Дополнительная информация для валютного контроля что писать
Какие документы представляют для валютного контроля?
Какие документы и когда нужны для валютного контроля в банке
В ходе осуществления внешнеторговой сделки и расчетов по ней в банк на всем протяжении этого процесса поэтапно представляются определенные документы. Их набор будет прежде всего зависеть от суммы сделки. Если она не превышает 200 тыс. руб., то банковский контроль в отношении нее минимален: в общем случае потребуется предоставить только корректный код валютной операции (п. 2.7 инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И). Перечни кодов, применимых в данном случае, закреплены в приложении № 1 к Инструкции № 181-И.
Код валютной операции также может указываться, к примеру, в платежном поручении банку. Он должен быть корректным, чтобы платежка прошла.
В свою очередь, если сумма контракта превышает 200 тыс. руб., то банку нужно будет передать:
Так, под учет попадают импортные или контракты на суммы свыше 3 млн руб., экспортные — на сумму более 6 млн руб. (п. 4.2 инструкции № 181-И).
Специалисты «КонсультантПлюс» разъяснили ключевые нюансы проведения валютного контроля в специальном материале. Получите бесплатный пробный доступ к нему.
Рассмотрим основные нюансы представления двух основных типов подтверждающей документации в соответствии с актуальной нормативной базрй: СПД и самих подтверждающих документов.
Справка о подтверждающих документах
Что касается представления рассматриваемой справки, следует иметь в виду, что:
Прописаны соответствующие сроки в пп. 2.2, 2.5, 2.10, 2.22, 2.24, 10.13 и 14.4 инструкции № 181-И). Так, например, справку и подтверждающие документы требуется представить в банк в течение 15 дней, следующих за месяцем, в котором получена отметка о дате вывоза товара из РФ, — в случае, если соответствующий вывоз был осуществлен при проведении процедуры таможенного оформления.
Валютный контроль в 2021 году осуществляется в отношении и граждан, и юридических лиц. Подробно о его специфике — здесь.
Ознакомиться с практическими особенностями заполнения справки о подтверждающих документах вы можете в специальном материале от экспертов «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему прямо сейчас.
Подтверждающие документы: что следует иметь в виду
В отношении представления подтверждающих документов следует знать, что:
Соответствующие документы необходимо передавать в течение 7 рабочих дней после получения запроса (ч. 1 ст. 23 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
Важно хранить все документы по валютным операциям в течение не менее 3 лет со дня совершения той или иной операции (ч. 2 ст. 24 закона № 173-ФЗ).
Можно отметить, что банки, как агенты валютного контроля, взаимодействуют с органами ФТС.
Итоги
Непосредственно документами для валютного контроля в банке являются подтверждающие валютную сделку документы, а также справка по ним. Их формирование, представление и дальнейшие действия с ними банка предусмотрены инструкцией № 181-И.
Основные понятия и определения
Для того чтобы разобраться с дополнительными (по сравнению с «обычным» платежным поручением) полями в валютной платежке, следует немного изучить технику международных переводов. Ведь в валюте платим почти всегда зарубежным контрагентам. Валютные расчеты с партнерами-резидентами запрещены законодательно, за редкими исключениями (ст. 9 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном контроле»).
Для международных переводов применяется несколько больше информации, чем для транзакций внутри страны. Уместнее всего дать их названия (обозначения) и немного расшифровать суть, чтобы было понятно, зачем им посвящены отдельные поля в валютном поручении.
SWIFT — международное банковское объединение. Банки, обслуживающие международные платежи, регистрируются в SWIFT и получают индивидуальный код-идентификатор с тем же наименованием. Указание SWIFT-кода в платежном поручении позволяет четко определить банк, в который уходит платеж. Собственно SWIFT-код — это 11-тизначный электронный «адрес» банка в системе SWIFT.
BIC-код — то же, что и SWIFT. Используется название из стандарта ISO 9362, регламентирующего методы идентификации участников финансовых расчетов.
BEI-код — тоже идентификатор в SWIFT, но уже не банка, а корпоративного клиента этого банка. Банк может регистрировать своих клиентов в системе SWIFT для повышения скорости и корректности расчетов. BEI-код тоже помогает тому, что отправляемый платеж уйдет по назначению.
Клиринговый код банка — тоже является идентификатором банка, но уже не в SWIFT, а в национальных клиринговых системах.
IBAN — еще один практически комплексный идентификатор: определяет банк (филиал) и номер счета клиента в международном формате (стандарт ISO 13616).
ISO-код — часть стандарта ISO 3166-1 содержит коды названий стран и подчиненных территорий. Применяется для указания в платежном документе адресов.
ВАЖНО! Существуют и другие подобные кодировки. Для банковских целей нужно применять именно ISO 3166-1.
Адрес — любой адрес указывается в последовательности: улица, номер дома, город, район, почтовый индекс, страна (можно кодом ISO). Это международный формат.
Бенефициар — тот, кому платим.
Банк-посредник (банк-корреспондент) — указывается в том случае, если непосредственно банк бенефициара держит счет в соответствующей валюте в другом банке (посреднике).
Таким образом, технически процесс создания корректного платежного поручения в валюте представляет собой правильное указание всех идентификаторов получателя платежа и его банка.
На пути выполнения международного перевода есть еще несколько подводных камней, на которых тоже стоит подробнее остановиться:
Кроме того, система автоматически заменяет их допустимыми. Таким образом, может быть нарушена последовательность знаков в идентификаторах и возникнет ошибка.
Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Создание поручения на перевод в валюте — пошаговая инструкция
Разобравшись с технологией и нюансами оформления перевода, рассмотрим процесс создания валютного поручения (распоряжения) пошагово:
ВАЖНО! И SWIFT, и клиринговый код выбираются из международных справочников. То есть рядом с полем для кода должен находиться значок выпадающего списка банков с кодами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В некоторых системах (например, Сбербанка) информация о комиссиях за перевод включается в платежное поручение после уточнения назначения платежа (а не на первых шагах, как стандартно представлено выше).
Об указании дополнительной информации для банковского контроля см. статью «Как указать код валютной операции в платежном поручении?».
Итоги
Формирование валютной платежки в клиент-банке требует выполнения некоторых дополнительных правил и внесения большего объема информации, чем при подготовке обычного платежного поручения.
Что предъявить банку для валютного контроля. Как оштрафуют за нарушения
Все компании и предприниматели, которые планируют работать с зарубежными партнерами, должны знать правила ведения валютных операций. Цена ошибки высока. Разберем, как правильно работать с иностранными контрагентами, и какие штрафы грозят за нарушение валютного законодательства в 2021 году.
Какие акты регулируют валютный контроль
Какие сделки попадают под валютный контроль
Важно: валюта расчетов значения не имеет. Даже если зарубежный контрагент произвел оплату по контракту в рублях, сделка подлежит контролю.
В общем порядке расчеты в валюте между резидентами запрещены. Но есть ряд исключений. Например, когда российская организация выплачивает работникам аванс в валюте для покрытия командировочных расходов в зарубежных поездках.
Расчеты между резидентами и нерезидентами в принципе не ограничены. Но порядок оформления операций жестко регламентирован. Нужно соблюдать сроки платежей по контракту и вовремя представлять в банк правильно оформленные документы.
Документы для валютного контроля и сроки их подачи
Чем больше сумма сделки, тем жестче контроль со стороны банка:
Сумма сделки, тыс. руб.
Какие документы требует валютный контроль
Документы не нужны. Сообщаем банку только код операции*
Cчет, контракт, акт приема-передачи или другой документ, чтобы банк смог определить код операции
Cчет, контракт, акт приема-передачи или другой документ, чтобы банк смог определить код операции
Контракт, который будет поставлен на учет
Контракт, который будет поставлен на учет
*Код операции можно найти в перечне (Приложение № 1 к Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
По всем контрактам, которые были поставлены на учет, нужно составлять специальную форму — справку о подтверждающих документах (СПД). Она представляет собой перечень документации, связанной с выполнением контракта.
СПД подают в установленный срок — не позже 15 дней по окончании месяца, в котором прошла сделка.
Ак Барс Банк оказывает полный комплекс услуг по РКО в иностранной валюте для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предлагаем:
Штрафы за нарушение валютного законодательства
Нарушения можно разделить на два типа:
1. Непредставление документов: забыли сдать их вовремя, неверно оформили.
За нарушение регламента оформления документов штрафуют по п. 6, 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ:
Штраф за несвоевременную подачу документов взимают при просрочке свыше 90 дней (6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ):
Самое частое нарушение — задержка получения валютной выручки или возврата заемных средств. Получается, что обязательства по уплате не выполняет зарубежный контрагент, а виноватым остается законопослушный российский резидент.
За это нарушение ИП или организации вынесут предупреждение или накажут штрафом в размере:
Дополнительно могут наказать руководителя организации на сумму от 20 до 30 тыс. руб. (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).
Штрафы были смягчены в середине 2020 года. Суровая кара за нерепатриацию осталась только при крупной сумме нарушений — свыше 100 млн. руб. В этом случае штраф составит от 75 до 100 % от неполученной суммы (п. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ), а повторное нарушение повлечёт уголовную ответственность (ст. 193 УК РФ).
Что делать, если нарушили срок возврата валютных средств
Если ситуация позволяет, нужно продлить срок действия контракта.
Важно, чтобы дополнительное соглашение было подписано раньше того дня, когда истечет срок поступления средств.
К сожалению, такое решение доступно только при содействии со стороны зарубежного контрагента.
1. Перед подписанием контракта контрагента проверили всеми доступными способами:
2. Предусмотрели в контракте подстраховку на случай возможных проблем:
3. После задержки оплаты предприняли все возможные меры, чтобы заставить партнера исполнить обязательство:
И не факт, что все принятые меры признают достаточными. Поэтому к соблюдению валютного законодательства нужно относиться очень серьезно.
Ак Барс Банк осуществляет контроль над всеми видами валютных операций в соответствии с действующим законодательством. Высококвалифицированные специалисты проводят бесплатное консультирование клиентов по вопросам валютного законодательства на любом этапе совершения ими сделок.
Валютный календарь помогает пользователю соблюдать все сроки и требования валютного контроля, оперативно оформить документы без ошибок.
Событие календаря формируется автоматически на основании представленных клиентами документов валютного контроля и говорит о необходимости совершить определенные действия: например, переоформить контракт в связи с истечением даты завершения обязательств, предоставить распоряжение о списании иностранной валюты с транзитного счета или переоформить срок поступления денежных средств по отгруженному товару.
Каждое событие отображается со своей крайней датой и ссылкой на документ, который необходимо заполнить. При переходе по ссылке клиенту предоставляются максимально заполненные банком документы и подсказки.
Любую информацию по контракту ВЭД можно получить в удобном формате в режиме онлайн и, тем самым оперативно и качество управлять данными.
Как пройти валютный контроль и получить оплату от иностранных клиентов
Компания из другой страны впервые перевела исполнителю из России оплату за заказ. Но получить деньги сразу не получится: сначала банк должен провести валютный контроль.
Дарья Камалина
Эксперт по валютному контролю Тинькофф Бизнеса
Разработчик выполнил свой первый заказ для иностранной компании, и она перевела ему оплату. Но получить деньги сразу не получится: сначала нужно предоставить документы по сделке в банк, чтобы он провел валютный контроль. Разбираемся, как к нему подготовиться и пройти быстрее.
В статье собрали самое главное, но все равно она получилась большой. Вы можете использовать ее как шпаргалку — сохраняйте в закладках или отправьте себе в удобный мессенджер.
Что такое валютный контроль и зачем он нужен
Любые расчеты с иностранцами — валютные операции. Для государства важно, чтобы эти платежи были по определенным правилам. Они зафиксированы в валютном законодательстве.
За законностью операций следят банки. Они изучают сделки, смотрят на документы по ним и фиксируют нарушения, если они есть. Информацию о них передают в Центробанк, а тот — в налоговую. Все это и есть валютный контроль.
Чтобы банк одобрил платеж и перевел его на валютный счет, обычно нужно предоставить документы — те, по которым работаете с заказчиком. Они могут отличаться в разных ситуациях.
Прежде всего, нужно обратить внимание на основной документ. Тут есть три варианта:
Для каждого из них — свои нюансы, которые мы разберем дальше.
Оплата по контракту
Когда используют контракты. Для сложных сделок или сделок на долгий срок, например на год или больше.
О чем нужно знать. Контракт — то же самое, что и договор. В нем исполнитель вместе с иностранным заказчиком фиксирует основные договоренности по сотрудничеству: порядок работы, сроки оплаты и другие важные условия.
Почти все контракты можно разделить на четыре типа:
Универсального шаблона для всех контрактов не существует, все зависит от конкретной ситуации. Иногда банки составляют рекомендации, какую информацию сразу включить в контракт, чтобы валютный контроль пройти быстрее.
Почему важно следить за суммой контракта. Контракты могут быть с фиксированной суммой или без нее. С фиксированной суммой — это когда конкретная стоимость товара или услуг прописана в документах. Здесь все просто.
Контракты без суммы — это когда вам платят по факту. Например, переводчик перевел один текст, ему в рамках контракта заплатили за него. Потом он перевел еще и снова получил оплату. И вот тут нужно складывать общую сумму контракта — все деньги, которые проходят по контракту.
По контракту без суммы вы получили четыре платежа, каждый — 1 300 000 ₽. Чтобы узнать общую сумму контракта, их нужно сложить:
1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ = 5 200 000 ₽
От суммы контракта зависит, какие документы запросит банк и нужно ли ставить контракт на учет, то есть заранее сообщать банку о нем. На учет надо ставить контракты:
Если сумма контракта в иностранной валюте, то ее нужно пересчитать в рублях по курсу ЦБ на дату контракта.
Какие документы нужны для платежа. Если сумма по контракту больше 200 000 ₽, кроме него в банк нужно предоставить подтверждающие документы. Они помогают понять банку, что сделка действительно была.
В каждом случае список таких документов отличается. Но обычно это те, что фигурируют в контракте и дополнительных соглашениях к нему. Например, акты или товарные накладные. Если сомневаетесь, уточните пакет документов у своего банка.
Что учесть при работе с контрактами
Общая сумма контракта | Тип контракта | Нужны ли документы по контракту | Нужно ли ставить контракт на учет |
---|---|---|---|
До 200 000 ₽ | Любой | Нет | Нет |
От 200 000,01 ₽ | Любой | Да | Нет |
От 3 000 000 ₽ | Кредитный договор | Да | Да |
От 3 000 000 ₽ | Импортный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
От 3 000 000 ₽ | Смешанный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
От 6 000 000 ₽ | Экспортный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
Если контракт стоит на учете в банке, понадобится еще справка о подтверждающих документах. Ее можно оформить одну на все документы.
Оплата по инвойсу
Когда используют. При небольших суммах и разовых сделках.
О чем нужно знать. Инвойс — международное название счета на оплату услуг или товаров. В нем все так же, как в российском счете: пишете, что и для кого делаете, в какой срок, за сколько и когда оплатить.
Инвойс могут оформлять вместе с контрактом, и тогда он будет подтверждающим документом для этого контракта. Но иногда инвойс может быть основным документом по сделке и заменять контракт. Обычно это бывает при разовых заказах.
В остальном требования и правила здесь такие же, как и по контрактам. Инвойсы редко бывают на крупные суммы, но все равно лучше следить, чтобы они не превышали лимита 6 000 000 ₽. Иначе документ нужно будет поставить на учет.
Какие документы нужны для платежа. Часто при оплате по инвойсу никакие другие документы не нужны. Например, в Тинькофф Бизнесе его достаточно для проведения платежа. Если вы обслуживаетесь в другом банке, условия лучше уточнить, они могут отличаться.
Оплата по оферте
Когда используют. При удаленной работе с крупными корпорациями. Например, с магазинами приложений App Store и Google Play или с биржей фрилансеров Upwork.
О чем нужно знать. Оферта — это предложение о заключении сделки, в котором описаны существенные условия договора. Чтобы работать по оферте, не нужно ничего подписывать. Достаточно просто принять ее условия. Обычно для этого достаточно поставить галочку в личном кабинете или ответить на письмо.
Оферту, как и любой контракт, при достижении определенной суммы платежей нужно ставить на учет:
Самое сложное в офертах — разобраться, кто кому оказывает услуги. Здесь все не так очевидно, как с обычными контрактами.
Разработчик создает приложения для App Store и Google Play. Кажется, что, раз платят ему, он оказывает услугу и это экспорт. Но это не так. По условиям этих оферт App Store и Google Play размещают приложения у себя, то есть оказывают услугу разработчику. А значит, это импорт.
Чтобы вам не запутаться, мы составили таблицу с основными офертами и указали, какой у них тип.
Типы оферт для популярных международных компаний
Заказчик | Тип оферты |
---|---|
Apple | Импорт |
Booking | Экспорт |
Google Play | Импорт |
Google AdSense | Экспорт |
Upwork | Импорт |
Какие документы нужны для платежа. При первом платеже загружают саму оферту, информацию о ней и подтверждающие документы. При последующих платежах достаточно только подтверждающих документов. Это могут быть квитанции или акты.
Как отправить документы в банк
Порядок передачи документов может отличаться в разных банках. В большинстве случаев их принимают в электронном виде. Например, клиенты Тинькофф Бизнеса могут все сделать через личный кабинет. А если не догрузилось или специалисты банка попросили дополнительные документы — отправить их прямо в чате.
Сроки прохождения валютного контроля
С момента, как валюта пришла на транзитный счет, у компании есть 15 дней на валютный контроль. Если пройти его с опозданием, бизнес могут оштрафовать — максимально на 150 тысяч рублей.
Сам валютный контроль по закону не может занимать больше одного рабочего дня. Например, если документы пришли во вторник, решение должно быть не позже среды, если они поступили в пятницу — не позже понедельника.
Специалисты банка могут отклонить платеж. Обычно это происходит в двух случаях:
Чтобы у вас был запас по времени на исправление возможных недоработок, лучше не откладывать прохождение валютного контроля на последний момент.
Как можно ускорить валютный контроль
Чтобы пройти валютный контроль быстрее, можно сразу учесть требования и рекомендации банка. В первую очередь они будут полезны клиентам Тинькофф Бизнеса, но могут помочь и при взаимодействии с другими банками.
Обязательные требования:
Дополнительные рекомендации:
При постановке контракта на учет перевод нужен всегда. В Тинькофф Бизнесе его делают бесплатно для клиентов, но на это может уйти несколько дней. Пока перевода нет, контракт на учет поставить нельзя.
Валютный счет от Тинькофф
Удобная работа с валютой:
Валютные операции: виды, отчетность
Валютными считаются не только операции с иностранными деньгами, расчеты в рублях тоже могут попасть под валютный контроль. В статье — о том, какие операции закон относит к валютным и как бизнесу правильно их учитывать, чтобы не получить штраф от налоговой
Дарья Камалина
Эксперт по валютному контролю Тинькофф Бизнеса
Индивидуальный предприниматель Мария шьет фетровых котиков и продает их на eBay по всему миру. Оплату принимает на личный счет в PayPal, а оттуда уже деньги поступают на расчетный счет ИП.
Мария уверена, что, раз получает на российский расчетный счет российские рубли, у нее нет валютных операций. Однако это не так. Мария экспортирует товар и получает деньги рубежа, пусть и со своего счета. Это считается валютной операцией.
По российским законам валютные операции проходят под особым контролем и учитываются тоже особо. Рассказываем, какие еще бывают валютные операции для бизнеса и как по ним отчитываться перед налоговой.
Глоссарий
Мы постарались как можно проще рассказать о валютных операциях, но будем использовать термины, без которых не обойтись. Собрали все термины в одном разделе и расшифровали их.
Нам понадобится четыре понятия:
Валютная операция — расчеты в иностранной валюте и любые расчеты с гражданином другой страны или зарубежной компанией.
Валютный контроль — проверка валютной операции на соответствие российскому законодательству.
Валютный нерезидент:
Валютный резидент:
Термины, которые встречаются в статье нечасто, расшифровали прямо в тексте.
Какие бывают валютные операции по субъекту сделки
Валютные операции классифицируют по разным критериям: виду деятельности, субъекту, сроку выполнения и виду оплаты.
Одна из самых важных для бизнеса классификаций — по субъекту, в зависимости от того, кто с кем рассчитывается: резиденты или нерезиденты. В некоторых случаях сделки с валютой запрещены, и это лучше учесть при заключении договоров.
Резидент и нерезидент. Могут проводить валютные операции без ограничений, но с учетом определенных требований. Валютные операции между резидентами и нерезидентами контролирует государство, поэтому такие сделки нельзя проводить наличными — только через банковские счета, и каждую сделку нужно подтверждать документами по ней.
О том, какие документы нужны, расскажем дальше в статье.
Резидент и резидент. Валютные операции запрещены, кроме некоторых исключений: например, покупок в дьюти-фри и расчетов с работником, который находится в служебной командировке в другой стране.
Даже если у компании-резидента есть счет в зарубежном банке, при расчетах с российскими компаниями и физлицами она должна использовать только счета в российских банках и платить рублями.
Нерезидент и нерезидент. Могут переводить деньги без ограничений: в рублях и иностранной валюте с любых счетов — в зарубежных и российских банках.
Резидент | Нерезидент | |
---|---|---|
Резидент | ✘ Нельзя, кроме исключений | ✓ Можно — с учетом требований |
Нерезидент | ✓ Можно — с учетом требований | ✓ Можно без ограничений |
Что относится к валютным операциям
К валютным операциям относят все расчеты с иностранцами и иностранными компаниями, даже если они в рублях: продажу и покупку товаров и услуг, торговлю иностранной валютой, кредит от иностранной компании, инвестирование.
В этой статье расскажем про виды валютных операций, которые чаще всего бывают у малого бизнеса:
Импорт товаров. Российский бизнес закупает товары за границей для перепродажи. Например, цветы премиум-качества из Европы или производственное оборудование.
Экспорт товаров. Российский бизнес продает готовую продукцию за границу. Например, компания производит пластиковые корпуса для микрочипов и продает их по всему миру.
Импорт услуг. Российский бизнес покупает услуги зарубежных компаний. Например, создает приложения и размещает их в App Store. Для этого она покупает аккаунт разработчика и подписывает договор импорта — App Store продает услугу: предоставляет свою площадку для публикации приложений.
Тут есть нюанс, который обычно смущает предпринимателей: когда приложение начинают покупать и App Store переводит деньги, кажется, что такую операцию нужно учитывать как экспорт, но нет — договор остается импортным. Такая же ситуация и с Google Play.
Экспорт услуг. Российский бизнес оказывает услуги зарубежным компаниям. Например, диджитал-агентство в Москве делает сайты для иностранных заказчиков.
И еще один популярный пример экспорта: российская компания размещает на своем сайте контекстную рекламу с помощью сервиса Google AdSense: компания продает место на сайте под рекламные баннеры, то есть оказывает услугу по размещению рекламы.
Как происходит контроль валютных операций
Мы уже говорили, что государство контролирует все валютные операции. Это нужно, чтобы предотвратить несанкционированный вывод денег на зарубежные счета.
Для этого у государства есть органы валютного контроля: Центральный банк, Правительство РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба. Банки тоже относятся к этой системе, их называют агентами валютного контроля.
По закону банки обязаны проверять валютные операции: при проведении платежей требуют у бизнеса документы, которые подтверждают, что валютный платеж соответствует российским требованиям. Это может быть контракт, инвойс или оферта. О специфике этих документов рассказывали в одной из прошлых статей.
Отправить платеж. Когда российский бизнес платит зарубежной компании, процесс достаточно простой: нужно подготовить подтверждающие документы и отправить деньги с валютного счета.
Если в документах ошибка, сотрудник валютного контроля Тинькофф Бизнеса сообщит об этом и подскажет, что исправить.
Получить платеж. Когда российская компания получает деньги границы, процесс чуть сложнее. Деньги не сразу поступают на счет компании, сначала они попадают на транзитный счет, а банк запрашивает у получателя подтверждающие документы. После того как клиент представляет документы, банк зачисляет платеж на его валютный счет.
