Доступ к верифицированному образовательному контенту что это
Утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации общего образования
Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение от 2 декабря 2021 г. № 3427-р об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности министерства просвещения РФ до 2030 года; документ опубликован на официальном портале правовой информации во вторник.
Минпросвещения России вырабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также оказывает государственные услуге и управляет государственным имуществом в вышеперечисленных сферах.
Стратегическое направление охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.
Как следует из документа, в ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
Для реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2022 год – 37,5%, 2023 год – 39,5%, 2024 год – 40,8%, 2030 год – 100%.
Предусмотрены создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг, в том числе с применением инфраструктуры Единого портала госуслуг (ЕПГУ).
Напомним, указом президента РФ в июле 2020 года были установлены национальные цели развития страны до 2030 года, одной из таких целей в документе указывается «Цифровая трансформация».
Реализация стратегического направления предусматривает достижение целевых показателей национальной цели «Цифровая трансформация»:
Проблемами текущего состояния образования, решаемыми при цифровизации, являются:
Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью.
Задачами цифровой трансформации являются:
Целевые показатели в области цифровой трансформации образования на 2024 год
Минпросвещения России работает над созданием библиотеки верифицированного образовательного контента
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева назвала создание библиотеки верифицированного образовательного контента одной из важных задач деятельности Министерства. Об этом она сообщила на панельной дискуссии «Общество полутора метров: школа против COVID-19» VII глобальной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch on Demand.
Замминистра особо отметила, что даже на фоне текущей неблагоприятной эпидемиологической ситуации более 80% школ в России работают в очном формате, часть из них использует смешанный формат обучения.
«Если мы говорим о дистанционном образовании как о форме, то давайте зафиксируем, что сегодня это – временная и вынужденная мера, которая позволяет компенсировать невозможность ходить в школу в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. Это непростая история и для семьи, и для школ, и для домохозяйств, и для учителей», – сказала Татьяна Васильева.
Заместитель Министра подчеркнула, что накопленный мировым сообществом опыт, который был представлен в докладах Организации экономического сотрудничества и развития, активно изучается и используется в российской системе образования.
«Наработки регионов конца прошлого учебного года и большая работа, которую они вели летом, позволили чуть менее болезненно войти в ситуацию перехода на вынужденный «дистант» в части школ осенью», – добавила она.
Татьяна Васильева отметила три составляющие, которым уделяется наибольшее внимание сегодня: это школьная инфраструктура, верифицированный образовательный контент и методическая поддержка учителей, а именно повышение уровня цифровой грамотности.
«На сегодняшний день цифровой образовательный контент – это безграничное количество информации. Практика вынужденного «дистанта» заставляет задуматься о создании библиотеки верифицированного образовательного контента, которая позволит быстрее и легче отбирать материалы для уроков», – подчеркнула она.
Замминистра просвещения напомнила, что начало созданию такой библиотеки было положено на портале «Российская электронная школа», который во многом выручил систему образования в конце прошлого учебного года. Ресурс продолжает активно использоваться, на данный момент к нему уже обратилось почти 7 млн пользователей.
По её словам, обновление контента портала «Российская электронная школа» будет продолжено учителями, научными институтами и педагогическими вузами.
Доступ к верифицированному образовательному контенту что это
Цифровая образовательная среда
Кузьмин Павел Владимирович, директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации
Цифровые технологии открывают большие возможности для персонализации обучения, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, мониторинга образовательных результатов, самодиагностики, а также для достижения нового уровня образовательных результатов, в том числе через развитие талантов и способностей каждого ребенка. Основная миссия цифровой образовательной среды – страна без образовательных окраин.
Пандемия выявила проблему неравенства регионов, образовательных организаций, семей в получении доступа к качественным образовательным услугам, оценке качества образования, возможностям самодиагностики. Одна из основных задач современного развития – решить проблему цифрового неравенства регионов, школ, обеспечить доступ к верифицированному контенту и цифровым сервисам для всех. В частности, на преодоление цифрового неравенства образовательных организаций обучающихся направлен федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в рамках которого российские школы получат новое современное цифровое оснащение.
Сервисы цифровой образовательной среды.
Цифровая образовательная среда включает следующие сервисы:
– Библиотека цифрового образовательного контента: хранение, поиск, отображение и использование цифрового образовательного контента, разрабатываемого по заказу государства, на уроке и дома.
– Маркетплейс: доступ к дополнительному цифровому образовательному контенту сторонних разработчиков.
– Сервис контрольных измерительных материалов для оценки текущей успеваемости и для самодиагностики: создание диагностических материалов для оценки знаний и умений, проведение проверочных работ и обеспечение самостоятельной подготовки обучающихся.
– Цифровая биография: агрегатор образовательных результатов ученика.
– Сервис создания типовых сайтов для образовательных организаций: создание типовых сайтов школ в соответствии с требованиями законодательства.
– Взаимодействие с ЭЖД: учет образовательных результатов, планирование учебной нагрузки и составление расписания.
– Личный кабинет: персонифицированный доступ к сервисам цифровой образовательной среды.
