какие физические упражнения необходимо использовать в качестве средств воспитания быстроты
Физическая культура. 2 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «2» класса
Урок № 14. Развитие скоростных способностей
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
Урок посвящен изучению быстроты.
Быстрота – это умение человека выполнять какое-то двигательное действие с максимальной скоростью.
Физические качества – это различные стороны двигательных возможностей человека.
Мышечная сила – это способность мышцы преодолевать сопротивление.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Быстрота – одно из основных физических качеств человека. Быстрота – это умение человека выполнять какое-то двигательное действие с максимальной скоростью. Быстрота играет большую роль в жизни. Быстрота реагирования, быстрое совершение действий – важные качества для многих профессий. Это качество нужно развивать, выполняя специальные упражнения. Упражнение должно быть простым. Главное условие – это повторение и выполнение упражнения с максимальной скоростью.
Начнем с разминки на месте! Исходное положение: ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу, руки на поясе.
После разминки перейдём к выполнению упражнений для развития быстроты.
Восстанавливаем дыхание и переходим к следующим упражнениям. Эти упражнения мы будем выполнять с помощью теннисного мяча.
Эти упражнения хорошо помогают развить быстроту, ловкость и координацию. Когда вы будете ловить мяч уверенно, увеличьте скорость выполнения упражнений. Это добавит сложности, и вы будете развиваться дальше.
Подвижная игра «Кто быстрее». Нужно разделиться на две команды. Команды строятся в колонны по одному и встают у стартовой линии. Через 15 шагов чертится ещё одна линия, финишная. Соревнуются пары, от каждой команды по одному участнику. По сигналу судьи они начинают бежать. Задача каждого участника добежать от стартовой линии до финишной. Участник, который сделал это быстрее соперника, приносит очко своей команде. После определения победителя в паре участник возвращается к своей команде по кромке беговой дорожки шагом и встаёт в конце колонны.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
2. Физические качества
Выберите правильный вариант ответа.
Какое умение человека характеризуется выполнением двигательных действий с максимальной скоростью?
Из урока мы узнали, что такое быстрота. Данное понятие является определением этого физического качества. Следовательно, правильный ответ – быстрота.
Особенности развитии быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Макова Наталья
Особенности развитии быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Одной из главных задач, решаемых, в процессе физического воспитания является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Основными физическими качествами принято считать ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, силу и выносливость. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие направлено на развитие физических качеств, таких как быстрота и ловкость.
Быстрота – это способность человека выполнять поставленные физические задачи в кратчайшее время. Ходьба и бег с ускорением, бег на скорость, с изменением темпа, а также подвижные игры, где нужно убегать от водящего, все эти упражнения способствуют развитию быстроты ребенка.
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения и менять их в изменяющейся обстановке. Развить ловкость у ребенка можно с помощью таких игр, где нужно быстро ориентироваться в пространстве и быстро переключаться с одной деятельности на другую, например, полоса препятствий [.
Наиболее оптимальными периодами с целью формирования скоростных способностей, как у девочек, так и у мальчиков является возраст от 6 до 10 лет. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественно значение приобретает какое – либо одно из них.
Уровень развития физических качеств определяется успешностью двигательной деятельности детей и способностью к овладению движений, умением целесообразно пользоваться ими в жизни.
Быстрота проявляется в разных формах,основными из которых являются:
– быстрая реакция на сигнал к действиям или их смене;
– скорость одиночного движения;
– способность увеличивать в короткое время темп движений.
Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения).
Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения в проявлении быстроты, интересные игровые задания и игры.
В соответствии с особенностями проявления быстроты выделяют две задачи, направленные на развитие способности быстро выполнять движение. Одна из задач – это упражнение в быстром начале движения, умении мгновенно реагировать действием на сигнал. Это качество необходимо во многих подвижных играх, на старте при беге, любых эстафетах. Для обучения быстрому началу движений может применяться бег с ускорением по сигналу; старт из разных исходных положений.
Другая задача – учить поддерживать высокий темп движения.Для этого эффективным средством будет бег на короткие дистанции: 15, 20, 30м.
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Занимаясь регулярно, быстроту движений можно значительно улучшить, но и сохранить на долгие годы.
Возможности развития быстроты движений расширяются у детей 5-6 лет в связи с тем, что они уже лучше владеют бегом, прыжками, бросанием и ловлей мяча.
Для развития этого качества использовать упражнения, выполняемые с максимальной скоростью и в многократном повторении, а также различные игры, направленные на развитие быстроты. При быстром выполнении, которое требует мышечных напряжений, которые требуют повышения уровня мышечной силы.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением. В старшем возрасте бег на скорость (добежать до финиша как можно быстрее) с изменением темпа, (медленный, средний, быстрый и очень быстрый).
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкостииспользуются разнообразные методические приемы:
– выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
– зеркальное выполнение упражнений;
– усложнение условий выполнения обычных упражнений;
– изменение скорости и темпа движений;
– изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля).
В быту, в играх, в спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление ловкости.
О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями.
Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки.
Для развития ловкостинеобходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений; прыжок из исходного положения, стоя спиной к направлению движения, быстрая смена различных положений; изменение скорости или темпа движения, способа его выполнения, использование в упражнениях предметов различной формы, веса, фактуры; выполнение взаимосогласованных действий несколькими участниками.
Могут использоваться упражнения, в которых дети прилагают усилия,чтобы сохранить равновесие: кружение на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.
Ловкость необходима при выполнении основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, в другом – с хорошим чувством равновесия.
В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. Одним из проявления ловкости является также умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении.
О высоком уровне развития ловкости у детей старшего возраста свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Прочно закрепленный двигательный навык, выполняемый в неизмененных условиях, перестает способствовать развитию ловкости.
Ловким можно назвать ребенка,затратившего на выполнение задания минимальное время: быстро влез и слез с лесенки, перелез через бревно, обежал препятствие. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. не всегда целесообразно действовать немедленно. Показателем ловкости у детей может служить время выполнения таких заданий как бег с поворотами, с обеганием препятствий.
Основу ловкости составляет координационные способности. Под двигательно-координационными способностями понимается способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов,а именно:
– способности человека к точному анализу движений;
– деятельности анализаторов, а особенно двигательного;
– сложности двигательного задания;
– уровня развития других физических способностей;
– смелости и решительности;
– возраста;
– общей подготовленности занимающихся (то есть запас разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Развитию быстроты способствуютскоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Для целенаправленного развития быстротыпростой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:
– метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 повторений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т. к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);
– игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением.
Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).
Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными – это легкая атлетика, бокс, вольная борьба, спортивные игры.
Педагогическое воздействие следует направлять на развитие таких физических качеств, как быстрота и ловкость, роль которых значима для владения программными умениями, активного проявления в играх и упражнениях. Так же важно учитывать индивидуальные особенности детей.
Таким образом, для развития быстроты и ловкости необходимо целенаправленно на протяжении всего дошкольного детства добиваться активизации умственной деятельности в процессе физических упражнений. Это необходимое условие развивающего обучения, которое обеспечивает не только передачу готовых знаний и навыков, но и формирует умения и способности дифференцированно воспринимать новое движение, быстро находить рациональный способ его выполнения (при помощи воспитателя и самостоятельно, быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и в соответствии с ней перестаивать свои действия.
Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.
Методическая разработка по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Развитие быстроты», 2017
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Определение понятия быстроты
Характеристика быстроты и виды скоростных способностей
Методика воспитания скоростных способностей .
а) Воспитание быстроты, простой и сложной двигательных реакций.
б) Методика воспитания быстроты движений.
Методическая разработка даёт определение понятия быстроты, раскрывает виды скоростных способностей и методику их воспитания.
Данную методическую разработку можно использовать на уроках физической культуры, в разделе программы «лёгкая атлетика» для обучения и совершенствования техники бега на короткие дистанции, а также, как методическое пособие, для развития скоростных качеств в разделе «спортивные игры».
Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также «скоростные способности двигательной реакции.
Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:
а) быстроту двигательных реакций;
б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;
в) частоту (темп) движений.
Первая группа требований предусматривает повышение трудностей решения задач за счет уменьшения времени выполнения двигательных действий, но при условии, что техника владения двигательным действием не лимитирует его скоростные параметры.
Вторая группа требований предполагает осуществление решения двигательных задач до наступления первых признаков утомления, которое сопряжено с увеличением времени движений, а, следовательно, закреплением иных временных параметров его выполнения.
Характеристика быстроты и виды скоростных способностей
При оценке проявлений быстроты различают:
1) латентное время двигательной реакции;
2) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
3) частоту движений.
Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в особенности касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движений. Есть основания считать, что данные показатели выражают различные скоростные способности. Сочетание этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты.
Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы:
1) фазу увеличения скорости (фазу разгона),
2) фазу относительной стабилизации скорости.
Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй — дистанционная скорость. Способность быстро набирать скорость и способность передвигаться с большой скоростью — относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот.
Скоростные способности человека вообще довольно специфичны. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно сходных движениях. Так, значительное улучшение результата в прыжках с места обычно скажется положительно на показателях в спринтерском беге, толкании ядра и других упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение; в то же время на скорости плавания, удара в боксе это, скорее всего, не отразится. Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом у физически слабо подготовленных людей.
Методика воспитания скоростных способностей.
Воспитание быстроты, простой и сложной двигательных реакций.
Быстрота двигательной реакции оценивается латентным временем реагирования. Различают простые и сложные реакции. Простая реакция — это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, на выстрел стартового пистолета).
Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение. В жизни часто встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной задержкой во времени.
Для простых реакций характерен очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, также быстро реагируют и в других. Занятия различными скоростными упражнениями улучшают быстроту простой реакции. Однако в «обратном направлении» переноса не происходит: упражнение в скорости реакции практически не сказывается на скорости движения.
Значительное улучшение быстроты двигательной реакции — задача весьма сложная.
В значительной части случаев (например, при занятиях лишь общей физической подготовкой) не возникает необходимости специальных воздействий на развитие быстроты двигательной реакции: достаточно того улучшения быстроты реакции, которое происходит путем переноса при занятиях скоростными упражнениями. Особенно ценны в этом отношении разнообразные подвижные и спортивные игры, среди которых выделяется баскетбол.
При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром, реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации. Этот метод в занятиях с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улучшается с трудом.
В случаях, когда быстрота реакции имеет особо большое значение, для ее совершенствования используют специальные методики. Одна из них — методика аналитического подхода — сводится к раздельному совершенствованию быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений.
Другая методика — ее можно условно назвать «сенсомоторной— основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микро интервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. Методика в данном случае направлена на то, чтобы развить способность точного восприятия времени и с помощью этого повысить быстроту реагирования.
Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассмотреть на примере двух типов сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции выбора.
2) оценить направление и скорость его полета,
3) выбрать план действия,
4) начать его осуществлять.
Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты. Лишь вначале следует отвести несколько занятий специально на развитие точности реакций. При этом надо объяснить студентам необходимость выполнения действия, как бы опережая движущийся объект.
Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных, в соответствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, берущий защиту, выбирает один из возможных ее вариантов в зависимости от вида атаки противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, в частности в единоборствах — от разнообразия поведения противника. Так, в реальной обстановке боя в боксе требования к сложной реакции очень велики: противник может пытаться нанести различные удары как левой, так и правой рукой в самой неожиданной последовательности.
При воспитании сложной реакции, следуя педагогическому правилу от простого к сложному, идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки.
Методика воспитания быстроты движений.
В процессе воспитания быстроты движений задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности (непосредственно прикладных и спортивных). Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов: уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т. п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.
В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (их обычно называют скоростными упражнениями). Они должны удовлетворять, по меньшей мере, трем требованиям:
1) техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях (поэтому малопригодны многие гимнастические упражнения, ходьба и пр.);
2) они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
3) их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность которой не превышает, даже у квалифицированных спортсменов, 20–22 сек. (у слабо подготовленных людей это время еще меньше).
В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного (с варьирующими ускорениями) упражнения.
Основная тенденция в данном случае — стремление превысить в занятии свою максимальную скорость. Этому подчиняются все характеристики методов (длина дистанции, интенсивность выполнения, интервалы отдыха, число повторений и пр.). Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу попытки. Движения выполняются с максимальной скоростью; занимающийся в каждой попытке стремится показать, как правило, наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление. Скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению.
Интервалы отдыха должны быть, с одной стороны, настолько короткими, чтобы возбудимость не успевала существенно снижаться, а с другой — настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций успели более или менее полно восстановиться. Это оказывается возможным, так как восстановительные процессы в после рабочем периоде протекают неравномерно: сразу после работы восстановление идет очень быстро, а потом замедляется.
В интервалах между повторениями следует использовать активный отдых — это позволит поддерживать возбудимость ЦНС на достаточно высоком уровне. В качестве средств активного отдыха рекомендуются упражнения небольшой интенсивности, включающие функционирование тех же мышечных групп, что и в основном упражнении. В этом случае постоянный приток афферентной импульсации будет поддерживать высокую возбудимость двигательных нервных центров, несущих основную нагрузку в данном движении. В беге, например, следует заполнять паузы спокойной ходьбой или свободным медленным бегом, в плавании — неторопливыми движениями в воде и т. п.
Поскольку при повторной скоростной работе интервалы отдыха все же недостаточны для полного восстановления, то относительно быстро наступает утомление, внешне выражающееся в снижении скорости. Это снижение служит первым сигналом (критерием достаточности) для прекращения в данном занятии работы по воспитанию быстроты: дальнейшие повторения способствовали бы лишь развитию выносливости.
Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости ЦНС, которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения в занятии обычно располагают ближе к началу; в системе занятий их планируют в основном на первый или второй день после дня отдыха.
Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет использование в занятиях игрового и в особенности соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъем, заставляют проявлять значительные усилия — это довольно часто ведет к улучшению результата.
Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой — многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения. Причем стабилизируются, не только пространственные характеристики, но и временные — скорость и частота. Образуется так называемый скоростной барьер. Стабилизация скорости — главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей.
Пути борьбы со стабилизацией движений несколько различны у начинающих и высококвалифицированных спортсменов.
В занятиях с начинающими одно из условий — не торопиться с узкой специализацией, проводить предварительную всестороннюю физическую подготовку на протяжении нескольких лет.