какие факторы обуславливают выбор типа свечей зажигания для конкретного двигателя
Как устроены правильные свечи зажигания
Любой двигатель внутреннего сгорания или ДВС, будь то дизельный или бензиновый, никак не обойдется без свечей зажигания. В первом случае это будут свечи накаливания, во втором – искровые, но суть обеих сводится к одному: воспламенению топливной смеси. Конструкций и разновидностей свечей множество, равно как и их производителей, включая подразделение General Motors, американскую компанию ACDelco.
Автомобильные компании, в подавляющем большинстве случаев, не производят свечи зажигания. Но владелец нового автомобиля, решив поменять свечи в двигателе, скорее всего, увидит на изоляторе знакомый логотип бренда своего автомобиля. То есть, по его мнению, это будет «оригинальная» свеча.
В действительности дело обстоит не совсем так. Существуют специализированные производители электрооборудования, выпускающие свечи, как под своим оригинальным названием, так и по заказу автомобильных брендов. То есть свечи первой комплектации. Заказчик подбирает под конкретную модель двигателя свечу из имеющейся у производителя линейки, на которую наносится требуемый логотип. Или, что бывает крайне редко, свеча разрабатывается «с нуля», под какой-либо новый двигатель.
Подрядчика, чаще всего, не афишируют, и на то есть несколько причин. Во-первых, замена свечей производится и на гарантийных автомобилях. Естественно, если они вышли из строя – отвечает за это производитель автомобиля, то есть на свечах, как и на многих других деталях, должно стоять его клеймо. Но это скорее юридические тонкости, обеспечивающие интересы заказчика, подрядчика и конечного потребителя.
Во-вторых, и это немаловажный фактор, для крупных автомобильных брендов гарантийные расходные материалы под собственным брендом – дело престижа, и определенной выгоды. Ведь они, что не секрет, стоят дороже. Чаще всего разницы между двумя полностью идентичным изделиями, выпущенными на одном заводе только под разными маркировками – никакой.
История производства свечей ACdelco
Как вы наверняка знаете, история марки ACDelco самым прямым образом связана с производством свечей. В 1908 году в США была зарегистрирована компания по выпуску свечей для ДВС AC Spark Plug. Основал ее небезызвестный Альберт Чэмпион, который до этого в 1904 году создал фирму Champion Ignition, но вскоре из-за проблем с инвесторами лишился ее. В случае с AC Spark Plug Чэмпиона поддержала Buick Motor Co, но самому основателю и президенту не повезло. В 1927 году он умер от сердечного приступа. В этом же году AC Spark Plug стала подразделением General Motors.
Во время Второй Мировой войны компания AC Spark Plug выпустила миллионы свечей зажигания для авиационных двигателей на заводе Fisher Body в штате Мичиган. Компания в течение пяти раз получала премию «Е» от руководства американской армии и флота.
В 1974 году, в целях оптимизации маркетинговых процессов, отдел постгарантийного обслуживания AC Spark Plug был объединен с United Delco, в результате чего и образовалась компания ACDelco.
Какие бывают свечи ACDelco
ACDelco, как подразделение бренда General Motors, выпускает свечи зажигания как под собственным наименованием, так и с маркировкой GM, для первой комплектации автомобилей бренда. Учитывая, что суббрендов довольно много – свечей с логотипом Cadillac или Chevrolet не существует. Все они были ранее маркированы как GM или ACDelco.
Значительная часть таких свечей выпускается на заводах ACDelco как оригинальное оборудование (OE — original equipment).
Впрочем, у компании есть и линейки для постгарантийного обслуживания автомобилей различных марок и моделей, не только от General Motors.
В России на данный момент представлены различные семейства свечей под брендом ACDelco:
1. Серия Professional для постгарантийных автомобилей Opel и Chevrolet, и серия Advantage для автомобилей других брендов. В настоящее время в рамках ребрендинга эти свечи формируют новую серию Gold.
2. Оригинальные свечи (OE- Original Equipment) для автомобилей Cadillac и североамериканских Chevrolet. На текущей версии упаковки таких свечей нанесена маркировка Professional, на новой упаковке — ACDelco Original Equipment.
Итак, сегодня марка выпускает две основные линейки свечей зажигания: упомянутые выше ACDelco Original Equipment и Gold для постгарантийных автомобилей.
Начальная, для атмосферных двигателей GM, серия свечей ACDelco Copper Core внешне отличается чернением металлических поверхностей специальным антикорозийным покрытием Black Onyx. Свеча имеет медный центральный сердечник с оболочкой из хромо-никелевого сплава.
Такая схема обеспечивает отличную теплопередачу и устойчивость центрального электрода к искровому разрушению. Кроме того, модель снабжена встроенным резистором для подавления радиопомех и ребристым керамическим изолятором с повышенной теплоотдачей.
Более совершенная модель, серии ACDelco Double Platinum, предназначена для нагруженных бензиновых двигателей, в частности с турбонаддувом. Как и в случае с моделью Copper Core, свеча имеет центральный медный сердечник, но дальше начинаются особенности. Ее боковой и центральный электроды — с платиновыми напайками.
Гарантированный ресурс такой свечи в США составляет 160 000 км пробега или 7 лет эксплуатации. Помимо того, система зажигания испытывает меньшие нагрузки за счет более стабильного прохождения тока через проводящие элементы.
Есть нюансы и в конструкции резистора, который изготовлен по технологии высокотемпературного спекания компонентов и снабжен газонепроницаемой изоляцией из двух типов стекловолокна. Помимо подавления радиопомех, влияющих на работу ЭБУ, такой резистор ограничивает ток искры и снижает выгорание центрального электрода. Впрочем, обычное сопротивление в свече выполняет те же функции.
В ассортименте ACDelco есть свечи с иридиевыми электродами, а также с платиновой напайкой на центральном электроде серии RAPIDFIRE. Помимо того выпускаются и свечи накаливания для дизельных двигателей.
Нисколько не умаляя качество свечей зажигания известных производителей, подчеркнем, что, как правило, конструирование всей системы зажигания идет в единой связке: модуль зажигания, высоковольтные провода, свечи. Соответственно, последние должны обладать всеми просчитанными заранее характеристиками: от электропроводных до точного зазора между электродами.
Именно поэтому мы рекомендуем подбирать свечи зажигания, особенно для моделей GM, только по VIN-коду автомобиля, используя при этом онлайн-каталог имеющийся на официальном российском сайте компании.
Как правильно выбрать и поменять свечи
Напомним про общие принципы выбора свечей зажигания. При малых пробегах автомобиля в городских условиях лучше использовать модели с более высоким калильным числом, или «горячие». У них лучше самоочистка даже при недостаточном прогреве двигателя.
Трассовая эксплуатация автомобиля с высокими скоростями или условия мегаполиса с большими пробегами требует свечи с меньшим калильным числом или «холоднее».
При демонтаже свечей, особенно самостоятельной, нужно дождаться полного охлаждения двигателя и лишь после начинать процесс снятия. В противном случае легко сорвать резьбу в алюминиевой головке блока цилиндров. При установке свечей нужно соблюдать требуемый крутящий момент, согласно спецификации изготовителя автомобиля, не перетягивая их.
Чистка искровых свечей зажигания от нагара и отложений не рекомендуется. Как правило, такие свечи имеют выработку в электродах и подлежат замене на новые. Уменьшение зазора путем «подбивки» бокового электрода не допускается.
Также не рекомендуется самостоятельно регулировать зазоры в новых свечах. Если они подобраны согласно VIN-коду изготовителя автомобиля, зазоры должны точно соответствовать рекомендованным производителям. Именно поэтому существуют множество модификаций одной и той же, по сути, модели свечи.
Теперь вам слово, уважаемые читатели. Расскажите о своем опыте! Выбираете и меняете свечи самостоятельно, или доверяете СТО? Какие свечи предпочитаете? Будем рады вашим дополнениям и комментариям.
Какие свечи зажигания лучше?
Запуск двигателя, его бесперебойная работа, эффективность и обороты могут быть связаны не только с нормальным функционированием всех систем. Важную роль при этом играют свечи зажигания, от которых зависит воспламенение топливно-воздушной смеси. Поэтому стоит знать о характеристиках этих элементов, правилах выбора и марках, предлагаемых на рынке.
Важность правильности выбора
Если грамотно подойти к выбору свечи, то можно избежать таких проблем:
Поэтому стоит учитывать многие параметры при приобретении набора свечей.
Типы свечей зажигания
Свечи зажигания классифицируется применительно к числу электродов на виды:
Многоэлектродные конструкции позволяют увеличить стабильность работы двигателя. Когда присутствуют дополнительные боковые электроды, то искрообразование обязательно случится. Ведь в случае несрабатывания одного элемента, сработает другой. Наличие нескольких электродов увеличивает период службы.
В продаже можно встретить свечи со вспомогательными электродами, находящимися на изоляторе. Они создают в один момент несколько разрядов. Но цена таких элементов выше по сравнению с классической конструкцией.
По типу материала изготовления свечи подразделяются на:
Классический (стандартный) вариант появился давно. Никелевый электрод обеспечивает продолжительный срок службы свечи. Сердцевина, сделанная из меди, характеризуется хорошими показателями отведения тепла, что препятствует возникновению тепловой нагрузки. Стандартная разновидность считается недорогим вариантом за счет использования дешевых материалов.
Платиновые свечи – это новшество в автомобильной индустрии. Они обладают длительным периодом эксплуатации благодаря применению благородного металла – платины. Кроме этого, этот данная добавка благоприятствует достижению постоянной мощности при разнообразных условиях работы. Электрод у такой разновидности отличается тонкой формой в сравнении со стандартной свечой.
Иридиевые свечки были разработаны с целью понижения напряжения зажигания и улучшения распределения пламени при сгорании. Металл иридий обладает повышенной твердостью и не поддается коррозии. Благодаря этим свойствам производители смогли выполнить тонкий стержень электрода, который является очень прочным. Такие свечи могут эксплуатироваться продолжительное время. Но цена изделий увеличивается в разы.
Характеристики свечей зажигания
Определившись с типом свечи, следует также ознакомиться с дополнительными характеристиками:
Важной характеристикой свечей является срок службы. Если учитывать все вышеназванные параметры, то срок периода эксплуатации зависит от них в некоторой степени. Если свеча подобрана правильно, она будет служить положенные 20–30 тыс. км. Но при условии, что нет проблем в работе топливной системы или двигателя.
Производители и их серийные выпуски
Сегодня пользуются популярностью такие фирмы-изготовители:
Фирма/Страна | Серии | Особенности серии | Общие качества |
Bosh/Германия | Super | Медный центральный электрод имеет хромоникелевое покрытие | Износостойкость, стабильность образования искры, улучшенное сгорание топлива, наличие резистора для снижения помех, отличный запуск в сильные морозы (платиновый вариант) |
Super plus | Центральный электрод изготовлен из никель-иттриумнного сплава, а боковой электрод имеет заостренную форму | В основе производства те же самые компоненты, как и Super plus, но присутствует 4 боковых электрода | |
Platinum | Центральный электрод делается с применением платинового сплава, а изолятор сделан из керамики | ||
NGK/Япония | Нет отдельных серий | Изолятор изготавливается из керамики | Высокая работоспособность в условиях пиковых нагрузок и больших температур, широко применяются в качестве штатных элементов у многих автопроизводителей |
Denso/Япония | Стандарт | Электроды изготавливаются из меди, никеля, хрома, присутствует помехоподавляющий резистор | Высокая эффективность сгорания топлива, увеличенные показатели работоспособности, износостойкость |
Platinum | Имеется тонкий платиновый электрод | ||
Iridium | Центральный электрод сделан из сплава иридия | ||
Twin Tip | Электроды выполнены из никеля по специальной технологии, которая рассчитана на повышенную износостойкость | ||
Brisk/Чехия | Classic | Для карбюраторного типа | Серии рассчитаны на определенную систему впрыска, применяемое топливо |
Super | Для инжекторных двигателей любого производства | ||
Forte | Центральный электрод намного толще | ||
Extra | Несколько боковых электродных компонентов | ||
Silver | Применяются на автомобилях, работающих на газу | ||
Platin | Платиновый центральный электрод | ||
Premium | Производятся по специальной технологии, обеспечивающей повышенную мощность искры | ||
A-line yttrium | Иттриевый центральный электрод, свечи рассчитаны на использование в авто иностранного производства | ||
Champion/США | Copper Core OE | Двухэлектродный вариант, изготовленный с применением меди и цинка (оправа) | Приемлемый ресурс эксплуатации, улучшенная теплоотдача |
Double Copper OE | В конструкции имеется медный центральный цельнотянутый электрод | ||
OE | Многоэлектродный вариант | ||
Platinum OE | На центральном электроде есть платиновые оплавки |
Что нужно учитывать при выборе свечей зажигания
Универсальных свечей не существует. Разные модели автомобиля предполагают применение специальных видов. Поэтому необходимо ориентироваться на такие нюансы:
Пользование свечами предполагает их правильную установку. Не нужно повторно монтировать использованные ранее свечки. Также исключается замена отдельных элементов.
В видео можно узнать подробнее о видах, параметрах, маркировке свечей зажигания. Еще описываются нарушения в их работе.
Ознакомившись с инструкцией по эксплуатации к своему автомобилю, и учтя все недочеты в работе мотора, можно купить правильные свечи зажигания. В результате двигатель будет работать без сбоев, и развивать отличную мощность. А затраты на топливо будут связаны только с повышением цен.
Особенности выбора свечей зажигания.
Свечи зажигания осуществляет функцию поджига рабочей смеси в транспортных средствах, оснащенных мотором внутреннего сгорания, функционирующем на бензине. Смесь воспламеняется благодаря электрическому импульсу, имеющему высокий уровень напряжения. В промежутке активных электродов свечи зажигания может создаваться заряд тока в несколько тысяч вольт. Свечка, важный компонент транспортного средства от которого в большей степени зависит продуктивная работа двигателя. Рассматриваемая часть системы зажигания, остается основополагающим устройством, влияющее на уровень надежности работы системы мотора. Основной функцией свечи является передача высоковольтного заряда, который формируется в катушке зажигания, к камере где происходит сгорание бензиновой смеси.
В ходе использования транспортного средства, свеча функционирует в экстремальных условиях и постоянно испытывает серьезные нагрузками. Это легко объясняется тем, что начало или окончание эксплуатации транспортного средства сопровождается изменением режимов системы зажигания. Устройство свечи зажигания постоянно совершенствуется, что позволяет отвечать требованиям современных производителей транспортных средств.
Особенности устройства и основные характеристики современных свечей.
Современные свечи зажигания имеют ряд характерных особенностей и во многом отличаются от более ранних аналогов. Поскольку производители автомобилей постоянно модернизируют транспортные средства и оснащают их более мощными двигателями, требования к элементам зажигания стали стремительно возрастать.
Требования к свечам нового поколения:
Сильная стойкость и продуктивная работа в условиях высокого напряжения (элемент нового поколения способен выдерживать напряжение примерно в сорок тысяч Вольт).
Отличные изолирующие свойства при резком изменении температур (около тысячи градусов по Цельсию).
Хорошая стойкость к химическим процессам, возникающим в камере возгорания. Сопротивляемость к вредным отложениями возникающим в период использования системы.
Стойкость к термическим воздействиям.
Отличная теплопроводность электродов компонентов системы зажигания.
Несмотря на небольшие габариты, нельзя недооценивать роль свечек зажигания в ходе использования транспортного средства. Свечи являются основными компонентом системы зажигания от которого в немалой степени зависит безопасность системы и продуктивность работы двигателя автомобиля. В связи с этим необходимо разборчиво и с высокой долей ответственности подходить к выбору элемента. Именно регулярность образования искры, позволяет правильно и бесперебойно работать мотору.
Для удобства и правильности выбора, необходимо ознакомиться с особенностями свечей. Основными параметрами свечи являются:
-Калильный показатель.
-Способность к самостоятельному очищению.
-Показатель промежутка искрообразования.
-Число боковых электродов.
-Тепловые параметры.
-Срок службы.
-Термические параметры работы элемента.
Характеристики.
Для понимания важности каждого параметра при выборе элементов зажигания, ознакомимся с каждой характеристикой детально.
На данный параметр стоит в первую очередь обратить при выборе элементов системы зажигания. Данная характеристика указывает показатели давления в цилиндрах для возникновения накаливания. В таком случае возникает зажигание не путем искрообразования, а за счет контакта с горячими участками элемента. Поскольку каждый автомобиль имеет свои особенности, данный показатель необходимо подбирать согласно техническим характеристикам вашего двигателя. Разрешается использовать свечи с большим показателем непродолжительный период (в экстренных условиях). Но, ни в коем случае нельзя использовать свечи зажигания с меньшим числом. В противном случае могут возникнуть весьма серьезные нарушения работы мотора, которые могут привести к нежелательным последствиям.
Способность к самостоятельному очищению.
Во время использования автомобиля, остатки продуктов горения оседают на структуре элементов системы и свечек зажигания, в том числе. Большинство современных производителей автомобильных деталей утверждают что все свечи зажигания обладают хорошими способностями к самостоятельному восстановлению, но убедиться в этом можно только проверив свечу, в действии. По-хорошему, нагреваясь до положенной температуры, свеча вовсе не должна подвергаться налету, но как показывает практика добиться этого практически невозможно.
Промежуток искрообразования.
Данный показатель говорит о расстоянии между основным и боковыми электродами. В этом случае все зависит от производителя, указывающего необходимый зазор, который не поддается дальнейшей настройке. Поэтому при изменении промежутка, единственным путем решения неисправности будет покупка нового элемента зажигания.
Число боковых электродов.
Как правило, в составе элемента зажигания находиться один электрод посередине и один сбоку. При этом современные разработчики, в немалой степени модернизировали состав компонента. Несмотря на количество электродов, часть искр создаваемых свечей не изменяется. Просто при наличии второстепенных электродов, искра становится более надежной и сильной. Тем самым достигается более равномерная и продолжительная работа двигателя. Также, улучшаются показатели самого воспламенения смеси и увеличивается период использования элемента системы зажигания.
Сегодня в ассортименте автомобильный магазинов появились свечи на которых вовсе отсутствуют боковые элементы. Современные элемента зажигания оснащаются электродами на изоляторе. При таком строении элемента, появляется сразу несколько разрядов последовательно в связи с чем возникает подвижная искра. Такая конструкция является более надежной и перспективной, но за счет характерных изменения является дорогостоящей.
Термические показатели работы свечи.
Данный показатель свидетельствует о температуре при которой достигается необходимый тип работы движка. В каждом режиме работы двигателя, температура работы свечи должна находиться в пределе от пятисот до девятисот градусов по Цельсию. Вне зависимости от термических реакций в камере воспламенения топлива, температура элемента должна удерживаться в указанном пределе. Изменение температуры может привести к образованию калильного зажигания и замыкаю. Если свечка понизит действующую температуру, на изоляторе возникнет нагар которой будет препятствовать правильному созданию искры. В результате такой процесс может привести к значительным сбоям в работе мотора и уменьшить срок использования системы зажигания.
Тепловой параметр свечи.
Тепловой параметр указывает температуру корпуса и центрального электрода при определенном режиме работы мотора. Для того чтобы повысить данный параметр изолятора, его делают более вытянутым. При этом разогревать конус можно только до девятисот градусов по Цельсию.
Тепловые параметры, позволяют разделить элемент на две разновидности:
1. Теплые свечи предназначены для эксплуатации на движках, где образование высокой температуры свечи дает возможность самостоятельного восстановления. При этом в зависимости от особенностей конкретного двигателя необходимо подбирать элемент с необходимыми показателями.
2. Холодные, предназначены к использованию в условиях когда температура нагрева свечки, меньше показателя калильного зажигания при определенном типе работы мотора.
Износ элемента системы зажигания.
Устройство свечи зажигания все же не совершенно и имеет свойство приходить в негодность. Изолятор может иметь естественный цвет, при свернутых окончаниях электродов. В таком случае свеча подверглась износу. При этом во многом увеличивается электродный зазор. Такая свечка не позволит двигателю работать нормально и поспособствует увеличению расхода топливной смеси. Причиной является несвоевременная диагностика системы зажигания.
Если выгорели электроды, это может говорить о перегреве свечи зажигания. Причинами данной неисправности могут быть: использование мало качественного бензина или неправильная настройка системы. Если вы используете автомобиль в суровых условиях необходимо подобрать свечи с меньшим тепловым показателем.
В результате постоянных и резких стартов с места, можно добиться остекленение элемента. В таком случае цвет свеж измениться на желтый с блестящим оттенком. К таким последствиям приводит резкое изменение температурного режима в области сгорания топливного состава. После выгорания части на конце изолятора, возникают неполадки при образовании искры и нарушается продуктивная работа мотора.
Причины детонации.
В случае превышения термической устойчивости электрода и превышение термических показателей изолятора, может появиться калильное зажигание. В результате это приводит к оплавлению электродов. Как правило, к таким последствиям приводит несоответствие параметров свечи и особенностей двигательной системы. Если вы уверены в том что свечка подобрана согласно рекомендациям производителя, необходимо уделить внимание системе питания. Есть возможность, что причинами явилась неправильная настройка карбюратора. Также, к износу свечи может привести нарушенная функция датчика массового расхода воздуха
Если использовать топливную смесь низкого качества, то важнейшие системы автомобиля и зажигание, в том числе будут стремительно изнашиваться. Детонацию элемента зажигания можно определить по неравномерной работе мотора, которая будет сопровождаться вибрациями и характерными выстрелами в области выхлопной трубы.
Учитывая важность рассматриваемого элемента, необходимо своевременно проверять и обслуживать систему зажигания. Своевременно проверяя и заменяя свечи, вы предотвратите неожиданные затраты на ремонт автомобиля и обеспечите долгий срок эксплуатации системы.