– Государственные услуги в сфере образования: взаимодействие с ЕПГУ по отображению релевантных для пользователя услуг.
– Управление контентом: воспроизведение контента и управление устройствами отображения, анализ и мониторинг использования.
– Сферум: коммуникационная платформа, на базе которой проводятся видеоконференции и ведутся школьные сообщества.
– Создание документов онлайн: разработка презентаций, документов, таблиц и графиков с использованием веб-браузера.
– Обработка больших данных: построение индивидуальных образовательных маршрутов, аналитика для управления системой образования.
В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» единой точкой доступа к образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации будет федеральная государственная информационная система «Моя школа» (рисунок 1). На платформе будут сконцентрированы различные сервисы, базы данных, в дальнейшем платформа сама, в зависимости от достижений ребенка, будет предлагать ему возможности дальнейшего развития, в основном за счет программ дополнительного образования детей, оценки образовательных результатов, самодиагностики. ФГИС «Моя школа» будет работать «в связке» с региональными электронными системами.
Образованию включили «Сферум»
Минпросвещения и Минцифры представили российскую информационно-коммуникационную платформу «Сферум», предназначенную для использования в системе образования. По заверениям чиновников, новый сервис не заменит традиционные уроки, о чём беспокоится родительское сообщество и что, судя по всему, не слишком тревожит самих школьников.
Разработкой отечественного IT-продукта занимались Mail.ru Group и «Ростелеком». Платформа видео-конференц-связи «Сферум» создана в рамках национального проекта «Образование» и является частью цифровой образовательной среды (ЦОС). До конца 2021 года она будет запущена в 15 пилотных регионах страны. В её тестировании приняли участие около тысячи школ, и уже сегодня она насчитывает более 20 тысяч участников. Школам платформа будет предоставлена на безвозмездной основе.
«С запуском “Сферума” мы уходим от зарубежных сервисов видео-конференц-связи и переходим к отечественным разработкам, что является принципиально важным. Также принципиально важно и то, что внедрение в обучение оналйн-технологий ни в коем случае не должно заменить традиционного образования. Такие технологии служат тому, чтобы сделать этот процесс более удобным, интересным и эффективным», – отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов в ходе сегодняшней презентации.
По его словам, платформа «Сферум» создана в первую очередь в помощь учителям. Сервис обеспечит доступ к верифицированному контенту, учитель самостоятельно сможет выбрать необходимые материалы и представить их в максимально интересном и удобном для восприятия виде.
Подготовлено постановление Правительства РФ об апробации платформы, в ходе которой специалисты будут смотреть, как система функционирует и что ещё можно доработать.
«Школьное образование сегодня в стране – это лидер цифровой трансформации. Именно здесь цифровые технологии внедряются наиболее активно. Но когда началась пандемия, у нас не было готового решения от отечественных производителей, способного заменить зарубежные аналоги видео-конференц-связи, потребность в которых сильно возросла. Поэтому в короткие сроки это решение было создано», – отметил глава Минцифры Максут Шадаев.
По словам первого вице-президента «Ростелекома» Владимира Кириенко, «Сферум» включает в себя широкий функционал цифровых сервисов для обучения и общения учителей, учащихся и их родителей: видеоконференции, чаты, сообщества, контакты. «На этапе тестирования нам очень важно получить обратную связь от всех пользователей платформы, чтобы понимать, как можно её улучшить», – сказал он.
Российская информационно-коммуникационная платформа «Сферум» позволит уйти образовательному процессу от использования зарубежных сервисов связи и конференций. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
Генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев отметил влияние пандемии на решение об ускоренном создании «Сферума». Напомним, педагоги жаловались на отсутствие единой площадки для дистанционного обучения. Столичные власти в качестве таковой рекомендовали Microsoft Teams (в неё встроена, например, «Московская электронная школа»), однако по своему происхождению платформа является иностранной.
– Мы с партнёрами из «Ростелекома» решили применить нашу экспертизу, чтобы в непростой период пандемии сделать инструмент, который существенно упростит взаимодействие учителей, учеников и их родителей. Основная его задача – сделать процесс обучения более интерактивным, но ни в коем случае не заменять традиционные уроки, – сообщил Добродеев.
На вопрос «Октагона» о том, планируют ли разработчики «Сферума» распространять его использование за пределами системы образования, он ответил, что такая перспектива рассматривается.
«Да, мы планируем, что функционал платформы будет распространяться за пределами школьного образования, но, безусловно, этот функционал будет согласован в том числе с Министерством просвещения, и это будут сервисы, направленные на большую социализацию учеников, на возможности получения дополнительного образования вне рамок школьной программы».
Борис Добродеев
генеральный директор Mail.ru Group
Возможности сервиса были продемонстрированы на презентации – к конференции подключились учащиеся гимназии имени Е. М. Примакова во главе с преподавателем, победителем конкурса «Учитель года» Александром Ядриным. Сервис действительно позволяет хорошо видеть и слышать происходящее в классе.
Несмотря на заверения чиновников, появление «Сферума» наверняка усилит разговоры о подготовке глобального проекта цифровой школы, которая поможет удешевить образование. Ведь инструментария для такой «цифровой трансформации» становится всё больше.