какие физиологические особенности обуславливают непостоянную температуру тела лягушки

ЕГЭ по биологии 2017: температура тела лягушки и многое другое

В тексте ниже я привожу вопросы, которые были заданы ученикам на ЕГЭ по биологии в 2017 году. Их передали сами участники ЕГЭ. Они могли не помнить номер вопроса и проводили только его суть. Почему представлены эти материалы? Для учеников они были более сложны, в них сделаны ошибки.

Причины непостоянства температуры тела лягушка внутри ее систем органов

В 25 вопросе ЕГЭ по биологии 2017 года спросили о том, почему температура тела лягушки непостоянна, если рассматривать ее дыхательную, кровеносную и кожную системы. Многие ученики написали о возникновении трехкамерного сердца с двумя предсердиями и одним желудочком. Я всегда рекомендую указывать и дополнительную информацию, чтобы гарантировать себе максимально совпадение с критериями проверяющих. Здесь надо указать также, что в желудочке лягушки смешанная кровь. Поэтому в крови относительно небольшое содержание кислорода, что является причиной низкой интенсивности процессов обмена веществ в клетках и тканях организма лягушки. Но также мы обычно пишем еще и о появлении второго круга кровообращения – легочного (малого).

У лягушки мешковидные легкие, без складчатой поверхности. Дыхательно-глотательные движения у нее неэффективные по причине отсутствия ребер и мощных межреберных мышц. Дыханию лягушки помогают мышцы глотки. Поэтому легкие не обеспечивают у земноводных качественного насыщения крови кислородом, что определяет недостаток выделения тепла в теле.

Кожа земноводных влажная, содержит железы и покрыта слизью. Через нее активно теряются тепло и влага, что является причиной непостоянной температуры тела. Например, в жару влажная кожа лягушки рискует пересохнуть и потерять влагу. В этом случае кожное дыхание может стать невозможным. В условиях низких температур тело лягушки очень быстро охлаждается через очень нежную и тонкую кожу. Вывод: смешанная кровь в желудочке, неэффективная легочная дыхательная система и влажная кожа приводят к низкому уровню обмена веществ земноводных, что является причиной непостоянной температуры тела лягушки (холоднокровности).

Дыхание корней, двойное оплодотворение и спорофит плаунов

Отдельные участники ЕГЭ по биологии предлагали в качестве ароморфозов цветковых проводящие и механические ткани. Однако их, вообще, не надо было указывать, так как механические ткани есть уже даже у мхов, наряду со слабо развитыми проводящими! И безусловно, надо было написать о цветке, а также о его значении.

Некоторые ученики указывали, что зародыш у плауна – спорофит. Такое утверждение довольно некорректно. Спорофит – это взрослое растение плауна, которое развивается из зародыша.

Стабилизирующий отбор и половой диморфизм

Ученик должен понимать, что при воздействии стабилизирующего отбора фенотип особей может отличаться в рамках одного вида в том случае, если для вида характерен половой диморфизм. Подобный аспект был затронут в одном из вопросов ЕГЭ 2017 года. В целом мы знаем, что при стабилизирующем отбор фенотип особей во многих поколениях остается постоянным. И такой отбор действует в стабильных условиях среды. Однако в рамках одного вида при таком отборе и при половом диморфизме фенотип особей будет отличаться. Подобные отличия также будут сохраняться из поколения в поколение.

Пищеварение в ротовой полости, овогенез

Если вам в ЕГЭ по биологии попался вопрос о пищеварении в ротовой полости, что очень важно указать? Во-первых, то, что уже во рту идет переваривание углеводов – крахмал под влиянием птиалина и мальтазы превращается в глюкозу. Во-вторых, надо было указать, что в слюне содержится лизоцим – бактерицидное вещество, которое уничтожает патогенных микроорганизмов в пищеварительной системе. Что можно написать о биологическом смысле стадии созревания овогенеза? Образование яйцеклетки и 3 направительных телец – вполне исчерпывающий ответ. Стадии гаметогенеза уже давно проверяют в ЕГЭ по биологии. Их глубокий смысл и названия надо четко помнить.

Источник

Какие физиологические особенности обуславливают непостоянную температуру тела лягушки

Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом.

А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере

Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в органические формы

В) около 50% возвращается в атмосферу растениями

Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах

Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом

Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Углерод: около 50% возвращается в атмосферу растениями, значительные количества накапливаются в осадочных породах, в выдыхаемом животными воздухе (СО2) содержится значительно больше, чем во вдыхаемом.

Азот: больше всего этого вещества содержится в атмосфере, клубеньковые бактерии усваивают атмосферный азот и переводят его в форму, удобную для растений; поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей.

Во многих заданиях ЕГЭ и учебниках написано, что азотфиксаторы создают нитраты, в то время как

азотфиксирующие бактерии связывают (фиксируют) газообразный азот с образованием аммонийной формы (NH и солей аммония).

Организмы, способные к усвоению азота воздуха, можно разделить на группы: 1) симбиотические азотфиксаторы — микроорганизмы, которые усваивают азот атмосферы, только находясь в симбиозе с высшим растением; 2) не симбиотические азотфиксаторы — микроорганизмы, свободно живущиев почве и усваивающие азот воздуха. Важное значение имеют симбиотические азотфиксаторы, живущие в клубеньках корней бобовых растений (клубеньковые бактерии), относящиеся к роду Rhizobium. Связывание азота атмосферы возможно только при симбиотической ассоциации микроорганизмов этого вида и высшего растения в основном из семейства Бобовые.

Суть этого в том, что лектин корневых волосков растений прочно связывается с углеводом поверхности бактерий. Бактерии, внедрившиеся в корневой волосок, в виде сплошного тяжа (т. н. инфекционные нити), состоящего из соединенных слизью бесчисленных бактерий, проникают в паренхиму корня. Клетки перицикла начинают усиленно делиться. Возможно, бактерии выделяют гормональные вещества типа ауксина и именно это является причиной разрастания тканей, образуются вздутия — клубеньки. Клетки клубеньков заполняются быстро размножающимися бактериями, но остаются живыми и сохраняют крупные ядра. Клубеньковые бактерии заражают только полиплоидные клетки корня. Взаимоотношения между высшими растениями и клубеньковыми бактериями обычно характеризуют как симбиоз. Однако на первых этапах заражения бактерии питаются целиком за счет высшего растения, т. е. практически паразитируют на нем. В этот период рост зараженных растений даже несколько тормозится. В дальнейшем азотфиксирующая способность бактерий увеличивается, и они начинают снабжать азотистыми веществами растение-хозяина, вместе с тем бактерии получают от высшего растения углеводы (симбиоз).

Источник

Какие физиологические особенности обуславливают непостоянную температуру тела лягушки

По каким признакам крокодилов и водных черепах относят к классу пресмыкающихся? Укажите не менее четырех признаков.

1. у этих животных кожа сухая, покрыта роговыми или костными пластинками;

2. они дышат только кислородом воздуха с помощью ячеистых легких;

3. у водных черепах сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке (у крокодилов сердце четырехкамерное), по большому кругу течет смешанная кровь;

4. оплодотворение внутреннее, откладывают на суше яйца с большим запасом питательных веществ и плотными яйцевыми оболочками

Проанализируйте таблицу «Физиологические характеристики организмов в спокойном состоянии при температуре воздуха +24°С».

дых. дв./мин

ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТАВЕЩЕСТВО
слон362812
человек377016
хомяк3730074
утка4121035
черепаха23345

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

1) У черепахи наиболее интенсивный обмен веществ из всех холоднокровных организмов.

2) Хомяк — наиболее активное из представленных животных, постоянно находящееся в движении.

3) Чем меньше размеры теплокровного организма, тем интенсивнее частота сердечных сокращений и частота дыхания.

4) Температура тела черепахи свидетельствует о её принадлежности к холоднокровным организмам.

5) Хомяку для поддержания теплопродукции требуется больше всего пищи.

3) Чем меньше размеры теплокровного организма, тем интенсивнее частота сердечных сокращений и частота дыхания.

4) Температура тела черепахи свидетельствует о её принадлежности к холоднокровным организмам.

Неверный/ нет данных/ нельзя сделать вывод по указанным данным:

1) У черепахи наиболее интенсивный обмен веществ из всех холоднокровных организмов. (в таблице нет других представителей хладнокровных)

2) Хомяк — наиболее активное из представленных животных, постоянно находящееся в движении.

5) Хомяку для поддержания теплопродукции требуется больше всего пищи.

Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Хвостатые земноводные

3) Саламандра чёрная

Последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого крупного:

2) Хордовые → 4) Позвоночные → 6) Земноводные → 1) Хвостатые земноводные → 5) Саламандровые → 3) Саламандра чёрная.

Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

4) Выхухоль русская

Последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего:

4) Выхухоль русская → 5) Кротовые → 1) Насекомоядные → 3) Плацентарные → 6) Млекопитающие → 2) Хордовые.

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками эмбриона, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) подкожная жировая клетчатка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Соответствие между характеристиками и видами изменчивости:

1. Эктодерма: Г) нейроны; Д) эпидермис кожи; Е) слизистая носа.

2. Мезодерма: А) диафрагма; Б) подкожная жировая клетчатка; В) клетки нефрона.

Установите последовательность таксономических названий, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

4) Филин обыкновенный

Последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого крупного:

5) Хордовые → 3) Позвоночные → 1) Птицы → 6) Совообразные → 2) Филины → 4) Филин обыкновенный.

Среди хордовых животных наиболее высокий уровень организации имеют

Признаки, отличающие животных класса Земноводные от других позвоночных

1 – признаки пресмыкающихся и млекопитающих, 2 – признаки птиц, 4 – признаки рыб.

Почему вариант Б только для птиц, это и для земноводных тоже

А в вопросе просят указать признаки, от­ли­ча­ю­щие жи­вот­ных клас­са Зем­но­вод­ные от дру­гих позвоночных

Установите соответствие между признаком и группой животных, для которой он характерен.

СТРУКТУРЫЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

A) хорда сохраняется у всех видов в течение жизни

Б) головной мозг состоит из пяти отделов

B) сердце состоит из камер

Г) наличие пятипалой конечности

Д) нервная трубка сохраняется у взрослых особей

Е) нервная трубка преобразуется в головной и спинной мозг

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Бесчерепные (Ланцетник): хорда сохраняется у всех видов в течение жизни; нервная трубка сохраняется у взрослых особей.

Позвоночные (Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие): головной мозг состоит из пяти отделов; сердце состоит из камер; наличие пятипалой конечности (у большинства, кроме рыб); нервная трубка преобразуется в головной и спинной мозг.

Первыми позвоночными, независимыми от водной среды обитания, были пресмыкающиеся. Благодаря каким особенностям строения и размножения они стали настоящими наземными животными?

1) Роговой покров, кожа без желез;

2) кожистые яйца с большим запасом питат веществ;

А внутреннее оплодотворение разве не сыграло свою роль в том,что они стали первыми наземными животными?

а также тазовые почки и амниотическая оболочка

У кого из хордовых животных впервые появилось наружное ухо?

Наружное ухо впервые появилось у млекопитающих.

я не очень согласна с ответом.Возможно, вопрос не корректен, но все же, вот, что я нашла на сайте ВИКИПЕДИИ

Наружное ухо (лат. auris externa[2]) — латеральная часть периферического отдела слуховой системы млекопитающих, птиц, некоторых пресмыкающихсяи единичных видов земноводных. У наземных млекопитающих включает ушную раковину и наружный слуховой проход; от среднего уха отделяется барабанной перепонкой

Т.Е.да, ушная раковина впервые появилась у млекопитающих, но у пресмыкающихся (и у птиц) уже есть слуховой проход, именно он относится к наружному уху

У рептилий орган слуха, так же как и у амфибий, представлен внутренним и средним ухом. Наружного уха нет. Во внутреннем ухе обособляется улитка. Колебания барабанной перепонки с помощью единственной слуховой косточки – стремечка – передаются на улитку к рецепторам внутреннего уха.

А птиц в вариантах ответа нет.

Установите соответствие между особенностями кровеносной системы земноводных и пресмыкающихся.

