какие факторы влияют на потребности человека
Основные факторы формирования потребностей
— основные аспекты формирования потребностей;
— закономерности формирования потребностей;
— классификация факторов формирования потребностей;
— объектиные и субъективные факторы формирования потребностей;
— экономические, социальные, демографические, национально-культурные, физиологические, политические, географические факторы формирования потребностей;
— средства формирования потребностей;
— цели и средства распространения рекламы.
Для того, чтобы грамотно формировать и развивать потребительский спрос, основанный в первую очередь, на потребностях населения, необходимо подробно изучить факторы, методы и средства формирования данных потребностей.
Понятие «формирование потребностей» населения рассматривается в двух аспектах:
— как объективный процесс формирования потребностей. Это условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения;
— как целенаправленное воздействие общества и государства на процессы развития потребностей (методы, инструменты и средства формирования потребностей).
Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями.
Различают:
— общие закономерности формирования потребностей. Данные закономерности присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, (наприме: рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствование);
— специфические закономерности формирования потребностей. Это отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.
В зависимости от воли и сознания индивида факторы формирования потребностей подразделяют на:
К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей.
Из всего многообразия существующих классификаций можно выделить основные виды данных факторов формирования потребностей:
Экономические факторы формирования и удовлетворения потребностей обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни населения, отношениями собственности, их вещественным содержанием.
К данной группе факторов относятся:
— производство, накопление, распределение и перераспределение благ;
— собственность на средства производства;
— сосредоточение земли, капитала и рабочей силы у различных категорий населения.
Классовая имущественное расслоение общества на собственников земли, рабочей силы и капитала повлекло дифференциацию уровня благосостояния людей. Каждая из категорий собственников имеет различные доходы, разный уровень удовлетворения неодинаковых по своей структуре потребностей, формирование которых определяется их положением в обществе, прежде всего в отношении средств производства.
Денежные доходы являются существенным фактором, влияющим на потребности людей. Для богатых людей более существенными являются потребности в самоутверждении, а для бедных — экономические потребности. Богатые люди предпочтение отдают качеству, престижности, эстетическим свойствам товаров, а бедные — цене и надежности товаров
Экономические факторы влияют на уровень инфляции, уровень и соотношение цен, размер и прирост сбережений, уровень занятости или безработицы и т.д.
В группе экономических факторов можно выделить:
— торгово-экономические (емкость и насыщенность рынка, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость (субституция), процесс морального старения товаров, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама);
— инфраструктурные факторы (развитие сети предприятий сферы сервиса, методы и формы торговли и т.д.);
— производственные (объем, структура и ассортимент производства товаров, качество и уровень конкурентоспособности товара, проявления научно-технического прогресса, политика импортирования, доля нетоварного потребления, уровень научно-технического прогресса) и т.д.
К социальным факторам формирования потребностей относятся: распределение населения по социальным группам (классам), социальный статус, стиль и образ жизни, уровень образования и профессиональная принадлежность и т.д.
Все факторы формирования потребностей взаимодействуют между собой и образуют взаимосвязанные группы. Например пенсионное и социальное обеспечение относится к социально-экономическим факторам.
Существенное влияние на структуру потребностей оказывают демографические факторы. К ним относятся: численность и половозрастная структура населения, размер, состав и жизненный цикл семей, уровень урбанизации, региональное распределение населения, миграция, типы и размер городских и сельских поселений и т.д. Потребности женщин несколько отличаются от потребностей мужчин. У женщин более развит вкус, они более требовательны к товару, у них более выражены потребности в экономии средств. С возрастом у людей менее выражена потребность в модных изделиях, более выражены материальные потребности, например, приобретение удобных изделий.
Некоторые авторы в рамках демографических факторов рассматривают национальность, расу, гражданство. Однако, большинство ученых рассматривают национально-культурные факторы как отдельную группу факторов, определяющих специфику потребительской корзины населения. Национальный состав населения, исторически сложившиеся обычаи и система моральных ценностей, образ жизни, религиозные традиции, господствующее мировоззрение и стереотипы, потребительская культура, отношение к моде проявляются в структуре потребностей тех или иных национально-этнических групп.
Например, в ряде мусульманских стран не принята трудовая деятельность женщин вне домашнего хозяйства. По-разному в различных странах будут удовлетворяться потребности в жилье, одежде, продуктах питания. В каждой национальной хозяйственной системе есть, безусловно, свои особенности, продиктованные ее социально-культурной средой и традициями. Пожалуй, самым наглядным примером в данной связи являются традиции национальной кухни, демонстрирующие специфику материального воплощения потребностей в пище рассматриваемого социума.
Физиологические факторы – это естественные (физические) свойства человека, обусловленные его биологической природой и определяющие естественные границы потребления и потребительские привычки. К ним относятся характеристики физического состояния, антропологические особенности и т.д.
Политические факторы обусловлены существующими социальными и политическими системами, демократическими преобразованиями, наличием социальнх институтов по защите прав потребителей и выравниванию уровней благосостояния членов общества и т.д. Данные факторы значительно влияют на «общественный выбор» (насильственным или ненасильственных путем).
Георгафические факторы, в первую очередь, связаны с природно-климатической средой проживания. Климатические условия, запасы природных ископаемых, энергетических ресурсов, плодородие земельных угодий и т.д. в значительной мере определяют группы потребностей жителей тех или иных географических регионов. Так, природно-климатические условия России требуют значительно больших затрат электроэнергии для поддержания жизнеобеспечения населения и реального сектора экономики, соответственно потребности в электроэнергии будут больше, чем во многих других странах, расположенных в других климатических зонах.
Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности (типа личности, степени внушаемости, темперамента, особенностей мыслительных процессов и памяти). Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его наклонности, привычки, внутренняя субъективная оценка ситуации, субъективное ощущение проблемы, отношение к престижу, подверженность влиянию извне и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них влияет.
Рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей – это средства формирования потребностей.
К ним относятся:
— рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге.
Типичные цели рекламы определяют характер и особенности рекламного обращения и представлены в таблице.
Вид рекламы | Цели рекламы |
Информативная | Формирование имиджа фирмы Формирование имиджа продукта Предоставление информации о продукте Корректировка представлений о деятельности фирмы |
Убеждающая | Изменение отношения к продукту Побуждение к приобретению продукта Увеличение продаж Противодействие конкуренции |
Напоминающая | Подтверждение имиджа Поддержание осведомленности и спроса |
Реклама имеет множество видов, и ее можно классифицировать по разным признакам.
По объекту рекламирования можно выделить:
— товарную (продуктовую) рекламу;
Последнюю группу целесообразно выделять только в туристской рекламе.
Товарная (продуктовая) реклама имеет основной целью формирование и стимулирование спроса на определенные виды товаров и услуг. Имидж-реклама направлена на создание привлекательного образа фирмы. Реклама дестинаций в туризме представляет собой рекламу как отдельно взятой страны в качестве объекта путешествия, так и рекламу областей, регионов, районов и т.п.
В зависимости от источника рекламного сообщения выделяют рекламу от имени:
— производителей товаров и услуг;
— розничных и оптовых продавцов;
— правительства, общественных институтов и групп.
В зависимости от адресата рекламы можно выделить два класса рекламы:
— реклама, предназначенная для конечных пользователей;
— реклама, предназначенная для специалистов.
Среди всех рекламных каналов (средств распространения рекламы) одним из самых распространенных является реклама в прессе. Это хорошо иллюстрирует таблица, составленная по данным исследований, проведенных в Москве (июль 2008 г.) компанией «Потенциал».
Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.
Что такое потребности
Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
Система потребностей также формируется по особым правилам:
Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.
Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.
Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:
Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.
Какие потребности есть у человека
Основные потребности
Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.
Физиологические | Экзистенциональные |
---|---|
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. | Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д. |
Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.
Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.
Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.
Второстепенные потребности
Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.
В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:
Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.
Виды потребностей
Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.
Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.
Биологические или физиологические
В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:
Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.
Духовные
Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.
В числе духовных потребностей выделяются следующие:
Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.
Социальные
Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.
Примеры социальных потребностей:
Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.
Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.
Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.
Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.
Классификации потребностей
В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.
Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.
Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.
В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:
Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.
Теории ученых
Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.
Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:
Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.
Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.
В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.
Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.
Мы от животных отличаемся умом,
Но вот инстинкты в нас порой сильнее.
И коль собаки ты последней голоднее
Иль секса долго не имеешь,
То вряд ли сможешь думать о другом,
О более возвышенном, святом.
Как зверь на всех бросаться будешь,
О принципах морали позабудешь.
В грехи тягчайшие готов впадать,
Чтоб только плоти потакать.
Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.
Формирование потребностей человека
С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.
Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.
Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.
Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.
Младенчество
Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.
Ранее детство
Дошкольный период, младший школьный возраст
Подростки
На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.
Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс
Номер урока и название темы: урок №1 «Что изучает экономика. Потребности и блага»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: микроэкономика, макроэкономика, потребности, свободные блага, экономические блага, товар, услуга, комплементы, субституты.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Экономика. Задумывались ли Вы когда-нибудь, что означает термин, который ежедневно встречается в телевизионных и интернет-новостях, газетах и журналах, обращениях президента, да и просто в обычных беседах людей?
Слово «экономика» произошло от двух греческих слов: Οϊκοϛ [ó͜йкос] – дом и νόμοϛ [нóмос] – правило, что дословно переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Домохозяйство неотъемлемо связано с фирмами и государством. Эти объекты взаимодействуют между собой в процессах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. «Искусство вести домашнее хозяйство» означает успешно справляться с экономическими объектами и процессами.
В современном русском языке это слово имеет два значения: экономика как хозяйство страны и экономика как наука – экономическая теория.
Экономика как хозяйство включает ресурсы (природные или созданные в процессе производства), которые люди используют для обеспечения своей жизнедеятельности.
Экономика как наука исследует, как с помощью ограниченных ресурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.
Изучение экономических отношений происходит на разных уровнях.
Микроэкономика изучает поведение отдельных фирм, домохозяйств и отдельных рынков, таких как рынок земли, капитала, отдельных фирм и т. д.
Макроэкономика исследует экономические процессы, происходящие в стране. Предметом изучения макроэкономики являются экономический рост, инфляция, безработица, международная торговля и т.п. Микро- и макроэкономика взаимосвязаны. Микроэкономический анализ и его результаты используются в макроэкономике, а глобальные решения макроэкономического уровня оказывают влияние на домашние хозяйства и фирмы.
На протяжении всей жизни человек испытывает чувство нехватки чего-либо, в экономической теории это называется желанием удовлетворять свои потребности.
Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности.
Потребности людей дифференцированы. Различают потребности первичные (вода, еда, жилище, одежда), потребности более высокого порядка (образование, культура), высшие потребности (самореализация, участие в общественной жизни и т.п.).
На потребности оказывают влияние различные факторы: уровень жизни, климат, степень развития производства. Значительно влияет на их развитие информация. Потребности растут безгранично. В каждый определённый момент времени у людей имеются неудовлетворённые потребности.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются блага. Различают свободные и экономические блага.
Свободные – блага, имеющиеся в распоряжении общества в большем количестве, чем величина потребности в них (например, воздух, вода из природного источника, солнечная энергия).
Экономические – блага, произведённые людьми и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве (телефон, костюм, квартира). Экономические блага могут быть воспроизводимыми (оборудование, продукты) и невоспроизводимыми (картины Айвазовского, скульптуры Фальконе).
Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.
Товар – это продукт, произведённый для потребления или обмена (хлеб, дом, мотоцикл).
Услуга – это деятельность, обладающая определённой ценностью (здравоохранение, образование, охрана).
Блага, дополняющие друг друга, называются комплементы, а блага, заменяющие друг друга, – субституты.
Для увеличения количества экономических благ необходимо организовать их производство.
Таким образом, можно сказать, что экономика – это наука, изучающая поведение людей в процессе производства, обмена и распределения экономических благ.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
___– это полезный ресурс, необходимый для удовлетворения ___ человека. Компьютерный вирус – это тоже ___, но бесполезный, т.к. он разрушает компьютер. Потребности человека могут удовлетворяться с помощью свободных и экономических благ. ___ блага доступны всем, их размер значительно больше потребности в них. ___ блага должны производиться, их имеющийся объём значительно меньше потребности в них.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Порядковые номера ответов занесите в таблицу.
Поля для ввода ответов: