Домашний коносамент для чего нужен

Домашний коносамент

В данной статье будет рассмотрен домашний коносамент (House Bill of Landing, HBL) и его отличия от линейного (Master Bill of Landing, MBL). Основная цель выпуска домашнего коносамента – минимизация участия грузоотправителя в процессе организации перевозки. Задачи по локальному сервису и размещению букинга в…

Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть фото Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть картинку Домашний коносамент для чего нужен. Картинка про Домашний коносамент для чего нужен. Фото Домашний коносамент для чего нужен

В данной статье будет рассмотрен домашний коносамент (House Bill of Landing, HBL) и его отличия от линейного (Master Bill of Landing, MBL).

Основная цель выпуска домашнего коносамента – минимизация участия грузоотправителя в процессе организации перевозки. Задачи по локальному сервису и размещению букинга в морской линии берет на себя NVOCC оператор. Он же и выпускает HBL для грузоотправителя. Домашний коносамент является дополнительным и второстепенным по отношению к линейному, который будет оформлен перевозчиком (морской линией) для NVOCC оператора.

Описание основных игроков морской логистики Вы можете найти в нашей статье “Участники морской перевозки”.

Если говорить о FCL (Full Container Load) отправках, то домашний коносамент должен содержать ту же информацию о грузе, что и линейный. Данные об отправителе (Shipper), получателе (Consignee) и уведомляемой стороне (Notify) будут различаться.

Домашний коносамент будет содержать следующие данные:

В то же время, в линейном коносаменте указываются:

Таким образом получается, что морская линия несет ответственность только перед NVOCC оператором, а он, в свою очередь, перед владельцем груза.

Вся остальная информация в коносаментах, такая как: название судна и номер рейса, описание и характеристики груза, номера контейнеров и пломб на них, должна быть идентичной.

Источник

Домашний коносамент

Домашний коносамент (house bill of lading, HBL) – это коносамент, выпускаемый экспедитором (NVOCC), нередко – в дополнение к линейному (linear), или мастер-коносаменту (master bill of lading, MBL). Домашний и линейный (мастер) коносаменты часто рассматривают как альтернативы друг другу, разницы в товарораспорядительных свойствах между ними нет. Первый – подтверждает договор между отправителем и транспортной или экспедиционной компанией, оператором смешанной перевозки, но не линии; второй – между отправителем и морской линией.

Домашний коносамент выпускается самим экспедитором или уполномоченной организацией FIATA (если экспедитор является ее членом). Линейный коносамент выпускается одновременно с домашним, но в электронном виде, хранится в электронной системе перевозчика. Мастер-коносамент в этом случае не содержит реальных данных отправителя и получателя, а сам коносамент грузовладелец, скорее всего, никогда не увидит.

Агент отправителя по распоряжению отправителя выписывает телекс-релиз у агента судоходной линии в порту отправления, чтобы покупатель мог получить контейнер в порту назначения. В телекс-релизе (его еще называют экспресс-релизом, потому что виден в электронной системе перевозчика в течение суток с момента выпуска) есть ссылка на электронную версию линейного коносамента. В релизе указывается, что получить контейнер возможно без предоставления 3 оригиналов коносамента.

Для чего нужен домашний коносамент

Хоум коносамент выпускается экспедитором в дополнении к мастер-коносаменту, когда это требуется условиями аккредитива или банковскими условиями. Например, банк может выставить такие условия сделки, которые для линии (морского перевозчика) будут неприемлемыми. Тогда экспедитор в дополнении к linear b/l, который будет выпущен в любом случае, выпускает house b/l.

Документ нужен и в том случае, когда продавец передал груз на хранение перевозчику (экспедитору), а тот еще не погрузил его на судно. В этом случае поставщик использует домашний коносамент для представления его в банк в качестве подтверждения отгрузки груза и получения причитающегося по условиям договора купли-продажи платежа.

Банки могут перестраховываться, выставляя условие clean on board, при котором перевозчик не сможет высказать претензии к состоянию груза после его погрузки на борт. Не всякая судоходная линия согласится на подобные условия, что и порождает потребность в house bill of lading. Т.е. преимущество, которое дает домашний коносамент клиенту перед линейным сводится к возможности выполнения всех банковских условий.

Отличия домашнего от мастер коносамента

Главное отличие между двумя видами bill of lading – в том, кто выпускает документы и кто фактически владеет грузом. В MBL при наличии HBL отправителем и получателем груза является экспедитор. По домашнему коносаменту линия не обязана выдавать груз никому, в том числе реальному владельцу, т.к. для перевозчика имеет силу только MBL, где указан получателем экспедитор.

Домашний коносамент дает экспедитору широкие возможности по манипулированию клиентом – нередко требуются депозиты за использование контейнера, может взиматься плата за возврат порожнего контейнера в сток морской линии. Наконец, недобросовестный экспедитор имеет возможность вообще забрать груз и увезти его в неизвестном направлении. Решение подобной ситуации возможно будет только по суду.

Также нужно понимать, что существует множество видов домашних коносаментов. С практической точки зрения важно обратить внимание на организацию, выдающую домашний коносамент. Например, Maersk не предоставит никаких документов, пока не получит письма от NVOCC-оператора (например, Kuehne+Nagel), что контейнер нужно выдать именно указанному получателю.

К крупным NVOCC можно отнести Kuehne+Nagel, Panalpina, Schenker, Militzer&Munch и др. Они имеют филиалы в странах отправления, зарегистрированы в местных ТПП, в FIATA. Они имеют право на выпуск домашних коносаментов, признаваемых банками (для Letter of Credit). Такие домашние коносаменты могут использоваться даже для таможенного оформления (признаются некоторыми таможнями).

В Новороссийске, впрочем, HBL тяжело признается таможней даже в связке с MBL (инспекторы часто требуют копии договоров между поименованными в документах получателем и отправителем груза, например, Kuehne+Nagel China и Kuehne+Nagel Russia).

Риски с домашними коносаментами

Когда house b/l выписывается случайным экспедитором возможны различные варианты развития событий:

Не застрахованы грузополучатели и в том случае, если HBL выпускается проверенным компаниями – в этом случае риски возникают, например, когда груз уже в пути, а отправитель хочет поменять получателя.

Источник

Можно ли оформиться в порту Санкт-Петербурга по домашнему коносаменту?

Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть фото Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть картинку Домашний коносамент для чего нужен. Картинка про Домашний коносамент для чего нужен. Фото Домашний коносамент для чего нужен

В порту Санкт-Петербург оформить груз по домашнему коносаменту нельзя. Для оформления таможня принимает только коносаменты реальных морских перевозчиков, на судах которых груз пересекает границу, т.е. прибывает в порт. Для таможни домашний коносамент не имеет никакой юридической силы.

Домашний коносамент (HBL, house bill of lading) — документ, подтверждающий заключение договора на перевозку между отправителем и экспедитором. Может выдаваться экспедитором в дополнение к MBL (master bill of lading), который издаёт непосредственно морской перевозчик, где стороны договора — отправитель и морская линия.

По сути домашний коносамент является необязательным документом и издаётся по желанию отправителя или экспедитора для решения своих специфических задач.

Для чего же нужен домашний коносамент?

Бывают случаи, когда по условиям сделки банки предъявляют особые требования к заполнению документов на перевозку, которые морская линия не желает вносить в свой коносамент. Экспедитор вправе по просьбе отправителя оформить свой коносамент в соответствии с требованиями банка.

Продавец для получения, причитающихся ему денег должен предоставить в банк документ подтверждающий отгрузку товара. Если товар передан экспедитору и ждёт своего часа погрузки на судно, то домашний коносамент от экспедитора служит подтверждением факта принятия груза к перевозке.

Экспедитор, выпускающий свой коносамент получает дополнительные возможности по контролю за грузом, что может привести к непредвиденным расходам для клиента или лишению его права выбора экспедитора в порту прибытия.

Например, в порту отгрузки экспедитор отправляет груз и выдает отправителю вместо коносамента линии (MBL) свой HBL. В порту назначения для получения груза получатель будет вынужден обратиться к морскому перевозчику не через своего экспедитора, а того, кто указан в HBL. Тот экспедитор в свою очередь может потребовать плату с получателя за приём HBL и выдачу MBL, также попытается навязать свои сопутствующие услуги в порту назначения.

Есть вопросы? Спросите у нас!

Источник

Коносамент: назначение, порядок заполнения, виды, типы и практическое применение документа

Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть фото Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть картинку Домашний коносамент для чего нужен. Картинка про Домашний коносамент для чего нужен. Фото Домашний коносамент для чего нужен

Коносамент — это документ международного образца, который выдается грузовладельцу перевозчиком товара. Все права на груз могут быть реализованы только при физическом наличии документа в оригинале. Нотариально заверенные копии, факсимильные документы и прочие копии не являются действительными.

Коносаментные перевозки регулируются Гаагскими правилами, Правилами Гаага-Висби, Гамбургскими правилами. Участниками процесса являются около 40 стран.

Для чего нужен коносамент?

Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть фото Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть картинку Домашний коносамент для чего нужен. Картинка про Домашний коносамент для чего нужен. Фото Домашний коносамент для чего нуженКоносамент применяется в судоходстве как подтверждающий документ о принятии груза для транспортировки морским или речным способом.

Документ подписывает владелец судоходной компании либо лично капитан судна, на борт которого поступает груз. Его может оформить агент. При оформлении документа агентом в коносаменте прописывается, от чьего имени действует агент и на каком основании. Также в нём обязательно присутствует отметка о самом грузе, проставляется дата его сдачи перевозчику для транспортировки.

Функции коносамента довольно широки.

Он служит:

Коносамент составляют в трёх экземплярах, каждый из них равноправен и считается оригиналом. На каждом экземпляре проставляют соответствующий штамп.

Судоходная компания на период транспортировки груза полностью отвечает за его надлежащее состояние и комплектацию.

Для выдачи груза необходим только один экземпляр, при этом остальные два становятся недействительными. С момента передачи товара перевозчик не отвечает за его качество и сохранность.

Если отправитель не имеет в наличии собственного оригинала коносамента, то при возникновении каких-либо сложных ситуаций во время транспортировки, он не может забрать товар либо оспорить проблемы по собственному грузу.

Перевозчик обязан проверить товар на наличие повреждений и дефектов. Если недостатки имеются, они описываются в соответствующей графе каждого экземпляра документа. Такой перевозочный документ называют коносаментом с оговорками. Если замечания отсутствуют, документ остается чистым.

В документе может иметься одна из пометок «Товар отгружен» или «Товар принят к отгрузке». Разница между пометками состоит в том, что первая означает: груз находится на судне, вторая — он может находиться в порту в ожидании погрузки на судно. Этот факт имеет значение при оплате доставки получателем.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Правила заполнения коносамента

Реквизиты коносамента, которые должен предоставить грузоотправитель:

Коносамент оформляется как стандартный печатный документ либо фирменный бланк перевозчика, который заполняется печатным способом. Это товаросопроводительный документ, имеющий юридическую силу.

От главного (сопроводительного) остальные экземпляры отличаются по цвету и считаются копиями. На каждом из них для идентификации может проставляться порядковый номер.

Виды коносаментов

Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть фото Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть картинку Домашний коносамент для чего нужен. Картинка про Домашний коносамент для чего нужен. Фото Домашний коносамент для чего нужен

Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть фото Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть картинку Домашний коносамент для чего нужен. Картинка про Домашний коносамент для чего нужен. Фото Домашний коносамент для чего нуженПри заключении внешнеторгового контракта ваш контрагент может предложить условия поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010. Ваша «святая» обязанность — знать базис поставки по этому термину.
Вы можете узнать условия DAP ИНКОТЕРМС 2010 вот тут, чтобы свободно ориентироваться в обязательствах и ответственности, возложенной на контрагентов.

Типы коносаментов

Разновидности коносаментов

Груз может оформляться посредством заключения письменного договора — Common Law (общего права). Документ выдается владельцем судна. Он является доказательством того, что груз получен надлежащего качества, и подтверждает сохранность перевозки в пункт назначения в полной исправности и комплектации.

Перевозчик не отвечает за хранение и качество товара по договору только в случаях, когда возникают опасности моря. Товар вручается лицу, которое указано в накладной к данному грузу.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Источник

Всё о морском коносаменте

Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть фото Домашний коносамент для чего нужен. Смотреть картинку Домашний коносамент для чего нужен. Картинка про Домашний коносамент для чего нужен. Фото Домашний коносамент для чего нужен

Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.

Виды коносаментов и их назначение.

Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.

В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:

Оборотные и необоротные коносаменты

Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading). Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз. Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.

Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.

Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.

Оформление коносамента и получение груза

Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.

Оригинал, копии и драфт коносамента

Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!

Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.

Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!

Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.

Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.

Телекс-релиз и сданный коносамент

Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).

Суть её заключается в следующем. После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).

Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.

Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.

Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс. Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету. Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!

Заполнение коносамента

Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.

Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *