какие фары разрешено ставить на авто
Ответ из ГИБДД по поводу замены оригинальной оптики на альтернативную
Встал вопрос о замене передних фар от Suzuki Reno и Ravon Gentra, но хотелось бы сделать всё по закону.
Решил написать в ГИБДД по поводу самовольной установки фар. Ведь те, кто утверждает что всё законно — ссылаются на примечание п. 3.1 — «На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.»
Написал обращение сразу в Москву. Где как не там мне ответят, разложив всё по полочкам. Да и в случае отрицательного ответа на моё обращение можно было бы тыкать этим ответом местным сотрудникам если бы они вдруг докапались ну или передвигаясь по территории России в целом. Но не тут то было…
Дано:
Текст обращения:
«На Chevrolet Lacetti в кузове хэтчбек, снятый с производства в 2012 году, существует альтернативная передняя оптика, устанавливаемая взамен оригинальной без переделок. Есть несколько видов альтернативной оптики:
1 — передний фары от автомобиля Suzuki Reno (фото в приложении)
2 — фары Neverbreaks от Ravon Gentra рестайл (фото в приложении)
Согласно примечания п. 3.1 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств — на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей. Подпадает ли самовольная замена оригинальной передней оптики на альтернативную под 12.5 ч. 3 КоАП РФ? Прошу разъяснить данный вопрос с ссылками на нормативно-правовые акты. Спасибо.»
Фото фары Suzuki Reno
Фото фары от Ravon Gentra
Ответ из ГИБДД спустя неделю после обращения
ГОСТы и правила для автомобильных фар и ламп
Запись содержит выдержки из нормативов и правил на данный момент времени. Пишите в комментариях какие моменты вас волнуют, постараемся вместе разобраться. И так…
► Светодиодные лампы в галогеновой фаре.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
То есть достаточно снять лампу, отдать на экспертизу и получить разумный ответ что лампа не соответствует стандарту ГОСТ Р МЭК 60809-2012, а следовательно с установленной такой лампой фары не соответствуют техническим характеристикам светораспределению, установленному для данного типа фар, то есть на лицо несоответствии режима их работы требованиям конструкции транспортного средства.
Помимо этого есть технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» в котором имеется пункт:
3.8.2. В фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство. и далее по тексту тоже много интересного написано. Вообщем КоАП 12.5.3 и точка.
При этом достаточно проверить лампу на стандарт, даже визуально что может любая экспертиза, не обязательно делать полный цикл — соответствие стандарту, проверка светораспределения в эталонной фаре. Ну а что скажет суд, я думаю и так понятно.
Под это попадают все НЕ стандартные лампы — повышенной мощности, с цветными колбами (не жёлтыми), они все не будут соответствовать стандарту (поэтому на упаковке пишут «не для дорог общего пользования» (off-road use only).
Вот поэтому я за заводские комплектующие при переделке фар и максимальному приближению к заводскому внешнему виду — нельзя давать малейший повод для сомнения у инспектора.
Еще раз для тех кто только смотрит картинки, пример на лампе H4.
Очевидно что лампа не может соответствовать стандарту ламп — как минимум нет источника света (нити накаливания).
Затем вставляем лампу в эталонную фару и сверяемся со стандартом: лампа не будет соответствовать освещённости в контрольных точках.
► Почему заводские светодиодные фары маркируются HCR
Потому что имеется такой стандарт маркировки, наш ГОСТ за ним не поспевает. Ссылка внизу, в нём кстати есть интересный пункты:
6.2.8 Разрешается использовать только один источник света нити или один или несколько светодиодных модулей (модулей) для основного луча ближнего света.
Приложение 10, пункт 1.3 Светодиодный модуль (модули) должен быть защищен от несанкционированного доступа — вот почему фары делают вообще без задней крышки со стороны светодиодного модуля, но мы то знаем что у немцев возможна замена 🙂
Еще раз — в стандарте указан светодиодный модуль. Не лампа. Про лампу было выше.
► Лампы увеличенной светоотдачи HIR / H9.
ГОСТ Р 4.1.8-99. 1.3.6 (изм 1): Лампы накаливания HIR1 и/или Н9 можно использовать только для получения огня ближнего света в сочетании с установкой устройств (устройства) для очистки фар.
Таким образом те, кто поставил в фары галогеновые линзы под эти лампы должны озаботиться установкой омывателя фар.
► Квадроксенон.
ГОСТ Р 41.98-99 6.2.5: Для каждой фары ближнего света разрешается использовать только один газоразрядный источник света.
► Мигающий стоп сигнал.
ГОСТ Р 51709-2001 4.3.16: 4.3.16 Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.
Что является нарушением пункта 3.3 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
Петь песни о том что не ведали что установлено в машине бесмысленно — как известно в обязанности водителя входит пункт:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
Использованная литература:
ГОСТ Р МЭК 60809-2012 Лампы для дорожных транспортных средств
ГОСТ Р 4.1.8-99 — ближний / дальний свет галогеновые лампы
E/ECE/324/Rev.2/Add.111/Rev.3 — ближний дальний свет галогеновые лампы и LED
ГОСТ Р 41.98-99 — ксеноновые фары
ГОСТ Р 41.19-99 — ПТФ
ГОСТ Р 41.45-99 — Омывайки фар
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств
Закон и порядок: Ксенон
Постараюсь покороче.
Для того чтобы установить ксенон (газоразрядные лампы) на автомобиль нужно чтобы он удовлетворял следующим требованиям «Технического регламента»
1.3.14.6. Фары ближнего света, источник света которых представляет собой
газоразрядную лампу, должны быть оснащены устройством фароочистки и работоспособным автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона.
Обратите внимание на то что именно АВТОМАТИЧЕСКИМ устройством, а не ручкой которую мы сами крутим. И еще. Ранее данный пункт содержал дополнительно следующее:
Фары ближнего и дальнего света и противотуманные, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу, должны иметь маркировку знаками «Е» или «е»
В редакции от 10.09.2010г. положение что фары должны иметь маркировку — убраны. Само по себе наличие буквы «E» не означало разрешение на установку ксенона. О маркировке чуть позже. С одной плохо, что убрали привязку к маркировке, потому что если раньше ИДПС на дороге мог посмотреть на маркировку и сказать — не соответствует и пресечь использование колхозного ксенона, то сейчас к сожалению в тех регламенте нет понятия маркировка. Убрали понятие на мой взгляд из-за глупости. Дело в том что у одних фар маркировка нанесена на стекло, у других на корпус сверху, у третьих на корпус снизу, а у четвертых и вовсе ее нет. Вот из-за 3 и 4 и убрали понятие маркировки, позволив тем самым распространиться большому количеству колхозного ксенона. К тому же раньше установка ксенона в фару с рифленым стеклом была так же вне закона, а сейчас ни слова об этом.
И к чему мы пришли?
К тому что теперь можно поставить ксенон в любую фару, оснастив ее омывателем/очистителем и автоматическим корректором. Ну и от греха подальше переделывая фары «спилить напильником» маркировку с фары.
Омыватель фар можно купить в интернете, по сути это просто моторчик с производительностью раз в 5 больше чем у моторчика омывателя лобового стекла и пара форсунок. Можно купить ИМЯ, а можно и сколхозить из моторчика любой иномарки оборудованной омывателем фар, например Hyndai/Kia 98510-3F200 = 280рублей + форсунки на выбор.
Автокорректор тоже не представляет из себя ничего особенного. И тут снова есть ИМЯ использующий ультразвуковой способ отслеживания положения кузова авто относительно дороги, механический отечественный или поплавковый китайский.
Помните главное На первый взгляд нам кажется что для нас это дополнительный геморой, что это проблемы встречного автотранспорта, который мы ослепим, однако это и наша безопасность тоже. Если мы ослепим чайника на встречке то этот чайник может прилететь в нас.
Думая об окружающих мы извлечем пользу для себя.
Теперь о документах
Вносить изменения или нет. На мой взгляд дело каждого.
1.Если вы захотели внести изменения в ПТС, вам нужно обратиться в сертифицирующую организацию, например ПТИА НАМИ, с письменным заявление. Через месяц — два придет ответ. Если мы все делаем по тех. регламенту, нам дадут бумагу которая будет гласить что подобные изменения позволительны. Далее ставим все необходимое и в ГАИ. Там проверят работоспособность и внесут изменения в ПТС. Стоимость разрешения 3000руб
2. Лично я вносить изменения не планирую. Во первых тратить деньги за то что кто-то не видя мой авто скажет мне ДА. Во вторых у 99.99% автовладельцев стоят не оригинальные ЗЧ, в том числе лампочки в фарах, амортизаторы и элементарно не оригинальные тормозные колодки. Почему бы не вносить эти изменения в ПТС. Прошу разрешить мне поставить НЕ оригинальный бампер и НЕ оригинальные тормозные колодки И каждый раз платить деньги и ждать бумагу.
Если мы с вами добросовестные граждане то выполним требования тех.регламента и позаботимся о безопасности движения.
НУ и как обещал кому интересно — маркировка фар.
1. Знак международного утверждения и код страны
В США фары маркируются аббревиатурой «DOT» (Department Of Transport/Министерство транспорта), а «европейские» – буквой «Е» в кружочке с цифрой – кодом страны, где фара одобрена для использования («Е1» — Германия, «Е2» — Франция, и т.д.).
1 — Германия
2 — Франция
3 — Италия
4 — Нидерланды
5 — Швеция
6 — Бельгия
7 — Венгрия
8 — Чешская Республика
9 — Испания
10 — Югославия
11 — Великобритания
12 — Австрия
13 — Люксембург
14 — Швейцария
15 — Не присвоен
16 — Норвегия
17 — Финляндия
18 — Дания
19 — Румыния
20 — Польша
21 — Португалия
22 — СНГ
23 — Греция
…
42 — ЕС
43 — Япония
2. Используемый тип ламп.
HC: Галогеновые лампы ближнего света
HCR: Галогеновые лампы ближнего и дальнего света
HC/R: Галогеновые лампы ближнего или дальнего света
DC: Ксенон ближний свет
DR: Ксенон дальний свет
DC/R: Ксенон ближний или дальний свет
3. Материал рассеивателя
PL – пластмассовый рассеиватель
S – лампа-фара (цельностеклянная)
4.Освещенность
Люксы: 7.5; 10; 12.5; 17.5; 20; 25; 27.5; 30; 37.5; 40; 45; 50.
5.Направление движения
Если стрелка есть то фара предназначена для левостороннего движения.
Если стрелки нет то фара для правостороннего движения
Может быть и так, что стрелка двухсторонняя. Это означает, что фара годится и для левостороннего, и для правостороннего движения.
12.5, часть 3 КоАП: лишение или штраф? Как избежать наказания?
Стандартные галогеновые фары в ближнем и дальнем свете устраивают не всех автовладельцев. Поэтому световые элементы часто заменяют на тот же ксенон или LED. Однако любые неузаконенные изменения технических параметров автомобиля признаются нарушением. И причин здесь несколько. Во-первых, «колхозный» ксенон может ослепить навстречу едущих водителей, а, во-вторых, подвести вас под наказание по ст. 12.5 КоАП РФ – со штрафом или лишением прав. Давайте разберемся, что грозит за синие, красные, LED-лампы, при чём здесь ПП Верховного Суда РФ № 20, а также как обжаловать постановление об АП и переквалифицировать дело на штраф.
Можно ли менять внешние световые приборы автомобиля?
Можно, но не всегда.
Автомобиль является сложным техническим устройством. Он поставляется с завода, где изготовитель заранее предусмотрел и тщательно проверил работоспособность и безопасность внешних световых приборов ТС. Если вы хотите установить в обход ТБ вместо галогеновых ламп ксенон, а маркировка фар этого не допускает – это нарушение. За подобные действия может последовать наказание по ч. 1 или ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ.
Это официальные требования к транспортным средствам для возможности их эксплуатации на дорогах России. Недопустимо самовольно изменять цвет огней автомобиля!
Что грозит за нарушение в 2021 году – штраф или лишение прав?
До июня 2019 года инспекторы ГИБДД и судьи не особо церемонились с нарушителями. Автолюбителей с несоответствующей конструкцией в части световых приборов отправляли в суд, где им вменяли нарушение по части 3 ст. 12.5 КоАП РФ – а впоследствии лишали водительских прав на срок от 6 месяцев до года.
«Прорыв» случился в июне 2019 года, сразу после выхода Постановления Пленума ВС РФ №20. Верховный Суд посчитал нужным разъяснить порядок применения наказаний за несоответствие источника света типу фары.
В Постановлении ВС РФ конкретизировал, за что суды вправе лишать водительских прав по 12.5.3 Кодекса. И если раньше достаточно было одного условия, то сейчас должны выполняться оба условия одновременно:
В подтверждение этому процитируем абзац 4 пункта 6 ПП ВС РФ:
Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Ниже мы разберём, как это влияет на вынесение наказания по 12.5 КоАП на примере разных световых элементов.
За синие лампы
Синие лампы устанавливать нельзя – это противоречит требованиям п. 3.6 Правил. Равно как и Требованиям Технического регламента Таможенного Союза № 877 от 9 декабря 2011 года. Допустимые цвета – от белого до красного. Иных в законе не предусмотрено!
Нарушителей ожидает самое мягкое наказание по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ:
Почему же здесь не могут лишить водительских прав? А потому, что, как мы указали выше, Верховный Суд разъяснил порядок применения наказаний по этой статье.
Приведем пример:
Сотрудник ДПС разглядел, что ваш автомобиль освещает дорогу огнями синего цвета. При остановке ТС и проверке фар выясняется, что вы действительно заменили стандартные галогеновые элементы на синие лампы. Одно условие части 3 ст. 12.5 КоАП выполняется, лицо инспектора ГИБДД уже расплылось в улыбке – галочка за лишение вас водительских прав сама идёт в руки.
Но второе условие, режим работы, безжалостно разбивает все надежды должностного лица, и играет в вашу пользу. Ведь режим работы – это не тип фары, а то, как мы видим работающий прибор. Он либо светит непрерывно, либо мигает как в случае с проблесковыми огнями автомобилей ДПС или дорожных служб. И этот самый режим работы светового прибора соблюдается (если лампочка исправна). Хоть лампа и синяя, но её свет непрерывно освещает площадь впереди автомобиля. А значит выполняется лишь одно условие из двух. И, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда, вас не могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 12.5 КоАП, где предусмотрено лишение прав водителя.
Вот такая логика! Но, к сожалению, её придерживаются не все судьи, от чего растёт число обжалований судейских решений.
За красные лампы спереди
Нарушителям также грозит штраф в 500 рублей.
«Виной» тому чёткая формулировка в ч. 3 ст. 12.5 Кодекса:
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Но, опять же, для лишения прав должны совпасть два условия: несоответствующий режим работы ламп и цветовая гамма лучей. С красным цветом всё понятно – такого освещения не должно быть спереди, а вот режим работы вряд ли окажется мерцающим или мигающим.
Остановивший вас инспектор ДПС установит факт несоответствия световых приборов Основным положениям к ПДД, и должен выписать постановление со штрафом.
За ксенон
Ксеноновые лампы в фарах не разрешены в использовании. За это штрафуют на сумму в 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.
При этом конструкция некоторых иномарок предусматривает монтаж ксеноновых ламп. Для этого нужно смотреть на маркировку фары. Так, по Техрегламенту ТС № 877, газоразрядная (она же ксеноновая) лампочка соответствует классу D. И если на фаре вашего автомобиля указано DC/DR или DCR – ксенон установить можно. Но только вместе с линзой, омывателями фар и автокорректором угла их наклона (с этим сложнее). Если всё в порядке, то заводской комплект световых элементов можно изменить на вполне законных основаниях. И, что важно, избежать штрафа, не говоря уже о лишении водительских прав.
Если производитель вашего авто предусмотрел лишь галогеновые лампочки (с классом H) в ближний и дальний свет, а вы установили ксенон – это нарушение, за которое в 2021 году следует штраф в размере 500 рублей, либо предупреждение.
Лишать водительских прав не могут, поскольку для этого нужно одновременное соблюдение двух условий: режима работы и цвета огней. За редким исключением, фары с ксеноном светят белым, жёлтым или оранжевым цветом. Синева почти не встречается. А если и встречается, то по режиму работы к фарам не может быть претензий – это не проблесковые маячки.
За светодиодные лампы (LED)
То же самое действует и в отношение светодиодных лампочек.
Водителю, который установил LED-лампы вместо галогеновых не по ГОСТу грозит штраф в 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Более суровая санкция в виде лишения водительских прав применяться не может.
Объяснение всё то же – цвет огней и режим их работы не идёт вразрез с Основными Положениями.
Если в противотуманках
Максимум штраф, либо предупреждение.
Кодекс об административных правонарушениях не разделяет понятия «фары» и «противотуманки». Если взглянуть на положения ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ, то мы увидим фразу «на передней части» транспортного средства. Логично, что противотуманные фары (ПТФ) и так располагаются спереди. Иначе как бы они освещали дорогу движущемуся вперёд автомобилю? Поэтому здесь применяется аналогичный порядок вынесения наказания.
Если по инструкции «с завода» на автомобиле не предусмотрены газоразрядные лампы в противотуманках, а вы изменили световые приборы, и вас поймал инспектор ГИБДД – придётся заплатить штраф в 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Или, если хотят вменить часть 3, обжаловать постановление, ссылаясь на вышеупомянутое Постановление Пленума ВС РФ № 20 от 25 июня 2019 года.
Если в габаритных огнях
Лишить права управления ТС не могут, грозит только штраф.
Нельзя ставить светодиодные LED-лампы и в габаритные огни. Если вас поймали за «колхозным» ксеноном, то будут смотреть на несоответствие режима работы фар и цвета их огней. В большинстве случаев цвет будет белым, а не синим или зелёным.
Но даже если цвет и не соответствует, то в 99% режим работы фар «не подведёт». Луч света непрерывный, постоянный. А нарушением является моргающий режим работы фар.
Действует ли скидка на оплату штрафа за световые приборы?
Штраф за световые приборы по ч. 1 ст. 12.5 КоАП составляет 500 рублей. Соответственно, применив 50% скидку, получим сумму к уплате в размере 250 рублей. На внесение платежа закон отводит 20 дней с момента вынесения постановления об административном правонарушении (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).
Есть ли повторное наказание для водителей?
Каждый раз будут штрафовать за управление автомобилем с неисправностями.
Могут ли аннулировать регистрацию ТС?
Да, могут – это практикуется.
Происходит буквально следующее:
Вас поймали на дороге, например – с LED-лампами вместо галогеновых. Инспектор ГИБДД выписывает постановление со штрафом и вручает его вам под роспись. Одновременно с этим ИДПС выпишет предписание о приведении автомобиля в стандартное состояние в течение определенного срока. В то же время информация поступит в ГИБДД, где её внесут в базу.
Если вы не позаботитесь о замене светодиодов на стандартные лампы по ГОСТу, то возникнет проблема. При следующей остановке на дороге, уже другой инспектор заглянет в базу ГИБДД, и обнаружит, что вам было наказано устранить нарушение. Но поскольку вы проигнорировали требование убрать светодиоды, то вам аннулируют регистрацию вашего автомобиля. И будут правы – соответствующие полномочия закреплены в Административном регламенте МВД от 21 декабря 2019 года.
Оспаривание наказания за светодиоды
Практика вынесения наказаний за несоответствие световых элементов сводится к тому, что инспекторы ДПС по-прежнему пытаются привлечь водителей по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ. Если это случается, то сотрудник ГИБДД выписывает протокол. Лишать прав на дороге он не может – это не в компетенции госавтоинспекторов.
Дела о лишении права управления ТС рассматриваются в мировых судах по месту совершения правонарушения. Именно туда вас вызовут повесткой, если на вас в суд поступит протокол об АП за световые приборы. И уже в суде предстоит оспаривать отстаивать свою правоту.
Применяется ли к водителям лишение прав по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ?
Максимальное наказание, которое грозит водителям за ксенон или светодиоды – штраф.
Однако, зачастую ситуация оборачивается в худшую сторону. Мировые и районные судьи придерживаются принципа НОНДСП – нет оснований не доверять сотруднику полиции. Из-за этого вас, как истца, судья может попросту не выслушать. Или пропустить мимо ушей ваши аргументы в пользу смягчения наказания. И тогда придётся отстаивать права в вышестоящей инстанции, подавая апелляционную жалобу.
Какое наказание вынесет суд?
Итак, в лучшем для вас случае мировой судья последует предписаниям ВС РФ и переквалифицирует дело с ч. 3 на ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Это значит, что вы отделаетесь штрафом. Да еще и со скидкой.
В худшем случае нарушение квалифицируется по части 3 вышеназванной статьи. И вот тут нависает угроза стать пешеходом на срок от 6 месяцев до 1 года.
При любых раскладах желательно иметь как можно больше смягчающих обстоятельств. Они приводятся перечнем в ст. 4.2 КоАП РФ. Что это за обстоятельства? Например, признание инспектору ГИБДД, что у вас установлен ксенон вместо обычных ламп в фарах. Или раскаяние, признание вины в содеянном. Не лишним будет обещание суду убрать светодиоды в самое ближайшее время (если еще не убрали).