какие факты свидетельствуют о формировании в россии сословно представительной монархии в россии
Образование сословно-представительной монархии в России: предпосылки и особенности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предпосылки формирования сословно-представительной монархии в России
Русское централизованное государство оформилось к концу XV – началу XVI вв. В результате глубоких, протекающих с середины XVI в. политических и социально-экономических изменений в России сформировалась особая форма правления периода развитого феодализма – сословно-представительная монархия.
Сословно-представительная монархия как форма феодального государства соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она сложилась в результате продолжительной борьбы царей и великих князей за укрепление централизованного государства. Власть царя еще не была настолько сильной, чтобы стать абсолютной. Монархи со своими сторонниками боролись с верхами феодальной аристократии (крупными боярами и удельными князьями), противодействующими централизованной политике московских монархов.
Основная характерная особенность сословно-представительной монархии заключается в опоре царя на органы, созданные из представителей разных сословий, в основном, господствующих (духовных и светских феодалов).
Главными факторами возникновения сословно-представительной монархии в России стали экономические и политические предпосылки.
Экономические предпосылки формирования сословно-представительной монархии:
Готовые работы на аналогичную тему
Наблюдается расширение бюрократического аппарата на местах, увеличение на его содержание государственных расходов, появляется необходимость в поиске новых источников финансирования органов власти и военных формирований. Для этого царь вводит в состав Земских соборов торговых людей, обеспечивая себе при этом постоянную денежную поддержку со стороны крупного купечества и торгового класса для организации ополчения.
Основные политические предпосылки формирования сословно-представительной монархии:
Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарат не могла обеспечить нужный уровень государственного управления. Боярское управление показало всю необходимость усиления власти монарха.
Особенности формирования сословно-представительной монархии в России
В России с XVI века наблюдается переход монархии из раннефеодальной в сословно-представительную. Изменился статус монарха, его власть усилилась, а сам он был провозглашен царем. Боярская дума по-прежнему ограничивает царскую власть.
Сословно-представительная монархия – это такая форма централизованного управления, при которой власть царя ограничивается сословно-представительным органом.
В Русском государстве формирование сословно-представительной монархии имело ряд особенностей:
Земский собор
Земские соборы становятся новым высшим органом правления государства. Через них монарх привлекал к управлению государством дворянство и посадское население.
Структура Земского собора подразумевала наличие двух палат:
К середине XVI века взамен дворцово-вотчинной полностью установилась приказная система управления. Сформировалась разветвленная система приказов. Была отменена система кормления. Взамен создали губные и земские органы управления, возглавляемые целовальниками и губными старостами.
Органы управления избирало местное дворянство, основной обязанностью которых являлась борьба с антифеодальными выступлениями крестьян и разбоями. Разбойный приказ руководил Губными органами.
Земские органы были созданы для управления посадами, сбора налогов, управления черносошными крестьянами.
Сословно-представительная монархия в России
Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление наряду с царём. Представительство выражалось в форме Земских соборов.
Экономические и политические предпосылки возникновения
В начале правления Ивана IV, к середине XVI века, появились первые экономические предпосылки за счёт появления первых мануфактур и наращиванию темпов торговли со странами Запада. Этот процесс обусловил экономический рост в России, который требовал увеличения бюрократического аппарата.
Это повлекло за собой значительные финансовые расходы на содержание органов власти и военного аппарата.
Выход был найден в представительстве в Земском соборе торговых людей. За счёт этого купечество обеспечивало государству финансовую поддержку и выделяло средства на военные нужды.
Политические предпосылки делятся на внутренние и внешние.
Внутренние предпосылки возникли в результате восстания 1549 г. В Москве. Был созван Земский собор, задача которого была в успокоении граждан за счёт созыва в него широкого круга представителей. Земский собор включал в себя царя, Боярскую думу, представителей духовенства, дворянства и купечества;
Внешние предпосылки основывались на возросших потребностях в пополнении казны на военные нужды и расширение торговых отношений с Западом. Привлечение в Земский собор представителей купечества давало такую возможность. Боярская дума уже не имела большого веса при принятии решений.
Характерные черты сословно-представительной монархии в России
Период сословно-представительной монархии в России имел ряд особенностей.
Существовала непродолжительный период времени. В странах Западной Европы она продержалась дольше;
Она исполняла переходную функцию от периода раннего феодализма к периоду абсолютизма;
Отсутствие регулирующего законодательства в вопросе отношения Земских соборов и царя;
Выборность местного населения в органы самоуправления на местах;
Сословно-представительная монархия существовала в условиях жёсткой деспотии царя Ивана IV.
Ещё одной характерной чертой является особый период правления Ивана IV – период опричнины. Он характеризуется жестоким террором по отношению ко всем неугодным сословиям, которые распускались или упразднялись.
Земский собой 1549 г.
В 1549 году впервые был созван Земский собор по инициативе царя Ивана IV, его ещё называют «Собор Примирения». Он являлся сословно-представительным центральным органом, обладающим законосовещательными функциями.
Характерные особенности Земских соборов:
Вплоть до середины XVII века использовались как инструмент принятия важнейших государственных решений;
Нерегулярный характер созыва. Земские соборы собирались по единоличной инициативе царя;
Отсутствие законодательной инициативы;
Земские соборы не ограничивали самодержавие.
На первом созыве в 1549 году состав Земского собора был следующим:
В ходе первого созыва Земского собора, царь обвинил бояр в злоупотреблении должностными полномочиями, во лжи и нерадении. Бояре просили о прощении и поклялись исправиться. Царь принял их прощение и повелел впредь жить в мире и согласии.
Государственные решения, принятые на первом Земском соборе 1549 года:
Проблемы сословно-представительной монархии в Росcии
В 1547 году Иван IV венчается на царствование, что означало значительное укрепление царской власти и особое положение церкви в государстве, в том числе и политическую независимость.
В этой связи, роль Земским соборам отводилась незначительная. В этом состояла основная проблема сословно-представительной монархии в России.
Постоянно укрепляющаяся власть государя выражалась в его решениях о войне и мире, о военных походах и строительстве городов-крепостей и так далее. В частности, это выражалось в принятии следующих законов:
После прихода к власти династии Романовых в 1613 году, самодержавная власть значительно усилилась. Установился порядок наследия царского престола по принципу старшего ребёнка мужского пола. Царь единолично владел всей полнотой высшей государственной и военной власти, суда, верховного управления, усиливалась власть над духовенством.
Потеря значения, переход к абсолютной монархии
Укрепление самодержавной власти царя, способствовало постепенной потере значения Земских соборов. Этапы развития сословно-представительной монархии представим в таблице.
Первый созыв Земского собора Иваном IV. «Собор Примерения».
Созыв для решения вопроса о продолжения войны с Ливонским орденом.
На Земском соборе Борис Годунов выбран царём.
Собрание Земского собора завершает Смутное время, на трон избирается Михаил Фёдорович Романов.
Активная деятельность Земских соборов. Помощь в управлении государством царю Михаилу Фёдоровичу.
Земский собор созывается для обсуждения Азовского вопроса. Результат: Азов отдан обратно Турции (был захвачен казаками).
Соборное уложение Алексей Михайловича (свод законов).
Последний созыв Земского собора царем Алексеем Михайловичем Романовым по поводу воссоединения России и Украины.
Прекращение деятельности Земских соборов и переход к абсолютной монархии.
Правления Алексея Михайловича Романова (1645–1676) охарактеризовалось укреплением самодержавной власти. Прежде всего, это выразилось в подчинении церкви светской власти. Конфликт с патриархом Никоном завершился в пользу царя, что предопределило его неограниченную власть и заложило фундамент будущих преобразований Петра I.
Итоги
Итогом созыва Земских соборов стала высокая степень самоорганизации общественных сил. Особенно ярко это проявилось в период Смуты в Российском государстве. Во время кризиса власти и угрозы национального суверенитета был достигнут компромисс между сословными группами. За счёт этого удалось создать Первое (1611) и Второе (1611–1612 гг.) национальные ополчения. Которые были созданы как национально-освободительные движения против польско-литовского и шведского вторжения.
Успешное создание Земского правительства предопределило созыв Земского собора в 1613 году и выбор царя Михаила Фёдоровича Романова.
Историческое значение
Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.
За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:
5.1. Особенности сословно-представительной монархии в России
В первой половине XVI в. завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Уже в конце XV в. московский князь Иван III называет себя самодержцем и государем всея Руси. Вместо «Московского княжества» в употребление все шире входит «Государство Российское».
В начале XVI в. формируется концепция «Москва – Третий Рим». Ее возникновение связано с «Посланиями…» псковского монаха Филофея. Согласно данной концепции Россия рассматривается в качестве наследника Византийской империи, оплота православия. Концепция служила идеологическим основанием дальнейшего укрепления власти великого князя московского, именуемого царем.
С 1547 г. великий князь официально получает титул царя. Первым царем стал Иван IV Грозный.
На царство его венчал глава русской церкви митрополит Макарий. Царь еще не обладал неограниченной властью. Проводя свою политику, он был вынужден считаться с мнением трех сословий – боярства, дворянства, составлявшего основу армии и государственного аппарата, и верхушки посадского населения – важнейшего источника доходов. В борьбе с феодальной аристократией (боярством) царь опирался на поддержку дворян и посада. Данная форма правления получила название сословно-представительной монархии.
Сословно-представительная монархия – форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства.
Система органов власти строилась следующим образом (рис. 5.1).
Главой государства являлся царь. Высшим постоянно действующим органом власти была Боярская дума. Несмотря на то что ее полномочия не были прописаны и она являлась только совещательным органом, царь без ее согласия опасался принимать какие-либо важные решения.
Рис. 5.1. Органы власти России в период сословно-представительной монархии
В Боярской думе наряду с лицами, назначенными царем, заседали представители наиболее знатных родов, потомки бывших удельных князей. Вследствие этого Боярская дума стремилась не допустить усиления царской власти, выступала в качестве аристократической оппозиции. Царь, в свою очередь, также пытался ограничить влияние Боярской думы. Постепенно из ее состава выделяется так называемая Ближняя дума (Избранная рада), включавшая наиболее преданных царю лиц. И свои решения царь все чаще проводил через Ближнюю думу.
С середины XVI в. в России начинают созываться Земские соборы. Земский собор представлял собой сословно-представительный орган, решавший наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики. Так, Земские соборы решали вопросы введения новых налогов и сборов, войны и мира, избирали на царство, принимали законодательные акты.
Земские соборы обычно созывались в тот период, когда царская власть нуждалась в общественной поддержке. Так, после избрания в 1613 г. царем Михаила Федоровича Романова Земские соборы собирались очень часто и на длительный срок. В этот период, когда шла война с Польшей и Швецией, а страна еще не оправилась от последствий Смутного времени, царская власть остро нуждалась в одобрении проводимой политики со стороны общества.
Земские соборы включали в себя царя, Боярскую думу, Освященный собор (высший церковный орган) и выборных от дворянства и посадского населения. Крестьянство, составлявшее большинство населения, представлено не было, за исключением Земского собора 1613 г., на котором присутствовало два государственных крестьянина (всего на Соборе было 700–800 человек). Представители сословий заседали раздельно, но решения принимали общим голосованием.
Рис. 5.2. Система приказов
Правом созыва Земского собора обладал царь, а в период его отсутствия – патриарх и Боярская дума. Сроки созыва не были определены. Избирательными округами служили уезды. Выборы должны были проводиться населением. Но на практике воеводы иногда сами распоряжались, кого направить на Собор. Выборные люди получали от избирателей наказы.
По мере укрепления царской власти в середине и второй половине XVII в. Земские соборы собираются все реже. Они становятся менее представительными. В конце XVII в. созыв Земских соборов прекращается.
В сфере государственного управления окончательно сложилась приказно-воеводская система. Приказы формировались по отраслевому или территориальному принципу (рис. 5.2), могли действовать временно или постоянно. Главой приказа назначался знатный боярин. В его распоряжении находился чиновничий аппарат – приказная изба. Делопроизводством занимались подьячие, возглавляемые дьяком.
Посольский приказ занимался ведением переговоров с представителями иностранных государств, разработкой внешнеполитических документов, урегулированием пограничных конфликтов и т. д. Разбойный приказ руководил работой органов, осуществлявших расследование преступлений и поиск преступников. Поместный приказ занимался раздачей поместных земель за службу.
Занятие государственных должностей основывалось на системе местничества.
Местничество – система распределения должностей, при которой получение поста зависело от того, насколько родовитым был человек и какие посты занимали его предки.
Такая система распределения должностей была уступкой в первую очередь бывшим удельным князьям. Лишившись политической власти в своих землях, взамен они получали должности в центральном государственном аппарате или становились наместниками (часто в своих бывших уделах).
Финансовая реформа. В начальный период монголо-татарского ига (середина – вторая половина XIII в.) на Руси была установлена поголовная (подушная) система обложения. Однако после того как татары поручили сбор дани русским князьям, система обложения стала поимущественной. Подобная система в несколько измененном виде сохранилась и после освобождения от монголо-татарского ига. В XVI–XVII вв. единицей обложения была соха – условная единица измерения всякого имущества.
В зависимости от качества земли и ее статуса (поместье, монастырская или общинная земля) соха включала в себя от 500 до 1 200 четвертей, т. е. примерно 250–600 гектаров. В городах соха рассчитывалась исходя из числа дворов – от 40 до 160, в зависимости от имущественного положения их владельцев. В начале XVII в. на вотчинных и поместных землях с сохи взималось 13 руб., с дворцовых – от 33 до 70 руб., с земель, населенных черносошными крестьянами, – от 48 до 200 руб., а с посадских сох – от 30 до 58 руб.
В XVII в. после Смутного времени в связи с сокращением населения соха стала малоприменимой. Вместо нее постепенно вводится подворное обложение.
Распределением налогов по отдельным плательщикам внутри определенной местности занимались выбранные населением лица. Размер налогов, уплачиваемый конкретным лицом, зависел в сельской местности от количества рабочих рук, величины участка земли и его урожайности. В посаде размер налогов определялся величиной двора, числом дворов одного владельца, а также торговым оборотом. Собранные деньги доставлялись самим населением в уездный город или непосредственно воеводе, но иногда прямо в Москву. С сибирских народов взималась подушная подать, называемая ясак и уплачиваемая шкурками пушных зверей.
Помимо прямых налогов существовало косвенное налогообложение. Здесь на первом месте стояли таможенные пошлины. Важным источником дохода служили приготовление и продажа пива, меда и вина (водки). Монополия на них принадлежала государству.
Сбор таможенных пошлин и поступлений от кабаков отдавался на откуп. Когда не было откупщиков, сбор возлагался на население. Посадские люди, а также черносошные и дворцовые крестьяне выбирали таможенного и кабацкого голову и нескольких помощников – целовальников (при вступлении в должность они приносили присягу и целовали крест). Если голова не собирал установленную сумму, то покрывал недостаток из собственных средств.
В конце XVI в. годовой доход государства составлял 1 млн 430 тыс. руб. Поступления от прямых налогов составляли 400 тыс. руб., от косвенных – более 800 тыс. руб. В середине XVII в. годовой доход составил 2 млн 229 тыс. руб. Из этих средств доходы от сибирских мехов составили 600 тыс. руб., таможенные сборы – 500 тыс. руб., кружечные (от продажи спиртного) – 100 тыс. руб., судебные пошлины – 15 тыс. руб. Более 60 % всего бюджета шло на содержание армии.
Для того чтобы правильно понять масштаб, приведем следующие примеры. Годовой оклад мастера казенной мануфактуры составлял в зависимости от профессии и квалификации от 3–4 до 100 руб. Ученик мастера получал на прокорм от 3 до 5 денег (1,5–2,5 коп.). Чернорабочий получал 12 денег в день (6 коп.). Жалованье за службу городовых дворян (относились к низшим слоям дворянства) составляло от 6 до 9 руб. в год.
Армия. В XV в. армия состояла из пехоты (народного ополчения) и конницы, формировавшейся из дворян.
В результате военной реформы середины XVI в. для феодалов ус танавливается единый порядок военной службы. Вне зависимости от статуса земельного владения – вотчина или поместье – владелец земли был обязан с каждых 150 десятин выставлять одного вооруженного воина. Также сохранялось народное ополчение.
В середине XVI в. появляется новый вид войск – стрельцы. Стрелецкое войско набиралось из свободных людей преимущественно податных сословий. Их селили вокруг столицы и других городов. За службу стрельцы получали жалованье. Помимо этого они занимались торговлей.
Судебная власть. Суд не был отделен от государственного аппарата.
Судебная система включала следующие инстанции:
• суд наместников (волостелей, воевод);
• приказный суд;
• суд Боярской думы или царя.
Также существовали церковные суды. Они занимались преступлениями против религии и делами в сфере брачно-семейных отношений. Появляются специализированные судебные приказы, например Приказ тайных дел. В начале XVII в. был образован Судный приказ. Он занимался пересмотром решений, вынесенных судами наместников, воевод и губных старост.
Церковная организация. Высшим церковным органом являлся Освященный собор. Все его члены входили в состав Земского собора.
С 1589 г. глава русской церкви получает титул патриарха. Важные вопросы, касающиеся как церкви, так и государства, обсуждались на церковно-земских соборах. Так, на Соборе 1551 г. был принят Стоглав, регулировавший вопросы, относящиеся к церковному праву, церковного имущества, внутрицерковные отношения. Кроме того, Стоглав сдержал нормы гражданского, семейного и уголовного права.
В плане церковной организации страна делилась на епархии во главе с епископами. Епархии делились на приходы, возглавляемые священниками. Также епископу подчинялись монастыри, расположенные в пределах вверенной ему епархии. Церковь обладала судебными полномочиями.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Анализ зарождения и развития сословно-представительной монархии в России в XVI-XVII вв.
Складывание сословно-представительной монархии в XVI-XVII вв.: предпосылки образования, общественный и государственный строй. Высшие органы власти и управления, их анализ: центральные органы, система органов местного управления, церковная организация.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.03.2017 |
Размер файла | 44,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Складывание сословно-представительной монрахии в XVI-XVII вв.
1.1 Предпосылки образования сословно-представительной монархии
1.2 Общественный строй
1.3 Государственный строй
2. Высшие органы власти и управления
2.1 Центральные органы управления
2.2 Система органов местного управления
2.3 Церковная организация
Список использованной литературы
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время происходит укрепление государства и активный поиск «национальной идеи» в Российской Федерации, а изучение периода становления и ликвидации сословно-представительной монархии в России середины XVI-начала XVII вв., когда Россия с честью преодолела тягчайшие бедствия и страдания, может служить примером восстановления государственности в нашей стране. Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании), земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Первая половина 17 века явилась периодом расцвета сословно-представительной монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов. В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса. С середины XVI до конца XVII века произошло возрастание власти и авторитета царя, значительное уменьшение политической власти бояр, что дало возможность Петру I совершить переход от одной формы государства к другой, от сословно-представительной монархии к самодержавию.
Исследованной темы в научной и учебной исторической литературе говорит о том, что в середине XVI века существовали следующие предпосылки образования сословно-представительной монархии в России: 1. Увеличение территории страны, возросшая численность населения и увеличение его плотности требовало реорганизации местной власти. 2. Для ликвидации или ограничения монастырского землевладения требовалось усиление великокняжеской власти. 3. Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков.
Целью курсовой работы является подробный анализ зарождения и развития сословно-представительной монархии в России в XVI-XVII вв.
Задачи поставленные при написании курсовой работы:
— охарактеризовать социально-экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России;
— охарактеризовать высшие органы власти и управления сословно-представительной монархии в России ;
— определить экономическое состояние России при сословно-представительной монархии;
— проанализировать научную и учебную литературу по исследуемой теме.
представительный монархия власть церковный
1. Складывание сословно-представительной монархии в XVI-XVII вв.
1.1 Предпосылки образования сословно-представительной монархии в XVI-XVII вв
В России имелись следующие предпосылки образования сословно-представительной монархии в России:
1 Увеличение территории страны, возросшая численность населения и увеличение его плотности требовало реорганизацию местной власти.
2 Для ликвидации или, по крайней мере, ограничения монастырского землевладения требовалось усиление великокняжеской власти.
3 Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков.
4 Развитие внешнеторговых связей России с Западом и Востоком требовало ликвидации Казанского ханства и Великого княжества Литовского.
5 В связи с предпосылками образования единого рынка для страны становилось жизненно необходимо преодоление пережитков феодальной раздробленности.
6 Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарата не обеспечивала необходимого уровня государственного управления.
7 Система кормлений становилась серьёзным препятствием дальнейшего объединения страны.
8 Боярское правление показало необходимость усиления великокняжеской власти.
В 1556г. были отменены кормления. В 1556 г. было принято «Уложение о службе», согласно которому с каждых 170 гектар земли должен выходить на службу вооруженный конник. Денежную «помогу» давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше 170 гектар. Тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф. Служба неслась пожизненно.
Таким образом, монетная, земская, военная реформы, способствовали формированию сословно-представительной монархии в России. В основе объединения русских земель в единое национальное государство были свои особенности, которые повлияли на процесс образования сословно-представительной монархии. Создание русского централизованного государства опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образование нации. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.
Для осуществления этих внешнеполитических задач нужна была многочисленная и сильная армия с соответствующими ей учреждениями по комплектованию, содержанию и службе вооружённых сил.
Кроме того, в условиях возраставшей феодальной эксплуатации и обострения классовой борьбы феодалы, особенно служилое дворянство, были неспособны собственными силами подавить сопротивление эксплуатируемого большинства. Для этого потребовалось усиление суда и полиции, создание и укрепление соответствующих им карательных учреждений в центре и на местах.
1.2 Общественный и государственный строй
Приказы Судебно-административные Военные Ведавшие специальными отраслями управления
Сословия, входящие в Земский собор:
· высшее духовенство, владелец монастырских и церковных земель;
· боярство, владелец вотчинных земель;
· дворянство, владелец поместных земель;
· верхушка посада, владелец «черных» и «белых» слобод и земель, промыслов и торговых капиталов вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство составляло основу царского войска и бюрократического аппарата, являлось главным служилым сословием. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться. Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.
Структура Земского собора:
Сословно представительными органами на местах (в середине XVI в.) стали земские и губные избы.
Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений, которая изжила, поскольку кормленщики назначаемые великим князем не были ограничены в сроках, что создавало условия для мздоимства. Поэтому выборные самоуправляющиеся избы, в состав которых вводились местные «лучшие люди»,
приняли на себя финансово налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялось в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из «лучших людей», сотских старост, целовальников и дьяков.
· по нормам сбора податей и «кормов»;
· по компетенции и полномочиям.
Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых было не постоянно от 40 до 50.
Кроме этого были и территориальные приказы: Костромская четь, Нижегородский, Казанский, Сибирский, Малороссийский приказы. Происходила достаточно частая реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциями и предписаниями (по горизонтали).
Приказы возглавлялись боярами и думными людьми. Основная работа в приказах осуществлялась дьяками и подъячими, первые из которых выполняли функции секретарей и знатоков инструкций, а вторые писцов. На них лежал основной груз рассмотрения воеводских «отписок» и частных челобитных, которые рассматривались весьма долго, переправляясь из одного приказа в другой, порождая мнение просителей, что их хотят «изволочить московскою волокитою».
Приблизительное число дьяков в Москве было 100 человек, а подьячих насчитывалось 1000.
В XVII в. происходит реорганизация местного управления земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.
Вместе с сельским хозяйством развиваются ремесло и торговля.
Феодалы. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх. Большую роль в усилении его экономической мощи сыграла опричнина. Одним из ее результатов явилось то, что царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал в качестве поместного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации государства и усилении власти царя. В руках монарха в это время сосредоточились и другие богатства.
Нижней, но наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство. Разумеется, общие эксплуататорские интересы объединяли его с боярством. Однако у дворян были и свои собственные потребности, отличавшиеся от боярских и порой противоречившие им. Мелкие феодалы жаждали новых земель, стремились к закрепощению крестьян, а поэтому поддерживали монарха и его активную внешнюю политику.
В период сословно-представительной монархии в России сохранялся в силе сложившийся еще ранее порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами (принцип местничества). При Иване IV делались попытки ограничить местничество, но только в 1682 г. оно было отменено.
Оформляется понятие подданства. Феодалы потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить великому князю.
Крупным феодалом в этот период была церковь, которая имела огромные земельные владения, а также многие другие богатства.
Большое число крепостных крестьян работало на землях, принадлежавших монастырям и другим церковным организациям. В руках церкви продолжали концентрироваться огромные земельные владения. Монархи пытались ограничить церковное землевладение, но все эти попытки оказались неудачными. Церковь продолжала накапливать богатства. Только в 1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, которые касались роста церковного землевладения.
Зависимое население. В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян от своих господ. Раньше крестьяне были прикреплены к земле хозяйством. В связи с этим они редко использовали предоставляемую законом возможность перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Теперь же, в условиях разорения, в поисках лучших мест они начали покидать свои земли. Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение. В 1580 г. был издан Указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. На следующий год началась всеобщая перепись крестьян, завершенная в 1592 г. Она создала юридические основания для поисков беглых крестьян. Чтобы облегчить споры между владельцами по поводу беглых, в 1597 г. был издан Указ об урочных летах, т.е. об исковой давности по таким спорам. Первоначально срок давности равнялся пяти годам, потом он неоднократно менялся, пока Соборное Уложение 1649 г. не отменило урочные лета, разрешив искать беглых бессрочно.
Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками. Они обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. Страдники, не имевшие собственного хозяйства, были мало заинтересованы в своем труде. Поэтому к барщине все больше начинают привлекать и крестьян. В этот период окончательно складывается система барщины наряду с прежней оброчной системой.
Посадские люди. Во второй половине XVI и XVII вв. продолжается рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается численность посадского населения, которое в XVII в. прикрепляется к посаду.
Растет купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда повинностей). Намечается четкое разделение в городах на купечество и «черных» людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы.
Кроме «черных» слобод в посадах существовали «белые» слободы, дворы, владельцы которых не несли государева тягла, что вызывало протесты со стороны «черных» людей. Соборное Уложение 1649 г. упразднило «белые» слободы. Мулукаев, Р.С. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Мулукаев Р.С., Курицын В.М., Михайлова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 703 c.—
2. Высшие органы власти и управления
2.1 Центральные органы управления
Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы дворяне обеспечивались поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками. Появились в это время специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. Обслуживанием личных потребностей царя и его семьи ведали специальные дворцовые приказы. В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. Посольский приказ, ведал внешнеполитическими вопросами. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе. Мулукаев, Р.С. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Мулукаев Р.С., Курицын В.М., Михайлова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 703 c.—
К ведению земских органов относился прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами.
Земская реформа Ивана IV- реформа местного управления в Русском государстве в середине 16 в.; проведена для ликвидации кормлений, т. е. содержания должностных лиц за счёт населения, и введения земского самоуправления. Вызвана необходимостью укрепить местный аппарат управления в интересах дворянства и купечества. В 1549 на т. н. соборе «примирения» наметили программу земских реформ. В 1551 Стоглавый собор утвердил «уставную земскую грамоту». В начале 50-х гг. в отдельных областях была упразднена власть наместников. Но только в 1555-56 наместничье управление отменили в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах выбирались земские старосты, возглавлявшие земские избы и выбиравшиеся из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян. В их ведении находились суд (исключая дела о крупных уголовных преступлениях), управление тяглым населением и сбор налогов с него. «Посошной окуп», заменивший наместничьи сборы, стал поступать в царскую казну, которая осуществляла и общий надзор за деятельностью органов земского самоуправления. Земская реформа завершила перестройку на сословно-представительских началах местного управления и усилила централизацию государственного управления.
2.2 Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии
Выделение приказов происходило в результате постепенного перехода от дворцово-вотчинной системы управления.
Приказ происходит от слова «приказывать». Возглавлялись приказы боярами, которым подчинялись дьяки, подьячие и повытчики, приказные чиновники.
Система приказной системы управления:
1) Казенный приказ (в его компетенцию входило управление казной Великого князя и его архивом, всеми торговыми людьми, мастерами серебряных дел и денежным двором);
2) Дворцовый приказ, или приказ Большого Дворца (управлял дворцовыми землями и их населением);
3) Конюшенный приказ (в его ведении находилось конное дворянское ополчение);
4) Разрядный приказ (осуществлял управление дворянскими войсками, учетом служилых людей, их чинов и должностей);
5) Посольский приказ (в его компетенцию входили все внешние взаимоотношения Русского государства);
6) Холопий приказ (включал в себя стольника и дьяка, управлял дворовыми, кабальными и другими зависимыми людьми, их правовым положением, судом над ними);
7) Разбойный приказ (возглавлял систему полицейско-сыскных органов, утверждал на должности губных старост, целовальников и дьяков, рассматривал дела по второй инстанции о разбоях);
8) Печатный приказ (заведовал вопросами книгопечатания, надзором за переписчиками и издателями книг);
9) Аптекарский приказ (занимался делами медицины);
10) Казанский, Сибирский и Малороссийский приказы (в их ведение входили соответствующие территории; они были сформированы после присоединения этих территорий к Российскому государству.
Земские и губные учреждения назывались, соответственно, «земскими» и «губными избами», должностные лица которых избирались на должности. Контроль и регулирование их деятельностью осуществляли соответствующие приказы.
В период сословно-представительной монархии по-прежнему выделялось особое управление в отдельных вотчинах и поместьях.
2.3 Церковная организация
В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место, Сложилась система органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть.
Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности. Монастыри представляли собой крупнейшие коммерческие предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию и активно занимавшиеся торговлей хлеба, солью, рыбой, пушниной и ростовщичеством. Вокруг монастырского богатства уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С земельной собственностью монастырей было связано больше число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами
которых могли быть представители любых социальных групп.
Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на имущество, совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детям наследникам.
После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась при несенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого.
При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойной супруге. В течение брака приданое оставалось в общем распоряжении
супругов. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.
Преступления против церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков стегали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (разбойный, сыскной приказы). К религиозным преступлениям относились такие деяния как «ересь» и сожительство с иноверцем или лицом, отлученным от церкви, церковное кощунство в виде нарушения благолепия церковной службы, языческие моления, употребление в пищу «отреченого» мяса (конина или медвежатина), избиение родителей детьми, внебрачное сожительство и кровосмешение, а также половые связи между духовными родственниками (крестный отец и крестная дочь), невыполнение женихом брачного договора, самовольное сложение с себя монашеского сана (человек, это сделавший, именовался «расстрига») и непотребное поведение монашествующих и представителей белого духовенства (пьянство и блуд).
Столетие с середины ХVI до середины ХVII в. знаменуется существенным расширением территории Российского государства, преимущественно на Востоке. Россия становится все более многонациональной. Мероприятия правительства по централизации управления приводят к укреплению государства.
Данный период характеризуется заметными сдвигами в общественном устройстве. Развертывающаяся борьба между феодальной аристократией и основной массой класса феодалов приводит к укреплению позиций дворянства. Для положения класса эксплуатируемых характерно окончательное закрепощение крестьян, а также все большее сближение статуса крестьян и холопов.
Вступлению феодализма в стадию зрелости соответствует и изменение формы государства, которое становится сословно-представительной монархией. Власть монарха укрепляется, что находит свое внешнее отражение в новом титуле. Вместе с тем царь все же не может обойтись без специальных органов, которые выражают волю сословий. Важнейшим из них является Земский собор. Роль Боярской думы постепенно уменьшается. Новой форме государства соответствуют и новые местные органы. На смену системе кормления приходит система губного и земского самоуправления, что заметно ущемляет политические и экономические интересы боярства и привлекает к управлению широкие массы дворянства и верхушку посада.
Список использованной литературы
5. Мулукаев, Р.С. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Мулукаев Р.С., Курицын В.М., Михайлова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 703 c.—
11. Мулукаев, Р.С. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Мулукаев Р.С., Курицын В.М., Михайлова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 703 c.— Режим доступа:
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Особенности социально-экономического и политического развития России в середине XVI в. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России. Органы власти и управления сословно-представительной монархии. Происхождение земских соборов.
курсовая работа [64,5 K], добавлен 10.08.2011
Социально-экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее социальная база и особенности. Власть царя; компетенция и состав боярской думы, ее роль в системе органов власти. Система местного управления.
курсовая работа [43,7 K], добавлен 13.08.2011
Государственный строй Новгородской феодальной республики. Схема органов власти, управления Киевской Руси. Социальная структура сословно-представительной монархии. Источники законодательных актов средневековой Руси. Судебный процесс по Судебнику 1497 года.
контрольная работа [565,6 K], добавлен 16.04.2015
Тенденции социально-экономического и политического развития России в XVI-XVII вв. Изменения в общественном строе, появление боярско-княжеской аристократии и лишение крестьян свободы. Переход к сословно-представительной монархии, реформы Ивана Грозного.
контрольная работа [35,5 K], добавлен 29.03.2012
Перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную в России. Основные характеристики абсолютной монархии. Функции сената, коллегии и их деятельность. Причины усиления органов и средств государственного контроля в период правления Петра I.
реферат [55,0 K], добавлен 26.12.2010
Переход к сословно-представительной монархии, высшие и центральные учреждения. Переход к приказно-воеводскому управлению, негативные черты реформы. Соотношение самодержавия и самоуправления в период создания Московского централизованного государства.
реферат [77,8 K], добавлен 25.10.2011
События «Смутного времени». Причины смуты в начале XVII в. Феномен самозванства. Польско-литовская интервенция. Подъем освободительного движения. Восстание И.И. Болотникова. Восстановление сословно-представительной монархии. Начало династии Романовых.
реферат [37,1 K], добавлен 16.05.2008