какие фирмы носят скинхеды
Мода российских скинхедов
Мода российских скинхедов менялась с конца 1980-х и до настоящего времени. Переделанная военная форма, джинсы, элементы камуфляжа и многое другое было у представителей этой субкультуры. Сегодня поговорим о том, как менялся внешний вид скинхедов с момента их появления в России и до настоящего времени.
Милитари-стиль
В России скинхеды по большей части были националистами, именно поэтому одежда имела для них огромное значение. Первые представители «скинов» одевались в «белогвардейскую» форму, которую делали сами из обычной формы советской армии.
Немного перерабатывали ее и получали стильную и практически универсальную вещь.
В зимнее время одевались в шинели, черные гимнастерки, брюки, а из головных уборов выбирали пилотки и фуражки. Пуговицы были с царскими орлами, а особые умельцы даже реконструировали казачью форму.
Все это делало внешний вид скинхедов эпатажным и резко выделяющимся среди общей массы.
Милитари-стиль до сих пор является одним из главных отличительных признаков этой субкультуры. Берцы, камуфляжный принт, форма – это носят скинхеды по всему миру. Можно сказать, что это уже больше считается стилем жизни, а не модой. Многие скины проходили службу в армии, либо тесно связаны с милитаризированными структурами и привыкли к такой одежде.
Влияние фанатской культуры
В 1990-х на смену разнообразной военной форме пришли бомберы – легкие куртки с яркими подкладками. Они были очень удобны в носке, не стесняли движений и при этом выглядели стильно. Именно поэтому их полюбили футбольные фанаты, а потом и скинхеды.
В России в начале 90-х большое количество скинхедов пришло из фанатского движения. Обе эти субкультуры были, а во многих городах и до сих пор остаются неразрывно связанными. Многие в холодную погоду носили «розы» — шарфы любимой футбольной команды. Позже в гардероб скинов добавились камуфляжные штаны, подтяжки и армейские ботинки.
Действительно качественные вещи могли позволить себе лишь единицы представителей движения. В скором времени на рынках стали появляются дешевые китайские бомберы с подкладкой оранжевого цвета – их носили в любое время года. В холодную погоду вниз надевали шерстяной свитер и завязывали «розу» на шею, ведь у бомберов не было воротников.
Яркая подкладка использовалась фанатами в драках – куртка выворачивалась наизнанку, чтобы понятно, кто свой, а кто чужой. А про отсутствие воротника говорили, что так легче драться – никто не схватит тебя за шиворот.
Камуфляжные штаны также покупали на рынках, ведь там было больше интересных расцветок. Кому-то нравились и более классические, но в какой-то степени унылые мешковатые штаны из обычного военторга. Особым шиком считались голубые джинсы, но стоили они очень дорого, поэтому не получили широкого распространения.
Самой удобной обувью считались армейские ботинки или берцы. Их также чаще всего покупали в военторге.
Важным аксессуаром скинхедов 90-х были подтяжки, особенно в цветах российского или немецкого флагов. Узкие подтяжки считались дефицитом, поэтому носила их лишь малая часть скинов. При этом подтяжки были не только дополнительным элементом образа, но и своеобразным средством коммуникации – если подтяжки были спущены, то это показывало «готовность к драке».
Мода в России 2000-х
С момента своего появления и до середины 2000-х скины носили массивные ботинки. Конечно, купить популярные Dr. Martens или Grinders до 1998 года в России практически не представлялось возможным, поэтому их заменяли берцами или ботинками российского бренда Camelot ;). Он изготавливал обувь, похожую на Мартинсы, но ее стоимость была в разы ниже.
Американские ботинки Panzer со изображениями свастик и рун мечтали приобрести многие скинхеды. А носить их надо было непременно с футболкой с радикальным принтом, бомбером и подвернутыми джинсами.
К середине 2000-х годов мода на тяжелые ботинки и бомберы ушла, многие бренды изменили свою специализацию или вовсе закрылись. Одним из немногих сумевших выжить являлся Dr. Martens. Он до сих пор выпускает разнообразные ботинки в духе моды скинхедов – сейчас такую обувь носят и те, кто далек от этой субкультуры.
Где-то в 2003 году усиливается контроль правоохранительных органов за экстремистскими группами. Одеваться ярко означало выдать себя, проводить акции в том, что было модно, уже нельзя, ведь у каждого милиционера была ориентировка на скинов.
Также в это время Россия вышла из кризиса и многие смогли позволить себе заграничные поездки. Из Европы стали привозить кроссовки, джинсы, олимпийки. Сыграло и банальное удобство – кеды и кроссовки гораздо легче и комфортнее тяжелых высоких ботинок.
Скинхеды перенимают стиль casual. Многие покупают вещи из секонд-хендов, а кто-то даже специально выезжает заграницу, чтобы закупиться в иностранных секондах.
В первой половине 2000-х скины могли одеваться в джинсы и куртки от Levi’s, клетчатые рубашки Burberry, вещи от «правого» бренда Lonsdale, также Umbro.
Из кроссовок лучшими считались New Balance, а вот поло покупали от Lacoste или Fred Perry. Также носили бейсболки.
С 2010 до наших дней
В России в это время стало модно миксовать милитари со стилем casual. Носили футболки, камуфляжные штаны и кроссовки. Появился бред Thor Steinar, который выпускал идеальные для того времени вещи для скинхедов.
Немецкие фирмы Erik and Sons и ANSGAR ARYAN также пользовались спросом у скинов. И если первые выпускали вещи так или иначе связанные с язычеством (вещи с рунами и узорами), то вторые изготавливали куртки на молнии с надписью Swastika. Использовать этот символ запрещалось большинством стран Европы, а вот про надпись речи не было.
Сейчас скинхеды одеваются по-разному. Кому-то больше по душе джинсы, подтяжки и тяжелые ботинки, а кто-то предпочитает удобные кроссовки в сочетании с бомбером.
Движение скинхедов прошло длинный путь, вместе с этим менялась и их мода. Если изначально они реконструировали военную форму, то сейчас у них уже есть собственные бренды и элементы одежды.
Ультраправый ребрендинг
Еще недавно национал-социалиста или правого скинхеда сразу выдавал внешний вид. Куртка «бомбер», высокие ботинки, бритая наголо голова. Мода меняется, но, как бы ни менялся внешний вид, несмотря на отсутствие бритых голов и свастичных символов на рукаве, внутренний мир правой молодежи остается прежним.
С 1945–47 годов в Австрии и Германии законом (Wiederbetätigungsverbot) категорически запрещено восстановление нацистских организаций, а также полное или частичное использование символики Третьего рейха. В отличие от скандинавских стран наказание за нарушение этих запретов более суровое – высокие штрафы и даже тюремное заключение. Однако радикально настроенные ультраправые находят способы обходить закон.
«Неоодежда» для правой молодежи
Однако запреты на использование нацистской символики, повышенное внимание со стороны полиции к «бритоголовым», наравне с естественным ростом материального благосостояния последних (речь сегодня не идет об английских докерах и заводских рабочих начала 60-х, с которых все началось), заставили ультраправых скинхедов пересмотреть свой внешний вид. Современная униформа национал-социалиста – это тщательно подобранный гардероб, где каждый бренд говорит сам за себя. Совершенно не обязательно носить повязки со свастикой или кричащие значки с нацистской символикой, достаточно подобрать одежду определенных марок.
С формальной точки зрения – все по закону…
Одежда бренда «Thor Steinar», который стал одним из популярных производителей «униформы» для представителей правой субкультуры.
Фирма имеет весьма «скандальную репутацию», так как использует стилизацию под традиционную военную форму одежды времен Третьего рейха. Логотип фирмы, а также многочисленные принты являются комбинацией германских рун. Тема язычества подчеркивается используемыми элементами германской мифологии (такими как ворон, волки, имена богов — Тор, Балдер и других). В результате одного из разбирательств в 2004 году государственным судом города Кенигс-Вустерхаузен (Германия) было вынесено решение о конфискации изделий с логотипом торговой марки на всей территории ФРГ. Непосредственно после запрета марки «Thor Steinar» в Германии аналогичные меры были приняты и в Чешской Республике.
