Доклад что такое текст 5 класс
Текст в русском языке
Текст — это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.
Что такое текст в русском языке?
Чтобы понять, что такое текст, сравним следующие высказывания.
Солнце село за горизонт. В городе снуют автомобили. В небе курлычут журавли.
Солнце село за горизонт. Постепенно сгущаются летние сумерки. И вот в городе несмело загораются один за одним фонари. А автомобили уже снуют по улицам с включенными фарами, как большеглазые жуки.
Оба примера начинаются с одного и того же сообщения о садящемся солнце. В первом отрывке используются предложения, никак не связанные друг с другом: ни по смыслу, ни грамматически. Каждое предложение несет свою сугубо индивидуальную информацию. Можно сделать вывод, что это разрозненные предложения.
Во втором примере описывается картина наступления летнего вечера в городе. Каждое последующее предложение, как художник, пишущий красками пейзаж, добавляет новый смысловой мазок в это описание. Предложения связаны по смыслу (описание летнего вечера), логически (постепенность разворачивания действия) и грамматически. У этого отрывка есть общая тема, которую можно обозначить заголовком «Вечер в городе».
По отношению к языку лингвистический термин «текст» представляет собой единство значимых единиц речи — предложений. Наша речь состоит не только из слов как минимальных значимых единиц, а из предложений, которые объединяются в высказывание и образуют более крупную единицу речи — текст. Единство предложений в тексте оформляется общим содержанием и грамматически. С этой точки зрения дадим следующее определение, что такое текст.
Пример текста
С утра начал накрапывать неспешный дождик. Дед Трофим, покормив скотину, вышел во двор и свистнул Жуку. Верный пёс потрусил за дедом в лес. Ведь еще на прошлой неделе Трофим приметил в дереве дупло, в которое беспрестанно сновали дикие пчелы. Как раз в дождливую погоду, когда пчелы не так активны, можно разведать, есть ли там мёд.
Видеоурок «Русский язык 2 класс. Что такое текст»
Внутренняя и внешняя форма текста
Каждый связный текст имеет внешнюю и внутреннюю форму. Рассмотрит основные понятия внешней и внутренней формы текста.
Внутренняя форма текста — это его содержание (тема, авторский замысел).
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в нем. Тема текста часто выражается в его заголовке.
Авторский замысел — это основная мысль, или идея, которую автор воплотил в тексте.
Основная мысль текста — это то, что выразил автор, к чему он призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст.
Внешняя форма — это композиция и языковые средства, с помощью которых реализуется авторский замысел.
С этой точки зрения тексту, как воплощенному единству внешней и внутренней формы, можно дать следующее определение:
Обычно текст имеет следующее строение (композицию):
По функции и строению различают три типа текста:
Каждый тип текста имеет свою структуру построения.
Средства связи в тексте
Предложения в тексте объединяются в единое смысловое целое с помощью лексических и грамматических средств связи:
Спозаранку мы собрались в лес за грибами. В лесу было тихо и сумрачно. По низинке, что шла справа от нас, курился осенний туман. А вот и первый гриб!
Это был совсем грустный взгляд. Он был невеселым, потому что все пошло наперекосяк.
Этот дом еще в прошлом веке построил наш дедушка Макар. А домашний уют в нем создала бабушка Агафья. Она была известная на все село мастерица шить и вязать. Дощатые полы дома украшают вязанные ею пестрые половички.
Кот безмятежно дремал, свернувшись клубком. Внезапно он услышал визг и возню под крыльцом. Навострив уши, кот тихонько спустился со ступеньки, а затем стрелой бросился под крыльцо. Вскоре он вышел оттуда и принес мне пойманную мышь. «Вот, смотри, я недаром ем свой хлеб!»
Журавли, курлыча, пролетают клином над нами, со свистом рассекая воздух крыльями. Пожелаем этим птицам скорейшего возвращения весной.
А. Куинджи написал немало пейзажей моря. И эти картины до сих пор привлекают взоры любителей живописи. Да и березы очень любил рисовать этот русский художник. Несколько его картин называются «Березовая роща».
Вот и наступила весна! Эта пора обновления природы создает в душе человека ожидание чего-то нового и радостного. Все старое, как прошлогодний снег, растает и останется в прошлом.
Итак, чтобы текст был единым смысловым отрезком речи, в нем используются лексические и грамматические средства связи между предложениями и абзацами.
Признаки текста
В раскрытии авторского замысла используются такие признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого.
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
Видеоурок «Что такое текст? 5 класс»
Что такое текст — признаки, анализ и виды текстов
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Текст – это одно из довольно зыбких понятий в нашем сознании. Объясню почему.
С одной стороны, каждый для себя понимает, что такое текст. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.
Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.
Что такое текст? Узкое и широкое понимание
Слово «текст» пришло в русский язык с латинского, где первоначальное «textus» переводилось как «ткань, сплетение, соединение». Лингвистическое понимание термина, согласно статье доктора филологических наук Т.М.Николаевой, таково:
Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.
Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.
В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).
Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.
Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.
То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.
Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.
Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.
Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.
Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:
Ключевые признаки текста
Здесь и далее рассмотрим наш феномен уже только в рамках лингвистики.
Итак, языковеды выделяют такие признаки текста:
Что такое тема текста? Это его смысловое ядро, в котором обобщается и конденсируется все содержание.
Какие бывают тексты (их классификация)
Чтобы ответить на вопрос, какие бывают тексты, нужно определиться с интересующей классификаций. Две самые распространенные в языкознании (в том числе и на школьном уровне) – по типу и по функциональному стилю.
По типу
Согласно общепринятому тричленному делению выделяют такие типы текста:
Жесткое разделение текстов по этим типам чаще всего встречается только на школьных уроках, когда эту классификацию изучают. На деле большинство произведений строится на сочетании и перемежении всех трех типов.
К примеру, автор описывает действия персонажа, при случае добавляя тонкие детали его портрета, а уже в следующем предложении погружается в раздумья о правильности поступка его героя…
Какие бывают тексты по стилю
Данная классификация представлена в рамках функциональной лингвистики. Стиль текста – это отражение одного из функциональных стилей речи, к которому он относится.
Существуют лингвистические споры о том, стоит ли вводить в их список некоторые категории (вроде эпистолярного, религиозного стилей).
Ограничимся пятью общепринятыми, в связи с чем выделим такие тексты по стилю:
Предложения обычно сложные, с преобладанием имен существительных, часто встречается специальная профессиональная лексика.
Это живые, оригинальные, динамичные тексты.
Пестрят терминологией, с точки зрения синтаксиса часто организованы сложно для восприятия.
Обычно строится из простых предложений, характеризуются упрощенной (иногда просторечной или даже матерной) лексикой.
Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.
Анализ текста
Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.
Существует три типа научного анализа текста:
В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:
Лингвистический анализ подразумевает также:
С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.
Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Тема, главная мысль. Вроде бы люди используют слова русского языка, но почему-то одни тексты читаешь с удовольствием, а после прочтения других задаёшься вопросом — что это было?
Наверное, такие «произведения» называются вода. Особенно подобные случаи встречала, когда читала переводы книг с английского на русский. Как можно выпускать книги, тратя бумагу и деньги, с невразумительными переводами?
Урок развития речи в 5-м классе на тему «Что такое текст?»
Ход урока
1. Речевая разминка. Реализация домашнего задания
Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.
2. Формирование новых понятий, умений, навыков
1. Повторение понятия текста
Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?
Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.
Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.
Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.
2. Индивидуальное задание: сообщение ученицы о красной строке.
Задание: послушайте сообщение и запишите в тетрадь, что такое красная строка, зачем она нужна. (Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть, т.е. новую мысль)
3. Упражнение “Понаблюдайте”
а) Работа с учебником. § 100
Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?
б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.
Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.
Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.
Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.
Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).
Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Е. Никитина. Русская речь. 5 класс
3. Беседа по содержанию прочитанного
4. Знакомство с опорной схемой.
Расскажите о тексте, опираясь на схему
(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.
Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)
5. Работа с текстом
Задание: прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.
В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
7. Работа с текстом
Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи
Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
4. Итоги урока
Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?
Урок родного языка (русского) в 5 классе «Текст и его строение»
ФИО: Шибаева Оксана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ «Успенская СОШ» Локтевского района Алтайского края
Тема: «Текст и его строение» (второй урок по теме)
Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о строении текста.
Развивающая: развивать умение связного устного и письменного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.
Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию.
I. 1 . Организационный этап урока
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Результаты: сформированные УУД
Организует начало урока, обеспечивает эмоциональный настрой.
— Добрый день, ребята.
Улыбка дарит нам тепло,
И на душе светло-светло.
Давайте дружно улыбнемся
И впустим в сердце лучик солнца.
Чтобы подарить хорошее настроение друг другу, повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь.
Формулирование темы и целей урока (фронтально)
— Сегодня на улице замечательная погода. Немного морозно, прозрачные льдинки хрустят под ногами, серебрится иней на деревьях. Но совсем скоро яркое весеннее солнце согреет все вокруг своими лучами, зазвенит весёлая капель – в воздухе запахнет весной.
— Ребята, как вы думаете, почему я именно так начала наш урок?
— А как вы поняли, что у меня хорошее настроение?
— Выразить хорошее настроение можно и одной фразой. Какой чудесный день! Что мы используем, если хотим что-либо описать или о чём-то рассказать в нескольких предложениях?
— Правильно. Теперь попробуйте определить тему нашего урока.
— Вы правы. Это второй урок по данной теме. Запишите в тетради: «Текст и его строение».
актуализацию требований к
учащимся со стороны учебной деятельности.
— Что мы уже знаем по данной теме?
— Посмотрите на тему урока и скажите, что нам предстоит изучить?
— Какие цели мы можем поставить перед собой?
Фиксирует высказывания детей, систематизирует предложенные цели (на слайде)
— Правильно, а еще мы проверим ваше умение работать с текстом.
— Цели позволят нам планировать наши действия. С чего мы можем начать работу?
Начнём с контроля домашнего задания.
Выполняют просьбу учителя.
Слушают учителя, вступают в диалог.
— Потому что на улице уже наступила весна.
— Вы захотели поделиться с нами своим хорошим настроением.
— Вы сказали, что погода замечательная. Значит, Вам хорошо.
— Мы используем текст.
— Что такое тема текста и его идея.
— Что такое микротема, абзац.
— Что такое ключевые слова в тексте.
— Мы будем изучать строение текста.
Высказывают свое мнение, коллективно формулируют цели урока:
Повторить, что такое текст, тема текста, главная мысль, микротема, абзац.
Изучить строение текста.
— Повторить материал прошлого урока.
Доброжелательны, эмоционально отзывчивы.
Сформирована внутренняя позиция на положительное отношение к обучению.
Осуществляют планирование учебного
сотрудничества с учителем и со
Устанавливают причинно-следственные связи.
Участвуют в целеполагании.
Принимают и сохраняют
учебные задачи; осознают необходимость получения новых знаний.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель: контроль усвоения материала, подготовка к работе на основном этапе.
— Что такое тема текста? Его идея?
— Что такое микротема?
Беседа, включающая элементы проблемной ситуации
— На какие части делится текст?
— Да, вы правы, но абзацы – это не части текста. Как вы думаете, почему этот вопрос вызвал у вас затруднения?
— Дома вы выполняли упр. 175. Сколько смысловых частей включает текст?
— Докажите, что содержание каждой смысловой части соответствует теме текста и способствует тому, чтобы она была раскрыта.
— Какие ключевые слова помогли вам понять, что все части подчинены одной теме?
Следит за тем, чтобы в работу были включены ученики с низкой учебной мотивацией.
— Молодцы, ребята. Вы усвоили, что микротема может быть раскрыта в рамках одной или нескольких смысловых частей, содержание которых должно соответствовать теме текста. Помните, что тема текста может объединять две микротемы и более, необходимые для того, чтобы её раскрыть, выразить главную мысль и придать тексту относительную законченность.
— Какие заголовки можно подобрать к тексту?
— Какой из этих заголовков заключает в себе тему, а какой идею текста?
— В каком абзаце текста домашнего упражнения представлен внутренний монолог рассказчика?
— Прочитайте этот монолог и подумайте, с какой целью автор использует его в тексте?
— Да, ребята. Животных любят, потому что они дарят радость общения, потому что они бескорыстны и преданны, а вовсе не потому, что они могут принести своему хозяину какую-то выгоду.
Отмечает самых активных ребят, просит оценить работу на данном этапе урока по критериям:
— Ребята, что необходимо сделать, чтобы работа с текстом не вызывала затруднений?
Отвечают на вопросы учителя.
— Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
— Тема – это то, о чем говорится в тексте, а идея – это его главная (основная) мысль.
— Микротема – наименьшая составная часть общей темы текста.
— Текст делится на абзацы.
— Мы еще не изучали, из каких частей состоит текст.
— В тексте рассказывается о выставке собак. Это его тема.
— Текст состоит из трёх смысловых частей.
В первой части говорится о том, что в воскресенье в парке была выставка собак. Вторая часть рассказывает о разных породах собак на выставке, многие из которых уже имели награды. В третьей части автор говорит о своем щенке, которого он считает самым лучшим, хотя у него пока нет никаких наград.
— В каждой смысловой части есть ключевые слова и фразы по теме: выставка собак, собаки разных пород, золотые и серебряные медали, самый умный пёс, лучшая собака в мире.
— Лучшая собака в мире!
— Это высказывание одного лица.
Один ученик читает вслух:
«Конечно, у моего щенка нет медалей. Но эти медали ему и не нужны. Ведь всё равно он самый добрый, самый умный пёс на свете. Вы чемпионы, вы красивые и уже известные, но мой
щенок — лучшая собака в мире!»
— Автор использует монолог, чтобы показать, что рассказчик любит свою собаку не за породу и награды, а просто потому, что она у него есть.
— Щенка любят не за то, что он может победить на выставке, а за то, что он добрый и умный.
Оценивают подготовку к уроку, выполнение домашнего задания.
Показывают выбранный смайлик.
— Повторить материал по теме, используя учебник и записи в тетради.
Могут ориентироваться в своей системе знаний.
Осуществляют с мысловое чтение: понимают текст, могут высказать оценочное сужение.
Осуществляют контроль и оценку учебного действия.
3. Изучение нового учебного материала
Цель: построение и фиксация нового знания.
— Вернёмся к вопросу о строении текста, который вызвал у вас затруднения. Строение текста, то есть взаимное расположение его частей, называется композицией. Запишите определение композиции (на слайде).
Обычно текст включает в себя следующие композиционные
Запишите название частей текста.
— Дальнейшая работа будет проходить в парах. На столе вы видите карточки с текстом. Прочтите текст и выполните задания к нему.
— Разделите текст на абзацы, составьте план, выделите ключевые слова. Назовите части текста.
Проверка задания по эталону (на слайде).
Много по осени грибов уродилось . Да какие молодцы – один другого краше!
Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы-подосиновики притаились. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши!
1. Много грибов уродилось (вступление).
2. Деды-боровики. основная
3. Отцы-подосиновики. часть
— Оцените работу своей пары, используя шкалу:
— Поднимите руку те, кто оценил свою работу на «5». На «4». На «3».
Создание проблемной ситуации
— Какие затруднения возникли в процессе работы?
— Как вы думаете, почему?
— Молодцы. Верно. Запомните: основная часть в тексте самая большая, она может включать в себя несколько микротем, в которых общая тема текста получает своё развитие.
— Ребята, а какой части в этом тексте нет?
— Предлагаю вам написать небольшое заключение к этому тексту.
— Работа с данным текстом была для вас интересной? Вы запомнили, из каких частей состоит текст? Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение нашим знаниям?
Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель»)
На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора))
В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку)
(Ладонь правой руки ложится на грудь)
Летел, летел соколок
(Ладони скрещиваются, большие пальцы закрепляются друг за друга)
Через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил,
(Скрещенные ладони помахивают, как крылья)
Бабушкин кисель разлил!
(Руками несколько раз ударить по бокам.)
Записывают определение композиции.
Делают записи в тетради.
Много по осени грибов уродилось . Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши!
Работают в паре, составляя план текста, определяя ключевые слова и части текста. Проверяют выполненное задание по эталону.
— Было сложно определить основную часть текста.
— Потому что основная часть в этом тексте состоит из нескольких абзацев.
— В тексте нет заключения.
— Повезёт грибнику, который на грибные полянки в лесу набредёт.
— Много грибов в осеннем лесу, только успевай собирать!
— Да. Это подберёзовики, шампиньоны, грузди, подтопольники.
— Да. Сами научимся создавать тексты. Это может помочь нам, когда будем писать сочинение.
Выполняют движения, которые показывает учитель.
Осуществляют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Умеют слушать и понимать, что говорят другие.
Осознают новый учебный материал.
Могут соотносить имеющиеся знания с новым материалом.
Осуществляют работу с текстом как с источником информации.
Осуществляют контроль, сравнивая свою работу с эталоном.
Могут адекватно оценивать результаты учебной деятельности.
4. Закрепление учебного материала
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
— Для закрепления изученного материала обратимся к учебнику.
Предлагаю объединиться в малые группы по четыре человека и выполнить упр. 177.
— Чтобы наша работа была плодотворной, вспомним правила общения на уроке и будем их придерживаться.
— Напоминаю, что работая в группе, мы можете поворачиваться к ребятам на соседней парте и подходить друг к другу. Главное – не мешать остальным.
Каждая группа получает вопросы, которые предлагаются для анализа и обсуждения:
— Какие особенности текста говорят о том, что это сказка? Объясните, из каких композиционных частей он состоит и каково назначение каждой из них. (1 группа)
— Сколько в тексте смысловых частей? А абзацев? Объясните,
почему некоторые абзацы включают одно-два предложения.
— Проследите, как в тексте использован приём противопостав-
ления. Докажите, что этот приём помогает ярче выразить главную
— Прочитайте текст по ролям.
— Этот текст только о цветке и клёне или о чём-то ещё? (3 группа)
Во время групповой работы учитель наблюдает, помогает, дополняет, отслеживает результат.
— Ребята, на слайде представлены критерии оценки учебной деятельности. Выберите те, которые помогут нам оценить работу группы.
Оставляет на слайде только выбранные критерии:
— Все предложенные задачи решены. Получены ответы на все вопросы.
— Все ребята группы принимали участие в работе.
— Результат представлен логично, аргументированно, эмоционально, содержит оценочные суждения.
Аргументированно даёт свою оценку групповой работе.
Традиционно делятся на группы: по четыре человека, сидящих за двумя соседними партами). В классе три ряда, поэтому каждая группа занимает свой ряд.
— Нельзя перебивать того, кто говорит.
— Если говорящий ошибся или о чём-то не сказал, нужно дать ему высказаться, а потом исправить или дополнить. Делать это нужно вежливо.
1. Читают текст упражнения
Вырос однажды на клёне огромный прекрасный цветок, один-единственный.
— Какое чудо! — радовался клён.
И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла.
— Принесёшь семена, от них цветущие клёны пойдут, — шептал он цветку.
— Вот ещё! — фыркнул однажды цветок. — Я и так хорош.
И улетел с осенним ветром.
С тех пор клён сам похож осенью на огромный цветок. А цветок исчез, как не
2. Коллективно ищут ответы на предложенные вопросы.
3. Распределяют роли в группе для представления результата работы.
1 группа : Этот текст сказка, потому что его героями являются клён и листик. Они могут говорить, чувствовать.
вступление определяет тему текста (вырос на клёне цветок); основная часть показывает развитие событий (радость клёна, неблагодарность цветка); в заключении автор подводит итоги (награда для клёна, забвение для цветка)
2 группа: В тексте три смысловых части (цветок на клёне, разговор клёна с цветком, клён сам стал похож на цветок) и семь абзацев. Некоторые абзацы состоят из одного предложения, потому что это реплики диалога между клёном и цветком. В тексте клён противопоставлен цветку: клён добрый, а цветок самовлюблённый и неблагодарный. Это противопоставление помогает нам понять главную мысль: доброта заслуживает награды.
3 группа: чтение по ролям. Этот текст не только о клёне и цветке. Он о доброте, бескорыстии, о неблагодарности и чёрствости.
Предлагают критерии оценки работы группы.
В соответствии с критериями оценивают работу групп, выражают своё мнение.
Владеют предметным материалом.
Владеют навыками речевой деятельности: аргументируют, делают выводы.
Участвуют в групповой деятельности.
В совместной работе учитывают разные мнения, могут договариваться.
Могут осуществлять контроль результатов учебной деятельности.
5. Организация итоговой рефлексии
— Ребята, надеюсь вы убедились в том, что работа с текстом может быть не только очень информативной, но и интересной.
— Как вы считаете, мы достигли запланированных целей? Аргументируйте свой ответ.
— Предлагаю вам поставить значок + над тем словом, которое отражает ваше отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. На уроке я работал активно / пассивно.
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен.
3. Урок для меня показался коротким / длинным.
4. За урок я устал / не устал.
5. Мое настроение стало лучше / хуже.
— Да. Мы повторили материал предыдущего урока и узнали, как строится текст.
Работают с листом рефлексии.
Могут сделать вывод о достижении целей урока. Могут анализировать и оценивать собственную деятельность на уроке.
Могут давать верную эмоциональную оценку своей деятельности.
Комментирует домашнее задание
Знать строение текста. (стр. 135). Упр. 178 (орфографический практикум). Из 1 – 4 абзацев выписать слова с пропущенными буквами. Списать 5 – 6 абзацы, обозначить орфограммы.
Дополнительно (по желанию): определить и записать идею текста.
Записывают домашнее задание.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.