какие фамилии в дагестане
Кумыкский мир
Культура, история, современность
Дагестанские имена и фамилии тюрко-кумыкского происхождения
Уже давно не секрет то, что многие русские фамилии имеют тюркское происхождение. Например, Аксаковы, Чаадаевы, Тимирязевы, Тургеневы, Карамзины, Сабуровы, Тохтамышевы, Урусовы, Беклемишевы, Щербаковы, Баталовы и многие другие. То же самое можно сказать и о многих именах и фамилиях горцев Дагестана (говорящих на языках нахско-дагестанской группы), кабардинцев, ингушей, чеченцев. Порой люди недоумевают, почему многие люди, не имеющие ни какого отношения к представителям тюркского этноса, носят тюркские имена и фамилии.
Действительно при детальном исследовании имён горских народов можно сделать вывод, что довольно многие из них имеют тюркскую основу, тюркское происхождение, если при этом взять чисто горские имена и фамилии, не принимая во внимание арабские, иранские и грузино-армяно-европейские имена. К примеру, вот список самых распространённых горских имён, являющихся тюркскими: Арслан, Къафлан (Каплан), Тимур, Темирлан, Эльдар, Асельдер, Мурза, Чингиз, Хасбулат, Нурбала, Байтемир, Булат, Батыр, Манташ, Игит, Бахадур, Темирбулат, Тавсултан, Айгази, Казбек, Кистаман, Ханум, Бийке, и др.
Личные имена горцев Дагестана можно разделить на следующие классы:
а) на исконно горские имена (хотя и здесь виден тюркский след);
б) на имена арабского, персидского и грузино-армяно-европейского происхождения (Азнаур, Арсен, Артур и др.);
в) на имена чисто тюркского происхождения.
Также среди новых дагестанских имён иногда встречаются и русские имена (например, Борис, Олег и Анна).
Несомненно, и то, что на протяжении многих веков тюркский язык и тюркская культура преобладала на Кавказе и влияла на горские народы Кавказа и внесла заметный вклад в историю и культуру всего края. Ещё известный венгерский тюрколог и ориенталист А. Вамбери писал, что «многие народы, находящиеся под их культурным влиянием, присвоили себе кумыкский язык и религиозным делам обучаются у кумыков». Поэтому большой популярностью у горцев Дагестана пользовались имена и титулы кумыкских феодалов Солтанмут (у кайтагских даргинцев), Адиль-Герей и Айдемир у аварцев, Казаналп, Чупалав, Сурхай, Чупан и Уллубий повсеместно.
Существуют также горские рода, предки которых были кумыками (или представителями иного тюркского народа), например Огузилал и Маджарилал в Хунзахском регионе. Следует справедливо отметить, что определённое количество, например, аварских имён и фамилий имеют явно тюркскую основу, тюркское происхождение. Во многих именах и, следовательно, фамилиях аварского народа виден тюркский след (Короглиевы, Казаналиповы, Батыровы и др).
Также тюркские имена и фамилии распространенны и среди чеченцев и ингушей, предки которых признавали над собой власть брагунских, эндиревских и аксаевских князей: Арслан, Тулпар, Байсангур, Арсланбек, Яндарбий, Казбек, Канбулат, Айдемир, Байбулат, Берслан, и др.
Это далеко не полный список горских имён тюркского происхождения. Список можно продолжать и продолжать.
Не менее любопытным является и то, что в прошлом многие кабардинские князья и первостепенные уздени носили тюркские имена и фамилии: Шавлух, Кельмамет, Шора, Иштерек, Канбулат, Ильдар Ибаков, Канклыч Саусланов, Биярслан Джанхотов, Арсланбековы, Ташбазруковы, Эльбуздуковы, Эльмурзаевы, Тохтамышевы, Мурзаевы и другие. Здесь, прежде всего, сказалось влияние Крыма, данником которого около 200 лет являлась Кабарда, а также тюркское происхождение адыгской знати, имя прародителя которой Инала совпадает с огузо-киргизским феодальным титулом «инал».
Имена людей, наряду с названиями природных объектов, наименее подвержены изменениям идеологической конъюнктуры и поэтому остаются нашим вернейшим ориентиром в прошлом.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
Дагестанские фамилии и имена. Красивые дагестанские фамилии
Фамилии и имена у различных народов Дагестана в основном одинаковые, потому что основная часть дагестанцев являются мусульманами. Большинство дагестанских имен имеют восточные корни и пришли с арабского, фарси и различных тюркские языков. В настоящее время стали использоваться различные имена из русского языка и других языков западных стран. Данная статья расскажет о красивых дагестанских фамилиях.
