какие факторы влияют на общественный престиж профессии

Учитель всех предметов

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Проанализируйте данные таблицы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие новые профессии появились в России и с чем это связано?

какие факторы влияют на общественный престиж профессии. Смотреть фото какие факторы влияют на общественный престиж профессии. Смотреть картинку какие факторы влияют на общественный престиж профессии. Картинка про какие факторы влияют на общественный престиж профессии. Фото какие факторы влияют на общественный престиж профессии

Проанализируйте данные таблицы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие новые профессии появились в России и с чем это связано?

Ответ

Престиж той или иной профессии в общественном мнении обычно находится в обратном отношении к её массовости. Чем престижнее профессия, тем больше в ней будет кандидатов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться, заняться чем-либо другим.

В последнее время в России появилось много новых профессий и связано это с тем, что технический прогресс не стоит на месте, происходит развитие в разных отраслях что в свою очередь требует появления новых профессий. Так, например, в связи с развитием информационных технологий появились не существующие ранее профессии веб-дизайнеров, веб-программистов, менеджеров. В сфере рекламы можно выделить такие профессии, как маркетолог, менеджер по рекламе, копирайтер. Появилась профессия под названием «имиджмейкер». Одновременно с появлением новых стали исчезать те, профессии, которые были раньше. Ведь сейчас во многом человеческий труд заменили автоматизированные системы.

Источник

Какие факторы влияют на общественный престиж профессии

Подробное решение Параграф § 10 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Совпадают ли интересы работодателя и наёмного работника на рынке труда? Безработица: зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справиться с безработицей? Как не оказаться безработным?

К субъектам рынка труда относятся наемные работники (и их союзы), работодатели (и их объединения) и государство (его органы).

Работодатели. К ним относятся люди, работающие самостоятельно и постоянно нанимающие на работу одного и более человек. Доля работодателей в составе работающего населения невелика, несколько превышает 10%, статистика пока не дает точной величины этого слоя среди занятых. К работодателям относятся как собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, так и наемные управляющие (директора) в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях. Роль их в экономике велика. От их знаний, умения, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, стагнация или экономический рост, расширение воспроизводства на инновационной основе.

Безработица бывает фиктивной, сезонной и постоянной. Временная безработица имеет некоторую пользу для экономики, а именно наличие свободной рабочей силы. Для развития экономики нужны свободные трудовые ресурсы людей. Временная безработица длится от 3 до 6 месяцев. Сезонная безработица обладает таким же свойством примерно, только ресурс рабочей силы нужен в какой то определенный сезон года.

Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей, и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы.

Как не стать безработным?

Станьте лучшим. Постоянно совершенствуйтесь в своей специальности, осваивайте смежные сферы деятельности.

Будьте активны. Проявляйте инициативу, помогайте в организации внерабочих мероприятий и офисного досуга.

Постоянно мониторьте рынок труда. Если в вашей организации начнутся проблемы, вы сможете уйти еще до того, как они станут неразрешимыми.

Не устраивайте интриг на рабочем месте. Скандалистов и проблемных сотрудников не любят и при любом удобном случае стараются от них избавиться.

Не нарушайте трудовую дисциплину. Прогулы, частые опоздания, пропуски важных мероприятий, срывы сроков выполнения работ – отличные поводы для расторжения трудового договора.

Обеспечьте тылы. В свободное от основной работы время попробуйте себя на ниве фриланса. Вы можете писать статьи, заниматься фотографией, дизайном или программированием, давать уроки или частные консультации.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет автор?

Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

Революция в собственности и сопровождавшие её институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти четверть занятых в частном секторе — лица не наемного труда.

Вопрос 2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наёмного работника в результате рыночных преобразований.

Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования.

Вопрос 3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве. к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа.

Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования.

Вопрос 4. Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений? Приведите примеры, подтверждающие эти перемены.

Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Для чего необходим рынок труда?

Рынок труда является составной частью структуры рыночной экономики, одним из главных её элементов. Благодаря ему большинство людей получают доходы, продавая свои способности, навыки и опыт в форме услуг.

Рынок труда — вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворить потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды. Основные участники рынка труда — наёмные работники и ‘ работодатели. Они осуществляют взаимодействие посредством обмена на основе спроса и предложения. Спрос на трудовые услуги предъявляют предприниматели (они выступают покупателями), а предлагают трудовые услуги наёмные работники (они продавцы).

На рынке труда получает оценку стоимость различных по виду и сложности исполнения услуг труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности образования, профессионального роста, гарантии занятости.

Итак, мы знаем, что продаётся и покупается на рынке труда. Как же работает сам рынок, как формируются и взаимодействуют его основные механизмы: спрос, предложение, рыночная (равновесная) цена?

В качестве основных рычагов на рынке труда выступают конкуренция в спросе и предложении, цена труда. Роль цены трудовых услуг выполняет заработная плата. Напомним, что заработная плата — это форма материального вознаграждения наёмных работников за их труд. Величина её зависит от ставки заработной платы — цены, выплачиваемой работнику за труд в течение определённого времени (повременная оплата) или необходимого для выполнения определённого объёма работы (сдельная оплата). В странах с плановой, централизованной экономикой ставки заработной платы в основном устанавливались правительством; в странах с рыночной экономикой фирмы имеют более широкие возможности регулирования оплаты труда, формирования оплаты на договорной основе.

Вопрос 2. Как действуют спрос и предложение на рынке труда?

Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда подчиняется общим закономерностям рыночных процессов. И спрос, и предложение на рынке труда находятся под влиянием конкретных факторов.

Так, величина спроса зависит в значительной степени от таких факторов, как спрос потребителей на выпускаемые товары и услуги, цена на них, ставка заработной платы, качество труда, его производительность, применяемая технология, экономическая ситуация в стране в целом и др. Спрос на рынке труда находится в обратной зависимости от ставки заработной платы, за которую рабочие согласны трудиться. Например, предприниматели вынуждены снижать спрос на труд, если высокая зарплата увеличивает затраты производства и таким образом сокращает прибыль. Если предприниматель или государство, пользуясь своим монопольным правом, снижает размер заработной платы, то наблюдается дефицит труда и увеличение спроса на него.

Предложение индивидуального труда, или труда отдельного человека, готового выполнять ту или иную работу, изменяется под влиянием следующих факторов: уровня заработной платы, благосостояния семьи, общественного престижа труда, сложности труда, потребности работника в свободном времени. Если человеку очень нужны деньги, предположим, что он купил машину в кредит, то он будет работать больше. Но когда он выплатит кредит и его жизнь войдёт в обычное русло, он сократит свои рабочие часы в пользу свободного времени, потому что, кроме работы, у него есть и другие социально-культурные потребности, а в сутках всего 24 часа. Рыночное предложение на рынке труда находится в прямой зависимости от ставки заработной платы. Предприниматель, устанавливая высокий уровень заработной платы, тем самым увеличивает предложение труда, т. е. несколько работников борются за высокооплачиваемое рабочее место. В результате предложение труда превышает спрос и наблюдается его избыток.

Вопрос 3. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?

Равновесие на рынке труда устанавливается, если ставка заработной платы, по которой работники готовы продать услуги своего труда, соответствует ставке, по которой работодатели готовы приобрести то же самое количество труда. Это идеальная ситуация. В действительности заработная плата, формируемая рынком, как и цены на товары, изменяется, вызывая дефицит или избыток труда. Отклонения заработной платы от равновесного уровня происходят в результате изменения ситуации на рынке товаров (повышение цены на товар позволяет производителю получить большую прибыль и предложить работникам большую заработную плату, а понижение цен на продукцию наоборот), из-за появления новых отраслей, где предлагаются лучшие условия труда.

Здесь необходимо отметить ещё одну особенность рынка труда — на нём существует предел падения цены на товар, т. е. минимальная цена, ниже которой он не может стоить, — это минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Последний должен определяться прожиточным минимумом — уровнем дохода, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей человека. Он включает затраты на питание, одежду, жильё, удовлетворение минимальных социально-культурных потребностей.

Вопрос 4. Каковы причины безработицы?

Эффективность использования трудовых ресурсов оценивается уровнем безработицы в обществе. Безработица — социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу. К экономически активному населению относятся граждане, проявляющие трудовую активность (обеспечивающие предложение труда), включая занятых и безработных.

Экономисты отмечают, что в периоды спада экономики безработица увеличивается, а в периоды подъёма снижается.

