какие факторы оказывают влияние на уровень развития и проявления физических качеств
Какие факторы оказывают влияние на уровень развития и проявления физических качеств
Физическая активность – важнейшая составляющая здоровья
Регулярная физическая активность способствует не только укреплению и сохранению здоровья, но и достоверно снижает риск развития важнейших социально- значимых заболеваний: диабета II типа, рака, гипертонии. Физическая активность оказывает в долгосрочной перспективе положительное влияние на здоровье, и улучшает качество жизни.
Даже 30 минут в день физической активности открывают доступ к следующим преимуществам.
ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГУЛЯРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Кроме того, доказано, что регулярная физическая активность оказывает положительное влияние на эмоциональный фон, и даже облегчает течение депрессии.
ЦЕЛЬ: 30 МИНУТ В ДЕНЬ И БОЛЬШЕ
Физическая активность будет оказывать положительное воздействие на состояние здоровья только при достаточной продолжительности и регулярности.
Согласно научным исследованиям- достаточно 30 минут ЕЖЕДНЕВНОЙ активности умеренной интенсивности.
МОЖНО БЫТЬ ФИЗИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ, НЕ ЗАНИМАЯСЬ СПОРТОМ
Как увеличить ежедневную активность, внеся небольшие изменения в распорядок дня?
ПОМНИТЕ: НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧАТЬ!
Исследования показывают, что пожилые люди могут получить значительную пользу для здоровья уже после двух-трех месяцев регулярных упражнений.
Важно! Перед началом регулярных занятий, в некоторых случаях необходимо проконсультироваться с врачом, особенно, если :
Обследование перед тренировкой помогает выявить людей с заболеваниями, которые могут повысить риск возникновения проблем со здоровьем во время физической активности. Этот своеобразный фильтр помогает определить, перевешивают ли потенциальные выгоды от упражнений возможные риски.
ДВИГАЙТЕСЬ БОЛЬШЕ, СИДИТЕ МЕНЬШЕ, КАЖДЫЙ ДЕНЬ!
Физические качества человека
Физические качества человека
Физические качества человека
Нормальное состояние здоровья, высокая работоспособность зависит от физической подготовленности. Она же – производное от уровня развития двигательных или физических качеств.
Основных физических качеств пять: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Совокупность их развития обеспечивает хорошую физическую подготовку человека.
Ученые предполагают, что в каждом возрастном периоде для нормальной жизнедеятельности организма имеет значение развитие определенных физических качеств.
Из практики физического воспитания известно, что в детском возрасте легче поддаются развитию быстрота, ловкость и гибкость.
Замечены особенности становления физических качеств в зависимости от пола. Например, ученые выявили, что максимальные показатели быстроты у девочек наблюдаются к 15 году жизни, а у мальчиков оно совершенствуется до 18 лет. Все зависит от индивидуальных способностей каждого человека, его наследственности, образа жизни.
Сейчас для большинства людей характерна низкая физическая активность, следовательно, для поддержания и укрепления здоровья обязательна физическая тренировка. Под влиянием самовоспитания, рациональной тренировки и разумной деятельности достигается гармоничное развитие личности, основными качествами которой являются физическое совершенство, моральная чистота и духовное богатство.
Одним из основных физических качеств считается сила. Оптимальный уровень развития мышечной силы необходим прежде всего для нормального функционирования всех систем организма. Без силы невозможно успешное выполнение многих спортивных, профессиональных и бытовых движений.
Мышцы сокращаются в двух основных режимах – динамическом и статическом.
Во время статической или изометрической работы напряжение мышц происходит без изменения их длины.
Динамический режим проявляется в двух вариантах работы мышц: преодолевающем, когда мышцы укорачиваются при сокращении, и уступающем, когда мышцы удлиняются и растягиваются.
Изометрические упражнения эффективно способствуют развитию силы. Сущность выполнения этих упражнений проявление максимально возможных усилий на протяжении несколько секунд. Используются эти упражнения в ряде всех видов спорта. Ученые в своих исследованиях показали, что упражнения в изометрическом режиме можно использовать для поддержания работоспособности человека на протяжении трудового дня и для развития силы мышц. Доказано, что с помощью кратковременных напряжений мышц можно нормализовать артериальное давление больных людей.
В практической жизни человека в процессе выполнения различных движений, трудовых, бытовых и спортивных, мышцы чаще работают в смешанном режиме. Одни, сокращаясь, производят нужное движение, другие, производя изометрическое напряжение, помогают поддерживать нужную позу.
Для достижения физического совершенства человеку нужна сила всей скелетной мускулатуры. Хорошее развитие некоторых мышечных групп особенно нужно для нормального развития организма. Какие же это мышцы? Это: разгибатели спины, сгибатели рук и ног. Сила этих мышц быстрее всего слабеет. Поэтому в процессе занятий физическими упражнениями необходимо укреплять мышцы спины, рук, ног. Большое значение придается также укреплению брюшного пресса, ведь за передней стенкой живота расположены жизненно важные органы (печень, желудок, селезенка, кишечник, диафрагма).
При слабых мышцах живота наблюдается опущение этих органов, ухудшается их работа, увеличивается возможность возникновения грыжи.
Кроме того, мышцы брюшного пресса вместе с мышцами спины выполняют основную функцию формирования правильной осанки.
Правильную осанку характеризуют развернутые плечи, отсутствие торчащих лопаток, слегка поднятая голова и подобранный живот.
Нарушенная осанка (сутулая спина, опущенная голова) помимо неэстетического вида отрицательно сказывается и на здоровье. Ухудшается работа сердца, легких, печени и ряда других внутренних органов, развиваются болезненные изменения в хрящевых прослойках позвоночного столба и мышцах спины. Поэтому очень важен постоянный контроль за соблюдением правильной осанки, что достигается путем специальных физических упражнений.
Важным физическим качеством является выносливость. Это способность человека длительно выполнять какой-либо конкретный вид деятельности без снижения эффективности. Каждый человек должен уделять большое внимание развитию выносливости.
Это достигается с помощью физических упражнений. Различается общая выносливость, т.е. способность к длительной работе умеренной мощности с участием большей части опорно-двигательного аппарата, и специальная выносливость, т.е. профессиональная, бытовая, спортивная.
В своей физической тренировке особое внимание надо уделять выработке общей выносливости, что достигается с помощью циклических упражнений – бега в спокойном темпе, ходьбе на лыжах, езды на велосипеде, плавания. С помощью гимнастических упражнений можно развивать силовую выносливость, постепенно увеличивая количество упражнений.
Быстрота – это физическое качество, выражающее способность человека за короткое время выполнить какое-нибудь движение. В ряде, профессий быстрота является одним из ведущих физических качеств. Это относится к водителям транспорта, пилотам, операторам и др. Высоким уровнем развития быстроты отличаются спортсмены, занимающиеся бегом, фехтованием, представители игровых видов спорта.
Быстрота – это врожденное свойство человека и является одним из определяющих качеств для достижения успеха во многих видах спорта. Легче всего развивается она в детском и юношеском возрасте.
Немаловажное значение для нормальной жизнедеятельности организма играет и такое физическое качество, как гибкость. Она представляет собой способность человека выполнять движения с широкой свободной амплитудой. Упорная тренировка способна развивать и совершенствовать гибкость. Упражнения на гибкость в сочетании с силовыми помогают формировать правильную осанку.
Для развития гибкости применяются упражнения с увеличенной амплитудой, которые требуют многократного выполнения, по несколько повторений. Наибольший эффект в развитии гибкости достигается при ежедневной, двух разовой в день тренировки.
В жизни человека немаловажное значение имеет развитие такого физического качества, как ловкость. Высокого уровня ловкости достигают спортсмены, особенно в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.
Ловкость – это комплексное качество, которое определяет способность человека быстро обучаться различным движениям, ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие. Ловкость каждого из нас зависит от уровня развития координации движений и совершенствуется с помощью постепенного овладения разнообразными бытовыми, трудовыми и спортивными двигательными навыками и умениями.
Все перечисленные физические качества человека развиваются благодаря занятиям спортом, в частности гимнастическими упражнениями, помогают выработать умение расслаблять свои мышцы и держать их в тонусе.
Методические принципы развития физических качеств.
Понятие о физических качествах.
Просмотр содержимого документа
«Методические принципы развития физических качеств.»
Методические принципы развития физических качеств.
Тема: Понятие о физических качествах.
Физические способности. Классификация двигательных способностей. Физические качества. Факторы проявления и развития двигательных качеств. Основные закономерности развития физических способностей. Стратегические линии развития физических способностей. Педагогические принципы развития физических способностей. Методы развития физических способностей.
В процессе физического воспитания решается ряд проблем, но одной из основных проблем выступает проблема обеспечения оптимального уровня формирования физических качеств человека. На современном этапе развития науки не существует единого термина, который обозначал бы понятие двигательных возможностей человека. Ряд крупных учёных предлагают свои варианты названия. Так, Л. П. Матвеев употребляет термин «двигательные способности», а В.П. Ашмарин – «двигательные качества». Термин «физические способности» встречается в работах Ю.Ф. Курамшина. В то же время Л.А. Вейднер-Дубровин, В.Н. Платонов характеристики двигательных возможностей человека обозначают как «физические качества».
Исходя из всех этих определений, двигательные особенности можно рассмотреть, как определенные индивидуальные особенности, которые определяют уровень развития двигательных возможностей человека. К сожалению, пока не разработано единой классификации двигательных возможностей человека, но общепринятым является деление таковых на два класса:
— кондиционные (энергетические) способности – способности, которые в основном зависят от морфологических факторов, а также биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом;
— координационные способности, которые в большей степени обусловлены влияниями ЦНС (психофизиологическими механизмами управления и регулирования).
Физические качества – это определенная совокупность морфологических и психофизиологических свойств человека, которые соотносятся с требованиями того или иного вида мышечной деятельности и обеспечивают эффективность выполнения этой деятельности. На современном этапе выделяют некоторые ведущие физические качества – сила, выносливость, быстрота, координация и гибкость. Данные качества характеризуются множеством форм проявления в двигательной активности человека.
На уровень развития и проявления физических качеств оказывают влияние две группы факторов:
Наследственные факторы: анатомические, физиологические, и психофизические особенности организма человека, которые детерминируют реакцию организма на различные воздействия.
Средовые факторы: климатические и географические условия жизни, социально-бытовые условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития физических качеств и т.п.
Указанные факторы имеют большое значение в формировании качеств. Однако принято считать, что ведущую роль в развитии физических качеств играет двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека.
Понятие закономерностей выступает как определенное выражение действий различных законов. Также, закономерности характеризуют общие направленности педагогического процесса, независимо от возможностей здоровья обучающихся. Развитие физических способностей подчиняется определенным закономерностям:
Ведущим фактором развития физических способностей выступает движение, которое присуще всем организмам на различных этапах их организации. Движение является основой жизнедеятельности любого организма и выступает формирующим началом развития организма.
Двигательные умения и физические способности едины и взаимосвязаны. В процессе жизнедеятельности человека физические способности выступают в единстве с двигательными умениями. Взаимосвязь этих показателей характеризуется тем, что улучшение техники двигательных действий зависит от развития физических способностей, и также наоборот – чем более развиты физические способности в процессе реализации какого-либо упражнения, тем более быстро это упражнение закрепляется. Например, у детей с различными дефектами в развитии, практически всегда страдают координационные способности и, следовательно, развитие таких способностей будет идти с опорой на двигательные действия, которые требуют проявления этих способностей.
Зависимость развития физических способностей от двигательных режимов. Данная закономерность раскрывает зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую падает повторное выполнение упражнений.
Этапность развития физических способностей. Развитие физических способностей можно разделить на следующие этапы: этап повышенного уровня развития физических способностей, этап достижения максимальных показателей и этап их снижения.
Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств. Развитие физических качеств проявляется в неравномерно и имеет колебательный характер. Отдельные части двигательной системы, развиваются неравномерно и неодновременно, что проявляется в последовательной смене периодов ускоренного развития и плато. Другими словами, необходимо принимать во внимание естественный ритм двигательной активности и адаптировать к нему параметры нагрузки.
Обратимость показателей развития физических способностей. Прогрессивные структурно-функциональные изменения в организме человека, полученные в ходе регулярных физических упражнений, имеют тенденцию к регрессу при перерывах или прекращении занятий.
Перенос физических качеств. Между уровнями развития нескольких физических способностей существует взаимосвязь. Перенос физических способностей – процесс, при котором направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменение в уровне развития другой.
Развитие физических способностей имеет две стратегические линии: 1) развития отстающих физических способностей («укрепления слабого звена»); 2) совершенствование наиболее сильных сторон моторики, их комплексное применение в физической культуре.
Принципы развития физических способностей характеризуются формированием определенной системы физических нагрузок. Краткая характеристика педагогических принципов развития физических способностей:
1. Регулярность педагогических воздействий. В силу того, что физические способности человека развиваются в процессе деятельности, связанной с их проявлением, регулярные занятия физическими упражнениями являются необходимыми.
2. Прогрессирование и адаптационно-адекватная величина предельности при увеличении эффективности педагогических воздействий. В процессе совершенствования физических способностей нужно сочетать постепенность и предельность нагрузок.
3. Рациональное сочетание и распределение во времени педагогических воздействий различного характера. Поэтапность применения различных по величине и направленность нагрузок должна быть соблюдена и согласована в течение одного занятия и во всей системе занятий.
4. Целенаправленность и адаптивная адекватность воздействий. В основе формирования и совершенствования физических способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма человека к условиям двигательной деятельности.
5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий. Данный принцип обоснует необходимость построения действий педагога по развитию физических способностей в соответствии с уровнем возрастного развития занимающихся.
6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей. Основой развития физических способностей является некоторое опережение внутреннего развитие конкретной способности внешними воздействиями. Создается зона ближайшего развития. В отсутствии сочетания соответствия внешних воздействий с некоторым опережением над внутренними в развитии способностей образуется остановка, застой.
7. Соразмерность в развитии способностей. Данный принцип характеризуется соблюдением пропорциональности степени развития способностей на каждом возрастном этапе. Чем выше соразмерность в развитии тех или иных способностей, тем выше будет результат в отдельных упражнениях.
8. Сопряженное воздействие. Тренировочные воздействия должны соответствовать не только развитию необходимых способностей, но и умению использовать их в двигательной структуре конкретного упражнения.
Для совершенствования техники необходимо многократное повторение физических упражнений. Также, такое повторение способствует тренирующему воздействию на весь организм. Как уже было сказано выше, выделяются основные физические способности или же качества: силовые качества, координационные качества, скоростные качества, выносливость и гибкость. Эти качества характеризуются определенной структурой, целенаправленностью двигательных действий, особенностями мышечной координации, определенным режимам работы и затратами энергии.
При развитии физических качеств используются определенные методы:
Метод максимальных усилий – используется для развития мышечной силы. Также, для развития данного физического качества, используются методы повторных и динамических усилий, методы изометрических усилий, метод электростимуляции, «ударный метод».
Для развития физических качеств скорости используют повторный метод, метод соревнований, метод игры и вариативный (контрастный) метод.
С целью развития физического качества выносливости применяют равномерный и переменный методы, повторный и интервальный методы, метод игры и метод соревнований. Еще одним фактором выступают оптимальные режимы тренировочных нагрузок, учет медицинских противопоказаний и отслеживание динамических характеристик функционального, психического и физического состояния организма человека.
Для развития физического качества гибкости используют активные и пассивные динамические упражнения, статические и комбинированные упражнения. Данные методы обеспечиваются необходимую амплитуду движений и восстановление утраченной подвижности, полученной в результате определенного заболевания.
Развитие физических координационных способностей определяется применение большого количества метода, которые направлены на коррекцию и улучшение согласованности движений отдельных звеньев тела, разделения усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.
Процесс физического воспитания предполагает обучение различным двигательным действиям для развития способности управления своими движениями и познания закономерностей движений. Когда происходит овладение техникой двигательного действия, вначале возникает умение, а потом, умение, совершенствуясь, переходит в навык. Главным отличием умения от навыка является степень освоенности.
Двигательное умение представляет собой степень владения двигательным действием, характеризующаяся сознательным управлением движением. Двигательные умения обладают огромной образовательной ценностью, потому что задействуют активное творческое мышление, которое направлено на анализ и синтез движений.
Двигательный навык представляет собой оптимальную степень владения техникой действия, которая характеризуется автоматизированным управлением, высокой прочностью и надежностью исполнения. Двигательный навык предполагает направленность сознания на узловые компоненты действия, на восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты.
Переход от умения к навыку, эффективность процесса обучения обусловливаются рядом фактором: 1) двигательная одаренность; 2) двигательный опыт; 3) возраст; 4) координационная сложность двигательного действия; 5) профессиональное мастерство педагога; 6) уровень мотивации, сознательности, активности.
Процесс обучения двигательным действиям состоит из 3 этапов, отличных друг от друга:
Этап начального разучивания направлен на формирование основ техники изучаемого движения и на его выполнение в общих чертах. Задачами этого этапа являются: 1) формирование смыслового и зрительного представления; 2) создание двигательных представлений; 3) стремление к целостному выполнению в общих чертах; 4) предупреждение или устранение значительных искажений в технике;
Этап углубленного разучивания направлен на формирование полноценного двигательного умения. Задачами этого этапа являются: 1) уточнение действия во всех основных опорных точках; 2) стремление к целостному выполнению на основе сознательного контроля; 3) устранение мелких ошибок в технике. Важно помнить, что эти задачи могут решаться параллельно;
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования направлен на переведение двигательного умения в навык, который обладает возможностью его целевого использования. Задачами этого этапа являются: 1) стремление к стабильности и автоматизированности выполнения двигательного действия; 2) доведение до необходимой степени совершенства индивидуальных черт техники; 3) стремление выполнять двигательное действие в соответствии с требования его практического использования; 4) обеспечение вариативного использования действий. Эти задачи могут решаться и последовательно, и параллельно.
Физические качества человека
При движении спортсмена можно зафиксировать его перемещение (положение в пространстве, скорость, ускорение) силу взаимодействия с предметами, и производные переменные — мощность, работа. В педагогике эти физические явления получили иную интерпретацию. Появилось понятие физическое качество и его разновидности — сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость (В. М. Зациорский, 1966). Для развития этих качеств описываются методы тренировки.
Измерить явления, связанные с физической активностью спортсмена возможно, но развивать физические качества нельзя. В организме человека нет физических качеств. В организме есть, например, мышцы, которые могут сокращаться и являть исследователям силу и скорость перемещения костей и тела в целом в пространстве. Для увеличения максимальной силы тяги мышцы требуется изменить строение мышечных волокон (увеличить количество миофибрилл). К сожалению, в педагогической науке все физические явления остаются без глубокого биологического анализа. Спортивная педагогика обособилась, специалисты этой области знаний считают, что у них имеется своя область знаний. Наблюдения в этой области должны составлять основу для образования понятий и положений науки. Это справедливо, в рамках эмпирического изучения объекта исследований. Только надо понимать, что эмпирик признает себя «за полного дурака», ему не доступна суть явлений, он может лишь как пастух в степи петь о том, что видит перед собой. Поэтому в разделе физическая подготовка спортсменов вместо определения смысла физических проявлений занимаются производством новых терминов. Например, способность к прыжкам называют прыгучестью, способность к бегу — бегучесть, способность к ползанию — ползучесть.
Давайте рассмотрим обычные педагогические представления о физических качествах с точки зрения биологических наук.
Под силой понимают способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет активности мышц.
По В. М. Зациорскому (1966) сила человека зависит от:
— интенсивности напряжения мышц;
Педагоги выделяют виды силовых качеств — максимальная сила, скоростная сила, силовая выносливость, взрывную силу, стартовую силу, динамическую силу, статическую силу, эксцентрическая сила. Разумеется, творческие возможности педагогов этим не исчерпываются и можно придумать еще не одну сотню проявления силы, например, в цикле движения во всех видах спорта, что обычно обзывают специальной силой.
С точки зрения биологии и развития силы, в долгосрочной перспективе, максимальное проявление силы зависит от:
— количества мышечных волокон;
— количества миофибрилл в каждом мышечном волокне.
Срочное проявление силы зависит от управления МВ и активности ферментов мышечных волокон.
Центральная нервная система имеет в коре двигательные зоны с нейронами иннервирующими мотонейроны спинного мозга, а те иннервируют мышечные волокна определенную мышцу.
Увеличение силы тяги мышцы связано с рекрутированием двигательных единиц (ДЕ). Каждый двигательный мотонейрон спинного мозга иннервирует множество мышечных волокон, поэтому совокупность «мотонейрон — группа иннервируемых им мышечных волокон», называется двигательная единица.
Каждая двигательная единица имеет свой порог активации (возбуждения) и максимальную частоту. Поэтому при увеличении силы тяги происходит рекрутирование сначала низкопороговых ДЕ, а затем все более высокопороговых ДЕ. При достижении максимальной частоты импульсации мотонейрона мышечные волокна функционируют в режиме тетануса.
У В. М. Зациорского (1966) рассматривается механизм синхронизации работы ДЕ, эту точку зрения сейчас можно рассматривать как ошибку интерпретации физиологических данных. ДЕ работают практически в режиме «все или ничего», иначе говоря, в режиме гладкого тетануса, поэтому нечего синхронизировать. Внутримышечная координация в основном связана с рекрутированием ДЕ с разным порогом активации.
Активность ферментов мышечного волокна зависит от температуры, степени закисления, концентрации адреналина и норадреналина в крови. Этот эффект достигается с помощью разминки (вводной части тренировочного занятия).
Таким образом, срочный механизм управления силой связан с физиологическим законом рекрутирования ДЕ. Способность человека рекрутировать ДЕ существенно различается у мужчин и женщин, молодых и пожилых людей и представителей различных видов спорта. Поддается тренировке с проявлением максимальных силовых возможностей.
Быстрота
Быстроты как физического явления в природе не существует, это обобщающее понятие всех спортивных явлений, которые могут быть описаны как быстрые. Например, различают быстроту простой и сложной двигательной реакции. Эти явления к физике не имеют никакого прямого отношения. А вот скорость сокращения мышцы, темп движений являются физическими явлениями.
С точки зрения биологии скорость сокращения мышцы зависит от:
— внешнего сопротивления, в соответствии с законом Хилла;
Темп зависит как от скорости одиночного сокращения, так и от скорости расслабления мышц антагонистов. Скорость расслабления зависит от мощности работы кальциевых насосов, а те, в свою очередь, от массы сарколемальных митохондрий.
Выносливость
Под выносливостью понимают способность спортсмена выполнять заданное физическое упражнение без потери мощности, преодолевая утомление.
Педагоги различают общую и специальную выносливость.
Биологи (Н. И. Волков) рассматривают проявление выносливости в зависимости от разных типов энергообеспечения мышечной деятельности и сторон ее проявления:
— алактатная мощность, эффективность и емкость;
— анаэробная гликолитическая мощность, эффективность и емкость;
— аэробная гликолитическая мощность, эффективность и емкость;
— мощность липолиза, эффективность и емкость.
Алактатная мощность зависит от мышечной массы, которая предопределяет запасы АТФ и КрФ, т. е. скоростную и силовую выносливость.
Анаэробная гликолитическая мощность зависит от массы и буферных свойств гликолитических мышечных волокон, окислительных МВ и крови.
Аэробная гликолитическая мощность зависит от массы митохондрий в окислительных и промежуточных мышечных волокнах.
Мощность липолиза зависит от массы митохондрий в окислительных мышечных волокнах.
Надо заметить, что эти представления были прогрессивными в годы, поскольку позволяли внедрять биологическое знание в теорию и практику физического воспитания. В XXI веке эти представления выглядят слишком примитивными. Представлять организм человека в виде пробирки, в которой крутятся шестеренки четырех метаболических процессов некорректно. Модель организма человека (спортсмена) должна быть сложнее. Сейчас она должна, как минимум, включать совокупность мышц пояса верхних и нижних конечностей в каждой мышце надо предусмотреть наличие мышечных волокон разного типа. Сердечнососудистую и дыхательную системы. Блок управления работой этих систем.
При рассмотрении процессов энергообеспечения на более сложной моделе существенно меняются представления о построении тренировочного процесса. В дальнейшем эти особенности будут рассмотрены более подробно.
Гибкость
Под гибкостью понимают подвижность в суставах. Различают пассивную и активную гибкость, а также анатомическую. Ограничения подвижности могут быть анатомическими, физиологическими и морфологическими.
Анатомические ограничения связаны с упором в кости или мышцы.
Физиологические ограничения связаны с тонусом растягиваемых мышц и рефлексом на растяжение.
Морфологические ограничения связаны с длиной миофибрилл в мышечных волокнах. Миофибриллы имеют разную длину и самые короткие ограничивают подвижность в суставе. Для увеличения подвижности следует разрывать самые короткие миофибриллы.
Новое методическое направление — стретчинг, основано на понимании основных физиологических законов. При растягивании мышцы возникает рефлекс на растяжение. Чем быстрее растягивается активная мышца тем сильнее она сопротивляется благодаря рекрутированию большего числа ДЕ. Поэтому маховые резкие движения приводят к разрывам активных машечных волокон или их миофибрилл. Для снижения травмирующего эффекта в стретчинге предлагают выполнять растяжение легкими рывками с очень маленькой амплитудой. В этом случае рефлекс на растяжение срабатывает, механические нагрузки малы и травм не возникает.
Ловкость
Под ловкостью понимают способность человека рационально строить свои двигательные действия в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. В тех случаях, когда внешние условия стабильны, то говорят о координационных способностях.
С точки зрения физики ловкость конечно нельзя рассматривать как физическое качество. Эту проблему следует рассматривать с позиции технической подготовки спортсмена, проблемы формирования двигательных навыков.
Наследуемые аспекты физических качеств
Спортсмены выбирают вид спорта не только по желанию, но и в результате успешности выступления в соревнованиях. Успех в избранном виде спорта во многом определяется наследственной предрасположенностью.
Проявление силы и темпы ее развития зависят от количества мышечных волокон, мощности функционирования эндокринной системы. Проявление максимальной скорости сокращения мышцы зависит от мышечной композиции. Проявление выносливости связано с активностью ферментов, отвечающих за различные механизмы энергообеспечения. Некоторые из ферментов, например, анаэробного гликолиза (пируватдегидрогеназа, лактатдегидрогеназа и др.) могут плохо функционировать, ограничивать работоспособность в условиях мышечного закисления.
Таким образом, все перечисленные характеристики наследуются и определяют выбор вида спорта в ходе начала спортивной специализации.
Развиваемые аспекты физических качеств
Сила зависит от физиологического поперечника, который преимущественно увеличивается в результате гиперплазии миофибрилл. Скорость сокращения мышцы зависит от роста силы. Темп зависит от массы саркоплазматических митохондрий. Выносливость зависит от массы миофибриллярных митохондрий, а также от количества гликогена и жира в мышечных волокнах.
Заключение
Развитие физических качеств не возможно, это бессмысленно. Развитию подлежат структуры клеток организма спортсменов. Для увеличения проявления силы и скорости сокращения мышц нужно заняться гиперплазией миофибрилл, а для увеличения мощности и продолжительности работы следует увеличить гиперплазию митохондрий.
Следовательно, для роста физических возможностей есть два основных пути — рост массы миофибрилл и митохондрий. Остальные факторы также имеют значение, например, масса гликогена и жира в мышечных волокнах, доставка кислорода к мышечным волокнам.