какие физиологические особенности обуславливают непостоянную температуру тела лягушки
ЕГЭ по биологии 2017: температура тела лягушки и многое другое
В тексте ниже я привожу вопросы, которые были заданы ученикам на ЕГЭ по биологии в 2017 году. Их передали сами участники ЕГЭ. Они могли не помнить номер вопроса и проводили только его суть. Почему представлены эти материалы? Для учеников они были более сложны, в них сделаны ошибки.
Причины непостоянства температуры тела лягушка внутри ее систем органов
В 25 вопросе ЕГЭ по биологии 2017 года спросили о том, почему температура тела лягушки непостоянна, если рассматривать ее дыхательную, кровеносную и кожную системы. Многие ученики написали о возникновении трехкамерного сердца с двумя предсердиями и одним желудочком. Я всегда рекомендую указывать и дополнительную информацию, чтобы гарантировать себе максимально совпадение с критериями проверяющих. Здесь надо указать также, что в желудочке лягушки смешанная кровь. Поэтому в крови относительно небольшое содержание кислорода, что является причиной низкой интенсивности процессов обмена веществ в клетках и тканях организма лягушки. Но также мы обычно пишем еще и о появлении второго круга кровообращения – легочного (малого).
У лягушки мешковидные легкие, без складчатой поверхности. Дыхательно-глотательные движения у нее неэффективные по причине отсутствия ребер и мощных межреберных мышц. Дыханию лягушки помогают мышцы глотки. Поэтому легкие не обеспечивают у земноводных качественного насыщения крови кислородом, что определяет недостаток выделения тепла в теле.
Кожа земноводных влажная, содержит железы и покрыта слизью. Через нее активно теряются тепло и влага, что является причиной непостоянной температуры тела. Например, в жару влажная кожа лягушки рискует пересохнуть и потерять влагу. В этом случае кожное дыхание может стать невозможным. В условиях низких температур тело лягушки очень быстро охлаждается через очень нежную и тонкую кожу. Вывод: смешанная кровь в желудочке, неэффективная легочная дыхательная система и влажная кожа приводят к низкому уровню обмена веществ земноводных, что является причиной непостоянной температуры тела лягушки (холоднокровности).
Дыхание корней, двойное оплодотворение и спорофит плаунов
Отдельные участники ЕГЭ по биологии предлагали в качестве ароморфозов цветковых проводящие и механические ткани. Однако их, вообще, не надо было указывать, так как механические ткани есть уже даже у мхов, наряду со слабо развитыми проводящими! И безусловно, надо было написать о цветке, а также о его значении.
Некоторые ученики указывали, что зародыш у плауна – спорофит. Такое утверждение довольно некорректно. Спорофит – это взрослое растение плауна, которое развивается из зародыша.
Стабилизирующий отбор и половой диморфизм
Ученик должен понимать, что при воздействии стабилизирующего отбора фенотип особей может отличаться в рамках одного вида в том случае, если для вида характерен половой диморфизм. Подобный аспект был затронут в одном из вопросов ЕГЭ 2017 года. В целом мы знаем, что при стабилизирующем отбор фенотип особей во многих поколениях остается постоянным. И такой отбор действует в стабильных условиях среды. Однако в рамках одного вида при таком отборе и при половом диморфизме фенотип особей будет отличаться. Подобные отличия также будут сохраняться из поколения в поколение.
Пищеварение в ротовой полости, овогенез
Если вам в ЕГЭ по биологии попался вопрос о пищеварении в ротовой полости, что очень важно указать? Во-первых, то, что уже во рту идет переваривание углеводов – крахмал под влиянием птиалина и мальтазы превращается в глюкозу. Во-вторых, надо было указать, что в слюне содержится лизоцим – бактерицидное вещество, которое уничтожает патогенных микроорганизмов в пищеварительной системе. Что можно написать о биологическом смысле стадии созревания овогенеза? Образование яйцеклетки и 3 направительных телец – вполне исчерпывающий ответ. Стадии гаметогенеза уже давно проверяют в ЕГЭ по биологии. Их глубокий смысл и названия надо четко помнить.
Какие физиологические особенности обуславливают непостоянную температуру тела лягушки
Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом.
ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА | ВЕЩЕСТВО | ||
слон | 36 | 28 | 12 |
человек | 37 | 70 | 16 |
хомяк | 37 | 300 | 74 |
утка | 41 | 210 | 35 |
черепаха | 23 | 34 | 5 |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) У черепахи наиболее интенсивный обмен веществ из всех холоднокровных организмов.
2) Хомяк — наиболее активное из представленных животных, постоянно находящееся в движении.
3) Чем меньше размеры теплокровного организма, тем интенсивнее частота сердечных сокращений и частота дыхания.
4) Температура тела черепахи свидетельствует о её принадлежности к холоднокровным организмам.
5) Хомяку для поддержания теплопродукции требуется больше всего пищи.
3) Чем меньше размеры теплокровного организма, тем интенсивнее частота сердечных сокращений и частота дыхания.
4) Температура тела черепахи свидетельствует о её принадлежности к холоднокровным организмам.
Неверный/ нет данных/ нельзя сделать вывод по указанным данным:
1) У черепахи наиболее интенсивный обмен веществ из всех холоднокровных организмов. (в таблице нет других представителей хладнокровных)
2) Хомяк — наиболее активное из представленных животных, постоянно находящееся в движении.
5) Хомяку для поддержания теплопродукции требуется больше всего пищи.
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Хвостатые земноводные
3) Саламандра чёрная
Последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого крупного:
2) Хордовые → 4) Позвоночные → 6) Земноводные → 1) Хвостатые земноводные → 5) Саламандровые → 3) Саламандра чёрная.
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
4) Выхухоль русская
Последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего:
4) Выхухоль русская → 5) Кротовые → 1) Насекомоядные → 3) Плацентарные → 6) Млекопитающие → 2) Хордовые.
Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками эмбриона, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРУКТУРЫ | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ | ||||||||||||||
ПРИЗНАК | ГРУППА ЖИВОТНЫХ | ||||||||||||
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ | ЖИВОТНОЕ | ||||||||||
Метод | Применение метода | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
… | разделение клеточных структур | ||||||
хроматография | разделение основных пигментов из Микроскопия – изучение морфологии клетки. Хроматография – физико-химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ, основанном на разной скорости движения веществ через адсорбент, например, разделение смеси пигментов растений. Метод меченых атомов – введение в вещество радиоактивного изотопа химического элемента для изучения путей его превращения в клетке. Метод используется для изучения жизнедеятельности клетки. Биохимический метод – метод, используемый в цитологии для обнаружения и оценки количества веществ в клетках и тканях организмов, изучение структуры веществ. Центрифугирование – метод разделения клеточных структур и макромолекул с помощью центрифуги, позволяющий дифференцировано осаждать клеточные структуры, отличающиеся друг от друга своей массой. Метод культуры клеток и тканей – изучение жизнедеятельности клеток и тканей путем культивирования их на искусственных средах. Разделение клеточных структур осуществляют с помощью центрифуги методом центрифугирования. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
|