какие факторы являются определяющими для потоков иностранных туристов
Индустрия туризма в современных условиях: состояние, проблемы и перспективы
1.3. Факторы «наделенности» как основа развития национальной индустрии туризма
В проблеме разработки методов управления индустрией туризма в той или иной стране существенная роль принадлежит теории конкурентных преимуществ. В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ пришла на смену теориям абсолютных и сравнительных преимуществ. Основы теории международной торговли товарами и услугами были разработаны А. Смитом и Д. Рикардо. А. Смит сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами.
В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит в 1776 г. утверждал, что богатство страны базируется на наличии у нее уникальных товаров и услуг. Соответственно, в случае если международная торговля между странами не будет иметь ограничений по экономическим или политическим соображениям, то каждой стране целесообразно ввозить те товары и услуги, издержки производства которых у нее выше, чем у зарубежных государств, и вывозить те товары и услуги, по которым у нее издержки производства ниже, чем за границей, т.е. имеются абсолютные преимущества. Таким образом, А. Смит делает следующий вывод : «Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».
С помощью теории абсолютных преимуществ можно объяснить некоторые тенденции развития международного туризма и направления туристских потоков. Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы:
Уникальные природные, исторические и культурные богатства являются фактором, определяющим потоки туристов в ту или иную страну. Например, одним из самых посещаемых туристами городов мира является Париж (табл. 1.15).
Город | Рейтинг по посещаемости | |
---|---|---|
2000 г. | 2001 г. | |
Париж | 1 | 1 |
Амстердам | 2 | 2 |
Дублин | 3 | 3 |
Рим | 4 | 4 |
Прага | 6 | 5 |
Барселона | 5 | 6 |
Брюссель | 8 | 7 |
Венеция | 9 | 8 |
Брюгге | 10 | 9 |
Флоренция | 13 | 10 |
Источник: Назаркина П. Туры далеко и не очень//TTG. 2002. № 3.
Абсолютное преимущество стран с уникальными туристскими ресурсами усиливается продуманной и целенаправленной инновационной политикой государственных и региональных организаций, что способствует созданию уникальных, привлекательных туристских предложений, которые обеспечивают государству определенную специализацию, а значит, и преимущество в международном туризме.
Особо следует обратить внимание на 1,5%-ное увеличение имиджевой рекламы стран Средиземноморского региона. Это вполне оправданно, поскольку спектр предложений стран этого региона весьма схож и трудно выделить ту или иную черту, которая могла бы в существенной степени выигрышно показать страну на общем фоне.
Теорию А. Смита развил Д. Рикардо в своей книге «Принципы политической экономии и налогового обложения» (1817 г.). Он доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила. Д. Рикардо заметил, что в международной торговле обмениваются всегда только такие товары и услуги, на которые в разных странах затрачиваются разные издержки производства. Это позволило ему прийти к заключению, что в международной торговле товарами и услугами выгодно участвовать всем странам, так как даже при наличии на определенные товары абсолютного преимущества страна отказывается от их производства и специализируется на других, более эффективных производствах, закупая при этом в странах с меньшими ресурсами те товары или услуги, от производства которых оно отказалось. Эта теория получила название теории сравнительных преимуществ, с ее помощью объясняется характер двусторонних обменов туристскими продуктами международного туризма как результат разницы цен между странами.
Согласно Э. Хекшеру и Б. Олину, сравнительная оценка факторов предопределяет три существенных обстоятельства:
Изобилие одних факторов производства делает их более дешевыми по сравнению с другими, недостающими. А так как производство любой туристской услуги требует комбинации факторов, то туристская услуга, произведенная с использованием более дешевых избыточных факторов, будет относительно дешевле не только на внутреннем рынке страны, но и на внешнем рынке. В результате эта туристская услуга будет обладать сравнительными преимуществами. Таким образом, страна экспортирует те туристские услуги, предоставление которых основывается на избыточных для нее факторах производства, и импортирует услуги, для производства которых она наделена факторами производства значительно хуже. Страны специализируются на производстве и продаже туристских услуг, в которых они имеют преимущество и которые им обходятся дешевле. Например, курорты Испании, Греции, Туниса и Марокко привлекают большой поток туристов благоприятным климатом и превосходными морскими пляжами.
Специализация международного туризма, однако, не означает, что страны с обширными туристскими ресурсами работают исключительно на приеме туристов. Например, многие индустриально развитые страны, такие, как США, Великобритания, Германия, Канада, Франция, проводят активную политику как по приему, так и по отправке туристов.
Конкурентоспособность многих стран в области международного туризма непосредственно связана с наличием природных ресурсов. Природные ресурсы включают в себя землю, моря, озера, реки, ландшафт, климат, флору и фауну. Они характеризуют местонахождение страны и являются определяющими для формирования туристских потоков. Так, наличие превосходных морских пляжей и теплый климат в Средиземноморских странах способствуют посещению этих курортов туристами из таких развитых в туристском отношении государств, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Япония. Свой спрос на зимний горнолыжный спорт испанцы, греки, израильтяне удовлетворяют, например, на лыжных курортах в Швейцарии, Австрии, Италии, Франции, Словении. Важным мотивом прибытия иностранных туристов является историко-культурное наследие страны. К городам, известным во всем мире с точки зрения архитектуры, культуры, истории, относятся Париж, Рим, Венеция, Санкт-Петербург и др.
Цель путешествий | Количество туристов, выбравших данную цель |
---|---|
Интерес к природе | 73,0 |
Посещение исторических и архитектурных достопримечательностей | 46,4 |
Знакомство с национальной кухней других стран | 38,1 |
Восстановление сил и неспешный отдых | 37,1 |
Посещение музеев и выставок | 33,0 |
Знакомство с незнакомой культурой | 30,2 |
Шопинг | 26,8 |
Общение и связи с местным населением | 19,6 |
Водный спорт (серфинг, подводное плаванье и др.) | 14,0 |
Посещение концертов и других музыкальных мероприятий | 12,2 |
Источник: Морозов М. Маркетинговый анализ развития зарубежного туризма Японии//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 8.
Другим основным фактором обеспечения конкурентного преимущества туристского продукта является капитал. Развитие туризма требует развитой инфраструктуры, а для этого нужны огромные инвестиции. Этим объясняется преимущественное развитие туризма в индустриально развитых странах. Капитал влияет на экономическую значимость международного туризма в каждой стране. Страна, которая обладает богатыми природными ресурсами, но имеет ограниченный капитал, не сможет в достаточной степени развить международный туристский сектор. В настоящее время аналогичная ситуация сложилась в России.
Туристские районы | Основные туристские объекты и виды отдыха | Потенциал района,% | Условный минимальный объем требуемых инвестиций, млн дол. США |
---|---|---|---|
Южный | Курорты Черноморского побережья, санатории и дома отдыха Северного Кавказа, горно-лыжный и горный туризм | 79,2 | 2 580 |
Центральный | Москва, объекты Подмосковья, старинные города Золотого кольца, пансионаты и дома отдыха на реках и озерах | 73,5 | 2 390 |
Северный | Озера Карелии, Валаам Кижи, Соловецкие острова, поморские города, поселки Архангельский области | 71,9 | 2 340 |
Поволжье | Курортные зоны Жигулей, волжские санатории и дома отдыха Самарской и Саратовской областей, круизы по Средней и Верхней Волге, Каме | 60,7 | 1 975 |
Урал | Санатории горного и полярного Урала Свердловской, Челябинской областей, лесные и речные пансионаты Башкортостана | 56,0 | 1 825 |
Западно-Сибирский | Горный туризм на Алтае, Телецкое озеро, курорт Белокуриха, пансионаты и дома отдыха на берегах рек, озер и водохранилищ. | 50,6 | 1 650 |
Черноземье | Пансионаты и дома отдыха Воронежской и Белгородской областей | 45,3 | 1 475 |
Северо-Западный | Старинные города Новгород и Псков, Ладожское, Ильменское, Онежское озера | 44,0 | 1 435 |
Восточно-Сибирский | Горный и экстремальный туризм в Саянах, пансионаты и дома отдыха в «Красноярских столбах», на Енисее и Ангаре | 40,3 | 1 310 |
Дальневосточный | Пансионаты и здравницы на берегу Тихого океана, горный и экзотический туризм на Камчатке, Сахалине, экстремальные маршруты по Уссурийской тайге | 36.9 | 1 200 |
Итого | 55,8 | 20 000 |
Источник: Откуда нам взять 20 млрд долларов?//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001. № 10.
Другим видом движения капитала является его вывоз за пределы страны, что может выражаться как в покупке недвижимости за рубежом, так и в вывозе наличной и безналичной валюты. Определенного рода услуги в осуществлении данного вида операций оказывают туристские фирмы.
Страна | Количество номеров, тыс. | Доля к общему числу, % |
---|---|---|
США | 3 567,0 | 62,5 |
Англия | 738,6 | 13,0 |
Франция | 469,7 | 8,2 |
Испания | 203,0 | 3,6 |
Япония | 157,2 | 2,8 |
Германия | 129,9 | 2,3 |
Остальные страны мира (33) | 361,2 | 6,3 |
Итого | 5 698,7 | 100 |
Источник: Азар В. Мировые гостиничные цепи в последней четверти ХХ века//TTG. 2000. Декабрь.
Подтверждением связи уровня конкурентоспособности страны с численностью и квалификацией трудовых ресурсов служит пример развития туризма на знаменитых курортах французской и итальянской Ривьеры, где наряду с благоприятными природными ресурсами есть достаточное количество работоспособного населения. В индустрии туризма спрос на высококвалифицированных работников (международного уровня) относительно невелик, поэтому кроме постоянных работников в ней занято много сезонных рабочих, труд которых в основном малоквалифицирован. Ряд исследований подтверждает, что 80% занятых в туризме составляет неквалифицированная рабочая сила.
На стадии внедрения продукта продажи растут медленно, потому что не хватает информации о преимуществах продукта для преодоления инертности потребителей. Поэтому производители начинают активную кампанию по продвижению продукта с помощью рекламы, паблик релейшнз и создания эффективной сбытовой сети. На этой стадии предложения продукта сосредоточены в руках немногих организаций, которые занимают монопольное положение на рынке. Цена продукта на этом этапе высока.
Стадия роста сопровождается расширением рынка и относительным увеличением продаж благодаря знакомству клиентов с продуктом и признанием его потребительских качеств. На этой стадии прибыль выше, чем на предыдущей, из-за более высокого уровня стандартизации производства и сокращения издержек. У производителей продукта появляются конкуренты как внутри страны, так и за рубежом. На стадии зрелости внедрение продукта на потенциальные рынки порождает рост субсидий, более высокую стандартизацию, усиление конкурентного значения ценового фактора, стабилизацию прибыли или ее падение. Этой стадии присущи высокий уровень повторных покупок и стабильный уровень продаж. В международном плане происходят снижение экспорта продукта из страны и развитие производства в других странах с низкими издержками производства.
Далее следует стадия развития туристского центра, когда численность туристов интенсивно растет, особенно в период «высокого» сезона, и может даже превышать численность местного населения. Контроль за развитием туризма переходит из рук местной администрации в руки внешних компаний, которые более высокими темпами начинают развивать инфраструктуру, тем самым изменяя облик туристского центра. Однако быстрое развитие таких центров имеет и негативную сторону, так как увеличивается нагрузка на места жизнеобеспечения. В настоящее время на этой стадии развития находятся такие страны Северной Африки, как Тунис и Марокко.
На стадии зрелости туристского центра сначала замедляется рост прибытий иностранных посетителей, хотя общее число прибывающих все еще растет и превышает численность местного населения. Центр туризма становится известным, и в нем создают свои отели крупные транснациональные гостиничные цепи. Далее развитие этого туристского центра достигает своего пика, затем мода на него падает, и он продолжает функционировать только за счет повторных прибытий, организация которых стоит больших усилий для данного курорта.
На заключительной стадии жизненного цикла туристский центр становится малопривлекательным для большинства туристов и сильно зависимым от редких и небольших групп туристов. Местные власти пытаются реанимировать былую славу центра различными способами привлечения клиентов, использованием новых каналов сбыта и продвижения, расширением ассортимента предлагаемых услуг; перепозиционированием туристского центра. Так случилось, например, с известным американским курортом Атлантик-Сити, который на стадии упадка был преобразован в центр игорного бизнеса.
Однако направления международных туристопотоков не всегда формируются на основании насыщенности стран факторами производства. В 1961 г. шведский экономист С. Линдер сформулировал «теорию подобия стран». Согласно этой теории обмены туристами часто происходят между странами, которые имеют похожие факторы производства. Например, японские туристы наиболее часто путешествуют в такие страны, как Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, что объясняется ориентацией японских туристов на близкие и короткие по продолжительности поездки. Международная специализация страны в высокой степени зависит от внутреннего спроса. Так, в Японии в 1996 г. было зарегистрировано самое большое количество путешествий в Гонконг, что было обусловлено туристским бумом перед возвратом этой территории Китаю. Но уже в 1997 г. число туристов из Японии в Гонконг сократилось на 42,5%.
Вопросам эффективного использования факторов производства посвящена также теория конкурентных преимуществ, автором которой является ученый-экономист из США М. Портер. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, производящих почти половину мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:
Другая теория американского экономиста П. Кругмана объясняет, почему существуют туристские потоки между странами, которые наделены факторами производства примерно одинаково. Объяснение этого заключается в том, что по мере возрастания масштабов производства издержки производства каждой единицы продукта снижаются. В результате становится выгодно специализироваться и обмениваться даже технологически однородными, но дифференцированными туристскими продуктами.
Исследование теорий конкурентных преимуществ позволяет выделить факторы, которые необходимо эффективно использовать государственному уровню управления для ускоренного развития индустрии туризма. Формирование факторов, позволяющих той или иной стране получить конкурентное преимущество на международном туристском рынке, невозможно без активной деятельности государственного уровня управления по управлению туристскими ресурсами и индустрией туризма.
Какие факторы являются определяющими для потоков иностранных туристов
Цель исследования
Основными результаты исследования должны быть:
Материалы и методы
Данные для целей настоящего исследования были получены из отчетов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Государственной службы статистики Украины, Статистического бюро Республики Сербия, Статистического бюро Словацкой Республики. Индексные, монографические, логические и конструктивные анализы, SWOT анализ используется в качестве основных методов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Для получения объективных данных и возможности их сравнительного анализа, статистические службы и бюро всех выбранных стран должны использовать методику, разработанную ЮНВТО. Географическое расположение является одним из основных факторов, которые определяют структуру и объем туристических потоков.
На современном этапе туристическая индустрия России, Украины, Сербии и Словакии находится на стадии развития, также следует отметить, что эти страны находятся в одном географическом регионе (за исключением России), имеют сходные экологические и географические условия, а также экономические и организационные проблемы, но есть и различия, которые должны быть приняты во внимание при исследовании различных аспектов этих стран.
Одним из основных показателей туристической привлекательности страны является объем входящего и исходящего потоков туристов. Сравнительные данные таких входящих и исходящих потоков для России, Сербии, Словакии и Украины в 2008-2012 годах представлены на рисунке 1. Анализ динамики туристических потоков в России, Словакии, Сербии и Украине в 2008-2012 гг. показывает, что самая посещаемая страна является Словакия, и наименее популярной для туристов является Украина.
Рис. 1. Динамика въездного и выездного туристического потоков в России, Сербии, Словакии и Украине, тыс. путешествий. Источник [2, 4, 6, 7]
Положительная динамика выездного туризма показывает стабильный рост исходящих туристических потоков, однако доля этих потоков значительно отличается.
После глобального экономического кризиса 2008 года объем туристических потоков значительно снизился, однако с 2009 года и по 2012 год, в России и Словакии наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа туристов, в Украине эта тенденция роста наблюдается только в выездном туризме, но входящий туристический поток сокращается, а также снижение наблюдается и в Сербии.
Доля выездного туристического потока в общем населении стран России, Сербии, Словакии и Украине, 2008-2012
Население страны, млн. чел
Выездной поток, млн. чел.
Доля выезжающих туристов, %
Население страны, млн. чел
Выездной поток, млн. чел.
Доля выезжающих туристов, %
Население страны, млн. чел
Выездной поток, млн. чел.
Доля выезжающих туристов, %
Население страны, млн. чел
Выездной поток, млн. чел.
Доля выезжающих туристов, %
Мы должны обратить внимание на исторические, политические и экономические факторы развития туристической отрасли в каждой стране. После распада Советского Союза и в ходе очень трудного перехода к рыночному типу экономики Российская Федерация столкнулась с рядом многогранных проблем, и, несмотря на существование огромного туристского потенциала, и туристских ресурсов, возможно и не самых современных, развитие туристического сектора не было первостепенной задачей.
Украина имеет похожие на российские экономические и структурные проблемы, так как была частью Советского Союза. К моменту независимости Украины туристический сектор экономики был в глубоком экономическом и инфраструктурном кризисе. Туриндустрия Украины развита слабо на сегодня, однако этот сектор дает существенную поддержку экономике Украины, и надо отметить, что страна имеет богатый туристический потенциал.
Словакия после выхода из Чехословакии была в процессе переориентации на западный рынок и сегодня инфраструктура туристического сектора страны достаточно развита, что является одним из ключевых факторов привлечения туристов из соседних экономически более развитых стран Европейского Союза.
Прямые поступления от туризма в ВВП
Общие поступления от туризма в ВВП
Государственные инвестиции в туризм
Расходы иностранных туристов в посещаемых странах
Траты граждан страны за границей
Источник: Всемирный банк World Development Indicators (WDI).
Расходы иностранных туристов стимулируют развитие не только туристической отрасли, но и сопряжённых секторов экономики. Однако неразвитая инфраструктура сдерживает входящий поток туристов в Россию, в результате возникает «дефицит» в национальной экономике от туриндустрии. Российские туристы тратят за границей в два раза больше денег, чем иностранные туристы в Российской Федерации, в связи с этим необходимо поощрять и популяризировать внутренний туризм в России, которая имеет богатые природные и рекреационные ресурсы.
Богатое культурное наследие и природные привлекательные пейзажи ставят Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. Россия имеет богатейшие ресурсы для туристической деятельности: есть такие туристические кластеры как Кавказские Минеральные Воды, которые являются одним из самых известных курортных комплексов, уникальная глубокое озеро с пресной водой на земле Байкал. Есть также горные системы Кавказа, Камчатки, Алтая, которые занимают место значительной части территории России. Однако Санкт-Петербург и Москва являются наиболее популярными направлениями для культурных и политических капиталов России.
Доля туризма в ВВП рассматриваемых стран от 1,5 % (Россия и Сербия) и 2,2 %(Украина и Словакия). В 2008-2012 гг. доля туризма в ВВП снижается во всех четырех странах (рисунок 2).
Рис. 2. Доля туризма в ВВП в России, Сербии, Словакии и Украине, %
Источник: разработки автора основанные на данных Всемирного банка и Торговой экономической базы данных
В то же время, государственные траты на туризм растут в России и Сербии. Украина вернулась к докризисному уровню государственных туристических трат в 2012 году, только в Словакии благодаря правительству туристические траты уменьшаются в течение 2008-2012 (рисунок 3).
Рис. 3. Доля государственных расходов на туристическую отрасль в общем объеме расходов в России, Сербии, Словакии и Украине, %
Источник: разработки автора основанные на данных Всемирного банка и Торговой экономической базы данных
Такие противоположно направленные тенденции показывают убывающую эффективность государственных туристических расходов. Чем больше государство тратит на развитие туристического сектора, тем меньший эффект получает. Это особенно свойственно для России, где доля государственных туристических расходов в общем объеме государственных расходов в 2011-2012 гг. превзошла долю туризма в ВВП (рисунок 4). Сербия также увеличивает свои государственные расходы на туризм и явно наблюдается снижение эффективности этих расходов. Та же ситуация наблюдается в Украине после 2011 года, только в Словаки и две кривые имеют однонаправленные тенденции к сокращению.