Начавшийся в 2008 г. мировой кризис обострил проблему безработицы. Она стала актуальной для всех стран — как развивающихся, так и развитых. Так, в 2011 г. уровень безработицы в мире составил 6,1%, в странах ЕС — 9,9%, в США — 9%. В России, по оценкам Международной организации труда (МОТ), общий уровень безработицы в 2011 г. достиг 7,2% (выше, чем по данным Росстата).

Сейчас во всём мире 205 млн человек не имеют работы (это самый высокий показатель за всю историю человечества). Экономисты прогнозируют долгосрочный рост безработицы, связанный с технологическим процессом и автоматизацией труда. При этом сфера услуг не может обеспечить работой всех желающих.

В условиях рыночных отношений всегда есть люди, ищущие работу. Рыночной экономике обычно присущ определённый средний уровень безработицы, вокруг которого колеблется занятость населения. Этот уровень называется естественным и считается неизбежным.

Безработным, как правило, угрожает потеря квалификации, социального статуса и снижение жизненного уровня.

Отечественные социологические исследования свидетельствуют о том, что теряют работу и длительное время ведут её поиск те, кто, как правило, владеют одной специальностью, не знают основ рыночной экономики и рынка труда, новых профессиональных требований, длительное время не повышают свою квалификацию, не имеют навыков самообразования, не коммуникативны. У молодёжи снижаются шансы найти работу из-за отсутствия опыта, низкого профессионализма, невысокого уровня образования.

Вопрос 5. В чём проявляются особенности различных видов безработицы?

По характеру причин безработица делится на три вида.

Фрикционная безработица возникает вследствие перемены места жительства, несовершенства трудового законодательства, низкой мобильности работников, неосведомлённости людей о возможности найти работу с устраивающим их уровнем оплаты, высокого уровня пособия по безработице по сравнению с заработной платой. Всегда находится некоторое количество работников в положении «между работами» — одни разочаровались в профессии, другие ищут лучшие условия труда и его оплаты, третьих уволили. Особенностью этого вида безработицы является её непродолжительность.

Структурная безработица, как правило, связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса. Этот вид безработицы носит более устойчивый и длительный характер, поэтому считается более серьёзной проблемой. Структурная безработица вызывается структурными изменениями в экономике, исчезновением одних отраслей и появлением других под влиянием научно-технического прогресса. Многие виды товаров исчезают, а с ними исчезают и многие профессии. Например, сейчас пишущие машинки заменены компьютерами, а значит, исчезают профессии машинисток и тех, кто был связан с производством и ремонтом пишущих машинок. Уменьшается число рабочих в результате применения новых технологий, автоматизации и компьютеризации производства. Из-за таких изменений спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается.

Работник попадает в условия структурной безработицы, если у него нет требуемой профессии или квалификации, его навыки устарели. Ещё одна возможная причина — международная конкуренция, когда отечественная продукция вытесняется с рынка иностранными производителями. Так, появление на российском рынке большого количества импортных продуктов питания, одежды привело к сокращению работников на отечественных предприятиях пищевой, лёгкой промышленности.

Если в экономике происходит спад производства, резко уменьшается рыночный спрос на товары и услуги, то соответственно часть работников покидает сферу производства, т. е. трудовые ресурсы недоиспользуются. Это вызывает рост циклической безработицы. Она является показателем неблагополучия в экономике.

Циклическая безработица — вид безработицы, возникающий в период циклического спада и исчезающий или уменьшающийся в период циклического подъёма. Пик такой безработицы приходится на спад (кризис) экономики, а минимум — на подъём.

Такие виды безработицы, как структурная и фрикционная, в сумме составляют её естественный уровень. Наличие естественной безработицы — норма для рыночной экономики, так как постоянно существуют причины, её вызывающие.

Вопрос 6. Почему безработица — неизбежная спутница рыночной экономики?

Как становится человек безработным? Он может им стать, если переезжает в другой город, если его или её уволили по различным причинам на работе, по собственному желанию и так далее. А те или другие причины есть и будут, они никуда не исчезнут. Следовательно, безработица будет всегда является неотъемлемой частью рыночной экономики.

Вопрос 7. Как государство регулирует занятость населения?

Правительство нашей страны действует в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации». Политика в области занятости финансировалась сначала из средств Государственного фонда занятости, а с 2001 г. финансируется из федерального и местных бюджетов. Основными инструментами её осуществления являются соответствующие международной практике и российскому законодательству активный и пассивный методы.

Активная политика занятости — меры, способствующие снижению безработицы до её минимального (естественного) уровня. Основными инструментами такой политики во всех развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров. К средствам активной политики занятости относятся информация о рынке труда, содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение безработных, общественные работы и организация временной занятости подростков, поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости.

Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости.

Государственными органами создаются центры профориентации и психологической поддержки населения, учебные, социально-деловые и информационно-консультативные центры, молодёжные биржи труда и т. п.

Нормативно-правовыми основами деятельности органов по вопросам занятости являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации», конвенции и рекомендации Международной организации труда и др.

Мировая практика регулирования трудовых отношений свидетельствует, что отдельный работник наиболее слабый и уязвимый юридический субъект и законодательство должно обеспечивать большую степень его защищённости. Формирование политики занятости должно быть направлено на систему мер по предотвращению вынужденной, превышающей естественный уровень безработицы и способствовать скорейшему возвращению граждан, потерявших работу, в сферу занятости.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Выскажите своё мнение, может ли в плановой (командной) экономике действовать закон спроса и предложения на труд. Аргументируйте свой ответ.

Если спрос рассматривать как потребность производства, то только при хорошо спланированных потоках специалистов на основании изучения этого самого производства и перспектив его развития это возможно. Если же говорить о стихийном спросе на денежную работу, то баланс спрос/предложение будет менее эффективен, хотя и будет стихийно подстраиваться.

Вопрос 2. Американские корпорации тратят ежегодно 30 млрд долл. на обучение своих сотрудников, что составляет треть затрат колледжей. А каждый работник японских заводов ежегодно в течение 1—3 месяцев с отрывом от работы изучает новинки техники и технологии, потенциально возможные в перспективе для внедрения в производство. В чём заключается эффективность вложений в человека как в ресурс производства? Актуальна ли подобная политика для российских работодателей? Объясните свой ответ.

Актуальна. У нас тоже постоянно проводятся обучения, тренинги, семинары и т.д. разумный руководитель обучается сам и вкладывает деньги в обучение своей команды, т. к. со специалистами работать эффективнее и продуктивнее.

Вопрос 3. Зачем государство устанавливает минимальный размер оплаты труда? Поможет ли это сократить количество людей, живущих за чертой бедности? Сформулируйте свои предложения по борьбе с этой социальной проблемой в стране.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику и за который работник может законно продать свой труд.

МРОТ может устанавливаться законодательно и неформально, например, путём подписания отраслевого соглашения между профсоюзом и консолидированным работодателем (тарифное соглашение).

Хотя МРОТ применяется во многих странах, не существует однозначного мнения относительно тех выгод и того вреда, которые приносит установление такого минимума.

Вопрос 4. Проанализируйте данные таблицы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие новые профессии появились в России и с чем это связано?

Престиж той или иной профессии в общественном мнении обычно находится в обратном отношении к её массовости. Чем престижнее профессия, тем больше в ней будет кандидатов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться, заняться чем-либо другим.

В последнее время в России появилось много новых профессий и связано это с тем, что технический прогресс не стоит на месте, происходит развитие в разных отраслях что в свою очередь требует появления новых профессий. Так, например, в связи с развитием информационных технологий появились не существующие ранее профессии веб-дизайнеров, веб-программистов, менеджеров. В сфере рекламы можно выделить такие профессии, как маркетолог, менеджер по рекламе, копирайтер. Появилась профессия под названием «имиджмейкер». Одновременно с появлением новых стали исчезать те, профессии, которые были раньше. Ведь сейчас во многом человеческий труд заменили автоматизированные системы.

Источник

Престижность выбираемой профессии как важный фактор самоопределения

какие факторы влияют на общественный престиж профессии. Смотреть фото какие факторы влияют на общественный престиж профессии. Смотреть картинку какие факторы влияют на общественный престиж профессии. Картинка про какие факторы влияют на общественный престиж профессии. Фото какие факторы влияют на общественный престиж профессии

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Статья просмотрена: 8673 раза

Библиографическое описание:

Канаева, Н. А. Престижность выбираемой профессии как важный фактор самоопределения / Н. А. Канаева. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2459/ (дата обращения: 08.11.2021).

Начало самостоятельной жизни человека в обществе связано с выбором профессии, ориентацией на ту или иную сферу общественной жизни; с идеалами и целями, определяющими общественное поведение и отношение. Наиболее ответственным в профессиональном самоопределении выпускников является этап выбора направления и способа получения профессионального образования. Именно на этом этапе происходит конкретизация личностных целей, под которой выстраивается новая модель деятельности и идёт переориентация внутренних ресурсов.

В профессиональной ориентации учащихся одним из важных факторов самоопределения является «престижность выбираемой профессии». Сама реализация личности в труде может осуществляться по разным направлениям. Это может быть утверждение своего достоинства через качественное выполнение поставленных производственных задач, это может быть самореализация через поиск новых задач и смыслов в труде. Это может быть самореализация через утверждение своего превосходства над другими людьми или через альтруистический труд, ориентированный на то, чтобы делать людям добро.

Стремление быть уважаемым и достойным членом общества может реализоваться разными путями. К сожалению, психологи мало исследуют элитарные ориентации самоопределяющейся личности, хотя в философии, социологии, педагогике данная тема уже давно осознана как актуальная. Всё больше появляется теорий элитарности (социальной стратификации), где акцент делается на отношение к профессиональной деятельности – например, теория Дональда Дж.Треймана, где положение человека определяет престиж его профессии, или теория Уоренера, где принадлежность к тем или иным классам зависит от знатности и его рода занятий [4, с.387].

Феноменология элитарности достаточно сложна и противоречива, однако всё-таки можно выделить некоторые характеристики «элитарности» как общественного феномена:


престижный род деятельности или образ жизни;

возможность влиять на сознание и на жизнь многих людей;

труднодоступность данной деятельности или образа жизни (высокий социально-профессиональный статус, высокое место в общественной иерархии);

высокие достижения в какой-либо области деятельности, успешная карьера, особые привилегии и многое другое.

Человек постоянно стремится быть лучше, но проблема состоит в том, что однозначного критерия, что есть лучшее, а что – худшее, не существует. И тогда человек постоянно уточняет для себя образ лучшего, то есть фактически образ элитарного [3, с.238].

Эти проблемы впервые возникают в подростковом возрасте. Как отмечал А. Адлер, стремление к превосходству является врождённым и мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остаётся лишь осуществить эту возможность своим собственным путём [5, с.170].

Интересна в этом плане концепция самоэффективности А. Бандуры. По мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьёзные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведёт к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Бандура говорит, что те, кто считает себя «неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиться на том, что всё будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстаивать поведение». Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. Как замечает Бандура, «те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем» [5, с.390].

Следует отметить проблему выделения критериев наивысших профессиональных достижений – критериев «акме». Как отмечает А.А. Бодалев: «Признание или непризнание выдающихся достижений человека большинством людей, будь они даже специалистами в той области, в которой проявил себя этот человек, ещё не означает, что он достиг или не достиг вершины в своём развитии… Показателем достигнутого уровня акме является всё-таки практика: насколько свершенное человеком действительно работает или будет работать на социальный и технический прогресс… на преумножение ценностей жизни и культуры… на более глубокое постижение законов развития природы, общества и человека» [2, с.119].

В психологическом плане интересно как раз то, насколько сам человек осознаёт, ощущает, переживает и чувствует свою социальную значимость (значимость своего труда для окружающих или даже культуры в целом).

Подросток уже может ориентироваться в социально-экономических ситуациях, способен перебирать альтернативные варианты выбора профессии. На основе этого у него формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития. Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как субъекта труда. Таким образом, учащиеся осознают, что стоят на пороге жизни. Поэтому они склонны рассматривать знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни [1, с.57].

Само понимание «успеха» (тесно связанное с представлением об элитарном) неоднозначно. Неоднозначность проявляется не только в этическом плане (что имеет общественную ценность, а что нет), но и в самом процессе профессионального самоопределения. Например, на ранних этапах развития субъекта труда многое определяется тем, насколько воспитатели и родители сумеют сформулировать у ребёнка позитивное отношение к честному и творческому труду. Для абитуриента успех нередко связан с поступлением в престижное (в его понимании) учебное заведение. Для студента на первый план выходит «успешная учёба», а также и учебно-профессиональные контакты с наиболее авторитетными и «престижными» преподавателями. При этом и абитуриент, и студент уже начинают понимать, что кроме реальных успехов, связанных с усвоением и демонстрацией своих знаний, существует еще и «успех», связанный с выстраиванием престижных и «выгодных» для дальнейшей карьеры межличностных отношений [3, с.390].

В целом у каждого человека есть возможность выбрать критерии самоуважения и профессионального самоощущения: либо это ориентация на ценность самого труда, либо это ориентация на мнение своих сверстников.

Анализ результатов анкетирования, проведённого среди учащихся в железнодорожном техникуме, показал следующее. На вопрос: «Престижно ли учиться в техникуме?» получены следующие ответы:

Затрудняюсь ответить – 27%

Затрудняюсь ответить – 15%.

Затрудняюсь ответить – 22%

На вопрос «Что нравится в этой профессии (специальности) больше всего?»:

1 курс : Эта профессия нужна обществу – 38%;

Эта профессия престижная, современная – 27%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 13%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 54%;

Хорошие условия работы – 22%;

2 курс : Эта профессия нужна обществу – 38%;

Эта профессия престижная, современная – 31%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 20%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 56%;

Хорошие условия работы – 19%;

Эта профессия нужна обществу – 27%;

Эта профессия престижная, современная – 34%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 2%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 63%;

Хорошие условия работы – 17%;

Для изучения причин, определяющих отношение к избранной профессии, часто применяют методику, в которой респондентам предлагается осуществить ряд позитивных и негативных выборов – определить, что привлекает, а что, напротив, отталкивает в избранной профессии.

Результаты исследования по методике «Изучение факторов привлекательности профессии» (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) показывают, что на всех курсах в число наиважнейших входит фактор зарплаты. Устойчивое высокое значение во всех выборках учащихся имеет фактор – работа с людьми, также отмечается фактор возможности достичь социального признания и уважения.

Таким образом, результаты исследования прямо указывают на то, что вкладывают учащиеся в понятие «престижность выбираемой профессии». Эта проблема связана с чувством собственного достоинства личности в труде. Мы видим, что престижность выбираемой профессии действительно является важным фактором самоопределения личности.

Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб.пособие / А.В.Батаршев – М.: Академия, 2009.

Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3.

Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007. – 607с.

Похожие статьи

профессия, эта, общество, выбираемая профессия, Человек.

Престижность выбираемой профессии как важный фактор. профессия, эта, общество, выбираемая профессия, Человек этой, Хорошее условие работы, высокая самоэффективность, профессиональное самоопределение, образ жизни.

Понятие профессионального выбора в современных.

Выбор профессииэто одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период, молодой человек.

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии.

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений.

Особенности профессионального самоопределения.

1. Расхождение понятий «работа» и «профессия«. 2. Расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

Трудности профессионального самоопределения подростков

Профессиональное самоопределениеэто отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир

Выбор профессииэто одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии.

Формирование профессионального самоопределения учащихся.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Самоэффективность как профессиональное качество будущих.

Высокий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 27% студентов и в сфере общения – 19% студентов.

А. Бандура убежден, что самоэффективность можно развивать — как естественным образом в ходе жизни и накопления человеком опыта.

Похожие статьи

профессия, эта, общество, выбираемая профессия, Человек.

Престижность выбираемой профессии как важный фактор. профессия, эта, общество, выбираемая профессия, Человек этой, Хорошее условие работы, высокая самоэффективность, профессиональное самоопределение, образ жизни.

Понятие профессионального выбора в современных.

Выбор профессииэто одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период, молодой человек.

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии.

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений.

Особенности профессионального самоопределения.

1. Расхождение понятий «работа» и «профессия«. 2. Расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

Трудности профессионального самоопределения подростков

Профессиональное самоопределениеэто отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир

Выбор профессииэто одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии.

Формирование профессионального самоопределения учащихся.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Самоэффективность как профессиональное качество будущих.

Высокий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 27% студентов и в сфере общения – 19% студентов.

А. Бандура убежден, что самоэффективность можно развивать — как естественным образом в ходе жизни и накопления человеком опыта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *