Единица речи в которой содержится сообщение о чем
Единица речи, в которой содержится сообщение о чём либо, — это?
Единица речи, в которой содержится сообщение о чём либо, — это.
Предложение?
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения По цели высказывания предложения бывают : 1.
Берегите родную природу!
Подчеркни предложения, в которых содержится вопрос.
Как называются эти предложения?
Сколько их в четверостишии?
Садик бедный, Где цветов твоих краса?
Где твоих деревьев кудри?
Что ж так мрачны небеса?
Какой частью речи является слово «палатами» в предложении «Мы шагаем палатами длинными?
Какой частью речи является слово «палатами» в предложении «Мы шагаем палатами длинными.
Единицей какого уровня является звук речи?
Единицей какого уровня является звук речи?
Может ли эта единица выражать значение?
Вопрос чем и на чём какая часть речи?
Вопрос чем и на чём какая часть речи?
Сообщение на тему : » О чём может рассказать одежда о человеке»?
Сообщение на тему : » О чём может рассказать одежда о человеке».
Раскройте скобки и определите часть речи?
Раскройте скобки и определите часть речи.
Наречие или местоимения.
МОГУТ БЫТЬ И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ!
Где (то) звенела капель.
Как (будто) прозвучала музыка.
Лежали чьи (то) тетради.
Пролетела какая (то) птица.
Кто (либо) отправиться в командировку.
С кем (либо) встречаться.
Где (то) встретиться.
Что (нибудь) сказать.
О ком (то) позаботиться.
Кого (нибудь) увидеть.
Чем (нибудь) заняться.
Кое (в) чём убедиться.
Кое (к) кому обратиться.
Кое (за) кого просить.
(Кое) как застелить постель.
(Кое) где опали листья.
Куда (либо) приходить.
Что (нибудь) приготовить.
Сколько (нибудь) купить.
Сколько (нибудь) осталось.
Кое (о) чём спросить.
ПОДЕЛИТЕ ИХ НА ЧАСТИ РЕЧИ.
Аскройте скобки и определите часть речи?
Аскройте скобки и определите часть речи.
Наречие или местоимения.
МОГУТ БЫТЬ И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ!
Где (то) звенела капель.
Как (будто) прозвучала музыка.
Лежали чьи (то) тетради.
Пролетела какая (то) птица.
Кто (либо) отправиться в командировку.
С кем (либо) встречаться.
Где (то) встретиться.
Что (нибудь) сказать.
О ком (то) позаботиться.
Кого (нибудь) увидеть.
Чем (нибудь) заняться.
Кое (в) чём убедиться.
Кое (к) кому обратиться.
Кое (за) кого просить.
(Кое) как застелить постель.
(Кое) где опали листья.
Куда (либо) приходить.
Что (нибудь) приготовить.
Сколько (нибудь) купить.
Сколько (нибудь) осталось.
Кое (о) чём спросить.
ПОДЕЛИТЕ ИХ НА ЧАСТИ РЕЧИ.
Какой частью речи является слово ЕДИНИЦА в этом предложении?
Какой частью речи является слово ЕДИНИЦА в этом предложении?
Второе спряжение у этих глаголов.
Где и это второе спряжение где е там первое.
Светит солнышко, ярко озаряющее улицу. Расцвели подснежники, появляющиеся в начале весны. На улице гуляют дети, играющие в разные игры. Настя, гуляющая на улице, еда мороженое. Во дворе, освещённом солнцем, очень тепло. Птички, прилетевшем с юга..
Лексический разбор слова «далекой» на фото.
Высказывание, может быть?
Закончить предложения?
Выбери нужный знак препинания чтобы получилось предложение в котором содержится сообщение у даши красивое платье?
Выбери нужный знак препинания чтобы получилось предложение в котором содержится сообщение у даши красивое платье.
Письменная речь это речь которую мы?
Письменная речь это речь которую мы.
Что это, короткое сообщение, которое отпрявляют по телеграфу?
Что это, короткое сообщение, которое отпрявляют по телеграфу.
Дайте оценку чьей либо речи, которой вам хотелось подражать?
Дайте оценку чьей либо речи, которой вам хотелось подражать.
Предложение перестройте так, чтобы в нем было указание на то, чье это сообщение, сделайте это при помощи : вводных слов, косвенной речи, прямой речи?
Предложение перестройте так, чтобы в нем было указание на то, чье это сообщение, сделайте это при помощи : вводных слов, косвенной речи, прямой речи.
Вставьте в пропуски либо «речь», либо «язык» 1?
Вставьте в пропуски либо «речь», либо «язык» 1.
)по определённым правилам.
2. Ваня знает три иностранн.
) многих школьников встречаются ошибки в ударении.
Слово либо к какой части речи относится?
Слово либо к какой части речи относится.
Вспомни, какие предложения бывают по цели высказывания?
Вспомни, какие предложения бывают по цели высказывания.
Напишите сообщение на « основные способы образования слов самостоятельных частей речи»?
Напишите сообщение на « основные способы образования слов самостоятельных частей речи».
Фото это план для составления сообщения.
Второе спряжение у этих глаголов.
Где и это второе спряжение где е там первое.
Светит солнышко, ярко озаряющее улицу. Расцвели подснежники, появляющиеся в начале весны. На улице гуляют дети, играющие в разные игры. Настя, гуляющая на улице, еда мороженое. Во дворе, освещённом солнцем, очень тепло. Птички, прилетевшем с юга..
Лексический разбор слова «далекой» на фото.
Словари
1. Слог, слово, словосочетание, предложение как естественно и закономерно вычленяющиеся из потока речи.
2. Единица языка, наделенная производной комбинацией значения и способная выполнять коммуникативные функции.
3. Результат свободного комбинирования единиц языка, которые характеризуются ригидностью структур). Единицы речи образуются в результате комбинирования морфем, слов и словосочетаний в процессе речи. Общими свойствами единиц речи являются их производность, сложное строение и способность входить в более крупные образования. К единицам речи относятся предложения, словосочетания и слова, если они включены в речь. Те же слова или устойчивые словосочетания, выделенные в словарь и застывшие в своих значениях, относятся к единицам языка.
1) комплексным знаковым составом (сегментным, просодическим и т. д.),
2) конкретным значением, связанным с замыслом отправителя и получателя сообщения,
3) фактурными свойствами: ритмом, темпом речи и др.,
4) определенностью позиции в процессе коммуникативного обмена (реплика диалога осмысливается не сама по себе, но как элемент последовательности реплик).
Коммуникативные единицы, образующиеся в процессе общения и организующие это общение. Результат комбинирования единиц языка в процессе общения. Общими свойствами Е. р. являются их производимость, сложное строение и способность входить в более крупные образования. К Е. р., выделяемым по формально-смысловым критериям в составе различных речевых образований, относят высказывания в составе речевого акта, реплики в составе диалога, а также предложения, слова, словосочетания, если они включены в речь.
Текст как основная единица речи, общая характеристика
Текст(лат. textum – ткань, соединение) является единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно.
Другими словами, если речь рассматривать не только как процесс, но и как результат, то именно текст – устный, письменный, мысленный – как раз и будет таким результатом, поскольку содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Из определения также следует, что основными признаками текста являются содержательность, связность и цельность, логичность и лаконичность.А ведь это те самые признаки, о которых уже говорилось, когда определялись качественные показатели речевой культуры. Напомним, в чем они проявляются.
Содержательность – это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.
Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения.
Цельность проявляется в смысловом единстве.
В свою очередь, логичностьпредполагает следование трем законам логики: тождества, противоречия и достаточного основания. Суть первого в том, что в рамках одного рассуждения предмет мысли остается неизменен, отход от главной темы есть нарушение логики. Второйзакон говорит о том, что не могут быть истинными два противоположных положения. Третий требует четкости в аргументации при доказательстве или опровержении какой-либо мысли.
Также показателем качества текста, его важнейшим признаком считается лаконичность,т.е. умение в малой форме передать большое содержание. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью простого и сложного предложения. Что предпочесть? Многое диктуют форма, стиль речи, особенности жанров. Например: отличительная особенность книжной письменной речи – употребление сложных предложений. Хотя известны слова Паскаля: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». Л. Толстой писал: «Короткие мысли тем и хороши, что заставляют думать». С одной стороны, лаконичность предполагает сжатость речи, а с другой – информационную насыщенность, которую следует отличать от избыточности, т.е. уметь избегать тавтологии и плеоназмов. В то же время в художественном стиле плеоназм может придать тексту выразительность: «И устарела старина и старым бредит новизна» (А.C. Пушкин).
Чтобы текст соответствовал вышеназванным признакам, а значит тому, что связано с понятием хорошей речи, он должен быть подчинен единой теме, наилучшим образом выражать заложенную в нем идею и отличаться композиционной стройностью.
Напомним, что тема– это то, что лежит в основе речевого произведения, то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Заглавия могут быть широкими и узкими. (Охрана природы. Влияние вредных выбросов в атмосферу.)
Нужно заметить, что не следует приравнивать тему к общему содержанию,поскольку последнее является более широким понятием: оно отражает не только то, о чем говорится в тексте, но и отношение автора к теме. Следует помнить, что тема может содержать микротемы, т.е. части общей темы.
Подчеркнем, что идея текста (основная мысль)всегда связывается с тем, что хочет сказать автор, это выражение авторского замысла. Идея может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего ее надо понять из контекта произведения и сформулировать. В случае затруднения обычно рекомендуется произвести смысловое сжатие текста.
Как это сделать? Для этого нужно отыскать и выделить в тексте главные, опорные слова, которые являются своеобразным ключом для передачи идеи текста: именно они помогут вам сформулировать основную мысльпроизведения.
Тема и идея текста предполагают выбор его композиции. Данное слово восходит к латинскому «compositio» – расстановка, составление.
Так, под композициейпринято понимать определенный порядок следования структурно-содержательных компонентов (частей) текста. Особенности построения текстов, наличия и следования его частей будут проанализированы ниже применительно к текстам разных типов.
2.В зависимости от содержания и внутренней организации различаются три типа изложения содержания и соответствующие им три типа текста: описание, рассуждение, повествование.
Описание– это словесное изображение явлений, предметов действительности путем последовательного перечисления их признаков (свойств). Основной вопрос, на который призвано отвечать описание, – это вопрос «какой?» Композиция описания включает: 1) название предмета, 2) изображение деталей, 3) общее впечатление о предмете или явлении. Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией. Нередко речевой ошибкой в текстах-описаниях считается неоправданное использование противопоставления вместо перечисления.
Повествованиепредставляет собойрассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Такие тексты отвечают на вопрос: «Что произошло?» и характеризуются динамичностью, соотнесенностью видо-временных форм глаголов-сказуемых. Композиция обычно состоит из следующих компонентов: 1) экспозиция (часть, предшествующая завязке), 2) завязка (начало действия),
3) развитие действия, 4) кульминация (момент наивысшего напряжения), 5) развязка (конец действия). Это можно наблюдать в развернутых эпических жанрах: повестях, сказках, романах, но если текст-повествование является эпизодом полномасштабного произведения, то в его композиции могут быть представлены не все компоненты. Нарушение последовательности считается серьезной речевой ошибкой в текстах-повествованиях.
Рассуждение– это такой порядок изложения мыслей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности (либо для его опровержения) приводятся доводы. Тексты-рассуждения отвечают на вопрос: «Почему?». Полная композиционная форма состоит из трех частей: 1) тезис, 2) доказательство и 3) вывод. Рассуждение характеризуется наличием сложных структур, передающих причинно-следственные связи, отношения. Речевой ошибкой считается нарушение логики, ошибочность или недостаточность аргументации.
3. виды связи предложений в тексте – позволит объяснить, как они соединяются, как при этом образуется единое речевое произведение.
Известно, что предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Эта связь называетсяцепной.Связь при этом осуществляется главным образом при помощи 1) повтора, одного и того же слова, 2) личных местоимений, слов, близких по значению, 3) союзов.
Например: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей –без нихблестящие выражения ни к чему не служат» (А. Пушкин). За домом был заброшенный пруд. Пруд был весь покрыт зеленью. Здесь повтор выражен в словесной форме, но связь может быть установлена и с помощью семантического повтора в виде перифразы: Утро. Туман рассеялся. Солнце уже было высоко над горами.
Цепная связь используется в текстах разных жанров и стилей речи. Это самый распространенный способ соединения предложений. Широкое ее распространение объясняется тем, что она в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений, она встречается там, где мысль развивается линейно: и в текстах-описаниях, и в текстах-повествованиях,но особенно втекстах-рассуждениях научного стиля речи.
Другой вид связи предложений –параллельный.Эта связь осуществляется без связывающих слов, но при этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.
Например:Нашу верность проверяли каленым же-лезом. Нашу гордость испытали танками и бомбами
(И. Эренбург).
Очень часто некоторые члены соединяемых предложений имеют одинаковое лексическое выражение. В этом случае параллельная связь усиливаетсяанафорой.Этохудожественное средство языка, для которого характерно единоначатие, повторение первого слова в предложениях. Но анафора – необязательное условие параллельнойсвязи. Такая связь может достигаться параллелизмом синтаксической структуры предложений: Маленькие ветви пригнулок земле. Желтые листья унесло далеко в сторону. (Безличные предложения.) Параллельные связи используются в текстах с экспрессивной окраской, в текстах художественного и публицистического стиля. Особенно характерен параллелизм для поэтической речи. А. Блок «Анне Ахматовой»:
«Красота страшна» – Вам скажут, –
Вынакинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан – в волосах. …
Вы задумаетесь грустно: …
«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна.»
Параллелизм – сюжетный и синтаксический – составляет суть этого стихотворения, имеющего кольцевую композицию.
азанные типы текстов в чистом виде встречаются редко. Чаще всего в тексте представлены элементы и повествования, и описания, и рассуждения (доказательства).
Итак, в любом тексте наблюдается сцепление, связь предложений. Как предложения строятся по определенным синтаксическим моделям, точно так же и предложения соединяются по определенным синтаксическим правилам. Язык диктует нам не только правила образования слов, словосочетаний и предложений, но и правила соединения самостоятельных предложений. Эти знания важны для владения связной речью, т.е. умения строить собственное высказывание. Нарушение связи расценивается как нарушение нормированности построения текста.
Выше было показано, как объединяются самостоятельные предложения. Теперь необходимо узнать, во чтообъединяются самостоятельные предложения. Звуки объединяются в слова, слова в словосочетания, а предложения? Предложения – в строфы, или в абзацы.
Группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих относительно законченную мысль, называется в лингвистике сложным синтаксическим целым, сверхфразовым единством, компонентом, абзацем, прозаической строфой.
Мы будем придерживаться последнего термина, прозаическая строфа,поскольку абзацимеет и другое значе-ние – отступ в начале строки, красная строка. Ставя абзац, мы отмечаем, что в тексте начинается новая мысль. Это своеобразная разбивка текста, которая позволяет нам сконцентрировать внимание на той или иной мысли автора. Правильное абзацное членение важно еще и потому, что человеку вообще свойственно членить информацию, воспринимать ее частями.
Другими словами, с помощью абзаца мы членим текст на строфы– наименьшие, относительно законченные, смысловые, структурные части целого речевого произведения.
Строфа как единица текста имеет свою композицию: зачин, содержащий начало мысли, микротему строфы; затем следует средняя часть –развитие мысли темы, а далее идет завершение – концовка, которая, как правило, выделяется специально, так как требуется подчеркнуть, что развитие мысли строфы заканчивается. Организующие строфу компоненты выполняют неодинаковую роль.
Наибольшей свободой построения характеризуется обычно первое предложение строфы, или зачин, где используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала мысли. Зачин может быть представлен в виде:
– замечания о важности темы,
Другие предложения менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении. Только первое предложение можно считать построенным свободно. Структура второго предложения и последующих в значительной степени определена и обусловлена отношением к первому. Предложения средней части особыми средствами не оформляются: они присоединяются к зачину посредством цепной или параллельной связи.
Существуют и другие виды связи предложений в строфе, например, присоединительные, отличающиеся большей свободой в их организации и содержании, большей независимостью в составе целого. Они характерны для художественных текстов, которые не являются предметом нашего анализа
По типу связи предложений различаются цепныеипараллельные строфы.Цепные строфы играют большую роль в связной речи. Строфы с цепными связями составляют основную массу (80-85%) словесной ткани текста во всех стилях речи.
Нижняя граница строфы – концовка – выделяется, как правило, особо, специально. (Древние римляне: «Dixi – Я сказал!»)
Наиболее распространенными являются следующие типы концовок:
– выводы, в которых содержатся все положения, рассмотренные в тексте;
– концовка-повтор, которая делает речь подчеркнуто завершенной;
Некоторые строфы получили название кольцевых, так как зачин и концовка их полностью или частично совпадают, что подчеркивает цельность и завершенность строфы. Они чаще используются в жанрах публицистического стиля, чем научного, потому что отличаются эмоциональной окрашенностью.
Представленная композиция строфы – типовая, но необязательная. В зависимости от структуры произведения возможны строфы без зачинов, без концовки, строфы-предложения, например текст рекламы.
Итак, мы выяснили, что строфа является основной единицей текста. Мы поняли, что каждый шаг вперед от слова к тексту ведет к укрупнению единицы нашего анализа. В словосочетании такой единицей является слово, в предложении – член предложения, в строфе – предложение, в тексте – прозаическая строфа.
Но чтобы составить развернутый текст (высказывание), мы обязаны мыслить более крупными семантико-синтаксическими «блоками», ведь развитие темы обычно осуществляется на уровне двух-трех строф. Так образуются сложные семантико-синтаксические единицы, которые получили название фрагментатекста. Как правило, «программа» фрагмента содержится в первой строфе, там намечается тема и узловые моменты ее развития. Подобные строфы называютсяключевыми. Это своеобразные зачины фрагмента. Строфы, находящиеся внутри фрагмента, призваны пояснять, иллюстрировать основную тему. Поэтому они менее самостоятельны и не оказывают влияния на развитие главной, сквозной мысли. Именно зачины фрагментов образуют смысловой каркас произведения, там содержатся опорные фразы, заключающие в себе основные мысли-тезисы. Об этом следует помнить при составлении вторичных текстов на основе оригинала, например: аннотации, конспекта или реферата, подробный анализ которых будет представлен ниже.
Далее за фрагментом– крупной семантико-синтакси-ческой единицей текста – следуют параграф, глава, часть, том.
Схему связной книжной письменной речи можно представить следующим образом: предложение – строфа – фрагмент – глава – часть – законченное речевое произведение (текст).
Специфика всех перечисленных единиц текста – в их структурной и смысловой законченности. Конечно, не в каждом произведении должны быть представлены все компоненты схемы. Объем, протяженность их могут быть разными: включать одно предложение (афоризм, загадка, пословица), одну строфу или один фрагмент (заметки в газете, служебная записка) и более значительные его составляющие.
4.Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями. Композиция может быть ступенчатой, когда автор последовательно переходит от одной мысли к другой (параграфы учебника), и концентрической, при этом автор на протяжении всего текста несколько раз возвращается к сказанному, но на новом уровне (лекции).
В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста.Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.
1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».
2)Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).
3) Прием вопросно-ответного хода(когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.
4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.
5) Приемперечисленияиспользуется для усиления, выделения логических отношений в тексте.
6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.
7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.
8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.
Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.
Такова общая характеристика текста как речевой единицы.
5. Итак, чтобы построить текст, необходимо не только обладать предметным знанием, но и намечать план движения мысли, развития темы, уметь членить текст и делать переходы от одной мысли к другой, устанавливать связи между отдельными частями текста. Но и этого будет недостаточно, если вы не научитесь контролировать себя и избегать ошибок при написании текста. В этой связи можно посоветовать следующее.
1. Написанный текст обычно читается два-три раза, с тем чтобы сконцентрировать внимание сначала на содержании, затем на речевых и грамматических средствах и, наконец, на орфографической и пунктуационной правильности.
2. При корректировке содержания вы должны задуматься над тем, нет ли лишнего, может быть, о чем-то сказано недостаточно, точно ли выражена главная мысль, не нарушается ли последовательность в изложении.
3. При корректировке речевых ошибок обратите внимание на правильность употребления слов с точки зрения их значения и сочетаемости. Опирайтесь на нейтральную лексику. Помните, что книжный стиль не допускает использования разговорной лексики. Избегайте ненужных повторов, однообразных по структуре зачинов и концовок строф. Не забывайте, что именно эти компоненты придают тексту динамичность и выразительность.
4. При определении грамматической правильности обратите внимание на сочетаемость слов, их управление, а также на структуру предложений, не злоупотребляйте инверсией, следите за порядком слов в предложении.
5. При проверке орфографической правильности обратите внимание на написание терминов, слов иноязычного происхождения. Прочитайте текст без редукции по слогам, зрительно определяя состав слов, особенно суффиксы и окончания.
6. Для определения пунктуационной правильности большую роль играет представление структуры предложения: простое – сложное, а далее порядка слов, уровня распространенности (однородные члены, обособленные члены, вводные слова).
Выводы.Умение правильно излагать свои мысли – неотъемлемое качество образованного человека. Ваша задача не только знать материал, но и контролировать себя при создании речевых произведений. Помните о том, что хороший текст – это содержательный, логичный, лаконичный, правильный с точки зрения речевой нормированности текст.