какие финские города покорила ассирия

В период Среднеассирийской империи (1392–1056 до н.э.) и Неоассирийской империи (911–605 до н.э.) Финикия, известная сегодня как Ливан и прибрежная Сирия, несколько раз попадала под власть Ассирии.

Приближение разрушительных ассирийских армий чаще всего приводило к вассалитету этих государств. Точно так же любое длительное отсутствие привело бы к восстанию, часто спонсируемому другим из многочисленных противников Ассирии. В результате многочисленные цари Ассирии начали кампании, чтобы подчинить эти экономически важные регионы ассирийскому правлению. Восстание после наступления одного короля приведет к следующему мстительному нападению его преемника. Когда Тир перестал платить дань ассирийским царям, вспыхнуло восстание.

СОДЕРЖАНИЕ

До возникновения Неоассирийской империи в конце 10 века до нашей эры большая часть земель, известных сегодня как Сирия и Ливан, управлялась различными независимыми городами-государствами, говорящими на ханаанском языке. Торговля, установившаяся между этими городами и городами Средиземноморья, принесла некоторым из этих городов большое богатство.

Походы Салманасара III, 858–824 гг. До н. Э.

Адад-нирари III оказался сильным царем. Среди его действий была осада Дамаска во времена Бен-Хадада III в 796 г. до н.э., которая привела к затмению Арамейского королевства Дамаск и позволила восстановить Израиль под властью Иоаса (который платил ассирийскому царю дань в это время) и Иеровоам II.

Походы Тиглата Пилесера III, 745–727 гг. До н. Э.

Тиглат Пилесар III вывел Ассирийскую империю из периода нестабильности, в который она вошла после смерти Адад-Нирари III в 783 г. до н.э., к большому страху перед врагами Ассирии. Его реформы в администрации и в армии включали введение постоянной армии (позволяющей вести обширную кампанию и осадную войну), более широкие коммуникации и снабжение лошадьми, металлом, стрелами и другими предметами войны. После завоевания новой территории ассирийский чиновник должен был контролировать и обеспечивать соблюдение ассирийских интересов и подати.

Благодаря им и его энергичной кампании Левант и многие финикийские города были обречены снова потерять свою независимость из-за жестоких, но эффективных ассирийских армий.

Услышав о наступающих армиях Ассирии, вассальные государства на севере Сирии призвали силы Урарту защитить их. В сокрушительном поражении в Верхнем Евфрате Тиглат гарантировал, что никакие войска не придут им на помощь; неудачная осада столицы Урарту, Турушпы, означала, что Тиглат сосредоточил свои усилия на Западе. Сирийский город Арпад был осажден в 747 году до нашей эры. В то время как большинство армий того времени не могли вести осаду более полугода (сезонные изменения требовали, чтобы солдаты возвращались на свои фермы и ухаживали за своими полями и скотом), реформы Тилгата означают, что его постоянная армия возьмет на себя город на третьем году осады.

В 738 г. до н.э. Тиглат повторил действия своего предшественника Ашурнасирпала II, приняв дань от многих городов Ханаана и Сирии. Плоды завоеваний снова обеспечили хороший запас сырья для питания ассирийской военной машины. Когда Тиглат наложил торговое эмбарго на экспорт финикийского кедра в Египет, по всему региону вспыхнули поддерживаемые Египтом восстания, все подавленные и вынужденные признать сюзеренитет нации Ассур.

Шалманасар V, 726–722 гг. До н.э. и Саргон II, 721–705 гг. До н.э.

Династия Саргонидов

какие финские города покорила ассирия. Смотреть фото какие финские города покорила ассирия. Смотреть картинку какие финские города покорила ассирия. Картинка про какие финские города покорила ассирия. Фото какие финские города покорила ассирия

Сирийское восстание было поддержано египтянами (Хануна из Газы была ими вдохновлена ​​и восстала) и возглавлялась правителем Емафа. Города Дамаск, Самария и несколько других финикийских городов также отделились и снова объединились, чтобы противостоять угрозе Ассирии. В конечном итоге восстание было обречено; у коалиции не хватало военной способности остановить быстрое продвижение Саргона на юг. После взятия Арпада Саргон II разгромил армию коалиции в Каркаре, тем самым отомстив за тупиковую ситуацию, в которой оказался Салманасар III. Пали Емаф, затем Дамаск, а затем Самария. Затем Саргон отправился в Газу, где отогнал египетский экспедиционный корпус. Хануна была схвачена и содрана

Военные экспедиции Саргона против Урарту и Фригии позволили ему усилить влияние в северной Сирии и Финикии.

Сеннахирим, 704–681 гг. До н. Э.

Асархаддон 680–669 гг. До н. Э.

Ашурбанипал 668–627 до н.э.