Немного о Дагестане
Дагестан — один самых многонациональный регионов Российской Федерации. Численность населения данного региона составляет более трех миллионов человек. В Дагестане высокая плотность населения из-за небольшой территории, большая доля городского населения, но сельских жителей в стране все же больше.
Выбор имени в Дагестане
Независимо от того, в каком государстве живут родители будущего ребенка, к какой национальности относятся и какие у них профессии, они всегда хотят дать самое красивое и благозвучное имя для своего малыша. Перечитывается множество книг, изучаются советы популярных журналов, а также различные статьи. Все это делается для того, чтобы сделать наиболее удачный выбор.
Во многих государствах имена принято давать с учетом положений и советов исповедуемой религии, и здесь важно не разгневать Бога неподходящим именем ребенка. Такую религию исповедуют, например, жители Дагестана — высокогорной страны со строгими нравами и обычаями. При выборе, как назвать ребенка мужского пола, здесь используются древние имена, которые уходят корнями еще к древним восточным традициям. Арабские, иранские и турецкие органично вписались в дагестанскую культуру. Эти имена на протяжении многих поколений и до сих пор даются сыновьям при рождении.
Выбор правильного и подходящего имени продиктован исламской религией, ведь всех младенцев в Дагестане принято называть согласно религиозной традиции.
Происхождение фамилий и имен этого народа
Фамилии и имена традиционно классифицируются следующим образом:
Самые популярные дагестанские имена
Какие имена считаются популярными в Дагестане? Любое мужское имя в Дагестане обязано содержать какую-либо в себе мудрость и олицетворять мужественность, силу и храбрость горцев. Это залог его успеха. Родители обычно отталкиваются от этих понятий при выборе, как назвать сына.
Женские классические имена дагестанок:
Выбор этих имен довольно прост. В Дагестане в женщине ценится спокойный, тихий характер, умение идти за своим мужем, покорность и, конечно, красота.
Характеристика некоторых имен дагестанцев
Дагестанские фамилии тюркского происхождения
Многие имена и фамилиях жителей Дагестана (разговаривающих на диалектах нахско-дагестанской группы) имеют тюркское происхождение. Многие интересуются, почему некоторые люди, не являющиеся представителями тюркских народов, имеют тюркские имена и фамилии.
Действительно, при тщательном изучении фамилий и имен дагестанцев можно сделать заключение, что большое количество из них имеют тюркское происхождение, поскольку этносы горного Дагестана активно контактировали с тюрками. Примеры таких мужских дагестанских фамилий: Ямадаев, Арсамерзоев, Мирзоев, Мырзаханов, Ногамирзаев, Аксагов, Асланбеков, Хасанбеков, Типсуркаев, Арсангириев, Ахмадханов, Гириев, Гериханов, Салгириев, Иналов.
Исконно горские фамилии дагестанцев
Примерами «коренных» фамилий этих народов являются следующие: Балоев, Нашхоев, Пешхоев, Галаев, Ялхороев, Виелхоев, Акиев, Киев, Миржоев, Хаихароев, Гандалоев, Белхороев, Цечоев, Мужахоев, Терлоев, Дишниев, Мулкоев, Гухоев, Чинхоев, Зумсоев, Чентиев, Хачароев, Хилдехароев, Маистоев, Мелхиев, Шароев, Цесиев, Шикароев, Киселоев, Сондухоев, Хуландоев, Хакмадоев, Химоев, Тумсоев, Вашандароев, Хакоев, Варандоев, Пхамтоев, Сатоев, Гатоев, Мяршоев, Келоев, Халгиев, Цогуноев, Нижлоев, Бегочароев, Даев, Босов. Это одни из самых распространенных дагестанских фамилий. Официально в республике насчитывается более тридцати национальностей.
Фамилии арабского происхождения
Значение имени, которое родители даруют своему новорожденному малышу, имеет сильное влияние на его будущую жизнь. Имя и фамилия являются визитной карточкой личности в социуме. Именно в имени отражены характер и темперамент человека, а также его задатки и таланты.
Кумыкский мир
Культура, история, современность
Дагестанские имена и фамилии тюрко-кумыкского происхождения
Уже давно не секрет то, что многие русские фамилии имеют тюркское происхождение. Например, Аксаковы, Чаадаевы, Тимирязевы, Тургеневы, Карамзины, Сабуровы, Тохтамышевы, Урусовы, Беклемишевы, Щербаковы, Баталовы и многие другие. То же самое можно сказать и о многих именах и фамилиях горцев Дагестана (говорящих на языках нахско-дагестанской группы), кабардинцев, ингушей, чеченцев. Порой люди недоумевают, почему многие люди, не имеющие ни какого отношения к представителям тюркского этноса, носят тюркские имена и фамилии.
Действительно при детальном исследовании имён горских народов можно сделать вывод, что довольно многие из них имеют тюркскую основу, тюркское происхождение, если при этом взять чисто горские имена и фамилии, не принимая во внимание арабские, иранские и грузино-армяно-европейские имена. К примеру, вот список самых распространённых горских имён, являющихся тюркскими: Арслан, Къафлан (Каплан), Тимур, Темирлан, Эльдар, Асельдер, Мурза, Чингиз, Хасбулат, Нурбала, Байтемир, Булат, Батыр, Манташ, Игит, Бахадур, Темирбулат, Тавсултан, Айгази, Казбек, Кистаман, Ханум, Бийке, и др.
Личные имена горцев Дагестана можно разделить на следующие классы:
а) на исконно горские имена (хотя и здесь виден тюркский след);
б) на имена арабского, персидского и грузино-армяно-европейского происхождения (Азнаур, Арсен, Артур и др.);
в) на имена чисто тюркского происхождения.
Также среди новых дагестанских имён иногда встречаются и русские имена (например, Борис, Олег и Анна).
Несомненно, и то, что на протяжении многих веков тюркский язык и тюркская культура преобладала на Кавказе и влияла на горские народы Кавказа и внесла заметный вклад в историю и культуру всего края. Ещё известный венгерский тюрколог и ориенталист А. Вамбери писал, что «многие народы, находящиеся под их культурным влиянием, присвоили себе кумыкский язык и религиозным делам обучаются у кумыков». Поэтому большой популярностью у горцев Дагестана пользовались имена и титулы кумыкских феодалов Солтанмут (у кайтагских даргинцев), Адиль-Герей и Айдемир у аварцев, Казаналп, Чупалав, Сурхай, Чупан и Уллубий повсеместно.
Существуют также горские рода, предки которых были кумыками (или представителями иного тюркского народа), например Огузилал и Маджарилал в Хунзахском регионе. Следует справедливо отметить, что определённое количество, например, аварских имён и фамилий имеют явно тюркскую основу, тюркское происхождение. Во многих именах и, следовательно, фамилиях аварского народа виден тюркский след (Короглиевы, Казаналиповы, Батыровы и др).
Также тюркские имена и фамилии распространенны и среди чеченцев и ингушей, предки которых признавали над собой власть брагунских, эндиревских и аксаевских князей: Арслан, Тулпар, Байсангур, Арсланбек, Яндарбий, Казбек, Канбулат, Айдемир, Байбулат, Берслан, и др.
Это далеко не полный список горских имён тюркского происхождения. Список можно продолжать и продолжать.
Не менее любопытным является и то, что в прошлом многие кабардинские князья и первостепенные уздени носили тюркские имена и фамилии: Шавлух, Кельмамет, Шора, Иштерек, Канбулат, Ильдар Ибаков, Канклыч Саусланов, Биярслан Джанхотов, Арсланбековы, Ташбазруковы, Эльбуздуковы, Эльмурзаевы, Тохтамышевы, Мурзаевы и другие. Здесь, прежде всего, сказалось влияние Крыма, данником которого около 200 лет являлась Кабарда, а также тюркское происхождение адыгской знати, имя прародителя которой Инала совпадает с огузо-киргизским феодальным титулом «инал».
Имена людей, наряду с названиями природных объектов, наименее подвержены изменениям идеологической конъюнктуры и поэтому остаются нашим вернейшим ориентиром в прошлом.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
Аварские нуцалы
К вопросу о происхождении аристократических фамилий в северной части горной аварии
Понятно при этом, что процесс переселения членов нуцальской фамилии на периферию, имевший внутренние причины, не мог не зависеть и от внешнего фактора. Когда на границах Дагестана появлялась очередная – обычно центральноазиатская по своему происхождению – орда, данное обстоятельство оказывало влияние на политику нуцалов. Начиналось возведение ими укрепленных поселений для противодействия экспансии кочевников и переселение туда членов нуцальской фамилии в качестве военачальников, стоявших во главе гарнизонов и военных отрядов.
Как известно, в XIII в. монголы, пришедшие из Центральной Азии, лишили Сарир возможности распоряжаться своими землями, расположенными в равнинной части Терско-Сулакского междуречья. Позднее, однако, когда сформировалась поволжская часть монголов, создавшая империю Джучидов, известную как Золотая Орда, начались войны между золотоордынцами и иранскими монголами, имевшими свою империю, известную как улус Хулагу, или держава Хулагуидов. В ходе названных войн XIII–XIV вв. золотордынцы не могли не заметить военно-стратегической значимости Аварского нуцальства, через которое проходили горные дороги, связывавшие в летнее время Южный Кавказ, подконтрольный Хулагуидам, и Северный Кавказ, где властвовали Джучиды. Как результат, возросло значение аварского укрепленного поселения Аргвани, расположенного в северной части бассейна реки Сулак. Здесь расселились представители нуцальской фамилии и их дружина, предназначением которых был постепенный возврат под контроль Сарира земель, расположенных к северу от хребта Саламеэр/Салатау.
В ходе осуществления этой задачи руководители гарнизона в Аргвани и в близлежащем Данухе поступили на службу к Джучидам и получили звания карачи (в аварском языке – харачIи). Это значимый титул, употреблявшийся также в Крыму, Сибири, Касимовской Орде и других частях – осколках Золотой Орды.
В пределах Дагестана эти карачи, которые имели опорным пунктом Аргвани и которых поэтому соседние аварцы считали аргванинцами, называли себя представителями нуцальского рода (нуцалчи, нуцаби). Позднее, в эпоху распада Золотой Орды, и соответственно, ослабления татар, то есть в XV в., авароязычные карачи начинают возвращать под свой контроль былые земли Сарира и занимать заново некоторые крепости – укрепленные поселения, расположенные к северу от хребта Саламеэр и заброшенные в период экспансии монголов и особенно Тимура Барласа. В частности, поселившиеся в период нашествия Тимура (1396 г.) рядом с Данухом предки нынешних буртунайцев вернулись на северный склон Саламеэра. Будучи выходцами из заброшенного ныне поселения Нуцабазул-росо (авар. – «селений нуцалов»), они образовали новый населенный пункт – Буртунай (авар. – Буртина) [2, с. 54–55]. Часть представителей нуцальской фамилии в начале XVI в. ушла из Аргвани в Каранай и построила там крепость, ставшую центром основанного ими феодального владения [3, с. 189, 190, 245; 4, с. 156]. Другая часть клана Карачи, согласно преданиям, записанным в XIX в., спустилась также в начале XVI в. из Нуцабазул-росо (кумык. – Бийлер-кент) в низовья речки Буга (авар. Бугьа – «прохладная»; кумык. Аксу – «белая вода») и влилась там в состав населения Чиркея [3, с. 106, 212, 213].
Третья часть названного феодального клана, обосновавшегося к тому времени в Данухе, разделилась. Часть их осталась в Данухе и сохраняла свое привилегированное положение в качестве потомков нуцалов, что было зафиксировано в их устной традиции, нашедшей отражение в записанных в 1880-х гг. текстах, объясняющих происхождение данухских нуцалчи. Вторая часть данухских нуцалчи перешла вместе с частью жителей Нуцабазул-росо, временно живших на окраине Дануха, во вновь возведенное в XV в. поселение Буртунай. Их потомки проживают в Буртунае до сих пор и известны в селении как одна из двух фамилий ЧIункIби (авар. – «чанки»).
В течение XVI в., особенно после ликвидации русскими Астраханского ханства (1556 г.), карачи аргвани-данухского корня во главе значительного воинского контингента осваивают частично равнинную часть Терско-Сулакского междуречья, делая это в борьбе с кабардинцами, приходившими с Центрального Кавказа. Часть этих горцев вливается тогда в состав населения укрепленного населенного пункта, располагавшегося в Сулакском ущелье, между современным Бавтугаем и старым Миатли. Затем, действуя под руководством Султан-Махмуда – сына шамхала по имени Чупалав (а не Чупан, как пишут некоторые исследователи) – и вместе с прочими составными частями эндиреевцев (бораганцы, тюмены, маджары, сала и гуены), они основали новое государственное образование с центром в Эндирее.
К середине XVII в. на территории Северного Кавказа появилась организованная военная сила, противостоявшая мусульманским государственным образованиям этого региона. Калмыки-буддисты, появившиеся за Волгой в результате миграции части монгольских племен на запад, уничтожили ногайские стойбища и оттеснили их на юго-запад, заняв традиционные места их кочевок севернее реки Кума, соответствующие территории современной Калмыкии.
В дальнейшем калмыки уже начали совершать крупные походы на территории мусульманских народов восточной части Северного Кавказа. Нас же в данном ключе интересуют события, происходившие на территории Северного Дагестана. Из-за появления калмыков на Северном Кавказе ногайцы во второй половине 1645 г. массово мигрировали из-под Астрахани на Терек, а часть – во владения Казаналпа Эндирейского, сына Султан-Махмуда. В 1649–1650 гг. сюда из-под Астрахани мигрировал еще один ногайский владелец Чебан-мурза [5, с. 198–199]. Калмыки, лишившиеся значительной части своих подвластных, а следовательно, и доходов, неоднократно пытались насильно переселить их обратно, и на этой почве произошло несколько калмыцких походов на земли Эндирея.
Здесь калмыки неоднократно сжигали кутаны и угоняли стада, принадлежавшие бекам Эндирея. К примеру, в 1674 г. калмыцкий хан Аюка и находившийся на русской службе Каспулат Муцалович Черкасский «ходили на андреевского Чеполова да на Каракасая мурз, и в том походе у тех мурз многих людей побили и животинные стада отогнали» [6, с. 541]. Чупалав эндиреевский и ногайский мурза Карахасай не могли противостоять калмыцким походам. Об осевших в районе Аксая калмыках и об их противостоянии с эндиреевцами говорится и в преданиях, записанных в 1-й половине ХХ в. [7, с. 204]. Имя калмыцкого хана отражено и в топонимии Терско-Сулакского междуречья – холм южнее Хасавюрта носит название Аюкю-тюбе [7, с. 210] (кумык. – «холм Аюки»).
В готовящемся нами к публикации документе конца XVII в. – письме «амира» Эндирея Айдемира, адресованном Мухаммад-нуцалу, «малику Авара», содержится призыв помочь эндиреевцам в борьбе с калмыцкими походами. Эндиреевцы, по всей видимости, уже не могли своими силами противостоять разорительным набегам калмыцкого хана Аюки и в связи с этим обращались за помощью к аварскому нуцалу.
Насколько мы можем судить по дальнейшим событиям, эта помощь из Хунзаха заключалась в военном отряде под предводительством представителя нуцальской фамилии, который осел в Буртунае как более укрепленном населенном пункте, нежели Эндирей. В последнем, к тому же, имелись свои правители, а Буртунай стал, таким образом, северным форпостом нуцалов – союзников «амиров» Эндирея.
Напомним, что в Буртунае имеется две фамилии, которые возводят свое происхождение к сословию чанка (потомки брака хана или бека с представительницей узденского сословия). Первая из них (авар. ЧIункIби – «чанки»), по нашим данным, представлена нуцалчи, жившими здесь еще в XV–XVI вв. Упоминание об их представителе имеется, на наш взгляд, в русском архивном источнике конца XVI в. По этим данным, в 1598 г. в Дагестане имелся населенный пункт «Бортю, а в нем – Кайтмаз, у него 30 человек конных» [8, с. 293], что следует понимать как наличие у этого Кайтмаза постоянной дружины, что возможно лишь при соответствующем социальном статусе и материальных возможностях. К. Алиев считает возможным отождествить «кабак Бортю» с Буртунаем [9, с. 149], что, на наш взгляд, является оправданным.
Вторая же фамилия (авар. Шамханилал – «Шамхановы»), имея родство на Хунзахском плато, появилась в Буртунае позднее – в XVII в. По преданиям, записанным местным краеведом С. Сабиевым, представители этой фамилии доподлинно знают имена своих предков лишь до неких Дадабега и Мухаммадхана, живших в XVIII в., а Шамхана знают лишь как отдаленного предка.
Генеалогические предания как исторический источник, который сильно зависит от человеческой памяти, остро нуждаются в объективном подтверждении. По этой причине мы провели значительные разыскания как в текстах хроник, так и среди письменных арабоязычных документов XV–XVII вв. В итоге нам удалось обнаружить в них только одно упоминание имени собственного Шамхан (см. документ № 1). Точнее, мы видим его в тексте старинной записи Батира, сына Шамхана, сына Мухаммадхана. Упомянут этот Батир в официальном документе сразу после правителя Авара – Мухаммад-нуцала. Это обстоятельство говорит, в свою очередь, о высоком статусе указанного лица, являвшегося сыном Шамхана. По нашему представлению, этот Батир был майиндуром [10, с. 15], т. е. военачальником войск Аварского нуцальства.
Дед вышеуказанного Батира по имени Мухаммадхан фигурирует в еще одном документе – завещании богатого человека, составленном по палеографическим данным в пределах XVII в. (см. документ № 2).
В результате анализа опубликованных ранее арабоязычных документов XVII в., а также русских архивных данных того же времени нам удалось уточнить генеалогию вышеуказанного Батира, в которой мы видим предка вышеуказанных Шамханилал из Буртуная.
Итак, в 1595/96 г. в Хунзахе умер правитель Авара – Шамхал-нуцал, внук Турарава (уб. в 1570 г.) который имел нескольких сыновей, имена которых зафиксированы в дагестанских арабоязычных и русских архивных документах. Во-первых, это ставший его преемником Умма-нуцал, умерший в 1044 г. хиджры (1634–35 г.). Во-вторых, это – Андуник. Что интересно, в русских архивных данных он известен как Андея (аварская форма ГIандияв – укорочение от ГIандуникI) – брат аварского правителя. Точно известно, что в 1616–18 гг., будучи еще подростком, он прожил два года в Терском городе в качестве аманата от Аварского нуцальства [11, с. 77, 89]. Итак, в 1616 г. этого Андуника привез в Терский город его старший брат Сулайман (Сулеман мурза), указанный в русском архивном документе как брат «уварсково Нуцала князя» и в то же время брат Андуника («Сулейманову брату Андее» [11, с. 77]). В 1618 г. этого Андуника сменил в Терском городе младший брат – Дайит-бег («закладному уварскому, который дан в аманатах на Андеино место, Таитбеку-мурзе» [11, с. 89]).
Андуник в более поздних (1656 г.) арабоязычных документах упоминается как «раис» Андуник-Угуз [12, с. 99, 101]. Прозвище Угъуз, видимо, было дано Андунику, дабы отличить его от других Андуников/Анди-ев XVI–XVII вв. Вероятно, он умер в самом конце 1656 г., поскольку его сыну Мухаммадхану аварский правитель Дугри-нуцал 17 января 1657 г. дает жалованную грамоту о закреплении за ним всего его имущества и получаемых доходов [12, с. 102]. Интересно, что сын Андуник-Угуза записан в документе от 1666 г. как Мухаммадхан, сын Угуза [12, с. 102], уже без указания основного имени отца, а в дальнейшем за их потомством закрепилось название Угъузилал (в пер. с авар. – «потомки Угуза»).
Согласно приведенному документу № 1, у этого Мухаммадхана был сын Шамхан и внук – Батир. По преданиям, записанным в 1884 г., «во главе хунзахского общества» во второй половине XVII в. стояли представители военной элиты, руководившей «войском и охранительной стражей от нападений неприятеля» [13, л. 4]. В нескольких песнях XVIII в. в качестве потомственных военачальников Аварского нуцальства упоминаются представители тухумов Дайитилал и Угузилал [14, с. 79, 88, 148], происходящие от двух вышеуказанных братьев – Дайита и Андуник-Угуза. В данном случае нас интересует происхождение Угузилал, которые происходят от Андуник-Угуза и его потомков по мужской линии.
Как мы можем судить по данным конца XVIII в., представителей тухума Угузилал в Хунзахе осталось мало, и они во многом утратили свои позиции. Как нам видится, в первую очередь это произошло из-за расселения их в разных населенных пунктах. К примеру, потомки Шамхана, по документальным данным от 1884 г., выявленным нами в Центральном историческом архиве Грузии, проживали в статусе чанков в с. Хариколо, расположенном на краю хунзахского плато. В 1884 г. здесь проживало 6 дворов чанков, которые заявляли, что «мы происходим из рода ханов Аварских» [13, л. 5об]. Отметим также, что, согласно представленному ими письменному тексту, их «предки имели доходы» на дагестанской территории, вошедшей после 1860 г. в состав «Терской области». Кстати, на названной территории стоит и Буртунай, известный своими связями с кумыкской знатью Эндирейского владения, а в особенности – Аксая. В документе указаны следующие представители чанков Хариколо: Шамхан, сын Мухамадмирзы; Алисканди, сын Батира; Казанби, сын Максуда; Нуцал, сын Хангиши; Нурали, сын Ашахана и Исмаил-Али, сын Гимбата [13, л. 5об]. Большинство из них мы обнаружили и в посемейных списках 1886 г. по этому селению [15, с. 136–139]. В результате анализа этих данных выясняется, что в XVIII в. в Хариколо жило несколько чанков, носивших имена Батир, Мухаммадхан, Шамхан и Мухаммадмирза1. Отсюда вытекает мысль о происхождении их от Шамхана, упомянутого в Послании Мухаммад-нуцала (документ № 1), а соответственно – о родстве с чанками Буртуная.
По документальным данным от того же 1884 г., выявленным нами в Центральном историческом архиве Грузии [13, л. 6], один дом потомков Шамхана жил и в небольшом поселении Тадколо, расположенном на западной окраине Хунзахского плато. Их представителем в документе указан Мухаммадхан, сын Батира. По посемейным спискам их генеалогия вырисовывается следующим образом. На 1886 г. уже покойный Мухаммадхан имел двух сыновей – 61-летнего Хусайна и умершего к тому времени Батира. У последнего остался сын – 41-летний Мухаммадхан и 10-летний внук Хабибула, а у Хусайна – 18-летний Батир и 8-летний Гимбат [15, с. 136–118].
Как мы уже указывали выше, не только после, но и до XVII в. в небольших укрепленных поселениях, расположенных на границе нынешних Гумбетовского и Казбековского районов Дагестана, проживали представители привилегированного сословия, называвшегося нуцаби или нуцалчи. Согласно преданиям, письменно зафиксированным во второй половине ХIХ в., мелкие населенные пункты Саламеэра принадлежали местным нуцалчи из рода аварских нуцалов. Их предком предание называет некоего Сала, от которого происходит данухский тухум Салалал, или Нуцалчиял, который делится на две ветви – ГIамирханилал и ИмангIалиял. Письменно предания о своем происхождении зафиксированы именно Иманалиевыми [16, с. 10]. Известно, что во времена Имамата в Данухе дибиром работал сельчанин Кудияв Сала [16, с. 210] (его сын Али 1836 г.р., назвал своего сына 1878 г.р. Сала-дибиром [17, с. 495]), что говорит о распространенности этого имени среди данухцев.
Данухец Курахма (Курамухамад) в 1880-х гг. записал дошедшую до него информацию о своем роде и его истории. По его данным, в Данухе, Иманалилросу, Нуцабазулросу и Ханзалросу жили несколько фамилий нуцалчи, представительницей которых являлась и некая Зазай [16, с. 16–17]. Согласно письменно зафиксированной во второй половине XIX в. истории Чиркея, она известна тем, что предоставила первопоселенцам этого населенного пункта землю, на которой они в 1505–1506 гг. построили свои дома [3, с. 92].
По записям Курахмы, он являлся 6-м потомком Абдуразака. Отцом Курахмы был Хасан-дибир, дедом – Кудияв Иманали (известный деятель начального этапа Имамата), его отец – Гунаш и далее – Хажима, Алисканди, Абдуразак [16, с. 18]. Согласно посемейным спискам села от 1886 г., Иманалил Хасандибир 1828 г. р. имел трех сыновей: Курамухамада (1861 г. р.), Абдулу (1874 г. р.) и Мухамада (1878 г. р.) [17, с. 495]. Кудияв Иманали упоминается в сочинении Иманмухамада Гигатлинского в качестве делегата съезда в Чиркате («Иманали Данухский – человек, который был примером для бактлулал»), созванного Шамилем в начале своего управления Имаматом [18, с. 45], т. е. в январе 1836 г. Ниже мы даем переводы трех документов (см. № 3–5), составленных Курамухамадом в 80-х гг. XIX в. как для своих родственников и потомков, так и для направления в адрес начальника Андийского округа.
Итак, как следует из результатов нашего исследования, аристократические (нуцаби; ед. ч. нуцияв Подписаться