какие фигуры в шахматах могут меняться местами
Рокировка
Рассказываем все самое важное о рокировке:
Что такое рокировка?
Так как же выполнить рокировку? Сейчас узнаем!
Как выполнять рокировку?
В рокировке участвуют король и ладья. Как упоминалось, с рокировкой связано много правил: король и ладья (которая участвует в рокировке) не должны до этого ходить, и между ними не должны находиться другие фигуры. На следующей диаграмме мы видим, что между белым королем e1 и белой ладьей h1 нет других фигур.
Между белым королем e1 и ладьей h1 нет других фигур.
Белые могут рокировать, потому что ни король, ни ладья еще не делали ходов, и между ними нет других фигур! Как происходит рокировка? Король пересекает два поля (идет с e1 на g1), а белая ладья идет с h1 на f1. На сайте Chess.com можно просто перенести короля с поля e1 на g1, и ладья автоматически займет поле f1. Вот какая позиция возникает после рокировки:
Рокировка на королевский фланг выполнена!
К рокировке на ферзевый фланг применяются те же правила, что и к рокировке на королевский фланг. На следующей диаграмме мы видим, что между белым королем на e1 и белой ладьей на a1 нет других фигур и ни ладья, ни король еще не ходили:
Между белым королем e1 и ладьей a1 нет других фигур.
Как сделать рокировку на ферзевый фланг? Король вновь проходит два поля (с e1 на c1), а ладья идет с a1 на d1. На сайте Chess.com можно просто перенести короля на поле c1, а ладья автоматически окажется на d1. Вот какая позиция возникает после рокировки:
Рокировка на ферзевый фланг выполнена!
Мы узнали, как выполнить рокировку. Теперь пора узнать и другие правила.
Другие правила рокировки
В некоторых позициях два первых правила выполняются (между королем и ладьей нет фигур, и ни король, ни ладья не ходили), но рокировать все же нельзя. Рассказываем о дополнительных правилах рокировки:
1) Нельзя делать рокировку, если королю шах. Сначала нужно защититься от шаха, потом делать что-то еще. На диаграмме слон с поля b4 дает шах белому королю, поэтому белые не могут рокировать.
Никакой рокировки из-под шаха!
2) Нельзя делать рокировку, если король проходит через поле, атакованное фигурой противника. На диаграмме белый король не может рокировать на королевский фланг, потому что черный слон, расположенный на поле a6, атакует поле f1.
Нельзя рокировать через шах!
3) Нельзя рокировать под шах. Это правило легко запомнить, поскольку ставить короля под шах в принципе запрещено правилами! На диаграмме белый король не может выполнить рокировку, поскольку черный слон с поля c5 атакует поле g1.
Нельзя рокировать под шах!
Вот как легко запомнить правила рокировки: нельзя рокировать из-под шаха, через шах и под шах!
Внимание: Эти правила относятся только к королю. Ладья может проходить через битое поле b1 (b8) при рокировке в длинную сторону и рокировать, если она атакована.
В чем значение рокировки?
Мы разобрались, как и когда мы можем выполнить этот особый ход. Теперь обсудим его значение. Рокировка позволяет увести короля из центра под защиту пешек. Рокировка также позволяет ввести в игру ладью. В следующей позиции белые только что сделали рокировку на королевский фланг:
Рокировка позволяет увести короля из центра и развить ладью.
Заключение
Мы узнали, что такое рокировка, как рокировать, когда рокировать, и в чем значение рокировки. Используем рокировку в своих партиях. Пусть наш король будет в безопасности, а ладьи активны!
В большинстве вариантов шахмат тоже возможна рокировка. Как выполнять рокировку в шахматах Фишера, где расположение фигур отличается от обычного? Узнаем в статье!
Смотрим видео
Размен фигур: три аспекта, которые важно знать
Дата публикации: 2018-07-31
Сегодня мы проанализируем эти элементы на примерах партий ведущих гроссмейстеров, в которых они прибегали к размену.