какие финские города покорила ассирия. Смотреть фото какие финские города покорила ассирия. Смотреть картинку какие финские города покорила ассирия. Картинка про какие финские города покорила ассирия. Фото какие финские города покорила ассирия

Источник

Завоевания Ассирии

какие финские города покорила ассирия. Смотреть фото какие финские города покорила ассирия. Смотреть картинку какие финские города покорила ассирия. Картинка про какие финские города покорила ассирия. Фото какие финские города покорила ассирия

Великая военная держава Древнего Востока — Ассирия ведёт свою историю от небольшого города-государства на Среднем Тигре, носившего название Ашшур в честь племенного бога аккадцев. Ашшур возник в начале III тысячелетия до н. э. Полтора тысячелетия Ашшур оставался одним из незначительных государств Месопотамии, которое периодически подчиняли более сильные соседи: амореи, вавилоняне, хурриты. В середине XIV в. до н. э. правитель Аш-шура Ашшурубаллит I добился независимости от соседней Митанни и установил дипломатические связи с Египтом. Под его властью город-государство Ашшур превратился в крупную державу Ассирию, захватившую часть областей соседних Митанни и Вавилонии.

С этого времени почти на семь столетий Ассирия становится могущественным и воинственным государством, господствовавшим в Передней Азии. В XIV—XII вв. до н. э. ассирийцы вели войны против хеттов и вавилонян, и, хотя далеко не всегда добивались успеха, их агрессия не прекращалась. Лишь в середине XII в. до н. э. Ассирия временно ослабла в результате нашествия народов моря, но устояла против этого удара и в конце столетия достигла нового расцвета в правление царя Тиглатпа-ласара I, покорившего земли включительно от Чёрного моря и Закавказья до Вавилонии и Финикии.

Агрессивность Ассирии была напрямую связана с особенностями её государственного устройства. Её цари и военно-служилая верхушка при всём могуществе не могли установить прочное господство над самостоятельной общиной коренных ассирийцев-горожан. Стремясь укрепить свою власть, цари искали опору в войске, набранном в том числе и среди покорённых народов. Таким образом, внутри страны, среди её коренного населения, царская власть не имела прочной поддержки, зато в полной мере распространялась в завоёванных областях.

какие финские города покорила ассирия. Смотреть фото какие финские города покорила ассирия. Смотреть картинку какие финские города покорила ассирия. Картинка про какие финские города покорила ассирия. Фото какие финские города покорила ассирия

Поэтому войны были для ассирийских владык средством укрепления своей власти, но покорённые мечом народы, которых ассирийцы жестоко угнетали, не раз поднимались против их владычества. Отсюда повторные завоевания уже захваченных городов и небывалая, даже для Древнего Востока, не отличавшегося гуманностью по отношению к слабым, жестокость ассирийцев. По приказу царей воины уничтожали города, истребляли сотни тысяч мирных жителей, переселяли целые народы, «вырывая их с корнем». Пленных ассирийцы зверски истязали.

Завоевания ассирийцев имели определённую периодичность: обычно после смерти царя подвластные ему области восставали, и новый владыка начинал своё правление с их повторного завоевания. Но при этом территории захватов неуклонно увеличивались. Вся история Ассирии представляет собой смену периодов военного подъёма и упадка. Наивысших достижений ассирийские цари добились в начале XII в. до н. э., начале X и первой половине VII в. до н. э.

какие финские города покорила ассирия. Смотреть фото какие финские города покорила ассирия. Смотреть картинку какие финские города покорила ассирия. Картинка про какие финские города покорила ассирия. Фото какие финские города покорила ассирия

Ассирийские колесницы раннего времени напоминали египетские, хотя были более массивными и соответственно неуклюжими. Впоследствии эта тенденция получила дополнительное развитие: увеличились высота колесниц и размеры колёс, в них запрягались уже четыре (а не двух, как в египетских), а иногда и восемь лошадей. На четырёхколёсной колеснице находились лучник, возница и два щитоносца. На колесницах сражались цари и самые богатые и знатные воины.

Доспехи ассирийских воинов были разными, в зависимости от их достатка. Самые простые делали из войлока или проклеенного толстого холста. Иногда на них нашивали металлические бляхи. Состоятельные воины, командиры и цари облачались в чешуйчатые панцири, доходившие до колен. На поясе их скрепляли металлическими поясами. Шлемы, как и у египтян, у ассирийцев были редкостью, их носили только воины высокого ранга. Первоначально они представляли собой шапки с металлическими пластинами, а затем стали делаться целиком из металла в виде конуса с пластинами, защищавшими голову от боковых ударов. Применялись также специальные доспехи для лошадей из войлока и кожи.

какие финские города покорила ассирия. Смотреть фото какие финские города покорила ассирия. Смотреть картинку какие финские города покорила ассирия. Картинка про какие финские города покорила ассирия. Фото какие финские города покорила ассирия

Помимо копий и луков (последними ассирийцы владели мастерски) на вооружении ассирийской армии находились пращи, дротики, мечи, кинжалы, булавы и секиры. Воины, вооружённые мечами и копьями, тяжеловооружённую пехоту, а те, кто сражался с луками, дротиками и пращами, — легковооружённую. Ассирийская армия, в которую, в отличие от многих других государств древности, не входили наёмники, могла достигать огромной для той эпохи численности — 120 тыс. человек. Она была чётко организована и делилась на отряды по 10, 50, 100 и 1000 человек.

Отряды имели знамёна и штандарты, на которых изображались в основном символы верховного бога и бога войны — Ашшура.

Ассирийцы считались мастерами в ведении осад, они применяли стенобитные машины, сооружали боевые башни на колёсах. А также разрушали плотины, чтобы затопить вражеский город; отводили русла рек, чтобы лишить осаждённых воды; подкапывали стены и использовали другие сложные инженерные решения. Не менее славились ассирийцы мастерством сооружения мощных крепостей из камня и кирпича, защищённых рвами и иными средствами обороны. Рвами и валами окружались военные лагеря, а на подступах к ним выставлялась стража.

Тиглатпаласар III совершил сокрушительные походы на государство Урарту (Армянское нагорье), подчинил Сирию, покорил Восточное Средиземноморье, завоевал Вавилонию, Элам, Мидию, Западный Иран. ‘Его преемник Саламанасар V присоединил к своим владениям Израильское царство. Царь Синех-хериб (705—681 гг. до н. э.) нанёс поражение Египту и окончательно подчинил его в 663 г. до н. э. Однако, как это не раз бывало в истории Ассирии, новым царям приходилось покорять эти области заново.

Напрягая все силы, ассирийские цари вели бесконечные войны, заливая Переднюю Азию потоками крови. И только благодаря союзу со скифами — причерноморскими кочевниками, совершившими несколько сокрушительных походов в Закавказье и Иран, ассирийцам удавалось сохранять власть над Вавилонией, Эламом, Урарту, Лидией и Персией (основная часть Ирана), Сирией, Финикией и Палестиной. Но когдаскифы внезапно обернулись против союзников, Ассирийская держава рухнула.

какие финские города покорила ассирия. Смотреть фото какие финские города покорила ассирия. Смотреть картинку какие финские города покорила ассирия. Картинка про какие финские города покорила ассирия. Фото какие финские города покорила ассирия

В войну за ассирийское наследство вступили Вавилония, Египет, Лидия и Мидия. Успех сопутствовал вавилонским царям, которые покорили большинство земель, подвластных ранее ассирийцам.

В 609 г. до н. э. они захватили последний остаток Ассирии — Харран в Западной Месопотамии. Почти все асссирийцы были истреблены победителями — их постигла та же участь, которой они ранее подвергали своих поверженных врагов.

Под власть вавилонян попала и столица евреев — Иерусалим (586 г. до н. э.), и во время нашествия они разрушили священный Первый Храм, возведённый царём Соломоном. Десятки тысяч евреев были убиты, миллионы изгнаны со своих земель. Однако вавилоняне недолго господствовали в Передней Азии. В 539 г. до н. э. Вавилон захватил персидский царь Кир.

Источник

Какие финские города покорила ассирия

какие финские города покорила ассирия. Смотреть фото какие финские города покорила ассирия. Смотреть картинку какие финские города покорила ассирия. Картинка про какие финские города покорила ассирия. Фото какие финские города покорила ассирия

какие финские города покорила ассирия. Смотреть фото какие финские города покорила ассирия. Смотреть картинку какие финские города покорила ассирия. Картинка про какие финские города покорила ассирия. Фото какие финские города покорила ассирия

какие финские города покорила ассирия. Смотреть фото какие финские города покорила ассирия. Смотреть картинку какие финские города покорила ассирия. Картинка про какие финские города покорила ассирия. Фото какие финские города покорила ассирия

«В период ассирийских завоеваний весь цивилизованный мир находился в состоянии высшего напряжения, – рушились веками установленные традиции. Чужеземцы, при завоевании, не только отбирали значительную часть имущества, но и навязывали покорённым народам свою культуру, своё мировосприятие».

Дамаск, ставший центром скрещивания торговых путей, которые связывали область Двухречья с побережьем Средиземного моря в 9 веке до н.э. стал объектом захватнических устремлений Ассирии. Более десятка государств Сирия, Палестина, Финикия и Киликия во главе с Дамаском выступила против Ассирии. Ассирийский царь Салманасар 3 столкнулся в 853 году с войском возглавляемым Дамаском, и потерпели поражение и вынужден был вернуться на родину.

В 845 году ассирийский царь Салманасар 3 собрал войско 120 тыс. человек и вновь выступил в Сирию. Но и вновь не добился победы над сирийками.

В третий раз Салманасар 3 выступил против Сирии в 841 году. Ему удалось покорить Дамаск, проникнуть и разорить Финикию и установить в Сирии ассирийскую гегемонию

Но уже при фараоне Шамшиададе 5 (823-811) и далее до середины 8 века до н.э. из-за возникших неурядиц в Ассирии, Сирия освободилась от зависимости и больше не подвергалась нападению.

Эти походы нанесли существенный урон экономики региона, так как ассирийцы, совершая свой поход, в это время совершали разорение страны и уводили часть населения в плен. Уводили в плен незначительное число жителей, чаще людей вырезали. Было истреблено физически не менее 1/3 населения.

Земли представляли картину полнейшего запустения: среди развалин, вытоптанных пролей, сожженных виноградников, бродили чудом оставшиеся в живых люди.

Несомненно, огромный урон был нанесен торговле в этом регионе, не лучшее время наступило для финикийцев.

Но к середине 8 века регион вновь оправился.

В Египте в это время продолжился распад ослабление государственности.

В 808 году правитель нома Петубастис восстал против правителя 22 династии фараонов и объявил себя правителем всего Египта, основал новую 23 династию. Сил для реализации своих амбиций у него не было. В Египте параллельно стали править 22 и 23 династия фараонов. Но реальной властью не обладал ни фараон 22, ни фараон 23 династии.

Морская торговля финики расширилась во время ослабления Египта. Вся торговля Египта перешла в руки финикийцев. Финикийцы торговли не только своими товарами, но и перепродавали товары из других стран. В конце 9 века происходит возвышение Сидона (Сайда в Ливане)

В 746 г до н.э. к власти в Ассирии при поддержке военной партии пришел царь Тиглатпаласар 3 (746-727 до н.э.). Он провел ряд важных реформ способствовавших укреплению государства и вместо ополчения создал профессиональное войско – «царский полк».

После разорения земле Урарту в 743-735 годах до н.э., Тиглатпаласар 3 двинул свои войска в Сирию и Финикию.

Три похода совершил Тиглатпаласар 3 в это регион. Заключив союз с иудейским царем Ахазом, Тиглатпаласар 3 разбил сначала Израиль, а затем и Дамаск в 732 году Царь Дамаска был казнен, население увели в плен. В Сирии установилась власть ассирийской державы. Как и в Сирии, так и Финикии было учреждено наместничество.

В Тир и Сидон были назначены сборщики податей, введен разорительный налог на ливанский кедр. Вывоз его в Египет и Палестину был запрещен. Финикийские города сохранили некоторую автономию, но ассирийцы стали менять правителей в финикийских городах на своих ставленников. Финикийские города восстали, и ассирийцам пришлось покорять их силой.

Финикийские города – государства, кроме Тира, были вынуждены подчиниться завоевателям.

В 701 году до н.э. вновь восстал Тир. Его правитель, Элулай, заключил союз с иудейским царем, выступил против ассирийского царя Синаххериба (705-681), но потерпел поражение, бежал на Кипр, где погиб. Жители Тира были покорены. Тирийцев лишили их материковых владений.

В последствие Синаххериб потребовал от финикийцев снабдить его флотом. Они выполнили этот приказ. Разобрав корабли на части, финикийцы отправили их в Ассирию вместе с финикийскими моряками. Корабли на берегах Евфрата вновь собрали, и финикийские корабли стали утверждать гегемонию Ассирии в бассейне Тигра и Евфрата. Лишившись флота, Финикия потеряла монополию на торговлю в Средиземном море.

Завершающим аккордом уничтожения Финикии, как Морской державы, было разорение города Сидона. Попытка царя Сидона Эттбаала освободиться от зависимости от Ассирии привели к тому, что Сидон был разграблен и разрушен ассирийскими войсками, возглавляющими Асархаддоном (681-669 г до н.э.).

Позднее Ассархаддон велел отстроить Сидон, но вместо прежних обитателей посели в нем жителей окрестных деревень и горных областей. Сидон потел свое значения, как морской порт и торговый центр.

Тирский царь продолжал править в Тире, но он не имел право без разрешения наместника предпринимать какие-либо действия.

А.В. Волков: «Загадки Финикии».

Источник

какие финские города покорила ассирия. Смотреть фото какие финские города покорила ассирия. Смотреть картинку какие финские города покорила ассирия. Картинка про какие финские города покорила ассирия. Фото какие финские города покорила ассирияyarodom

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Как возникла и погибла первая империя? История Ассирийского государства

Ассирия – одно только это название наводило ужас на жителей Древнего Востока. Именно ассирийская держава, обладая сильной боеспособной армией, первой из государств вступила на путь широкой завоевательной политики, а библиотека глиняных табличек, собранная ассирийским царем Ашшурбанипалом, стала ценнейшим источником для изучения науки, культуры, истории, древнего Междуречья. © Ассирийцы, принадлежавшие к семитской языковой группе (к этой группе относят также арабский и иврит) и пришедшие из засушливых районов Аравийского полуострова и Сирийской пустыни, по которым кочевали, обосновались в средней части долины реки Тигр (территория современного Ирака).

Их первым крупным форпостом и одной из столиц будущего Ассирийского государства стал Ашшур. Благодаря соседству и как следствие знакомства с более развитой шумерской, вавилонской и аккадской культурами, наличию Тигра и орошенных земель, наличию металла и леса, которого не имели их южные соседи, благодаря расположению на пересечении важных торговых путей Древнего Востока, у бывших кочевников складывались основы государственности, а поселение Ашшур превращалось в богатый и мощный центр ближневосточного региона.

Скорее всего, именно контроль над важнейшими торговыми путями толкнул Ашшур (именно так первоначально называлось ассирийское государство) на путь территориально-захватнических устремлений (помимо захвата рабов и добычи), предопределив тем самым дальнейшую внешнеполитическую линию государства.

Первым ассирийским царем, начавшим крупную военную экспансию, был Шамшиадат I. В 1800 году до н.э. он завоевал всю Северную Месопотамию, подчинил часть Каппадокии (современная Турция) и крупный ближневосточный город Мари.

В военных походах его отряды доходили до берегов Средиземного моря, а сама Ассирия начала соперничать с могущественным Вавилоном. Сам Шамшиадат I именовал себя «царем вселенной». Однако в конце XVI века до н.э. примерно на 100 лет Ассирия попадала под власть государства Митанни, располагавшегося в северном Междуречье.

Новый же всплеск завоеваний приходится на ассирийских царей Салманасара I (1274–1245 до н.э.), который уничтожил государство Митанни, захватив 9 городов со столицей, Тукультининурта I (1244–1208 до н.э.), значительно расширившего владения ассирийской державы, успешно вмешивавшегося в Вавилонские дела и совершившего удачный набег на могущественную Хеттскую державу, и Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.), совершившего первое в истории Ассирии морское плаванье по Средиземному морю.

Но, пожалуй, наивысшего могущества Ассирия достигла в так называемый новоассирийский период своей истории. Ассирийский царь Тиглапаласар III (745–727 до н.э.) покорил практически все мощное Урартское царство (Урарту располагалось на территории современной Армении, до нынешней Сирии), кроме столицы, Финикию, Палестину, Сирию, достаточно сильное Дамасское царство.

Этот же царь без кровопролитий взошел на трон Вавилонии под именем Пулу. Другой Ассирийский царь Саргон II (721–705 до н.э.), проводя много времени в военных походах, захватывая новые земли и подавляя восстания, окончательно усмирил Урарту, захватил государство Израиль и силой подчинил Вавилонию, приняв там титул наместника.

В 720 г. до н.э. Саргон II разбил объединенные силы восставшей Сирии, Финикии и примкнувшего к ним Египта, а в 713 г. до н.э. совершает карательную экспедицию в Мидию (Иран), захваченную еще до него. Перед этим царем заискивали правители Египта, Кипра, Сабейского царства в Южной Аравии.

Его сыну и приемнику Синаххеррибу (701–681 до н.э.) досталась огромная империя, в которой в различных ее местах периодически приходилось подавлять восстания. Так, в 702 г до н.э. Синаххерриб в двух сражениях при Куту и Кише разбил мощное Вавилоно-Эламское войско (Эламское государство, поддержавшее восставшую Вавилонию, находилось на территории современного Ирана), захватив 200000 тысяч пленных и богатую добычу.

Сам же Вавилон, жители которого частью были истреблены, частью переселены в различные области Ассирийской державы, Синаххериб затопил спущенными водами реки Евфрат. Также Синаххерибу пришлось воевать с коалицией Египта, Иудеи и арабских племен бедуинов. В ходе этой войны был осажден Иерусалим, но взять его ассирийцам не удалось из-за, как полагают ученые, тропической лихорадки, подкосившей их армию.

Главным внешнеполитическим успехом нового царя Асархаддона стало покорение Египта. Кроме того, он восстановил разрушенный Вавилон. Последним могущественным ассирийским царем, на время правления которого приходится расцвет Ассирии, стал уже упомянутый собиратель библиотеки Ашшурбанипал (668–631 до н.э.). При нем в подчинение к Ассирии отошли доселе независимые города-государства Финикии Тир и Арвада, и был совершен карательный поход против давнего врага Ассирии Эламского государства (Элам тогда помогал брату Ашшурбанипала в борьбе за власть), в ходе которого в 639 г. до н.э. была взята иего столица – Сузы.

Во время правления трех царей (631–612 до н.э.) – после Ашшурбанипала – в Ассирии бушевали восстания. Бесконечные войны истощили Ассирию. В Мидии пришел к власти энергичный царь Киаксар, изгнавший со своей территории скифов и даже, по некоторым утверждениям, сумевший привлечь их на свою сторону, больше не считая себя ничем обязанным Ассирии.

В Вавилонии – давнему сопернику Ассирии – приходит к власти царь Набобаласар, основатель Нововавилонского царства, который также не считал себя подданным Ассирии. Два этих правителя заключили союз против их общего врага Ассирии и начали совместные военные действия. В сложившихся условия один из сыновей Ашшурбанипала – Сарак – был вынужден вступить в союз с Египтом, к тому моменту уже независимым.

Военные действия между ассирийцами и вавилонянами в 616–615 гг. до н.э. шли с переменным успехом. В это время, воспользовавшись отсутствием ассирийской армии, мидийцы прорвались к коренным областям Ассирии. В 614 г. до н.э. они взяли древнюю священную столицу ассирийцев Ашшур, а в 612 г. до н.э. объединенные мидийско-вавилонские войска подошли к Ниневии (современный город Мосул в Ираке).

Ниневия со времен царя Синаххериба была столицей ассирийской державы, большим и красивым городом гигантских площадей и дворцов, политическим центром Древнего Востока. Несмотря на упорное сопротивлении Ниневии, город также был взят. Остатки ассирийской армии во главе с царем Ашшурубаллитом отступили к Евфрату.

В 605 г. до н.э. в битве при Каркемише близ Евфрата вавилонский царевич Навуходоносор (будущий знаменитый царь Вавилонни) при поддержке мидийцев разбил объединенные ассирийско-египетские войска. Ассирийское государство прекратило свое существование. Однако ассирийский народ не исчез, сохранив свою национальную самоиндентичность.

Каким было ассирийское государство?

Армия. Отношение к покоренным народам.

Ассирийское государство (примерно XXIV до н. э.– 605 до н.э.) в наивысший пик своего могущества владела по тогдашним меркам огромными территориям (современный Ирак, Сирия, Израиль, Ливан, Армения, часть Ирана, Египет). Для захвата этих территорий Ассирия располагала сильной боеспособной армией, не имевшей аналогов в тогдашнем древнем мире.

Ассирийская армия делилась на конницу, которая в свою очередь подразделялась на колесничью и простую конницу и на пехоту – легковооруженную и тяжеловооруженную. Ассирийцы в более поздний период своей истории, в отличие от многих государств того времени, под влиянием индоевропейских народов, например, скифов, славившихся своей конницей (известно, что скифы были на службе у ассирийцев, а их союз был закреплен браком между дочерью ассирийского царя Асархаддона и скифским царем Бартатуа) стали широко применять простую конницу что дало возможность успешно преследовать отступающего неприятеля. Благодаря наличию металла в Ассирии, ассирийский тяжеловооруженный воин был относительно хорошо защищен и вооружен.

Помимо данных родов войск, впервые в истории, в ассирийской армии применялись инженерные вспомогательные войска (набираемые в основном из рабов), которые занимались прокладкой дорог, сооружением понтонных мостов и лагерей-крепостей. Ассирийская армия одна из первых (а может быть и самая первая) стала применять различные осадные орудия, такие как таран и специальное приспособление, чем-то напоминающую баллисту из воловьих жил, стрелявшую по осажденному городу камнями весом до 10 кг на расстояние 500-600 м. Царям и полководцам Ассирии были знакомы фронтальные и фланговые атаки и сочетание этих атак.

Также, довольно хорошо была налажена система шпионажа и разведки в странах, где планировались военные операции или были опасны для Ассирии. Наконец, довольно широко применялась система оповещения, наподобие сигнальных маяков. Ассирийская армия старалась действовать неожиданно и быстро, не давая противнику возможности опомниться, часто совершая внезапные ночные налеты на неприятельский лагерь. Когда было необходимо ассирийская армия прибегала к тактике «взятия измором», уничтожая колодцы, перекрывая дороги и т.д. Все это делало ассирийскую армию сильной и непобедимой.

Чтобы ослабить и держать в большем подчинении покоренные народы, ассирийцы практиковали переселение покорившихся народов в другие, нехарактерные для их хозяйственной деятельности районы ассирийской империи. Например, оседлые земледельческие народы переселяли в пустыни и степи, пригодные лишь для кочевников. Так, после захвата ассирийским царем Саргоном 2 государства Израиль, 27000 тысяч израильтян были переселены в Ассирию и Мидию, а в сам Израиль заселили вавилонян, сирийцев и арабов, которые впоследствии стали известны под названием самаритян и вошедшие в новозаветную притчу о «добром самаритянине».

Государственный строй. Население. Семья.

Главным основой Ассирийского государства были сельские общины, которые являлись собственниками земельного фонда. Фонд делился на участки, принадлежавшие отдельным семьям. Постепенно, по мере успешных захватнических походов и накоплении богатств, выделяются богатые общинники–рабовладельцы, а их бедные собратья по общине попадают к ним в долговое рабство. Так, например, должник обязан был к жатве предоставить богатому соседу-кредитору определенное количество жнецов взамен погашения процента на сумму займа. Также весьма распространенным способом попадания в долговое рабство была отдача должника во временное рабство кредитору в качестве залога.

До нас дошли так называемые «среднеассирийские законы», регламентирующие различные стороны повседневной жизни древней Ассирии и являющиеся наряду с «законами Хаммурапи» древнейшими юридическими памятниками.

В древней Ассирии существовала патриархальная семья. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабами. Дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Положение жены также мало отличалось от рабского, так как жена приобреталась путем купли. Муж имел юридически обоснованное право прибегать к насилию по отношению к своей жене. Жена после смерти мужа доставалась родственникам последнего.

Стоит отметить также, что внешним признаком свободной женщины было ношение покрывала закрывавшего лицо. Эту традицию впоследствии переняли мусульмане.

Современные ассирийцы – христиане по вероисповеданию (большинство принадлежат к «Святой Апостольской Ассирийской Церкви Востока» и к «Халдейской католической церкви), говорящие на так называемом северо-восточном новоарамейском языке, продолжатели староарамейского языка, на котором говорил Иисус Христос, считают себя прямыми потомками древнеассирийского государства, о котором мы знаем из школьных учебников истории.

Сам этноним «ассирийцы» после долгого забвения появляется где то в средние века. Применили его по отношению к арамеоязычным христианам современного Ирака, Ирана, Сирии и Турции европейские миссионеры, объявившие их потомками древних ассирийцев. Этот термин успешно прижился среди христиан данного региона, окруженных чуждыми религиозными и этническими элементами, видевших в нем один из залогов своей национальной самобытности. Именно наличие христианской веры, а также арамейского языка, одним из центров которого была ассирийская держава, стали этноконсолидирующими факторами для ассирийского народа.

Нам практически ничего не известно о жителях древней Ассирии (костяк которой занимала территория современного Ирака) после падения их государства под ударом Мидии и Вавилонии. Скорее всего, сами жители не были полностью истреблены, уничтожению подвергся лишь правящий класс. В текстах и анналах Персидской державы Ахеменидов, одной из сатрапий которой была территория бывшей Ассирии, нам встречаются характерные арамейские имена. Многие из этих имен содержат священное для ассирийцев имя Ашур (одна из столиц древней Ассирии).

Многие арамеоязычные ассирийцы занимали в Персидской империи достаточно высокие посты, как, например, некий Пан-Ашур-лумур, который был секретарем коронованной принцессы Камбисии при Кире 2, а сам арамейский язык при персидских Ахеменидах был языком делопроизводства (имперский арамейский). Существует также предположение, что внешний облик главного божества персидских зороастрийцев Ахуры Мазды был заимствован персами у древнеассирийского бога войны Ашшура. Впоследствии территорию Ассирии занимали сменявшие друг друга различные государства и народы.

Во II в. н.э. маленькое государство Осроена в западной Месопотамии, населенное армаеоязычным и армянским населением, с центром в городе Эдесса (современный турецкий город Шанлыурфа в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы) благодаря усилиями апостолов Петра, Фомы и Иуды Фаддея первым в истории приняло христианство в качестве государственной религии. Приняв христианство, арамеи Осроены стали именовать себя «сирийцами» (не путать с арабским населением современной Сирии), а их язык стал литературным языком всех арамеоязычных христиан и получил название «сирийского», или среднеарамейского. Этот язык на данный момент практически мертвый (сейчас используется лишь в качестве литургического языка в ассирийских церквях), стал основой для возникновения новоарамейского языка. С распространением христианства этноним «сирийцы» приняли и другие арамеоязычные христиане, а затем, как было сказано выше, к этому этнониму прибавилась буква A.

Ассирийцы смогли сохранить христианскую веру и не раствориться в окружающем их мусульманском и зороастрийском населении. В арабском халифате христиане-ассирийцы были врачами и учеными. Они проделали там огромный труд по распространению светского образования и культуры. Благодаря их переводам с греческого на сирийский и арабский языки, античная наука и философия стали доступны арабам.

Настоящей трагедией для ассирийского народа стала Первая мировая война. Во время этой войны руководство Османской империи решило наказать ассирийцев за «предательство», а точнее – за помощь русской армии. В ходе резни, а также от насильственной ссылки в пустыни с 1914 по 1918 г. погибло, по разным оценкам, от 200 до 700 тысяч ассирийцев (предположительно, треть всех ассирийцев). Причем около 100 тысяч восточных христиан были убиты в соседней нейтральной Персии, на территорию которой турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев были истреблены самими иранцами в городах Хой и Урмия.

Кстати, когда русские войска вошли в Урмию, из остатков беженцев они создали отряды, во главе которых поставили генерала-ассирийца Элию Ага Петроса. Со своим небольшим войском ему удавалось какое-то время сдерживать нападения курдов и персов. Еще одной черной вехой для ассирийского народа стало убийство в 1933 г. 3000 ассирийцев в Ираке.

Напоминанием и днем памяти о двух этих трагических для ассирийцев событиях является 7 августа.

Спасаясь от различных преследований, многие ассирийцы были вынуждены бежать с Ближнего Востока и рассеялись по всему миру. На сегодняшний день точную численность всех ассирийцев, проживающих в разных странах, установить не удается.

По некоторым данным их количество составляет от 3 до 4.2 млн. человек. Половина из них проживает в их традиционном месте обитания – в странах Ближнего Востока (Иран, Сирия, Турция, но больше всего в Ираке). Остальная половина расселилась по всему остальному миру. США занимают второе место после Ирака по численности ассирийского населения в мире (здесь больше всего ассирийцев проживают в Чикаго, где даже существует улица, названная в честь древнеассирийского царя Саргона). Проживают ассирийцы и в России.

Впервые ассирийцы появились на территории Российской империи после русско-персидской войны (1826-1828) и подписания Туркманчайского мирного договора. По этому договору христиане, проживающие в Персии, имели право переселяться в Российскую империю. Более многочисленная волна эмиграции в Россию приходится на уже упомянутые трагические события Первой мировой войны. Тогда многие ассирийцы нашли спасение в Российской империи, а затем в Советской России и Закавказье, как, например, группа ассирийских беженцев, шедших вместе с отступающими из Ирана русскими солдатами. Приток ассирийцев в советскую Россию продолжался и дальше.

Легче было ассирийцам, осевшим в Грузии, Армении – там климат и природные условия были более-менее привычны, была возможность заниматься знакомым земледелием и скотоводством. То же и на юге России. На Кубани, например, ассирийские выходцы из иранского района Урмия основали одноименный поселок и занялись выращиванием красного болгарского перца. Каждый год в мае сюда съезжаются ассирийцы из российских городов и из Ближнего Зарубежья: здесь проводится фестиваль «Хубба» (дружба), в программу которого входят и футбольные матчи, и национальная музыка, и танцы.

Труднее было ассирийцам, осевшим в городах. Бывшим горцам-земледельцам, к тому же в большинстве своем неграмотным и не знающим русского языка (у многих ассирийцев вплоть до 1960 годов не было советских паспортов), трудно было найти себе занятие в условиях городской жизни. Московские ассирийцы нашли выход из этой ситуации, занявшись чисткой обуви, не требующей специальных навыков, и практически монополизировали эту область в Москве. Московские ассирийцы селились компактно, по племенному и односельному признаку, в центральных районах Москвы. Самым знаменитым ассирийским местом Москвы был дом в 3-м Самотечном переулке, населенный исключительно ассирийцами.

В 1940–1950 годы была создана любительская футбольная команда «Московский чистильщик», состоявшая из одних ассирийцев. Однако не только в футбол играли ассирийцы, но и в волейбол, о чем напомнил нам Юрий Визбор в песне «Волейбол на Сретенке» («Сын ассирийца ассириец Лев Уран»). Московская ассирийская диаспора продолжает существовать и сегодня. В Москве действует ассирийская церковь, а до недавних пор существовал ассирийский ресторан.

Несмотря на большую неграмотность ассирийцев, в 1924 году был создан Всероссийский союз ассирийцев «Хаятд-Атур», также в СССР действовали национальные ассирийские школы, издавалась ассирийская газета «Звезда Востока».

Тяжелые времена для советских ассирийцев настали во второй половине 30 годов, когда упразднили все ассирийские школы и клубы, а немногочисленное ассирийское духовенство и интеллигенция были репрессированы. Следующая волна репрессий обрушилась на советских ассирийцев после войны. Многие были сосланы в Сибирь и в Казахстан по сфабрикованному обвинению в шпионаже и вредительстве, несмотря на то что многие ассирийцы воевали вместе с русскими на полях Великой Отечественной войны.

Сегодня общая численность российских ассирийцев насчитывает от 14 000 до 70 000 человек. Больше всего их проживает в Краснодарском крае и в Москве. Достаточно много ассирийцев проживает в бывших республиках СССР. В Тбилиси, например, есть квартал Кукия, где живут ассирийцы.

Сегодня рассеянные по всему миру ассирийцы (хотя в тридцатые годы на заседании Лиги Наций обсуждался план переселения всех ассирийцев в Бразилию) сохранили свою культурную и языковую самобытность. У них есть свои обычаи, свой язык, своя церковь, свое летоисчисление (по ассирийскому календарю сейчас 6763 год). Есть у них и свои национальные блюда – например, так называемый прахат (что в переводе с арамейского означает «рука» и символизирует падение ассирийской столицы Ниневии), круглые лепешки на основе пшеничного и кукурузного теста.

Ассирийцы – веселые, жизнерадостные люди. Они любят петь и танцевать. Во всем мире ассирийцы танцуют национальный танец «Шейхани».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *