какие факторы способствовали активизации
Обобщение 7. Раздел VII
1. Какие факторы способствовали активизации национально-освободительного движения в странах Азии и Африки во второй половине ХХ в.? Охарактеризуйте процесс деколонизации. Определите его значение.
Факторами, которые способствовали активизации национально-освободительного движения в странах Азии и Африки во второй половине ХХ века являются окончание Второй мировой войны и распад колониальной системы.
Деколонизация – процесс освобождения от колониальной зависимости. В процессе деколонизации выделяют три этапа. На 1 этапе (1945-1956 гг.) процесс охватил Азию и Северную Африку, были освобождены от колониальной зависимости Индия, Индонезия, Филиппины, Бирма, Иран, Сирия, Ливан, Египет и страны Индокитая. На 2 этапе (1950-е-1960-е гг.) независимость получили 17 африканских стран. 3 этап (1970-е- 1980-е гг.) — национально-освободительная борьба в Тропической Африке португальских колоний, падение колониальной империи Португалии. В 1975 году были освобождены Ангола и Мозамбик, в 1980 году — Зимбабве, а в 1989 году — Намибия. Так вся территория Африки стала свободной от колонизма.
Начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации привел к тому, что практически все бывшие колонии обрели независимость. Получившие независимость страны должны были самостоятельно определять свою политику, решать экономические проблемы.
2. Объясните значение понятия «неоколониализм». В каких формах он проявляется? Почему стал возможен?
Неоколониализм — подчинение и эксплуатация капиталистическими государствами суверенных слаборазвитых стран. Развитые страны (условные метрополии) оказывали экономическое влияние на неразвитые государства Азии, Африки и Латинской Америки. Капитал условной метрополии доминировал в экономике развивающейся страны, чем часто оказывал влияние на правительство условных колоний. А те в свою очередь отказывались от экспорта ресурсов, оказывая таким образом влияние на мировые цены. Таким образом, неоколониализм — система неравноправных экономических и политических отношений, навязываемая государствами суверенным странам Азии, Африки и Латинской Америки и направленная на сохранение империалистической эксплуатации и зависимости народов этих стран.
Неоколониализм проявляется в таких следующих формах:
— проникновение иностранного капитала в молодые независимые государства;
— предоставление помощи слаборазвитым странам в виде кредитов;
— включение развивающихся стран в экономические или военные блоки, различные политические сообщества;
— навязывание неравноправных соглашений;
— столкновение стран друг с другом;
— вмешательство во внутренние дела развивающегося государства;
— разжигание национальной вражды в стране;
— открытая интервенция.
Неоколониализм стал возможен из-за того, что развивающиеся страны (бывшие колонии) по своему уровню развития не были готовы к самостоятельному развитию. Им необходима была опора в лице развитого партнера. Также они получили независимость по инициативе метрополии, затем и оказались под их экономическим и политическим влиянием.
3. С какими проблемами модернизации столкнулись развивающиеся страны? Каковы особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки? Чем объясняется подъем исламского фундаментализма в этих странах?
Основные проблемы модернизации развивающихся стран:
— слаборазвитость на момент получения независимости;
— религиозные и межэтнические конфликты;
— неэффективное использование полученной помощи;
— низкий уровень образования населения;
— рост социального и имущественного неравенства вследствие модернизации;
— зависимость от развитых стран, оказывающих им различную помощь.
Особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки:
— использование труда иностранных инженеров и рабочих в нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей и строительной промышленностях;
— власти многих стран с сильным влиянием ислама не затрагивают образа жизни и традиций малочисленного коренного населения;
— модернизация проходила при активном участии СССР и США;
— солидарность с фундаменталистскими настроениями в стране, что обеспечивает внутреннюю стабильность страны с ограниченными ресурсами.
Подъем исламского фундаментализма в странах Ближнего Востока и Северной Африки был вызван процессами модернизации после деколонизации. На усиление фундаментализма повлияли следующие факторы:
— наличие в государствах традиций ислама;
— антирелигиозный характер новых политических режимов;
— объединение различных слоев населения в результате модернизации, что создавало благоприятную социальную среду для проповедей фундаментального духовенства.
4. Проанализируйте следующие данные и сделайте выводы: в Бразилии с 1960 по 1990 г. удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, сократился с 52 до 23%, в промышленности возрос с 18 до 23%, в сфере услуг — с 30 до 54%. В 1980-е гг. среднегодовые темпы прироста ВНП в Латинской Америке составляли 1,7 %, в 1990-х гг. они возросли до 3,2%. С 1980 по 1995 г. объем внешней задолженности Бразилии сократился с 31,2% стоимости ВНП до 24%. Резкий рост долгов наблюдался лишь у Мексики (с 30,5 до 69,9% ВНП).
Анализ данных позволяет сделать вывод, что Латинская Америка динамично развивается. Яркий пример — Бразилия, которая переходит от традиционного общества к индустриальному. В стране наблюдается процесс индустриализации: растет количество занятых в промышленности и увеличивается городское население, сокращается число занятых в сельском хозяйстве. В целом данные иллюстрируют экономический подъем. А в Мексике наблюдается резкий рост долгов, что позволяет сделать вывод о кризисном положении государства.
5. Каковы причины политической нестабильности в странах Азии, Африки и Латинской Америки? Чем объяснить слабость демократических режимов в этих государствах? Можно ли считать, что период военных диктатур для них пройден?
Причинами политической нестабильности в странах Азии, Африки и Латинской Америки являются отсутствие управленческого опыта в государствах и заимствование путей развития у других стран. Странами не учитывались собственные особенности и внедрялись чуждые им нововведения, что приводило к политической нестабильности в государстве.
Слабость демократических режимов в этих государствах можно объяснить неготовностью общества жить в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, господствует верховенство права. В таких странах законы создаются по подобию развитых стран, но не соблюдаются.
Можно считать, что период военных диктатур в странах Азии, Африки и Латинской Америки пройден. В настоящее время практически во всех странах установился демократический режим. Долгое время эти страны были ареной соперничества для сверхдержав, которые поддерживали внутри развивающихся государств противоречия и локальные конфликты. «Холодная война» окончена и появились новые источники ресурсов, например, исламистское вероисповедание.
6. Группу развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, в которых в конце ХХ в. произошел качественный скачок социально-экономических показателей, стали называть «новыми индустриальными странами». Назовите страны, которые к ним относятся. Какие уроки можно извлечь из опыта их модернизации?
К «новым индустриальным странам» относят развивающиеся государства Юго-Восточной Азии — Гонконг, Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Латинской Америки — Бразилия, Аргентина, Мексика.
Из опыта их модернизации можно извлечь следующие уроки:
— использование на практике достижений других развитых стран (например, США и Японии);
— рациональное использование имеющихся в стране ресурсов;
— использование дешевой рабочей силы;
— разработка собственной индустрии по опыту размещения на их территории предприятий развитыми странами.
7. Можно ли вооруженные конфликты в странах «третьего мира» рассматривать как одно из проявлений «холодной войны»?
«Холодная война» — это противостояние двух сверхдержав мира — США и СССР. Появление стран «третьего мира» усилило конфронтацию между сверхдержавами. СССР и США боролись за влияние над государствами. Это выражалось в оказании материальной и иной помощи странам «третьего мира». В результате этого начали возникать региональные и локальные вооруженные конфликты в Азии и Африке. Поэтому вооруженные конфликты в странах «третьего мира» можно рассматривать как одно из проявлений «холодной войны».
Какие факторы способствуют активизации национальноосвободительного движение в странах Азии и Африке во второй половине XX.в? Охарактеризуйте процесс деколонизации,выделив в нём основные процессы. Определите значение процесса деколонизации.
Факторы:
Первыми на ум приходят, как минимум, два фактора, которые способствовали активации национально-освободительного движения в Азии и Африки в 20 годы: колонизация и жесточайшая политика «метрополий» по отношению к коренными азиатским и африканским народам. Ведь подобное движение является формой борьбы против колониализма и всяческого захвата. И так, в 20 веке порабощенные азиатские и африканские народы сопротивлялись европейской узурпации. Сначала национально-освободительное движение проводило антиколониальные войны, а затем движение приняло антифеодальный характер.
Деколонизация, этапы и ее значение:
Что касается деколонизации, то это процесс освобождения страны или народа от колониальной зависимости. В деколонизации 20 века выделяют 3 этапа:
1) 1945-50е – тогда свободу получили Филиппины, Индонезия, Индия, Бирма, Египет, Иран, Ливан и Сирия.
2) 60е – свободу получают 17 африканских стран + Алжир побеждает Францию в войне и становится свободным.
3) 1970-80е – бывшие колонии Португалии – Ангола и Мозамбик, Зимбабве, Намибия – получают независимость.
И деколонизация имеет очень большое значение для всех субъектов этого процесса: метрополии потеряли территории, но сэкономили на оказании финансовой помощи, колонии получили независимость и теперь могут осуществлять независимую политику, и в общем, свобода человека стала все дороже и ценнее, миропорядок кардинально поменялся.
Большие перемены в аграрном секторе произошли в связи с принятыми 27 октября 1917 г. Декретом о земле и Законом о социализации земли от 19 февраля 1918 г. Согласно этим правовым документам земельные отношения в России резко изменились и теперь выглядели следующим образом:
— право на земельную собственность отменялось навсегда, причем без выкупа земли у ее владельцев;
— собственником всей земли являлось государство;
— крестьяне являлись лишь пользователями земли. Отныне она не являлась объектом купли-продажи;
— право пользования земли предоставлялось всем гражданам России, желающим обрабатывать ее собственным трудом.
Первые аграрные преобразования в стране Советов проводились путем ликвидации помещичьих земель и их перераспределения среди крестьян. В 1917—1919 гг. раздел был произведен в 22 губерниях. Землю получили около 3 млн. крестьян. Аграрные преобразования коснулись всей продовольственной политики, в результате которой 25 марта 1917 г. был принят Закон о хлебной монополии. Теперь крестьяне должны были сдавать излишки хлеба государству по ценам, едва покрывавшим затраты на его производство.
Для преодоления текущих проблем принимались новые декреты:
— Декрет ВЦИК от 13 мая 1918 г. о введение продовольственной диктатуры;
— Декрет ВЦИК от 2 декабря 1918 г. о роспуске комитетов бедноты;
— Декрет СНК от 11 января 1919 г. о продразверстке.
Во-первых, еще за тысячу лет до нашей эры крошечный греческий регион уже был перенаселен, поэтому греки искали новые свободные территории на побережьях Средиземного, Эгейского и Черного морей.
Во-вторых, безземелье гнало крестьян на поиски свободных, неосвоенных, подходящих для земледелия территорий. Это, как правило, были территории побережья морей.
В-третьих, жесткая конкуренция требовала от ремесленников и купцов поиска новых источников сырья (металла, леса, соли), и новых рынков сбыта для своих товаров. печатать замучился
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.Соотнесите события и даты.
2.Воссоединение Гонконга с КНР.
4.Индия и Пакистан стали ядерными державами.
А. 1997 Б. 1998 В. 1960 Г. 1949
2. Соотнесите события и даты.
2. Ликвидация режима апартеида в ЮАР.
3. Военная диктатура генерала А.Пиночета в Чили.
4. «Большой скачок» в КНР.
А. 1958-1960 Б. 2010-2012 В. 1991-1994 Г. 1973-1988
3. Расставьте события в хронологической последовательности.
А. Ликвидация режима С.Хусейна.
Б. Приход к власти в Египте военных под руководством Гамаль Абдель Насером.
В. Исламская революция в Иране.
Г. Образование государства Бангладеш.
Д. Падение режима М.Каддафи.
4. Расставьте события в хронологической последовательности.
А. Первые Всемирные юношеские игры в Москве.
Б. Создание Интернета.
В. Запуск первого искусственного спутника Земли.
Г. Строительство первой в мире атомной электростанции в Обнинске.
Д. Создание в СССР ядерной бомбы.
5. Установите соответствие между понятием и его определением.
2. Многорасовое общество.
4. Новые индустриальные страны.
А. Группа развивающихся стран, экономика которых за короткий срок совершила переход от отсталой к высокоразвитой.
В. Год образования 17 независимых государств.
Г. Отказ в ЮАР от политического господства белого меньшинства к расовому равноправию.
6. Какие факторы способствовали активизации национально-освободительного движения в колониях после 1945 года? Выберите три правильных ответа.
1. Поражение бывших метрополий во Второй мировой войне.
2. Значительный вклад колоний в победу над фашистской Германией и ее союзниками.
3. Временное ослабление метрополий и их связей с колониями.
4. Помощь со стороны СССР колониальным народом в борьбе за независимость.
5. Членство европейских держав в НАТО предусматривало предоставление самостоятельности колониям.
6. Слабость экономических связей между метрополиями и колониями.
7. Какие общие проблемы характерны для государств, освободившихся от колониального гнета? Выберите три правильных ответа.
1. Низкий уровень рождаемости.
2.Экономическая зависимость бывших колоний от метрополий.
3. Отсутствие сырьевых ресурсов для развития национальной промышленности.
4. Отказ США и ЕС от торговых контактов со странами третьего мира.
5. Частая смена политических режимов.
6. Ярко выраженная имущественная поляризация общества.
8. Что характерно для развития современной Индии? Выберите четыре правильных ответа.
1. Федеративное государственное устройство.
2. Одна из крупнейших экономик мира.
3. Отсутствие межнациональных противоречий.
4. Тесное экономическое сотрудничество с Пакистаном.
5. Политическая стабильность.
6. Членство в Движении неприсоединения.
7. Безъядерный статус страны.
8. Утверждение однопартийной системы.
9. Каковы были цели «Арабской весны»? Выберите четыре правильных ответа.
1. Стремление присоединиться к Евразийскому экономическому союзу.
2. Свержение авторитарных режимов.
3. Борьба с коррупцией.
4. Преодоление безработицы.
5. Разрыв отношений с западными странами.
6. Осуществление «белой революции».
7.Проведение демократических реформ.
10. Что является характерным для информационного общества? Выберите четыре правильных ответа.
1. Появление информационной экономики.
2.Повышение престижа образования.
3. Свободный доступ к информационным ресурсам всей цивилизации.
4. Рост удельного веса индивидуального труда.
5. Переход к машинному производству.
6. Усиление эксплуатации природных ресурсов.
7. Концентрация производства и капитала.
8. Стремление к новому переделу мира.
11. Чем объясняется, по вашему мнению, сближение России и КНР? Каким вы видите дальнейшие перспективы сотрудничества двух государств? Дайте развернутый ответ.
1.Соотнесите события и даты.
1. Предоставление независимости Индии и Пакистану.
2. Предоставление независимости Намибии.
3. Подавление народного выступления на площади Тяньаньмень.
4. Принятие конституции Индии.
А. 1989 Б. 1947 В. 1990 Г.1949
2. Соотнесите события и даты.
1. Операция антитеррористической коалиции в Афганистане.
2. Оккупация Ираком Кувейта и освобождение Кувейта коалиционными силами во главе с США.
3. Диктатура Пол Пота.
4. «Культурная революция» в Китае.
А. 1975-1978 Б. 1990-1991 В. 2001-2002 Г. 1966-1976
3. Расставьте события в хронологической последовательности.
А. Принятие конституции Пакистана.
Б. Образование Республики Южный Судан.
В. Карибский кризис.
Г. Создание Организации африканского единства (ОАЕ).
Д. Пограничный конфликт между СССР и КНР в районе острова Даманский.
4. Расставьте события в хронологической последовательности.
А. Возобновление участия советских спортсменов в олимпиадах.
Б. Открытие тоннеля пол Ла-Маншем.
В. Полет первого космонавта планеты.
Г. Создание в СССР ядерного ледокола «Ленин».
Д. Высадка американских астронавтов на Луну.
5. Установите соответствие между понятием и его определением.
3. Движение неприсоединения.
А. Экономические и политические преобразования в КНР в конце 50-х-начале 60-х годов XX века, нацеленные на укрепление индустриальной базы страны.
В. Международная организация, объединяющая 120 стран на принципах неучастия в военных блоках.
Г. Официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1994 год.
6. Какие последствия имела ликвидация колониальной системы в мире? Выберите три правильных ответа.
1. Построение самостоятельных национальных государств.
2. Полная экономическая независимость от бывших метрополий.
3.Присоединение бывших колоний к НАТО.
4. Рост ностальгии среди населения по колониальному прошлому.
5. Прекращение репрессий против зависимых народов.
6. Членство большинства молодых государств в организации Движение неприсоединения.
7. Каковы причины азиатского «экономического чуда»? Выберите три правильных ответа.
1. Широкое привлечение иностранных инвестиций.
2. Экономическая самоизоляция стран региона.
3. Политическая стабильность.
4. Дешевизна рабочей силы.
5. Приоритет в экспорте сырьевых ресурсов.
6. Большие капиталовложения в тяжелую промышленность.
8. Что характерно для развития современного Китая? Выберите четыре правильных ответа.
1. Второе место в мире по объему производства и потребления.
2. Экспортно-ориентированная экономика.
3. Диспропорция в уровне развития хозяйства между различными регионами страны.
4. Утверждение многопартийной системы.
5. Высокий уровень демократизации общества.
6. Полное преодоление коррупции.
7. Отказ от демографической политик «Одна семья- один ребенок».
8. Осуждение культа личности Мао Цзедуна.
9.Что характерно для современного развития стран Латинской Америки? Выберите четыре правильных ответа.
1. Сохранение авторитарных режимов в большинстве стран региона.
2. Низкий уровень безработицы и преступности.
3. Отсутствие развитого промышленного производства.
4. Отказ от торгового сотрудничества со странами Европы и Азии.
5. Формирование социально ориентированной рыночной экономики.
6. Курс ряда стран на построение «латиноамериканского социализма».
7. Рост торгово-экономических связей с Россией.
8. Высокие темпы экономического развития региона.
10. Что относится к социальным последствиям НТР? Выберите четыре правильных ответа.
1. Увеличения занятых в сфере обслуживания и торговле.
2. Рост потребления на душу населения.
3. Исчезновение среднего класса.
4. Быстрый рост сельского населения.
5. Улучшение качества медицинского обслуживания.
6. Повышение престижности образования.
7. Увеличение числа занятых на производстве.
8. Быстрый рост безработицы.
11. Какую цель, по вашему мнению, преследовало создание Евразийского экономического союза? Какие перспективы развития у этой организации? Дайте развернутый ответ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-368452
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какие факторы способствовали активизации
Какие факторы способствуют активизации национальноосвободительного движение в странах Азии и Африке во второй половине XX.в? Охарактеризуйте процесс деколонизации,выделив в нём основные процессы. Определите значение процесса деколонизации.
Ответы и объяснения 1
Деколонизация – процесс освобождения от колониальной зависимости.
ПРИЧИНЫ. Процесс деколонизации начался после WWII. Причины: 1. Возникновение двух конфронтационных блоков, усиливавших свое влияние за счет афро-азиатского региона. В условиях биполярного мира и СССР, и США поддерживали национально-освободительное движение и старались заполучить освободившиеся страны в орбиту своего влияния. 2. Новый виток развития производительных сил на западе уменьшал роль колоний в процессе воспроизводства в развитых странах. 3. В послевоенном мире общественное мнение все более склонялось к мысли о несоответствии подневольного состояния человека. Это была одна из задач демократии. 4. Использование людских ресурсов и экономического потенциала метрополиями в войне привело к социально-экономическим изменениям и росту национального самосознания в государствах Востока.
ЭТАПЫ. В процессе деколонизации выделяют три этапа:
1 1945 – конец 50-хх гг. освобождения добились страны Азии: Филиппины, Индонезия, Индия, страны Индокитая, Бирма, Египет, Иран, Сирия, Ливан.
2. конец 50 – хх гг. – 60-е гг. – переломный год. Сразу 17 африканских государств получили независимость. После войны 1954-1962 гг. между Алжиром и Францией и унизительного поражения Франции, последняя признает независимость Алжира. Это вынудило пойти на мирное представление независимость странам Черной Африки в конце 50-х начале 60 – х гг.
3.1970 – 1980-е гг. национально-освободительная борьба в Тропической Африке португальских колоний. Португалия самая слабая колониальная держава, длительное время сохраняла свои обширные колониальные владения, поскольку остальные империалистические державы не могли договориться между собой о разделе португальских колоний. Не имея собственных экономических возможностей для освоения природных ресурсов Анголы и Мозамбика и опасаясь появления там местной национальной буржуазии в качестве конкурента, Лиссабон допустил крупный капитал для держав в свои колонии. Португалия в результате превратилась в коллективную колонию Запада, заинтересованного в сохранении там португальского колониального аппарата в качестве гаранта их инвестиций. Революция 1975 г. положила конец этому. В 1975 г. Ангола и Мозамбик были освобождены. В 1980 г. – Зимбабве, 1989 г. – Намибия.