ПРИЗНАКГРУППА ЖИВОТНЫХ

А) сердце трёхкамерное

Б) сердце четырёхкамерное

В) в желудочке сердца смешанная кровь

Г) в сердце один желудочек

Д) в сердце два желудочка

Е) желудочки сердца разделены перегородкой

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Сердце крокодилов четырехкамерное.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Акулы – надотряд хрящевых рыб, обладающий следующими отличительными особенностями: удлинённое тело более или менее торпедообразной формы, большой хвостовой плавник и хорошо развитые жаберные крышки.

2. К настоящему времени известно более 450 видов акул. 3. Китовая акула – самая большая из известных рыб (её длина достигает 20 метров) и самый крупный морской хищник. 4. Представители надотряда широко распространены в морях и океанах, от поверхности до глубины более 2000 метров. 5. Акулы в основном обитают в пресной воде. 6. Большинство акул относится к так называемым настоящим хищникам, но 3 вида – фильтраторы.

Ошибки допущены в предложениях:

1) Ошибка в предложении 1 – у хрящевых рыб, в том числе и акул, нет жаберных крышек.

2) Ошибка в предложении 3 – китовая акула не хищник, она фильтратор.

3) Ошибка в предложении 5 – большинство акул живёт в морской воде

В предложении 3 нет ошибки, так как китовая акула питается зоопланктоном, что делает ее хищником.

Я, конечно, понимаю Ваши возражения. Это зависит от того, кого считать хищником. Существуют различные определения, но можно с уверенностью сказать, что все, кто поедает других животных является хищником.

Но всё же, «самый круп­ный мор­ской хищник» подразумевает активную охоту — и к этому понятию из акул подходит Белая акула; а из млекопитающих — кашалот (питается рыбой и несколькими видами кальмаров) и касатка.

Бeлaя aкyлa — oпaсный и aгрeссивный хищник, oнa нeрeдкo aтaкyeт всё, чтo движeтся, прoбyя нa зyб бyи, дoски и прoчиe плaвaющиe прeдмeты. Дeсятки плoвцoв и сeрфингистoв стaли жeртвaми нaпaдeния сo стoрoны бeлых aкyл.

Китовая акула во время кормёжки всасывает воду и фильтрует её специальным цедильным аппаратом, который образуется жаберными дугами.

Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.

2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.

3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.

4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.

5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу — до типичных степей.

6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

Из указанных признаков к питанию и особенностям проживания относятся: выкармливание детенышей молоком, устройство гнездовой камеры и особенности питания взрослого крота. Под цифрами 1 — морфологический критерий; 2 — этологический (поведенческий), 5 — географический.

Извиняюсь, если что-то неправильно, но разве из приведенных сведений мы можем сказать на какой глубине находится гнездовая камера?

это 4 предложение. Гнез­до­вая ка­ме­ра рас­по­ло­же­на на глу­би­не 1,5–2 м.

Земноводные — животные, хорошо приспособленные к жизни в двух средах обитания. Выберите три верных утверждения из шести, отвечающих по смыслу этому утверждению, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Многие учёные считают, что земноводные произошли от древних кистепёрых рыб. (2) Непосредственными предками земноводных были стегоцефалы, достигавшие в своих размерах 1 м в длину. (3) Земноводные — первые животные, которые передвигались на конечностях рычажного типа, имеющих плавательные перепонки. (4) В скелете земноводных сохраняется много хрящей. (5) Атмосферный воздух нагнетается в лёгкие в результате сокращения мышц дна ротовой полости, а также диффундирует через кожу, покрытую слизью. (6) Развитие земноводных происходит с метаморфозом в несколько стадий: яйцо → головастик с наружными жабрами → взрослое животное.

Все указанные предложения описывают Земноводных. Но нам нужно выбрать критерии, которые заданы условием (жирный шрифт выделен в оригинале задания). Земноводные — первые животные, которые передвигались на конечностях рычажного типа, имеющих плавательные перепонки. Атмосферный воздух нагнетается в лёгкие в результате сокращения мышц дна ротовой полости, а также диффундирует через кожу, покрытую слизью. Развитие земноводных происходит с метаморфозом в несколько стадий: яйцо → головастик с наружными жабрами → взрослое животное.

Источник

Какие физиологические особенности обуславливают непостоянную температуру тела лягушки

Инсулин поджелудочной железы заставляет глюкозу из крови переходить в клетки печени, где образуется гликоген, а глюкагон, выгоняет сахар из печени при его недостатке в крови, т е эти гормоны участвуют в углеводном обмене

Гормоны — это вещества, которые участвуют в

Гормоны — биологически активные вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках желёз внутренней секреции, поступающие в кровь и оказывающие регулирующее влияние на обмен веществ и физиологические функции. Гормоны служат гуморальными (переносимыми с кровью) регуляторами определённых процессов в различных органах и системах.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

Инсулин — белковый гормон, контролирующий уровень глюкозы в крови. Синтезируют этот гормон бета-клетки, принадлежащие островковому аппарату (островки Лангерганса) поджелудочной железы, что объясняет риск развития сахарного диабета при нарушении ее функциональных способностей. Инсулин понижает уровень глюкозы в крови, при этом происходит синтез гликогена.

Какие физиологические особенности обуславливают непостоянную температуру тела лягушки? Объясните, рассматривая особенности кровеносной, дыхательной и покровной систем этого животного.

1) Сердце трехкамерное (два предсердия и желудочек), кровь в желудочке смешивается клетки тела снабжаются смешанной кровью, которая содержит мало кислорода

2) Обмен веществ происходит медленно, энергии в процессе жизнедеятельности освобождается мало

3) Легкие развиты плохо, голая кожа, покрытая слизью с густой сетью капилляров.

Высокая теплоотдача за счет голой кожи — в связи с кожным дыханием происходит постоянное испарение влаги через кожу, снижающее температуру тела

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯЖИВОТНОЕ
МетодПрименение метода
разделение клеточных структур
хроматографияразделение основных пигментов из

Микроскопия – изучение морфологии клетки.

Хроматография – физико-химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ, основанном на разной скорости движения веществ через адсорбент, например, разделение смеси пигментов растений.

Метод меченых атомов – введение в вещество радиоактивного изотопа химического элемента для изучения путей его превращения в клетке. Метод используется для изучения жизнедеятельности клетки.

Биохимический метод – метод, используемый в цитологии для обнаружения и оценки количества веществ в клетках и тканях организмов, изучение структуры веществ.

Центрифугирование – метод разделения клеточных структур и макромолекул с помощью центрифуги, позволяющий дифференцировано осаждать клеточные структуры, отличающиеся друг от друга своей массой.

Метод культуры клеток и тканей – изучение жизнедеятельности клеток и тканей путем культивирования их на искусственных средах.

Разделение клеточных структур осуществляют с помощью центрифуги методом центрифугирования.

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Частнонаучный методПрименение метода
БлизнецовыйОпределение роли факторов среды в формировании

фенотипа человека

?Изучение особенностей фаз митоза на фиксированном

Микроскопия – изучение морфологии клетки.

Хроматография – физико-химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ, основанном на разной скорости движения веществ через адсорбент, например, разделение смеси пигментов растений.

Метод меченых атомов – введение в вещество радиоактивного изотопа химического элемента для изучения путей его превращения в клетке. Метод используется для изучения жизнедеятельности клетки.

Биохимический метод – метод, используемый в цитологии для обнаружения и оценки количества веществ в клетках и тканях организмов, изучение структуры веществ.

Центрифугирование – метод разделения клеточных структур и макромолекул с помощью центрифуги, позволяющий дифференцировано осаждать клеточные структуры, отличающиеся друг от друга своей массой.

Метод культуры клеток и тканей – изучение жизнедеятельности клеток и тканей путем культивирования их на искусственных средах.

Гибридологический – генетический анализ потомства (гибридов), полученного от родителей, отличающихся по одному или нескольким признакам.

Цитогенетический – изучение количества и структуры хромосом с помощью микроскопа, позволяет выявить хромосомные (изменение структуры хромосом) и геномные (изменение количества хромосом) мутации.

Близнецовый – метод сравнительного изучения наследования признаков у близнецов, позволяет установить роль среды и наследственности в определении признака.

Генеалогический – изучение наследование признака на основе анализа родословных, позволяет определять характер наследования признака, а также особенности наследования признаков, обусловленных генными мутациями.

Популяционно-статистический – определение частоты встречаемости различных генов в популяциях организмов.

Особенности фаз митоза на фиксированном препарате изучают методом микроскопии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *