какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июля 2015 г. N 280 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (НП-034-15).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 августа 2015 г.
Регистрационный N 38303

Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии
«Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения»
(НП-034-15)
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июля 2015 г. N 280)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности и атомной энергии

I. Назначение и область применения

2. Настоящие Правила устанавливают требования к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения на этапах проектирования, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения и при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, за исключением:

1) пунктов хранения ядерных материалов;

2) радиоактивных веществ (в том числе в составе комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий), используемых в оборонных целях;

3) радиоактивных веществ, радиационных источников, радиоактивных отходов при их транспортировании;

4) комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых генерируется ионизирующее излучение;

5) загрязненных радионуклидами территорий;

6) радиофармацевтических препаратов и наборов реагентов для иммунологических исследований;

8) радиационных источников, радиоактивных веществ в случаях, если при их эксплуатации:

а) на рабочем месте удельная активность радионуклида меньше минимально значимой удельной активности или активность радионуклида открытого радионуклидного источника меньше минимально значимой активности, приведенной в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, или сумма отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, меньше 1;

б) в эксплуатирующей организации, организации (на предприятии) общая активность радионуклидов открытых радионуклидных источников не превышает более чем в 10 раз минимально значимую активность или сумму отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009.

3. Термины и определения, используемые для целей настоящих Правил, установлены федеральными законами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Общие положения

Система физической защиты должна создаваться (совершенствоваться) в соответствии с проектной документацией на систему физической защиты. Для вновь строящихся радиационных объектов проектная документация на систему физической защиты должна включаться отдельным разделом в проектную документацию радиационных объектов на этапе их проектирования.

6. Система физической защиты должна создаваться для противодействия нарушителям, указанным в модели нарушителей, утвержденной руководителем организации и согласованной с территориальным органом безопасности. Модель нарушителей определяется в соответствии с перечнем основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей.

Под моделью нарушителей в настоящих Правилах понимается совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий нарушителей, их мотивации и преследуемых ими целях, которые используются при выработке требований к системе физической защиты.

7. Система физической защиты должна включать организационные меры, комплекс инженерно-технических средств и персонал физической защиты (силы охраны и персонал организации, выполняющий функции по обеспечению физической защиты).

8. Система физической защиты должна обеспечивать решение следующих задач:

своевременное обнаружение несанкционированных действий;

задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителей;

реагирование на несанкционированные действия и нейтрализация нарушителей для пресечения несанкционированных действий.

Под защищенной зоной в настоящих Правилах понимается территория организации (предприятия), доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением.

9. Руководитель организации должен обеспечить функционирование системы физической защиты к моменту поставки радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на радиационные объекты.

10. При выводе из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения должно обеспечиваться функционирование системы физической защиты до полного изъятия радиоактивных веществ, радионуклидных источников и радиоактивных отходов за пределы радиационных объектов.

11. Система физической защиты должна выполнять задачи в штатных и в чрезвычайных ситуациях.

12. Система физической защиты не должна препятствовать осуществлению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности на радиационном объекте.

13. Физическая защита радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, находящихся на ядерном объекте, должна осуществляться с учетом применяемых мер физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, но не ниже требований настоящих Правил.

На ядерном объекте документы по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения должны быть разработаны в виде отдельных документов или в виде разделов документов по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

III. Уровни физической защиты радиационных объектов

15. При установлении уровня физической защиты должны учитываться:

категория последствий диверсии на радиационном объекте;

категории эксплуатируемых на радиационном объекте закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности;

установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников.

16. Исходя из возможных последствий совершения диверсии нарушителями, указанными (предусмотренными) в модели нарушителей, должна быть установлена одна из следующих категорий последствий диверсии на радиационном объекте:

Результат установления категории последствий диверсии на радиационном объекте отражается в отдельном документе (решение комиссии), утверждаемом руководителем организации.

17. В организации для каждого закрытого радионуклидного источника должна быть установлена и указана в паспорте (формуляре) на этот радионуклидный источник одна из следующих категорий закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности:

19. Комиссией должна быть проведена аналитическая работа по оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. При этом должны быть учтены активность закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, время бесконтрольного извлечения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из радиационного источника (конструктивная самозащищенность радиационного источника) или мест хранения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. По результатам проведения аналитической работы комиссией должен быть подготовлен документ (решение комиссии), содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. Решение комиссии должно утверждаться руководителем организации.

20. По результатам работы комиссии должен быть подготовлен документ (решение комиссии), устанавливающий уровень физической защиты для каждого радиационного объекта, где размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения либо осуществляется обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами. Уровень физической защиты должен быть установлен в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам.

Для радиационного объекта, в котором находятся только закрытые радионуклидные источники категории 4 или 5 по потенциальной радиационной опасности, устанавливается уровень физической защиты Г без установления категории последствий диверсии на радиационном объекте и без установления возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников.

Руководитель организации должен утвердить решение комиссии по установлению уровней физической защиты радиационных объектов.

IV. Требования к системе физической защиты радиационных объектов

21. Состав требований к системе физической защиты для различных уровней физической защиты приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам.

22. Руководитель организации должен утвердить и ввести в действие документы по физической защите в зависимости от установленного уровня физической защиты, перечень которых приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам.

Содержание плана обеспечения физической защиты приведено в приложении N 4 к настоящим Правилам. Указанный план должен согласовываться с руководителем подразделения сил охраны и утверждаться руководителем организации. Для исключения дублирования информации в плане обеспечения физической защиты допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы.

23. При нахождении в организации радиационных объектов с различными уровнями физической защиты должны выполняться требования к организационным мерам и разрабатываемым документам по физической защите для всей организации по более высокому уровню физической защиты. Требования к инженерно-техническим средствам физической защиты и персоналу физической защиты устанавливаются для каждого радиационного объекта.

V. Уведомление о несанкционированных действиях в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения

24. Руководитель организации в случае выявления хищения (попыток хищения) радиоактивных веществ, радиационных источников, закрытых радионуклидных источников, совершения диверсии (попыток совершения диверсии) или обнаружения похищенных либо пропавших радиоактивных веществ, радиационных источников, закрытых радионуклидных источников должен:

1) в течение часа с момента выявления случившегося направить первичное уведомление в следующие организации и органы:

орган управления использованием атомной энергии, признавший организацию пригодной эксплуатировать радиационный источник, пункт хранения, а также осуществлять деятельность по обращению с радиоактивными веществами;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за физической защитой, и его территориальный орган, который непосредственно осуществляет надзор за организацией;

территориальные орган безопасности и орган внутренних дел по месту нахождения радиационного объекта;

2) в течение 10 суток с момента выявления случившегося представить в указанные в подпункте 1 настоящего пункта организации и органы письменный доклад о случившемся, в котором привести данные первичного уведомления с необходимыми дополнениями о происшедшем;

3) представлять в указанные в подпункте 1 настоящего пункта организации и органы всю дополнительную информацию, включая новые факты, ставшие известными после первичного уведомления и письменного доклада.

25. Перечень сведений, подлежащих включению в первичное уведомление, должен содержать:

описание обстоятельств и событий, связанных с выявлением случаев хищения (попыток хищения) радиационных источников, радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников или совершения (попыток совершения) диверсий либо обнаружения похищенных или пропавших радиационных источников, радиоактивных веществ;

вид и категорию радиационных источников, закрытых радионуклидных источников, вид и активность радиоактивных веществ, в отношении которых были осуществлены несанкционированные действия (попытки несанкционированных действий), пропавших либо обнаруженных радиационных источников, радиоактивных веществ.

Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии «Правила
физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов
хранения» (НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору от 21 июля 2015 г. N 280

Уровни физической защиты радиационных объектов

Категория последствий диверсии на радиационном объекте

Установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников

Уровень физической защиты

Документально установленная возможность или невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников для данной категории последствий диверсии на радиационном объекте не учитывается.

Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.

Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.

Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.

Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.

Документально установлена возможность хищения закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.

Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 3 по потенциальной радиационной

Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников.

Примечание. Наивысшим уровнем физической защиты является уровень А.

Приложение N 2
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии «Правила
физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов
хранения» (НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору от 21 июля 2015 г. N 280

Состав
требований к системе физической защиты

Источник

Какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта

какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Смотреть фото какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Смотреть картинку какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Картинка про какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Фото какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Смотреть фото какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Смотреть картинку какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Картинка про какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Фото какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Смотреть фото какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Смотреть картинку какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Картинка про какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объекта. Фото какие факторы учитываются при установлении уровня физической защиты объектаОбзор документа

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 октября 2017 г. N 417 «Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии «Положение по установлению уровней физической защиты радиационных объектов»

В целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:

Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Положение по установлению уровней физической защиты радиационных объектов».

Врио руководителяА.Л. Рыбас

Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 10 октября 2017 г. N 417

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии
«Положение по установлению уровней физической защиты радиационных объектов»
(РБ-130-17)

I. Общие положения

3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на обеспечение физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения, указанных в НП-034-15.

5. Установление уровней физической защиты радиационных объектов в организации может быть выполнено с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения.

II. Рекомендации по организации и проведению работ по установлению уровней физической защиты радиационных объектов

6. Уровни физической защиты радиационных объектов рекомендуется устанавливать для целей дифференцирования требований к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения.

8. Работы по установлению уровней физической защиты радиационных объектов рекомендуется проводить в следующих случаях:

при проектировании новых радиационных объектов;

при планировании изменений порядка обращения с радиоактивными веществами и эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения;

при реконструкции и модернизации радиационных объектов, эксплуатируемых на них радиационных источников и пунктов хранения, изменении расположения и количества радиационных объектов в организации;

если уровень физической защиты для радиационного объекта ранее не устанавливался.

Документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов, рекомендуется пересматривать раз в пять лет.

9. В состав комиссии рекомендуется включать:

1) лиц из состава персонала физической защиты, в том числе из сил охраны;

2) работников организации, компетентных в вопросах:

обращения с радиоактивными веществами, эксплуатации и функционирования радиационных источников и пунктов хранения, их потенциально опасных участков и критических элементов;

радиационной, технической (технологической) безопасности;

учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

4) представителей специализированных организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической защиты, антитеррористической защищенности, оценки радиационного воздействия в результате аварий на радиационных объектах (в случае привлечения такой организации по решению руководителя организации для участия в работе комиссии).

10. В случае если с радиационного объекта удаляются все радиоактивные вещества, радиоактивные отходы и радиационные источники, после исключения его из условий действия лицензии допускается его исключение из перечня радиационных объектов, находящихся в организации, и внесение соответствующих изменений в документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов, без создания комиссии при утверждении вносимых изменений в документы руководителем организации.

11. Рекомендуется, чтобы кандидатура руководителя комиссии, ее состав, задачи и план (программа) работы комиссии, устанавливающий сроки выполнения работ, утверждались руководителем организации.

12. Рекомендуется, чтобы основными этапами работы комиссии были:

сбор исходных данных для установления уровней физической защиты радиационных объектов;

категорирование эксплуатируемых на радиационных объектах закрытых радионуклидных источников по радиационной опасности;

категорирование последствий диверсии на радиационных объектах;

установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников;

установление уровней физической защиты радиационных объектов.

13. Рекомендуемая схема организации и проведения работ по установлению уровней физической защиты радиационных объектов приведена в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности.

14. В качестве исходных данных для установления уровней физической защиты радиационных объектов рекомендуется использовать сведения из документов:

определяющих перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации;

устанавливающих модель нарушителей;

паспортов на радионуклидные источники;

паспортов безопасности объектов (территорий) организации;

проектной и (или) технической (эксплуатационной) документации на радиационные источники.

15. Документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации, и документ, устанавливающий модель нарушителей, рекомендуется разрабатывать с учетом положений руководства по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по составу и содержанию объектовых документов по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (РБ-115-16), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июня 2016 г. N 271, и руководства по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по проведению анализа уязвимости радиационного объекта» (РБ-120-16), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2016 г. N 535.

16. Комиссии рекомендуется также использовать в качестве исходных данных информацию о фактах (попытках) совершения хищений закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ в других организациях.

17. Комиссии рекомендуется на основании результатов работ подготавливать следующие документы:

документ, устанавливающий категорию каждого закрытого радионуклидного источника;

документ, устанавливающий категорию последствий диверсии на радиационных объектах с учетом принятой модели нарушителей;

документ (решение комиссии), содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ;

документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов.

В случае если радиационные объекты расположены на территории ядерного объекта, рекомендуется приводить ссылки на вышеуказанные документы в документе по категорированию предметов физической защиты и ядерного объекта.

III. Рекомендации по учету категорий эксплуатируемых на радиационных объектах закрытых радионуклидных источников по радиационной опасности

18. Для категорирования эксплуатируемых на радиационных объектах закрытых радионуклидных источников по радиационной опасности рекомендуется подготовить перечень закрытых радионуклидных источников на каждом из радиационных объектов организации.

20. Исходные данные и результаты расчетов показателей A/D, на основе которых определялась категория по радиационной опасности каждого закрытого радионуклидного источника на радиационных объектах, рекомендуется отражать в документе, устанавливающем категорию каждого закрытого радионуклидного источника, утверждаемом руководителем организации.

21. Результаты определения категорий закрытых радионуклидных источников по радиационной опасности рекомендуется оформлять в виде сводной таблицы по образцу, приведенному в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности, в которой для каждого радиационного объекта указываются закрытые радионуклидные источники, которые на нем размещаются и (или) эксплуатируются (закрытые радионуклидные источники в составе мобильных радиационных источников рекомендуется относить к радиационным объектам организации, на которых они будут храниться и (или) эксплуатироваться) и их категории по радиационной опасности.

22. Для радиационных объектов, в которых находятся только закрытые радионуклидные источники категорий 4 и 5 по радиационной опасности, определение категорий последствий диверсии и установление возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников не требуется.

IV. Рекомендации по категорированию последствий диверсии на радиационных объектах

24. Оценку масштаба возможных последствий совершения диверсии рекомендуется проводить расчетным (с использованием имеющихся методик) и (или) экспертным путем.

В группу экспертов рекомендуется включать работников организации, компетентных в вопросах:

обращения с радиоактивными веществами, эксплуатации и функционирования радиационных источников и пунктов хранения, их потенциально опасных участков и критических элементов в штатных и чрезвычайных ситуациях;

радиационной, технической (технологической) безопасности;

обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) организации.

25. По решению руководителя организации для участия в работе комиссии могут привлекаться представители органов и специализированных организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической защиты, антитеррористической защищенности, оценки радиационного воздействия в результате аварий на радиационных объектах.

26. При оценке масштаба возможных последствий совершения диверсии экспертной группе рекомендуется ознакомиться со сведениями:

о типах потенциальных нарушителей, приводимых в документе, устанавливающем модель нарушителей;

о возможном радиационном воздействии на население и персонал при радиационной аварии, которое определяется в организации в соответствии с нормативными правовыми актами по радиационной безопасности;

о возможных последствиях радиационного загрязнения территории в результате совершения террористического акта на объекте (территории), определяемых в организации в соответствии с нормативными правовыми актами по противодействию терроризму и описываемых в паспортах безопасности объектов (территорий).

27. Федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, могут разрабатываться нормативные и методические документы, устанавливающие порядок и методику определения возможных последствий совершения диверсии нарушителями и их масштаб.

28. На основании оценки масштаба возможных последствий совершения диверсии на радиационном объекте комиссии рекомендуется установить категорию последствий диверсии на каждом радиационном объекте в организации в соответствии с пунктом 16 НП-034-15.

29. Решение комиссии по установлению категории последствий диверсии на радиационных объектах рекомендуется оформлять отдельным документом, утверждаемым руководителем организации.

30. В документе, устанавливающем категорию последствий диверсии на радиационных объектах, рекомендуется приводить следующие сведения:

используемые комиссией документы, устанавливающие возможное радиационное воздействие на население и персонал при радиационной аварии и возможные последствия в результате совершения террористического акта на объекте (территории);

состав комиссии и экспертной группы (с указанием привлекаемых специалистов из сторонних организаций в случае их привлечения к работе комиссии);

оценку масштаба возможных последствий совершения диверсии;

установленную категорию последствий диверсии на каждом радиационном объекте в организации.

V. Рекомендации по установлению возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников

31. На этапе установления возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников комиссии рекомендуется провести обследование радиационного объекта, которое включает:

визуальный осмотр радиационного объекта, мест использования или хранения радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и элементов систем и оборудования радиационного источника или пункта хранения;

изучение технической (эксплуатационной) и проектной документации на радиационные источники и пункты хранения и определение их конструкционных особенностей;

определение порядка обращения с радиоактивными веществами;

установление активности всех закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, агрегатного состояния радиоактивных веществ, габаритно-массовых характеристик закрытых радионуклидных источников;

определение времени бесконтрольного несанкционированного извлечения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из радиационного источника или мест хранения закрытых радионуклидных источников, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, сравнение его со временем реагирования на несанкционированные действия на радиационном объекте, определение возможности такого извлечения без применения специальных инструментов и приспособлений;

выявление особенностей учета и контроля закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ;

определение других свойств и характеристик радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения, которые могут быть учтены при оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ.

32. При проведении аналитической работы по оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ комиссии рекомендуется изучить документ, устанавливающий модель нарушителей, с целью учета таких характеристик потенциальных нарушителей, как:

количество внешних нарушителей;

наличие внутренних нарушителей, их количество, а также возможность взаимодействия с внешними нарушителями;

наличие у нарушителей вооружения, в частности взрывчатых веществ, инструментов и приспособлений, в том числе специальных инструментов, необходимых для извлечения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников, а также ключей от запирающих устройств у внутренних нарушителей;

степень подготовленности нарушителей, их осведомленностью радиационном объекте, об устройстве и особенностях эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения на радиационном объекте;

наличие возможности у нарушителей захватить средства и приспособления, расположенные на территории радиационного объекта и организации;

наличие возможности захвата заложников, которые могут под принуждением содействовать нарушителям в хищении (извлечении) закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ.

33. При проведении аналитической работы по оценке возможности хищения комиссии рекомендуется проанализировать собранную информацию о случаях (попытках) совершения хищений закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ в других организациях. Случаи, когда было осуществлено хищение в отношении радиационных источников и пунктов хранения, аналогичных тем, которые эксплуатируются на радиационном объекте организации, рекомендуется рассматривать как фактор, указывающий на возможность совершения хищения.

34. Результатом проведения аналитической работы комиссией является обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения, который рекомендуется делать в отношении каждого закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ радиационных объектов.

35. Поскольку при хищении нескольких закрытых радионуклидных источников появляется угроза их совместного радиационного воздействия на работников (персонал) и (или) население, комиссии рекомендуется для каждого радиационного объекта определить категорию радиационной опасности совокупности находящихся на нем закрытых радионуклидных источников, в отношении которых установлена возможность хищения, в соответствии с требованиями НП-067-16 на основе агрегированного A/D-отношения. При установлении уровня физической защиты радиационного объекта рекомендуется учитывать указанную категорию радиационной опасности совокупности закрытых радионуклидных источников.

36. В документе (решении комиссии), содержащем обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, рекомендуется указывать:

активность закрытого радионуклидного источника или радиоактивных веществ;

конструктивную возможность несанкционированного извлечения закрытого радионуклидного источника из мест использования без применения специальных инструментов и приспособлений;

возможность или невозможность хищения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из мест хранения с учетом защитных свойств и габаритно-массовых характеристик защитных устройств;

время бесконтрольного несанкционированного извлечения закрытого радионуклидного источника из мест использования и хранения и радиоактивных веществ по сравнению со временем реагирования на несанкционированные действия на радиационных объектах; возможность гарантированного обнаружения этих несанкционированных действий;

способность системы физической защиты противостоять угрозе хищения в рамках модели нарушителей;

влияние процедур учета и контроля закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ на возможность их бесконтрольного изъятия из мест хранения (эксплуатации);

категорию радиационной опасности совокупности закрытых радионуклидных источников на радиационном объекте, в отношении которых установлена возможность хищения, в виде сводной таблицы по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности.

VI. Рекомендации по установлению уровней физической защиты радиационных объектов

37. На этапе установления уровней физической защиты радиационных объектов комиссии рекомендуется, используя результаты предыдущих этапов работы, установить уровни физической защиты для каждого радиационного объекта организации.

38. Для радиационных объектов организации, на которых находятся только закрытые радионуклидные источники категории 4 или 5 по радиационной опасности, в соответствии с пунктом 20 НП-034-15 рекомендуется устанавливать уровень физической защиты Г.

Для остальных радиационных объектов организации уровень физической защиты рекомендуется устанавливать в соответствии с таблицей, приведенной в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности.

39. По результатам работы комиссии рекомендуется подготавливать документ (решение комиссии), устанавливающий уровень физической защиты для каждого радиационного объекта, где размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения либо осуществляется обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами, который рекомендуется утверждать руководителю организации.

40. В документе, устанавливающем уровни физической защиты радиационных объектов, рекомендуется привести сводную таблицу по форме, приведенной в приложении N 5 к настоящему Руководству по безопасности.

* Примечание. Требования федеральных органов исполнительной власти (организаций) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) подлежат утверждению постановлениями Правительства Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».

Приложение N 1
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Положение по установлению уровней
физической защиты радиационных
объектов», утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 10 октября 2017 г. N 417

Рекомендуемая схема
организации и проведения работ по установлению уровней физической защиты радиационных объектов

Приложение N 2
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Положение по установлению уровней
физической защиты радиационных
объектов», утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 10 октября 2017 г. N 417

Рекомендуемая сводная таблица
категорий эксплуатируемых на радиационном объекте закрытых радионуклидных источников по радиационной опасности

N
п/п
Радиационный объектЗакрытый радионуклидный источникКатегория закрытого радионуклидного источника по радиационной опасности
1234
1
2
3

Приложение N 3
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Положение по установлению уровней
физической защиты радиационных
объектов», утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 10 октября 2017 г. N 417

Рекомендуемая сводная таблица
категорий радиационной опасности совокупности закрытых радионуклидных источников на радиационном объекте, в отношении которых установлена возможность хищения

N
п/п
Радиационный объектКатегория радиационной опасности совокупности закрытых радионуклидных источников на радиационном объекте, в отношении которых установлена возможность хищения
123
1
2
3
4
5

Приложение N 4
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Положение по установлению уровней
физической защиты радиационных
объектов», утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 10 октября 2017 г. N 417

Рекомендуемая таблица
для определения уровня физической защиты радиационного объекта

N
п/п
Категория последствий диверсии на радиационном объектеУстановление возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников 1 или 2 категории (в совокупности) по радиационной опасности с радиационного объектаУстановление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ с радиационного объектаУстановление возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников 3 категории (в совокупности) по радиационной опасности с радиационного объектаУровень физической защиты радиационного объекта
1IУСТАНОВЛЕНОУСТАНОВЛЕНОА
2IУСТАНОВЛЕНОНЕТА
3IНЕТУСТАНОВЛЕНОУСТАНОВЛЕНОА
4IНЕТУСТАНОВЛЕНОНЕТА
5IНЕТНЕТУСТАНОВЛЕНОА
6IНЕТНЕТНЕТА
7IIУСТАНОВЛЕНОУСТАНОВЛЕНОА
8IIУСТАНОВЛЕНОНЕТА
9IIНЕТУСТАНОВЛЕНОУСТАНОВЛЕНОА
10IIНЕТУСТАНОВЛЕНОНЕТА
11IIНЕТНЕТУСТАНОВЛЕНОБ
12IIНЕТНЕТНЕТБ
13IIIУСТАНОВЛЕНОУСТАНОВЛЕНОБ
14IIIУСТАНОВЛЕНОНЕТБ
15IIIНЕТУСТАНОВЛЕНОУСТАНОВЛЕНОБ
16IIIНЕТУСТАНОВЛЕНОНЕТБ
17IIIНЕТНЕТУСТАНОВЛЕНОВ
18IIIНЕТНЕТНЕТВ
19IVУСТАНОВЛЕНОУСТАНОВЛЕНОБ
20IVУСТАНОВЛЕНОНЕТБ
21IVНЕТУСТАНОВЛЕНОУСТАНОВЛЕНОВ
22IVНЕТУСТАНОВЛЕНОНЕТВ
23IVНЕТНЕТУСТАНОВЛЕНОВ
24IVНЕТНЕТНЕТГ

Примечание. Словом «УСТАНОВЛЕНО» в таблице обозначено установление комиссией возможности хищения указанной в заголовке столбца совокупности закрытых радионуклидных источников или радиоактивных веществ, находящихся на данном радиационном объекте. Словом «НЕТ» в таблице обозначено установление комиссией невозможности хищения указанной в заголовке столбца совокупности закрытых радионуклидных источников или радиоактивных веществ, либо их отсутствие на данном радиационном объекте. Символ «-» в пятом столбце таблицы означает, что устанавливать возможность хищения совокупности закрытых радионуклидных источников 3 категории по радиационной опасности не требуется, т.к. установлена возможность хищения закрытых радионуклидных источников, относящихся к более высокой категории.

Таблица соответствует приложению N 1 к НП-034-15.

Приложение N 5
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
«Положение по установлению уровней
физической защиты радиационных
объектов», утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 10 октября 2017 г. N 417

Рекомендуемая форма сводной таблицы
уровней физической защиты радиационных объектов

N
п/п
Радиационный объектКатегория последствий диверсии на радиационном объектеУстановленная возможность или невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источниковУровень физической защиты радиационного объекта
12345
1Помещение N 1 здания N 1IНевозможно хищение закрытых радионуклидных источников 1, 2 или 3 категории по радиационной опасности. Возможно хищение радиоактивных веществА
2Здание N 2IIВозможно хищение закрытого радионуклидного источника категории 1 по радиационной опасности. Невозможно хищение радиоактивных веществ (за исключением содержащихся в закрытых радионуклидных источниках)А
3Здание N 3IIIНевозможно хищение закрытых радионуклидных источников 1, 2 или 3 категории по радиационной опасности. Отсутствие на радиационном объекте радиоактивных веществ (за исключением содержащихся в закрытых радионуклидных источниках)В
4Здание N 4IVОтсутствие закрытых радионуклидных источников 1, 2 или 3 категории по радиационной опасности. Возможно хищение радиоактивных веществВ
5Здание N 5IVВозможно хищение десяти закрытых радионуклидных источников 3 категории по радиационной опасности (2 категория радиационной опасности их совокупности)Б

Обзор документа

Даны рекомендации по установлению уровней физической защиты для объектов (помещений, сооружений, зданий), в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения.

Уровни физической защиты радиационных объектов устанавливаются в целях дифференциации требований к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения. Уровни физической защиты определяются комиссией. Даны рекомендации по ее составу и основным этапам работы.

Приведена схема организации и выполнения работ по установлению уровней физической защиты радиационных объектов. Документ, устанавливающий уровни физической защиты, рекомендуется пересматривать 1 раз в 5 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *