какие факторы способствовали формированию древнерусской народности
Формирование древнерусской народности
Б.А. Рыбаков — «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». — М., «Высшая школа», 1975.
Происхождение Руси.
Формирование древнерусской народности
Большинство дореволюционных историков вопросы происхождения Русского государства связывало с вопросами этнической принадлежности народа «русь», о котором говорят летописцы. Принимая без особой критики летописную легенду о призвании князей, историки стремились определить происхождение той «руси», к которой эти заморские князья будто бы принадлежали. «Норманисты» настаивали на том, что «русь»- это варяги, норманны, т.е. жители Скандинавии. Но отсутствие в Скандинавии сведений о племени или местности по имени «русь» давно уже поколебало этот тезис норманнской теории. Историки «антинорманисты» предприняли поиски народа «русь» во всех направлениях от коренной славянской территории.
Древних русов искали среди балтийских славян, литовцев, хазар, черкесов, финно-угорских народов Поволжья, сармато-аланских племён и т.д. Только небольшая часть учёных, опираясь на прямые свидетельства источников, отстаивала славянское происхождение руси.
Советские историки, доказав, что летописную легенду о призвании князей из-за моря нельзя считать началом русской государственности, выяснили также, что отождествление в летописи руси с варягами является ошибочным.
Иранский географ середины IX века Ибн-Хордадбех указывает, что «русы суть племя из славян». В «Повести временных лет» говорится о тождестве русского языка со славянским. В источниках имеются и более точные указания, помогающие определить, среди какой части восточного славянства следует искать русь.
Во-первых, в «Повести временных лет» сказано относительно полян: «яже ныне зовомая русь». Следовательно, древнее племя русь находилось где-то в Среднем Приднепровье, близ Киева, возникшего в земле полян, на которых впоследствии перешло имя руси.
Во-вторых, в разных русских летописях времени феодальной раздробленности замечается двоякое географическое название слов «Русская земля», «Русь». Иногда под ними понимают все восточнославянские земли, иногда слова «Русская земля», «Русь» употребляются в земли следует считать более древним и очень узком, географически ограниченном смысле, обозначая лесостепную полосу от Киева и реки Роси до Чернигова, Курска и Воронежа. Это узкое понимание Русской земли следует считать более древним и возводить его к VI—VII вв., когда именно в этих пределах существовала однородная материальная культура, известная по археологическим находкам.
К середине VI века относится и первое упоминание руси в письменных источниках. Один сирийский автор — продолжатель Захарии Ритора — упоминает народ «рос», живший по соседству с мифическими амазонками, местоприбывание которых обычно приурочивают к бассейну Дона. На территории, очерченной летописными и археологическими данными, размещалось несколько издавна живших здесь славянских племён. По всей вероятности, Русская земля получила своё название от одного из них, но достоверно неизвестно, где это племя находилось.
Судя по тому, что древнейшее произношение слова «русь» звучало несколько иначе, а именно как «рось» (народ «рос» VI веке, «росьские писмена» IX века, «Правда Росьская» XI века), по-видимому, первоначальное размещение племени «рось» следует искать на реке Роси (притоке Днепра, ниже Киева), где к тому же обнаружены наиболее богатые археологические материалы V —VII вв., в том числе серебряные вещи с княжескими знаками на них.
Дальнейшую историю руси надо рассматривать в связи с образованием древнерусской народности, охватившей в конце концов все восточнославянские племена.
Русский союз племён, прославившийся далеко за своими пределами как земля рослых и сильных богатырей (Захарии Ритора), был устойчивым и длительным, так как на всем его пространстве сложилась сходная культура и имя руси прочно и надолго закрепилось за всеми его частями. Союз племён Среднего Приднепровья и Верхнего Дона складывался в период византийских походов и борьбы славян с аварами. Аварам не удалось в VI—VII вв. вторгнуться в эту часть славянских земель, хотя они завоевали живших западнее дулебов.
Очевидно, сплочение днепровско-донских славян в обширный союз способствовало их успешной борьбе с кочевниками.
Формирование народности шло параллельно со складыванием государства. Общегосударственные мероприятия закрепляли связи, устанавливавшиеся между отдельными частями страны, и способствовали созданию древнерусской народности с единым языком (при наличии диалектов), со своей территорией, культурой.
К IX — X векам сложилась основная этническая территория древнерусской народности, сложился древнерусский литературный язык, на основе одного из диалектов первоначальной «Русской земли» VI —VII вв. Возникла древнерусская народность, объединившая все восточнославянские племена и ставшая единой колыбелью трёх братских- славянских народов позднейшего времени — русских, украинцев и белорусов.
Гардар — Русь; «Из Гардов».
В состав древнерусской народности, жившей на территории от Ладожского озера до Чёрного моря и от Закарпатья до Средней Волги, постепенно вливались в процессе ассимиляции мелкие иноязычные племена, подпадавшие под воздействие русской культуры: меря, весь, чудь, остатки скифо-сарматского населения на юге, некоторые тюркоязычные племена.
Сталкиваясь с персидскими языками, на которых говорили потомки скифо-сарматов, с угро-финскими языками народов северо-востока и другими, древнерусский язык неизменно выходил победителем, обогащаясь за счет побежденных языков.
Далее… Образование государства Руси
Древнерусская народность
Согласно взглядам, разделяемым большинством исследователей истории Древней Руси, это восточнославянская этническая общность (этнос), сформировавшаяся в X—XIII вв. в результате слияния 12 восточнославянских племенных союзов – словен (ильменских), кривичей (включая полочан), вятичей, радимичей, дреговичей, северян, полян, древлян, волынян, тиверцев, уличей и белых хорватов – и являвшаяся общим предком сформировавшихся в XIV – XVI вв. трех современных восточнославянских этносов – русских, украинцев и белорусов. В стройную концепцию вышеназванные тезисы превратились в 1940-х гг. благодаря работам ленинградского историка В.В. Мавродина.
Считается, что складыванию единой древнерусской народности способствовали:
– языковое единство тогдашних восточных славян (формирование на основе киевского койне единого, общерусского разговорного языка и единого же литературного языка, именуемого в науке древнерусским);
– единство материальной культуры восточных славян;
– единство традиций, обычаев, духовной культуры;
– достигнутое в конце IX – Х вв. политическое единство восточных славян (объединение всех восточнославянских союзов племен в границах Древнерусского государства);
– появление в конце Х в. у восточных славян единой религии – христианства в его восточном варианте (православия);
– наличие торговых связей между различными областями.
Всё это привело к формированию у восточных славян единого, общерусского этнического самосознания. На складывание такого самосознания указывают:
– постепенная замена племенных этнонимов общим этнонимом «русь» (так, для полян факт этой замены зафиксирован в летописи под 1043 г., для словен ильменских – под 1061 г.);
– наличие в XII – начале XIII вв. единого (русского) этнического самосознания у князей, бояр, духовенства и горожан. Так, черниговский игумен Даниил, приехавший в 1106 г. в Палестину, позиционирует себя как представителя не черниговцев, а «всей Русской земли». На княжеском съезде 1167 года князья – главы суверенных государств, образовавшихся после распада Древнерусского государства, провозглашают своей целью защитить «всю Русскую землю». Новгородский летописец при описании событий 1234 г. исходит из того, что Новгород – часть «Русской земли».
Резкое сокращение после монгольского нашествия на Русь связей между северо-западными и северо-восточными землями Древней Руси, с одной стороны, и южными и юго-западными, с другой, а также начавшееся во второй половине XIII в. включение сначала западных, а затем и юго-западных и южных земель Древней Руси в состав Литовского государства, – всё это привело к распаду древнерусской народности и началу формирования на основе древнерусской народности трёх современных восточнославянских этносов.
Литература
Читайте также:
Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 2: древняя Русь – Россия, Украина, Белоруссия
Клим Жуков, Дмитрий Пучков. О происхождении славян: предыстория дружбы народов в России
§ 6. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром (окончание)
Формирование древнерусской народности
В конце X века было закончено объединение всех восточных славян в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя, каждое славянское племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах. Совершая военные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В таких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гордостью заявляли: «Мы из рода русского». С таким настроением они возвращались к себе домой. Наиболее отважные и доблестные воины (на Руси их называли витязями, богатырями) принимались в княжескую дружину. В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строились лодки для княжеского флота и купеческих караванов. Затем они сплавлялись водой к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славянских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. Принятие христианства, вера в единого Бога ещё больше сплотили население, проживающее на территории Древнерусского государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с родимичами, они стали считать себя единым целым. Так постепенно складывается древнерусская народность.
Назовите известные вам литературные произведения о витязях, богатырях.
Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения
Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину.
Стали появляться и феодальные владения. Первыми феодалами на Руси стали князья. Они присваивали себе пустующие земли, «сажали» на них пленных, превращая их в своих работников. Князья сооружали в личных владениях хоромы, хозяйственные постройки. Разбивали сады и огороды, строили конюшни, заводили места для рыбной ловли, охотничьи угодья. Для управления собственным хозяйством назначали специальных людей — управителей. Такие же владения появляются у ближайших родственников князя. Князья стали жаловать земельные владения и своим дружинникам, а также церкви. Появляются первые вотчины — наследственные земельные держания. Но верховным собственником, т. е. распорядителем, такого владения оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, мог и отобрать её за различные провинности и передать другому. Однако, в отличие от Западной Европы, феодальная собственность на землю формировалась на Руси крайне медленно.
Перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Тем не менее древнерусское общество подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.
Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую. Старшие и младшие дружинники, а также люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусского общества.
Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, объединённые в общины, — люди, а также смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Но появилось и зависимое население: закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.
Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи.
Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счёт военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.
Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом.
И всё же, несмотря на появление знатных и зависимых, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных людей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Итог
Таким образом, время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства. Он уделял много внимания внутренним делам в государстве, положил начало русскому письменному законодательству.
Князь значительно расширил и укрепил границы Руси, положил конец набегам печенегов, укрепил международный авторитет Руси. В процессе укрепления Древнерусского государства происходит складывание древнерусской народности.
В то же время на Руси очень медленно шло формирование феодальной земельной собственности, большинство населения составляли свободные люди.
Проверяем свои знания
1. Каковы причины усобицы между сыновьями Владимира Святославича? 2. Почему современники назвали Ярослава Мудрым? 3. Как управлялось Древнерусское государство при Ярославе Мудром? Какие изменения произошли в управлении страной по сравнению с предшествующим периодом? 4. Расскажите о внешней политике Ярослава Мудрого и охарактеризуйте её, используя карту на с. 57 учебника. 5. Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности? 6. Каковы особенности земельных отношений в Древнерусском государстве? 7. Расскажите об основных группах населения Древнерусского государства.
Учимся быть историками
1. С помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов напишите рассказ о повседневной жизни во времена Ярослава Мудрого (не более 100 слов) на тему «Один день из жизни боярина (смерда, закупа и др.)». 2. Учитывая стилистику документа в конце параграфа, напишите два-три варианта (по группам) правил поведения для класса, в котором вы учитесь.
ИЗ ПРАВДЫ ЯРОСЛАВА
1. Если убьёт свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого.
13. Если кто обнаружит похищенное у него имущество у другого человека, то не должен самовольно забирать его, говоря при этом: «Это моё», но пусть скажет: «Пойди на свод и укажи, где ты взял это»; если подозреваемый в воровстве не пойдёт сразу на свод, то пусть выставит поручителя за себя не позднее пяти дней.
16. Если холоп ударит свободного мужа и скроется у своего господина, а тот не захочет его выдавать, то оставляет холопа у себя и платит оскорблённому 12 гривен; а затем если где встретит ударенный оскорбителя [холопа], то вправе побить его.
1. Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? 2. Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений?
Запомните новые слова
БОЯРИН — старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.
ВОТЧИНА — наследственное земельное держание. ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК — брак между представителями правящих династий разных государств.
НАМЕСТНИК — глава местного управления, назначенный центральной властью.
ОБЩЕСТВО — люди, объединённые общей жизнью и деятельностью в одном государстве.
ПОЛИТИКА — искусство управлять государством. УСОБИЦЫ — княжеские раздоры на Руси.
ХОЛОПЫ — зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.
Этнические факторы формирования древнерусской народности
автохтонное население Восточно-Европейской равнины
автохтонное население Восточно-Европейской равнины
VIII в. до н.э. – III в.н.э.
Предпосылки образования Древнерусского государства
Развитие производительных сил восточнославянских племен
Формирование соседской общины
Развитие торговли, в т.ч. международной
Рост имущественного неравенства
Появление системы управления
Наличие союзов славянских племен.
Выделение племенной знати
Аналоги – империя Каролингов, Болгария, Венгрия, Польша
Основные этапы формирования древнерусской государственности
Середина IX-конец X в.
Конец X – первая половина XI в.
Владимир I (980-1015)
Ярослав Мудрый (1019-1054)
Вторая половина XI-середина XII в.
Мстислав (1125 – 1132)
Завоевания монголо-татар в XIII в.
Поход в среднюю Азию, Иран, Закавказье, на Кавказ, в половецкие степи
Поражение русских войск
Начало похода на русские земли
Завоевание Владимиро-Суздальской земли
Нашествие на южнорусские земли. Вторжение в Европу
Родословная русских князей IX-XIII вв. (до 1132 г. Указаны даты правления киевских великих князей)
Игорь 912-945 Ольга 945-964
Ярополк 972-980 Владимир I 980-1015
Святополк Окаянный 1015-1019 Ярослав Мудрый 1019-1054 Борис ум.1015 Глеб ум.1015
Владимир ум.1052 Изяслав Святослав Всеволод
1054-1073,1076-1078 1073-1076 1078-1093
Ростислав Святополк 1093-1113 Владимир Мономах 1113-1125
Володарь
Владимирко
Всеволод Большое Гнездо ум. 1212
Остомысл