Если бы я выбрал профессию историка чему бы я посвятил свою деятельность
Историк: учеба, работа и перспективы
Профессия историка не такая скучная, как может показаться. Современный специалист изучает и фиксирует данные о глобализации, миграции, технологических революциях и не только. Рассмотрим, где он может работать и строить карьеру.
Кратко об истории
Среди первых историков наиболее известным является Геродот. Он вел сбор документальных материалов, самостоятельно занимался проверкой их достоверности и упорядочивал их, приводя к форме рассказов. Его труд был высоко оценен знаменитым римским оратором и государственным деятелем Цицероном. Он назвал Геродота «отцом истории».
В России, как и в западноевропейских странах, у истоков исторической науки стояли произведения, изложение событий в которых шло строго по хронологии (зарубежные историографы именуют их хрониками, а наши – летописями). В этих сочинениях уже прослеживаются первые попытки научного анализа. Летописцы не только пересказывали события, но и старались объяснить их, определить причинно-следственную связь между ними и раскрыть значение для общества.
В отдельную науку история оформилась в 18 столетии. Первым российским ученым-историком называют Василия Татищева. В своих работах он пользовался методами научного исследования, хотя и излагал материалы в форме летописи. Поэтому характерными чертами его трудов были тяжелый язык и сложность для восприятия.
Прорыв в российской историографии совершил Николай Карамзин. Он стал использовать для написания научных работ доступный для понимания, простой литературный язык. Его многотомный труд под названием «История государства Российского» (1818) побудил общество интересоваться прошлым страны. В этом заключается его особая ценность.
Новый виток в развитии российской историографии тесно связан с историком Сергеем Соловьевым. Он изучал события давно минувших дней не сквозь призму личностей и действий правителей (так поступал его предшественник), а в качестве естественного объективного процесса. Труды С. Соловьева способствовали появлению исследователей нового поколения, которые стремились выявлять в прошлом естественные закономерности и анализировать их. Кроме того, он является автором теории о государстве и развитии общества, которая стала значимым вкладом в науку. Именно благодаря ей были определены новые требования к профессии историка.
Описание профессии
Историки занимаются изучением жизни людей на протяжении нескольких тысячелетий. Для удобства предмет исследования был условно поделен на 3 большие части:
Что делает ученый-историк? Он собирает и интерпретирует историческую информацию, проводя исследовательские изыскания, работает с документами и прочими материалами из архивов. Как выглядит такая работа? Сперва специалист перечитывает древний текст. Затем он устанавливает его автора, определяет адресата, фиксирует дату создания и вид данного документа. После этого он синтезирует информацию, полученную из источника, с информацией о нем. Результат – интерпретация финальных данных. В своей работе историк пользуется наработками геральдики, нумизматики, сфрагистики (наука, изучающая печати), палеографии и так далее.
Профессия историка связана с интересным, но кропотливым трудом в хранилищах документов, архивах и библиотеках, музеях и выставочных залах. Также приходится общаться с коллекционерами. Часть работы такого специалиста – экспедиции этнографического и археологического направления, обязательное участие в симпозиумах и научных конференциях. Те, кто собирается специализироваться по зарубежной истории, должны быть готовыми к частым командировкам за границу.
Историк может трудоустроиться в следующих учреждениях:
Учеба и ЕГЭ
Как стать историком? Первая ступень в этом направлении – получить высшее образование. Желающим стать представителем этой профессии рекомендуется обратить внимание на такие направления подготовки:
Выучиться на историка можно во многих высших учебных заведениях России. В качестве примера приведем несколько из них:
Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту потребуется сдать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Помните, что высокие баллы дают хороший шанс пройти на бюджетную (бесплатную) форму обучения.
Круг обязанностей
Как уже упоминалось, основной задачей каждого историка является кропотливое исследование прошлого. Исходя из этого, он должен регулярно посещать библиотеки, архивы, музеи, присутствовать на местах, где ведутся археологические раскопки. Представители профессии, которые исследуют историю конкретных народов, обязаны принимать участие в этнографических экспедициях и ездить в командировки.
Вместе с тем значительная часть деятельности историка гораздо менее динамична. Ему приходится тратить достаточно много времени, чтобы тщательно изучить разные исторические источники. Плоды такого труда – новые научные статьи или целые книги. В процессе их написания специалист должен стараться не только руководствоваться опытом своих предшественников, но и предлагать новые методы исследования. Некоторые представители этой профессии, кроме непосредственно научной работы, преподают учебные курсы истории в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах.
Итак, профессиональный историк обязан:
Навыки и личностные качества
Историку для успешной работы и карьерного роста требуется владеть рядом навыков и обладать некоторыми важными для такой профессии личностными качествами:
На изучение письменных материалов требуется достаточно много времени. Поэтому историку понадобятся такие бесценные для его профессии качества, как усидчивость, терпение и готовность к рутине. Текстовые источники, как правило, насыщены датами, именами и событиями. Следовательно, специалисту нужны будут хорошая память и умение систематизировать знания. Кроме того, он должен быть эрудированным, иметь широкий кругозор, владеть способностью сопоставлять разные факты, а также уметь стройно и грамотно излагать мысли.
Уровень заработной платы
Чаще всего историки трудоустраиваются в государственные учреждения – учебные заведения (школы, институты, университеты), научно-исследовательские институты и прочие подобные организации. Зарплата специалиста там, как известно, довольно низкая.
В среднем по Москве оплата труда историка колеблется от 35 тысяч до 70 тысяч рублей. Это самый высокий уровень. В регионах ее размер составляет от 20 тысяч до 45 тысяч рублей. Среди них лидируют Воронежская и Ленинградская области.
Карьерный рост
Историк может работать в разных сферах: в образовании, науке, культуре. Востребованность такого специалиста во многом зависит от значимости его достижений. Высококвалифицированные профессионалы нужны всегда. А вот если ваш уровень средненький, на повышение можно даже не рассчитывать. В таком случае лучше и вовсе сменить род деятельности, чем сидеть годами на одном рабочем месте, получая минимальную зарплату.
Карьерный рост историка выглядит как переход на вышестоящую должность в той организации, где он трудоустроен. К примеру, в образовательном учреждении можно сначала возглавить кафедру, а потом – факультет или институт.
Помимо этого, представители этой профессии могут регистрироваться как индивидуальные предприниматели и предоставлять репетиторские и прочие образовательные услуги. Причем как самостоятельно, так и по контракту, числясь в штате частного учебного заведения. Устроиться на работу по специальности в столице историку намного проще. Невысокая зарплата – основная причина наличия вакантных мест. А вот в других городах с трудоустройством могут возникнуть сложности. Текучка среди представителей этой профессии там обычно очень низкая.
Перспективы профессии
Обучение на историческом факультете дает фундаментальное образование. В результате выпускник вуза получает знания внушительного диапазона, которые открывают перед ним широкие перспективы. Многие полагают, что диплом историка – пропуск на работу только в школу, в лучшем случае – в вуз. Это ошибочная точка зрения. Ведь на практике все происходит совершенно по-другому.
Историк может построить отличную карьеру в искусстве и журналистике. Не секрет, что сегодняшние публицисты, аналитики, а также радио- и телеведущие в свое время окончили исторический факультет или институт. Кем еще может стать представитель этой профессии? Из него может получиться неплохой общественный деятель, политик или дипломат. Кроме того, можно развиваться как ученому: быть организатором экспедиций‚ писать научные труды‚ принимать участие в конгрессах и конференциях.
Автор: Юлия Заблоцкая
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Мы живём в сверхбыстрое, сверхстремительное время, и главным словом становится «успеть». Мы торопимся – и всё же опаздываем. Мы поглощаем тонны информации и не успеваем её «переварить». Сведения, которые получаем сегодня, могут безнадёжно устареть уже через несколько дней. Отсюда двойственное отношение к информации, новым знаниям: это, конечно, необходимо, но ненадолго, а потому не всегда заслуживает серьёзного отношения.
Может быть, поэтому так хочется чего-то прочного, нетленного, не подверженного власти времени. Хочется вспомнить яркие, значительные события и такие же характеры. Хочется примеров из прошлого, по которым можно было бы строить сегодня и завтра. Наконец, как бы выспренно это ни звучало, хочется чего-то святого. Как сказал поэт: «Мне надо на кого-нибудь молиться…» Но на кого же? Где искать идеалы? По кому равняться и кого ставить в пример подрастающему поколению? Ведь многие беды в нашем обществе (теперь это уже ясно) из-за отсутствия идеалов.
Это в какой-то степени объясняет мой выбор профессии: я – историк. Мне близки категории вечного, незыблемого, и я уверен: залог нравственного оздоровления, возвращения общечеловеческих ценностей в правильном преподавании, изучении, отношении к истории.
Одной из важнейших задач на сегодняшний день признано воспитание патриотизма у наших детей. А на каких примерах это делать? Много ли деятелей в сегодняшней России, в которых бы сочетались государственная мудрость, сила характера, честность, бескорыстие? Такие люди, конечно, есть, но в полной мере оценить их мы сможем со временем: « большое видится на расстоянье». И чтобы эталонами лучших качеств для наших детей не стали герои боевиков и комиксов, необходимо обратиться к истории.
Вспомним: в трагические дни Великой Отечественной войны истребители русского дворянства обратились к образам великих полководцев прошлого: графу Суворову-Рымникскому, князю Кутузову-Смоленскому. Им «простили» знатность, поскольку их подвиги и победы вселяли уверенность в главном: «Победа будет за нами». А для награды особо достойных командиров был учреждён Орден Александра Невского (тоже князя). И пусть лик князя заменяло изображение артиста, сыгравшего эту роль в одноименном фильме, великое произведение С. Эйзенштейна тоже внесло достойный вклад в победу. Неважно, произнёс ли князь бессмертные слова: «Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет». Главное, что эти слова вдохновляли и поддерживали, питали любовь к родине и ненависть к врагу.
Помешать этому призвана наша отечественная история. Она объективна, но не бесстрастна. Именно герои прошлого, вызывающие преклонение и благодарность, способны сплотить всю молодёжь России (независимо от национальности, вероисповедания, образования и уровня обеспеченности.) И в этом плане личность скромного учителя истории приобретает особое значение (хотел бы сказать – государственное, но побоялся показаться нескромным).
5 причин стать историком
Человек, который изучает события прошлого, исследует жизнь человека и планеты, важные события и действия на протяжении всей истории человечества, называется историком. Также в обязанности входит сбор фактов, документов и материалов, исследование и систематизация их в хронологическую цепочку. В конечном итоге получаем мировую историю. Это очень интересная и ответственная профессия, которая подходит для талантливых и творческих личностей. Далее более подробно рассмотрим основные причины стать историком.
Причины стать историком
1. Это очень интересная и увлекательная профессия. Постоянное исследование архивов, библиотек, музеев, изучение древностей и уникальных материалов настолько захватывает, что можно забыть о проблемах и времени. Для историков эта область является личным раем, для хорошего настроения и отличного самочувствия им достаточно интересной темы или материала для исследования. Историки — это очень умные и интересные люди, которые умеют затянуть в увлекательную беседу.
2. Возможность оставить свой след в истории является еще одной причиной стать историком. Эта профессия идеально подходит для тех, кто хочет стать известными на весь мир. Нужно много работать и совершенствоваться, чтобы достичь успеха в этой сфере.
3. Причина стать историком — большое количество мест для работы. Можно работать в школах, вузах, архивах, музеях или научных центрах. Каждый сможет найти для себя оптимальный вариант.
4. Возможность путешествовать является еще одной причиной стать историком. Можно участвовать в раскопках в качестве научного специалиста, посещать международные симпозиумы и конференции, отправляться в научные экспедиции или командировки.
5. Положительное влияние на интеллект является еще одной причиной стать историком. Профессия предполагает постоянную нагрузку на мозговую деятельность, что автоматически положительно влияет на здоровье и общее самочувствие.
Профессия историк — плюсы и минусы выбора
Историк изучает события прошлого, исследует жизнь планеты и человека, важные действия, происшествия на протяжении всей истории человечества, а иногда и до него. Множество разнообразного материала, документов и фактов после исследования систематизируются и складываются в одну хронологическую цепочку, из которой и получают мировую историю.
Деятельность историков очень широка и зависит от места работы. Это могут быть раскопки, исследования, изучение и систематизация архивов и библиотек. Научные работники пишут книги, диссертации, монографии и даже учебники для преподавания в вузах и школах. Учителя преподают. Изучение истории – это взгляд в прошлое, совершаемый каждым человеком чтобы понять свое происхождение, изучить свои корни и главное научиться на ошибках прошлого.
Плюсы
Для начала стоит рассмотреть достоинства профессии, ее привлекательность для маленького ребенка, открывшего книгу с пиратами и сокровищами или абитуриента стоящего перед сложным выбором собственного будущего. Чем же эта сфера может заинтересовать?
Наиболее положительная сторона работы – любовь к своему делу. Историки – это очень интересные люди, они умны, умеют восхитить и затянуть в беседу.
Постоянные исследования, библиотеки, архивы, музеи, изучение материалов и древностей настолько увлекает, что попросту забывается и время и проблемы. Историки не богатые люди, но им многого и не нужно, эта область жизни – их личный рай, а для отличного самочувствия достаточно новой интересной темы, бумаги для очередной монографии и материала для ее изучения.
Начитанность этих людей иногда поражает. А уж тем более специалистов по источникам и литературе – им, наверное, нет равных.
Мест для работы очень много. Для начала это школы, правда иногда через полгода работы, требуется дополнительно окончить педагогический институт. Также можно работать в высших учебных заведениях, но для этого нужна более высокая квалификация. Тут уже намного интересней, институты и университеты открывают перед историками больше дверей.
Человек становится преподавателем, а со временем научным сотрудником, может получить степень кандидата или доктора наук. Тут же нужно упомянуть возможности заграничных командировок, оплачиваемых поездок в научных целях и так далее. Да и студенты более старательно учатся и с ними меньше проблем, чем со школьниками.
Историки также требуются в музеи и мемориальные комплексы. Эта работа более интересна, хотя бы изучением разных исторических памятников, их близким расположением, и возможностью к ним прикоснуться, обсмотреть одним из первых кто вообще их увидит.
Ну и наконец, независимый научный сотрудник есть при каждом музее и университете. Эти люди могут иногда давать лекции, но большую часть времени у них занимают личные исследования, написания научных работ, участие в конференциях отечественных и международных, разных диспутах. Они часто общаются с местными и зарубежными специалистами, иногда совместно работая над какими-нибудь захватывающими исследованиями или написанием научных трудов. В общем жизнь этих людей интересна и многогранна. Они также общаются со многими коллекционерами, влиятельными и знаменитыми людьми.
Труд историка, если он не археолог практически полностью умственный. Мозг никогда не скучает, а постоянно в поиске нового и запоминании старого.
Различные путешествия – своеобразный бонус. Если не на какие-нибудь раскопки в качестве научного специалиста, то на международные конференции, симпозиумы, командировки, экспедиции. Это, безусловно, одна из наиболее привлекательных сторон профессии, ведь параллельно с делами можно познакомиться с местными традициями, изучить культуру, сделать множество фотографий на память и завести немало полезных знакомств.
Минусы
Минусов в этой профессии столько же, сколько и плюсов и перед окончательным вобором их нужно как следует взвесить.
Выводы
Профессия историка увлекательная и загадочная – это удивительные исследования, открытия нового, сакрального, тайн и загадок мира. Но, несмотря на всю привлекательность недостатков тут также хватает. Человечество больше думает о будущем нежели, о прошлом, что сказывается и на окладе и на отношении. Многие считают эту профессию престижной, а другие не замечают вовсе. Со всем этим нужно уметь жить и мириться, оспаривать и отстаивать, чтобы быть хорошим специалистом и профессионалом своего дела.
Новое в блогах
Если бы я был историком.
Гайдпаркер Владимир Ермишин разместил у себя статью «Если бы я был историком. », где автор рассказывает, как он бы поступил, переписывая историю:
«Если бы я был историком – всю историю России с достопамятных времён я бы представил в виде исторических дат, событий, личностей, исторических хроник, но никак в виде комментариев советских учёных, которые продолжают иметь место даже в таком, казалось бы, изученном во всём мире вопросе, как война с немецким фашизмом и японским милитаризмом. Общеизвестный комментарий к прошедшей войне, что Советский Союз победил фашистскую Германию, а вместе с ней и Японию – это, по меньшей мере, неправда, а по большому счёту – это ложь.»
«С Германией и Японией боролись, по меньшей мере ещё два государства – США и Великобритания, а по большому счёту – весь мир. И победа над немецким фашизмом и японским милитаризмом была мировой победой. Но наши вожди и их приближённые историки, не претендуя на победу в мировой войне, ограничились частной войнушкой и назвали её «Великой Отечественной войной», не вкусив пирога от мировой победы, игнорируя известное изречение Александра Дюма-старшего «Лучше есть пирог всем вместе, чем дерьмо в одиночку!»
Наши читатели рассуждали, как каждый из нас переписал бы историю и чем бы окончилась Вторая мировая война:
С «войнушкой» Вы, по горячке, перегнули палку, согласитесь! А вот в учебниках по истории через всю школу на обложках и первых разворотах показывать хронологию всех событий (кратенько) это очень хорошая идея, очень! Потому что после школы и двух институтов, мне пришлось очень много лет разбираться, что за чем следует, что от чего зависело, и откуда такое государство Урарту образовалось. ))
А я бы вообще на 16 лет (становление одного поколения) убрал историю из среднего образования. может быть хотя бы это поколение сделает Россию цивилизованной страной.