какие факторы влияют на уровень качества изделий

Какие факторы влияют на уровень качества изделий

Библиографическая ссылка на статью:
Казяева И.А. Факторы, оказывающие влияние на качество продукции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68914 (дата обращения: 20.10.2021).

Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия, так как в значительной степени определяет его выживаемость в условиях рынка. Выпуск качественной продукции – это один из наиболее надежных способов для фирмы обеспечить себе путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

На качество продукции оказывает влияние большое количество факторов. Значительная степень их влияние на обеспечение высокого качества продукции приходится на этап проектирования продукции (80 %), затем на процесс контроля и регулирования технологических процессов (15 %) и на процесс контроля качества готовой продукции (5 %).

В работе Е.А. Шацких факторы, влияющие на качество продукции, представлены в виде 2-х крупных блоков: внешние факторы и внутренние факторы (Рисунок 1).

какие факторы влияют на уровень качества изделий. Смотреть фото какие факторы влияют на уровень качества изделий. Смотреть картинку какие факторы влияют на уровень качества изделий. Картинка про какие факторы влияют на уровень качества изделий. Фото какие факторы влияют на уровень качества изделий

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на качество продукции [3]

Таким образом, автором рассматриваются факторы как внутренней, так и внешней среды организации. Факторы внешней среды являются основой для формирования качества в условиях рыночных отношений. Как отмечает автор, особое значение среди данных факторов занимают конкурентные, которым на предприятиях должно уделяться пристальное внимание. Предприятие не может оказать влияние на факторы внешней среды, однако, своевременный учет их действия с целью прогнозирования возможных колебаний способен обеспечить более быструю адаптацию организации в конкурентной среде.

Более детальную характеристику автор приводит для внутренних факторов:

Деление факторов на внешние и внутренние позволяет более комплексно подойти к вопросу изучения и минимизации их возможного негативного воздействия на качество продукции. Также в некоторых источниках особое внимание уделяется человеческому фактору и выдвигается предложение рассматривать его как отдельную группу. Так как в современных экономических условиях между предприятиями наблюдается конкурентная борьба за высококвалифицированные кадры, данное предложения, с авторской точки зрения, является целесообразным (Рисунок 2).

какие факторы влияют на уровень качества изделий. Смотреть фото какие факторы влияют на уровень качества изделий. Смотреть картинку какие факторы влияют на уровень качества изделий. Картинка про какие факторы влияют на уровень качества изделий. Фото какие факторы влияют на уровень качества изделий

Рисунок 2 – Группы факторов, влияющие на качество продукции

Внешние и внутренние факторы при данной классификации сохраняют свои характеристики и деление на составные элементы. Делается больший акцент на то, что при наличии у предприятий одинаковой техники и технологии, снабжение их одинаковыми материалами и комплектующими, именно человеческий фактор будет являться определяющим. К данному фактору можно отнести: квалификацию, опыт, профессионализм, заинтересованность персонала, активность и инициативу, обмен передовым опытом, наставничество и др. [3].

В учебном пособии Н.С. Сачко совокупность факторов, влияющих на качество продукции, представлена в виде диаграммы Исикавы («рыбьего скелета») (Рисунок 3).

Из диаграммы следует, что автор основной акцент делает на факторы внутренней среды организации. В своем подходе он располагает их последовательно, в порядке прохождения продукции по этапам ее жизненного цикла внутри предприятия (слева направо): проектирование (проект продукции, исходные материалы), производство (оборудование, человек), контроль продукции (методы контроля, измерение уровня качества). Каждый их представленных элементов оказывает большое влияние на уровень качества выпускаемой продукции, однако при прочих равных условиях большое внимание следует уделить человеческому фактору как основе конкурентоспособности товара и продукции в современных экономических условиях.

какие факторы влияют на уровень качества изделий. Смотреть фото какие факторы влияют на уровень качества изделий. Смотреть картинку какие факторы влияют на уровень качества изделий. Картинка про какие факторы влияют на уровень качества изделий. Фото какие факторы влияют на уровень качества изделий

Рисунок 3 – Факторы, влияющие на качество продукции [2]

В учебных пособиях Е.О. Ермолаевой и Г.И. Шевелёвой предлагается деление всей совокупности факторов на 4 группы: технические, организационные, экономические и социальные (Таблица 1).

Таблица 1 – Классификация факторов, влияющих на качество продукции [1, с 6-8; 4,с 7-8]

Факторы, влияющие на качество продукции
ТехническиеОрганизационныеЭкономическиеСоциальные

    Следовательно, в подходе, представленном данными авторами, также рассматриваются факторы, влияющие на качество с позиции организации внутренней среды предприятия. Однако в этом случае они представлены в виде укрупненных групп факторов. Особое значение при формировании внутренней инфраструктуры обеспечения качества приобретают состояние оборудования, тип производимой продукции, обеспеченность материалами, качество трудовых ресурсов и материальное стимулирование/наказание персонала.

    На основании вышерассмотренных подходов к классификации факторов, оказывающих влияние на уровень качества выпускаемой предприятием продукции, предлагаем обобщенный вариант деления всех факторов, с выделением основных крупных блоков и детализацией составляющих их элементов (Таблица 2).

    Таблица 2 – Авторская классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции

    Факторы
    ВнешниеЧеловеческий факторВнутренние
    ТехническиеУровень развития техники и технологииКвалификацияТехническиеВид изготавливаемой продукции
    Осуществление НИОКР, частота внедрения новшествОбразованиеСостояние оборудования
    ДругоеОбщая эрудицияКачество материалов
    Социально-культурныеТип потребительской культурыОпытдругое
    Уровень жизни населенияОтношение к работеОрганизационныеПланомерность, ритмичность работы
    Демографическая ситуацияПолОрганизация труда и отдыха
    ДругоеВозрастОбеспеченность материалами
    ЭкономическиеУровень доходов населенияДругоеДругое
    Финансирование научных исследованийЭкономическиеВеличина заработной платы
    Программы поддержки бизнесаУдержания за брак
    ДругоеСебестоимость продукции
    Другое
    СоциальныеПодбор кадров
    Повышение квалификации сотрудников
    Жилищно-бытовые условия
    Другое

    В предложенной классификации сохраняется деление всех факторов на внутренние и внешние, с выделением человеческого фактора в отдельный блок. По каждому блоку приводятся характеристика элементов, его составляющих. Данный подход в общем виде представляет всю совокупность факторов, способных оказать влияние на уровень качества производимой продукции и позволяет визуально представить некоторые из них.

    Таким образом, качество продукции – это многоуровневая, системная категория, которая отражает способность организации удовлетворять потребности всех сторон, заинтересованных в ее деятельности, достигая при этом устойчивого развития в постоянно меняющихся конкурентных условиях. Растущие требования к качеству выпускаемой продукции – одна из характерных черт не только российского, но и мирового рынка. Поэтому в условиях конкурентной борьбы смогут успешно развиваться только те предприятия, которые осуществляют грамотное управление качеством продукции, так как оно является одним из ключевых элементов конкурентоспособности товаров и услуг.

    Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

    Оставить комментарий

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

    &copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

    Источник

    ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

    К основным факторам, влияющим на качество продукции, относят:

    -производственные (сырье, материалы, комплектующие, оборудование, инструменты технологии);

    -человеческие (навыки и знания, организованность и дисциплинированность работников);

    -экономические (системы стимулирования, определение оптимальной себестоимости).

    На качество влияют различные факторы: при проектировании, в процессе производства и эксплуатации.

    На проектно-конструкторском этапе основные факторы следующие: а) тщательное маркетинговое исследование предполагаемых изделий; б) глубокая предпроектная разработка продукции; в) технико-экономическое обоснование продукции и эксплуатационных характеристик; г) использование стандартизированных и унифицированных деталей, узлов; д) сокращение топливных и горюче-смазочных материалов на единицу изделия и т. д.

    На производственном этапе к основным факторам можно отнести: а) уровень технического перевооружения и реконструкции предприятий; б) комплексная механизация и автоматизация процессов; в) стандартизация и унификация; г) эффективный входной контроль сырья и материалов и т.д.

    На стадии эксплуатации решающими факторами будут: а) строгое соблюдение режимов использования, предусмотренных технической документацией; б) максимальная загрузка с учётом номинальной мощности и т.д.

    Все вышеуказанные факторы действуют в определённых условиях. К ним можно отнести формы организации труда, производственных процессов и т.д.

    Факторы, влияющие на качество продукции, могут подразделяться на объективные (технический уровень производства, оборудование, уровень технологии и др.) и субъективные (личная заинтересованность в результатах труда, уровень образования, профмастерство и др).

    СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

    Системный подход к вопросам управления требует рассматривать систему управления качеством продукции как неотъемлемую, а не автономную часть управления предприятием.

    Сущность системного подхода к управлению качеством базируется на собственности принципов, которые отражают его содержание и особенности:

    Системный подход представляет собой явное выражение процедур определения объектов как систем и служит способом их специфического системного исследования (описание, предсказание и т. д.).

    Содержание системного подхода к управлению качеством заключается в определении взаимосвязанных процессов и управлении ими, осуществляемыми в организации, как системой для достижения ее целей в области качества, направленных на повышение результативности и эффективности деятельности организации. Таковой является система менеджмента качества, построенная на основе процессной модели.

    ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА: ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВНАЯ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

    Система обеспечения качества продукции базируется на стандартизации. Обязательные требования к качеству включены в государственные стандарты Российской Федерации — стандарты на продукцию. Номенклатура показателей качества однородной продукции устанавливается в государственных стандартах Системы показателей качества (СПК).

    Общепринятым документом, подтверждающим качество продукта, является сертификат. Сертификат удостоверяет, что изделие соответствует определенному стандарту качества или другому нормативно-техническому документу.

    Нормативная документация представляет собой документы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам и доступные широкому кругу пользователей. В первую очередь, к таким документам относятся так называемые стандарты.

    На территории России действуют следующие категории стандартов:

    · ГОСТ Р – государственный стандарт РФ,

    · ОСТ – отраслевой стандарт,

    · ТУ – технические условия,

    · СТП – стандарты предприятий и объединений (союзов, концернов, акционерных обществ и др.),

    · СТО – стандарты научно-технических и инженерных обществ,

    · ГОСТ – межгосударственный стандарт СНГ,

    · ИСО (ISO) – международный стандарт.

    Стандарт общих технических условий содержит следующие разделы:

    · классификация, основные параметры и (или) размеры,

    · общие технические требования,

    · требования охраны окружающей среды,

    · транспортирование и хранение,

    · указания по эксплуатации (ремонту, утилизации),

    Требования к качеству продукции можно найти в разделе «Общие технические требования», содержащем следующие подразделы:

    · характеристики (показатели) качества,

    · требования к сырью, материалам, покупным изделиям,

    1. Обеспечивает взамозаменяемость элементов сложной продукции.

    2. Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах.

    3. Содействует взаимообмену научно-технической информацией.

    4. Содействует международной торговле.

    5. Ускоряет научно-технический прогресс участников международных организаций.

    Сертификация представляет собой деятельность органов по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

    Обычно в практике производства участвуют две стороны – производитель товара и потребитель. Продавец – это посредник, который процесс продажи, но к качеству продукции это отношения не имеет. Сертификация – это действие третьей стороны, которая путем аккредитации получила от государства право удостоверять качество продукции.

    Положительным результатом сертификации является документ, называемый сертификатом соответствия, подтверждающий соответствие объекта сертификации всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Этот документ практически означает допуск товара (услуги) на рынок.

    В России сертификация может производиться по двум основным схемам: обязательной и добровольной.

    Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. За рубежом не существует деления сертификации на обязательную и добровольную.

    Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2179 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    Источник

    ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

    Качество выпускаемой продукции по праву относится к важ­нейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно по­вышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

    Увеличение производства высококачественных изделий казахстан­скими предприятиями в конечном итоге должно привести к ин­тенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности казахстанских товаров на внут­реннем и мировом рынках. Современным предприятиям необхо­димо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

    Понятие качества продукции регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому документу под качеством пони­мается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее при­годность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

    Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обуслов­ленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94).

    С понятием качества тесно связаны такие понятия, как техни­ческий уровень продукции, конкурентоспособность товара, петля качества, показатели качества.

    Технический уровень продукции может быть определен как от­носительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями соответст­вующих базовых показателей. Технический уровень продукции является составной частью ее качества, отражается в различных показателях (производительности, безопасности, экономических параметрах и др.) и повышается в результате применения ориги­нальных конструктивных решений, использования новых мате­риалов, внедрения прогрессивных технологических процессов производства, контроля и испытаний продукции.

    Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

    Под петлей качества понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие этапы:

    Факторы и показатели влияющие на качество продукции

    Под показателями качества понимают взаимосвязанную сово­купность показателей продукции, характеризующих ее назначение, надежность, технологичность, уровень стандартизации и унифи­кации, эргономические, эстетические, экологические свойства, патентно-правовые аспекты, транспортабельность, безопасность, экономические параметры.

    В общей совокупности показателей качества продукции выде­ляют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.

    Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, может относиться объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем вы­пуске продукции данной группы, а также величина экономичес­кого эффекта от использования продукции повышенного качества. К обобщающим показателям относятся также показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности. Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии и в отрасли.

    Единичные и комплексные показатели качества применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции и характера ее производ­ства. Они используются в работе конструкторов и технологов при создании и освоении новых и модернизации ранее освоенных изделий, при техническом контроле их производства и в других целях.

    Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:

    При оценке технического уровня и качества продукции исполь­зуются следующие основные группы показателей качества:

    В настоящее время кроме перечисленных выше традиционных групп показателей при оценке технического уровня и качества продукции используются также экологические показатели, пока­затели безопасности и транспортабельности продукции, показатели однородности продукции.

    Показатели назначения характеризуют свойства продукции, оп­ределяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.

    Показатели назначения подразделяются на показатели:

    Показатели назначения относятся к эксплуатационным показателям (показателям технического уровня), входящим, в свою очередь, в группу технических показателей качества продукции. Показатели назначения характеризуют степень соответствия изделия его целевому назначению, конструктивное исполнение и основные размеры, устойчивость к внешним воздействиям (механическим, тепловым, климатическим и др.), к нагрузкам и т.д.

    В качестве общего примера показателей назначения для машин и оборудования можно назвать такие показатели:

    Применительно к конкретным видам машин и оборудования показателями назначения являются подача компрессора, мощность привода металлорежущего станка, расход электроэнергии на еди­ницу работы насоса, грузоподъемность и вылет стрелы крана, объем ковша экскаватора, скорость ленточного конвейера и т. п.

    Для изделий радиоэлектроники, например для усилителя низкой частоты, показателями назначения могут быть выходная мощность, полоса воспроизводимых частот, динамический диапазон и др.

    Для продукции, свойства которой зависят от ее состава и струк­туры, например для пищевых продуктов, показателями назначе­ния может быть процентное содержание жиров, белков, углеводов, витаминов и т. п.

    Показатели назначения играют важную роль в оценке качества, на их основе часто строят критерии оптимизации процесса управ­ления качеством продукции, используемые для нахождения наи­лучших управленческих решений.

    Показатели назначения продукции зачастую довольно тесно вза­имосвязаны с другими показателями, определяющими ее качество (экономическими, эргономическими, эстетическими, показателями надежности, безопасности и др.). Если не обеспечены требуемые значения взаимосвязанных показателей качества, то продукции иногда весьма сложно эффективно выполнять свое назначение.

    При оценке уровня качества продукции очень важно правильно выбрать номенклатуру показателей назначения.

    При выборе номенклатуры показателей назначения обычно учитываются:

    Отраслевые документы по оценке уровня качества содержат перечни наиболее часто употребляемых показа­телей назначения продукции отрасли.

    Разделение совокупности показателей назначения на различ­ные подгруппы (классификационную, конструктивную, состава и структуры, технического совершенства) не является обязательным во всех случаях, однако существенно облегчает выбор конкретной номенклатуры показателей назначения.

    Важное место в оценке технического уровня и качества про­дукции занимает определение надежности.

    Надежность — это свойство продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение эксплуатационных пока­зателей. Из определения следует, что надежность изделия тесно связана с его работоспособным состоянием, поэтому показатели надежности и выражают его.

    К числу основных показателей надежности относятся:

    Номенклатура показателей надежности, основные методы их расчета и экспериментального определения регламентированы соответствующими стандартами.

    Безотказностью называется свойство изделия (машины, агре­гата и т. п.) выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплу­атационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки в конкретных усло­виях и режимах эксплуатации этого изделия.

    Показателями безотказности являются: вероятность безотказ­ной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, гарантийная наработка.

    Долговечность изделия характеризует его срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта, модернизации или списания.

    К числу основных показателей долговечности относятся: ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капитального ре­монта, межремонтный срок службы, срок службы до списания, ресурс до первого капитального ремонта.

    Под ремонтопригодностью понимают свойство изделия, заклю­чающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей при техническом обслу­живании и ремонте.

    К показателям ремонтопригодности относятся: вероятность вос­становления в заданное время, среднее время восстановления, средняя и удельная трудоемкость технического обслуживания, сред­няя трудоемкость ремонтов, показатели средней и относительной стоимости технического обслуживания и ремонтов и др.

    Сохраняемостью называется свойство изделия сохранять обус­ловленные эксплуатационные показатели в течение и после сроков хранения и транспортирования, установленных в технической документации.

    Показателями сохраняемости являются срок сохраняемости, средний срок сохраняемости и др.

    Одним из важных показателей эксплуатационной надежности многих ремонтируемых видов продукции служит также расход сменных частей на единицу работы, выполняемой этими видами про­дукции.

    Помимо рассмотренных показателей с надежностью продукции тесно связаны такие понятия, как:

    Под исправностью понимают состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, установленным в отношении его параметров качества.

    Под неисправностью понимают состояние изделия, при котором оно в данный момент времени не соответствует хотя бы одному из требований, характеризующих нормальное выполнение заданных функций.

    Работоспособность характеризует такое состояние изделия, при котором оно соответствует всем требованиям, установленным в от­ношении его параметров качества, характеризующих нормальное выполнение заданных функций.

    Отказ означает событие, при котором изделие полностью или частично утрачивает свою работоспособность.

    Восстанавливаемостью называется свойство изделия восстанав­ливать первоначальные значения параметров качества в результате устранения отказов и неисправностей, а также технический ресурс в результате проведения ремонтов.

    Управление качеством продукций

    Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции.

    Непосредственными объектами управления являются в данном случае показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизнен­ного цикла.

    Субъектами управления являются различные органы уп­равления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления ка­чеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

    Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на раз­личных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

    Механизм управления качеством продукции должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качест­вом, в число которых входят прежде всего такие функции, как:

    Для характеристики механизма управления качеством продук­ции целесообразно использовать распространенный методологи­ческий подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем.

    К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регу­лирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.

    В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продук­ции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертифи­кации.

    Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, инфор­мационного, материально-технического, метрологического,кадро­вого, организационного, технологического и финансового обеспе­чения управления качеством продукции.

    Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внеш­него рынка. Для правильного обоснования планов повышения качества следует использовать данные о результатах эксплуатации продукции, обобщать и анализировать информацию о фактичес­ком уровне ее качества.

    Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми мате­риальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.

    Главные задачи планирования повышения качества про­дукции таковы:

    Предметом планирования качества продукции являются, в конечном итоге, различные показатели, отражающие как отдель­ные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свой отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конст­рукторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.

    Важными принципами планирования повышения качества продукции являются:

    Стандартизация и сертификация

    Стандартизация является одним из важнейших элементов со­временного механизма управления качеством продукции (работ, услуг).

    По определению Международной организации по стандарти­зации (ИСО) стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных об­ластях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

    Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осу­ществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудова­ние, оснастку и готовую продукцию, а также через’ установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля.

    Стандартизацию следует рассматривать как эффективное сред­ство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей, а также их унификации, типи­зации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

    Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В зависимости от специфики объекта стандартизации, а также от содержания разрабатываемых и предъ­являемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:

    Нормативные документы по стандартизации, действующие в Республике Казахстан, подразделяются на следующие основные категории:

    Основные требования к разработке фонда стандартов можно сформулировать следующим образом: они должны быть социально и экономически необходимыми; иметь определенный круг пользо­вателей и конкретность требований; не должны дублировать друг друга; должны отражать взаимосогласованные требования комп­лексно по всем стадиям жизненного цикла продукции (от разра­ботки до утилизации), по всем уровням разукрупнения (от ис­ходных материалов до конечной продукции), по всем аспектам обеспечения качества и уровням управления; должны обладать стабильностью требований в течение определенного периода и своевременно пересматриваться.

    Современная стандартизация базируется на таких принципах, как:

    Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность является также одним из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим взаимную согласованность, непротиворечивость, унификацию и исключение дублирования требований стандартов.

    Принцип повторяемости в стандартизации означает определе­ние круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отно­шения, обладающие одним общим свойством — повторяемостью во времени или в пространстве.

    Принцип вариантности в стандартизации означает создание ра­ционального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандарти­зируемый объект.

    Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.

    Основные методы стандартизации.

    К числу основных методов стандартизации относятся унифика­ция и агрегатирование.

    Под унификацией понимают действия, направленные на сведе­ние к технически и экономически обоснованному рациональному минимуму неоправданного многообразия различных изделий, де­талей, узлов, технологических процессов и документации.

    Унификацию можно рассматривать как средство оптимизации параметров качества и ограничения количества типоразмеров вы­пускаемых изделий и их составных частей. При этом унификация воздействует на все стадии жизненного цикла продукции, обеспе­чивает взаимозаменяемость изделий, узлов и агрегатов, что, в свою очередь, позволяет предприятиям кооперироваться друг с другом.

    Благодаря унификации существенно возрастает спрос на отдельные детали, узлы и комплектующие изделия, используемые в произ­водстве различных видов продукции. Повышенный спрос позво­ляет организовывать поточное производство указанных компонентов

    готовой продукции, укрупнять их партии, создавать специализи­рованные участки и предприятия.

    К основным видам унификации обычно относят конструктор­скую и технологическую унификацию. При этом первая предпола­гает унификацию изделий в целом и их составных частей (конст­руктивных элементов, деталей, узлов, комплектующих изделий и материалов), а вторая — унификацию нормативно-технической документации (стандартов, технических условий, инструкций, ме­тодик, руководящих документов, конструкторско-технологической документации и др.).

    Современный процесс развития унификации позволяет выделить два основных ее направления: компоновочное и ограничительное.

    Компоновочное направление предусматривает исследо­вание рынка, анализ существующих потребностей и выявление номенклатуры изделий, необходимых потребителям. Ограничи­тельное — предполагает углубленный анализ номенклатуры вы­пускаемых изделий и ее дальнейшее ограничение до минимально необходимой номенклатуры типоразмеров изделий и их составля­ющих. В мировой практике ограничительное направление унифи­кации получило название симплификации. Так, по определению ИСО, симплификация — это процесс простого сокращения коли­чества типов или других разновидностей изделий до количества, технически и экономически необходимого для удовлетворения по­требностей.

    Унификация может проводиться на разных уровнях управления качеством продукции — межотраслевом, отраслевом, уровне пред­приятия. При этом для характеристики уровня унификации из­делия наиболее часто используют такие показатели, как уровень унификации по количеству унифицированных деталей, их весу, суммарной трудоемкости их изготовления, а также комплексный показатель унификации, объединяющий эти частные критерии.

    Под агрегатированием понимают метод конструирования и эксплуатации изделий, основанный на функциональной и геомет­рической взаимозаменяемости их основных узлов и агрегатов.

    Важнейшим преимуществом изделий, созданных на основе агрегатирования, является их конструктивная обратимость. Агрегатирование позволяет также многократно применять стандартные детали, узлы и агрегаты в новых модификациях изделии при изме­нении их конструкции.

    Использование агрегатирования как метода стандартизации обеспечивает решение целого ряда актуальных задач в различных отраслях промышленности:

    Сертификация в управлении качеством продукции.

    Действующим Законом Республики Казахстан «О сертифика­ции продукции и услуг» определено, что сертификацией продук­ции является процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

    Названный закон, а также действующие Правила по проведению сертификации в Республике Казахстан закрепля­ют ее конечные цели. Ими, в частности, являются:

    Сертификация может иметь обязательный и добровольный ха­рактер.

    Для подтверждения полного соответствия сертифицированной продукции всем установленным требованиям используется выда­ваемый по правилам соответствующей системы сертификации спе­циальный документ — сертификат соответствия.

    Сертифицированная продукция маркируется знаком соответ­ствия, который регистрируется в установленном порядке и под­тверждает (по правилам конкретной системы сертификации) со­ответствие этой продукции установленным требованиям.

    Система обязательной сертификации пополнилась новым элементом: подтверждение соответствия может проводиться по­средством принятия изготовителем продукции специальной дек­ларации о соответствии. Так, Законом Республики Казахстан «О сертификации продукции и услуг» (ст. 7, п. 4) предусмотрено, что декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что постав­ляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.

    Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверж­дено декларацией о соответствии, требования к декларации и порядок ее принятия утверждаются Правительством Республики Казахстан.

    Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

    Сертификация импортируемой продукции осуществляется по тем же правилам. Так, в ст. 14 действующего Закона Республики Казахстан «О сертификации продукции и услуг» установлено, что в условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Республику Казахстан продукции, подлежащей обязательной серти­фикации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то органом исполнительной власти.

    Законодательно определено также, что сертификаты или свиде­тельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходи­мыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Республики Казахстан.

    Только в исключительных случаях Правительство Республики Казахстан вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, пред­назначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или сви­детельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Республики Казахстан.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *