какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг

Какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг

Еще одним необходимым элементом построения сервисной системы являются решения о размещении. К ним относятся выбор месторасположения в рамках установленного региона, нахождение конкретного места (или, как принято писать в соответствующей литературе, участка) в пределах данного региона, а также решения о внутреннем размещении, т. е. определение варианта размещения оборудования непосредственно в помещении организации.

При выборе варианта размещения сервисной организации учитывается целый ряд различных факторов, среди которых следующие :

• здравоохранение и система социального обеспечения;

• климат и метеорологические условия;

• системы коммуникаций и транспорта;

• стоимость земли и строительства;

• образовательные и культурные центры;

• возможности для расширения деятельности.

Существуют различные методы выбора месторасположения, такие, как метод взвешивания факторов или метод центра притяжения (гравитационный метод).

Метод взвешивания факторовпредполагает выполнение следующих шагов :

1) выявление значимых факторов;

2) оценка веса каждого фактора для определения его относительной важности;

3) выбор шкалы для оценивания каждого фактора;

4) оценка значения каждого фактора для каждого варианта размещения в соответствии с выбранной шкалой;

5) перемножение значений оценок факторов и соответствующих весов и получение итоговой оценки для каждого варианта размещения;

6) разработка рекомендаций с учетом выбора максимальных итоговых оценок.

Метод центра притяженияприменяется для поиска места размещения единого центра, который может обслуживать несколько сервисных организаций или подразделений. При этом учитывается их расположение, объем товаров и услуг, поставляемых в эти организации или подразделения, а также соответствующие расходы. Данный метод заключается в том, что с помощью координатной сетки (выбор системы координат произвольный) определяются координаты мест размещения обслуживаемых организаций или подразделений, а также относительные расстояния между ними. Затем вычисляются координаты обслуживающего центра или центра гравитации ( х, у ) :

какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг. Смотреть фото какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг. Смотреть картинку какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг. Картинка про какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг. Фото какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг

где Cx – координата x обслуживающего центра;

Cy – координата y обслуживающего центра;

dix – координата x места расположения организации или подразделения i ;

diy – координата y места расположения организации или подразделения i ;

Формирование сервисной системы, соответствующей специфике предоставляемых услуг, становится одним из важнейших стратегических аспектов управления организацией сферы услуг. При этом можно говорить как о создании такой системы «с нуля» в случае организации нового бизнеса, так и о корректировке уже существующей. В данной главе рассмотрен комплекс рекомендаций по формированию сервисной системы, который может быть использован для широкого спектра сервисных организаций.

Аронович А. Б., Афанасьев М. Ю., Суворов Б. П. Сборник задач по исследованию операций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.

Гроув С. Дж., Фиск Р. П. Театр услуг: постановка сервисного процесса //Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. М.: ИД «Вильямс», 2005. С. 137 – 150.

Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. М.: ИД «Вильямс», 2005.

Новаторов Э. В. Особенности стратегии сбыта и дистрибьюции услуг //Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 4 (42). С. 50 – 60.

Предводителева М. Д., Балаева О. Н. Управление организациями сферы услуг: формирование сервисной системы //Проблемы теории и практики управления. 2007. № 8. С. 111 – 118.

Хаксевер К, Рендер Б., Рассел Р. С, Мердик Р. Г. Управление и организация в сфере услуг: теория и практика. СПб.: Питер, 2002.

Berry L. L., Haeckel S. Н., Carbone L. P. How to Lead the Customer Experience// Marketing Management. 2003. Vol. 12. Iss. 1. P. 18 – 23.

Chase R. B. Where Does the Customer Fit in a Service Operation? //Harvard Business Review. 1978. Nov. – Dec.

Chase R. В., Tansik D. A. Lhe Customer Contact Model for Organization Design// Management Science. 1983. Vol. 29. Iss. 9. P. 1037 – 1050.

Levitt T. Production-Line Approach to Service //Harvard Business Review. 1972. Sept. – Oct.

