Дымковская игрушка чем расписывают
История дымковской игрушки
Оксана Полежаева
История дымковской игрушки
1. История создания дымковской игрушки.
2. Технология изготовления игрушки.
(фото, работы детей д/с)
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
1. История создания дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки, русский народный художественный промысел издавна существует в слободе
Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).
Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет.
Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска», к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они «военную» хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой «Свистуньей». В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».
Позднее расширился круг тем за счет внесения в игрушку новых бытовых сюжетов, сказочных тем, разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.
Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.
Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложны геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.
2. Технология изготовления игрушки.
1. Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась.Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.
2. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.
Следы «примазки»при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.
«Отбеливание». Цветовая гамма, геометрический орнамент
Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Мы использовали белую гуашь.
Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент.
Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.
У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.
Из этого описания мы можем узнать, что в 1811 году праздник свистопляска еще разделялся на две не похожие друг на друга части. С утра в ветхой часовенке у городских валов поминали предков. А «остальная часть сего достопамятного дня»посвящалась увеселениям: «народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улице». И «продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». Таково самое раннее (из разысканных до сих пор) свидетельство очевидца о дымковских глиняных расписных.
Такая мелочь, как глиняные игрушки, конечно, не попала бы в поле зрения «удаленного на Вятку», но сохранившего свой высокий чин генерал-майора Хитрово, не будь пронзительно шумной, бушующей весельем свистуньи, которую уж никак нельзя было не заметить.
Да и позже, вплоть до 1871 года, сведения о дымковских глиняных расписных мы находим опять-таки только в описаниях свистуньи. А она продолжала поражать современников, и ее описания появлялись в печати одно за другим, последнее по времени уже в 1940 году.
Не будь свистуньи, мы знали бы о дымковских глиняных расписных куда как меньше, да и судьба их, возможно, могла бы сложиться по-иному. Но что же такое свистунья? Обратимся к «Вятским запискам» Всеволода Лебедева, очень талантливого, безвременно умершего советского писателя. Лебедев ярко и эмоционально точно рассказал в этой книге о последних предреволюционных и первых советских годах Вятского края.
А было вот что: «Вятский праздник свистунья на большой площади. Когда к ней идешь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вышина которой оглушает твою кровь и сознание. Потом у базара понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком. Что-то цветет и волнуется там на площади. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад.
Спрос на свистульки возрастал, особенно весной и производство на них оказывалось выгодным. Гончары работали всю зиму, готовясь к весне.
Конкурс свистунов проводился ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц.
Изучив материал, я узнала, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова) Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.
1. Г. Л. Дайн «Русская игрушка»
2. Дьяконов Л. В. Дымковские глиняные расписные.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду «Народное искусство в воспитании дошкольника» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 2005 год.
Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.
Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин «Радуга» (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).
Фотоотчет «Роспись Дымковской игрушки» Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность.
Фотоотчёт «Кукла в наряде по мотивам дымковской игрушки» Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней.
Изготовление дымковской игрушки «Уточка» в средней группе Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Задачи: Познакомить детей с процессом изготовления декоративной.
Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.
Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки» Здравствуйте! Сегодня я вам покажу как создавались мои дымковские игрушки. Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных.
Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Индюк» из пластиковой бутылки Для изготовления «Индюка» нам понадобится: 1. Пластиковая бутылка – 0,5 л. 2. CD диск 3. Толстый карандаш 3. Скульптурный пластилин 4.
Рисование дымковской игрушки «Петух» (средняя группа) На сегодняшнем занятии мы с детьми в первые знакомились с Дымковской игрушкой. А рассматривали мы Петуха. Для работы нам понадобилось:.
Буквально на днях я вернулась из командировки с г. Кирова. Признаться честно, не всегда удается ознакомиться с историей города и его культурой перед поездкой, такое случилось и сейчас. Когда мой коллега с первых шагов по земле города стал рваться и искать музей дымковской игрушки, я его не поняла. Но не стала сопротивляться, а решила, что должна познакомиться с игрушкой поближе, все-таки, отчасти, я себя причисляю к творческим людям и надо расширять кругозор.
В результате осмотра города нашли мы таки художественный салон «Дымковская сказка» в доме союза художников России.
Нам рассказали, что дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, который существует на Вятской земле более чем четырёхсот лет. Название происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Кирова, в прошлом г. Вятки. Этот район хорошо просматривается с берега реки Вятка.
Изготовление глиняных игрушек было семейным ремеслом. Люди добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской», приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку, даря радость своего искусства детям и взрослым.
Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище, в котором местные жители, по ошибке, стали воевать с прибывшими на помощь против новгородцев, устюжанами.
Разгульное ярмарочное веселье переходило в празднования дня солнца и продолжалось три дня, и все эти дни жители Вятки, свистели в глиняные свистульки, танцевали и перекидывали расписной глиняный шарик.
В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковcкая игрушка представляла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, людей, птиц, а также разнообразные свистульки. Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.
С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.
Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица Мезрина Анна Афанасьевна (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. А вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948) с пятнадцати лет настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.
Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.
В основе росписи дымковской игрушки — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.
При росписи важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой и оберегами.
Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.
Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, тогда между двумя прямыми линиями чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.
…Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку
…Желаешь веселой жизни – дотронься до гармошки
…Хочешь продлить род – прикоснись к младенцу.
Какая же часть скульптуры отполирована больше всего?!
Возвращалась я домой с сувенирами в форме коровки и знатной барыни.
Поэтапная дымковская роспись и создание игрушки из трафарета
История возникновения росписи
Такой вид промысла произошёл из Дымковской слободы, которая в настоящее время включена в состав города Кирова (раньше Вятка). Есть особая легенда, которая связана с созданием такой игрушки. Много столетий назад рядом со стенами этого города сошлись два дружелюбно настроенных войска, но по причине того, что на улице было слишком темно, они подумали, что враги друг другу, и начался кровопролитный бой. В нём погибло большое количество воинов, считается, что их разъярённые духи и сейчас продолжают летать над этим полем. После этого печального события было решено ежегодно в весеннее время отмечать тризну.
Конечно же, не только бой дружеских войск привёл к появлению такого праздника и самой дымковской игрушки. Также нужно отметить и то, что рядом с Дымковской слободой были большие залежи глины, которые можно было свободно применять в керамике. Необычный метод лепки дымковских фигур и их росписи сделали их особо популярными среди жителей не только Кирова, но и остальных городов.
Главные черты дымковской фигурки
Главной особенностью дымковской игрушки, которая заметно отличается от других изделий своими руками, считается то, что все они могли издавать какой-либо определённый звук: треск, грохот, свист, посторонний шум. Такая необычная черта связана с тем, что, по мнению верующих людей, злые силы не переносят шума. В древности такая фигурка служила в качестве защиты от духов.
Весной при посадке овощей и фруктов присутствие духов считалось опасным для урожайности и роста растений. Люди думали, что они появлялись на полях ещё в зимние месяцы, а чтобы избавиться от духов, нужно было использовать весенние праздники, которые отличались особым шумом и весельем. Дымковская фигурка была создана для отпугивания опасных злых сил с помощью свиста и других звуков.
Главная особенность такой игрушки — наличие шума и свиста. Сейчас наличие шума в игрушке не считается особо важным свойством, но способы её создания и росписи сохранились до сих пор.
Принцип изготовления
Весь принцип создания такой необычной игрушки можно разделить на несколько этапов. К ним относят:
Процедура лепки проходит вручную, поэтому каждая получаемая модель фигурки отличается от остальных по своему внешнему виду и форме.
Для такой игрушки чаще всего применяют ярко-красную глину, которую предварительно смешивают с речным песком. Игрушку создают деталями, а после все детали совмещаются друг с другом посредством красной жидкой глины, стыки же создают более плавными, сглаживая их мокрой тряпкой.
Дымковская лепка отличается следующей технологией:
Главной деталью в такой игрушке является туловище. Сначала из куска глины формируют подобие шара. Из него делают оптимальный силуэт. Чем плавнее будет произведён такой процесс, тем более правильной и привлекательной получится готовая фигура.
Дополнительные части также создаются из глиняного шарика, но его нужно брать небольшого размера. К дополнительным частям в этом случае можно отнести: голову, шею, конечности фигурки и остальное. Они устанавливаются на основное туловища, а в местах соединения маскируются посредством глины и воды. Это поможет сделать переход более плавного типа.
Украшением в этом случае могут служить глиняные шарики, кольца, колбаски, которые после крепятся на фигуру. К примеру, чтобы создать барышню, для начала нужно сформировать конусообразную юбку. После на неё устанавливают туловище с вылепленной головой. Далее нужно прикрепить руки и голову. В конце работы останется нарядить фигурку, надеть на неё платок либо необычную шляпку и положить ей на руки какое-нибудь животное либо ребёнка.
Мужские фигурки создаются по другому принципу. Туловище и голова в этом случае совмещаются с ногами, которые выглядят как две колбаски, которые сгинают в нижней части и получают ножки. Шляпка и волосы так же будут заметно отличаться от женского варианта.
Туловище животного (олешек, козлик, петушок, лошадка) больше будет походить на конус, к острой части которого прикрепляют шею и голову. Лапы в этом случае создают большими, немного сужают в нижней части. Рога и хвост устанавливают на тело животного в самом конце.
Также важно учитывать и то, что все дымковские фигурки заметно расширяют в нижней части. К примеру, в женских образах всегда есть расширяющееся книзу платье, а мужские фигурки часто сажают на лошадь. У животных (козел, лошадь) делают короткие ножки. Это делается из-за того, что слишком слабый низ может попросту не вынести тяжести игрушки по окончании сушки.
Обжигание, сушка и обработка
В конце лепки фигуры её следует хорошо высушить и обработать посредством обжига. Время сушки будет определяться в зависимости от размера фигурки, температуры и показателя влажности воздуха в помещении. При этом очень важно понимать влажность, температуру и остальные параметры.
В зависимости от таких значений сушка будет продолжаться от трёх дней и до трёх недель.
После сушки игрушку нужно обжечь. Ранее для обжига расписной фигурки использовали печь. Изделия помещали на металлический противень и клали на сами дрова. После того, как игрушка начинала наклоняться в сторону, её хорошо остужали. Сейчас используют усовершенствованные модели печек, которые помогают экономить время и защищают мастера от возможных опасностей при работе.
По окончании сушки и обжига фигурка начинает изменять свой окрас до красно-коричневого, поэтому после нанесения узоров её полностью выбеливают. Для этого на изделие наносят специальный раствор, полученный из молока и мелкого порошка. После того как молоко скисает, раствор приобретает твёрдую консистенцию, на поверхности фигурки высыхает гладкий слой белого цвета. Выбеливание статуэток помогает не только придать ровности их поверхности, но также отличается особой яркостью и красотой, что делает изделие ещё декоративнее.
Несмотря на большое количество попыток поменять составные элементы раствора, они не принесли существенного результата. После изменения состава статуэтки начинали желтеть либо их поверхность была с вмятинами. Именно поэтому до нашего времени продолжают использовать побелки, которые изготавливают из мелкого порошка и молока.
Особенности рисования
Чтобы создать по-настоящему уникальное и необычное изделие, нужно использовать большое количество ярких цветов, контрастных оттенков, а также геометрических фигур. С помощью таких элементов фигурка точно приобретёт красивый праздничный вид. Особенности поэтапной росписи:
Дымковские игрушки производят до сегодняшнего времени. Этот процесс никак не модернизировался и не стал серийным. Статуэтки продолжают расписывать и создавать своими руками, следуя основным правилам, которые были созданы ещё 400 лет назад, когда только возник народный промысел. Но не все молодые мастера могут полноценно пройти обучение, но те, кто полностью обучаются ему в итоге становятся профессионалами своего дела.
Они самостоятельно создают необычные и привлекательные образы дымковской игрушки, каждый из которых отличается своим необычным внешним видом и уникальностью. Создание и роспись игрушки продолжает оставаться женской профессией. Знание принципов изготовления и широкое воображение помогут женщине легко создать необычный образ и наполнить его большим количеством ярких красок.
С помощью дымковской росписи, которая существует уже около 400 лет, продолжается богатая история русского народа и развитие его культурной сферы жизни. Такие необычные и привлекательные статуэтки не просто поднимают настроение человеку, но также погружают его в настоящую сказку с запоминающимся сюжетом, который каждый может придумать самостоятельно. И хотя такие статуэтки в настоящее время не несут никакого магического предназначения, но продолжают оставаться символами доброты, щедрости и здоровья.