какие факторы влияют на состояние двигательной сферы детей
Биологические и природные факторы, обуславливающие двигательную активность дошкольников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА
«Биологические и природные факторы, обуславливающие двигательную активность дошкольников»
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм.
Под воздействием движений, в организме ребёнка идёт мышечная работа, которая усиливает обмен веществ, повышает деятельность сердца и легких, вызывает изменения в составе крови. Укрепляются мышцы, они становятся более упругими, сердце становится более сильным, выносливым. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы, но и увеличивает энергетические резервы организма. Таким образом, организм ребенка, благодаря движениям укрепляется.
Движение одновременно влияет на укрепление нервной системы, что очень важно в дошкольном возрасте. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и, тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
1. Сущность и значимость двигательной активности для детей дошкольного возраста
Движение – главное проявление жизни, без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.
Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.
Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским [1]. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма).
Т.И. Осокина и Е.А. Тимофеева отмечает, что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность [4]. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22–24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т. к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность».
В психолого-педагогической литературе двигательная активность рассматривается как:
главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию;
основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя ( И.А. Аршавский ) [1];
кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами;
удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения».
Можно отметить двигательную активность как биологическую потребность организма, от степени удовлетворения которой, зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Установлено, что уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяется не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребенка, индивидуально-типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависит от внешних условий – гигиенических, социально-бытовых, климатических и т.д.
2. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой.
К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».
Выделяют три уровня двигательной активности:
1. Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.
2. Средний уровень. Характерны средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности
3. Низкий уровень – малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость.
Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Каждый ребенок обладает своим типом двигательной активности.
Выделяют следующие двигательные типы ребенка (Л.М. Лазарев):
Общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что рекомендуется условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности.
Таким образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.
3. Биологические и природные факторы, обуславливающие двигательную активность дошкольников
Двигательная активность обусловлена многими факторами:
Социальными (режим дошкольного учреждения, профессиональная
подготовленность воспитателя, постановка физического воспитания).
Природными (климат, сезоны года)
Сезонные колебания двигательной активности. Наиболее важной
Недельная динамика двигательной активности. Суточный объем естественной двигательной активности изменяется и по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и резко падая к пятнице, что может быть обусловлено общим утомлением детей и соответствующим снижением их активности. Наиболее высокая двигательная активность отмечается в среду и четверг, ее объем в среднем выше на 10% по сравнению с другими днями недели.
Двигательная активность также зависит от климатических условий. В районах Крайнего Севера она на 40-60 % меньше, чем в средней полосе, в условиях жаркого климата в летний период она на 2-3 тысячи шагов ниже по сравнению с другими сезонами года. Величина двигательной активности зависит и от места жительства: у детей, проживающих в городах, ее объем меньше, чем у детей из сельской местности.
В двигательной активности девочек и мальчиков существуют различия. Половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны, по объему — более значимы, а по интенсивности — значительны в пользу мальчиков. Отмечается наличие несущественных различий в средних величинах объема двигательной активности у мальчиков и девочек 5-7 лет. Так средний объем ДА мальчиков 6 лет в самостоятельной деятельности составляет 2500 движений, девочек 2210 движений. Средний объем ДА мальчиков и девочек 7 лет в самостоятельной деятельности составляет 3275 и 3040 движений соответственно. Таким образом, мальчики по сравнению с девочками более подвижны в самостоятельной деятельности. В организованной деятельности эти отличия менее заметны (Рунова М.А.)
Двигательная активность детей 5-7 лет имеет ярко-выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития. Высокий уровень двигательной активности характерен для холериков и сангвиников (ходят быстро, ритмично, говорят громко и т.д.). Низкий – для меланхоликов и флегматиков (ходят плавно, речь спокойная, тихая и т. д.).
Таким образом, двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.
Знание особенностей двигательной активности детей, степени обусловленности ее воспитанием и обучением, факторов, влияющих на двигательную активность дошкольников, необходимо для правильного построения процесса физического воспитания детей.
Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей дошкольного возраста.
галина кузнецова
Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей дошкольного возраста.
Кузнецова Галина Алексеевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 472 комбинированного вида г. Челябинска (МБДОУ ДС № 472)
В последнее время увеличилось количество дошкольников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Сегодня мы все чаще слышим слово «гиподинамия», что означает «недостаток движения». Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь,которая звучит угрожающе: нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. За этим понятием скрываются мышечная недостаточность, нарушения осанки, сколиозы, масса функциональных нарушений со стороны важнейших органов и систем. В МБДОУ ДС № 472 с 1993 года функционируют группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Поэтому, задача педагогов и родителей — создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных периодов для развития определенных двигательных умений.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом внедрить здоровьесберегающие технологии в условиях МБДОУ ДС № 472 правильно? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность заниматься физической культурой и спортом.
В рамках ФГТ система коррекции – это комплексная помощь и сопровождение семьям, детям, находящимся в сложном социальном развитии, а профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепления состояния здоровья, порядка. Поэтому важно определиться с организационной формой, моделью коррекционной интеграции и простроить вертикаль управления в рамках внедрения консолидации усилий участников коррекционно–развивающего, образовательного процесса в сфере сопровождения детей со специальными потребностями. Следовательно, возникла необходимость для создания такой системы работы, при которой происходила бы эффективная интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. А это в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического здоровья ребенка и формированию привычки здорового образа жизни. Поэтому, мы остановились на модели социально-образовательной интеграции.
Структура многокомпонентной модели социально-образовательной интеграции в системе работы по направлению коррекции в МБДОУ детский сад № 472, которая состоит из 4 интегрированных блоков. В рамках блоков создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста,которая ведется по 4 направлениям: физическое, психическое, валеологическое, нравственное здоровье.
2. Развивающий блок реализуется через систему дополнительного образовании. При этом создаются условия взаимодействия детей с нарушениями развития и их нормально развивающимися сверстни-ками.Для успешной работы и для достижения положительных результатов соблюдаются следующие принципы: эмоциональный настрой; индивидуальный подход к детям по дозировке нагрузки. Яркие впечатления дети получают на праздниках и развлечениях. Радостное звучание музыки, костюмы, оформление и другие факторы влияют на эмоциональный заряд детей. В работе используются здоровьесберегающие технологии. Это позволяет развивать социально значимые интегрированные качества у детей: настойчивость, любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость и другие качества, необходимые для развития ребенка, как субъекта двигательной деятельности. Таким образом, оздоровительную направленность имеют не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду, в том числе культурно – массовые мероприятия.
3. Общеобразовательный блок. В настоящее время главным вопросом является вопрос планирования и содержания образовательного процесса в возрастных, интегрированных группах в соответствии ФГТ. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются общие требования, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие через интеграцию всех образовательных областей. Содержание образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» «Безопасность» направлены на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Они являются главными в укреплении здоровья у детей и в интеграции образовательных областей. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, переносятся на формирование культуры здоровья, где приоритетным направлением становится здоровье ребенка. Решать поставленные цели и задачи предлагается с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детейс ограниченными возможностями здоровья рассчитывается с учетом направленности программы: в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования. Время, отведенное на образовательную деятельность (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, включает квалифицированную коррекцию недостатков в физическом развитии детей. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом и педагогическим коллективом МБДОУ ДС № 472.
4. Специальный (коррекционный) блок предназначен для коррекции нарушений у воспитанников.Решаем мы эти задачи совместными усилиями: МБДОУ ДС № 472, семья, МБУЗ № 3, ПМПК района. (Внешняя интеграция) Такое партнерство требует четких и открытых связей, обмена информации и совместных планов на будущее. Совместная работа с детской городской поликлиникой № 3 позволяет осуществлять совместное планирование оздоровительно-профилактических мероприятий. Лечение дефектов осанки и деформаций опорно-двигательного аппарата носит комплексный характер и предусматривает широкое использование лечебной физической культуры, плавания, массажа, закаливания, сауны и фиточая в режиме МБДОУ ДС № 472. В настоящее время в деятельности МБДОУ № 472 успешно внедрены следующие здоровьесберегающие технологии для детей с НОДА: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии, технологии музыкального воздействия.
Таким образом, создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. В данной системе собрана вся необходимая для организации оздоровительной деятельности информация и определены ее стратегические направления и механизмы реализации, она является основой моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный период его функционирования.
5. Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье. –М: Просвещение, 2003. – 87с.
8. Методическое письмо об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии дошкольных образовательных учреждениях / Минобразования Р. Ф. от 16 января 2002г.
Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников
рыжкова светлана николаевна
Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников
1. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости к заболеваниям. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.
Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
• формирование моральных качеств (выносливости, силы воли);
• развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
• профилактика простудных заболеваний;
• профилактическая работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии;
• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Формы организации физкультурно-оздоровительной работы:
• двигательно-оздоровительные физкультминутки;
• закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
• дни здоровья;;
• физкультурные досуги, праздники, развлечения
• самостоятельная двигательная активность;
• работа с родителями.
Основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей происходит в непосредственно образовательной деятельности.
Дети, регулярно занимающиеся физкультурой,имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
Необходимо формирование активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получении удовольствий от игр, упражнений, танцев. Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера.
Очень важен и активный отдых:
— неделя здоровья;
— физкультурно-спортивные праздники на воздухе ;
— упражнения с элементами спортивных игр;
Правильно организованная двигательная активность детей является важным условием их всестороннего развития и воспитания. Ее основная задача – улучшение здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную так и самостоятельную.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Физкультурные занятия проводятся в игровой, занимательной форме
Признаки утомления у детей появляются через7-9 минут. Поэтому физминутки должны быть необходимой составляющей любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ.
К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются задачи двигательной активности. Дети отчетливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребенка оно проявляется по-разному, индивидуально. Подвижная игра проходит через всю человеческую жизнь. Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным.
Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Способствует плавному переходу от сна к бодрствованию ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА Основное содержание гимнастики после дневного сна общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности.
То есть, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняют друг друга и обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.
Двигательная активность детей посредством посещения зоопарка г. Ростова-на-Дону Зоопарк,как всем известно, это музей живой природы, в котором вы знакомитесь с представителями животного мира нашей планеты. Здесь изучают.
Двигательная активность детей во время прогулки. Подвижная игра «Боулинг» Цель игры: Развивать глазомер, меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища у детей, умение.
Двигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик.
Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» В нашем ДОУ продолжается летний оздоровительный период. Дошколята больше времени.
Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.
Консультация для родителей «Двигательная активность детей» «Активность ребёнка – залог его здоровья» От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние.