Если организация не принимает электронный больничный что делать
Работодатель не принимает электронный больничный. Что делать?
Несмотря на то, что электронный больничный имеет ряд преимуществ: работник не рискует потерять или испортить документ, получает возможность контролировать начисления и оплату по своим «больничным» онлайн в личном кабинете застрахованного лица http://cabinets.fss.ru, а для работодателя исключается риск оплаты поддельных листков, сокращается время на обработку бумажных бланков, возникают случаи, когда работодатель отказывает гражданину в приеме электронного больничного.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 1 мая 2017 года № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»» застрахованное лицо имеет право оформить больничный на бумажном носителе или в форме электронного документа. Закон не предусматривает каких-либо ограничений для выдачи ЭЛН.
В этой связи страхователь должен обеспечить реализацию законного права гражданина на подтверждение временной нетрудоспособности при помощи электронного больничного. Отсутствие у работодателя технической возможности для обработки ЭЛН (в том числе, отсутствие у него электронной подписи) не может являться основанием для отказа в приеме больничного листа в электронной форме. В этом случае страхователь должен принять у работника ЭЛН, а после установить необходимое программное обеспечение или обратиться в медицинскую организацию, выдавшую больничный, для замены электронного листка нетрудоспособности на «бумажный».
Что делать, если работодатель отказывает в приеме электронного «больничного»?
Уже более года активно идет переход на «электронный листок нетрудоспособности», призванный с помощью электронного документооборота упростить и сделать прозрачной процедуру оформления «больничного», пресечь мошенничество, совершаемое посредством предоставления поддельных листков, а главное — исключить ошибки при заполнении документов. Когда речь идет о небольших ИП, возможно, этот вопрос не кажется таким важным, но для крупного предприятия экономия трудозатрат и прочих средств получается немалой.
С 1 июля 2017 года по желанию застрахованного лица и с его письменного согласия может быть оформлен ЭЛН. За год реализации проекта в регионе выдано более 27 тысяч ЭЛН, сложилась устойчивая тенденция к увеличению числа электронных больничных в общем объеме выдаваемых листков нетрудоспособности.
В этой связи Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ ведет работу со страхователями, направленную на создание в организациях условий для обработки ЭЛН.
Однако возникают случаи, когда работодатель отказывает работнику в приеме электронного больничного. Тем самым нарушая реализацию законного права гражданина на подтверждение временной нетрудоспособности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 1 мая 2017 года № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” и статьи 59 и 78 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» застрахованное лицо имеет право оформить больничный на бумажном носителе или в форме электронного документа. Закон не предусматривает каких-либо ограничений для выдачи ЭЛН.
В этой связи работодатель должен обеспечить реализацию законного права гражданина на подтверждение временной нетрудоспособности при помощи электронного больничного. Отсутствие у работодателя технической возможности для обработки ЭЛН (в том числе, отсутствие у него электронной подписи) не может являться основанием для отказа в приеме больничного листа в электронной форме и отказа в выплате пособия. В этом случае страхователь должен принять у работника ЭЛН, а затем обеспечить техническую возможность для формирования электронного листка нетрудоспособности и выплатить пособие. В исключительных случаях отсутствия возможности оплаты ЭЛН работнику необходимо обратиться в медицинскую организацию, выдавшую больничный, для замены электронного листка нетрудоспособности на «бумажный».
680021, г. Хабаровск, улица Ленинградская, 44
Схема проезда
Телефоны | Режим работы | ||||||||||||||||||
Правило оформления | Как может быть | Как быть не должно |
---|---|---|
Записи должны быть на русском языке, от руки печатными заглавными буквами черными чернилами либо напечатаны | Записи гелевой, капиллярной или перьевой ручкой | Записи шариковой ручкой |
Записи должны быть в специально отведенных ячейках, начиная с первой | Остаются пустые ячейки | Записи заходят за пределы границ отведенных ячеек |
Наименование медицинской организации должно быть записано по уставу | Сокращенное наименование, если оно есть в уставе, специальные знаки в наименовании: кавычки, точки, запятые, № и тире | Сокращенное наименование, если оно не соответствует уставу, специальные знаки проставлены в ячейках вместе с буквами, а не в отдельных ячейках |
Врач должен заверить больничный печатью медорганизации. Оттиск должен соответствовать наименованию медорганизации в уставе | Оттиск печати выступает за пределы отведенного для нее места | Оттиск печати попадает на ячейки информационного поля бланка |
Врач обязан указать в больничном свою должность, фамилию и инициалы | Запись с пробелом в одну ячейку между фамилией и инициалами врача | Запись без пробелов |
Врач должен указать число, месяц и год выдачи больничного | Нет даты выдачи |
Если в больничном есть ошибки, пациенту придется идти в медорганизацию. Там оформят дубликат листка нетрудоспособности. Он также может быть бумажным, а не электронным.
Из-за технических недочетов — прописных букв, попадания букв на границы ячеек, пробелов между инициалами врача и тому подобного — пациент не должен ходить в поликлинику, чтобы переоформить больничный. Работодатель должен принять его, а ФСС — назначить и выплатить пособие.
Вы написали, что уже были повторно в больнице, и, скорее всего, никаких ошибок в вашем бумажном больничном нет. А значит, фирма, где вы работаете, должна его принять.
Как работники получают пособие по временной нетрудоспособности
Есть ситуации, в которых пособие не назначат, даже если листок нетрудоспособности оформлен правильно. Например, если работник в период, на который ему выдали больничный, не работал с полным или частичным сохранением зарплаты или без оплаты. Так бывает, когда в компании объявляют простой или работник оформляет отпуск без сохранения зарплаты.
Также работник не получит пособие за дни, на которые его отстранили от работы и не начисляли зарплату. Например, если он по своей вине не прошел обязательный медосмотр.
Еще нельзя получить пособие по временной нетрудоспособности, если суд установил умышленное причинение работником вреда своему здоровью или попытку самоубийства. За время административного ареста или заключения под стражу пособие по временной нетрудоспособности тоже не назначат.
Если таких обстоятельств нет, работодатель обязан принять любой больничный и назначить пособие. Работник вправе обратиться за пособием не сразу после выписки, а в любое время в течение шести месяцев со дня восстановления трудоспособности.
С 1 января 2021 года порядок назначения и выплаты пособия изменился. В вопросе вы указали, что болели в декабре 2020 года, но не уточнили, когда предъявили больничный работодателю. От этого зависит, как вам должны были назначить и выплатить пособие. Рассмотрим все варианты.
Если вы сдали больничный до 1 января 2021 года, а ваш регион не участвовал в проекте прямых выплат ФСС. Прямые выплаты предполагают, что работодатель выплачивает пособие по больничному только за три календарных дня. Дальше он передает документы в ФСС, и фонд напрямую переводит остатки пособия работнику.
Вот регионы, которые последними присоединились к прямым выплатам только с 1 января 2021 года:
В этих регионах в декабре 2020 года начислить и выплатить пособие в полном объеме должен был работодатель.
Единственная ситуация, когда вы могли обратиться за пособием напрямую в фонд, — если работодатель не выплатил пособие, потому что у компании нет денег, либо в тот период шло банкротство. В таком случае фонд выплачивал пособия по обращениям работников начиная с четвертого дня нетрудоспособности.
Если вы сдали больничный работодателю после 1 января 2021 года или ранее, но ваш регион уже перешел на прямые выплаты. Работодатель должен был оплатить только первые три дня нетрудоспособности. Пособие за оставшиеся дни должен был выплатить ФСС. Но сам фонд начислить и выплатить пособие не может — работодатель должен направить необходимые документы в течение пяти календарных дней со дня начисления пособия. При этом пособие работодатель должен начислить в течение 10 дней после того, как получил ваш больничный.
Оплату первых трех дней нетрудоспособности вы должны были получить в ближайший день выплаты зарплаты после начисления пособия. За оставшиеся дни временной нетрудоспособности вы должны получить прямой перевод из ФСС — по общему правилу на ту же карту, на которую получаете зарплату.
Например, вы болели с 1 по 21 декабря 2020 года. Листок нетрудоспособности отдали работодателю 18 января 2021 года. Работодатель должен был принять больничный в любой форме, убедиться, что документ оформлен без ошибок, и назначить пособие в период с 19 по 28 января.
Допустим, бухгалтер назначил пособие 26 января. В течение пяти календарных дней — с 27 по 31 января — фирма должна была направить документы на выплату пособия в фонд.
Если на вашей работе платят зарплату 5-го и 20-го числа каждого месяца, то оплату первых трех дней временной нетрудоспособности — за 1, 2 и 3 декабря 2020 года — вы должны были получить в пятницу, 5 февраля 2021 года. За оставшиеся 18 дней временной нетрудоспособности — с 4 по 21 декабря 2020 года — фонд должен был перечислить пособие на зарплатную карту или другой счет, о котором вы сообщили работодателю.
Как получить пособие, которое не выплатил работодатель
Вот вы убедились, что в вашем больничном нет ошибок, из-за которых вы должны оформить дубликат в медорганизации. Также ваш случай не относится к тем ситуациям, в которых пособие не выплачивают. Тогда работодатель нарушил ваше право на пособие по временной нетрудоспособности.
Чтобы защитить свои права и получить пособие, напишите заявление. Оформите его произвольно и изложите все обстоятельства и свои требования. Например, так:
18 января 2021 года я вышел на работу после отпуска и сразу же отнес бумажный больничный в бухгалтерию. Однако бухгалтер отказался принимать мой документ. Мне сказали, что компания давно перешла на электронный документооборот с медорганизациями и ФСС и теперь принимает к оплате только электронные больничные: их невозможно подделать, и бухгалтерии так удобнее рассчитывать пособия и направлять документы в ФСС.
21 января 2021 года я обратился в поликлинику, чтобы на основании бумажного листка нетрудоспособности мне оформили дубликат в электронной форме. В медорганизации мне отказали, поскольку такого основания для оформления дубликатов, как «бухгалтерия не принимает бумажный больничный», нет.
Так как компания нарушает мое право получить пособие по временной нетрудоспособности, требую принять бумажный больничный, оформленный по всем правилам и без ошибок, назначить пособие по временной нетрудоспособности, оплатить первые три дня за счет средств работодателя и передать документы в ФСС, чтобы мне перечислили пособие за оставшиеся 18 календарных дней нетрудоспособности. Также требую начислить денежную компенсацию за все дни задержки пособия.
Приложите к заявлению бумажный больничный. Рекомендую написать заявление в двух экземплярах, чтобы на том, который останется у вас, секретарь руководителя поставил отметку: ваше заявление с приложенным больничным компания получила такого-то числа.
С жалобой на бездействие работодателя, если компания не отреагирует на ваши требования, можете обратиться в государственную инспекцию труда в вашем регионе.
Вы также можете обратиться в районный суд по месту нахождения работодателя. В иске требуйте выплатить пособие по временной нетрудоспособности и взыскать с работодателя денежную компенсацию за задержку выплат. Можете заявить и требование о взыскании компенсации морального вреда.
Что в итоге
В поликлинике вам по умолчанию выдадут бумажный листок нетрудоспособности. Если врач предложит, а вы письменно согласитесь, то оформят электронный больничный.
Работодателю может быть удобнее работать с электронными больничными. Но если вы уже принесли бумажный, диктовать свои условия вам не должны. Компания обязана принять бумажный листок нетрудоспособности, правильно его заполнить и направить в ФСС. Фонд примет документы и переведет вам пособие.
Если компания так и не принимает бумажный больничный, в поликлинике этот вопрос вы не решите. Врач не будет переоформлять листок нетрудоспособности только из-за прихоти работодателя. Это делают, когда по закону есть основания, чтобы оформить дубликат: например, в больничном ошибки, документ испортили или потеряли. Поэтому остается писать заявление работодателю и требовать принять больничный и выплатить пособие. Если и это не даст результата, можете подать жалобу в госинспекцию труда и иск в районный суд.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
- Если организация не перечисляет алименты по исполнительному листу что делать
- Если организация объявила себя банкротом что будет с работниками