1. Размен парных фигур:
Если же решите разменять слонов, то размышляйте аналогично: станет ли в результате размена ваш конь сильнее слона вашего соперника или, как минимум, равным ему? И да, помните: зачастую конь предпочтительнее, если он расположен в центре доски, защищен пешкой и стоит на поле другого цвета, чем то, на котором находится вражеский слон.
Вот достаточно свежий пример:
Взглянув на диаграмму выше, мы видим: фигуры белых расположены несколько лучше за счет сильного коня в центре позиции, хорошо организованного взаимодействия и слабой пешки чёрных на поле d5. В целом, у белых позиционное преимущество. Чёрным следует думать о том, как решительно переломить ход игры. Мне нравится решение Ван Вели: 15…Сxd4!? 16.Сxd4 Сf5! Позиция белых по-прежнему чуть лучше, но чёрные угрожают ходом Сe4, избавляясь, таким образом, от пары слонов противника и получая сильного коня на c6. Чёрные продолжили наращивать давление и завершили игру изящной победой. Подробнее см. здесь.
Примечание: Чтобы развить позиционное понимание позиции, необходимо самому разыгрывать ходы в партиях GM, и понимать, зачем они сделаны. Только побывав в «шкуре» сильного игрока, Вы сможете понять с какими проблемами он сталкивался в партии и это усилит Ваш шахматный уровень. Данные методы применяются в нашем обучающем курсе.
2. Достижение позиционного преимущества:
Снова обратите внимание на лёгкие фигуры, оставшиеся на доске.
Даже если на доске есть другие фигуры, постарайтесь выбрать из возможных продолжений такое, в котором ваши лёгкие фигуры будут сильнее фигур противника. На практике это довольно сложная задача, поскольку при определенных расположениях фигур слон и конь представляются «практически равноценными». Вместе с тем, часто бывает так, что у слона нет видимых целей для атаки, и обладающая им сторона вынуждена отдать инициативу в надежде в дальнейшем разменять его на коня (чему, разумеется, будет препятствовать противник, так что не стоит на это рассчитывать).
Позиции, в которых конь стоит на поле другого цвета, чем том, на котором располагается вражеский слон, часто бывают предпочтительными. С другой стороны, при наличии проходных пешек преимущество имеет слон. Рассмотрим две диаграммы ниже.
Чёрные могут выбрать простой ход: 18…Лxa5. Вместо этого они решают упростить игру, взяв на c3. В результате чёрные получают позицию, в которой, помимо равной игры, они могут атаковать пешки белых и обеспечивают практически неограниченную свободу действий своему коню. Белым очень сложно вырваться из этого статичного положения. На практике, защищаться в таких ситуациях весьма тяжело. Ниже показано, как белые могли предотвратить эту угрозу, а затем – как чёрные реализовали достигнутое преимущество и довели партию до победы.
На другой диаграмме у белых позиционное преимущество за счет давления на ферзевом фланге и лучшего взаимодействия фигур.
Свидлер решил использовать его и пошел 21.Кd5! Обратите внимание: после форсированного продолжения 21…Сxd5 cxd5 у чёрных нет возможности блокировать пешку d5. Если бы, например, они могли сыграть ферзем на d6, позиция стала бы приемлемой, а белый слон лишился бы преимущества над конём. Всё, однако, случилось не так. Следующим ходом белые ставят пешку d5 на d6 и закрепляют свой явный перевес. Как развивались события дальше, смотрите здесь:
3. Изменение пешечной структуры:
Размен фигур может изменить пешечную структуру на доске. И это достаточно распространенный способ повлиять на характер позиции в сторону её открытости или закрытости. Сделать это можно в любой момент. Обратите особое внимание на пешечную структуру, возникающую на доске после разменов: как правило, характер позиции определяет именно она. В следующей партии мы видим типичный вариант Найдорфа сицилианской защиты, в котором белые форсируют изменение пешечной структуры, получая пешечное большинство на ферзевом фланге.
Ходом 11.Кd5 белые ищут возможность изменения пешечной структуры для того, чтобы сгруппировать пешки на ферзевом фланге. В дальнейшем это определяет ход всей партии, вынуждая чёрных искать контригру на королевском фланге и в центре, в то время как белые продолжают продвигать вперёд пешки ферзевого фланга: b4-c5 и т.д. Продолжение партии см. здесь.
Рокировка в шахматах
Почему рокировка — самый интересный ход? Очень просто: это единственный возможный по правилам ход в шахматах, который делают сразу две фигуры! В рокировке участвуют король и ладья, и ее цель — спрятать короля в надежное укрытие и вывести в бой ладью.
Как делать рокировку в шахматах
Рокировка в шахматах делается так: король прыгает к ладье через клетку, а ладья — через короля.
В результате король оказывается спрятан за своими пешками.
Рокировка возможна с обеими ладьями: рокировку с ближней ладьей (h1) называют короткой, а рокировку с дальней ладьей (а1) — длинной.
Важно, что при любой рокировке король перепрыгивает всего через одну клетку, а ладья всегда перелетает через короля и оказывается на соседнем поле. Поэтому при длинной рокировке ладья совершает большой прыжок на 3 клетки.
Правила рокировки в шахматах
Правило №1
Рокироваться можно, только если король и ладья стоят на своих начальных местах и они еще не ходили.
Обратите внимание: если король покинет свою начальную клетку, а потом вернется назад, рокировку делать в этой партии он все равно уже не сможет. А если начальную клетку покинула одна из ладей, то рокироваться можно только со второй ладьей.
Правило №2
Рокировка возможна только в том случае, если между королем и ладьей на доске нет других шахматных фигур.
Правило №3
У начинающих шахматистов порой возникает вопрос — можно ли делать рокировку после шаха? Ответ: нет, такой ход запрещен правилами игры в шахматы.
Нельзя рокироваться в тот момент, когда королю объявили шах.
Обратите внимание: если удалось защититься от шаха, не сходив королем, то на следующих ходах рокировку делать можно.
Правило №4
Король при рокировке не имеет права прыгать через битое поле.
Битым полем в шахматах называют поле, которое атаковано фигурой противника. Король не имеет права перелетать через клетку, атакованную соперником. А вот ладья при длинной рокировке имеет право перелететь через битое поле b1.
Правило №5
Конечно же, король не может рокироваться под шах. Рокировку невозможно сделать, пока поле g1 (или с1 — для длинной рокировки) атаковано одной из фигур соперника.
Рокировка — очень важная часть партии. Считается, что именно после нее заканчивается дебют и партия переходит во вторую стадию — миттельшпиль. Для того, чтобы рокировка была удачной, в начале партии не стоит ходить пешками f и g (если нарушить это правило, можно получить быстрый мат). В дебюте мы выводим центральные пешки, а пешки f, g и h после рокировки становятся забором для короля. А после центральных пешек развиваются конь и слон, чтобы освободить место между королем и ладьей — только тогда можно рокироваться.
Мат с помощью рокировки
Обычно рокировка выполняется в течение первых 10–15 ходов партии. Однако бывает, что этот ход делают уже в конце партии, и с помощью рокировки можно даже поставить мат. Это происходит из-за того, что рокировка вводит в игру ладью, которая сможет атаковать короля соперника. Пример мата с помощью рокировки можно увидеть на диаграммах: белые начинают и ставят мат в 1 ход.
Напоследок расскажем короткий стишок про рокировку в шахматах:
Еще больше наглядных объяснений, понятных даже ребятам дошкольного возраста, вы встретите на онлайн-занятиях по шахматам в школе Skysmart. Уроки проходят на современной онлайн-платформе в удобное для ученика время один на один с опытным и внимательным тренером. При первой оплате дарим до 3 бесплатных уроков!
Рокировка в шахматах: как ее нужно делать?
Рад приветствовать вас, дорогой друг!
Не так давно, краем уха услышал спор о том, что такое правильная рокировка. Один из спорщиков, к моему удивлению с пеной у рта доказывал на полном серьезе, что рокировка заключается в перемещении короля и ферзя. Неплохо, да? Как правильно делается рокировка в шахматах, — в сегодняшней статье.
Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете.
Если вы не любите читать, то смотрите видео:
Что такое рокировка?
Рокировка – это ход с участием сразу двух фигур. А именно, короля и ладьи. При рокировке король перемещается изначальной позиции через поле (вправо, или влево). а ладья перескакивает через короля, становясь на соседнее поле.
Кстати, в некоторых статьях и руководствах автор этих строк встречал ошибку: пишут, что ладья становится на место короля. Это неправильно. Ладья встает рядом с королем.
Как делать рокировку?
Это важный момент. Часто начинающие игроки забывают или просто не знают как делается рокировка, что может не много не мало напрочь испортить позицию и повлиять на результат партии. Подробнее об этой типичной ошибке – чуть ниже.
Зачем делать рокировку?
Мы с вами знаем, что короля важно оберегать. Рокировка – весьма удобный способ обезопасить своего монарха. То есть увести из центра доски, где обычно начинается борьба в дебюте.
На краю доски король под защитой пешек будет чувствовать себя безопаснее. Кроме того, ладья, участвующая в рокировке, — подтягивается к центру доски и открытым линиям.
Видов всего два: короткая и длинная.
Короткую рокировку мы уже видели, она делается с участием ладей h1 (белые) и h8 (черные).
Обратите внимание : король при длинной рокировке ходит через одно поле, не в коем случае не через два!
Рокировку делать разрешается, если:
3. Король не находится под шахом. Иными словами, при шахе королю, — рокировать нельзя.
Если же под боем ладья – рокироваться можно.
4. Поле (клетка), через которое проскакивает король, не атаковано фигурами противника. Иными словами, рокироваться через «битое поле» короля не разрешается.
Когда рокировку делать не следует
Основная идея рокировки –безопасность короля. Если эта задача не выполняется, рокировка теряет смысл. Например:
После рокировки король не защищен своими пешками и фигурами. Он может стать легким объектом для атаки черных фигур. Например, после 1. 0-0 Фе7-h4
Гораздо разумнее пока воздержаться от немедленной рокировки или подготовить длинную рокировку ходом 1. Фd1-d2.
Частая ошибка новичков
Важно! Начинать рокировку следует с перемещения короля. Нельзя начинать рокировку с ладьи.
Помните фильм «Джентльмены удачи» и шахматные баталии на раздевание с участием Хмыря, Косого и «товарища» в исполнении Анатолия Папанова?
Так вот, герой Папанова делал рокировку неправильно. То есть, — вначале перемещал ладью, и только потом короля. Не мудрено, что столь «подкованный» шахматист остался в одних трусах.
Если вы начинаете рокировку с движения ладьи, внимательный соперник может потребовать сделать ход ладьей. В соответствии с правилом «взялся –ходи». Что получится – смотрите сами:
Ход абсолютно бессмысленный. Лучше бы его вообще не делать.
Когда вы играете в сети или с компьютером и начинаете рокировку с движения ладьи – программа разрешит вам сделать только ход ладьей. Короля переставить через ладью не удастся. Получиться то же что на предыдущей диаграмме. Впрочем, можете попробовать сами.
Также не рекомендую за доской делать рокировку двумя руками.
Рокировка в шахматах Фишера
Мы не будем подробно разбирать эту разновидность шахмат. Скажу только об особенностях рокировки. Правила такие:
Когда наши президент и премьер поменялись должностями, в народе, да и в прессе, этот политический ход окрестили рокировкой. Как видите, емкие шахматные термины охотно используют не только шахматисты за доской.
Потом произошла обратная рокировка. А вот в шахматах обратная рокировка невозможна. Шахматы – мудрая игра. Разве не так? )
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Правила игры в шахматы: полное руководство
Дата публикации: 2021-07-03
Как и в любом другом виде спорта или игре, в шахматах есть свои правила и этикет, которым должны следовать игроки. Так каковы правила игры в шахматы?
Законы шахмат или правила игры определяют, как следует вести игру. Правила шахмат можно разделить на:
Хотя происхождение шахмат несколько туманно, современные правила игры в шахматы впервые появились в средние века. До этого они постоянно менялись, но затем Всемирная шахматная организация ФИДЕ установила универсальные стандартизированные правила.
Быстрые шахматы, различные варианты шахмат, онлайн шахматы и заочные шахматы имеют свои собственные небольшие дополнения к правилам.
Шахматная партия необязательно заканчивается матом. Часто игроки видят своё поражение и заранее добровольно сдаются. Кроме того, иногда игра может закончиться в ничью, так называемым «Патом».
Игроки ходят по очереди. Игрок имеет право перемещать по одной фигуре за каждый ход. Если перемещаемая вами фигура заканчивает свой ход на поле, занятом фигурой противника, то вы можете взять или «съесть» фигуру соперника. Для этого нужно убрать фигуру соперника с доски и на её поле поставить свою фигуру, которой вы ходили.
Помимо основных ходов шахматных фигур к правилам игры в шахматы относится: регламент по времени игры, этика и поведения игроков, записывание ходов в специальной шахматной нотации, устранение любых возможных нарушений и правильное использование оборудования.
Стартовая позиция в шахматах
В шахматы играют на клетчатой доске с 64 полями и 32 фигурами:
Название шахматной фигуры | Обозначение | Количество |
Король | 1 | |
Ферзь | 1 | |
Ладья | 2 | |
Слон | 2 | |
Конь | 2 | |
Пешки | 8 |
Фигуры начинают игру с этих позиций:
Правила таковы, что каждый игрок играет по очереди. Белые ходят первыми. На каждом ходу фигура перемещается с клетки на другую клетку. Если она приземляется там, где у противника есть фигура, то эта фигура забирается и ее убирают с доски.
Всего существует шесть видов фигур, и каждая из них ходит по-своему:
Диаграмма, показывающая, как ходят фигуры
Особые правила для пешек
Двойной прыжок
Нормальный ход пешкой занимает одно поле за раз, но все пешки могут ходить на два поля вперёд при первом ходе. Если пешка раньше не ходила, у неё есть выбор пойти на одно или два поля. Пешкам никогда не разрешается брать на два поля по диагонали.
Превращение пешки
Пешки идут только вперёд. Все остальные фигуры могут ходить назад. Когда пешка достигает последней горизонтали, она превращается в любую фигуру. Пешка может стать ферзём, ладьёй, слоном или конём, но не королём. Можно иметь более одного ферзя. Новая фигура заменяет пешку на «поле превращения».
Взятие на проходе
Если пешка делает двойной прыжок и проходит через поле, где она может быть взята пешкой противника, то пешка противника может взять ее, как если бы пешка только что переместилась на одно поле, но только на следующем ходу.
Шахматные ходы
Ферзь, Ладьи, а также Слоны перемещаются по открытым линиям на любое количество полей. Но они не могут перепрыгивать через другие фигуры. Любые фигуры, стоящие на пути, свои или соперника, не дают им двигаться. На диаграмме у ладьи 7 возможных ходов, включая взятие чёрной пешки. Она не может идти на поле за пешкой или забрать ферзя.
Коней нельзя заблокировать. Они могут перепрыгивать через любые фигуры, стоящие между ними и полем, на которое они движутся. Кони не забирают фигуру, когда перепрыгивают через неё.
Правила взятия шахматных фигур
Фигура забирается или «съедается», когда игрок перемещает фигуру на то же поле, где стоит фигура соперника. Взятые фигуры снимаются с доски и исключаются из игры. Если есть возможность взятия фигуры, то игрок не обязан её забирать. А также нельзя брать свои фигуры.
Здесь чёрный ферзь может взять белую пешку на d2.
Правила шаха
Король находится под шахом, когда противник может взять его на следующем ходу. Короля нельзя оставлять под шахом. Он должен быть немедленно спасён текущим ходом, который выведет его из-под шаха. Игрокам запрещено оставлять своего короля под шахом или делать ход, ставящий его под шах. В игре нельзя выиграть, взяв короля, который идёт под шах или не выходит из-под шаха. В товарищеских играх принято говорить «шах», когда королю сделан шах, но на этот счёт нет никаких правил.
Выход из-под шаха
Есть три способа выйти из-под шаха:
Король может взять фигуру, если после взятия он не находится под шахом. Король не может ходить рядом с другим Королём.
Правила Мата
Когда король находится под шахом и нет возможности выйти из него, ему ставится «мат». Король не может избежать своей судьбы, и игра окончена. Фактический захват короля никогда не происходит на шахматной доске, даже если это цель игры! В этом примере белый король находится под шахом от одной из ладей.
Нет возможности заблокировать шах или забрать атакующую ладью. И нет безопасного места, чтобы убежать. Все пять полей вокруг белого короля атакованы ладьями. Это Мат. Чёрные побеждают!
Шахматные правила рокировки
Во время игры каждый игрок может сделать специальный ход, называемый рокировкой. Это единственный случай в шахматах, когда две фигуры могут двигаться за один ход. Рокировка выполняется королём и ладьёй и может быть сыграна только после того, как фигуры между ними убраны. Сначала король перемещается на два поля вправо или влево, а затем ладья из этого угла «перепрыгивает» на поле, которое пересёк король.
Когда король идёт к ближайшему углу, он делает короткую рокировку (Рокировка на Королевский фланг). Другой вариант называется длинной рокировкой или рокировка на Ферзевый фланг.
Рокировка не допускается когда:
Третий пункт означает, что рокировка невозможно, если противник атакует поле, которое король должен пересечь.
Диаграмма, показывающая рокировку белых на королевский фланг и рокировку чёрных на ферзевый фланг
Правила ничьи
Не в каждой шахматной партии есть победитель. Когда нет победителя, это называют ничьей. Есть пять способов сделать ничью в шахматах:
1. Пат.
Игра заканчивается вничью, если у игрока в свой ход нет разрешённых ходов. Пат отличается от мата, потому что у короля нет шаха.
2. Нет материала, чтобы поставить мат.
Партия считается ничьей, если для мата не хватает фигур. Есть три ситуации, когда мат невозможен:
Предложение ничьи действительно только на один ход. После того как противник сделал ход, предложение отменяется, и игра продолжается. Если игрок предлагает ничью перед тем, как сделать ход, противник может подождать, пока игрок сделает ход, чтобы решить, принимать её или нет. Если игрок предлагает ничью, пока очередь оппонента, предложение остаётся в силе и может быть принято.
4. Правило 50-ти ходов.
Каждый игрок сделал 50 ходов, не ходил пешками и не брал фигуры.
5. Тройное повторение.
Позиция была достигнута трижды.
Правила соревнований по шахматам
Основные правила соревнований такие же, как и в обычной шахматной игре. Вы должны использовать только одну руку, чтобы перемещать фигуру, и вы должны убрать её, как только сделаете соответствующий ход. Как только вы переместили фигуру, отменять ход незаконно. Если игрок делает рокировку, он должен сначала переместить короля одной рукой, а затем той же рукой переместить ладью.
После того как вы превратили пешку или походили фигурой, то не разрешается повторно прикасаться к этим фигурам, чтобы изменить ход. Однако, если превращение не закончено, вы можете изменить фигуру превращения.
В игре игрок, успешно поставивший мат королю соперника, объявляется победителем, и игра заканчивается. Игрок должен следить за тем, чтобы все ходы были возможные и законные. Если в процессе партии игрок считает, что он в итоге проиграет, то у него есть возможность сдать партию и позволить сопернику выиграть.
Игра также заканчивается ничьей, когда ни один из игроков не может поставить мат королю соперника. В такой момент игра зашла в «мёртвую позицию». В этой ситуации никто не может претендовать на победу.
Игра также заканчивается вничью, если фигуры были перемещены на одинаковую позицию на доске не менее трёх раз. Другая ситуация ничьей возникает, если оба игрока сделали по пятьдесят ходов подряд, не двигая пешки и не производя захваты фигур.
Давайте посмотрим на некоторые основные правила соревнований с которыми вы столкнётесь.
Правило пятидесяти ходов
Любой из игроков может потребовать ничью, если пятьдесят ходов подряд сделаны без взятия или ходов пешками. Это означает 50 ходов для каждого игрока (всего 100). Каждый раз, когда идёт пешка или взята фигура, счётчик возвращается к нулю.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход, либо после того, как противник только что сделал 100-й ход или до того, как игрок собирается сделать 100-й ход. Это правило обычно применяется только в конце игры, когда один из игроков пытается поставить мат одинокому королю своего оппонента.
Смотрите также: Правило пятидесяти ходов
Трёхкратное повторение
Любой из игроков может претендовать на ничью, если одна и та же позиция была достигнута три раза. Чтобы позиция была заявлена как «одинаковая», фигуры одного и того же типа должны находиться на одних и тех же полях с одинаковыми возможными ходами (включая рокировку и взятия на проходе). А также должен быть ход того же игрока. Позиция не должна повторяться три раза подряд, и она не должна возникать в результате повторения одних и тех же ходов.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход и до того, как сделает ход. Ничья может быть заявлена для текущей позиции или для позиции, которая появится после предполагаемого хода.
Вечный шах
Другие правила шахмат
Правила расстановки шахматной доски
Доска размещается так, чтобы у обоих игроков было белое поле в правом углу. Ферзь стоит на поле своего цвета. Белый ферзь на белом поле, чёрный ферзь на чёрном поле.
Цвета
Игроки должны случайным образом решить, у кого будут белые и чёрные фигуры. Распространённый метод, известный как «пешечное угадывание», заключается в том, что один игрок прячет за спиной в каждой руке по пешке разного цвета. Оппонент выбирает руку и получает её цвет. Если играется более чем одна игра, цвет фигур меняются каждый раз.
Сдача партии
Игрок может сдаться в любой момент, сказав: «Я сдаюсь». На этом игра заканчивается, и противник побеждает.
Завершённый ход
Ход завершён и не может быть возвращён, если игрок отпускает фигуру.
Незаконные ходы
Если сделан неправильный ход, игрок должен вернуть его и вместо этого сделать разрешённый ход этой же фигурой, если у неё есть возможный ход. Если у неё нет возможного хода, то игрок делать ход любой другой фигурой.
Если замечено, что ранее в игре произошёл неправильный ход, игроки должны вернуться на позицию, где он произошёл, и продолжить игру оттуда. Если это невозможно или игроки не могут договориться о позиции, они должны вернуться к последней законной позиции, с которой они согласились, при необходимости следует начать игру заново.
Поведение
Игрокам не разрешается каким-либо образом отвлекать или раздражать соперника. Это включает в себя разговоры или неоднократные предложения ничьей.
Помощь
Игроки не могут обращаться к книгам, заметкам или компьютерам во время игры. А также они не могут получать советы от других людей, не зависимо от того просили они это или нет.
Правило тронул-ходи
Если игрок касается одной из своих фигур, он должен ей ходить. Если он касается одной из фигур соперника, он должен её забрать. Чтобы выровнять фигуры на своих полях без необходимости их перемещения, игрок должен сначала сказать: «Я поправляю».
Смотрите также: Правило тронул-ходи
Шахматные часы
Есть много специальных правил для игр, в которых используются шахматные часы. Некоторые правила применяются только к определённым временным рамкам (классика, рапид или блиц). Турнирные правила, касающиеся часов и ограничений по времени, сложны и часто меняются.
Здесь приведены лишь несколько основных правил:
Игрок проигрывает, если он не сделает необходимое количество ходов в отведённое время. Исключение составляют случаи, когда у оппонента остался только король. В этом случае игра заканчивается вничью. Игрок не может выиграть по времени, имея только короля.
Точное правило: Партия заканчивается вничью, когда у игрока заканчивается время, и противник не может поставить мат даже с помощью плохих ходов оппонента.
Правильный способ предложить ничью:
Игроки должны нажимать кнопку на часах той же рукой, которой они делают ход. Они не могут брать часы или сильно нажимать кнопку. Часы могут быть остановлены только в том случае, если судья отсутствует, и игрок собирается его найти.
Итоги
Изучение основных правил шахмат займёт у вас долгий путь. Правила игры в шахматы были созданы для обеспечения честной игры и спортивного духа.
Шахматы должны доставлять удовольствие обоим игрокам. Конечный результат — это не главное. Победите вы или проиграете – неважно, главное — быть хорошим спортсменом 🙂