какие фигуры собирал тургенев
ПРИЗНАВАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
ШАХМАТНОЙ МЫСЛИ
Шахматными учителями Ивана Сергеевича были его отец, Сергей Николаевич Тургенев (1794-1834), и друг семьи, московский врач Андрей Евстафьевич Берс (1807-1871), который был страстным и сильным шахматистом, а также крепостной Порфирий Тимофеевич Кудряшов (1813-1880). (Спортивная жизнь России. — 1999. — № 7. — С.60). Его партнёрами в деревне обычно были П. Т. Кудряшов и писатель Елисей Яковлевич Колбасин (1831-1885). C ними Тургенев сыграл несколько матчей. Он, естественно, не находил себе в деревне достойных противников.
«В шахматы я здесь сражаюсь редко, но удачно, — писал он 29 октября 1854 года Колбасину, — здешние господа не подвигаются вперёд». (Коган М. С. Очерки по истории шахмат в СССР. —С. 319). В Орловском музее И. С. Тургенева среди книг Ивана Сергеевича обнаружен листок, где его рукой написаны результаты шахматных состязаний. Вместе с листочком, на котором фиксировались результаты встреч с Е. Колбасиным, нашлись ещё две записки, сделанные на такой же бумаге и теми же чернилами. На одной из них зафиксирована острая позиция и сделана приписка «чёрными ходить».
Примечательно, что Иван Сергеевич играл в шахматы с почётным членом шахматных клубов Вены, Парижа и Рима Г.А.Кушелевым-Безбородко (1832-1870). Григорий Александрович — меценат и литератор, граф. Издатель журнала «Русское слово». Ему принадлежала глодневская вотчина в Дмитровском уезде Орловской губернии. Кушелев-Безбородко даже играл в Риме с ведущим шахматистом Италии маэстро Дюбуа. Григорий Александрович пишет: «Дюбуа несравненно сильнее меня играет, но были, однако, дни, когда и я мог похвастаться победой». ( Шахматы в СССР. — № 3. — 1962. — С. 85).
Любопытно, что у Тургенева бывали шахматные собрания, и он признавал художественность шахматной мысли.
В СПАССКОМ – ЛУТОВИНОВО
Спасское-Лутовиново — село, ныне во Мценском районе Орловской области. Родовое имение И. С. Тургенева по материнской линии.Во время пребывания в ссылке в Спасском-Лутовиново И. С. Тургенев много времени посвящал шахматам. 29 июня 1853 года он пишет С. Т. Аксакову: «Знаете ли, в чём состоит главное моё занятие? Играю в шахматы с соседями или даже один, разбираю шахматные игры по книгам. От упражнения я достиг некоторой силы. Также много занимаюсь музыкой…». (Линдер И. М. У истоков шахматной культуры. — С. 186).Тургенев серьёзно изучал шахматную литературу. Он читал книгу первого русского шахматного мастера Александра Дмитриевича Петрова (1794-1867) «Шахматная игра, приведённая в систематический порядок с присовокуплением игр Филидора и примечаний на оные». (Тургенев И.С. ПСС, 1981. — Т. 8. — С. 458),
В библиотеке Тургенева находились такие солидные руководства по шахматам, как австрийца Иоганна Альгайера, немца Пауля Бильгера и россиянина Карла Яниша, причём на страницах данных трудов писателем было сделано много разных пометок. Он выписал один из лучших в то время шахматных журналов — английский «Chess Players Сhronicle». Журнал также испещрён заметками Ивана Сергеевича.
«По вечерам, — вспоминает поэт Яков Петрович Полонский, — иногда мы играли в шахматы. Тургенев был искусный шахматист, теоретически и практически изучал эту игру, и хоть давно уже не играл, но мог уступить мне королеву и всё-таки выигрывал». (Коган М. С. Очерки по истории шахмат в СССР. — С. 323).
В Спасском партнёрами Тургенева за шахматной доской были также Лев Николаевич Толстой, его брат Николай Николаевич, орловский помещик И. П. Борисов, поэты А.А.Фет и Н.А. Некрасов.
Иван Петрович Борисов (1832—1871) — приятель И. С. Тургенева и А. А. Фета. Женат на сестре поэта Афанасия Фета Надежде, жил в своём имении Новосёлки, ныне Мценского района Орловской области. В один из летних дней 1858 года в Новосёлках «едва только Тургенев узнал в Борисове шахматного игрока, как они уже сцепились до самого вечернего чая». (Коган М.С. Очерки по истории шахмат в СССР. — С. 320).Тургенев пишет Борисову 23 декабря 1869 года: «Скажите Урусову*, что я очень рад тому, что дружелюбно принял мой подарок; значит, он меня помнит. Скажите ему также, что от шахматов я совсем отстал; в последний раз в Париже Нейман так меня бил, что даже жалость в зрителях возбуждалась; правда, то был Нейман, самый сильный игрок после Морфи…». (Тургенев И. С. ПСС. — изд. 2-е. — Т. 10. — С.107). (*С.С. Урусов—выдающийся шахматный мастер. – Прим. ред.).
В государственном мемориальном и природном музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново» находится тургеневский шахматный стол с шахматами.
«ОН БЫЛ СИЛЬНЫЙ ИГРОК, СИЛЬНЕЕ ОТЦА…»
Партнёром Тургенева в шахматной игре был гениальный писатель Л.Н.Толстой. Шахматный поединок состоялся между ними 25 февраля 1857 года в поездке по Франции – из Парижа в Дижон. Старший сын Л. Н. Толстого Сергей Львович вспоминает: «В 1879 году приехал в Ясную Поляну И.С.Тургенев. Это был его первый приезд после ссоры с моим отцом, происшедшей в 1861 году. Тургенев был сильным шахматным игроком.Тургенев игрывал на заграничных турнирах и брал призы. Он говорил, что его называли «le chevalier du fou» («рыцарем слона») за искусную игру слонами.Я был очень польщен, когда Тургенев предложил мне, пятнадцатилетнему мальчику, сыграть с ним. Он дал мне вперед ладью, играл пренебрежительно и первую партию проиграл. Вторую он выиграл.Он был сильный игрок, сильнее отца. Он рассказывал, что играя на одном международном шахматном турнире решительную партию с одним поляком, он мог, благодаря ошибке своего противника, сделать выигрышный ход — открытый шах. Публика с волнением ждала, сделает ли он этот ход. Подумавши, Тургенев сделал выигрышный ход, и поляк сдался. По поводу шахматной игры он вспомнил об одном модном в то время словечке французов:
— Что ни скажешь французу, — говорил он, — он отвечает: «Vieux jeu» (старая игра)». (Линдер И. М., А. Д. Петров.—1955. — С. 122-123). В отделе редкой книги Орловского объединённого государственного литературного музея И. С. Тургенева выставлена картина художника Анатолия Павловича Шепелюка (1951), изображающая Тургенева и Л. Н. Толстого за шахматами во время одного из приездов Льва Николаевича в Спасское.
«ПЫЛКАЯ» ПАРТИЯ
Разыгрываемые партии Иван Сергеевич очень переживал, и борьба на шахматной доске всегда возбуждала его. Свидетель одной такой «пылкой» партии вспоминает: «Однажды ему угрожал проигрыш. Тургенев был сильно взволнован. Глаза его словно метали искры, его движения были нервными. Он сосредоточил своё внимание на игре, которая, в конце концов, благодаря значительным усилиям с его стороны, привела к поражению противника. После окончания партии Тургенев вздохнул с чувством облегчения». (Гижицки Е. С шахматами через века и страны. 4-е изд. Warszawa:Sport I turistika, 1964. — С. 210, 212).
«РЕЖАНС» (CAF; DE LA REGENCE), – КАФЕ В ПАРИЖЕ
В кафе «Режанс» шахматная жизнь Парижа кипела. Здесь И. С. Тургенев имел возможность познакомиться с такими крупными шахматистами, как Морфи и Колиш. С Игнацем Колишем Тургенев даже решался играть на равных.
«Перед обедом хожу играть в шахматы в Caf; de la Regence, и претерпеваю частые поражения», — писал Тургенев 20 января 1860 года своей знакомой В. Я. Карташевской. В конце 1861 года Тургенев сообщал графине Е. Е. Ламберт: «Играю в шахматы, слушаю хорошую музыку…» и, наконец, в феврале 1862 года Тургенев опять писал В. Я. Карташевской: «Выезжаю мало и ничего не работаю: большей частью играю в шахматы». (Коган М. С. Очерки по истории шахмат в СССР. — С. 321). Тургенев считался в Caf; de la Regence шахматистом второй категории и довольно часто занимал призовые места. Так, в большом турнире в 1862 году он занял второе место из 64 участников после известного французского шахматиста Арну де-Ривьера. В русской прессе отмечалось, что «из русских часто бывает в Caf; de la Regence И. С. Тургенев, бравший не раз на турнирах, тут происходивших, первые призы». Сам Тургенев утверждал, что в Париже он считался хорошим шахматистом. В журнале «La Nouvelle Regence» читаем: «Специальный турнир, в котором приняли участие двенадцать шахматистов, приблизительно равной силы, был организован благодаря заботам и щедрости Ивана Тургенева, любезно предложившего приз в 100 франков победителю». Победителями этого турнира оказались Брен, Дюрантель и Мачусский. Вскоре после турнира Тургенев играл с Мачусским небольшой матч, который окончился поражением русского писателя. (Коган М. С. Очерки по истории шахмат в СССР. — С. 321- 322).Существуют картины, где Тургенев изображён на шахматных турнирах в Caf; de la Regence. Популярная центральная газета «Всемирная иллюстрация» за 19 мая 1879 года отметила: «Нам пишут из Парижа, что в кафе «Режанс» пока ещё много играют в шахматы, но через месяц шахматисты разъедутся на воды и дачи. Из русских часто бывает в кафе «Режанс» И. С. Тургенев…». (Спортивная жизнь России. — 1999. —№7.— С.62).
В БАДЕН-БАДЕНЕ
И.С.Тургенев был весьма популярен в шахматных кругах Германии.
Во время своего пребывания в Баден-Бадене в 1870 году он был избран вице-президентом проходившего там шахматного конгресса. Предполагавшийся к изданию сборник партий турнира в Баден-Бадене должен был выйти с предисловием Тургенева. (Тургенев И. С. ПСС и писем: в 30-ти тт. — М.: Наука. — 1981. — Т.8. — С.458).
«…В СИЛУ МАЭСТРО ИГРАЕТ, ЕЙ-БОГУ!»
Михаил Иванович Чигорин (1850-1908) — основоположник отечественной шахматной школы, шахматный теоретик и литератор, претендент на мировое первенство в конце XIX века. Встречался в 1876 году с шахматистом и шахматным композитором Ильёй Степановичем Шумовым. Шумов рассказал ему о создании в 1852 году шахматного клуба в Петербурге. «Заходили писатели Лев Толстой, Тургенев — в силу маэстро играет, ей-богу! — Панаев, Мей, Полонский», — говорил Шумов. (Панов В. Рыцарь бедный. М.: Советская Россия, 1968. — С. 38).
В конце 1861 года И. С. Тургенев играл в кафе «Режанс» матч с польским шахматистом Владиславом Мачусским. По замечанию журнала «Нувель Режанс», одна из партий этого матча от начала до конца мастерски играна русским писателем. Белыми играл Мачусский. 1. d4 d5 2. с4 е6 3. Кс3 Сb4 4. f3 с5 5. а3 С: с3+ 6. bс Фа5 7. Cd2 Kf6 8.Фс2Cd7 9. е4 de 10. fecd 11. cdФh5 12. Kf3 Фg6 13.Cd3 Ф: g2 14. Лf1 Кc6 15.0-0-0 Kg4 16. Лdelh6 17. d5 Kce5 18. К: е5К: e5 19. Лg1 Фf3 20. Ле3 Фf6 21. Сс3 К: d3+ 22. Ф: d3 Фе7 23. С: g7 Лg8 24. Лeg3 0-0-0 25. Фе3 b6 26. Ф: h6 Фс5 27. Cd4 Ф: с4+ 28. Лс3 Л: g1+ 29. Kpd2 Ф: с3+ 30. Кр: с3 Лg4 31. Фh5 Лf4 32. Фе5 Лf3+ 33. Крb2 Лg8 34. Сс3 Са4 35. Фd4 Лg2+ 36. Cd2 Cd7 37. h4 Лff2 38. Крс3 Л: d2 39. Фh8+Крb7 40. h5 ed 41. ed Сf5 42. h6 Л: d5 43. Фf6 Лс2+ 44. Крb4 а5+ 45. Кра4 Лс7 46. Крb3 Лb5 47. Кра4 Сd7, и белые сдались.
Олимпиада по литературе для 5, 6, 7, 8 и 9 классов октябрь 2021
Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.
8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)
6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет
Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
5 и 6 классы
1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола
2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет
3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение
4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)
5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония
6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота
7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение
8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)
9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола
10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
5, 6 и 7 классы
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)
Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)
Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Ответ: Гоголь «Шинель»
Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Ответ: Чехов «Хамелеон»
7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)
Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Ответ: Лесков «Левша»
Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Ответ: Чехов «Человек в футляре»
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)
Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Ответ: Горький «Детство»
9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
5 класс
1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)
6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты
Собери героя
5 и 6 классы
Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
7, 8 и 9 классы
Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
5 класс
@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)
@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
7 класс
@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
8 класс
@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
9 класс
@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов