Докучный стих что такое
Докучный стих что такое
Докучные бесконечные сказки и стихи для детей
ШЁЛ Я КАК-ТО через мост,
Глядь — ворона МОКНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост-
Пусть ворона СОХНЕТ!
ШЁЛ ОПЯТЬ Я через мост,
Глядь — ворона СОХНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост-
Пусть ворона МОКНЕТ!
СНОВА ШЁЛ Я через мост,
Глядь — ворона МОКНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост-
Пусть ворона СОХНЕТ!
Я ОПЯТЬ ПРИШЁЛ на мост,
Глядь — ворона СОХНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост — Пусть ворона МОКНЕТ!
Я ПРИШЁЛ НА ТОТ же мост,
Глядь — ворона мокнет…
***
Про белого бычка
Ю.Чёрных
Была у соседа корова,
Рога у коровы — корона!
Корова родного сыночка
баюкала каждую ночку:
— Спи, мой бычок,
Белый бочок.
Мягкие рожки,
Резвые ножки!
Телёнок спросонок ей: «Му-у!»
И бедна мама ему
Мычать начинала сначала
И сонно короной качала.
-Спи, мой бычок,
Белый бочок.
Мягкие рожки,
Резвые ножки!
И так без конца до утра,
Когда просыпаться пора.
***
Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли
(и опять всё с начала)
***
Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока-
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
(и так без конца)
***
Р.Сэф
Кто вечно хнычет
И скучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего
Не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает.
(Если скучно стало,
Начинай сначала!)
***
— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова-
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше.
Детская считалка
Пётр Индурский
Я открыл свои глаза:
Голубые небеса,
И зелено покрывало,
И мохнатые леса…
Вот и речка — все течет,
Солнце встало — вновь печет…
Взял я ручку и тетрадь
И решил все записать,
Как открыл свои глаза:
Голубые небеса…
***
Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду — Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок…
Докучные сказки
Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.
— А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
— Нет, не хочу!
— Ты не хочешь – и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
— Ну, расскажи.
— Тебе расскажи – и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка.
Докучная сказка – это сказка-обманка. Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.
Неоправданно короткие докучные сказки
Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.
Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.
Неоправданно незаконченные докучные сказки
Неоправданно повторяющиеся докучные сказки
Псевдобесконечные докучные сказки
Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
— Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот она и вся.
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?
Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки.
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова –
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?
Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»
Докучные сказки
Мышка по полю бежала,
Мышка зёрна собирала
И сложив в большой мешок
Приносила на порог.
Зёрен надо ей немало,
Значит, всё начнём сначала…
По дороге, без колёс,
Ехал чудо-паровоз
Через речку, через лес,
В край невиданных чудес.
через запад на восток –
ехал вдоль и поперёк.
По ухабам и холмам,
Как корабль по волнам.
Чтоб тебя не укачало –
Это повтори сначала…
На пеньке медведь сидел.
Мишка громко песни пел,
Но, дойдя до середины.
Убежал в кусты малины.
Пока ягоды поел,
Позабыл, про что он пел.
А чтоб ты забыть не смог –
Повтори ещё разок…
Сказки Пушкина все знают,
С ранних лет нам их читают
И оттуда, детвора
Познают закон добра.
Как по морю-океану,
Мимо острова Буяна,
Бочка по морю плывёт,
В сказку за собой зовёт:
Белка там грызёт орехи,
Но совсем не для потехи,
А затем чтобы сполна
Наполнялася казна.
Дальше продолжать не станем
Сказку о царе Салтане,
Если станем забывать –
Снова сядем почитать…
Как на высоченной спице
Золотую видим птицу.
Там она не зря сидит –
Государство сторожит.
Сторожила бы века,
Коль не жадность старика.
Подари Дадон царицу –
Не заклёван был бы птицей
И была бы в этой сказке
Очень добрая развязка.
Но стихов раскрывши том,
Мы читаем всё о том…
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Докучные сказки.
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Докучные сказки.
Цели: ознакомить учащихся с докучными сказками.
Задачи:
· ознакомить учащихся с докучными сказками;
· учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности;
· сочинять сказку с опорой на особенности построения;
· развивать память, внимание;
· обогащать словарный запас;
· прививать интерес к чтению, народному творчеству.
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
— Долгожданный дан звонок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
2. Речевая разминка.
— Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в далекое
путешествие, в прошлое. Туда, где еще не было того, что мы сейчас с вами
имеем, — самого великого чуда на свете.
Мы узнаем много нового о древних книгах, о том, как создавались первые
книги, об их издателе. Итак, в путь!
1. Как ты понимаешь, что такое докучная сказка? Обрати внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба». Расскажи об этих сказках, используя выражения: короткий стих, несколько раз повторяющиеся выражения, шутливая форма, небольшое по объёму, неожиданно заканчивается.
2. Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».
Докучные сказки рассказывали детям в разгар рабочего дня, когда родителям некогда, когда мало времени на то, чтобы выполнить желание ребенка и рассказать ему сказку полностью.
Когда приходил вечер и родители могли уделить ребенку больше времени, рассказывали ему всю сказку целиком.
3. Попробуй сочинить свою докучную сказку. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
— Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного народного творчества – приговорка).
— Когда и кто мог её говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова).
3. Проверка домашнего задания
— Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? ( Мы читали русские народные песни).
— Прочитайте выразительно песню с. 17.
(Чтение песни учащимися)
— Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
(Эту песню можно назвать шуточной. Ведь Ваня спешил и упал с коня. А две девушки, которые посадили Ваню на коня, наказывали:
Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!)
— Какие песни бывают? (Русские народные песни очень разнообразны. Есть колыбельные песни, песни-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни).
4. Физкультминутка ( Проводит подготовленный ученик )
Вышли уточки на луг:
Пролетел весёлый жук:
(Круговые вращения головой)
Клювом перья расправляют.
(Повороты туловища влево и вправо)
Ветер ветки раскачал,
(Покачивания поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал:
(Руки на поясе, наклон вперёд, смотреть перед собой).
Зашептал в воде камыш:
(Руки вверх потянуться).
И опять настала тишь:
5. Работа по теме урока
— Если вы прочитаете только русские буквы, то узнаете, что вы прочитали в тексте речевой разминки.
Приговорка – это один из жанров устного народного творчества.
— Сегодня мы ознакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества.
(Выходят заранее подготовленные ученики и читают наизусть или по карточкам).
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.
— Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки).
— Проверьте своё предположение. Прочитайте справа налево.
— Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предположения детей)
Докучный – наводящий скуку, докучливый.
Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.
2. Чтение сказки учителем
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Ты говоришь: «расскажи», я говорю «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку?
Ты говоришь: «не надо», я говорю «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку.
3. Чтение докучных сказок
— Откройте с. 18-19 учебника и мы прослушаем аудиозапись докучных сказок. Прочитайте сказки самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась.
4. Составление докучных сказок по карточкам.
А сейчас попробуйте сами составить докучную сказку с опорой на карточки. Сказки эти будут на современный лад. Они разного цвета. Зелёного – полегче, про Жука; жёлтые – чуть потяжелее – про Красную Шапку и оранжевые – про Слона; светло-жёлтые – про Волка, с использованием английских слов. Кому какую?
Но прежде давайте скажем из чего же состоят докучные сказки?
Докучная сказка – это цепочка из звеньев, каждое из которых включает:
1. Начало сказки (как правило слова «Жил-был, жили-были»)
2. Фрагмент текста (который повторяется)
7. Подведение итогов урока
— Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается).
Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать её в рабочую тетрадь. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Детский час
для детей и родителей
Что такое «докучная сказка»? Рассказ детям (с примером)
Докучная сказка – это ещё одна жемчужина, придумка русского народа.
Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.
Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка.
Какие характерные особенности докучной сказки?
Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.
Почему сказки называются «докучными»?
Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.
Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.
Что высмеивают докучные сказки?
Различные недостатки человека, они проверяют человека на смекалку, приучают быть внимательным.
Пример докучной сказки
— Сочинить для тебя докучную сказку?
— Сочинить.
— Ты говоришь «сочинить», я говорю «сочинить». Сочинить тебе докучную сказку?
— Попробуй.
— Ты говоришь «попробуй», я говорю «попробуй». Сочинить тебе докучную сказку?
— А зачем?
— Ты говоришь «зачем», я говорю «зачем». Сочинить тебе докучную сказку?
— Утром петух зернышко нашел?
— Нашел.
— Золотое?
— Золотое.
— Он его клевал?
— Клевал.
— Вкусное?
— Что?
— Зернышко.
— Какое зернышко?
— Утром петух зернышко нашел?
— Нашел.
— Золотое?
— Золотое.
— Он его клевал?
— Клевал.
— Вкусное?
— Что?
И так далее…
«Про бабку Лукерью»
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая.
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая.
И так до бесконечности, пока сказитель не устанет, ему не надоест или слушателям наскучит повторяющийся сюжет. А после сказочки к самовару – да за чай с бубликами, баранками и пряниками медовыми.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
- Докучные что это такое
- Докхолдер что это такое