Если ребенок боится трудностей что делать
Если ребенок боится трудностей что делать
Многие родители стараются оградить ребенка от всех проблем и неприятностей с раннего возраста, тем самым не позволяя малышу видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Но, уже оказавшись в среде ровесников в детском саду или на игровой площадке возле дома, ребенок с удивлением обнаруживает: оказывается, он многого не может. Настя шустро поднимается по лестнице в горку, Костя давно уже сам ест ложкой, Саша ловко пинает ногою мячик, а он все это делает только с помощью родителей.
Рано или поздно каждый ребенок сталкивается с реалиями жизни. Чем позже это происходит, тем больнее воспринимаются неудачи. Если родители до 3-х лет стараются сами кормить ребенка, а не вручают ему ложку, чтобы он не разлил суп и не расстроился из-за этого, во время игр все время стараются подстраховывать его, опережая возможные неприятности, то малыш быстро привыкает к тому, что все его проблемы решаются сами собой. Он быстро усваивает, что стоит ему сказать «нет!», так родители сами все сделают так, как он хочет.
Каждый ребенок любит побеждать и выигрывать, но немногие умеют стойко перенести поражения. Для малышей, которые ничего не умеют делать самостоятельно, очень трудно проявить себя лучшим в детском коллективе и это зачастую становится причиной нежелания детей идти в детский садик. Чтобы не допустить лишних разочарований и развития у ребенка комплекса неполноценности, с раннего возраста разрешайте ребенку проявить самостоятельность. Согласитесь, трудно захотеть чего-то сделать, когда все вокруг готовы выполнить все ваши желания. Чтобы у ребенка появилось желание выполнить что-то без помощи родителей, ему нужны впечатления. Ни в коем случае не запрещайте ребенку, если он упрямо заявляет: «Я сам!». Это очень важный момент в становлении личности.
Подскажите малышу, как лучше это делать, покажите, но не подавляйте его инициативу. С терпением наблюдайте неловкие детские попытки сделать то, что вы бы сами сделали за минуту. Если надо помогите ему, но не лишайте его радости достичь успеха и услышать слова похвалы из ваших уст. Сначала у ребенка все получится плохо в силу его возраста, но затем он научится и привыкнет. Привычка убирать свои игрушки, одеваться и кушать без чужой помощи уже через некоторое время перестает нуждаться в напоминании о необходимости выполнить эти несложные обязанности, если родители проявят терпение и не сделают сами за ребенка то, что он хотел выполнить сам. Например, почти все дети в полтора года пытаются самостоятельно есть, но родителям кажется, что если малышу вручить ложку, то он обязательно опрокинет тарелку и останется голодным. А ребенку скучно есть не так, как это делают его родители. Поэтому он и пытается не есть, несмотря на то, что взрослые делают из еды целый ритуал вперемешку с песнями и приговорами: «ложку за маму, ложку за папу».
К сожалению, многие родители сегодня озабочены тем, как модно одет их ребенок, и как он красиво выглядит. Но в жизни выходит победителем не тот, кто умеет стильно одеваться, а тот, кто лучше всего умеет преодолевать трудности. Не случайно оказывается так, что дети, выросшие в деревне, где у родителей нет времени все время держать своих детей в чистоте, могут без проблем жить в общежитии и работать на любой работе. Политикой же городских родителей является то, чтобы их ребенок внешне выглядел лучше других детей и чтобы его не обижали в коллективе. Например, если у ребенка появилась ссадина на лице, они тут же идут в садик и начинают выяснять, где получил травму их ребенок и почему за ним не доглядели воспитатели.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Почему ребенок боится трудностей?
Как часто малыш-дошкольник, если у него не получается что-то нарисовать или смастерить поделку, вдруг впадает в гнев, рвет бумагу, бросает игрушки и наотрез отказывается от второй попытки. А многие пасуют заранее, даже и не пытаясь попробовать сделать то, что им кажется трудным.
Но неужели детей такого склада стало рождаться на порядок больше? Или причина в другом?
В 90-е годы с приходом перестройки в нашей стране начало создаваться общество потребления, и у многих стали складываться принципиально новые ценностные ориентиры. Девиз «не бояться трудностей» стал восприниматься, скорее, иронически.
Правда, в последнее время многие начали осознавать, что без труда все-таки не выловишь рыбку из пруда, и престиж образования постепенно стал возрастать.
«Лохматый» ученый
Телевизор и расстройство сознания
Интересное исследование в Университете Британской Колумбии провели психологи. Они наблюдали за членами одной горной общины, в которой сначала не было, а потом появилось кабельное телевидение. И что же? Постепенно и у детей, и у взрослых стал пропадать творческий подход к решению различных житейских проблем.
Особенно легко на компьютер и телевизор «подсаживаются» дети возбудимые, гиперактивные, с завышенными притязаниями, как раз такие, каким в силу их особенностей трудно преодолевать препятствия. Идя у них на поводу, родители фактически загоняют детей в замкнутый круг, из которого сами ребята обычно вырваться не в состоянии.
Мокрый подгузник воспитывает волю
Даешь английский в три года!
Как воспитывать волю ребенка
Но что делать, если ошибки уже совершены? Неужели все пропало? Конечно нет. Просто имеет смысл сделать соответствующие выводы:
— Столкнувшись с отказом сына или дочери от какой-либо деятельности, следует заподозрить страх неудачи, как бы ребенок ни уверял, что ему просто не хочется или неинтересно. В норме детям дошкольного и младшего школьного возраста интересно все, ведь они еще только начинают осваивать мир. Поэтому их отказы (например, собирать разбросанные игрушки) связаны либо с попытками манипуляции взрослыми, либо со страхом неудачи.
Не нужно настаивать, чтобы ребенок сделал все сам, мотивируя тем, что это очень легко и у него обязательно все получится. Родителям кажется, что таким образом они мобилизуют ребенка, а он делает другой вывод: раз все так легко, а он не справляется, значит, он вообще ни на что негоден. Многие даже открыто называют себя дураками, неудачниками и совсем перестают верить в свои силы.
— Избегайте гиперопеки. Возросший страх неуспешности отчасти связан у детей именно с этим. Современные ребята растут слишком несамостоятельными. Позиция мамы: «лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать», естественно, внушает ребенку неуверенность в своих силах.
— Есть дети, с которыми без нажима результата не добиться. Но сердиться за это на ребенка не следует. Он в этом не виноват, таковы его особенности. Просто надо быть с ним более последовательными, упорными и терпеливыми и не пускать все на самотек.
— Постарайтесь определить, в чем именно заключаются трудности вашего ребенка. Если они чисто психологические, то побольше хвалите, ободряйте его. Создавайте непринужденную, легкую атмосферу, больше улыбайтесь, шутите (но не подшучивайте над ним, потому что такие дети особенно обидчивы).
Бывают трудности другого порядка, например, неумение концентрировать внимание, неловкая моторика, проблемы пространственного ориентирования, восприятия задания и т.п. Если ребенок на занятиях отказывается играть в какую-то игру, я всегда советую потренироваться дома. Освоив игру в более привычной обстановке, дети потом с удовольствием участвуют в ней и на групповых занятиях.
— Если ребенок ответственный и при этом боится совершить ошибку, не надо его излишне контролировать (у него и так высокий самоконтроль), лучше побольше хвалить и ободрять.
— Заметив, что ребенок склонен пасовать перед трудностями, приобщайте его к творческим занятиям, к ролевой игре, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к трудовой деятельности и спорту.
— Говорите ребенку, что преодолевать трудности очень интересно, что это помогает вырабатывать характер. Но больше нацеливайте его на сам процесс преодоления, а не на быстрый результат. Тем не менее, результат (хотя бы промежуточный) тоже должен достигаться, ведь для ребенка важна наглядность. И не забывайте о положительных эмоциях, особенно при выполнении трудных заданий.
— Можно вести «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник другим членам семьи.
— Не спешите выполнять все желания ребенка. Как ни парадоксально, для многих родителей сейчас становится открытием вполне естественный, традиционный подход к воспитанию, заключающийся в том, что не все и не всегда должно доставаться ребенку просто так, что поощрение, награду надо заслужить. В том числе и идя по пути преодоления трудностей.
— Сами родители должны подавать ребенку пример. Сейчас во многих семьях дети усваивают, что проще что-то купить готовое, чем самим приготовить, испечь, смастерить. Поэтому из воспитательных соображений следует по возможности делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.
— Побольше рассказывайте детям о сильных людях, превозмогавших жизненные невзгоды. Только следите за тем, чтобы в ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка.
Как научить малыша справляться с неудачами?
Каждый малыш дошкольного возраста хочет побеждать всегда и во всем. Но на пути к успеху нельзя обойтись без поражений. Некоторые дети реагируют даже на малейшие неудачи очень болезненно. Им трудно справиться со своими эмоциями, поэтому они начинают плакать, кричать, обижаться и злиться. Чтобы проигрыш не становился для крохи настоящей катастрофой, необходимо научить ребенка справляться с трудностями.
Причины острого реагирования детей на неудачи
Неспособность принимать проигрыши и неудачи может иметь под собой несколько причин, связанных как с возрастными психологическими особенностями ребенка, так и со стилем воспитания, которого придерживаются в семье.
Особенности самооценки. У большинства детей дошкольного возраста самооценка является завышенной. Малыши искренне считают себя правыми во всех ситуациях, не замечают своих «недостатков», не считаются с чужим мнением. Им важно быть во всем первыми. Причем ради победы ребенок может пойти на любые хитрости: обвинить соперника в обмане, поменять правила игры, пожаловаться на нечестность и вовсе отказаться играть.
Зависимость от похвалы. Многие психологи склонны считать «Молодец!» словом-паразитом. Согласитесь, что часто родители произносят это слово по привычке, не вкладывая в него особой смысловой нагрузки и своих личных чувств по поводу действий малыша. Такая похвала не только не приносит ребенку пользу, но и вредит ему. Формальная похвала мотивирует детей не на самосовершенствование, а на получение новой порции одобрения. И чтобы не потерпеть неудачу, малыш, скорее всего, будет избегать сложных заданий, что замедляет процесс развития. Кроме того, если ребенка хвалят слишком часто, он привыкает полагаться только на мнение взрослых и становится от него зависимым.
Маленькие дети часто устраивают истерики из-за поражений, потому что еще не научились выражать свои чувства и эмоции при помощи слов.
Пример родителей. Некоторые специалисты выделяют два типа мировоззрения: фиксированное и подвижное. Люди с фиксированным мировоззрением, сталкиваясь с неудачей, обычно либо сильно переживают по этому поводу, либо делают вид, что ничего не произошло. Людей с подвижным взглядом на мир отличает направленность на преодоление трудностей и желание извлечь из неудачи урок. Мировоззрение малыша во многом зависит от того, как относятся к миру его родители. Дети копируют поведение взрослых, поэтому взрослым, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, какой пример они подают своему крохе.
Чрезмерная забота. Иногда родители, стремясь оградить малыша от ошибок и неприятностей, излишне опекают его. Кроха быстро привыкает к тому, что все проблемы решаются сами собой и всегда получается так, как он пожелает. В результате ребенок, выросший в «тепличных условиях», рано или поздно сталкивается с реалиями жизни (например, на площадке, в детском саду или в гостях) и испытывает настоящий шок. Он начинает сравнивать себя с другими детьми и понимает, что далеко не во всем он самый лучший.
Сравнение ребенка с другими детьми вырабатывает у крохи желание быть конкурентоспособным и превзойти окружающих, но при этом ребенок теряет внутреннюю мотивацию достижения. Для ребенка становится особенно важным то, что он нем скажут другие люди.
Амбиции родителей, их желание, чтобы малыш был всегда впереди своих сверстников, формируют у дошкольника так называемый «комплекс отличника». Маленький перфекционист воспринимает проигрыши как катастрофу, ведь по его мнению, мама и папа перестанут им гордиться.
Расстраиваться из-за неудачи – это нормальная реакция любого человека. Родителям не стоит игнорировать или приуменьшать значимость проигрыша для малыша, ведь то, что взрослым кажется незначительным, для детей может быть очень важным.
Как помочь ребенку преодолеть страх ошибок?
Отношение дошкольника к собственным неудачам сильно зависит о того, каких принципов воспитания придерживаются в его семье, а также от отношения к малышу близких людей. Чтобы ребенок перестал бояться ошибок, мы рекомендуем придерживаться следующих «правил»:
Малыш должен понять, что все люди ошибаются и расстраиваются из-за этого, но нужно учиться преодолевать трудности и идти вперед. Вместе с крохой придумайте сказку о том, как кто-то очень сильно боялся потерпеть неудачу, и обсудите, как можно помочь герою.
Что делать, если кроха расстроился из-за неудачи?
Дети довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда другие делают что-то лучше или быстрее них. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с переживаниями по поводу проигрыша в соревновании или поражения в игре. Чаще всего малыши бурно реагируют на неудачи: плачут, обижаются, теряют интерес к занятию. Задача взрослого помочь крохе успокоиться и отнестись к проигрышу как к полезному опыту. Если Ваш ребенок сильно расстроился из-за неудачи, поможет следующий алгоритм действий:
Научите малыша выражать свои эмоции конструктивным способом (например, если кроха злится, он может топнуть ножкой, а если ребенок умеет говорить, то лучше всего попробовать выразить свое требование словами).
Выводы
Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Чтобы научить ребенка справляться с неудачами и извлекаться из них урок, родителям необходимо показывать малышу свой положительный пример, поддерживать его и принимать кроху таким, какой он есть. Ребенок должен быть уверен в том, что близкие любят его безусловно, вне зависимости от успехов или поражений.
Заключение
В Монтессори-группах детского центра «Созвездие» к каждому малышу относятся как к индивидуальной личности. На занятиях исключены любые сравнения ребенка с другими детьми. В то же время, чтобы способствовать развитию самостоятельности, внутренней мотивации и умения полагаться на свои силы, педагоги отмечают динамику крохи («Сегодня у тебя получилось сделать это лучше, чем в прошлый раз»). Наша задача – бережно направлять малыша на его пути. Счастливый блеск в глазах детей – для нас лучшая награда!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Нерешительный ребенок: как помочь ему преодолеть страхи?
Нерешительному ребёнку сложнее самореализовываться, находить новых друзей и достигать успехов. Все его начинания стопорятся в самом начале, разбиваются о невозможность принять то или иное решение. Такому ребёнку сложно понять, чем он хочет заниматься в свободное от учёбы время. В крайнем случае, нерешительность проявляется и в мелочах: он не может выбрать игрушку или мороженое. Во всех ситуациях, когда требуется сделать выбор, он чувствует себя не в своей тарелке.
Также ему сложно отважиться на что-то новое или требующее смелости. К примеру, нерешительные дети редко выходят к доске сами. Они стараются находиться в тени, и при этом очень переживают из-за этого, ведь без проявления инициативы сложно добиться успеха. В этой статье мы рассмотрим, что стоит за нерешительностью, как должны вести себя родители ребёнка, и чем именно может помочь в этой ситуации психолог.
Что стоит за нерешительностью?
Мы имеем в виду психологические страхи, которые могут проявиться у ребёнка уже в самом раннем возрасте. Среди таких страхов:
Из-за страхов ребёнок становится излишне тревожным, что выражается в повышенном беспокойстве, ранимости, эмоциональности и мнительности.
Случай из практики психолога
Родители 8-летнего Андрея всерьёз обеспокоены его нерешительностью и пассивностью. Раньше это был активный любознательный малыш, но с тех пор, как он пошёл школу, что-то в нём кардинально изменилось. Учителя в один голос говорят, что Андрею нужно быть смелее и активнее. Но родители не знают, как повлиять на своего ребёнка, боятся сделать неверный шаг и вообще отбить всяческое желание учиться.
Однажды школа Андрея провела конкурс на лучшую поделку-оригами. Это его конёк, он умеет делать такие сложные поделки, какие не под силу даже взрослым. Естественно, мама и папа стали побуждать его принять участие в конкурсе. Но, как ни странно, Андрей так и не отважился участвовать. Предвидя, что в будущем нерешительность станет для Андрея большой проблемой, родители привели его на консультацию к психологу.
Какое поведение родителей усугубляет проблему?
Вот какие вопросы следует себе задать:
Очень многое здесь зависит именно от родителей. Важно научить сына или дочку видеть свои успехи, верить в собственные силы и не обращать внимания на неудачи. Нужно показать, что даже в неудаче есть что-то полезное и ценное, что сделало его лучше и чему-то научило.
Любая неудача должна быть поводом для совместного обсуждения. Важно, чтобы ребёнок получал достаточно похвалы за приложенные старания. Помогите ему увидеть позитивное в случившимся. Даже если в диктанте 5 ошибок, а раньше было 7, это может быть расценено как улучшение результата и продвижение вперёд
Выяснилось, что Андрей очень боится проявлять себя на публике. Дома или среди друзей он чувствует себя намного свободнее, чем в школе. Оказалось, что он очень боится насмешек одноклассников. Однажды в школе, отвечая на уроке, он что-то ответил неправильно, чем вызвал смех всего класса. Одноклассники ещё долго над этим смеялись. Казалось бы, ничего страшного, но Андрея эта ситуация очень ранила. Он был уверен, что смеялись именно над ним, а не над его ответом. Более того, каждый раз, когда Андрюшка вспоминал ту ситуацию, ему становилось стыдно и неловко. Он даже родителям об этом не рассказал, ожидая, что и они будут смеяться.
Родители у Андрея требовательные. Они хотят, чтобы их сын был лучшим во всём. Неудивительно, что тот не поведал им о своём «горе». Тем не менее, долгая и упорная работа дала результаты: Андрей смог преодолеть свой страх, научиться правильно реагировать на насмешки и не бояться ошибок. Теперь он один из лучших в школе, а недавно даже выиграл очередной конкурс оригами.
Работа психолога с нерешительным ребёнком и его семьёй
В ходе беседы с родителями психолог даёт рекомендации, помогающие решить проблему, при необходимости отрабатывает с ребёнком ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно и потому ведёт себя нерешительно.
Детская нерешительность «лечится» куда проще, чем взрослая, поэтому родителям важно не упустить момент и вовремя обратиться за помощью к психологу.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
10 способов помочь ребёнку справиться с тревожностью
Научить бороться со страхом и принимать свои чувства
Беспокойство — нормальная реакция любого человека на всё, что он воспринимает как угрозу. И дети — не исключение, тем более, что для ребёнка угрозой может стать что угодно, начиная от мелких бытовых конфликтов и заканчивая началом нового учебного года.
Даже самые бесстрашные дети порой испытывают страх перед чем-то новым, но некоторые могут страдать тревожностью разной степени мощности. Как помочь таким детям и откуда берётся это состояние — расскажет Тлум.Ру.
Почему дети испытывают тревогу?
Дети постоянно сталкиваются с чем-то новым, и это может внушать им беспокойство. Данный процесс совершенно нормален до тех пор, пока эта тревога не становится постоянной. Если дети со страхом реагируют на всё новое и склонны к всевозможным переживаниям, это может говорить о хронической тревожности.
Часто у тревожных детей возникают проблемы с тем, чтобы замечать мысли, которые их беспокоят. Для этого им нужна помощь и поддержка родителей — дети учатся преодолевать тревожные моменты благодаря тому, как вы их тренируете. И в будущем, сталкиваясь с непростыми ситуациями, они будут чувствовать себя более уверенными.
Бывает, что родители, предвосхищая страхи ребёнка, пытаются оградить его от них. Когда дети страдают хронической тревожностью, родители могут попасть в отрицательный цикл и только усугубить проблему. Поэтому вести себя в таком случае стоит очень осторожно и внимательно.
Как помочь ребёнку справиться с состоянием тревожности?
1. Цель не в том, чтобы избавиться от беспокойства, а в том, чтобы помочь ребенку справиться с ним
Конечно, никто не хочет, чтобы ребёнок был несчастным, но лучший способ помочь детям преодолеть тревогу — не пытаться удалить стрессоры, которые её вызывают, а освоить, как справляться с ними. Это поможет детям научиться терпеть чувство беспокойства и действовать вне зависимости от него — так, тревога со временем уменьшится или вовсе исчезнет.
2. Не избегайте вещей только потому, что они вызывают у ребёнка беспокойство
Если вы помогаете детям избегать того, что их тревожит, это поможет им почувствовать себя лучше, но только в краткосрочной перспективе. В долгосрочной тревога только усилится. Если ребёнок в неудобной ситуации расстраивается, начинает плакать — не для того, чтобы манипулировать, а просто потому, что он так себя чувствует — нужно не избавлять его от стрессовых ситуаций, а помочь справиться с ними, чтобы избежать повторения.
3. Выражайте позитивные, но реалистичные ожидания
Важно объяснять ребёнку, что его ожидания вполне реалистичные — например, провалить контрольную, оказаться объектом насмешек или не полюбить учёбу в школе. При этом стоит выразить уверенность, что с ним всё будет в порядке, он сможет справиться с этим. Так ребёнок будет готов к любой ситуации, и, к тому же, он будет понимать, что ожидания его родителей не связаны с тем, с чем он точно не сможет справиться.
4. Уважайте его чувства, но не наделяйте их решающей силой
Если ребёнок боится идти к врачу и делать укол, очень важно не преуменьшать его страхи, но и не усиливать их ещё больше. Если вы хотите поучаствовать, помогите ему понять, о чём именно он беспокоится, и побудите противостоять своим страхам. Для многих детей очень важно знать, что родитель рядом и поможет им пройти через страшные моменты в их жизни.
5. Не задавайте наводящих вопросов
Поощряйте ребёнка рассказывать о своих чувствах, но старайтесь не задавать наводящие вопросы. Чтобы не подпитывать цикл беспокойства, просто задавайте открытые вопросы, иначе в голове будет бурлить ещё больше мыслей и тревог.
6. Не подкрепляйте страхи ребёнка
Если у ребёнка был негативный опыт общения с собакой или неудачный поход на каток, очень важно, чтобы родители не вмешивались и не вынуждали детей снова взаимодействовать с чем-то пугающим и не подталкивали их к определённому решению.
7. Призывайте ребёнка привыкать к своей тревоге
Дайте ребёнку понять, что вы цените труд, который требуется, чтобы справиться с тревогой. Со временем это чувство будет снижаться, если дети продолжат контактировать с источником стресса. Возможно, тревожность так и не исчезнет насовсем, но именно так преодолеваются страхи.
8. Старайтесь сделать так, чтобы период стрессового ожидания был коротким
Когда мы чего-то боимся, труднее всего ощущается именно тот период ожидания, который предшествует самому делу. Родителям важно проследить, чтобы такие периоды были как можно более короткими — например, если ребёнок нервничает по поводу похода к врачу, не стоит обсуждать его задолго до посещения.
9. Обдумайте всё вместе с ребёнком
Иногда полезно поговорить о том, что произошло бы, если бы страх ребёнка сбылся — как бы он с этим справился? Так ребёнок сможет проговорить беспокоящие его вещи и объяснить, чего он действительно боится. А родитель, в свою очередь, может предложить пути решения проблемы. Для некоторых детей наличие плана может снизить неуверенность самым эффективным способом.
10. Постарайтесь продемонстрировать детям здоровые способы справиться с тревогой
Существует способ помочь детям справиться с тревогой, позволив им увидеть, как это делаете вы. Это будет полезно как ребёнку, так и родителям, ведь с постоянным чувством тревоги жить совсем не просто. Позвольте детям услышать или увидеть, как вы справляетесь с трудностями.
Бонус: один из рабочих лайфхаков по борьбе с тревогами.
Важно осознать, что тревожность — это своеобразный «голос в голове», и отделить его от своих собственных мыслей. Можно представить, что в голове играет расстроенный телевизор, который включает тревожные и неприятные программы. Если регулярно отлавливать его и говорить себе, что это просто фон, и к реальности и вашим собственным мыслям он отношения не имеет, со временем его станет всё проще и проще «заглушать», а то и «выключать». Будьте ментально здоровы!
И подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, там вы найдёте ещё больше полезных материалов для всей семьи.