессивное общество стало отвергать.
В демократической публицистике Домострой стал преподноситься как символ костного прошлого, как жестокий регламент, ограничивающий творческое и интеллектуальное развитие человека. Акцент стали делать лишь на физических наказаниях жен и детей, а разделы, посвященные духовно-нравственной составляющей, обходили вниманием. Так литературный памятник превращался из трактата о жизни в любви и достатке в пособие по технике наказаний плетью.
Демократы-революционеры XIX века, в частности Н. Шелгунов, упоминая Домострой, подразумевали неизменно плохое. Если домостроевский, то жезл, и непременно сокрушающий ребра, нагнетающий и принуждающий.
В советскую эпоху текст источника стал недоступным
Период откровенной фальсификации Домостроя, по мнению историка А. Вероновой связан со строительством коммунизма. Домострой искажали намеренно в угоду идеологии, выдергивая самые животрепещущие цитаты из контекста и демонстрируя впечатлительным читателям. В результате удалось создать негативный образ литературного памятника, а заодно всего православия в целом. А главное – получилось убедить людей, что прогрессивные здравомыслящие граждане всецело на стороне научного атеизма.
Человек, живший когда-то в средневековой Руси по наказам Домостроя, оценивался советскими историками как скопидомный и бесполезный элемент в слаженном коллективе.
Физические наказания и принцип историзма
Сегодня Домострой реабилитирован, его текст находится в свободном доступе. Прояснилось, что свод правил относительно семейной жизни не такой уж и ошеломляющий: нужно лишь сохранять трезвый образ жизни, чистоту в доме и верность в супружеских отношениях, воспитывать в детях почтение к труду и старшим членам семьи. Этого достаточно, чтобы не заслужить наказания плетью.
Если же у кого-то возникнет желание следовать правилам Домостроя в нынешнем XXI веке, обязательно нужно учесть принцип историзма и вспомнить, что существует уголовный кодекс.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: