Елей это в библии что значит слово
Елей это в библии что значит слово
Образ елея по важности и частоте упоминания занимает в Библии одно из ведущих мест. Давайте рассмотрим, как елей использовали в библейские времена.
РАДОСТЬ, ИСЦЕЛЕНИЕ, ОСВЯЩЕНИЕ
Елей – это оливковое масло, которое получается путем отжима плодов масличного дерева. Нам всем знаком этот плод, сейчас его можно купить в любом магазине. В современных Палестине и Израиле (на их территории и происходит основное действие библейского повествования) маслина – самое распространенное плодовое дерево. А оливковое масло – один из важнейших продуктов питания как в древности, так и теперь.
Однако елей использовали не только для приготовления пищи, на основе его изготовлялись благовония и притирания. Самого дорогого и почетного гостя на Ближнем Востоке в древности чествовали тем, что на голову выливали елей. Кожа и волосы при этом становились блестящими, лоснящимися, что должно было символизировать материальный избыток и радость, от которых сияет лицо. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Это] – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки» (Пс. 133:1-3). Об Иисусе Христе сказано: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 45:6-7). Одним из признаков скорби, сильной печали или покаяния был у древних евреев отказ от использования елея.
Елеем также обрабатывали в древности раны, чтобы смягчить их и снять воспаление. Вспомните, что сделал добрый самарянин для человека, избитого разбойниками: он «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34).
Елей также является образом исцеления. В Писании неоднократно описывается, как больных мазали елеем. В Новом Завете есть специальное установление об этом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5:14-15). Следует четко осознавать, что сам по себе елей не обладает никакой исцеляющей силой. Важен не ритуал помазания больного, даже не столь важно, кто именно совершает помазание – пресвитер, пастор или епископ. Елей лишь символизирует исцеляющее действие Бога, которое происходит по вере человека.
Еще один образ елея – освящение. В ритуалах, касающихся скинии собрания, жертвенника и храма, освящение занимало одно из важнейших мест. Это была целая процедура, включающая в себя множество элементов, но завершалась она специальным помазанием елеем. «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его и умывальницу и подножие ее, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его» (Лев. 8:10-12). Также и в установлении очищения от проказы помазание елеем заканчивало обряд, совершаемый священником.
ЦАРЬ, СВЯЩЕННИК И ПРОРОК
Первосвященника, как мы уже упоминали, помазывали елеем в знак того, что он освящался Богом, но еще это символизировало особые полномочия и положение перед Богом.
Царей также помазывали на царство елеем. Так было с Саулом, Давидом и Соломоном. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его» (1 Цар. 16:13). «И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!» (2 Цар. 1:39).
Илия помазал Елисея на пророческое служение. «Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы помажь в пророка вместо себя» (1 Цар 19:16).
Елей поэтому символизирует особые полномочия и статус священников, царей и пророков в Израиле.
ГЛАВНЫЙ ОБРАЗ ЕЛЕЯ
Дух Святой до пришествия Христа на эту землю действовал в мире иначе, чем теперь. Он нисходил только на священников, царей и пророков, производя особое действие, которое сопровождалось помазанием елеем, поэтому они назывались помазанниками.
Это были прообразы Иисуса Христа, Который соединил в Себе Первосвященника, Царя и Пророка. Само Его Имя – Христос – означает не что иное, как Помазанник. Так звучит в греческом написании древнееврейское слово «машиах» (от глагола машах – мазать маслом), что означает «помазанный». Христос, придя в синагогу, прочитал о Себе из книги Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19).
В Новом Завете после служения, крестной смерти и воскресения Христа действие Духа Святого вступило в новое качество, стало более мощным и всеобъемлющим. Теперь каждый, принявший Иисуса Христа в сердце как Спасителя, получает Духа Святого, Который пребывает с человеком постоянно, совершая в нем Свое действ ие. «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян 2:17).
ПОМАЗАННИКИ НОВОГО ЗАВЕТА
Помазание (особое действие Духа Святого), пребывающее на всяком христианине, наставляет и учит его. «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2:27). Это не значит, что имеющему Святого Духа нет нужды слушать поучения наставников или не нужно учиться, здесь речь идет не об этом. Христос говорил о том, в чем будет наставлять людей Дух Святой: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:7-14). Дух Святой безошибочно подскажет христианину, если в учение проникнет что-либо, принижающее славу Христа, обесценивающее Его жертву.
Теперь всякий верующий в Иисуса Христа имеет Духа Святого и, значит, имеет особые полномочия и способности, которые в Ветхом Завете были доступны только помазанникам: царям, священникам и пророкам, потому что все это производит тот же самый Дух Святой. Об этом прямо говорится в первом послании Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
Помазание елеем означает постоянное пребывание Духа Святого в жизни верующего, его отождествление с Помазанником – Иисусом Христом. Но если в Ветхом Завете это действие производилось физически, то есть на голову особо избранного человека возливался елей, то теперь помазание следует воспринимать в духовном смысле, и оно пребывает на всяком верующем.
Итак, образ елея – это символ Духа Святого, Его радости, исцеляющей силы, утешения, назидания и освящения, которое Он дарует верующим. Христиане – новозаветные помазанники Божьи, на которых постоянно пребывает елей Духа Святого, «дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
Станислав БУЛАНОВ
biblecomua
Твоя Библия
Ответы на библейские вопросы
Вопрос: «в книге Матфея, в 25главе Иисус рассказывает притчу о 10 девах. Что подразумевается под маслом в светильниках? Что является маслом для нас в сегодняшние дни?»
Чтобы не ошибиться в толковании символического значения «масла», давайте рассмотрим его на фоне двух других слов, которые непосредственно связаны с ним:
Зная, что Иисус рассказывал эту притчу иудеям, которые выросли на словах и символах Торы и Пророков, мы должны искать толкование именно там.
Что мы видим относительно » светильника «?
Прит.13:9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.
Прит.20:20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Пс.17:29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
Светильник может толковаться, как 1) Слово Бога и 2) длящаяся во времени жизнь человека.
Теперь посмотрим, что может подразумеваться под словами » сосуды свои «. Слово «сосуд» употребляется в Торе и Пророках в нескольких значениях. Для понимая смысла притчи самое подходящее из них — это когда под «сосудом» мы понимаем «самого человека».
Ис.45:9 Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело [скажет ли о тебе]: «у него нет рук?»
Плач.4:2 Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!
Вот теперь мы можем попробовать определить, символом чего является » масло «.
Во-первых, оно поддерживает горение » светильника «, который есть Слово Божие = жизнь человека, и, во-вторых, оно может находиться внутри человека, и должно находиться там, чтобы человек мог спастись.
В Библии у слова «масло» есть также синоним — это слово «елей». Он изготовлялся из маслин. Давайте посмотрим, где и как встречаются оба эти слова. Мы увидим, что елей (масло) всегда встречается в одном и том же окружении:
Неем.13:12 И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые.
Иоил.1:10 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина.
Ос.2:22 и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель.
Чис.18:12 Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, начатки их, которые они дают Господу.
Давайте вспомним слова апостола Павла:
Хлеб и кровь Христа — возвещение смерти для греха и жизни для праведности.
Что же тогда — » масло «?
Снова обращаемся к Торе и Пророкам и у пророка Захарии находим ясное объяснение того, каков символический смысл масла, заливаемого в светильник.
И возвратился тот Ангел. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.
Светильник — это Слово Бога. Масло (елей) — это Святой Дух Божий.
Такое толкование полностью укладывается в такие слова апостолов, как например.
1Иоан.2:27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
1Кор.1:21-22 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
Еф.1:13-14 и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его.
А вот слова Самого Иисуса:
Иоан.14:26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Подводя итог, видим такую картину:
Светильник — Слово Божие и жизнь человека.
Свой сосуд — сам человек
Масло — Святой Дух Божий.
Елей помазания, часть первая
М ир вам дорогие слушатели и читатели, мы рассмотрим с вами в десяти проповедях тему «Елей помазания и курительный состав». Итак, начнём с елея помазания. В книге Исх.30,22-38 Господь Иисус даёт Моисею задание сделать « миро для священного помазания » и « курительный состав ». Чтобы лучше понять, почему Господь ставит такие строгие условия для изготовления «елея помазания» и «курительного состава» и их дальнейшего применения, попытаемся по возможности глубже исследовать как их отдельные составные части, так и вложенный в них Господом смысл.
Путём исследования «мира для священного помазания», «курительного состава» и их составных частей, мы сможем заглянуть в Божии мысли: почему Он дал задание их изготовить, указал область и цель их применения; и что Святой Дух уже в Ветхом Завете хотел с их помощью сообщить Израильтянам.
Я уверен, что каждый слушатель с помощью этой серии проповедей о «мире для священного помазания» и «курительного состава» сможет углубить свои познания в отношении Божиего плана спасения людей. Это – главная цель!
Божий план спасения заключается в Его заботе по спасению падших в грех людей. Радость и сила в Господе, станут последствиями наших углублённых познаний характера нашего Господа Иисуса, полученных в этом исследовании.
Об этом читаем в книге Неем.8,10: «… И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас».
И сегодня радость в Господе является силой детей Божиих! И какое дитя Божие не желало бы быть духовно сильным, верно следовать за Господом Иисусом, во всех сферах жизни познавать Его волю и, в соответствии с нею действовать.
Получать ответы на свои молитвы, делать добрые дела, быть духовно плодовитым и наслаждаться этими победами. Кто не желал бы этого?! Тогда радость в Иисусе действительно преисполнит наши сердца и мы станем духовно сильными!
Но чтобы познать Божию волю – Его план спасения людей – мы должны много трудиться в Его Слове, глубоко и основательно Его исследовать. Чтобы лучше достичь или выполнить задание по исследованию «мира для священного помазания» и «курительного состава» привожу полностью этот текст.
Сначала об изготовлении « мира для священного помазания ». Читаю из книги Исх.30,22-33: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того,
двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти:
это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его;
и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;
тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего».
Рассмотрим эти составные части в том порядке, в каком Святой Дух их в нашем тексте перечисляет. Выражение «елей для священного помазания», встречается в Библии три раза, а именно в нашем тексте. А выражение «елей помазания» — встречается в Библии 19 раз.
Как «елей для священного помазания», так и просто «елей помазания» получили своё название от «елея», то есть от оливкового масла, которое является пятой составной частью состава «елея для священного помазания».
Как для светильника, так и для «елея помазания» применялось оливковое масло высшего качества. С этой целью спелые маслины шестом сбивались с дерева или отряхивали с дерева, из которых выбирались лучшие.
Маслины переминались (топтали ногами) в точиле (Мих.6,15), в каменной ступе или в специальной масличной мельнице. Затем эта масса высыпалась в плетёные короба. Свободно вытекающее из короба масло, без всевозможных примесей, является наичистейшим толчёным или выбитым из маслин маслом (Исх.27,20; Лев.24,2).
Такое масло называется самоточным. Оно вытекает само без применения пресса. Слово «елей» или «масло» в смысле «елея» встречается в Новом Завете 10 раз. Слово «Элеонская гора» — «масличная гора» встречается 12 раз и «масличное дерево» (или маслина) – 6 раз.
Читаю из послания Рим.11,17,24: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями.
Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. 21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине».
Отк.11,4: « Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли».
Эти две маслины из Отк.11,4 символизируют двух свидетелей Господа Иисуса в первой половине 70-ой седьмины. Это значит: два человека! Дикая маслина из послания Рим.11,24 является прообразом язычников, а «хорошая маслина» — прообразом Господа Иисуса.
В «ветвях природной маслины» мы видим Божий народ – евреев. Следовательно, вследствие своего неверия и отвержения Иисуса при Его приходе в плоти, евреи отломились от хорошей маслины, от Иисуса!
А к этой хорошей маслине, Господь Иисус привил язычников. И если человек с покаянием приходит к Иисусу и рождается свыше, то он становится «общником корня и сока хорошей маслины», то есть «общником» Иисуса, становится членом тела Иисуса.
Большинство детей Божиих знают, что «елей» или оливковое масло является прообразом Святого Духа, поэтому нет необходимости это доказывать. Но именно тот факт, что «елей» является прообразом Святого Духа и пятой составной частью «елея помазания», является чрезвычайно интересным и достойно особого внимания.
От «елея» (от оливкового масла) получил своё название и «елей для святого помазания» или просто «елей помазания». Это значит, что «елей» является главной частью «елея помазания». Отсюда мы можем сделать вывод, что и «елей помазания» является прообразом Святого Духа, но в более расширенном смысле.
Выражение «елей помазания», как я выше отметил, встречается в Библии 19 раз, что означает «возвращение»! И 3 раза встречается выражение «елей для святого помазания». Чтобы установить: «кто», «откуда» и «куда» возвращается или должен обратиться или развернуться, достаточно ещё раз прочесть из книги Д.Ап.26,17-18:
«избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя 18 открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».
Из этого места Писания мы можем понять, что Господь Иисус призвал Ап. Павла, чтобы он проповедывал язычникам Евангелие благодати, как он сам об этом говорит в книге Д.Ап.20,24:
«Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией».
Несколькими стихами Слово Божие даёт нам подробный ответ и обзор в отношении вопроса «возвращения» Божиего народа – евреев:
Втор.4,30: «Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его».
Ис.10,21-22: «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня»;
Иер.24,7: « и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим».
Осия.3,5: « После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни».
Осия.6,1: « В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны»;
2Кор 3,16: «но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».
В данном месте, дорогие слушатели, я обращаю ваше внимание на разницу в вопросе «возвращения» между язычниками и евреями. Во время откровения Иисуса в плоти Израильтяне уже имели Слово Божие (Ветхий Завет), обетования, заветы и веру в Иегову.
Но они оставили Иегову и блудодействовали с чужими богами. Поэтому, если в Библии речь идёт о «возвращении», то это главным образом касается Израиля. Это значит: вернуться к Иегове, Которого Израиль оставил.
Мы, язычники, не могли в этом смысле «возвратиться» к Господу, так как на основании послания Еф.2,12 «были в то время без Христа… и были безбожники в мире». Во 2Кор.4,4 Писание говорит, что нашим богом был сатана.
Поэтому, если речь идёт о язычниках, то Библия говорит об «обращении» (или покаянии). При «обращении» мы меняем нашего «владельца»: мы обращаемся от сатаны к Господу Иисусу. Но если в этом вопросе копнуть поглубже, глубже вникнуть, то и наше «обращение» является тоже «возвращением» к Господу.
Наши прародители (это касается и евреев) были сотворены в собственность Бога, но через ложь, через грехопадение попали под власть сатаны и стали его собственностью. Как долго? С момента грехопадения наших прародителей до откровения Иисуса в плоти.
Об этом читаем в книге пророка Ис.49,24-25: «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? 25 Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу;»
Отсюда мы видим, что сатана был определённое время (4000 лет) победителем над Божиим Творением. Всё человечество находилось в плену у сатаны (у сильного, у победителя). Но на Голгофском кресте Господь Иисус ценой Своей жизни, «лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
Но сатана остался князем или богом мира сего. Пророчество о борьбе и спасении, о котором читаем в книге пророка Ис.49,25, Святой Дух показал уже в книге Быт.3,15: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
«Семя её», то есть семя жены, указывает на Иисуса Христа, Который через Свою блестящую победу на Голгофском кресте поразил сатану в голову. Символично мы это видим в победе Давида над Голиафом, которого Давид камнем поразил в голову!
В этом стихе мы видим всемогущество и Божию мудрость. Нет даже необходимости до глубины понимать богатство сообщения этого стиха. Достаточно обратить наш взгляд на то обстоятельство, что Всевышний осенит Марию через Святого Духа и она родит Сына Божиего – Иисуса Христа.
И если мы сравним зачатие и рождение Иисуса Христа с рождением нового Творения в человеке при его покаянии, то придём к очень интересному результату или выводу. При обращении (покаянии) человека он получает прощение своих грехов.
И через Святого Духа, Которым он согласно посланию Еф.1,13 запечатывается, в него входит нетленное Божие семя. От этого нетленного Божиего семени (1Пет.1,23) в кающемся человеке рождается новое Творение, которое не может грешить (1Ин.3,9), так как это Творение рождено от нетленного Божиего семени и представляет существо возрождённого человека.
Это нетленное Божие семя является ни чем иным, как «силой Всевышнего», которой Он осенил Марию через Святого Духа, чтобы в ней зачать Своего Сына. Отсюда мы видим, что существо нового Творения в возрождённом человеке похоже на существо Иисуса.
Так как оба зачаты Божием семенем через Святого Духа – силой Всевышнего – и грешить не могут. В этом мы видим глубину Божией мудрости в Голгофском деле. На основании этого мы приходим к заключению, что с помощью «елея помазания», который является прообразом Святого Духа.
Господь Иисус уже в Ветхом Завете пророчески сообщает о том, что дети Божии имеют сегодня. А именно, зачатие и рождение нового Творения в кающемся человеке посредством нетленного Божиего семени через Святого Духа.
В погибшем грешнике, который до покаяния являлся добычей, являлся пленником сатаны, рождается через действие Святого Духа новое Творение, которое не может грешить! Через покаяние погибший грешник навсегда освобождается из плена сатаны.
Он убегает от отца лжи и приходит к Господу Иисусу и, как дитя Божие, он становится собственностью небесного Отца. Человек возвращается к своему Творцу. Именно к этому познанию приводит нас сейчас Святой Дух.
Ради чрезвычайной важности обращаю ваше внимание ещё раз на выражение «елей помазания» и «елей для священного помазания», которые соответственно встречаются в Библии: 19 и 3 раза. 19+3=22, что означает жертва!
Поэтому и логично, что спасение погибших грешников возможно только на основании Жертвы Иисуса через Святого Духа (или через «елей помазания»), о Котором мы выше и говорили.
Как я выше отметил: «елей помазания» является прообразом Святого Духа и встречается в Библии 19 раз = и означает «возвращение», то есть «возвращение» погибшего грешника через Святого Духа к своему Творцу.
Поэтому я убеждён, что «елей» является главным из пяти составляющих частей «елея помазания». Что «елей помазания» состоит из пяти частей, является очень убедительным фактом:
1. смирна самоточная,
2. корица благовонная,
3. тростник благовонный,
5. масло оливковое гин.
Эти пять составных частей «елея помазания», как и пять ран Иисуса, символизируют благодать, о которой читаем в послании Еф.2,8: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар…»
Это сообщение Писания идёт очень глубоко, только мы легкомысленно проходим мимо этих ценностей. Чтобы сообщение Писания о смысле «елее помазания» лучше понять, начнём с 2Тим.1,9: «спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен…»
В этом стихе мы в короткой форме видим Божий план спасения людей: «Его изволение», то есть Его решение, как Он желает спасать падших в грех людей. Это решение Бог принял «прежде вековых времён».
Это выражение позволяет нам знать, что Свой план спасения людей Бог составил как проект и на его основании принял решение уже до основания мира, так как Он уже в начале (Ис.46,10) знал, что люди, которых Он сотворит, падут в грех.
Божий план спасения погибших грешников можно коротко следующими ступенями охарактеризовать:
И если мы теперь зададимся вопросом: могли бы люди получить прощение грехов и жизнь вечную, если бы Господь Иисус остался среди людей на земле и продолжал творить чудеса?
На такой вопрос мы должны решительное «нет» сказать, ибо Писание говорит об этом однозначно в послании Евр.9,22: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения».
Это значит, что Иисус должен был как Божий Агнец умереть с пролитием крови. На этот шаг Господь Иисус уже до основания мира сказал Своё «да!», когда Он вместе с Отцом набросал проект плана спасения погибших грешников.
«вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». Бог возлагает на Своего Сына на Голгофском кресте грехи всего мира и совершает на Нём суд гнева над всеми грехами мира сего. Могли ли погибшие люди после этой мученической смерти Иисус получить прощение грехов и жизнь вечную?
Ведь Он же умер с пролитием крови. как это требуется в послании Евр.9,22. Но и в этом случае, если Иисус даже с пролитием крови умер, но остался бы в аду, погибшие грешники не могли бы получить прощения своих грехов и жизнь вечную, потому что в послании Рим.4,25 читаем: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».
Из этого стиха совершенно ясно видно, что Господь Иисус страдал и пролил Свою кровь для прощения наших грехов (Мтф.26,28), но из мёртвых Он воскрес ради нашего оправдания. Человек лишь тогда может получить оправдание, когда он получит прощение своих грехов.
А теперь снова ставим наш главный вопрос: могли ли теперь люди быть спасены для жизни вечной, если бы Господь Иисус воскрес из мёртвых и остался на земле среди людей? И снова мы должны сказать решительное: нет!
Так как заключительная фаза великого дела Бога по спасению людей по благодати – излияние Святого Духа – следует только после вознесения Господа Иисуса на небеса.
Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. 13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
Ин 14,26: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам».
Задание Святого Духа
Из этого сообщения Господа Иисуса следует, что Святой Дух мог быть послан на землю лишь с одним условием, когда Иисус вернётся к Отцу на небеса. Задание Святого Духа, о котором Иисус говорит, чрезвычайно важно, но этим Его деятельность не ограничена.
Задание и деятельность Святого Духа во время благодати трудно оценить и определить, потому что они настолько многогранны, что нашим человеческим умом мы не в состоянии их охватить и понять.
О главном задании Святого Духа Писание сообщает в послании Еф.1,13: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом».
Запечатывание человека Святым Духом при его покаянии – является главным условием его спасения для жизни вечной. Если мы говорим о Боге, то имеем в виду Триединство: Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой Дух.
Чтобы в вечности иметь возможность общения с Господом Иисусом, следует соблюдать Божий порядок – триединство. Должно быть в наличии: 1) новое духовное тело, 2) душа, которая при покаянии спасается и 3) Святой Дух, которым человек запечатывается при покаянии.
Отсюда следует, что излияние Святого Духа на землю после вознесения Иисуса, является заключительной фазой великого Божиего плана спасения людей. Только после излияния Святого Духа, погибшие грешники могут быть спасены по Божией благодати для жизни вечной.
Излияние Святого Духа является завершением дела Иисуса, которое Он в Своей мудрости и в слабости плоти, совершил на Голгофском кресте. В соответствии со 2Тим 1,9 Бог определил этот план до основания мира.
Соотношение составных частей «елея помазания »
Прослушав выше приведённую информацию, у внимательного и любознательного слушателя должен возникнуть логичный вопрос: «почему самоточной смирны и касии следует для «елея помазания» брать именно по 500 сиклей.
А благовонной корицы и благовонного тростника по 250 сиклей? Я уверен, что многие дети Божии, как и я, много и серьёзно об этом размышляли и размышляют. Но и многие легкомысленно проходят мимо этих сообщений.
Чтобы это лучше понять, приведу из Библии несколько примеров. Начнём с детей Божиих нашего времени. Именно на эту сторону, на эту грань я обращаю внимание слушателей.
Даже при поверхностном взоре на поместные собрания нам тотчас бросается в глаза, что многие дети Божии посещают собрание только по воскресеньям (я говорю о всех конфессиях). В часе разбора Слова, молитвенном часе, и в различных мероприятиях собрания они не принимают участия.
Но есть и такие члены собрания, которые принимают довольно активное участие в вышеназванных мероприятиях собрания. Они используют каждую возможность, чтобы глубже исследовать Слово Божие и духовно расти. Принимают также посильное участие в задании собрания.
Я также уверен, что каждый член собрания со временем замечает огромную разницу между проповедями отдельных братьев. Одного слушаешь с открытым ртом, так как он имеет от Господа дар проповедывать: он имеет от Господа откровения в Слове, дар читать между строками Библии.
И на этом их проповедь заканчивается. Выходишь из собрания и не знаешь, о чём там говорили такие братья. Другие опять же пытаются своей «производственной» улыбкой покорить сердца братьев и сестёр.
Об этих двух категориях проповедников сказал один, одарённый в Слове брат: одни проповедуют с кафедры, а другие – лишь говорят. Это же большая разница. Не так ли? В чём же заключается причина?!
Итак, одна категория исполняет это служение по заданию и призванию Господа, а другая – пробивается к кафедре различными плотскими путями! Словами Ап. Павла можно такое состояние объяснить в Рим.9,15-16.18: «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает».
На этом остановимся и продолжим в следующий раз.
Рейнгольд Рейнгардт
Проповедник, евангелист. Родился 04.08.1931 в семье служащего, в селе Новая Гололобовка в бывшей немецкой автономной республике немцев Поволжья. С 1980-го года переехал в Германию, в городе Франкфурте на Майне. Многие годы занимался организацией строительства молитвенных домов в Украине и России. С 1995-го года евангелизацией среди детей на Украине, с женой Леной.