У клиента есть 15 рабочих дней, чтобы представить подтверждающие документы. Если клиент представил документы позже этого срока, банк обязан сообщить об этом в Центробанк. Тот передает информацию в налоговую, которая штрафует нарушителей.
Как ИП на УСН отражать валютные операции в налоговом учете
Валютные операции нужно учитывать в налоговой отчетности и в бухгалтерской — если она есть. Разберем, как отражают их те, у кого нет бухучета и кто обычно занимается отчетностью без помощи бухгалтеров, — ИП на УСН и ИП на патенте.
Валютные операции нужно учитывать в рублях, даже если деньги поступили в иностранной валюте.
Доходы. Учесть платеж от иностранной компании в доходах нужно в день его поступления не на валютный, а на транзитный счет — по курсу Центробанка на эту дату. У банка, в котором у ИП открыт счет, может быть свой обменный курс, но использовать его нельзя — только курс Банка России.
ИП получил платеж на транзитный счет 15 ноября, а на валютный счет они поступили только 21 ноября. Пересчитать сумму операции в рубли для налогового учета нужно по курсу Центробанка на 15 ноября.
Расходы. Чтобы определить сумму расходов, которую уплатили иностранной валютой, ее нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ на дату платежа. При этом не имеет значения, как платит ИП — по предоплате или постоплатой.
18 ноября ИП получил товар, курс ЦБ — 73 ₽/$.
20 ноября ИП продал товар при курсе 76 ₽/$.
18 ноября, в день получения товара, ИП должен пересчитать его стоимость в рубли по курсу на 1 ноября — получится 750 000 ₽. Записи в книгу учета доходов и расходов — КУДиР — 18 ноября ИП не делает, поскольку товар еще не продан.
20 ноября, в день передачи товара покупателю, ИП указывает в КУДиР его стоимость по курсу на 1 ноября — те самые 750 000 ₽.
На УСН значение имеет только курс ЦБ на дату оплаты расходов. Остальные даты и курсы не важны. Но вносить стоимость товаров для перепродажи в КУДиР нужно в день, когда товар продан.
Если бы ИП оплачивал товар по постоплате в день поставки, 18 ноября, то пересчитать стоимость товара в рубли надо было бы уже на эту дату — получилось бы 730 000 ₽, на 20 000 ₽ меньше. Однако и в этом случае сумму надо показать в расходах в КУДиР 20 ноября — в день отгрузки товара покупателю.
Если ИП оплачивает услуги по предоплате, работает так же: расходы учитывают на дату оказания услуги по курсу на дату перечисления валютного платежа. Например, предоплата была 10 ноября, акт выполненных работ подписали 20 ноября: в КУДиР вносят операцию за 20 ноября, а валюту конвертируют в рубли по курсу ЦБ на 10 ноября.
Иногда дата постоплаты и дата отражения суммы в КУДиР могут совпадать. Скажем, если ИП платит за уже оказанные ему услуги или принятые на склад материалы для производства. Но на дату перечисления валютной предоплаты расходы никогда не учитывают — только определяют их сумму в рублях по курсу ЦБ на дату платежа.
Какие документы нужны для отчетности
У бизнеса должны быть документы, которые подтверждают и сам платеж, и совершение сделки. Документы стандартные для импортной и экспортной сделки. Их может запросить банк или сотрудники налоговой:
Подтверждающие документы не нужны в трех случаях:
Для налоговой отчетности документы по сделке понадобятся даже при небольших суммах.
Валютный счет от Тинькофф
Удобная работа с валютой:
Сейчас читают
Как пройти валютный контроль и получить оплату от иностранных клиентов
Компания из другой страны впервые перевела исполнителю из России оплату за заказ. Но получить деньги сразу не получится: сначала банк должен провести валютный контроль.
Продаем товары за границу. Когда нужно поставить контракт на учет?
Всё дело в сумме контракта. Когда сумма достигает 6 млн рублей, нужно ставить на учет. Для контрактов без точной суммы есть нюансы.
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания