Если включили в рнп что с действующими контрактами
ВС РФ: заказчик обязан расторгнуть контракт по п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ даже если победитель попал в реестр недобросовестных поставщиков после объявления итогов закупки
AndrewLozovyi / Depositphotos.com |
Заказчик, в силу п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон № 44-ФЗ), принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку в ходе его исполнения было установлено, что контрагент не соответствует требованиям документации о закупке об отсутствии сведений об участниках в РНП. Сведения о победителе были включены в РНП уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона, однако до момента подписания контракта сторонами. То есть, на момент подачи заявки и признания истца победителем электронного аукциона, он соответствовал требованиям, указанным в документации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 305-ЭС18-25195).
Поставщик обратился в суд с иском о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В обоснование своего требования истец указал, что принимая указанное решение заказчик не учел позицию ФАС России (письмо ФАС России от 6 августа 2015 г. № АЦ/40483/15), согласно которой если в момент заключения контракта исполнитель перестал соответствовать требованиям документации о закупке, положения ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не могут применяться, при условии, что на момент подачи заявки участник закупки предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупке.
Между тем суды трех инстанций не согласились с доводами истца и отказали в удовлетворении иска, поскольку, по мнению судей, победитель закупки представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупки, в связи с нахождением в РНП.
ВС РФ согласился с выводами судов, подтвердил правомерность отказа заказчика от исполнения контракта и отказал в передаче поданной исполнителем жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Попал в реестр недобросовестных поставщиков. Есть заключенные и исполняемые контракты
Срочно нужен совет! Например поставщик попал в реестр недобросовестных поставщиков. Есть заключенные и исполняемые контракты. Если заказчики узнают, что поставщик попал в реестр они вправе будут расторгнуть действующие контракты из-за этого? так же есть контракты в процессе заключения, что будет с ними?
Добрый день, Андрей.
Если заказчики узнают, что поставщик попал в реестр они вправе будут расторгнуть действующие контракты из-за этого? так же есть контракты в процессе заключения, что будет с ними?
Судебная практика исходит из того, что заключенные контракты остаются в силе, оснований для их расторжения у заказчика не возникает:
В частности такая позиция отражена в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 по делу № А60-35762/2014
В постановлении указано следующее:
Таким образом, общество как участник размещения заказа не
предоставлял недостоверную информацию о своем соответствии таким
требованиям документации о закупке, что позволило ему стать победителем
определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Включение сведений об ООО «СредУралАвтодор» в реестр
недобросовестных поставщиков в период исполнения заключенного контракта
не является предусмотренным как Законом о размещении заказов, так и
Законом о контрактной системе основанием для одностороннего расторжения
контракта, кроме того, включение общества в реестр в ходе исполнения иного
контракта не имеет прямой взаимосвязи с процессом исполнения настоящего
контракта и не влияет на добросовестность общества как подрядчика.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с правомерным
выводом суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для
направления Администрацией Сысертского городского округа в адрес ООО
«СредУралАвтодор» уведомления № 2819 от 14.05.2014 об одностороннем
отказе от исполнения муниципального контракта №15 от 30.07.2013.
Ссылки Администрации на решение Арбитражного суда Свердловской
области от 14.02.2014 по делу № А60-39389/2013 о расторжении
вышеуказанного контракта муниципального контракта и взыскании убытков,
расходов по оплате экспертных работ, неустойки судом апелляционной
инстанции не принимаются, поскольку обстоятельства указанного дела прямого
отношения к существу рассматриваемого спора о признании недействительным
одностороннего расторжения муниципального контракта (уведомление № 2819
от 14.05.2014) не имеют.
Основанием для одностороннего расторжения муниципального
контракта, как следует из содержания уведомления, послужило лишь одно
обстоятельство – возникшая в ходе исполнения контракта информация о
включении истца в реестр недобросовестных поставщиков, обстоятельства же
исполнения контракта основанием к одностороннему расторжению контракта
согласно оспариваемому уведомлению не являлись.
Полный текст также прикладываю.
И это несмотря на то, что:
п.15 Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения, установлено, что поставщик не соответствует требованиям к участникам закупки.
9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Считаю, что заключенные контракты с Вами не имеют право расторгнуть, так как на момент их заключения Вы соответствовали требованиям, не были в РНП.
Более того, указанное требование не обязательно, а может быть включено Заказчиком.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 29.07.2017)
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Статья 31. Требования к участникам закупки
1.1. Заказчиквправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.
В дополнение позиции ФАС и судебной практики
20 января заказчик заключил контракт с победителем электронного аукциона. В процессе исполнения контракта выяснилось, что контрагент 10 марта был внесен в реестр недобросовестных поставщиков другим заказчиком. Является ли внесение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения госконтракта основанием для его расторжения?
По буквальному смыслу ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ включение сведений об участнике закупки в РНП на стадии исполнения контракта является основанием для обязательного расторжения с ним контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика. Согласно этой норме заказчик обязан расторгнуть контракт всякий раз, когда на стадии исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) перестает соответствовать требованиям извещения и документации о закупке. Так, если в документации и извещении было установлено требование об отсутствии в РНП, а контрагент попал в РНП, значит, он не соответствует документации и контракт надо расторгать. Аналогично, если в документации и извещении о закупке было установлено требование о наличии лицензии, а ее аннулировали – значит, контрагент заказчика уже не соответствует документации и контракт также подлежит расторжению.
Однако ФАС России придерживается иной позиции. По мнению ведомства включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в РНП в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика (письмо ФАС России от 6 августа 2015 № АЦ/40483/15).
Судебная практика по этому вопросу склоняется к позиции ФАС России. Так, по логике судей, ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязанность принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исключительно при недобросовестности действий поставщика, позволивших ему стать победителем на этапе определения поставщика, то есть до заключения контракта, и не распространяет свое действие на отношения сторон контракта при возникновении каких-либо обстоятельств после заключения контракта в период его исполнения, которые не могли повлиять на определение поставщика.
То есть включение поставщика в РНП уже в ходе исполнения не является основанием для расторжения контракта (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2015 г. № 17АП-17332/2014-АК по делу № А60-35762/2014).
Поэтому наиболее разумным было бы согласиться с мнением ФАС России и судей.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 6 августа 2015 г. N АЦ/40483/15 «По вопросам о правовых последствиях в связи с включением сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков после подачи заявки на участие в закупке и в период исполнения контракта на поставку товара, выполнения работы или оказания услуги»
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 6 августа 2015 г. N АЦ/40483/15«По вопросам о правовых последствиях в связи с включением сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков после подачи заявки на участие в закупке и в период исполнения контракта на поставку товара, выполнения работы или оказания услуги»
В связи с поступающими вопросами, на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и пункта 9.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 N 105 «Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы», ФАС России направляет территориальным органам для использования в работе информационное письмо по вопросам о правовых последствиях в связи с включением сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков после подачи заявки на участие в закупке и в период исполнения контракта на поставку товара, выполнения работы или оказания услуги.
1. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.
Согласно положениям Закона о контрактной системе участник закупки при подаче заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) декларирует свое соответствие требованиям, установленным заказчиком в документации о закупке, на момент подачи заявки.
Частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, в случае если сведения, поданные участником закупки о своем соответствии требованиям, установленным документацией о закупке, на момент подачи заявки, являлись недостоверными, заказчик в соответствии с частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, если в момент заключения государственного (муниципального) контракта исполнитель перестал соответствовать требованиям документации о закупке, в частности, в связи с включением информации в реестр недобросовестных поставщиков, положения части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе не могут применяться, при условии, что на момент подачи заявки участник закупки предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупке.
2. В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе и Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено такое основание для расторжения государственного (муниципального) контракта, как включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков в период действия контракта.
Таким образом, по мнению ФАС России, включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика.
Эти же положения должны применяться и к стадии заключения контракта.
Если на момент рассмотрения заявок Вы не были в РНП, то контракт подлежит заключению.
Как выбраться из РНП, если попал туда незаслуженно
Реестр недобросовестных поставщиков — это список компаний и ИП, которые нарушили правила госзакупок и больше не могут в них участвовать. Но иногда из реестра можно выбраться
Артем Терпячий
Индивидуальный предприниматель из Перми заключил контракт на поставку постельного белья в детский сад. Товар соответствовал техзаданию, но эпидемии коронавируса поставка задержалась на месяц. Несмотря на то, что поставщик был не виноват, заказчик подал жалобу на поставщика, и предпринимателя включили в реестр недобросовестных поставщиков.
Предприниматели и компании из реестра не могут участвовать в закупках в течение двух лет. Данные находятся в открытом доступе, и любой потенциальный партнер или клиент, не обязательно из госсектора, может увидеть, что компания не очень ответственно относится к своим обязательствам.
Рассказываем, за что поставщики попадают в реестр и что делать, чтобы исключили из него досрочно.
Что такое РНП и где искать информацию о нем
РНП, или реестр недобросовестных поставщиков, — это список, в который включают поставщиков-участников госзакупок за нарушение правил.
Реестр размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Реестр — сводный, в нем отображаются поставщики-нарушители по закупкам по 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615.
За что можно попасть в РНП
В РНП попадают поставщики — участники закупок, которые:
Не подписал контракт. Если компания победила в закупке, а контракт не подписала, ее могут включить в РНП. Бывает так, что участники не отказываются от контракта, а опаздывают с подписанием. За опоздание тоже могут включить в реестр. Однако нельзя включать в РНП участников закупок, которые могут доказать, что нарушили свои обязательства без злого умысла.
Участник не успел подписать контракт, потому что неправильно посчитал срок, когда это нужно сделать, и опоздал на день. Участник доказал, что сделал это ненамеренно, поэтому в РНП его не включат. Таким доказательством стал договор с субподрядчиком, он был нужен для выполнения контракта. Это убедило комиссию ФАС, что поставщик не бездельничал, а готовился к работе.
Не выполнил условия контракта. Если поставщик привез не тот товар, некачественно оказал услугу или задержал сроки, его могут включить в реестр.
Для этого заказчик должен:
ФАС решает, включать поставщика в реестр или нет.
задержки в два-три дня контракт обычно не расторгают и в РНП поставщика не включают. В этом случаем он уплачивает пени и штраф.
Как заказчик расторгает контракт
Если поставщик нарушит условия контракта, заказчик направит ему претензию. Если поставщик никак не отреагирует на претензию, заказчик вправе расторгнуть контракт.
Есть два способа расторжения:
В одностороннем порядке можно расторгнуть контракт, в котором есть такое условие. Обычно в контракте прописан порядок его расторжения. В госзакупках это обычная практика, бояться такого условия не стоит.
По решению суда расторгают контракты, в которых не прописаны условия расторжения в судебном порядке. Суд рассмотрит доводы обеих сторон и примет решение, расторгнуть контракт или нет.
Некоторые контракты можно расторгнуть без суда, даже если это не предусмотрено в условиях, например договор оказания услуг. Если у заказчика и поставщика нет друг к другу претензий по оплате, по закону любая сторона может отказаться от договора как до начала оказания услуги, так и в процессе, даже обосновывать не надо. А вот после того, как услуга оказана, отказаться уже нельзя.
В каких случаях внесение в РНП незаконно
Бывает, что поставщика формально вроде можно внести в РНП, но есть ряд нюансов, которые помогают решить дело его в пользу.
Поставщик один раз опоздал с предоставлением обеспечения исполнения контракта. Это не является веской причиной, чтобы включить участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик не знает, первое это нарушение у поставщика или нет, зато это известно ФАС. Если на поставщика еще не жаловались за просрочку, скорее всего, его не включат в реестр. А если все-таки включат, решение ФАС можно отменить через суд.
Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке, но не имел для этого оснований. Если в договоре не прописано, что его можно расторгнуть в одностороннем порядке, причина для расторжения должна быть серьезная: товар не по техзаданию или поставщик превысил срок контракта на месяц. При этом задержка не считается причиной для расторжения, если в ней виноват заказчик.
Поставщик не мог начать верстку сайта, потому что заказчик долго не принимал дизайн-макет. этого срок сдачи сайта превысил указанный в контракте, и заказчик подал жалобу в ФАС. Поставщика включили в РНП незаконно, так как заказчик сам затягивал сроки исполнения контракта. Поставщик обжаловал решение ФАС в суде, и его исключили из реестра.
Если поставщик попал в РНП первого опоздания с обеспечением или потому что заказчик тянул с согласованиями, это решение ФАС можно оспорить в суде.
Когда могут исключить из РНП
По закону поставщик, который попал в реестр, исключается из него через два года со дня включения. Однако есть случаи, когда поставщик может быть исключен раньше срока. Для этого поставщику придется пойти в суд и доказать, что он не нарушал обязательств.
Поставщик попал в РНП, но подал заявление в суд и выиграл
Заказчик принимал молочную продукцию по контракту, подписывал акты приемки. Но в итоге подал жалобу на поставщика за то, что продукция не соответствует спецификации. ФАС включила поставщика в реестр. Поставщик подал в суд, чтобы обжаловать это решение. Так как у него были на руках акты приема товара, суд принял решение в пользу поставщика. Поставщик добился исключения из реестра недобросовестных поставщиков.
Таким же образом можно обжаловать решение ФАС, если поставщик нарушил условия контракта, но ненамеренно. Например, заказчик долго готовил пропуска для работников поставщика, и это привело к задержке срока.
Как оспорить решение о включении в РНП
Обжаловать решение о включении в реестр можно только через суд. Для этого поставщику нужно доказать, что он выполнил условия контракта. Чтобы это сделать, надо направить в арбитражный суд по месту своей регистрации заявление о том, чтобы решение ФАС признали незаконным.
Заявление должно содержать:
Обжаловать решение ФАС можно в течение трех месяцев с даты его вынесения. Если обратиться в суд позже, заявление не примут.
В исключительных случаях срок может быть восстановлен или продлен. Например, если предприниматель тяжело болел или сидел на карантине коронавируса. Чтобы суд рассмотрел заявление об отмене решения ФАС, поставщик после выздоровления может подать вместе с заявлением ходатайство о восстановлении — если у него будут веские аргументы, суд может пойти на встречу. Но это работает не всегда, так как исключительность случая определяет суд.
Обычно суд на стороне бизнеса и не заинтересован в том, чтобы без серьезных причин вносить компанию или предпринимателя в РНП. Но если участника закупок внесли в реестр за серьезные нарушения, жаловаться на ФАС бесполезно: скорее всего, суд откажет в исключении из реестра. Это касается тех случаев, когда поставщик победил в закупке, но не подписал контракт или после подписания не выполнил его условия.
Как обратиться в суд, чтобы выйти из РНП
Все для работы с госзакупками в одном банке
Для клиентов Тинькофф Бизнеса мы собрали все инструменты для работы с госзакупками. В личном кабинете вы сможете:
Сейчас читают
Как работает единый агрегатор торговли «Березка»
Как поставщику участвовать в упрощенных закупках с помощью ЕАТ «Березка»: добавлять товары и подавать ценовые предложения
Как стартовать в госзакупках с минимальным риском
Есть три способа госзакупок, которые эксперты рекомендуют начинающим поставщикам. Что это за способы и как участвовать, рассказываем в статье
Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года
С 1 января 2022 года госзакупки станут проще и доступнее для начинающих поставщиков — разбираем все изменения в статье.
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Госзакупки по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ
Дарим скидку на поиск госзакупок и сопровождение торгов
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Как работать с реестром недобросовестных поставщиков с 01.07.2021
Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ — это своеобразный «черный список». Если компания попадает в него, то участие в закупках в течение последующих двух лет для нее становится практически невозможным, так как большинство заказчиков включают в закупочную документацию требование, чтобы участника не было в РНП. С июля 2021 года вступили в силу серьезные изменения.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Скачать постановление Правительства № 1078 от 30.06.2021 из КонсультантПлюс |
Что такое реестр недобросовестных поставщиков
В законодательстве отсутствует определение, что такое реестр недобросовестных поставщиков в госзакупках. В широком понимании РНП — это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра.
Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ находится в Единой информационной системе (ЕИС) в разделе «Контроль и аудит». Доступ к ресурсу не ограничен.
Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если информация об ИП, компании, ее руководителе, данные об аффилированных лицах, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.
Направление информации в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали судебную практику при работе с РНП. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Основания для внесения в РНП
Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.
На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:
Победителя включат в список, если он:
Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:
Какая информация включается в РНП
Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают:
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон № 539-ФЗ от 30.12.2020, который дополнил 44-ФЗ правилами, по которым:
Еще установили такие положения:
Порядок передачи сведений в ФАС
С 01.07.2021 меняется механизм направления данных в ФАС для включения информации в РНП в связи с выходом постановления Правительства № 1078 от 30.06.2021. Основные положения, которые содержит документ, касаются регламента документооборота:
Реестр недобросовестных участников закупок по 223-ФЗ
Его ведут органы Федеральной антимонопольной службы. Перечень сведений и документов, которые включаются в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012.
В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.
Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ
В РНП включаются сведения:
При решении вопроса о включении участника в реестр, необходимо проанализировать положение о закупках и закупочную документацию. К случаям обязательного заключения договора относятся конкурентные процедуры (конкурс, аукцион и т.п.) и не относятся остальные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).
Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.
Какая информация включается в реестр по 223-ФЗ
Список сведений утвержден постановлением Правительства № 1211 от 22.11.2012. В реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ попадают такие сведения:
Алгоритм проверки поставщика в РНП
Вот пошаговая инструкция, как проверить организацию в реестре недобросовестных поставщиков ФАС:
Шаг 1. На главной странице сайта ЕИС нажмите кнопку «Все разделы». На вкладке выберите раздел «Контроль и аудит».
Шаг 2. Кликните на вкладку «Реестр недобросовестных поставщиков».
Шаг 3. Настройте фильтры поиска. В этом разделе размещены и список РНП по 44-ФЗ, 223-ФЗ, и реестр недобросовестных подрядных организаций по ПП № 615. По умолчанию выбраны три варианта. Но ищут только по одному из них, убрав лишнюю галочку.
Шаг 4. Чтобы проверить РНП по ИНН, достаточно ввести данные в строке поиска и нажать на лупу. ИНН — обязательный параметр в ЕИС, без него юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не сможет зарегистрироваться. Быстрый поиск делайте и по наименованию контрагента.
Шаг 5. Если есть дополнительные данные, воспользуйтесь опцией «Все параметры».
Шаг 6. Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку «Применить».
Как автоматически проверить сведения из РНП
Сайт ЕИС автоматически проверяет информацию об участниках закупок в базе недобросовестных поставщиков (РНП). Проверка проводится, когда в системе формируют итоговые протоколы, в которых определяется поставщик, в том числе протоколы рассмотрения одной заявки на участие в конкурсе или по итогам конкурентных процедур, которые проводятся в неэлектронной форме. Проверяется информация из РНП о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй порядковый номер (если такой участник есть).
Когда сохраняете протокол, система проверит сведения из реестра недобросовестных поставщиков об участниках закупки. Если окажется, что участники в нем есть, система предупредит об этом.