В 2006 году, в связи с незаконным изображением норвежского флага на одежде «Thor Steinar», правительство Норвегии призвало фирму к ответу. Флаг страны является символом норвежской демократии, но ассоциируется и с германскими народами, и поэтому стал жертвой злоупотребления со стороны ультраправых скинхедов.
Одежда марки Lonsdale популярна в субкультуре традиционных скинхедов и футбольных фанатов. Эта марка стала популярна также среди национал-социалистов, что отчасти объясняется тем, что когда футболка с этой надписью видна из-под расстёгнутой куртки, прохожим заметны только буквы NSDA, что почти соответствует аббревиатуре национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP). Негативный имидж среди антифашистов, геев и мигрантов этой марки стал причиной прекращения её продаж в ряде европейских магазинов.
Для восстановления своего имиджа марка запустила весьма сомнительную акцию Lonsdale Loves All Colours, в ходе которой одежду Lonsdale рекламировали чернокожие модели, а также спонсировала иммигрантские сообщества и кампании в защиту прав геев
Бренд «Consdaple» был основан Францем Глазауером (Franz Glasauer), долгие годы руководившим немецкими ультраправыми партиями «NDP» и «Die Republikaner». Конструкция слова «Consdaple» напоминает английское понятие «constable», обозначающее «охрана», и содержит ряд букв «NSDAP» (Nazionalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – национал-социалистическая немецкая рабочая партия). Если у логотипа «Consdaple» закрыть две первые и две последние буквы (например, расстегнутой кожаной курткой), то на виду останется сочетание букв «NSDA» или «NSDAP». Дизайн напоминает бренд «Lonsdale», чью одежду также носят в правой среде, однако «Lonsdale» давно борется с этим имиджем и даже участвовал в кампаниях против правой молодежи.
Одежду от «ультраправых производителей» можно купить и через Интернет. Эта услуга пользуется большой популярностью среди заинтересованных покупателей: ведь «виртуальный» магазин, в отличие от реальных, не попадает под наблюдение полиции.
Руководство клуба «Герта» немецкой Бундеслиги официально запретило посещать матчи команды болельщикам, представляющим правые экстремистские организации. В перечень запрещенных брендов, по которым идентифицируют правых экстремистов, вошли все те же «Thor Steinar», «Consdaple» и «Lonsdale».
Берлинская полиция также получила «черный реестр» марок, запрещенных к ношению самими сотрудниками правопорядка в служебное время, и этот список значительно шире: «Fred Perry», «Ben Sherman», «ACAB», «Alpha Industries», «Consdaple», «Lonsdale», «Pit Bull», «Outlaw», «Troublemaker» и «Thor Steinar».
Полиция не раз убеждалась, что люди, участвовавшие в нападениях на мигрантов, часто носят одежду «Thor Steinar». В связи с этим магазины, продающую одежду этой марки, находятся под пристальным наблюдением полиции. На государственном уровне, однако, закон о запрете «Thor Steinar»
Цифры 88 и 18 часто встречаются в неонацистской среде как закодированные буквы алфавита. 88 – HH – это аббревиатура, обозначающая Heil Hitler, a 18 – AH – Adolf Hitler. Чаще всего такую одежду выбирают не случайно, а чтобы продемонстрировать свою принадлежность к конкретной идеологии. Однако случается, что человек не знает о том, что означают цифры на его футболке. Так что при выборе одежды нужно быть внимательнее, а то полицейские могут принять за ультраправого. ©
Правее правого Как и где одевались скинхеды в России
На прошлой неделе «Лента.ру» рассказывала об истории стиля субкультуры скинхедов на ее родине в Великобритании в 1960-70-е годы. В этот раз речь пойдет о моде российских скинхедов, которые в отличие от британцев в основном разделяли националистические взгляды начиная с конца 1980-х и до наших дней.
Парни в военной форме
— Почему ты носишь Levi’s? Levi’s твои — жидовские джинсы.
— Потому что, когда я вернулся из Ирака, мой брат подарил мне эти джинсы. Понимает ли он, за что мы боремся? Нет. Но я точно не позволю сионистскому конгломерату решать, что мне носить.
Фильм «Абсолютная власть» 2016
Правые и ультраправые движения в России начали зарождаться в середине 1980-х, и одежда, разумеется, была одним из важных элементов, с помощью которого националисты формировали свой имидж. Националистические движения 1980-х вроде общества «Память» вышли из «Общества охраны памятников». Движение переосмысливало исторические процессы, его участники занимались реконструкторством и носили «белогвардейскую» форму, по большей части состоящую из доработанной формы советской армии.
Позже появилась собственная форма военного образца, состоящая из черных гимнастерок с погонами, черных брюк, заправленных в черные яловые сапоги, черные кители со стоячим воротником и погонами. Зимой использовались шинели, пилотки и фуражки с овальными кокардами «царского» образца. На пуговицах были не советские звезды с серпом и молотом, а царские двуглавые орлы. Популярной была и реконструкция казачьей формы. Это сейчас люди в казачьей форме стали стандартным пейзажем городской среды, но в конце 1980-х они выглядели крайне эпатажно.
На смену «памятникам» пришли более милитаризированные баркашовцы. Дресс-код данной формации состоял из черной военной формы, берета, военных ботинок и повязки на рукаве. Многие участники движения, особенно в регионах, носили обычную военную форму, которую привезли из армии либо купили в ближайшем военторге.
В России мода на ретровоенную форму довольно быстро ушла в прошлое, но в США она все еще имеет место — в наши дни участники Национал-социалистического движения (NSM) проводят свои митинги в форме, явно копирующей форму НСДАП прошлого века. Ку-клукс-клан остается верен тем же белым балахонам, что и 150 лет назад.
Милитари-стиль вообще является отличительным знаком правых в Соединенных Штатах. И это не столько дань моде, сколько стиль жизни — тот самый way of life, о котором говорили скинхеды 1960-70-е годы в Великобритании. Многие правые скины, в особенности в Штатах, прошли армейскую службу. В Германии и вовсе систематически раскрывают неонацистские ячейки в рядах Бундесвера.
В итоге военная форма была и остается важным элементом правой скинхед-моды во всем мире. Правые в Соединенных Штатах, как правило, тесно связаны с милитаризированными радикальными структурами по типу гражданской милиции. Мода у этих людей формируется в милитари-магазинах по соседству.
Возродили моду на куртки-бомберы современные дизайнеры, включив их в свои новые коллекции 2013 года. Alexander McQueen, Dior, Victor&Rolf предлагают куртки-бомберы из кожи с контрастными манжетами и кнопками. Stella McCartney разработала вариант куртки-бомбера из кружева, шелка и кашемира. Дизайнеры Pinko тоже не отказались от облегченного варианта куртки, сшив ее из нейлона мятного оттенка и декорировав кружевными вставками и вышивкой на спине.
Бомбер животворящий
Цунар первый принял этот нож
Бомбер спас тебя — твой лучший друг.
С его бомбера капает кровь
Это сделал подкупленный мент.
Коррозия металла, «Бей чертей»
В начале 1990-х в правые ряды приходили в основном из фанатского движения. В то время в России эти субкультуры по большей части были неразрывно связаны между собой. Большая часть ультраправых модников отказывалась принимать участие в крупных движениях по типу РНЕ («Русское национальное единство») и к их мешковатой форме относилась весьма скептически. Основным атрибутом скинхеда 1990-х был бомбер или полевая куртка M65. Оригинальную куртку могли купить немногие по причине высокой цены — бомберы намного дороже, чем кожанки из Турции, которые носили гопники и братки всех мастей.
Вскоре спрос породил предложение, и на рынках во многих городах страны появились недорогие китайские черные бомберы со знаменитой оранжевой подкладкой. Цены на них были более чем умеренными. Эти куртки носились практически круглогодично: зимой под них надевали теплый вязаный бабушкой свитер. Оригинальная куртка М-65 не имела воротника, чтобы пилоту удобнее было размещать ремни парашюта. В среде же скинхедов ходила байка, что это сделано специально для того, чтобы в драке противник не мог схватить тебя за шиворот.
Оранжевая подкладка тоже имела свой функционал. Она была нужна пилоту в случае аварийной посадки: он должен был вывернуть куртку, чтобы его можно было легче найти с воздуха. Фанаты выворачивали свои куртки, чтоб было проще понять, кто свой, а кто чужой в драке. По одной из версий, изобретателями этого были спартаковские хулиганы из «фирмы» Flint’s Crew.
В особо сильные морозы многие наматывали на шею «розу» (шарф) любимой команды.
В ходу были камуфляжные штаны, которые также приобретались на рынке ввиду наличия там модных расцветок в отличие от унылых мешковатых зеленых изделий из военторга. Особенно продвинутые пользователи надевали джинсы неизменно голубого цвета, но опять же ввиду их дороговизны широко распространения особенно в регионах они не получили. Завершающий штрих — армейские ботинки. В провинции многие промаршировали в них вплоть до 2000-х годов.
Также нельзя обойти стороной использование такого аксессуара, как подтяжки. Наиболее актуальными были подтяжки в цветах российского или немецкого триколора. Затем пришла мода на узкие подтяжки, которые были настоящим дефицитом. Подтяжки были не просто элементом гардероба — спущенные подтяжки означали, что «боец к драке готов», поэтому многие носили подтяжки исключительно в таком виде, подчеркивая свою брутальность.
Обувной культ
Первый магазин компании «Доктор и Алекс» — «Обувь XXI века» начал работать 1 октября 1998 года в районе метро «Войковская». Это по-настоящему эпохальное событие, наконец, открыло московской публике доступ к знаменитым ботинкам Dr. Martens, Grinders и Shelly’s. Наибольшей популярностью пользовались ботинки Grinders с высоким голенищем и неизменным металлическим стаканом. Похожие ботинки носил главный герой фильма «Американская история Х» в знаменитой сцене убийства афроамериканца, вошедшей в народный фольклор как «кусай бордюр».
Эта сцена стала прямым руководством к действию для многих скинхедов того времени. «Гриндара» буквально сметали с полок. Правда, в отличие от китайских бомберов позволить их себе мог далеко не каждый. Ответом на популярность «гриндарсов» стало появление российской фирмы Camelot. Она позиционировала себя как польский бренд и изготавливала обувь, напоминавшую образцы английских марок, но по куда более приемлемым ценам.
Как правило, ботинки носились с черными шнурками, но наиболее отчаянные вдевали белые, которые говорили, что их обладатель очистил землю от инородца. Несбыточной мечтой для многих скинов стали знаменитые ботинки Panzer со свастиками и рунами зиг на подошвах, выпущенные американским брендом Aryan wear. Данный дресс-код являлся классическим в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Эталонный облик скинхеда тех времен включал ботинки с высоким голенищем, камуфляжные штаны или подвернутые джинсы, подтяжки, футболку с радикальным изображением и куртку-бомбер.
Когда к середине 2000-х годов ультраправое движение радикализировалось, а за преступление на почве национальной розни стали давать серьезные сроки, подобная мода сошла на нет. В конце десятилетия подобным образом одевались уже антифа-скинхеды, которые пытались таким образом возродить дух 1969 года. Молодежь, которая остается верна традициям этой моды, можно встретить и сейчас, но расценивать это можно лишь как косплей тех времен.
Мода на тяжелые ботинки сошла на нет. Американский правый бренд Aryan wear закрылся. Shelly’s со своей знаменитой моделью Rangers специализируется на женских туфлях, а Grinders начал выпускать ковбойские сапоги. Единственным брендом, который остался верен своим корням и сумел выжить в конкурентной борьбе, стал Dr. Martens. Более того в 2010 году у бренда открылось второе дыхание: классические ботинки модели 1460 стали появляться в гардеробах людей, весьма далеких от скинхед-моды. В Dr. Martens были замечены Джаред Лето, Роберт Паттисон, Элис Эрскин и другие звезды первой величины.
Впрочем, в Великобритании традиционный стиль скинхедов сохранился. Встречаются семьи, где скинхед-традиции передаются от отца к сыну. Разумеется, вместо китайских подделок европейские скинхеды, придерживающиеся традиций, носят оригинальные Dr. Martens, джинсы Levi’s, поло либо клетчатые рубашки Fred Perry и оригинальные куртки Ben Sherman. Подобный стиль уже давно не говорит ничего конкретного о политических взглядах человека
Модные парни
Помни я теперь крутой,
У меня Lonsdale свой.
Купил его я в «Детском мире»,
Clock work times — Lonsdale
Примерно в этот период времени хулиганы и правые скинхеды начали отходить от моды на тяжелые ботинки и бомберы. Причин тому несколько:
— усиление контроля правоохранительных органов за экстремистскими группами. Подобный вид одежды однозначно вызывал подозрение и назывался «палево» или «ходить на палеве». Серьезную «акцию» в такой униформе провести стало невозможно, так как каждый милиционер имел ориентировку на скинхедов.
— выход страны из кризиса и появление у населения средств на поездки за рубеж. Первыми путешественниками стали футбольные хулиганы, которые и привезли в Россию моду на стиль casual.
— банальное удобство. Оказалось что драться, ходить на футбол и концерты значительно удобнее в кроссовках и олимпийках, чем в тяжелых ботинках.
— появление определенного дресс-кода, позволяювшего выделить из толпы своих.
Первую одежду, которая начала поступать в Россию, привезли футбольные фанаты. Ввиду высоких цен одним из основных мест, которые посещали «выездюки», были не бары, а магазины секонд-хенд, где болельщики затаривались на полную катушку. Многим профессионалам своего дела удавалось полностью отбить свои выезды за счет перепродажи одежды. Местом оптовых закупок также стали секонд-хенд-рынки в Харькове (на улице Героев Труда) и Киеве (Шулявский рынок). Тем более что шопинг можно было совместить с посещением ультраправых концертов «Перун фест», «Концерт памяти Яна Стюарта» и «Коловорот».
Скинхед того времени мог быть запросто одет в джинсы Levi’s, которые зачастую были единственными в гардеробе по причине высокой цены, и клетчатую рубашку Burberry. Очередным поворотным моментом для моды правых скинхедов стало открытие двух магазинов Lonsdale: на четвертом этаже «Детского мира» на Лубянке и в одном из переулков Арбата. Эти места стали обязательными к посещению всеми гостями столицы, которые приезжали туда на матчи своей команды. Цены на Lonsdale не были столь высоки, а в «правоте» этого бренда практически никто не сомневался.
В первой половине 2000-х гардероб российского скинхеда состоял из кроссовок (идеальный вариант New Balance), голубых джинсов (желательно бренда Levi`s) тенниски или клетчатой рубашки (Lacoste, Fred Perry, Merc, Lonsdale, Ben Sherman) и бейсболки. Эти бренды часто пользуются популярностью в среде футбольных хулиганов Европы, но вот среди скинхедов Старого Света, за исключением пары наименований, они не столь популярны.
Вторая половина первого десятилетия 2000-х годов характеризовалась радикализацией правого движения. Ввиду ужесточения борьбы с экстремизмом множество правых ушло в глубокое подполье и полностью отказалось от какой-либо моды. Это были годы террора, которые дали нам имена Николы Королева, Максима Базылева, Дмитрия Боровикова и многих других. Для этих людей, которые и формировали мнение правой молодежи, вопрос стиля был вторичен. Основная идея — «прямое действие». Все вышеупомянутые персонажи носили самую неприметную одежду, чтобы слиться с обывателями. Максимум, что они могли себе позволить, — это переодеться в камуфляж на сборах, которые проводились в лесах.
Свой стиль
Ближе к 2010 году правое движение столкнулось с очередным размытием дресс-кода. Стиль casual также стали использовать начинающие набирать силу антифашистские группировки. В качестве модного ответа на это возникали подчеркнуто правые бренды одежды, которые включали и милитари, и повседневный стиль. Пожалуй, одним из наиболее известных среди них стал бренд Thor Steinar.
Первое время этот достаточно редкий бренд достать было непросто. Тем не менее он пришелся по вкусу правой публике, так как четко противопоставлял себя остальным «обывательским» брендам, а для антифашистов был, что красная тряпка для быка.