Lovelock С. H., Young R. F. Look to Customers to Increase Productivity // Harvard Business Review. 1979. May – June.

Shostack G. L. Breaking Free from Product Marketing //Journal of Marketing. 1977. Vol. 41. No. 2. P. 73 – 80.

Shostack G. L. Designing Services That Deliver //Harvard Business Review 1984. Jan. – Feb.

1. Поясните основные элементы сервисной системы. В чем заключается ее отличие от производственной системы?

2. В чем состоит подход «поточная линия»?

3. Каким образом потребитель может выступать в качестве сопроизводителя услуги? Приведите примеры.

4. Какие типы сервисных систем по степени контакта с потребителем выделяет Р. Чейз?

5. Что такое сервисный план?

6. В чем заключается идея гиперреального опыта потребления услуги?

7. Какие решения о размещении необходимо принимать сервисной организации? Приведите примеры факторов выбора месторасположения.

8. Какие важнейшие аспекты необходимо учитывать при планировании внутреннего размещения?

9. Какие основные этапы предполагает метод взвешивания факторов?

10. В чем заключается метод центра притяжения?

6.3. Размещение предприятий сферы услуг

Исторически сложившаяся территориальная схема размещения сферы услуг представляет концентрические кольцевые зоны вокруг делового центра.

Однако выявившаяся тенденция формирования сложной пространственной структуры каркаса города существенно влияет на схемы размещения.

При этом продолжают действовать два основных принципа, определяющие взаиморасположение разных видов услуг :

роль фактора цены земли;

принцип минимальной дифференциации.

Фактор цены земли характеризуется зависимостью рынка городской земли от рынка недвижимости. Земельный участок не является товаром конечного потребления. В конечном счете, экономическая ценность участка зависит от потребительной стоимости городских объектов, которые на нем могут быть построены.

Цена предложения подрядных фирм-застройщиков определяется возможностями последующей продажи или сдачи в аренду готовых построек. Таким образом формируется спрос на городскую землю. Эта подчиненность рынка земли рынкам городской недвижимости является общепризнанным положением в экономике города.

Принцип минимальной дифференциации характеризует значимость фактора доступности для отдельных видов услуг, которые формируют ядро фокуса обслуживания (близких по профилю предприятий сферы обслуживания, включая конкурирующие предприятия). Для других видов услуг существенным конкурентным преимуществом является близость к дополнительным видам обслуживания. Эти особенности приводят к совместному размещению в некоторых точках города предприятий одной категории. Все они могут специализироваться, например, на торговле мебелью или автомобилями. В подобном фокусе могут группироваться кафе, рестораны. При этом в таких местах появляются и другие виды обслуживания, ориентированные на ту же клиентуру.

В итоге возникают крупные скопления предприятий, некоторые из них являются взаимно дополняющими, а некоторые конкурирующими. При этом они стремятся к дифференциации своей продукции, к акцентированию ее специфичности. Таким образом, существенная однородность услуг способствует сегментации рынка, позволяя фирмам использовать преимущества своего пространственного обособления. В то же время дифференциация продукции способствует локальной концентрации фирм, что характерно, в частности, для современных торговых центров.

Создание новых полюсов услуг, с одной стороны, следует за изменениями в размещении населения, а с другой — связано с указанными особенностями этой сферы.

Большую роль играют также конкретные градостроительные решения в рамках общественной политики благоустройства. Во многих случаях они стимулируют создание центров обслуживания. Существенна также возросшая роль промежуточных участников рынка недвижимости (застройщиков, инвесторов, агентов консалтинга). Предложение соответствующих производственных площадей по времени во многих случаях предшествует формированию конкретного, территориально ориентированного спроса со стороны предприятий услуг, во многом предопределяя решения об их размещении.

В настоящее время происходит переход мегаполисов к пространственной структуре полицентрического города и формированию многофокусных подсистем, ориентированных на те или иные функции. Таким образом, складываются сложные функциональные подкаркасы на территории мегаполисов, во многом аналогичные функциональным подкаркасам городов, обслуживающим национальное экономическое пространство. При размещении сферы услуг необходимо учитывать:

потенциальную клиентуру и фирмы-конкуренты;

варианты доступности (с учетом разных видов транспорта) и обеспеченность услугами связи;

рынок рабочей силы;

рынок производственных помещений;

социальное и экономическое окружение, а также урбанистическую политику органов местного самоуправления. •

Контрольные вопросы и задания 1.

Назовите три основные группы типологии деловых контактов. Укажите их основные особенности 2.

На потребителей какого класса ориентирована современная пространственная структура торговли в городе? 3.

Дайте характеристику современного торгового центра города. 4.

Назовите основные принципы, определяющие размещение сферы услуг в городе. 5.

Что означает принцип минимальной дифференциации? 6.

Назовите основные группы факторов, которые необходимо учитывать при размещении сферы услуг в городе.

Каков главный фактор размещения предприятий сферы обслуживания?

Сфера услуг — представляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг населению. Сфера услуг непосредственно связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных регионов.
Быстрый рост сферы услуг в России в последнее десятилетие привел к значительному изменению структуры российского валогового внутреннего продукта. За 1990-2006 гг. общая доля сферы услуг в ВВП России увеличилась с 32,6 до 48,4%, но по уровню развития этой сферы Россия значительно уступает ведущим странам мира, где доля услуг в ВВП колеблется от 2/3 до 3/4.
Виды сфер услуг
В зависимости от роли услуг в процессе воспроизводства и характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение). Кроме этого выделяют рыночные и нерыночные услуги. К рыночным относят услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др. В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование, здравоохранение и др.

Популярные темы:

Гладкова Юлия Владимировна ассистент кафедры «Экономика и менеджмент» Волгодонского института сервиса (филиал) Южно-Российского государственного университета…

§ 9. Развитие форм рельефа Вопросы в начале параграфа Под действием каких сил постоянно изменяется…

Северная зона2. северная зонаОна занимает 2/3 территории страны, но проживает здесь лишь 5% населения. Это…

Культура ЧехииЧехия – незабываемая страна. Буквально с первого взгляда она покоряет сердца туристов красотой своих…

Общее описание ОАЭ Почему многим путешественникам нравится отдыхать в Эмиратах? Ответить на этот вопрос не…

Источник

Что такое маркетинговая среда: все просто

Узнайте, как маркетинговая среда может влиять на ваш бизнес и научитесь подстраиваться под обстоятельства

какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг. Смотреть фото какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг. Смотреть картинку какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг. Картинка про какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг. Фото какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг

Маркетинговая среда — это совокупность окружающих компанию явлений и сил, которые влияют на ее способность вести прибыльную деятельность.

Содержание

Компании занимаются бизнесом не в вакууме, а под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Одна из ключевых задач бизнеса — уметь быстро приспосабливаться к меняющимся условиям маркетинговой среды, предугадывать изменения на целевом рынке и следить за трендами.

Давайте узнаем, на какие виды делится маркетинговая среда.

Виды маркетинговой среды

Существует два основных вида: внешняя и внутренняя.

Внешняя маркетинговая среда

Это совокупность факторов, которые влияют на компанию извне. Внешняя маркетинговая среда делится на подвиды: макро- и микросреда.

В целом внешняя маркетинговая среда очень подвижна и масштабна, поэтому компании зачастую не в силах активно повлиять на нее.

Внутренняя маркетинговая среда

Это все, что касается самой компании, ее устройство и факторы, влияющие на развитие бизнеса изнутри. Компании могут влиять на внутреннюю маркетинговую среду, более того, они должны ее формировать таким образом, чтобы быть как можно сильнее и стабильнее перед влияниями внешней среды.

Давайте рассмотрим, какие факторы маркетинговой среды существуют.

Факторы маркетинговой среды

Если представить себе схему маркетинговой среды, то компания находится в центре со своей внутренней средой. Ее окружают непосредственно близкие факторы микросреды, а на всю совокупность этих факторов влияют всеобъемлющие факторы макросреды. Давайте перечислим все факторы маркетинговой среды.

Факторы внутренней среды

Факторы микросреды

Факторы макросреды

Многие из этих факторов могут влиять на ваш бизнес, поэтому важно понимать, как именно это происходит и гибко подстраивать свою маркетинговую стратегию под обстоятельства.

Поздравляем, теперь вы знаете, что такое маркетинговая среда и какие факторы могут влиять на успешность вашего бизнеса.

Источник

Принципы размещения предприятий розничной торговли

Цель данной публикации — изучить виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий; определить сущность и состав домашних хозяйств как конечных потребителей товаров на рынке.

Среди факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является одним из самых главных. Понятно, что действие этого фактора взаимосвязано и с другими (специализация, размер торгового предприятия и т.д.)

Большое значение выбору местоположения розничного торгового предприятия придавалось в России в период развития капиталистических отношений до революции 1917 г. В «Практических советах по торговой практике», изданных в 1912 г., говорилось, что если купец открывает какой-либо магазин или лавку, то делает он это для того, чтобы торговать, чтобы сбывать как можно больше товаров, чтобы получать как можно больше пользы и на эту пользу жить. Это основа каждого торгового предприятия, разумная цель его существования. Размер успеха предприятия розничной торговли зависит от величины капитала купца, его работоспособности и места, в котором расположен магазин.

В дореволюционной России выбор местоположения магазина определялся прежде всего его типом. Розничная торговля в 1900 г., несмотря на разнообразие, включала три основных типа:

Рассмотрим принципы размещения торговых предприятий на территории городов. Следует отметить, что существуют особенности в размещении торговых предприятий на территории поселений городского типа в зависимости от их размера (крупнейшие, крупные, средние, малые города и поселки городского типа). Конкретные типы магазинов по их размеру и специализации должны быть «привязаны» к районной планировке и особенностям различных городов и поселений, характеру распределения и состава населения и т.д.

При определении мест дислокации магазинов в городе также возможно выявление зон различной коммерческой активности. Исследования показали, что в качестве ключевого показателя степени активности целесообразно использовать пропускную способность магазина (розничный товарооборот на 1 кв.м торговой площади). Но с успехом могут применяться и другие показатели: количество вновь созданных на данной территории магазинов, в том числе в неприспособленных помещениях; количество мини-рынков и стихийных рынков. Число выделенных зон составило три: повышенной коммерческой активности; средней коммерческой активности; коммерческого риска.

Основные типы торговых пространств города и размещение розничных торговых предприятий

Например, одна из классификаций включает пять типов:

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения размещения розничных торговых предприятий можно выделить два подхода:

Отличительными особенностями являются расположение дискаунтеров в гипермаркетах на периферии города. Обязательными условиями являются:

Место для его строительства обычно выбирается фирмой-застройщиком с целью обеспечить постоянный приток покупателей со всего района. Любой торговый центр оборудован удобной стоянкой для автомобилей, величина которой зависит от размера его торговой площади.

Следует особо подчеркнуть, что торговые центры отличает широкий набор предоставляемых услуг. Это касается не только парковки автомобиля, но включает также возможность посетить выставку, побывать на демонстрации модной одежды, послушать лекцию на интересную тему. Сюда же входят услуги камеры хранения, бесплатное пользование телефоном. На территории имеется большое число предприятий общественного питания.

Экономические расчеты при выборе торгового центра в качестве места дислокации предприятия предполагают учет нескольких групп расходов: текущих и единовременных.

Особой разновидностью торговых пространств являются специализированные торговые центры (ареалы). Как правило, здесь нет единого арендодателя, имеется большее количество независимых торговцев, значительное скопление обслуживающих и продовольственных предприятий. Покупатели несут значительно меньшие издержки потребления.

Рассмотрим дополнительные факторы, определяющие выбор месторасположения розничного торгового предприятия. Наряду со специализацией и размером торгового предприятия на выбор места его дислокации оказывают влияние:

Товары повседневного спроса — это дешевые, регулярно покупаемые товары, отличающиеся высокой устойчивостью спроса, продать которые не составляет особого труда. Они входят в обязательную потребительскую корзину, покупаются, как правило, по привычке и продаются в многочисленных торговых точках. В качестве примера можно назвать молоко, хлеб и хлебобулочные изделия, конфеты, сигареты.

В России определен состав продуктов питания, входящих в так называемую потребительскую корзину, которая включает наиболее существенную часть товаров повседневного спроса. К ним относятся: хлеб; пшено; вермишель; картофель; капуста; лук; яблоки; морковь; сахар; говядина; колбаса; молоко; сметана; масло животное; сыр; яйца; масло растительное; мука; творог; маргарин; рыба; птица.

Магазины, торгующие дорогими товарами и предметами роскоши, лучше размещать в центральных районах, куда покупатели поедут более охотно, чем за товарами повседневного спроса или лекарствами.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Факторы размещения сферы услуг

В условиях рыночного хозяйства России в важнейший сектор ее экономики превращается сфера услуг.

Сфера услуг — представляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг населению. Сфера услуг непосредственно связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных регионов.

Быстрый рост сферы услуг в России в последнее десятилетие привел к значительному изменению структуры российского валогового внутреннего продукта. За 1990-2006 гг. общая доля сферы услуг в ВВП России увеличилась с 32, 6 до 48, 4%, но по уровню развития этой сферы Россия значительно уступает ведущим странам мира, где доля услуг в ВВП колеблется от 2/3 до 3/4.

Виды сфер услуг

В зависимости от роли услуг в процессе воспроизводства и характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение). Кроме этого выделяют рыночные и нерыночные услуги. К рыночным относят услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др. В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование, здравоохранение и др.

Рынок потребительских услуг в России формируется достаточно быстро. Объем платных услуг населению за 2000-2007 гг. увеличился более чем в 5 раз, при этом наиболее высокими темпами развития отличались услуги системы образования, медицинские, жилищно-коммунальные связи.

Территориальная организация рынка услуг определяется целым рядом факторов, среди которых можно выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический, особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.

Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т. е. наличное население, уровень его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т. д., предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной системе, организации медицинского обслуживания.

Особенности расселения сказываются на внутрирегиональных различиях размещения отраслей сферы услуг, так как их качественные характеристики в крупных городах и региональных центрах в России всегда были выше, чем в сельской местности.

Размещение сферы услуг

Огромное воздействие на развитие и размещение сферы услуг оказывает природный фактор. Отличительной особенностью северных и восточных районов России является возрастание расходов на поддержание жизни, где продолжительность отопительного сезона в 2-3 раза выше, чем на юге страны, а экстремальная климатогеографическая ситуация на значительной части территории страны является одной из причин высокой заболеваемости населения.

Социально-экономическое положение региона отражает уровень развития его производительных сил, характеризует объемы произведенного валового регионального продукта (ВРП) и определяет бюджетные возможности территории и объем денежных потоков, в том числе и на развитие сферы услуг.

В то же время экономическая освоенность территории определяет доступность услуг, прежде всего социально-культурного характера, и возможность решения проблем развития человеческого потенциала. Периферийное положение большинства населенных пунктов обусловливает наличие в них самого сложного набора социальных проблем — минимальную доступность разного вида услуг в сочетании с низкими качественными характеристиками населения.

Огромное воздействие на формирование и развитие сферы услуг оказывает исторически сложившееся размещение ведущих отраслей в столичных городах. До сих пор две российские столицы отличаются высоким уровнем территориальной концентрации сферы услуг. Так, здесь проживает более 10% населения России, но расположено 30% вузов, где обучается свыше 24% учащихся высшей школы, работает 17, 1% врачей, находятся крупнейшие музеи и выставочные залы, библиотеки, ведущие театры страны, функционирует 51% банков РФ.

Одновременно следует учитывать и особенности потребления услуг, процесс производства которых, как правило, совпадает с их потреблением. При этом различают услуги повседневного спроса, постоянно используемые большей частью населения, проживающего на данной территории (услуги общественного транспорта, службы быта, системы образования, коммунальные услуги и др.) и размещаемые равномерно в пределах населенной зоны. Периодически потребляемые услуги (медицинские, рекреационные, культурные) учитывают тяготение населения к соответствующим центрам, а услуги, к которым обращаются эпизодически (строительство жилья, юридические консультации, специализированная медицинская помощь) пространственно разряжены.

Воздействие этих факторов на территориальную организацию сферы услуг находит отражение в сложившемся размещении ряда ее отраслей, где только население Центрального и отчасти Северо-Западного районов, включая Калининградскую область, в достаточной мере обеспечено разнообразными видами услуг.

В целом территориальная организация платных услуг населению отражает социальную и экономическую неоднородность российского пространства. К началу ХХI в. в России сформировалось три типа регионов с наиболее контрастными социальными характеристиками. Первый из них — Европейский Центр, где завершены процессы урбанизации и демографического перехода, преобладает сильно постаревшее население, особенно в сельской местности; относительно высока обеспеченность городских жителей жильем и основными видами социальной инфраструктуры, значительны различия в уровне и качестве жизни городского и сельского населения. Второй тип регионов — республики Северного Кавказа и юга Сибири, не завершившие демографический переход и слабоурбанизированы: здесь омоложенная возрастная структура, преимущественно низкая обеспеченность разными видами услуг, минимальные доходы и невысокий уровень образования. Третий тип — регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где возрастная структура омоложена в результате миграции, городское население имеет наиболее высокие доходы в стране и одновременно крайне низкую обеспеченность социальной инфраструктурой.

Особое место в сфере услуг занимает социальный комплекс, куда относят здравоохранение, образование, туризм, культуру и искусство и др.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Одна из первичных жизненных потребностей человека — это потребность в жилище, обеспечивающем благоприятную среду обитания и определяющем качество жизни. Жилой фонд России составляет 3, 1 млрд. м2 общей площади и по видам собственности включает частный, государственный, муниципальный, общественный жилищные фонды и жилищный фонд коллективной собственности.

Степень обеспечения населения РФ жильем (21, 5 м2 в 2007 г. на одного жителя), его благоустройство, а также уровень развития и организации жилищно-коммунального хозяйства значительно уступает развитым странам мира. В 2007 г. водопровод был оборудован у 88% площади всего городского жилищного фонда и 45% — у сельских населенных пунктов; канализацией обеспечивалось 86% всего жилищного городского фонда, а в сельских населенных пунктах этот показатель составлял 35%.

В предреформенные годы наибольшей обеспеченностью жильем отличались центральные и северо-западные районы России, имеющих значительный жилой фонд, где высокоурбанизированные территории отличаются благоустроенным жильем, а аграрные районы значительно отставали по степени комфортабельности жилого фонда.

В 1990-е гг. сокращение естественного прироста и массовый отток населения из восточных районов способствовал росту обеспеченности жильем (Чукотский АО — 29, 4 м2 на одного жителя). Напротив, на юге европейской части России обострение жилищной проблемы главным образом обусловлено усиливающейся нагрузкой на эту сферу беженцев из кавказских республик.

Здравоохранение представляет собой систему социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Состояние здравоохранения и оказание медицинских услуг обусловлено характером финансирования этой отрасли, обеспеченностью населения медицинской помощью и использованием медицинских учреждений. Величина расходов на здравоохранение в мире в целом к началу ХХI в. составляла 8% ВВП, в экономически развитых странах — 9, 2, в развивающихся — 4, 7%, в а России уже многие годы она сохраняется на уровне 3, 1-3, 5, хотя согласно рекомендациям ВОЗ этот показатель должен составлять 5% ВВП.

При этом Россия уже многие годы занимает первое место в мире по обеспеченности населения страны врачами (49, 8 на 10 000 жителей), в структуре специальностей которых, зависящей от частоты обращений за медицинской помощью, преобладают терапевты (более 1/5), хирурги (1/9), педиатры (1/10) и стоматологи (1/12). Однако кризисное положение материально-технической базы отрасли не позволяет в полной мере использовать потенциал высококвалифицированных специалистов.

Несмотря на рост обеспеченности населения врачами, выделяются регионы- лидеры, что связано либо с историческими факторами развития отрасли (Москва, Санкт-Петербург), либо с усилением депопуляционных процессов (Смоленская, Ярославская области, Хабаровский край), либо с усилением социальной политики на данной территории (Республика Северная Осетия-Алания, Астраханская область).

Образование

Сильная социальная политика предшествующих десятилетий в области образования способствовали широкому охвату населения различными видами обучения и по выпуску специалистов в расчете на 10 тыс. жителей, Россия, согласно данным ЮНЕСКО, входит в первую десятку стран мира.

Развитие и размещение системы образовательных учреждений, которые в России представлены тремя уровнями (общие образовательные, средние специальные и высшие учебные заведения), во многом определяются демографической ситуацией.

Особое место занимает дошкольное образование. Резкое падение рождаемости в 1990-х гг. на фоне экономического кризиса привело к сокращению охвата детей дошкольными учреждениями на Северном Кавказе, в Центральном Черноземье. Исключение составляют северные территории России, где обеспеченность детей постоянными дошкольными учреждениями примерно в 1, 5 раза выше, чем в среднем по России.

Система общего среднего образования отличается повсеместностью размещения. В стране работают государственные дневные общеобразовательные учреждения различных видов, развивается сеть частных школ, из которых более 1/3 расположено в Центральном районе, главным образом в Москве и Московской области, а также в крупных городах России.

Размещение системы среднего профессионального образования ориентируется на городскую среду и до сих пор основными районами подготовки специалистов среднего звена для различных отраслей народного хозяйства остаются Центр и Урал, где сосредоточено почти 2/5 учебных заведений, обеспечивающих квалифицированными кадрами все районы страны.

Богатые традиции в подготовке специалистов имеет российская высшая школа. В настоящее время в системе высшего образования страны работает более 1 тыс. вузов. Среди государственных вузов явно преобладает подготовка специалистов технического и естественно-научного профиля, а среди негосударственных — финансово-экономического. Распределены вузы по территории России крайне неравномерно. Более 1/3 вузов страны находятся в Центре и Северо-Западе, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, где высока доля негосударственного сектора высшей школы.

Информационные услуги, предоставляемые на российском рынке, постоянно растут и расширяются. Они являются непременным условием динамичного развития рыночной экономики. Возможность получения и использования электронных информационных ресурсов превращается в ключевой фактор развития России в ХХI в.

Значительную часть информационных услуг составляют услуги связи, обеспечивающие пространственное перемещение информации, не создавая при этом нового продукта. Размещение телефонных аппаратов (телефонная емкость) отличается их сосредоточением в Западной зоне страны, где наиболее высокие показатели телефонной плотности (число телефонов на 100 жителей) имеют Северо-Западный и Центральный районы, главным образом за счет Москвы и Санкт-Петербурга. В конце 1990-х гг. в стране ускорился процесс внедрения цифровых систем связи и по количеству крупных проектов в области телекоммуникаций Россия опережает все страны мира. К 2010 г. цифровизация телефонной системы связи должна составить 94%.

Наиболее высокими темпами развивается мобильная связь, включающая сотовую связь, пейджинг, транкинг, беспроводной телефон. При этом происходит постепенное территориальное перераспределение числа абонентов — сокращается доля Москвы и растет удельный вес регионов (52% в 2001 г. и 17% в 2007 г.).

Новой средой создания и распространения информации являются компьютерные сети, стирающие географические, политические или этнические границы, которые больше всего используются в науке и образовании, меньшие — в торговле и заготовках. Переход к постиндустриальной стадии инновационной волны в сфере информационных технологий и превращает Интернет в приоритетную отрасль экономики.

Услуги культуры представляют объекты культуры и искусства, кинематографии, печати, телевидения и радиовещания, осуществляющих производство, сохранение, тиражирование, распространение и организацию потребления населением благ и услуг культурного и информационного назначения.

Культурный потенциал России огромен и уникален — это театры, музеи, в том числе под открытым небом (Суздаль, Ростов Великий, Углич, Великий Устюг, Кириллов), массовые библиотеки с фондом свыше 1, 1 млрд. экз.; киноустановки с платным показом, распределенных относительно равномерно — пропорционально численности населения.

Однако резкое сокращение бюджетных ассигнований на культуру в годы рыночных реформ поставило эту сферу в тяжелейшее положение. В нашей стране на 1 млн. жителей приходится 3, 2 театра (в Австрии — 24, Швеции — 13, 6, Франции — 9, 6), 10 музеев (в Нидерландах — 35, Швеции — 34, Чехии — 33), 368 библиотек (в Финляндии — 2500, Чехии — 708). Даже в Москве обеспеченность музеями, театрами, концертными залами, библиотеками существенно ниже, чем во многих европейских столицах. Растет охват населения телевидением и радиовещанием. Несмотря на повсеместность размещения объектов культуры и массовой информации наибольшей обеспеченностью ими отличаются два района — Центральный и Северо-Западный, прежде всего Москва и Санкт-Петербург.

Услуги делового характера включают услуги кредитно-финансовые, рекламы, посреднические, маркетинговые, по обработке данных и информационному обеспечению, в области права и аудита и др. Размещение этих услуг отличается высоким уровнем территориальной концентрации — сосредоточением в Центральном экономическом районе — форпосте рыночных преобразований в России. Так, здесь функционирует свыше половины из почти 1200 коммерческих банков, действующих в стране, главным образом в Московском регионе (57%); получают 3/4 всей выручки от реализации рекламных услуг в стране, которую обеспечивают 2/3 рекламных агентств, зарегистрированных в России; 60% выручки от реализации продукции организаций, оказывающих услуги в области аудита, более 50% услуг правового характера и др.

Рекреационные услуги обеспечивают восстановление и развитие физических и духовных сил человека, создавая для него наиболее благоприятную среду обитания. Среди видов рекреационной деятельности выделяют санаторно-курортное лечение, туризм и экскурсии, организацию мест отдыха (дома, базы отдыха, пансионаты, спортивно-оздоровительные лагеря) и формирование городских, пригородных, приморских зон отдыха.

Россия обладает богатым и разнообразным рекреационным потенциалом — благоприятные климатические ресурсы южных районов европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока, огромная площадь рекреационных лесов, густая речная сеть, озера и водохранилища, целебные минеральные источники, морские побережья Северного Кавказа, Балтийского взморья и Японского моря, горные ландшафты Хибин, Урала, Кавказа, Саян, Забайкалья — который используется всего на 8-10 % и обеспечивает обслуживание лишь 1% мирового туристического рынка. Созданное в стране рекреационное хозяйство лишь наполовину обеспечивает потребности населения в организованном отдыхе и лечении, на 20-30% — в туристическо-экскурсионном облслуживании.

Размещение рекреационного хозяйства России отличается крайней неравномерностью. Более 3/5 суммарной емкости рекреационных учреждений сосредоточено на территории трех районов европейской части страны, при этом на Северном Кавказе и в Калининградской области преобладает санаторно-курортная сеть, а в Центре и Северо-Западе — предприятия, обслуживающие въездной туризм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *